Ухудшение экономического положения сектора МСП было вызвано как влиянием экономического кризиса, так и состоянием бизнес среды. Основной реакцией на кризис у предприятий стало сокращение издержек. К этой мере было вынуждено обратиться 82.4% респондентов.
Вероятность выбора этой стратегии не зависела от экономического положения предприятия, его размера или сферы деятельности. Основные различия были заметны в политике ценообразования и сохранении объемов производства. Менее чувствительные к кризису предприятия старались сохранить цены и не сокращать производство.
Напротив, предприятия, более пострадавшие от кризиса, снижали и цены и количество выпускаемой продукции. Так, существует отрицательная корреляция между оценкой изменения экономического положения предприятия и вероятностью его реакции на кризис в виде сокращения производства. МСП, которые не отметили ухудшения своего экономического положения, реже среднего обращались к стратегии сокращения производства. Стратегия же сохранения цен напрямую коррелирует с оценкой изменения экономического положения предприятия12. Это подразумевает, что данная мера была характерна для более успешных компаний, не ощутивших ухудшения экономического положения за последний год [12,c.214].
Новый проект закона: структура малого бизнеса.
Однако есть ряд проблем, которые, в отличие от присущих многим странам с переходным периодом, являются характерными для Беларуси:
— ограниченный доступ к твердой валюте, множественность валютных курсов, непредсказуемое валютное законодательство;
— затрудненный доступ к западным технологиям, ноу-хау, финансовым ресурсам, коммерческой информации, западным партнерам;
— частые проверки со стороны многочисленных контролирующих органов.
Важно отметить, что в то время, как для начинающих предпринимателей основным препятствием для развития бизнеса является недостаток финансовых средств, для более зрелых малых предприятий нестабильное законодательство, то частые проверки контролирующих органов это «привилегия» давно и прибыльно работающих бизнесменов.
Особо необходимо отметить, что почти в два раза — по сравнению с началом 1997 года — снизилось количество предпринимателей, которые планируют расширять свой бизнес, приобретать новое оборудование и осваивать новые технологии.
Что же необходимо для улучшения сложившейся ситуации? По мнению самих предпринимателей, три основных фактора: стабилизация законодательства, стабилизация валютного рынка, гарантия защиты права собственности.
Таким образом, мы подходим к исключительно важной роли, которую играет государство в поддержке предпринимательства. Эта роль заключается в следующем: обеспечение макроэкономической стабильности, проведение правовой реформы, улучшение имиджа предпринимательства, реформа системы образования [13,c.234].
Макроэкономическая стабильность приведет к созданию более длительной перспективы для частного бизнеса, даст возможность предпринимателям составить долгосрочный план своей деятельности и точнее рассчитать риски. Сильный малый бизнес не может появиться при отсутствии соответствующих условий. И каждый шаг государства в сторону поддержки малого и среднего бизнеса повлечет за собой повышение вклада этих предприятий в экономику на местном и республиканском уровне.
ЗЕНОН ПОЗНЯК: Удары по территории РБ, куда идем и что делать | Интервью.
Согласно статистике, именно нехватка управленческих знаний явилась одной из основных причин массового разорения мелких фирм в 80-х гг. Проведенный анализ показал, что лишь в 10 % обследованного ряда предприятий, их руководители соответствовали стереотипу предпринимателя. Можно сказать, что суровая необходимость обусловила переход от традиционных иерархических подходов и самоорганизации к потребности научных представлений об управлении в малом бизнесе, разработке адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, направленных на рациональное сочетание формальной организованности структуры и активизации человеческого фактора.
Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении.
Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь.
Главной проблемой для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры. В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение.
В стремлении обезопасить рынок от недобросовестных субъектов хозяйствования и предотвратить образование фирм-однодневок государство чрезмерно зарегулировало процедуру открытия бизнеса [5,c.236].
Белорусское законодательство в сфере налогообложения не отличается простотой и однозначностью. В то же время, в рамках программы либерализации налогового законодательства появляются нормы, значительно сокращающие затраты человекачасов на подготовку отчетной документации и непосредственно на уплату налогов.
Так, субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) самостоятельно выбирают систему налогообложения. В налоговых органах (как и во многих других) работает заявительный принцип. Субъекты хозяйствования могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения уже со следующего налогового периода, либо с момента регистрации. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление установленной формы [22,c.165].
Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.
Активному развитию малого бизнеса в РБ в настоящее время препятствуют: несовершенное и недостаточное законодательство; высокий уровень налогов; недостаточность денежных накоплений у населения; слабая финансовая поддержка со стороны государства и международных финансовых организаций; недоброжелательное отношение определенной части государственных служащих и значительной части населения к предпринимательству.
Вместе с тем у нас есть все основания надеяться, что в ближайшей перспективе малый бизнес, малое предпринимательство получат в РБ мощное развитие. Таково требование жизни.
Перспективы малого бизнеса довольно широки, если дело открывают в большом городе. Тут и инфраструктура развитая, и экономические отношения наиболее востребованы. Наиболее популярные виды бизнеса малой формы, которые имеют шансы добиться высоких показателей, — это технологии, питание, торговля [10,c.155].
Жителей мегаполисов больше, чем население в провинции, интересуют возможности получать обеспечение своих потребностей быстро и без лишних проволочек, а такое оказывается реальным только при существовании хорошо организованных и органично функционирующих предприятий малого бизнеса.
Стоит отметить, что мегаполис — это всегда предпринимательство, ориентирующееся на довольно состоятельных, успешных и активных людей, которые и являются основой целевой аудитории бизнесменов. Однако в большинстве своем забыты такие слои населения, которые не могут стать потребителями дорогих, зачастую люксовых товаров. Это говорит о том, что для малого бизнеса класса эконом в мегаполисе открываются широкие просторы. Так, например, аналитики всех стран мира отмечают, что сфера гостиничного бизнеса в столицах и крупных городах развита крайне сильно.
Единственным недостатком, который довольно ощутимо сказывается на инфраструктуре и прибыльности бизнеса, является отсутствие гостиниц, которые бы отвечали требованиям качества по низким ценам. Такой гостиничный бизнес может иметь большой успех, ведь большие города — для миллионов туристов, которые всегда хотят получить наиболее приемлемые услуги за меньшую цену. Кроме того, интересной кажется идея создания фирмы, предоставляющей услуги компьютерной и технической помощи. Зачастую, если у простого жителя ломается бытовая техника, компьютерное оборудование, комплектующие детали, то ему приходится обращаться в огромные фирмы, которые предлагают ремонтные услуги определенных марок техники, определенного вида (такие сервисы зачастую располагаются не слишком близко к дому, требуют высокую плату и долгое время тратят на выполнение услуг) [21,c.201].
Куда проще обычному потребителю обратиться в фирму, которая находится на соседней улице, оказывает услуги широкого спектра по ремонту и обслуживанию техники и взимает за это не столь высокую плату. Ну, и извечной, излюбленной темой любого предпринимателя является сфера питания. Здесь простор для деятельности малого бизнеса открывается столь широкий, что грядущими перспективами некоторые предприниматели могут быть ослеплены. Главными факторами, которые стоит учитывать при создании малого бизнеса в мегаполисе — это доступность, скорость, низкая стоимость товаров и услуг, которые предлагает предприятие малого бизнеса. Бизнес-план, ориентированный на определенную сформированную целевую группу, качественная организация и постоянное стремление к совершенствованию дела позволят стать малому бизнесу востребованным в мегаполисе.
Открытие малого бизнеса в провинциальном городке — задача нестандартная, у которой имеются свои особенности, касающиеся как преимуществ, так и негативных факторов. Среди положительных факторов стоит отметить такие, как низкий уровень конкуренции на местном рынке. Чем меньше город, поселение, тем меньшее число людей занимается бизнесом, а следовательно, конкурентов с аналогичным товаром или услугой гораздо меньше. Такое положение значительно облегчает вопросы маркетингового плана, возможно использование привычных методов для того, чтобы победить на рынке.
Еще одно значительное преимущество, влияющее на ведение успешного бизнеса малых форм в провинции — довольно низкая стоимость рекламы, которая во все времена остается главным фактором, двигающим торговлю. Дополнительный плюс в копилку позитива малого бизнеса на периферии — довольно низкие требования, предъявляемые клиентами к качеству продукции и услуг. Говоря о недостатках, которые ярко выражены в сфере ведения малого бизнеса в малых городах, стоит отметить фактор недостаточности целевой аудитории. Этот фактор остро ставит вопрос завоевания доверия населения, а также удержания этого доверия на уровне, достаточном для того, чтобы стать единственным привлекательным продавцом на рынке. Также преимуществом малого бизнеса в провинции является отсутствие необходимости привлечения крупного капитала для старта дела [23,c.212].
Невысокие показатели платежеспособности аудитории, на которую рассчитывается создание бизнеса, в таком случае отлично сочетается с требованиями к первоначальным накоплениям. К преимуществам также можно относить легкость организации малого предпринимательства в небольшом поселении, а также постоянный, стабильный, хоть и невысокий доход.
Главным вопросом при открытии дела в малом городе становится профиль, направление, которое выберет предприниматель. Тут необходимо основываться на результаты всевозможных опросов, мнений местных жителей. Тем более что получить их не представляется большой сложностью.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление.
В настоящее время малое предпринимательство имеет свои ниши в различных отраслях экономики. При этом во многих отраслях малое предпринимательство находится, в силу особенностей экономики, в схожих условиях, но применяя различные стили управления и формы, а также методы осуществления деятельности, выбор которых существенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий. На основе вышеизложенного формируется вывод о том, что повышению основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка общих для них методологий, учитывающих как современное состояние и тенденции экономики в целом, особенности малых предприятий, в частности особенности влияния на их деятельность законодательства.
Говоря о влиянии законодательства на малый бизнес, стоить сказать о том, что вместе с заметным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит «вымывание» его из системы государственных заказов.
Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях [20,c.213].
Источник: infopedia.su
Проблемы малого бизнеса Республики Беларусь
Несмотря на относительную стабилизацию макроэкономической ситуации в Беларуси в 2012 году, события последних двух лет показали, что представители отечественных субъектов малого и среднего предпринимательства среди негативных изменений во внешней среде наиболее чувствительно реагируют именно на падение покупательной способности населения внутри страны. В ходе проведенного опроса на это указали более 70% респондентов (таблица 3.7).
Далее следуют такие изменения, как переориентация заказчиков на более дешевых поставщиков (38.4%), задержки (неплатежи) в оплате поставленной продукции (37.9%), ограничение доступа к финансовым ресурсам банков (25.4%) и дефицит квалифицированной рабочей силы (24.4%). Падение покупательной способности населения оказывает наиболее негативное влияние на малые и средние предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и бытового обслуживания (83.6 и 88% соответственно).
Наименее восприимчивыми в этом отношении оказались предприятия, работающие в сфере строительства (59.3%) и транспорта и связи (54.3%). Задержки (неплатежи) в оплате поставленной продукции частота выбора указывается в случаях, когда респонденты могли выбрать более чем один вариант ответа. Наиболее сильно сказываются на МСП в промышленности (54.9%), строительстве (45.8%) и транспорте и связи (54.3%). Негативное влияние ограниченного доступа к финансовым ресурсам чаще всего отмечалось в строительстве (32.2%), общественном питании (30.4%) и торговле (26.2%).
Таблица 3.7 — Распределение ответов на вопрос: «к каким негативным изменениям во внешней среде ваше предприятие
Перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси к концу 2015 года должна увеличится до 30%, а число занятых в этом секторе экономики составить не менее 1,8 млн. человек. Это предусмотрено программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров.
Как известно в Минэкономики, программой определены мероприятия, направленные на дальнейшее развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике. В частности финансовая, имущественная и информационная поддержка субъектов предпринимательства, оказание содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально-незащищенных групп населения посредством проведения семинаров, круглых столов с участием руководителей малых и средних предприятий республики, а также поддержка развития стартап-движения в Беларуси с последующим развертыванием сети стартап-школ и др.
В соответствии с программой планируется также осуществить вхождение Беларуси «в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Беларуси и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике».
Вместе с тем программа предусматривает «развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями предпринимателей, а также совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса».
Как говорится в официальном сообщении, документ, в числе прочего, призван стать основным программным документом Правительства, определяющим дальнейшие шаги по либерализации условий ведения бизнеса с учетом приоритетов, закрепленных Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также реалий настоящего времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль малого бизнеса в экономике велика. Он оказывает влияние на политическую систему и социальную сферу. По опыту зарубежных стран, значительная доля малых предприятий в экономике страны — одно из условий политической стабильности и спокойствия в обществе.
Однако малый бизнес сталкивается с проблемами, которые предприниматели не в силах решить самостоятельно. Часто это приводит к закрытию фирм. Государство, понимая роль малого предпринимательства, должно оказывать ему поддержку.
Исследования показывают, что причиной наибольшего числа неудач является некомпетентность и отсутствие необходимой информации. Работа государственных органов, как правило, направлена на решение этих проблем.
Более того, малый бизнес определяет темпы экономического роста, влияет на уровень безработицы, качество и структуру продукции национального производства., придает экономике гибкость. Именно поэтому большинство развитых стран оказывает всестороннюю поддержку малого бизнеса, среди таких стран США и Япония. Данные страны имеют богатый опыт в развитии малого бизнеса и на сегодняшний день обеспечивают одни из наиболее благоприятных условий для ведения малого предпринимательства в мире.
В США малое предпринимательство имеет большое значение для экономики страны, так как вносит вклад в развитие науки, создает около 60-80% новых рабочих мест и трудоустраивает около 57% рабочей силы в стране, создает более половины несельскохозяйственного частного ВВП. В стране существует развитая законодательная основа малого предпринимательства, а также прогрессивная шкала налогообложения малого бизнеса. Правительство США оказывает особую поддержку малому инновационному бизнесу как источнику конкурентоспособности экономики. Боле того, в стране сложилось благосклонное отношение к индивидуальным предпринимателям и их деятельности.
В Японии на сегодняшний день малое предпринимательство в стране восходящего солнца трудоустраивает 80% общего числа занятых в стране, на его долю приходится 40% промышленного производства. В стране очень хорошо развита законодательная база малого бизнеса, система государственной поддержки, создана прогрессивная система налогообложения бизнеса, основанная на принципах справедливости, нейтралитета по экономическим направлениям и простоты механизма.
Малый бизнес Республики Беларусь представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг.
Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг.
Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
Список литературы
1). Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь. Электронный источник: https://dfk-dfr.com/load/malyj_biznes_i_ego_rol_v_rynochnoj_ehkonomike_razvitie_malogo_biznesa_v_respublike_belarus/34-1-0-3476
2). Проблемы малого бизнеса. Электронный источник: https://business-shahty.ru/support/problems/
3). Малый бизнес, его проблемы и перспективы развития. Электронный источник: https://ref.by/refs/66/40793/1.html
4) Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития.
Электронный источник: https://www.moluch.ru/archive/39/4640/
8) Электронный журнал «Delo.by».
Статья: «Долю малого бизнеса в ВВП Беларуси планируют увеличить к концу 2015 года до 30%».
Источник: poisk-ru.ru
Состояние развития и проблемы малого бизнеса в Республике Беларусь
Первые субъекты малого бизнеса стали возникать еще в Советском Союзе. Так, постановлениями Совета Министров СССР № 160 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов общественного питания» и № 162 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» было разрешено создание кооперативов в сфере общественного питания и кооперативов по производству товаров народного потреблени. Эти постановления фактически открыли дорогу частному предпринимательству, которое до этого времени не было законодательно разрешено.
Данными нормативными актами были определены цели и задачи кооперативов, принципы их деятельности, членство в кооперативе, права и обязанности его членов, образование и использование средств кооперативов, организация и оплата труда, управление кооперативом.
С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись льготы. Исполкомы и предприятия могли передавать кооперативам в аренду или безвозмездно здания, помещения, оборудование или другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты под льготные проценты. Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным производством ставки подоходного налога. Кооперативы получили большие по сравнению с государственными предприятиями права по самостоятельному установлению цен на готовую продукцию, по оплате труда.
С другой стороны, имелись значительные ограничения деятельности кооперативов. Их было разрешено создавать только в сфере общественного питания, производства товаров народного потребления и только с согласия и по инициативе исполкомов местных Советов. Выставлялось очень важное условие функционирования кооперативов – обеспеченность ресурсами. Государство разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным, или по оптовым ценам, но с увеличивающими коэффициентами.
Создавая столь противоречивые условия жизнедеятельности кооперативов, государство, с одной стороны, уступало давлению обстоятельств – нараставшим экономическим трудностям в госсекторе, с другой – стремилось взять кооперативное движение под жесткий контроль.
26 мая 1988 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР» № 8998-ХI. Закон устанавливал основные принципы развития кооперативов, определял отношения государства и кооперации, гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывал широкий простор для инициативы и самоуправления, повышал ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Он гарантировал гражданам права добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и право на социальное обеспечение. В законе определялись главные задачи кооперации, типы кооперативов, создание и принципы их деятельности, управление кооперативом, собственность кооператива, права и обязанности членов кооператива.
Дальнейшее развитие малого бизнеса в Республике Беларусь связано с принятия Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях» № 462-ХII, которым были определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений [16], а также с Постановлением Совета Министров БССР 20 мая 1991 г. «О малых предприятиях в Белорусской ССР». Данным постановлением Совет Министров БССР закрепляет в качестве одной из важных мер экономической реформы создание дополнительных производственных мощностей и рабочих мест за счет развития в республике малых предприятий, способных обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.
Данным документом была ужесточена регистрация малых предприятий, и было дано определение малых предприятий с учетом критерия численности. Согласно этому постановлению, малые предприятия разрешалось создавать как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. При крупных предприятиях создавались малые государственные предприятия. Им передавалось оборудование, сырье, материалы.
28 мая 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, который определил правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, порядок ее регистрации и прекращения, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, ответственность государственных или иных органов и их должностных лиц за нарушение прав предпринимателей, установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Закон создал условия для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.
В целях практической поддержки предпринимательства и развития частной инициативы Совет Министров Республики Беларусь 28 января 1992 г. принял Постановление № 36 «О развитии предпринимательства и образования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей».
9 декабря 1992 г. был принят Закон № 2020-ХП «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», который определил правовые и экономические основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью, права и обязанности их участников.
10 декабря 1992 г. был принят Закон № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данный закон сыграл и играет определенную роль в развитии малого бизнеса, так как в нем были установлены меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, что способствовало появлению новых предприятий, значительно облегчая их вход на рынок, — все это приводит к развитию конкуренции, эффективному функционированию товарных рынков.
В январе 1993 г. был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 2103-ХII, который должен был способствовать развитию малого бизнеса в Беларуси. В настоящее время действие Закона приостановлено Декретом Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 3 от 20.03.1998 г.
Указом Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлены основные направления поддержки малого предпринимательства:
– формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
– создание для субъектов малого бизнеса льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
– содействие организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Кроме того, в Указе определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.
В развитие положений Указа был принят Закон Республики Беларусь № 685-ХII от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Он направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условии оживления экономики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.
Кроме перечисленных в Указе № 262, в Законе дополнительно определены следующие направления поддержки малого предпринимательства:
– введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
– реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
– проведение различного рода исследований предпринимательских структур.
Для исполнения норм, заложенных в названном Законе, был принят ряд нормативных правовых актов. В первую очередь, это Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» № 121-3 от 31.12.1997 г. В развитие положений названного закона Совет Министров Беларуси принимает ряд постановлений: «Об утверждении Положения об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» № 640 от 04.06.1997 г. [20], «Об утверждении Положения о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» № 1111 от 25.08.1997 г. [23] и «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке» № 998 от 31.07.1997 г., в которых подробно раскрываются правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования этих организаций, задачи и направления деятельности, статус инкубаторов, центров поддержки малого предпринимательства и технопарков, формирование их имущества, права и ответственность этих организаций.
С 1 июля 1999 г. вступил в действие Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-3 от 07.12.1998 г. Он раскрывает понятия предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя, юридического лица, правила регулирования деятельности предпринимателя, а также право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
13 июля 1999 г. вышел Указ Президента «О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь» № 388. Совет создан для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защиты экономических интересов субъектов малого предпринимательства Совет Министров Республики Беларусь от 21.12.1999 г. принимает Постановление № 1972 «Об утверждении Положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства». В постановлении определены цель, порядок создания, ликвидации и реорганизации, органы управления, права, обязанности и ответственность участников, имущество, учет финансовой деятельности и отчетность общества.
В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей Президент Республики Беларусь издает Декрет «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» № 11 от 16.03.1999 г., а 26 ноября 2000 г. Декрет № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц». Новый Декрет существенно снизил минимальный размер уставных фондов коммерческих организаций, упрощены процедурные вопросы, связанные с регистрацией субъектов хозяйствования, уменьшен перечень оснований для внесудебной ликвидации и отказа в регистрации субъектов хозяйствования. Однако по-прежнему сохранен жесткий контроль государства за видами деятельности предприятий.
11 июня 2002 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 «Об утверждении Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002–2007 годы».
Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2005 г. было утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым перечень видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), сокращен со 150 до 49, а также установлен список государственных органов, уполномоченных на их выдачу.
Кроме вышеперечисленных законов, декретов, указов, постановлений, в Республике Беларусь действует ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование и развитие субъектов предпринимательства. Среди них, Законы «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. № 423-З, Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» № 285 от 18.06.2007 г., которым утверждено Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога.
Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760 были внесены изменения и дополнения в Указ № 285, согласно которым:
– с 1 апреля 2007 г. из перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога, исключается розничная торговля отдельными товарными группами: всеми видами изделий из натурального меха, мебелью, электрохолодильниками бытовыми и морозильниками, машинами стиральными бытовыми, телевизионными приемниками цветного и черно-белого изображения, компьютерами бытовыми персональными, ноутбуками, их составными частями и узлами, мобильными телефонами;
– с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
Источник: kazedu.com