Несмотря на всю государственную поддержку, развитие малого бизнеса осуществляется только в городах. В сельской местности малый бизнес представлен преимущественно малыми формами хозяйствования. Общая численность малого бизнеса в стране включает в себя 253 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и порядка 32 тыс. индивидуальных предпринимателей [1].
Это обусловлено целым рядом причин, связанных как с развитием сельского хозяйства, так и не отлаженными механизмами поддержки предпринимательства непосредственно в России. Сама предпринимательская деятельность в России имеет относительно небольшую историю [2]. Первые кооперативы появились в конце 1980-х годов и развивались в очень сложный для государства период.
Материал и методы
Определим наиболее значимые проблемы малого и среднего бизнеса агропромышленного комплекса Российской Федерации. Среди прочих выделим основные проблемные вопросы:
• отсутствие материально-технической базы для развития предпринимательской деятельности на селе;
Проблемы мелких фермеров и КХ в Казахстане! Обращение к министру сельского хозяйства Казахстана!
• противоречивая законодательная база, которая не может защитить интересы малого предпринимательства;
• низкая координация между службами и низкий уровень развития инфраструктуры, который затрудняет развитие сельскохозяйственного бизнеса;
• отсутствие каналов сбыта продукции;
• отсутствие возможности качественной подготовки кадров.
• сложные юридические перспективы;
• слабая информационная поддержка.
Одной из главных проблем сельской местности является её отставание в отраслевом развитии от города. Из-за этого большинство новых инструментов, облегчающих развитие малого бизнеса в сельской местности остаются не востребованными. З.Т. Вахитова, наряду c основными функциями, отмечает отличие малого бизнеса на селе от городского [3].
Малый бизнес в сельской местности направлен преимущественно на обеспечение собственных нужд и касается преимущественно пищевого снабжения. Поскольку большинство областей Российской Федерации являются аграрными регионами, поэтому деятельность малого бизнеса на селе сосредоточена непосредственно на обслуживании аграрного сектора. Таким образом, возможности малого и среднего бизнеса на селе ограничиваются аграрным сектором.
В тоже время, на селе существует необходимость в развитии социальных услуг. Существует острая необходимость в привлечении к агробизнесу квалифицированных кадров, которые будут повышать конкурентоспособность отрасли за счёт улучшения качества сервиса.
Развитие малого бизнеса позволит насытить внутренний рынок товарами и наладить социальную сферу обслуживания, создавая дополнительные рабочие места. Одна из сфер, требующих активного развития на селе — социальные услуги [4].
Малые формы бизнеса имеют целый ряд преимуществ перед крупным бизнесом, но в условиях сельской местности они слабо развиты, поскольку отсутствует достойная конкуренция. Крупные производители слабо адаптированы к региональным нуждам, но за активной рекламной кампанией местных производителей практически не заметно [5].
Как Израиль стал самой продвинутой страной в сельском хозяйстве
Крупный и малый бизнес в регионах зависимы друг от друга — при наличии в субъекте хотя бы одного крупного предприятия развивается и малый бизнес, поскольку появляется устойчивый спрос на сопутствующие услуги. Основная проблема заключается в том, что в сельской местности практически не осталось крупных предприятий. Практически весь малый и средний бизнес представлен малыми формами хозяйствования и представляет собой семейный бизнес.
Корнилов Д.А. подчёркивает особенность малых форм хозяйствования и их неустойчивость по сравнению с крупным бизнесом [6]. Нужно отметить, что несмотря на то, что крупные предприятия менее уязвимы для экономических колебаний, малый бизнес более приспособлен к рыночным изменениям и обладает потенциалом к переустройству согласно новым рыночным требованиям.
Результаты и обсуждение
На данный момент страна переживает переходный период — с рынка уходят крупные иностранные производители, поэтому у малого бизнеса появляется отличный шанс заполнить эту нишу товарами собственного производства и сформировать благоприятную экономическую среду внутри регионов.
Комплексные исследования социальных и кадровых показателей сельской местности показывают, что самими перспективными направлениями развития малого бизнеса в регионах могут стать социальные услуги [4, 7]. Однако для этого необходимо сформировать подходящую среду непосредственно на уровне местных властей и муниципальных образований.
Необходимо проведение грамотной налоговой политики, которое сможет снизить налоговую нагрузку на бизнес и уничтожить коррумпированные механизмы, которые в большинстве случаев являются сдерживающим фактором [8].
На данном этапе в России утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года», в которой содержится несколько ключевых положений, ориентиров [9]. Действие стратегии сосредоточено в тёх направлениях:
• маркетинговое планирование и разработка кампаний, стимулирующих развитие малого бизнеса;
• адаптация мер поддержки малого и среднего предпринимательства согласно специфике регионов;
• борьба с коррупцией.
Несмотря на относительно небольшую историю развития малого бизнеса в России, для экономики страны характера динамичная способность приспосабливаться к новым условиям. Поэтому при наличии доступных новых инструментов, их можно успешно внедрять в действие, используя в качестве базы иностранный опыт [10, 11].
Если рассматривать иностранный опыт, то в США порядка 40% валового продукта приходится на малый бизнес. Поддержкой бизнеса занимается Администрация Малого Бизнеса США (The U.S. Small Business Administration – SBA), которая является независимой правительственной организацией. Деятельность организации сфокусирована на оказании помощи малому предпринимательству, защите интересов малого бизнеса и поддержании конкуренции [12]. В организации имеются отработанные механизмы помощи бизнесу, в частности, предусматривающие повышение качества услуг и профессиональный рост.
Поскольку основным рыночным ориентиром в США является качественное обслуживание, в организации имеется шкала стандартов обслуживания, на основе которой осуществляется постоянный мониторинг деятельности предприятий [13]. С клиентами предприятий поддерживается двустороння связь. SBA занимается разработкой локальных программ технической помощи малому бизнесу, поиском путей снижения себестоимости сервиса и упрощения обслуживания. Это касается как бизнеса в мегаполисах, так и в сельской местности.
В Германии на долю малого бизнеса приходится 99,7% коммерческих предприятий, причём порядка 1500 из них входят в список лидирующих мировых экспортёров. Таких высоких показателей Германия добилась за счёт мощной государственной поддержки на всех структурных уровнях [14]. В стране действует свыше 200 государственных программ поддержки бизнеса, причём приоритет отдаётся наукоёмким отраслям.
Регулированием малого бизнеса занимается Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. Кредитную политику регулирует Кредитный банк, который принимает решение о выдаче льготных кредитов на основе бизнес-плана [15, 16].
В нашей стране вопросами развития малого и среднего бизнеса занимаются Министерство Экономики и Развития Российской Федерации, Корпорация МСП, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Министерство Сельского Хозяйства [17]. Действуют федеральные и региональные программы. Однако этого мало.
Кроме того, существует проблема информирования населения о федеральных программах. Например в Нижегородской области из 112 тысяч объектов малого бизнеса в программу обратились всего несколько тысяч человек, а реальную помощь получили только 456, из них 240 индивидуальных предпринимателей и 216 юридических лиц [6, 21].
Комплекс мер по развитию малого бизнеса в сельской местности должен включать в себя поддержку всех отраслей сельского хозяйства, отдавая приоритет развитию и обслуживанию социальной инфраструктуры и сферы услуг.
Одна из основных проблем государственной поддержки сельскому хозяйству заключается в неправильной оценке важности отраслей. Как правило, дотации получают только приоритетные отрасли, связанные непосредственно с обеспечением региона сельскохозяйственной продукцией.
Помимо этого, необходимо проводить информационную поддержку малого бизнеса, устраивать информационные семинары и другие мероприятия, стимулирующие развитие малого бизнеса. Между предпринимателями необходимо развивать кооперацию, которая позволит привлечь инвестиции в те отрасли, которые государство не считает приоритетным.
Источник: aeconomy.ru
Проблема развития частного предпринимательства и малого бизнеса в сельской местности
Шодибоева, М. К. Проблема развития частного предпринимательства и малого бизнеса в сельской местности / М. К. Шодибоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26459/ (дата обращения: 01.06.2023).
В 21 веке развитие бизнеса в городах — обычное дело. Население, рожденное на селах, поселках (особенно молодежь), считают, что им «светится» хорошая перспектива в будущем только в городах. Отсюда вытекает то, что люди, устремленные в будущее, добиваются успехов в городах, развивая при этом городскую жизнь. А что делать на селе?
По статистике более 90 % малых предприятий открываются в городах. А ведь жизненный уровень сельского населения прямо зависит от частного предпринимательства и малого бизнеса. Поэтому в городах прогресс виден, а на селе лишь иногда. Так как по статистике более 90 % не дорогостоящих результатов научно-технического прогресса внедряются малыми предприятиями.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Начать развивать малые предприятия на селе необходимо с открытия на в них крупного предприятия. Почему?
Если в сельской местности построить хотя бы один крупный объект промышленности, то к нему автоматически будут «пристраиваться» не менее 100 объектов малого бизнеса и частного предпринимательства, в основном в сфере обслуживания. Проявляется двухсторонняя зависимость.
Чтобы привлечь предпринимателей в сельскую местность необходимо:
- Снизить налоговую ставку для сельского малого бизнеса и малых предприятий;
- Оказывать целенаправленную государственную финансовую поддержку;
- Выдавать льготные кредиты на проекты, улучшающие инфраструктуру села. По индикатору «предоставление кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан за последние три года поднялся со 154-го до 42-го места в мире;
- Помогать в обеспечении высокотехнологической базы;
- Выдача бесплатного места проживания;
- Открыть специальные консалтинговые центры на местах;
- Открывать центры быстрого качественного профессионального переобучения;
- Исключить излишнюю бюрократичность, которые не всегда по зубам сельчанам. Также с 2016 года в Узбекистане проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года;
- Иметь в наличии специализированный государственный орган, регулирующий и «защищающий» малый бизнес села.
Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании — «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 году в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии — «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) [1] в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии — реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI) [2], в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA), в Венгрии — «Национальный Совет по развитию предпринимательства» и «министерство экономики», а в Польше — «Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства» при «Министерстве Экономики». При этом, часть исполнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т. п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчинённости и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной структуре и в масштабах деятельности, а также в системе отношений с партнёрскими и общественными организациями.
В Узбекистане создаются множество условий для развития малого бизнеса и фермерства. 98 % сельскохозяйственной продукции Узбекистана выпускается малым бизнесом и частным предпринимательством. Также ежегодно проводят смотр-конкурс «Ташаббус» на призы президента Республики Узбекистан.
В данном конкурсе, который проводится в целях стимулирования предпринимательской инициативы, дальнейшей популяризации передового опыта, за прошедшие восемнадцать лет существования этого конкурса в них приняли участие более двухсот тысяч человек. Первый этап проводят в районах и областях, затем победители этого этапа проходят в следующий тур, проводимый по республике. Ежегодно в комплексе «Узкургазмасавдо» организовывается выставка продукции и услуг представителей малого бизнеса, фермеров, народных промыслов. Различные товары и изделия, производимые в регионах страны, вызывают непомерный интерес не только у членов жюри, но и у гостей. А в столичном дворце «Туркистон» проводят торжественные церемонии награждения победителей республиканского конкурса «Ташаббус1997–2015», в таких номинациях, как «Лучший фермер-хлопкороб», «Лучший фермер-зерновод», «Лучшее сельскохозяйственное предприятие» и т. п.
Анализ деятельности предприятий малого бизнеса в Узбекистане показывает, что за последние три года наиболее динамично они развивались именно в сфере сельского хозяйства. В 2015 году их количество превысило сто тысячный рубеж. Сейчас продукция сельского хозяйства составляет основную статью экспорта малых предприятий. В рамках реализации Программы по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года на селе реализовано более 22,8 тысячи проектов, объем оказываемых услуг вырос в 1,6 раза, а их потребление на одного сельского жителя — в 1,5 раза. [3]
На территории Узбекистана также существуют общественные объединения предпринимателей, занимающиеся проблемой развития предприятий малого бизнеса в сельской местности. Например, Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Бизнес-фонд, Фонд поддержки дехканских и фермерских хозяйств, Тадбиркорбанк, Агробанк, множество бизнес-инкубаторов и бизнес-школ, Агропромбиржа, около двух тысяч мелкооптовых баз и другие. [3]
Малый бизнес и частное предпринимательство в сельской местности порой проявляет гибкость на рынке труда, поглощая те трудовые ресурсы, которые даже не имеют высокой квалификации, в результате чего уравновешиваются социальные слои общества.
Современное фермерское хозяйство приобретает черты многопрофильного, многоотраслевого хозяйства, на которое возложены большие задачи — помимо производства сельскохозяйственной продукции, оно занимается и ее углубленной переработкой, осуществлением строительных и ремонтных работ, оказанием услуг сельскому населению.
- http://www.bmwi.de
- http://www.meti.go.jp
- Минмакроэкономстат РУз
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, сельская местность, Узбекистан, частное предпринимательство, город, малый, предприятие, сельское население, сельское хозяйство.
Источник: moluch.ru
Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
На рубеже 1990-х годов произошел существенный перелом не только в политическом, но и в экономическом мышлении, обусловленный признанием рынка как высшего достижения экономического прогресса цивилизации, осознанием необходимости перехода к рыночным отношениям.
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований.
Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности. Следовательно, в условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.
Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем, противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес.
Глава 1 Основные направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Развитие малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере может происходить в различных направлениях и различными способами. Одним из примеров малого бизнеса в сельском хозяйстве является создание фермерских хозяйств, которые могут быть ориентированы на производство плодоовощной или животноводческой продукции.
Создание небольшой фермы по разведению птицы не требует больших затрат, но может принести вполне ощутимую прибыль. После подготовки здания, где будет содержаться птица, необходимо закупить специализированные корма, птицу определенной породы и нанять работников, которые будут обслуживать мини-птицефабрику. Кроме традиционной для нашей местности курицы, на небольшой ферме можно выращивать перепелов или индеек, чье мясо является диетическим продуктом. Небольшая молочная ферма также может приносить владельцу приличный доход, особенно если фермерское хозяйство расположено недалеко от города.
Не стоит забывать о малом бизнесе в сельском хозяйстве, связанным с разведением рыбы. Развернуть небольшое хозяйство по разведению рыбы также не очень сложно, а свежий карп или форель пользуется стабильным спросом практически во всех городах нашей страны.
Малый бизнес в сельском хозяйстве может быть связан не только с разведением, но и с обработкой сельскохозяйственной продукции. Изготовление молочных продуктов или мясных полуфабрикатов также можно организовать практически в любом месте, но молоко или мясо, которые будут доставляться на производство гораздо быстрее, позволят производить более вкусные продукты, которые смогут намного быстрее попасть на стол к потребителю.
Еще одним видом малого бизнеса в сельском хозяйстве может стать производство различных консервированных продуктов. Продажа свежих овощей может принести не слишком большой доход, а соленые огурцы и помидоры или квашеная капуста, приготовленная по оригинальному рецепту, придутся по вкусу многим горожанам. Также не стоит забывать и о компотах, джемах и вареньях, которые можно делать из фруктов, и которые будут пользоваться большим успехом при хорошем качестве продукции.
Стоит рассмотреть и такой вариант малого бизнеса, как создание собственной пасеки. Мед, который может быть собран в окрестностях фермы, является полезным продуктом, пользующимся большим спросом, и он наверняка придется по вкусу многим потребителям.
Глава 2 Положение крестьянско-фермерских хозяйств в Ставропольском крае
В Ставропольском крае почти 15,3 тыс. фермеров. Уровень жизни большинства их них далек от желаемого. “Не живем, а существуем”, — констатировал фермер из Арзгирского района. Впрочем, в зонах рискованного земледелия плохо не только фермерам. Проблем много, и мировой кризис не обошел село стороной.
Всего в 2008 году крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ) края произведено продукции на сумму 9 млрд 893 млн руб. в действующих ценах. К уровню 2007 года это составляет 121,8%. В том числе продукции растениеводства произведено на 8 млрд 855 млн рублей. Рост к уровню 2007 года составил 24,3%. Продукции животноводства произведено на 1 млрд 38 млн рублей. Прирост — 101%.
Это серьезное подтверждение необходимости фермерского движения. Для сравнения: в 2006 году фермеры произвели продукции на 5,9 млрд рублей.
Растениеводство по-прежнему является ведущим направлением деятельности КФХ. Доля фермерского зерна в краевом урожае составляет 17%. 2008 год стал рекордным за всю историю существования фермерства Ставропольского края — в КФХ получено 1 млн 454 тыс. тонн зерна. При этом рост валового сбора зерновых произошел в значительной степени за счет прироста урожайности. В 2007 году она составляла 31 ц/га, в 2008 году — 33,6 ц/га.
В 2008 году фермеры Ставрополья произвели сахарной свеклы на 14% больше, чем в 2007 году, подсолнечника — на 28%, картофеля — на 19%, овощей — на 5%.
Несмотря на существующие проблемы, в том числе и в части реализации продукции, производство мяса в крестьянско-фермерских хозяйствах края выросло на 10% и составило 9,9 тыс. тонн. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 26%, овец — на 78%, свиней — на 25%. А вот производство молока уменьшилось на 3,5 тыс. тонн. Это связано со значительным снижением поголовья молочных коров.
Зато производство куриных яиц увеличилось в 1,5 раза и составило 58,1 млн штук. Особенно хороших результатов добились фермеры Предгорного района — ими произведено 48 млн штук яиц.
Радость омрачает тот факт, что произошло значительное снижение закупочных цен. Обусловлено это, по мнению председателя совета краевой Ассоциации крестьянских [фермерских] хозяйств, Александра Анпилогова, невразумительной политикой государства в части импорта продовольствия, объемы которого продолжают увеличиваться. «Рынок продукции животноводства продолжает расти, но возникает опасение, будет ли место на этом рынке для нашей продукции», — отметил он. С одной стороны, Минсельхоз призывает наращивать производство, с другой — не продается то, что уже произведено.
На сегодняшний день развитие малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере представляется возможным при активной государственной поддержке и эффективной кредитной политике.
Глава 3 Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Источник: kazedu.com