В минувшем году состоялось более 800 тыс. плановых проверок бизнеса, заявил Президент ТПП РФ Сергей Катырин, выступая на проходящем в Курске Среднерусском экономическом форуме.
На высшем уровне власти поддерживают сокращение количества проверок, но плановые проверки, формально сокращаясь численно, перетекают во внеплановые – таковых в 2015 году оказалось 1 млн 180 тыс., и это без учета муниципальных мероприятий, сообщил Сергей Катырин.
Президент ТПП РФ считает успехом уже то, что удалось добиться, чтобы при первичном выявлении нарушений субъекты малого и среднего бизнеса получали предупреждение и предписание об устранении недостатков. ТПП РФ давно настаивала на этом, сообщил он; малый бизнес – это мало людей и очень много указаний, предписаний и других регламентирующих бумаг. Малому предприятию легко здесь потеряться и совершить ошибку, поэтому очень важно не наказывать, а подсказывать, пояснил Сергей Катырин, добавив: «Естественно, при повторном нарушении санкции должны применяться обязательно».
Большие проблемы малого бизнеса
Обязательные неналоговые платежи, объем которых составляет уже
порядка 1 процента ВВП, – еще одна чувствительная для бизнеса тема. Палата подсчитала, сообщил Сергей Катырин, что на федеральном уровне таких платежей более 50, а в некоторых регионах – более 70.
«ТПП РФ считает необходимым сократить количество неналоговых платежей, а для начала сформировать их реестр, чтобы инициаторы новых налогов могли посмотреть, сколько уже на самом деле платит бизнес», – отметил глава Палаты. По его словам, Президент РФ и глава правительства страны работу Палаты на этом направлении поддержали.
По-прежнему нелегко пробиться малому бизнесу к участию в госзакупках. Опрос ТПП РФ показал, что лишь пятая часть малых предпринимателей планирует участвовать в торгах, а более 43 процентов вообще отказались бороться за госзаказ.
Среди основных причин отказа, сказал Сергей Катырин, предприниматели по-прежнему чаще всего называют коррупцию, имитацию самой процедуры торгов, доступ «только для своих», сложные процедуры подачи заявок и «полную непрозрачность торгов».
Бизнес прямо и откровенно ставит диагноз, и для решения проблем нужно системное взаимодействие на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном, заключил Сергей Катырин.
Источник: niejournal.ru
Малый бизнес ожидает улучшения финансового положения
Сбер в партнёрстве с Минэкономразвития и Институтом фонда «Общественное мнение» представил новый выпуск проекта ПРИМ — исследование проблем малого бизнеса и самозанятых, их настроений, ожиданий и планов на будущее. Исследование выходит ежеквартально. Первое было проведено в конце 2022 года.
Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Наше исследование — своего рода барометр для замера настроений и ожиданий малого бизнеса и самозанятых. Сбер активно работает с данным сегментом бизнеса, потому мы хотим знать о его состоянии и нуждах, для того, чтобы предложить своим клиентам полезные и выгодные продукты и услуги. Государство, используя информацию исследования, сможет скорректировать имеющиеся меры господдержки или ввести новые. Кроме того, отдельная часть нового исследования посвящена изучению предпринимательского потенциала россиян, и, как итог, треть опрошенных нами планируют открыть своё дело в ближайшие три года».
«БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА» дело А. В. Дубовицкого (г.Волгоград)
Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ:
«Наряду с системными аналитическими инструментами Министерства мы опираемся на обратную связь от предпринимателей и данные исследований ПРИМ, что позволяет реагировать на состояние и настроения сектора и четко планировать системные, а также донастраивать оперативные меры поддержки МСП. Мы видим, что, не смотря на санкции нам удалось сохранить сектор МСП и выйти в положительную динамику – сейчас в России более 6 миллионов предпринимателей, что выше докризисного уровня, и 1,4 миллиона вновь созданных МСП».
Микро- и малый бизнес
Оценка предпринимателями финансового положения своего бизнеса весной 2023 года по сравнению с осенью 2022 года практически не изменилась: 73% оценивают своё финансовое положение как удовлетворительное и хорошее. А ожидания изменения финансового положения в следующий год стали более оптимистичными.
Почти половина предпринимателей отмечает, что выручка компании в марте 2023 года осталась такой же, как и три месяца назад.
Весной 2023 года самыми необходимыми мерами поддержки бизнеса остаются специальные налоговые режимы, льготное кредитование и налоговые льготы.
Сотрудничает с другими странами 26% предпринимателей — в первую очередь с Китаем, Белоруссией и Казахстаном. 62% предпринимателей хотят расширять сотрудничество или начинать новое. Основные страны, интересующие сейчас предпринимателей, — Китай, Белоруссия, Турция, Казахстан и Индия.
74% предпринимателей отмечают недостаток знаний для ведения бизнеса: предпринимателям не хватает юридических знаний (44%), знаний для ведения бухгалтерии (36%) и знаний о продвижении услуг и товаров (32%). Более трети предпринимателей, которым не хватает знаний, планируют в ближайшее время пройти обучение.
52% предпринимателей продают свои товары или услуги через интернет. Половине из них не хватает знаний в этой сфере. Чаще всего — информации о том, как продвигать свои продукты через соцсети (28%), как пользоваться инструментами онлайн-рекламы (21%), как делать анализ рынка конкурентов (21%).
Cамозанятые
В последние полгода самозанятые реже сталкиваются с трудностями в своей деятельности: с 21% до 33% выросла доля тех, кто не столкнулся ни с какими проблемами за это время. Также отмечается снижение количества проблем, связанных с сокращением числа клиентов, задержкой оплаты выполненной работы, расторжением заключенных заключённых договоров.
Весной 2023 года число клиентов у самозанятых стало более стабильным: о неизменности этого количества заявил 41% (осенью 2022 года — 33%).
Как и осенью 2022 года, весной 2023-го большинство самозанятых (64%) не меняли цены на свою продукцию или услуги, треть из них повышала цены и почти каждый десятый самозанятый снижал цены за последние три месяца.
О стабильности доходов за прошедшие три месяца рассказало 58%. Для сравнения: осенью таких было 50%.
К весне 2023 года самозанятые стали позитивнее оценивать перспективы ситуации в экономике страны в следующие полгода, а более половины смотрит в будущее с уверенностью.
За полгода немного изменились социально-демографические характеристики самозанятых: выросла доля молодёжи (18−30 лет), сократилась доля самозанятых с высшим образованием на фоне роста самозанятых со средним образованием.
Предпринимательский потенциал
Треть экономически активных россиян в возрасте от 18 до 64 лет имеют отношение к предпринимательскому делу. Из них 15% владели бизнесом в прошлом, но не владеют им сейчас, а 21% вовлечены в предпринимательскую деятельность в настоящий момент.
Треть россиян (18-64 лет) планируют открыть свое дело в ближайшие 3 года. Среди тех, кто уже занимался бизнесом в прошлом, 34% планируют снова открыть свое дело. У данной категории граждан уже есть предпринимательский опыт, а значит, вероятность реализации эти планов выше, чем у других.
Из тех, кто не имеет никакого предпринимательского опыта (две трети населения) 20% планируют открыть свое дело в ближайшие три года. С одной стороны, они действительно потенциальные, еще никак не раскрывшие себя предприниматели. С другой стороны, к их планам стоит относиться с осторожностью: без должных стимулов и знаний они могут не осуществиться.
При этом, в целом, престиж предпринимательства среди населения весьма высок: 44% россиян в возрасте от 18 до 64 лет считают, что открытие своего дела – это хорошая идея, 47% считают, что предприниматели занимают высокое положение в обществе.
Исследование проводится с помощью телефонного опроса владельцев и совладельцев российских компаний микро- и малого бизнеса (юридические лица) и индивидуальных предпринимателей, более 600 респондентов. А также самозанятых, фрилансеров, работающих на себя россиян, не имеющих статуса ИП или юридического лица, — всего более 600 респондентов. Еще более 2000 респондентов – участники исследования предпринимательского потенциала.
- Метки
- Исследования
- Малый и микробизнес
- Сбер
- Сбер бизнес
- Сбер исследование
Источник: consult-cct.ru
Создание малого бизнеса в нынешних реалиях кризиса и санкций
Эксперты утверждают, что малый бизнес сейчас ощущает на себе влияние новых экономических ограничений и, если предприниматели хотят не просто выстоять в новой реальности, но и получить шанс на развитие, важно искать любые возможности и идти на определенные шаги, о которых расскажет Дмитрий Александрович Тарасов, член Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами, член Национальной Ассоциации Корпоративных Директоров, генеральный директор ООО «Си Эр Эс».
Представители малого бизнеса – это предприятия или индивидуальные предприниматели, которые обычно легко приспосабливаются к имеющейся экономической реальности, хотя им часто и бывает сложнее преодолеть текущие проблемы в отличии от предприятий среднего и крупного бизнеса. В новых условиях малый бизнес обычно начинает активно трансформироваться. Примечательно, что в стране начали открываться небольшие отечественные компании, которые будут производить товары и развивать экономику. Такое развитие малого бизнеса направлено на внутреннее укрепление экономики, увеличение продаж и улучшение общей финансово-экономической ситуации в стране, ведь именно с произведенных на локальном рынке, а не импортируемых товаров, государство получает наибольшее количество налогов.
Таким образом, если вы хотите создать бизнес в условиях экономической нестабильности, лучший вариант – это открытие отечественного предприятия, которое будет производить товары или услуги для поддержки населения и ликвидации внутренних проблем в стране. Хотя перепродажа товаров на первый взгляд может являться наиболее легким способом получения прибыли для бизнеса, производство собственной продукции, тем не менее, всегда будет оставаться более серьезным и прибыльным делом, где у любого предпринимателя будет возможность проявить все свои способности и таланты бизнесмена.
Создание малого бизнеса – работа на ощупь
Первое и главное условие в мире малого бизнеса сегодня – это развитие с учетом импортозамещения. В условиях экономических ограничений компании перестраиваются на производство отечественного продукта. Это позволяет предлагать населению товары и услуги по приемлемым ценам и улучшать собственную экономику, поддерживая ее на плаву в непростое время. При этом многие предприниматели признаются, что в нашей стране невозможно быстро и эффективно перейти на массовое производство, чтобы вывести продажи на тот уровень, который будет говорить о достойной и полноценной замене импортной продукции. Для этого, государством внедряются множественные программы по поддержке импортозамещающих производств.
Очень серьезная трансформация малого бизнеса происходит в сфере торговли. Дефицит товаров снижает рентабельность маркетплейсов, которые за последние годы стали довольно прибыльными каналами продаж. Чтобы оставаться на плаву в таких условиях, очень важно своевременно перестроить логистические цепочки и найти поставщиков. Необходимо прощупывать новые рынки: искать новых поставщиков, которые будут предлагать продукцию на выгодных условиях.
К примеру, если вы хотите открыть предприятие по продаже одежды, стоит рассмотреть текстильный рынок Киргизии, на территории которой действуют более 3 тысяч швейных предприятий. Их продукция будет стоить значительно дешевле импортных аналогов при достойном качестве.
Сегодня государство разрабатывает множество успешных программ для поддержки и развития компаний, которые представляют малый бизнес РФ:
• понижение налоговых выплат;
• уменьшение страховых взносов;
• кредиты на длительный период под минимальные проценты;
• отмена выплаты единого налогового сбора для компаний, ежегодный оборот которых менее 3 000 000 рублей.
Эти льготы дают возможность малому бизнесу упростить процесс работы и максимально успешно работать и развиваться на рынке в непростых экономических условиях.
Чтобы создать прибыльный малый бизнес или успешно развивать уже имеющееся предприятие в условиях экономической «турбулентности», необходимо прощупывать потребности целевой аудитории, непрерывно демонстрировать ценность своего продукта и показать, как именно он может решить проблему или удовлетворить потребность потенциальных покупателей. Также, не стоит игнорировать государственные программы по поддержке малого бизнеса и, при организации производства, ориентироваться на конкретные государственные проекты по каждому региону, где в будущем будет функционировать предприятие.
Источник: b-mag.ru