Проблемы налогообложения субъектов актуальны во многих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью.
Основными недостатками существующей системы налогообложения являются следующие:
1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухучету и налогам.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются.
Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Возникают сомнения в социальной ориентированности налоговой системы, так как она кажется специально усложненной, чтобы получать пени от налогов. Кроме того, многие законы, устанавливающие ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают обязательные элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования некоторых Законов (которые тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как те или иные налоги правильно считать.
2. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д.
Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.
Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога. Как видно, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
3. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законодательства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным налогоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.
Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития предпринимательства. Совершенствование налогообложения субъектов предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.
Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также должны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».
Эффективная система налоговых преобразований в отношении субъектов предпринимательства должна отвечать следующим критериям:
1. Прозрачности — то есть все результаты проведенных реформ видны, отсутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные последствия.
2. Непротиворечивости — при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, которые потребуют решения в будущем.
3. Завершенности преобразований, что значит возвращение системы отношений между государством и налогоплательщиками из зоны распада в зону безопасности сохранение устойчивого состояния динамического равновесия.
Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Вызовы цифровизации и смягчение ответственности: проблемы и тренды налогового регулирования
За последние два года законодательство и практика в сфере налогов изменились. Из-за санкций возникли проблемы с международным налогообложением, но появилась и перспектива смягчения уголовной ответственности за налоговые преступления. С ростом рисков стало более популярным внедрение налогового комплаенса. А с 2023 года вместо разных обязательных платежей компании и ИП перейдут на единый налоговый платеж. Эти и другие актуальные темы в налоговой сфере обсудили на конференции Право.ru.
Статья 54.1 НК: тренды и линия защиты
Своего рода «хитом» налоговых проверок стало применение ст. 54.1 НК, которая установила критерии необоснованной налоговой выгоды. Ее ввели в закон в 2017 году.
Александр Лемчик, управляющий партнер Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (споры mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 4 место По количеству юристов 11 место По выручке 25 место По выручке на юриста Профайл компании × , отмечает, что еще не все разобрались, как выстраивать доказательную линию, когда применяют эту норму. Эксперт отмечает: важно, чтобы в защитной позиции и в самих актах налоговой проверки правильно квалифицировали состав налогового правонарушения.
Налоговые органы сначала могут применить один состав из этой статьи, а затем «переобуться» в другой. Такая непоследовательность выводов налоговых органов сбивает налогоплательщика. Он не может понять, в чем его обвиняют. Лемчик обращает внимание, что на практике, когда обжалуют акты региональных налоговых органов, ФНС достаточно скрупулезно следит за тем, чтобы последовательность выводов была правильная.
Стратегию защиты налогоплательщика следует сосредоточить на том, в чем его обвиняют. Мы защищаемся от конкретного состава.
О новых подходах в применении нормы о критериях необоснованной налоговой выгоды рассказала Раиса Алексахина, партнер, руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами Технологии Доверия Технологии Доверия Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство группа Финансовое/Банковское право × К ним эксперт относит:
- Документальное подтверждение обоснованности полученной налоговой выгоды.
- Проявление коммерческой осмотрительности в хозяйственной деятельности в целом, а не только в работе с контрагентами.
- Подтверждение налогоплательщиком отсутствия схем по оптимизации налоговых обязательств.
Цифровизация и упрощение налогового регулирования
Эксперты обсудили цифровизацию, которая касается и налогового регулирования. Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Five Stones Consulting Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал × , говорила о налоге на «Гугл».
С 1 января 2017 года услуги, которые оказывают иностранные организации в электронной форме через интернет, облагают НДС по ст. 174.2 НК. Эксперт отмечает, что в статье законодатель приводит существенный перечень таких услуг. Болдинова полагает: когда станут появляться новые виды, их нужно будет добавлять в закон, но пока этого нет. Исходя из нормы, эксперт называет два признака, которым должны соответствовать такие услуги, чтобы их обложили налогом: они автоматизированы и их оказывают с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. «То есть человеческое участие тут как бы не предполагается», — поясняет эксперт.
Болдина обращает внимание, что уже сейчас электронных услуг намного больше, чем указали в законе. Из-за этого Минфин, ФНС и Минцифры постоянно вынуждены отвечать на вопросы пользователей о том, подлежит ли та или иная услуга налогообложению или нет.
В контексте новых технологий участники обсудили налоги по сделкам с цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Дмитрий Кириллов, советник Lidings Lidings Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) 13 место По выручке 22-24 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста × , обратил внимание на поправки в налогообложении цифровых прав, которые внесли в июле этого года Федеральным законом № 324-ФЗ.
Изменения претерпели три главы НК: о налоге на прибыль, НДФЛ и НДС. Эксперт отметил, что сделки с ЦФА освободили от НДС (подп. 12.2 ст. 149 НК). Кириллов отметил, что налоговые последствия операций с ЦФА похожи на такие же с ценными бумагами.
Изменения налогового законодательства летом этого года имеют масштабный характер. Еще один июльский Федеральный закон № 263-ФЗ упрощает порядок уплаты обязательных платежей и совершенствует администрирование с 1 января 2023 года: организации и ИП вместо нескольких операций будут вносить один налоговый платеж на единый налоговый счет в Казначействе. Галина Акчурина, партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Kept Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Частный капитал × , говорила о связанных с этим вызовах.
Нужно позаботиться о сохранении переплат для минимизации будущих рисков.
Еще эксперт обратила внимание, что важно обеспечить правильность формирования входящего сальдо на 1 января 2023 года. Для этого следует:
- провести совместную сверку с налоговым органом;
- списать безнадежную задолженность по ст. 59 НК;
- вернуть те переплаты, которые планировались, или сформировать переплату для минимизации будущих рисков;
- учитывать переплаты по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ по правилам ст. 4 НК.
Налоговая поддержка бизнеса в условиях санкций
В контексте санкционных ограничений Владимир Кузнецов, председатель общероссийского профсоюза медиаторов, заместитель руководителя Федерального центра медиации, вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, рассказал, как государство помогает бизнесу. В частности, продлили срок уплаты налога по УСН. Это помогает направлять деньги на развитие бизнеса, а сам налог платить позже. Кроме того, перенесли сроки уплаты страховых взносов для юрлиц и ИП. По мнению эксперта, эта мера очень поддерживает малое предпринимательство.
Максимальное содействие развитию малого предпринимательства поможет оживить экономику. Именно малый бизнес, стартапы могут придумать то, что еще год назад казалось невозможным.
Налоговые риски и тренды практики
Из-за санкций возникли трудности с налогообложением иностранных холдингов. Связанные с этим проблемы и пути их решения рассмотрела Любовь Старженецкая, кандидат юридических наук, руководитель практики ТЦО и международного налогообложения TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании × Основные риски связаны с получением денег от зарубежных компаний в России.
Иностранные банки отказываются проводить платежи с российскими банками, даже если те не под санкциями. Из-за этого нельзя уменьшить прибыль контролируемой иностранной компании на величину выплаченных дивидендов. Решить эту проблему можно, например, если перевести активы на физлицо. Это распространенная история, когда за холдингом стоит конечный бенефициар — физическое лицо, российский резидент.
Одно из решений — произвести зачет дивидендов против встречного требования контролируемой иностранной компании.
О налоговых рисках дробления бизнеса рассказал Андрей Соломяный, партнер, адвокат Tax Compliance Tax Compliance Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × Он отметил, что не всегда изменение структуры бизнеса — это необоснованная налоговая выгода. ФНС сформировала 17 признаков, которые могут говорить о ее получении из-за дробления бизнеса.
Тем не менее в последнее время акцент делают на трех основных критериях. Это отсутствие деловой цели, коммерческой деятельности и самостоятельности. На отсутствие дробления тоже указывают некоторые признаки. К ним эксперт отнес самостоятельную деятельность компании, отсутствие необоснованной экономии на налогах и независимость организации в структуре группы.
Среди налоговых трендов в актах Верховного суда Денис Кожевников, советник налоговой практики МЭФ LEGAL МЭФ LEGAL Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) 14 место По выручке на юриста 30 место По количеству юристов 40 место По выручке Профайл компании × , выделил развитие взглядов на налоговую реконструкцию, в том числе по дроблению бизнеса. Эксперт обратил внимание на подход, согласно которому нужно учитывать уплаченные в рамках упрощенного режима налоги. При этом попытки вернуть излишне уплаченный по УСН налог стали для плательщика неудачными.
Нина Гулис, партнер Kept Kept Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Частный капитал × , рассказала об инвестиционных режимах, в которых можно получить налоговые льготы. Среди них она обратила внимание на специальные инвестиционные контракты (СПИК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). СПИК дает инвестору возможность снизить ставку по налогу на прибыль до 0% в зависимости от региона, где реализуют проект. Одна из основных причин, по которой заключают СЗПК, — возможность возместить затраты, которые связаны с реализацией инвестиционного проекта.
Участники обсудили и налоговую оговорку. Ольга Смагина, партнер SB Tax Team SB Tax Team Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × , отметила, что налоговые органы активно агитируют включать в договоры такое условие. Налоговые оговорки формулируют в виде гарантий или заверений об обстоятельствах. Здесь Смагина рекомендует быть внимательнее в части полноты обстоятельств, которые необходимы, чтобы, возможно, реализовать право на возмещение убытков или компенсацию потерь.
Налоговый комплаенс и смягчение ответственности
Мы должны создать в компании такое окружение, которое будет способствовать соблюдению требований законодательства и поддержке самой системы внутреннего контроля.
То есть необходимо разработать стандарты поведения, этические требования и стандарты найма. Периодически нужно проводить образовательные курсы, которые будут содействовать поддержке этой среды.
Еще под налоговым комплаенсом понимают систему проверки контрагентов. Ее важно проводить на трех стадиях:
- коммерческое предложение;
- заключение договора;
- его исполнение.
Для тех, кто несмотря ни на что нарушает налоговое законодательство, может наступить уголовная ответственность. Но сейчас есть тренд на смягчение наказаний за налоговые преступления. Игорь Ткачев, руководитель налоговой практики Enforce Law Company Enforce Law Company Региональный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры 4 место По выручке 4-5 место По количеству юристов × , выделил основные направления либерализации:
- сокращение числа поводов для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК (ФЗ от 09.03.2022 № 51-ФЗ);
- изменение крупного и особо крупного размера деяния (законопроект 01/05/08-22/00130229);
- сокращение срока максимального наказания за отдельные налоговые преступления (законопроект 01/05/06-22/00128100).
Последний законопроект меняет категории четырех налоговых преступлений. Раньше их относили к тяжким или к категории средней тяжести, а теперь — к средней или небольшой тяжести. Изменение категории влечет изменение сроков давности привлечения к ответственности. Еще можно будет применить обратную силу уголовного закона по ранее вынесенным приговорам.
Далее вступает в силу п. 3 Постановления Пленума ВС от 07.06.2022 № 14. Согласно правилу, если применить обратную силу, то осужденного можно освободить от наказания со снятием судимости.
В итоге мы получим существенное сокращение количества судимых за налоговые преступления.
Никита Филиппов, заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Недвижимость, земля, строительство 11 место По количеству юристов 19 место По выручке 22 место По выручке на юриста Профайл компании × , отметил, что поводом для возбуждения уголовных дел по статьям 198–199.2 УК служат только материалы, которые направляют налоговые органы в соответствии с законом. При этом эксперт обращает внимание на Определение Конституционного суда от 24.11.2016 № 2517-О. Там суд разъяснил, что налоговики не предрешают выводы следственных органов о возбуждении дела.
На практике законодательство нарушают не только плательщики, но и сами налоговые органы. Александра Родионова, партнер, руководитель налоговой практики Адвокатское бюро «BGMP» Адвокатское бюро «BGMP» Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × , отметила, что налоговики могут отказаться представлять документы и информацию по мероприятиям налогового контроля. Но их можно получить посредством жалоб. Эксперт обращает внимание, что это необходимо. Среди таких данных может быть информация, которую можно использовать для защиты налогоплательщика.
Источник: pravo.ru
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, способствующий гармоничному развитию государства. Данный сектор экономики формирует необходимую атмосферу конкуренции; обладает способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся в потребительской сфере ниши; создает новые рабочие места, а также служит источником формирования среднего класса. Малый бизнес в значительной части определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.
В России тема малого бизнеса стоит на повестке дня уже длительное время. Государство во многом пошло навстречу малому бизнесу, так в РФ правила организации данного бизнеса являются одними из самых лояльных.
Были введены в действие несколько режимов налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ставка – 15%), причем налоговые обязательства в рамках этих режимов для большинства налогоплательщиков должны быть существенно ниже, по сравнению с налогообложением в рамках общего режима. Упрощенной системой налогообложения предусмотрены три порядка: налоги с объектами налогообложения «доходы» (ставка – 6%), «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка – 15%), а также упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями. Они являются добровольно выбираемыми [2]. Однако, несмотря на принимаемые меры, ими не удовлетворены как предприниматели, так органы власти.
Несмотря на шаги навстречу со с стороны государства, в классификации проблем малого бизнеса проблема налогообложения стоит на первом месте. Сфера малого бизнеса обладает рядом особенностей, обусловленных его спецификой. Проведенные исследования показывают, что особенности эти усугубляют и без того сложное положение малых предприятий. К таким особенностям прежде всего относятся издержки, которые для малого бизнеса могут быть выше, это прежде всего издержки финансирования бизнеса [7]. Для малого предпринимательства заемные средства обычно труднодоступны, к тому же ставки по кредитам обычно выше.
В связи с труднодоступностью кредитов малый бизнес вынужден при финансировании инвестиций полагаться во многом только на собственные средства. В то же время обычный режим налогообложения капитала создает преимущества для финансирования бизнеса из заемных средств, что ставит малое предпринимательство в неравные условия по отношению к крупному и среднему бизнесу. Для коррекции данного эффекта возможно применение мер как налогового, так и неналогового характера. В случае осуществления налоговых мер, по причине различного минимального эффективного масштаба производства в разных видах деятельности важно избегать избыточных налоговых льгот и уступок малому предпринимательству.
Также малый бизнес несет более высокие удельные издержки, связанные с уплатой налогов и, в частности, с ведением налогового учета. В данном случае речь идет об издержках, связанных с затратами денег, времени, а также о психологических издержках. Данные бухгалтерского учета используются для определения налоговых обязательств [5]. Для малого бизнеса альтернативные издержки ведения учета будут выше, по причине того, что крупный и средний бизнес ведет бухгалтерский учет не только для целей налогообложения, но и в управленческих и иных целях. Для малого предпринимательства потребность в данных бухгалтерского учета для целей, не относящихся к расчету налоговых обязательств, обычно ниже.
Существуют и относительные издержки бизнеса, на них в зависимости от его масштаба может сказываться деятельность государственных учреждений и организаций, причем эффект может проявляться как в росте издержек, так и в их снижении. Получение информации, в том числе общедоступной и бесплатной или почти бесплатной, сопряжено с издержками для того, кто ее ищет. Например, изменения в налоговом законодательстве могут потребовать изменения оформления сделок или порядка ведения бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций. Но получение информации о таких изменениях и о правильном оформлении документов в новых условиях потребует определенных усилий, а использованы результаты будут при производстве и реализации продукции в различных объемах.
Действующая в настоящее время система налогообложения не берет во внимание особенности издержек малого предпринимательства и носит сугубо фискальный характер. Она направлена на максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли — основной мотивации их деятельности.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения налогового бремени малого бизнеса. Так, в 2013 году увеличились страховые взносы для ИП, что привело к прекращению деятельности около 500 тысяч предпринимателей. А в 2014 году Совет Федерации одобрил законопроект, согласно которому к обязательствам предпринимателей, работающих по УСН добавляется налог на имущество[1]. Причем налог будет начисляться, исходя из кадастровой, максимально приближенной к рынку, оценки имущества. В итоге налоговое бремя может удвоиться.
Необходимость решения сиюминутных бюджетных проблем доминирует над задачами обеспечения экономического роста, укрепления финансового положения предприятий и, таким образом, препятствует расширению налоговой базы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ныне действующая налоговая политика ограничивает возможности накопления средств, которые могли бы быть инвестированы в развитие производственной базы, и, в конечном счете, ведет либо к разорению предпринимателей, либо к их переориентации на отрасли с быстрым оборотом капитала, либо к уходу в теневую экономику.
Источник: izron.ru