Проблемы развития малого бизнеса в нашей стране я считаю очень актуальными на сегодняшний день. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка отечественными товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форма производства.
Содержание
Введение 3
1. Общие положения о применении упрощенной системы налогообложения 5
2. Порядок заполнения книги доходов и расходов 14
3. Особенности заполнения декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 22
Заключение 26
Список использованных источников 27
Приложение 29
Содержимое работы — 1 файл
Федеральное Государственное Общеобразовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Хабаровский судостроительный колледж»
Кафедра экономических дисциплин
Тема: Налоговый учет при применении упрощенной системы налогообложения
г. Хабаровск 2012
1. Общие положения о применении упрощенной системы налогообложения 5
2. Порядок заполнения книги доходов и расходов 14
3. Особенности заполнения декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения 22
Список использованных источников 27
Проблемы развития малого бизнеса в нашей стране я считаю очень актуальными на сегодняшний день. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка отечественными товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форма производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. В развитых странах малый бизнес составляет основу экономики. Именно этот сектор производит 60-70% ВВП в странах Западной Европы, в США, Японии и Южной Корее.
А прекрасным инструментом для поддержания малого бизнеса в стране являются налоги или налоговые режимы, способствующие развитию малого сектора. Одним из таких режимов является упрощенная система налогообложения, привлекательность которой заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.
Упрощенная система налогообложения позволяет оптимизировать систему налогообложения в организации: сделать ее проще и извлечь из этого дополнительную прибыль. Также сокращение затрат на ведение бухгалтерского и налогового учета можно отнести к способу увеличения прибыли. Упрощенная система налогообложения – это как раз тот инструмент, который дает предпринимателю возможность реализовать эти два способа увеличения прибыли.
Актуальность данной темы в том, что упрощенная система налогообложения дает возможность предпринимателю, причем предпринимателю – субъекту малого бизнеса, гибко использовать различные схемы налогообложения для достижения главной цели всей предпринимательской деятельности – извлечения прибыли.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить налоговый учет в упрощенной системе налогообложения, выявить ее специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, а также пути их решения.
Объектом изучения в данной работе выступает организация, использующая упрощенную систему налогообложения, а предметом налоговый учет.
Для выполнения данной работы были поставлены задачи:
1. Рассмотреть общие положения о применении упрощенной системы налогообложения;
2. Изучить порядок заполнения книги доходов и расходов;
3. Обосновать особенности заполнения декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Для выполнения работы были использованы методы, такие как изучение, сравнение, анализ.
1.Общие положения о применении упрощенной системы налогообложения
Упрощенная система налогообложения — специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты ряда налогов, таких как НДС, налог на прибыль, налог на имущество и прочие, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства.
Применение упрощенной системы налогообложения (УСНО) регламентируется в главе 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», которая введена федеральным законом от 24.07.02 № 104-ФЗ.
Данная система применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Кроме того, установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Упрощенная система налогообложения — мера государственной поддержки, которая призвана облегчить положение представителей малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения предполагает добровольный переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога. При этом налогоплательщики получают преимущества в виде возможности применять кассовый метод налогового учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.
Условия перехода организаций на упрощенную систему налогообложения установлены статьями 346.12 и 346.13 Налогового Кодекса РФ. В них, в частности, изложены следующие ограничения на применение «упрощенки»:
— Размер полученных доходов: В период до 30.09.2012 для перехода на УСН размер доходов организации по итогам 9 месяцев года, предшествующего году использования УСН, не должен превышать лимита 45 млн. руб. С 01.10.2012 по 31.12.2013 предельные размеры доходов будут определяться исходя из лимита, который с учетом индексации действовал в 2009 году (43 428 077 руб.).
— Наличие филиалов и представительств у организации не позволит перейти на упрощенную систему налогообложения. Согласно статье 55 Гражданского Кодекса РФ, филиалом или представительством признается обособленное подразделение юридического лица, которое:
расположено вне места нахождения юридического лица;
представляет его интересы или осуществляет его функции (или их часть);
наделено имуществом создавшего его юридического лица;
действует на основании положений, утвержденных таким юридическим лицом;
имеет руководителя, действующего на основании доверенности юридического лица;
указано в учредительных документах создавшего его юридического лица.
Наличие у организации обособленных подразделений, не соответствующих вышеперечисленным признакам, не является препятствием к ее переходу на УСН.
— по итогам работы за 9 месяцев (того года, когда они подают заявление о переходе на эту систему налогообложения) доход от реализации продукции (товаров, оказания услуг) не превышает 15 млн. руб;
— среднесписочная численность не превышает 100 человек (для малых предприятий) и 15 (для микропредприятий) — этот показатель определяется в соответствии с порядком, установленным Приказом Росстата РФ № 278 от 12.11.2008 г. «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения».
— остаточная стоимость основных средств нематериальных активов не превышает 100 млн. руб. Расчет остаточной стоимости при этом определяется по данным бухгалтерского учета и только в отношении тех основных средств и нематериальных активов, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;
14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом;
16) бюджетные учреждения;
17) иностранные организации.
Пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ предусмотрен добровольный переход к упрощенной системе или возврат к иным режимам налогообложения. Однако в определенных законодательством случаях организация обязана в обязательном порядке перейти на иной режим налогообложения. Эти случаи установлены п. 4 ст. 346.13 НК РФ:
если по итогам отчетного (налогового) периода доходы организации превысили лимит в размере 60 млн. руб. (применяется по 31 декабря 2012 года), с 01.01.2013 по 31.12.2013 предельные размеры доходов будут определяться исходя из лимита, который с учетом индексации действовал в 2009 году (57 904 103 руб.);
в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, необходимым для перехода на «упрощенку».
Утрачивает право применения УСН организация с начала того квартала, в котором произошли указанные события. Возможность вернуться к данному режиму возникает не ранее, чем через год после утраты права его использования.
Организация, применяющая УСН, не платит следующие налоги:
налог на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов виде дивидендов и с процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ;
налог на имущество организаций;
налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также подлежащего уплате при осуществлении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ.
Кроме того, для «упрощенцев» на период 2010 года предусмотрены пониженные ставки взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 57 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ при использовании УСН уплачиваются только взносы в Пенсионный фонд по ставке 14 процентов. С 1 января 2011 года указанная льгота уже не действует.
Источник: www.turboreferat.ru
Повышение налоговой грамотности для субъектов малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения в Российской Федерации
Аннотации: Целью статьи является изучение основных проблем применения упрощенной системы налогообложения (УСН) среди субъектов малого бизнеса. В статье рассматриваются особенности применения упрощенной системы налогообложения, учитываются статистические данные по применению УСН для выявления необходимости создания эффективной системы для борьбы с налоговой неграмотностью. В результате проведенного анализа выявлены основные проблемы, связанные с налоговой неграмотностью предпринимателей, приведены примеры из судебной практики и выдвинуты для рассмотрения варианты повышения налоговой грамотности.
Ключевые слова: налоговая неграмотность, упрощенная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, налогоплательщики, субъекты малого бизнеса, индивидуальные предприниматели.
Student, Bachelor, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Department of State management of the economy, Moscow, Russia
E-mail: borodkina. Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Increasing the tax literacy for small businesses in the simplified tax system in the Russian Federation
Abstract: The purpose of article is studying of the main problems of application of the simplified taxation system (STS) among small business. In article features of application of a simplified taxation system are considered, statistical data on application of the STS for detection of need of creation of effective system for fight against tax illiteracy are considered. As a result of the analysis were revealed the main problems connected with tax illiteracy of entrepreneurs, given examples from court practice put forward for the consideration of options for increasing fiscal literacy.
Keywords: tax illiteracy, simplified taxation system, simplified taxation system, taxpayers, small business entities, individual entrepreneurs.
В настоящее время налоговая политика служит основным инструментом регулирования экономических отношений между налогоплательщиком и государством.
Международная практика показала, что развитие предпринимательской деятельности является одним из наиболее эффективных способов стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Представители данного сегмента экономики занимают значительное место в системе налогового дохода государства, тем самым, повышая уровень жизни населения, обеспечивая рост экономического развития и создавая высокий уровень конкуренции, являющейся толчком для нового технологического развития. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности в России за 2014 год составил 26392,2 млрд. руб.
Исходя из этого, следует отметить необходимость создания бесперебойной и эффективной системы налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующей специфике исторического, функционального и ментального развития Российской Федерации. Одной из таких систем является Упрощенная система налогообложения (УСН).
Согласно отчету о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, по итогам 2014 года сумма исчисленного за налоговый период налога по всей России составила 284 988 964,00 рублей.
Несмотря на это лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше. С каждым готом общее количество индивидуальных предпринимателей в России увеличивается на 4%, в то время как количество прекративших свою деятельность увеличивается на 11%.
Одной из главных причин такой статистики является налоговая безграмотность предпринимателей, из-за которой они бессознательно, либо преднамеренно нарушают установленные законодательные нормы, тем самым навлекая на себя судебные разбирательства.
Для раскрытия проблемы налоговой безграмотности рассмотрим ее более подробно на примере упрощенной системы налогообложения.
Прежде всего отметим, что упрощенная система налогообложения позволяет заменить несколько видов налогов одним, что значительно упрощает ведение налогового и бухгалтерского учета. Согласно данной системе организации уплачивают упрощенный налог по схеме 6% с объекта налогообложения доходы, либо 15% с объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Также к числу налоговых выплат относятся НДФЛ, ПФР (22%), ФСС (2,9%), ФОМС (5,1%), а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (0,2%). За счет выплачиваемых страховых взносов из фонда заработной платы предприятия УСН также могут уменьшить налоговую базу не более чем на 50%.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса.
Отсутствие обязанности составления счетов-фактур является положительным аспектом для организаций, поскольку позволяет сэкономить рабочее время. Однако возникает большая вероятность потери контрагентов, плательщиков НДС, поскольку в данном случае они не могут предъявить НДС к возмещению из бюджета.
В таких случаях предприниматели часто сознательно идут на нарушение НК РФ и выставляют своим покупателям счет-фактуру и получают от них НДС в составе цены своих товаров (работ, услуг), поскольку не хотят потерять своих потенциальных клиентов, работающих на общем режиме налогообложения. Ведь при общем равенстве цены такой покупатель выберет продавца на общем режиме, поскольку в этом случае сможет принять НДС к вычету. Поэтому они и не заинтересованы в сотрудничестве с теми, кто не платит НДС.
При таких случаях налогоплательщиков ждут следующие меры со стороны налоговых органов:
- — взыскание пеней за несвоевременную уплату налога;
- — привлечение к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога в виде штрафа от 20 до 40% неуплаченной суммы.
Для подтверждения представленных данных приведем пример, основанный на судебной практике.
«Основанием для предъявления иска явилось решение налогового органа от 5 мая 2012 г. №16/970 о привлечении общества «Дарбанд» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым признано неправомерным применение им с четвертого квартала 2010 года УСН на основании. 4.1 ст. 346.13 НК РФ.
В связи с этим общество «Дарбанд» направило заказчику уточненные счета- фактуры, увеличив стоимость выполненных работ на сумму НДС и определив ее как задолженность заказчика. В силу ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) осуществляется с НДС.
Однако, лица, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты названного налога, соответственно, в расчетах с контрагентами указывают стоимость товаров (работ, услуг) без НДС. Взыскание налоговым органом с хозяйствующего субъекта неуплаченной суммы косвенного налога в результате ошибок, допущенных им в налоговом планировании, не подлежит возмещению за счет средств контрагента. Коллегия судей ВАС РФ не усматривает оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора (Определение ВАС РФ от 22 октября 2013 г. №ВАС- 14581/13 по делу №А58-7000/2012 2012 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ»).
Исходя из этого следует выделить, что большое количество нарушений в УСН происходит из-за налоговой безграмотности компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП). Зачастую они либо не умеют производить правильные отчисления, либо намеренно идут на нарушения законодательства для получения собственной материальной выгоды.
Еще одной проблемой служит тот факт, что, несмотря на применяемые меры, нарушители с большой долей на успех могут попытаться оспорить свои права в суде. Во многих случаях высшие судебные органы различных округов признают такие действия налоговиков неправомерными. Есть достаточное количество положительных для налогоплательщиков дел по данным вопросам и на уровне ВАС РФ.
Все судебные решения, принимаемые в пользу налогоплательщиков, мотивируются одним и тем же доводом — лица, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, а штрафы по ст. ст. 119 и 122 НК РФ взыскиваются только с налогоплательщиков. Аналогичными доводами судьи пользуются, признавая неправомерным взыскание с УСН пеней за несвоевременное перечисление сумм НДС в бюджет.
Стоит отметить, что данные слова не являются безосновательными. Автором было произведено исследование, согласно которому было выявлено, что 7 из 10 подобных случаев с поданными исками от нарушивших законодательство предприятий были приняты арбитражными судами, то есть решения налоговых органов были подвергнуты опровержению в судебном порядке. Такая статистика свидетельствует о несовершенстве законодательства по переходу на УСН и ее ведению.
Что же касаемо права на вычет НДС у покупателей, то на вычет по счету-фактуре, выставленному УСН, налоговые органы отказывают, поскольку, согласно законодательству, только по счету-фактуре, выставленному плательщиком НДС, можно принять налог к вычету. Ведь на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные плательщиком НДС в соответствии с п. 1 ст.
168 НК РФ плательщику НДС при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поэтому суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим УСН, плательщику НДС, вычетам не подлежат, т.к. лицо, применяющее УСН, первоначально не признается плательщиком НДС. В связи с представленными данными возникает вопрос об эффективности УСН по НДС.
Более того, при применении упрощенной системы налогообложения организации должны соблюдать 3 условия:
- — Расходы должны соответствовать профилю ведения бизнеса;
- — Расходы должны быть вовремя подтверждены и оплачены;
- — Организация должна осуществлять расходы с целью дальнейшего получения дохода (к примеру, организация осуществляет консультационные услуги по ведению 1C программ, при этом их основным расходом является закупка 1C программ у крупнейшей дистрибьюторской фирмы, при этом расход осуществляется с целью получения дальнейшего дохода от оказания консультационных услуг).
В связи с выявлением данных условий возникает ряд проблем.
Во-первых, согласно статье 346.16 Налогового Кодекса (НК РФ) существует законодательно закрепленный список операций, которые мы можем учитывать в качестве расходов, и тем самым уменьшить налоговую базу. Существует много случаев, когда в основной деятельности предприятия учитывается определенный вид расходов, которые отсутствуют в перечне. В связи с этим организации часто учитывают данные расходы в своей деятельности с целью уменьшения налоговой базы, однако любая проверка документации такого предприятия повлечет серьезные последствия в виде штрафов, после чего организация будет обязана произвести перерасчет по выплате налога.
К проблемам УСН также следует отнести нюанс начисление алиментов. Существует множество мнений по учету данного отчисления. Одни специалисты утверждают, что алименты нельзя учитывать в качестве критерия понижения налоговой базы. Однако, несмотря на это, алименты начисляются непосредственно из заработной платы работника, то есть являются основанием для понижения налога. На сегодняшний день в законодательстве нет четко сформулированного подкрепления данных мнений, однако на практике алименты учитываются в качестве расходов на понижение налоговых отчислений.
Во-вторых, на практике организации часто учитывают расходы, к примеру, по покупке оборудования, по факту отгрузки и постановления на учет, что является неправильным. Согласно законодательству, расходы по УСН можно признать только после фактической оплаты и постановке объекта на учет. В связи с этим существует проблема занижения реальной налоговой базы, тем самым предприятия производят неправильные отчисления государству. Таким образом, организациям приходится полностью пересчитывать уплачиваемый налог.
По окончании статьи, следует отметить, что в результате появления Упрощенной системы налогообложения была значительно упрощена система налоговых отчислений и понижена налоговая нагрузка для субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако проблема налоговой безграмотности предпринимателей как никогда встала перед государством и обществом. В связи с этим предлагается несколько вариантов, которые могли бы решить данную проблему, по мнению автора.
Во-первых, усиление барьеров при открытии предприятий среди сегментов малого и среднего бизнеса, чтобы предприниматели четко осознавали всю степень ответственности, возлагаемой на них при регистрации нового вида деятельности.
Во-вторых, обязать индивидуальных предпринимателей проходить курсы по повышению квалификации, поскольку основная доля нарушений приходится на проводимую ими деятельность.
В-третьих, так как не все организации на УСН теряют клиентов, а только определенные сферы деятельности, то, возможно, стоит рассмотреть варианты разрешения проведения выплат НДС и представления счета-фактуры контрагентам организациям на УСН в определенных сферах деятельности и создания льготных условий для понижения налоговой базы таких организаций.
- 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
- 2. Российский налоговый портал — www.taxpravo.ru.
- 3. Журнал для бухгалтеров — www.glavbukh.ru.
- 4. Информационно-правовой портал — www.garant.ru.
УДК 336.2 Гереев Р.А.,
Аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовый университет при Правительстве РФ
Научный руководитель: Пинская М.Р.,
Источник: bstudy.net