Проблемы перспективы развития малого бизнеса рк

Предпринимательство на сегодняшний день уже прошло определенные этапы развития, сопровождавшиеся как успехами, так и неудачами. В течение 13-летнего периода существования независимого Казахстана и в соответствии со Стратегией развития Казахстана до 2030 года, государственная поддержка малого предпринимательства была признана приоритетной сферой экономической политики Республики и особенно в части создания соответствующей законодательной базы.

Значительным шагом в этом направлении стало принятие первых программных нормативно-правовых документов в 1992-1994 годы, которые регламентировали первоначальную основу и предпосылки для устойчивого становления предпринимательского класса, формирования позитивного общественного мнения к предпринимательской деятельности.

Основной импульс развитию малого предпринимательства придало принятие Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства», который обеспечил дальнейшее усиление государственной поддержки малого бизнеса и обусловил принятие других нормативных правовых актов в этой области.

БизнесМеханика. Малый бизнес в современной России: проблемы и перспективы развития

С начала 90 годов, времени зарождения отечественного малого бизнеса, периодически изменялись организационно-правовые формы, критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, система учета и отчетности, нормативно-законодательная база. Проведенные исследования показывают, что основными тенденциями развития малого предпринимательства в Казахстане являются:

— устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых;

— концентрация малых предприятий в промышленно развитых регионах;

— сосредоточение субъектов малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и услуг;

— существование на протяжении ряда последних лет проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействия с государственными органами, которые до настоящего времени не нашли положительного решения.

Для субъектов малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий в Республике Казахстан проделана следующая работа:

— упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регионального сбора уменьшен в 4 раза (5 расчетных показателей — 4595 тенге);

— упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства;

— введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;

— сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, оказываемых ими;

— установлено участие субъектов малого предпринимательства в объемах до 10 % от общего объема поставок для государственных нужд по определенным видам продукции;

— проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;

— введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

Проблемы кредитования малого бизнеса

— по проблеме финансирования малого предпринимательства создан Фонд развития малого предпринимательства, который прошел организационный период и начал кредитовать проекты;

— постановлением Нацбанка РК установлен размер обязательного кредитования малого бизнеса банками второго уровня — 10% от их кредитного портфеля. При этом технический порядок кредитования разрабатывается банками самостоятельно на базе общей экономической политики.

Однако, несмотря на законодательную поддержку со стороны Президента и правительства, малый бизнес опять же сталкивался с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носили чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно-правовые акты не реализовывались в полном объеме и не могли обеспечить реальной конкурентной среды в экономике. Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживали развитие малого и среднего бизнеса.

Опыт зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса условий благоприятствования, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, идеологический фон стимулирования предпринимательской инициативы и т.д. В развитых странах со смешанной экономикой отработаны и действуют эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально — техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства.

Исходя из зарубежного опыта, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане является приоритетной сферой государственной экономической политики с 1995 года, однако результативность этой политики остается под вопросом.

Анализ показывает, что на современном этапе для дальнейшего успешного развития малого бизнеса необходима разработка Стратегии развития малого бизнеса в Казахстане на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В данной Стратегии должно быть предусмотрено использование принципиально новых форм и методов реализации содержащихся в ней положений. При этом особое внимание целесообразно обратить на прогрессивное изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения его доли в отраслях материального производства, и, прежде всего, в обрабатывающей промышленности.

Прежде всего, необходимо выработать принципиально новые подходы к организации государственной поддержки на национальном и региональном уровнях. Перспективы развития малого предпринимательства должны быть определены, исходя из его значения для создания в республике эффективной рыночной экономики и выполнения ряда важных социальных функций, в число которых входят: формирование среднего класса населения, смягчение социальной напряженности, а также демократизация рыночных отношений.

Стратегическая цель развития малого предпринимательства заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, а также увеличении занятости трудоспособного населения республики.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— развитие инновационных и наукоемких венчурных производств;

— развитие рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства;

— создание сети бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и технопарковых структур;

— налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга;

— развитие ремесленничества и возрождение народных промыслов.

Указанные задачи необходимо решать в параллельно-последовательном режиме.

На развитие малого бизнеса в промышленном производстве и сельском хозяйстве решающее влияние будут оказывать складывающиеся структурные пропорции. В связи с этим более благоприятное развитие сектора малого бизнеса напрямую зависит от интенсивного роста объемов производства в обрабатывающей промышленности.

Источник: studentopedia.ru

Развитие малого и среднего бизнеса в рк: проблемы и перспективы развития

В Послании Президента народу Казахстана говорится о том, что необходимо выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства, создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике. Необходимо качественно улучшить законодательство в соответствии с новой идеологией.

Читайте также:  Бизнес который приносит удовольствие

О значении малого и среднего бизнеса в развитии экономики говорит тот факт, что в таких странах как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % ВВП.

В США, например, каждый год создается около 700 тыс. новых компаний, причем большинство из них представляет собой мелкие фирмы. Только появившись на свет, они сразу включаются в конкурентную борьбу, победить в которой на первый взгляд не имеют ни малейших шансов.

В самом деле, мелкие компании обычно не располагают высокопроизводительным оборудованием и испытывают трудности с финансовыми ресурсами. В своей производственной программе они, как правило, не имеют особо привлекательных товаров и непрерывно опасаются вытеснения с рынка более мощными конкурентами. Не удивительно, что число прекращающих свою деятельность фирм почти равняется числу вновь создаваемых.

Тысячи предпринимателей, действующих в любой капиталистической стране в сфере мелкого бизнеса, казалось бы, испытывают большие трудности, но однако, в целом они довольны своим положением.

Как подтвердило проведенное в Англии исследование, 82% владельцев мелких компаний не хотели бы, чтобы их предприятия стали большими. Отвечая на вопрос об оптимальном размере своей фирмы, они в основном считали, что в ней должно работать не более 27 чел.

Следует отметить, что стремление к мелкому предпринимательству не уменьшается, а в последние годы даже растет. Данные табл. 1 позволяют судить о масштабах мелкого бизнеса.

В большинстве капиталистических государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята только в мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия дают работу 1/2 всех занятых японцев.

Большая роль мелких фирм в японской экономике рассматривается как одна из главных причин того, что японская промышленность в целом является чрезвычайно гибкой и умеющей быстро приспосабливаться к крупным сдвигам в мировой экономике».

Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике. На наш взгляд, небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм — коммутанты, т. е. соединители).

Таблица 1. Распределение занятых по предприятиям, в % ко всем занятым в экономике (1995-2005 гг.)

Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность; оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.

Так, крупное производство обычно эффективно лишь тогда, когда массово выпускается более или менее однотипная продукция. В противном случае крупная фирма по возможности не производит нерентабельные товары. Потенциально это может быть источником глубоких диспропорций в хозяйстве.

Простейший пример: автомобиль является серийным, типовым товаром и потому с выгодой производится крупными фирмами. Бензин для автомобиля опять-таки с прибылью изготовляют другие крупные компании. А вот бензоколонки (за исключением расположенных на самых интенсивных магистралях) фирмам-гигантам содержать нет смысла, ибо слишком мала дневная выручка, велики расходы на заработную плату и т. д.

Без мелкого бизнеса сложилась бы парадоксальная ситуация. В изобилии производимые и в достатке снабжаемые бензином автомобили не смогли бы свободно перемещаться по стране из-за отсутствия сети бензоколонок в удаленных районах. И так практически в любой отрасли.

Лишь коммутанты готовы использовать каждую возможность для бизнеса, все остальные фирмы в этом смысле очень разборчивы.

Специализированное производство, скажем, выгодно при значительно меньших сериях, чем крупное, но зато осуществляется только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности (изготовитель должен накопить огромные специальные познания в очень узкой области и, естественно, идет на связанные с этим затраты лишь при твердой уверенности, что такой бизнес имеет будущее).

Венчурный (рисковый) капитал готов на любую сферу приложения, но тогда, когда есть шанс в случае успеха получить сверхвысокую прибыль.

Другими словами, без мелких предприятий возникла бы «лоскутная экономика». Некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, а остальные (т.е. на базе которых нельзя развернуть масштабный, сверхвыгодный или специализированный бизнес) игнорировались.

Напротив, постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним — основа стратегии коммутантов. Не случайно, как показывают исследования, мелкие фирмы (в отличие от всех прочих) обычно не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют планы, то лишь самые краткосрочные.

Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Средние предприятия придерживаются так называемой нишевой (или патиентной) специализации.

Средняя кампания, оставаясь небольшой по размерам, может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Смысл этой стратегии, используемой не только средними компаниями, состоит в сосредоточении усилий на пользующейся именно ограниченным спросом продукции.

Читайте также:  Что такое сайт психология бизнеса

Если бы рынок соответствующих товаров был значительным, все преимущества оказались бы на стороне крупнейших производителей. Небольшую же рыночную нишу способна заполнить товарами в масштабах страны, а то и всего мира даже скромная по размерам фирма.

Средняя американская компания «Грейт лейк кемикалз» является крупнейшим в мире производителем брома. А мелкая норвежская фирма КаМеВа удовлетворяет 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей. Подобных примеров можно привести очень много. Не каждая патиентная фирма является мировым лидером, но любая имеет весьма специализированный конек, сферу, в которой ее позиции очень сильна.

«Мы осуществляем капиталовложения или захватываем другие фирмы только в рамках уже имеющихся подразделений концерна. Наша цель состоит в том, чтобы стать лидером в производстве каждого товара, входящего в нашу программу. И мы решительно не желаем дополнительно расширять эту программу». Такой манифест нишевой стратегий — стремление к лидерству на узких сегментах.

Современный мелкий и средний бизнес приспособился к условиям монополистической экономики. Сосредоточив свою активность в тех сферах, где небольшие предприятия эффективны, используя нишевую стратегию, делая ставку на прорывные направления НТР, опираясь на все эти приемы, мелкий и средний бизнес стал менее уязвим и одновременно способен успешно атаковать гигантов, если те допустят ошибку.

В том же направлении действует и рост интернационализации. Даже мелкая фирма способна доставить большие неприятности гиганту, если она является дочерним обществом мощного иностранного концерна. В итоге давление конкуренции на ведущие корпорации резко усилилось.

В Казахстане малый и средний бизнес определен как важнейший сектор экономики. Всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса всегда была приоритетом государственной политики. По итогам 2009 года количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства достигло 1089 тыс. единиц. Доля этого сектора в ВВП страны в 2009 году составила около 17%.

В Казахстане наибольшее число СМП осуществляют свою деятельность в сфере торговли (37%) и в сельском хозяйстве (23%). Наименьшее количество СМП работают в строительстве (4%) и в промышленном секторе (3%), что в четыре раза меньше аналогичного показателя в странах ОЭСР.

Анализ выпуска продукции подтверждает позитивную роль СМП, работающих в сфере промышленности, где всего 3% действующих СМП обеспечивают 10%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей. Аналогично всего 4% СМП, действующих в сфере строительства, обеспечивают 15%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

СМП транспорта и связи решают экономическую задачу по обеспечению роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции примерно пропорционально их количеству: занимая 8% численности в отраслевом разрезе СМП, данная отрасль обеспечивает 7%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

Торговля, занимая наибольшую долю в количестве СМП (37%), обеспечивает всего 28% объема выпуска продукции, тем самым, подчеркивая свою неэффективность в решении экономической задачи роста ВВП посредством увеличения выпуска продукции. Такая же роль характерна для СМП сельского хозяйства, где 23% общего количества СМП обеспечивают всего 16%-ную долю выпуска продукции СМП всех отраслей.

По кредитованию явно прослеживается непривлекательность для кредитования предприятий сельского хозяйства. Занимая 23%-ю долю от общего числа действующих СМП, они получили всего 6% всех кредитов БВУ. Это связано с высокими отраслевыми рисками и сезонным характером эффективности деятельности СМП отрасли. Кроме того, в данной отрасли, в основном, функционируют СМП в форме крестьянских хозяйств, которые размещены в отдаленных сельских регионах и не имеют ликвидных залогов.

Анализ основных показателей деятельности МСБ показывает, что в целом, вклад их в экономику Казахстана очень мал, хотя Правительство РК проводит активную экономическую политику по обеспечению диверсификации экономики и устойчивых темпов экономического роста за счет увеличения роли МСБ. В целом среди мер, предпринятых государством для поддержки малого и среднего бизнеса, следует отметить снижение налогового бремени; упрощение административных процедур и разрешений; облегчение доступа к кредитным ресурсам и многое другое. Останавливаясь на проблеме расширения доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам, следует отметить снижение ставок кредитования. Созданный для этих целей Фонд развития малого предпринимательства напрямую осуществляет кредитно- финансовую поддержку развития малого и среднего предпринимательства. Фондом профинансировано 2878 проектов на общую сумму 33,3 млрд.тенге.

Проведенное в сентябре-декабре 2009 г. по заказу Фонда «Даму» маркетинговое исследование выявило, что главными позитивными результатами государственной политики в области предпринимательства стали вовлечение в предпринимательство широких слоев населения и кардинальное изменение массового общественного восприятия бизнеса в лучшую сторону.

Однако существует целый ряд проблем, препятствующих качественному развитию сектора и повышению его роли в экономике Республики:

-Регулирующее предпринимательскую деятельность законодательство, фактически, создано без ориентации на целевое состояние условий для развития МСБ.

-Налоговая система не предусматривает экономических стимулов для роста масштабов малого бизнеса и постепенной его трансформации в средний.

-В стране работает множество государственных и общественных организаций, обеспечивающих поддержку и развитие предпринимательства. Однако при этом отсутствует единый государственный орган, непосредственно ответственный за координацию работы этих организаций и за качественную реализацию программ поддержки МСБ.

-На сегодняшний день в Казахстане нет действующих комплексных программ по развитию малого и среднего бизнеса. Единственная комплексная программа «Дорожная карта бизнеса 2020» имеет узкую направленность (обеспечение реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы) и, в основном, нацелена на поддержку средних и крупных предприятий, реализующих проекты в приоритетных секторах.

-Доступ к финансовым ресурсам для МСБ по-прежнему ограничен. Затрудненный кредитный анализ, высокие удельные издержки и повышенные риски вынуждают банки переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам МСБ либо отказывать в их предоставлении. При этом тенденцией 2010 г. стало снижение спроса банков на средства государственных программ обусловленного размещения.

Читайте также:  Типы производства характерные для малого бизнеса

-Недостаточный уровень фондовооруженности, высокий уровень износа и низкая обновляемость основных средств, а также низкая технологичность сектора МСБ в целом, снижают производительность труда, экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции малого предпринимательства. Ситуацию усугубляет недостаточно высокий уровень квалификации предпринимателей и наемных работников МСБ, дефицит квалифицированных кадров в области инженерно-технических, рабочих специальностей.

-Отраслевая несбалансированность и низкая доля МСБ в реальном секторе экономики, особенно в промышленности, превалирование торговой деятельности.

— Низкая роль малого предпринимательства в решении вопросов занятости. Доля экономически активного населения, занятого в малом бизнесе, составляет 25%.

Высокая доля теневой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. По разным оценкам, она составляет от 22 до 30% реального оборота субъектов МСБ.

Современное состояние экономики и позитивные тенденции развития малого и среднего бизнеса в Казахстане требуют повышенного внимания к разработке и внедрению методов и инструментов, направленных на реальное развитие данного сектора. Прежде всего, нужно предпринимать меры не только финансовой, но и поддержки в других областях и относиться это должно как к уже действующим, так и к только начинающим предпринимателям, которые организуют средний и малый бизнес в Казахстане.

В настоящее время, мы считаем, одним из мер для поддержки МСБ является применение финансового лизинга.

В мировой практике лизинг является инструментом финансирования преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишу лизинг занимает, прежде всего, в силу своей низко рисковой природы. В силу специфики лизинговой схемы, требования к лизингополучателям в среднем гораздо ниже, чем, например, при выдаче банковского кредита. Благодаря относительно низким требованиям к финансовому состоянию самого лизингополучателя (зачастую акцент переносится на эффективность проекта, под который приобретается объект лизинга), лизинг становится фактически единственным инструментом финансирования, доступным для многих средних и малых предприятий.

В Казахстане, для снижения риска, можно сосредоточить применение финансового лизинга первоначально для одной отрасли, например, для сельского хозяйства. Крестьянским хозяйствам, предоставившим эффективный бизнес-проект на производство или переработку сельскохозяйственной продукции предоставить в лизинг необходимые здания, сооружения, оборудования, земельные участки под гарантию государства. В случае ликвидации бизнеса инфраструктура может быть возвращена и предоставлена другому предпринимателю. Международный опыт показывает, что это направление поддержки МСБ в мире является магистральным.

  1. Русанов Ю.Ю., Разина О.М. «Что необходимо для развития малого и среднего бизнеса» // Банковское дело.– 2007 г. — № 6.
  2. Сысоев Л.Малое предпринимательство в Японии // Деловой мир Казахстана. — № 3. -2007 г.
  3. Адамов Н.А., Тилов А.А. «Лизинг: правовая сущность, экономические основы, учет и налогообложение» 2-е изд.– Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2006 г.
  4. Малые предприятия в Казахстане 2005-2008 гг./ Агентство РК по статистике/ Алматы, 2008 г.
  5. Отчет АО ФРП «ДАМУ» о состоянии малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах 2010 г.
  6. Региональный статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. / под ред. Смаилова А.А. — Алматы, 2009 г.

Источник: articlekz.com

Проблемы и перспективы развития малого инновационного бизнеса в РК

Большим препятствием в развитии предпринимательства является тот факт, что действующее законодательство не только не способно «поддержать и защитить предпринимателей средней руки», а напротив поощряет бесконтрольные и бессистемные проверки со стороны государственных органов.

Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой проблемы.

Было разработано Положение о механизме передачи таких объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых производственных помещений.

Приоритеты развития малого и среднего бизнеса в целом должны соответствовать проводимой структурной, промышленной и внешнеэкономической политике, основным направлениям региональной политики. В ныне действующей Государственной программе поддержки и развития предпринимательства в качестве приоритетных определены следующие направления деятельности в развитии предпринимательства:

а) в сельском хозяйстве:

б) производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

в) производство импортозамещающей и конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт;

г) в инновационной деятельности;

е) оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг.

Необходимо также доработать действующее законодательство и нормативно-правовую базу с целью устранения дискриминационных по отношению к предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики создания бюрократических преград и установления незаконных поборов контролирующими и инспектирующими органами.

Целесообразно обеспечить координацию технической помощи, поступающей со стороны иностранных государств, неправительственных организаций и международных институтов, для повышения эффективности ее использования. Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.

В целях повышения эффективности малого бизнеса, необходимо ликвидировать два основных вида барьеров в развитии частного предпринимательства — идеологический и административно-правовой. Следует также изменить отношение к предпринимательству и ликвидировать системные противоречия и конфликты в отношениях предприниматель — государство. Требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

1. Кантарбаева А.К. // Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления. А.: Раритет, 2000.

2. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира (Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева, 18.01.2006 года), Индустриальная Караганда, 21.01.2006 г.

3. Накипова Г.Н. Маркетинг малого бизнеса. Монография — Караганда, 2001.

4. Исследование бизнес-климата, предпринимательства в центральных областях Казахстана, Астана-Алматы, 2004 г.

5. Новое поколение. Республиканская газета от 10.02.2006 №6

Источник: be5.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин