Проблемы развития экологического бизнеса в России

Актуальность экологического предпринимательства за рубежом не вызывает сомнений. На западе, она имеет, как объективная реальность, признание невозможности игнорирования экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, что заставляет нас искать возможности выхода из кризисной ситуации и новые пути экономического развития.

Цивилизованный подход к решению экологических и экономических противоречий позволяет получить как экологические, так и экономические выгоды. Воображаемый экономический успех, основанный на затратах, не принимая во внимание экологический аспект производства, приводит к увеличению экологического кризиса. Необходимость разработки новых экологически чистых технологий, методов добычи и переработки ресурсов, производства природоохранной продукции послужили толчком к развитию экологического бизнеса за рубежом. Заполнение современного рынка экологически чистых продуктов стало условием дальнейшего выживания каждой отдельной взятой страны и международного сообщества в целом.

Алексей Яблоков. Лекция 2 «Экологические проблемы России»

Начало активного развития экологической деятельности относится к концу 70-х начале 80-х годов прошлого века. Инициаторами выступили США и страны Западной Европы, в результате чего была создана Всемирная конференция промышленности по управлению окружающей средой.

В 90-е годы несколько десятков ведущих мировых компаний создали совет устойчивого бизнес развития, который должен был привлечь внимание крупного бизнеса к решению экологических проблем, установить строгие экологические стандарты для своих членов. Ужесточение экологических норм способствовали развитию в этих странах экобизнеса. Призыв к переходу к устойчивому развитию был впервые исполнен в 1992 году на Международной конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, на которой была принята «Повестка дня для XXI века». В этом документе подчеркивается необходимость гармоничного сочетания экономических, социальных и экологических составляющих развития как принцип перехода к устойчивому использованию природных ресурсов во всех странах и на всех уровнях государственного управления. [8].

На сегодняшний день лидерами по внедрению экологических технологий и экспорта экологически ориентированных продуктов являются Соединенные Штаты, Япония и страны Западной Европы, такие как Германия, которая имеет целый ряд экологических патентов на продукты, которые пользуются спросом во всем мире. Объем продукции, произведенной на экологическом рынке, по мнению некоторых экспертов, оценивается от 600 млрд. до 2 трлн. долларов, а темп роста составляет от 5,5% до 7% в год. Вклад экологического бизнеса в ВВП стран «Большой восьмерки» составляет от 10 до 24%. [9].

В Канаде, более 3,5 тысяч компаний занимаются производством природоохранного оборудования и предоставляют соответствующие услуги. Эти компании используют более 150 тысяч чел. В Японии с 1988 года функционирует специальный совет по вопросам экологического бизнеса.

Какие экологические проблемы больше всего волнуют жителей России?

Американские компании тратят ежегодно около 80 миллиардов долларов на экологических меры, что составляет 1,5-1,7% от ВВП, с самым серьезным вниманием к праву человека на здоровую окружающую среду. В США производятся по очистке сточных вод оборудование, экологически чистые продукты: потребительские органические продукты питания, чистые краски и т.д. Производство этих продуктов считается престижным и прибыльным, и таким образом создается своя собственная рекламная компания и положительный имидж на рынке. Параметры продукта влияют на окружающую конкурентоспособность компании на мировом рынке.

Придерживаясь экологических принципов, страны и предприятия могут иметь значительные конкурентные преимущества и обеспечивать международную конкурентоспособность национального бизнеса (рис. 2.8).

Рисунок 2.8 – Конкурентные преимущества предприятий, ориентированных на экологическое предпринимательство

Каждый предприниматель должен отражать в своей деятельности экологические аспекты. Экологические предприниматели — физические лица, которые создают новые, зачастую ориентированные на прибыль, предприятия, которые помогают решать экологические проблемы.

Предприниматели, в частности, на быстро растущих развивающихся рынках, уже предоставляют решения экологических и социальных проблем путем создания и роста компаний, которые сохраняют ресурсы и улучшают средства к существованию. Находя новые способы получения энергии или чистой воды, например, предприниматели, создают компании, которые выгодны и людям, и ресурсам, от которых они зависят. И предприниматели, которые ведут малые и средние предприятия, часто являются лучше оборудованы, чтобы понять несметные ресурсы и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей среде, и найти пути для их решения [10].

Предприниматели могли бы решить многие из наших экологических проблем путем внедрения новых экологически доброкачественных продуктов и услуг. Вполне возможно, что предпринимательство является решением всех наших экологических проблем. Однако многое предстоит сделать, чтобы понять потенциал и пределы экологической предпринимательства.

Предприниматели могут разработать способы, чтобы улучшить маркетинговые экологические характеристики для тех, кто ценит их (решения информационной асимметрии с клиентами), найти пути повышения стоимости переработанных материалов и других экологических товаров, или создать технологию, которая предоставляет права собственности на товары безвредные для окружающей среды (помогает стимулировать предоставление общественных благ). Необузданной личный интерес экономических субъектов не может быть устойчивым в мире, в котором ресурсы ограничены. Экологические предприниматели могут быть в состоянии перестроить отношения между бизнесом и окружающей среды таким образом, что одновременно создают личное экономическую ценность и общественную экологическую ценность.

В настоящее время лидером в области экологического бизнеса является Япония. Она придает большое значение этому виду бизнеса. Примером может служить создание плазменного преобразователя, сжигание токсичных промышленных отходов.

После получается обработанный синтез-газ, имеющий потребление энергии на 90% по сравнению с его природным аналогом, который также может быть использован для производства электроэнергии. В качестве твердого преобразователя производят экологически чистый камень, со свойствами, похожими на обсидиан. Использование в производстве дорожных работ и строительстве [11].

Экологический бизнес в России была образован в конце 80-х годов под влиянием «зеленого движения». Тем не менее, поведение российских предпринимателей слабо ориентировано на охрану окружающей среды. Из общего числа предприятий малого и среднего бизнеса, только 15% включили реализацию природоохранных мероприятий в их учредительные документы. В то же время, в Германии, например, приходится 85% предпринимателей в экологических аспектах их деятельности (рис. 2.9).

Рисунок 2.9 – Эколого-ориентированные предприятия в России и за рубежом, 2015 г.

Впервые в России, сущность предпринимательства как экологической категории было определено в документе «Об основах экологического предпринимательства», который был принят в июне 2000 года на пятнадцатой пленарной сессии Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Этот закон определяет экологический бизнес, как производственную, научно-исследовательскую, кредитно-финансовую деятельность по производству товаров, выполнение работ и оказание услуг, предназначенных для того, чтобы обеспечить сохранение и восстановление окружающей среды и сохранения природных ресурсов.

В России, экологическое предпринимательство рассматривается как фактор, способствующий обеспечению экологической безопасности предпринимательской деятельности в целом, и как направление предпринимательской деятельности в области экологического менеджмента [12].

Основными направлениями экологического бизнеса в нашей стране являются следующие (рис. 2.10).

Читайте также:  Самый выгодный медицинский бизнес

Рисунок 2.10 – Основные направления экологического бизнеса в России

В России право на здоровую окружающую среду закреплено Конституцией, законами «Об охране окружающей среды» и «О защите прав потребителей». Присутствие сертификата соответствия, что гарантирует качество продукции и услуг, не удовлетворяет общество, так как необходимо обеспечить безопасность не только человека, но и окружающей среды. Принятие нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» в 2002 году создает правовую основу для функционирования российского экологического рынка. Законодательство возлагает значительную роль экологических инноваций в решение экологических вопросов, в частности, ожидается, предоставлять налоговые и другие льготы при внедрении наилучших доступных технологий (на основе новейших достижений науки и техники, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду), нетрадиционные формы энергии, использование вторичных ресурсов и обращения с отходами. Допускается государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

Ежегодный ущерб от загрязнения окружающей среды и нерационального потребления ресурсов в России составляет около 10-20 % ВНП.

На заседании Совета Безопасности (январь 2008 года) отметили, что «на территории России накоплено около 80 миллиардов тонн твердых отходов. В России есть условия для решения масштабных экологических проблем: увеличение и финансово — экономические возможности, и стимулы внедрения в промышленность экологически чистых программ повышения эффективности технологий, ресурсов и энергии, а также создание отходоперерабатывающей промышленности» [13].

Насущными на сегодня являются вопросы экологической безопасности при обращении с отходами, экологически безопасных методов и технологий для переработки и утилизации отходов. Более половины отходов образует угольная промышленность, 16% приходится на цветную металлургию, 17 % – на чёрную, 12 % – на остальные отходы, включая твёрдо-бытовые (рис. 2.11). При этом степень опасности отходов не совпадает с объёмными показателями. Особую опасность для жизни и здоровья людей представляют твёрдо-бытовые отходы, захороненные в необорудованных местах вблизи городов и промышленные отходы высоких классов опасности (тяжёлые металлы и высокотоксичные вещества) [14].

Рисунок 2.11 — Структура отходов на территории 2016 г.

На ухудшение экологической ситуации в Российской Федерации влияют различные экономические и юридические факторы, которые представлены на рисунке 2.12 [15].

Рисунок 2.12 – Факторы, влияющие на экологическую ситуацию в России

Как видно в России достаточно много проблем, связанных с развитием экологического предпринимательства. Большая часть из них связана именно с государственным регулированием данного вида бизнеса.

В России на сегодняшний день, экологический рынок практически не регулируется, нет достаточных юридических оснований для его функционирования. Для того чтобы обеспечить баланс между интересами бизнеса и благоприятным качеством окружающей среды необходимо создать механизм для поощрения и поддержки экологического предпринимательства. В связи с этим, мы можем согласиться с мнением авторов, предлагающих создать единый государственный орган в области охраны окружающей среды, в котором будут рассмотрены актуальные проблемы. В России, понимание роли экологических проблем и экологической политики далеко отстает от развитых стран. Несмотря на растущую заинтересованность в окружающей среде, для России экологическое предпринимательство находится пока в зарождающей стадии. [16].

Тем не менее, следует отметить, что работа по совершенствованию природоохранного законодательства активизировалась с начала 2008 года после передачи соответствующих полномочий указом президента РФ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Слово «экология» впервые за последние годы появилось в федеральном органе исполнительной власти. 30 декабря 2008 был принят Федеральный Закон № 309, в соответствии с которым малые и средние предприятия получили право объявлять данные по утилизации отходов, а не получать соответствующие разрешения. Упрощенна процедура лицензирования по управлению с отходами и создан институт экологической экспертизы при строительстве объектов по обезвреживанию и захоронению отходов.

В настоящее время Правительством РФ предусмотрено повышение платы за загрязнение окружающей среды:

— по выбросам и сбросам при превышении установленных нормативов плата будет применяться со следующими повышающими коэффициентами:

5 – до 31 декабря 2011 г.;

25 – с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2015 г.;

100 – с 1 января 2016 г.;

— плата за размещение отходов сверх установленных нормативов (будет применяться повышающий коэффициент – 5), при отсутствии установленных лимитов плата соответственно повышается еще в пять раз.

Первым шагом к сокращению отходов стал подготовленный по инициативе Минприроды России законопроект об утилизации пришедших в негодность автомобилей [17].

Стимулирование и поддержка экологического бизнеса в России со стороны государства позволит обеспечить конкурентные преимущества фирмам, производящим экологически приемлемые товары, и снизить антропогенное воздействие на окружающую среду.

Источник: cyberpedia.su

Государственная поддержка экологического предпринимательства в России

Васильева Оксана Николаевна (Vasilieva Oksana Nikolaevna), доцент, к.ю.н.

На современном этапе развития общества проблемы экологии являются наиболее острыми в связи с трудностью реализации путей решения наиболее критических ситуаций. Инфраструктура в городах становится одной из основных причин ухудшения окружающей среды. В каждом промышленном городе в атмосферу поступает 80% выбросов и до 60 миллионов тонн углекислого газа, производится до 3 млрд. тонн твердых отходов, а также не мало важную роль играет работа промышленных предприятий и автотранспорта[1].

Наличие экологических проблем и потребностей общества в благоприятной окружающей среде приводит к осуществлению экологического предпринимательства, деятельность которого должна поспособствовать предупреждением возможного негативного влияния на окружающую среду и здоровье населения, решению поставленных проблем экологии, восстановлению испорченных земель и ликвидации экологического ущерба[2].

В первую очередь стоит отметить, что экологическое предпринимательство, является составной частью предпринимательства в целом и Н.П. Казаков отмечает, что любой сельскохозяйственный или промышленный субъект вынужден действовать в рамках природоохранного законодательства, то есть быть экологически ориентированным[3].

К.П. Арент анализирует структуру экологического рынка России, основываясь на данные Роскомстат, убеждая, что такой рынок в стране не до конца развит. Мы видим, что государство не достигает результатов в области экологии, но при этом замечена тенденция уменьшения организаций, направленных на природоохранную значимость, и это происходит по причине уменьшения государственного финансирования экологической сферы.

Статистика показывает, что лишь 15% из общего числа малого и среднего предпринимательства (112,5 тыс.) стали осуществлять экологические функции. Тем не менее в Российской Федерации действует до 400 специализированных коммерческих структур, которые имеют возможность предоставить оборудование и технику для проведения работ по реализации природоохранительных мероприятий, таких как: очищение вод, снижение вредно-химических выбросов, утилизация отходов и следить за изменением среды на загрязнение[4].

По официальным данным основным источником загрязнения городской среды являются автотранспорт и промышленные предприятия. В городах Российской Федерации или близь них свою деятельность осуществляет множество промышленных заводов и товарных предприятий.

С введением ограничительных мер в связи с пандемией, по данным, опубликованными в журнале Nature Climate Change[5], выбросы в апреле парниковых газов и загрязняющих веществ упали на 30% в мире. Показатели выбросов вредных веществ снизились потому, что произошло снижение объема промышленного производства, энергопотребления и по причине сокращения использования авиатранспорта и автомобильных средств передвижения. Таким образом, воздух относительно стал чище. Роприроднадзор также отметил, что качество воздуха в некоторых городах значительно улучшилось[6], но это не должно стать причиной тому, что мы не должны продолжать заботиться об экологии и развиваться в этой сфере.

Читайте также:  Бизнес идея как основа делового проекта

Отдельная группа проблем связана не только с производством, но и утилизацией произведенных товаров.

К сожалению, в период короновирусной инфекции стали увеличиваться объемы отходов из-за роста использования одноразовых товаров и упаковок, а именно использование масок и перчаток.

Каждый год в России производится 63 млн тонн бытовых отходов, и только 10% из этого числа перерабатываются[7]. Соответственно весь остальной мусор свозят на полигоны, которые с течением времени принимают форму свалки. Именно такой метод распространен в России — захоронение мусора.

Проблема этого метода заключается в том, что причиняется вред не только окружающей среде, но и населению. Как правило, свалки находятся неподалеку от городов, и вследствие урбанизации городам вынуждено расширяться. Таким образом, старые свалки оказываются окруженными домами.

Если говорить о государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области экологии, то на данный момент в России действительно существует множество инвестиционных проектов в экологической сфере, особенно по производству экологически ориентированной продукции из вторичного сырья и отходов (переработка), но, к сожалению, в Российской Федерации очень низкие показатели реализации таких природоохранных проектов, а также сильная недостаточность стимулирования такого рода бизнеса со стороны государства, вследствие чего инвесторы не желают участвовать в данном сегменте предпринимательства.

Хотя в модельном законе расписана компетенция государства в данной сфере предпринимательства, а именно то, что государство финансирует из бюджета реализацию природоохранных программ и проектов, и проводит соответствующие мероприятия (Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства»). По мнению Т.П. Филичевой Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» вводит широкий спектр видов экологического предпринимательства, но все они весьма неэффективны, так как законодательство Российской Федерации несовершенно в регулировании данной сферы по причине неспособности государства поддерживать такой вид предпринимательства дотациями, налоговыми льготами, а также своевременно проводить амортизацию оборудовании[8].

Для того, чтобы рынок экологического предпринимательства развивался, государству необходимо создать благоприятную среду для предпринимателей.

Функционирует огромный Центр содействия экологическому предпринимательству в России, который способствует внедрению новых экологических технологий и инновационной инфраструктуры, вовлечению субъектов в экологическое предпринимательство, привлечению инвестиций и др.[9]. У Центра существует множество программ в сфере экологии, например, программа ЦСЭП по предоставлению безвозмездных консультаций экопредпринимателям. Данная программа была одобрена представителями Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, а также получила поддержку благодаря Фонду президентских грантов.

Тем не менее, самыми сложными видами государственной поддержки, безусловно, являются финансовая, имущественная или в целом материальная поддержка. Улучшение состояния природы и экологии можно осуществлять за счет предоставления финансовых, правовых, налоговых льгот не только самим организациям экологической направленности, но и субъектам малого и среднего предпринимательства, которые способствуют оздоровлению природной среды (например, занимаются разделом и утилизацией отходов, переработкой). Конечно, на утилизацию отходов нужны соответствующие лицензии, но государство в свою очередь должно привлекать субъектов МСП к осуществлению такой экологической деятельности.

Любое государство должно не только заботиться об окружающей среде, но и проводить реализацию восстановления природно-значимых объектов и предотвращать наступления негативных последствий по отношению к естественной среде.

Из вышесказанного мы видим важность развития экологического предпринимательства с целью защиты не только здоровья населения, но и окружающей людей среды. Помимо усовершенствования законодательства стоит уделить внимание практики, а именно предоставления бюджетных средств государства на совершенствование технологий, необходимых в данной области, и налоговых льгот малому и среднему экологическим предпринимательствам.

Список литературы и источников

  1. Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства» принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ 13 июня 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901832941. (дата обращения: 04.12020).
  2. Арент К.П. Пути развития экологического предпринимательства в сельском хозяйстве // Природообустройство. – 2014. – С. 95-100.
  3. Демченко М.В. Исследование эволюции экологического предпринимательства в зарубежных странах как объекта правового обеспечения и оригинала конструируемой социально-правовой модели // Инноватика и экспертиза. – 2018. – Выпуск 4 (25). – С. 61-64.
  4. Филичева Т.П. Проблемы развития экологического предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. – С. 51-56.
  5. Российский институт стратегических исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/4736/. (дата обращения: 04.11.2020).
  6. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200518/157158878html (дата обращения: 04.11.2020).
  7. Nature Climate Change. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/s41558-020-0883-0 (дата обращения: 04.11.2020).
  8. Центр содействия экологическому предпринимательству. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecobiz-center.ru/ru/main. (дата обращения: 04.11.2020).

[1] Российский институт стратегических исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/4736/. (дата обращения: 04.11.2020).

2] Филичева Т.П. Проблемы развития экологического предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. – С. 51.

[3] Демченко М.В. Исследование эволюции экологического предпринимательства в зарубежных странах как объекта правового обеспечения и оригинала конструируемой социально-правовой модели // Инноватика и экспертиза. – 2018. – Выпуск 4 (25). – С. 61.

[4] Арент К.П. Пути развития экологического предпринимательства в сельском хозяйстве // Природообустройство. – 2014. – С. 96.

[5] Nature Climate Change. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/articles/s41558-020-0883-0 (дата обращения: 04.11.2020).

[6] РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200518/1571588786.html (дата обращения: 04.11.2020).

[7] Российский институт стратегических исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/4736/. (дата обращения: 04.11.2020).

[8] Филичева Т.П. Проблемы развития экологического предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2018. – С. 54.

Источник: www.esm-invest.com

Экологическое предпринимательство как вектор развития устойчивой региональной системы

Соколова А.А. Экологическое предпринимательство как вектор развития устойчивой региональной системы // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2019. № 4 (61). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/7085 (дата обращения: 26.05.2023).

Прочитать статью:

АННОТАЦИЯ

В статье освещается проблема значимости экологического вектора развития в процессе формирования стратегии устойчивого развития экономических систем (предприятия, региона, государства). Проблема раскрывается через анализ экологического предпринимательства в региональном аспекте.

ABSTRACT

The paper presents the problem of the role of ecological development vector in shaping the strategy of sustainable development of economic systems (enterprise, region, state). The problem is revealed through analysis of environmental business in the regional aspect.

Читайте также:  Кто продает готовый бизнес в Екатеринбурге

Ключевые слова: экологическое предпринимательство, рынок экологически чистых товаров и услуг, устойчивое развитие, эколого-экономическая стратегия развития региона, региональная политика.

Keywords: environmental entrepreneurship, the market for green goods and services, sustainable development, ecological and economic development strategy of the region, regional policy.

В последние десятилетия в связи с возрастающей обеспокоенностью мирового сообщества проблемами несбалансированного развития все большую значимость приобретает экологическая ориентация развития мировой экономики в целом. Процесс формирования стратегий устойчиво развития социально-экономических систем в качестве приоритетного направления определяет экологический вектор развития, учитывает специфику целевых хозяйственно-экономических функций территорий (регионов, государств), которые в свою очередь предопределяют деятельность основных предприятий. Актуальным вопросом является необходимость переосмысления количественных критериев оценки деятельности предприятий, и переход к инновационным комплексным оценкам, позволяющим учитывать коэволюционные критерии развития и синергетические результаты деятельности экономических объектов. Таким образом, повышение конкурентоспособности современных предприятий может быть осуществлено за счет внедрения экологического подхода в стратегии их развития с учетом региональной специфики.

Особую значимость в последние годы приобретает экологическое предпринимательство, под которым понимается деятельность по производству и реализации продукции, работ и услуг, направленных на предупреждение или минимизацию вреда окружающей природной среде и здоровью населения [2]. Таким образом, экологическое предпринимательство можно рассматривать через призму двух крупных блоков экономической деятельности: оказание экологических услуг и производство / реализация экологически чистых товаров.

Рынок экологически чистых товаров и услуг представляет собой организационно-экономический механизм, обеспечивающий взаимодействие его участников в сфере обеспечения предотвращения загрязнения окружающей природной среды на всех этапах производства, потребления и утилизации продукции за счет реализации экологических услуг для стороннего потребления [3]. Используя подход экономической теории, обозначим субъекты данного рынка, к ним будут отнесены домохозяйства, промышленные предприятия, а также предприятия, оказывающие экологические услуги, государство (регион).

В результате проведенного анализа было выявлено, что современный рынок экологически чистых товаров и услуг в России регулируется общими нормами, применяемыми к коммерческим предприятиям, а также определенными статьями и нормами экологического права. Для данного рынка США и стран ЕС характерно системное экологическое законодательство.

Изучая опыт хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных организаций можно заключить, что в последние десятилетия прослеживается возрастающая значимость роли экологических факторов на цели предпринимательской деятельности. Предприятия, имеющие экологический вектор развития, приобретают дополнительные возможности роста ценности экономических благ в глазах потребителей, увеличения добавленной стоимости продукта, что приносит дополнительную предпринимательскую прибыль.

За последнее десятилетие мировой рынок экологически чистых товаров вырос в 3 раза. Эксперты оценивают мировой рынок экологических товаров как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долларов) и один из самых динамично растущих. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше [1].

Проводя анализ рынка экологически чистых товаров и услуг стран ЕС и США можно выявить, что ассортимент экологически чистых товаров и услуг здесь весьма разнообразен. В странах ЕС более 10 тысяч фирм предоставляют экологические услуги, общий объем продаж, которых превышает 40 млрд. евро, что связано с достаточно жесткими санкциями за нарушение экологических требований [4]. Анализ российской статистики по данному рынку затруднен тем, что на сегодняшний день не сформированы и законодательно не закреплены общие положения, которые давали бы возможность четко разграничить экологически чистые товары и услуги от других экономических благ.

Международный опыт свидетельствует о том, что динамичное развитие рынка экологически чистых товаров и услуг целесообразно проводить с учетом региональных особенностей: географического расположения, ресурсной обеспеченности, развитости инфраструктуры, наличия факторов производства и т.д. Важным аспектом формирования эколого-экономической стратегии является поиск баланса между экологическими интересами и экономическим потенциалом территории, региона. При составлении стратегии региона необходимо регулярно проводить экологический мониторинг окружающей природной среды, выявлять долгосрочные и текущие экологические задачи, требующие решения.

Одной из возможных стратегий развития региона может являться «стратегия дифференциации», где в качестве конкурентного преимущества выступает чистая окружающая природная среда, экологически чистая продукция и т.д. Конкурентное преимущество в форме экологически чистой окружающей природной среды и природных благ способно повышать привлекательность региона для инвесторов, увеличивать его экономическую эффективность. Важным вопросом при формировании эколого-экономической стратегии развития региона также является ее согласованность с действующим законодательством [4].

Приоритетным направлением развития экологического предпринимательства в рамках определенной территории (региона, государства) является формирование системы повышения экологической грамотности населения. Данный процесс является трудоемким, требующим временных затрат, здесь будет полезно использовать модель, применяемую в ряде стран ЕС (Финляндии, Норвегии, Швеции, Австрии, Бельгии, др.). Экологическая грамотность населения способствует развитию «здорового образа жизни», что влечет за собой формирование устойчивого спроса на экологически чистые товары и услуги. В свою очередь начинают динамично развиваться рынки комплементарных товаров и услуг: наблюдается рост продаж товаров для активного образа жизни и занятий спортом; возрастает спрос на услуги организаций, осуществляющих рекреационную и оздоровительную деятельность (базы отдыха, санатории, бассейны, лыжные курорты, катки и др.); развивается идея селективного сбора отходов и теория замкнутого цикла производства (рециклинга товаров и упаковки), что способствует формированию более эффективной хозяйственной деятельности экономической системы региона в целом и дает ощутимый экономический эффект.

Развитие рынка с учетом экологического вектора позволит выстроить новую модель общественного прогресса, которая обеспечивала бы баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей природной среды с учетом удовлетворения жизненных потребностей не только ныне живущего, но и будущих поколений. Общепризнанными становятся необходимость избрания новой стратегии развития общества, ориентированной на долговременные цели [3].

Экологический подход должен стать одним из приоритетных направлений регионального развития, в основе которого будут находиться объединенные правовые, институциональные и экономические условия для формирования устойчивой системы экологического предпринимательства. Комплексно сформированная устойчивая система экологического предпринимательства предполагает возможности выполнения не только текущих тактических задач экологизации экономики, но и реализации стратегических приоритетов развития региона в целом.

Список литературы:
1. US Environmental Firms See Opportunities in Foreign Market. Mar 1, 2009. Penton Media, Inc. 2009
2. Коваленко В.И., Кузнецов Л.М. Исследование рынка экологических услуг: учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 170 с.
3. Курбатов А.В. Формирование рынка экологических услуг. Электронный журнал «Сервис в России и за рубежом», 2012, №6. – 6 с.
4. Соколова А.А. Анализ, прогнозирование и регулирование социальной устойчивости регионов: Коллективная монография // ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. — 531 с.

Источник: 7universum.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин