Проблемы развития малого бизнеса республики Беларусь

Малый бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, приносящую прибыль на малых предприятиях и осуществляющуюся установленными в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. №148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства» субъектами – микроорганизациями и малыми организациями, а также индивидуальными предпринимателями.

За последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста доли микро- и малых организаций в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны (с 14,5% в 2011 г. до 15,2% в 2013 г.), а также в средней численности работников (с 17,9% в 2011 г. до 19,4% в 2013 г.). Однако присутствуют и негативные тенденции. Сократилась доля микро- и малых организаций в общем объеме производства продукции (работ, услуг) (с 14,6% в 2011 г. до 13,9% в 2013 г.) и, соответственно, в объеме внешней торговли товарами (с 29,6% в 2011 г. до 27,8% в 2013 г.) и в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг (с 29,4% в 2011 г. до 27,7% в 2013 г.). Также сократилась и их доля в розничном товарообороте организаций торговли (с 27,4% в 2011 г. до 26,8% в 2013 г.).

Проблемы развития малого бизнеса

Кроме того, доля экспорта микро- и малых организаций по отношению к общему объему экспорта страны за период 2011-2013 гг. снизилась на 22,7%, что косвенно может свидетельствовать о недостаточной конкурентоспособности белорусского малого бизнеса.

Таким образом, несмотря на постепенный рост доли микро- и малых организаций в ВВП, их экономическая роль все же довольно ограничена.

Количество микро- и малых организаций, осуществляющих свою деятельность, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. возросло на 18% и составило 91 596 единиц (87,1% – микроорганизации, 12,9% – малые организации). При этом преобладающее их количество сосредоточено в г. Минске и Минской области.

Также необходимо отметить, что практически весь малый бизнес в Республике Беларусь представлен субъектами частной формы собственности – 95,1%. Доля субъектов государственной и иностранной форм собственности незначительна (1,3% и 3,6% соответственно).

Средняя численность работников на микро- и малых организациях в 2013 г. по сравнению с 2011 г. возросла на 6,5% и составила 846 699 человек, наибольшая часть из которых занята в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 29,8%, промышленности – 23,8%, строительстве – 14,8%, на транспорте – 8,4%.

Таким образом, из проведенного выше анализа видно, что количество субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь с каждым годом, хоть и незначительно, но увеличивается. Преобладающая их доля сосредоточена в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, в промышленности, строительстве, а также на транспорте, т.е. в сферах, не требующих высокой квалификации, специальных знаний и значительных объемов финансовых вложений. Это говорит об отсутствии стремления субъектов малого предпринимательства к инвестированию и перспективным инновационным проектам, что обусловлено как внешними (системой регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного оформления товаров; порядком сертификации продукции (работ, услуг), получения лицензий и других разрешений на осуществление деятельности и др.), так и внутренними факторами.

В Беларуси утвердили новую стратегию развития малого и среднего бизнеса

Особой внешней проблемой является существование неравных условий хозяйственной деятельности для субъектов различных форм собственности в области доступа к материально-сырьевым и финансовым ресурсам, в получении госзаказа, выполнение которого является практически исключительной прерогативой государственных предприятий, а также в части формирования производственного потенциала. Малые предприятия вынуждены арендовать площади для размещения бизнеса у крупных, обычно государственных организаций.

Внутренние проблемы функционирования и развития малого бизнеса в Республике Беларусь разнообразны. Это и нехватка собственных оборотных средств и средств для развития; и недостаток производственных мощностей и помещений, наличие устаревшего оборудования и технологий; нехватка как квалифицированных сотрудников, так и средств для привлечения качественного персонала; а также отсутствие перспективных бизнес-идей, сложность поиска рыночной ниши, неэффективное управление бизнесом.

Решить данные проблемы и, как следствие, повысить эффективность малого предпринимательства позволит выработка и реализация мер макроэкономического характера, направленных на создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всех форм собственности; совершенствование форм и методов государственной финансовой, имущественной и иной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики.

Кроме того, необходимо оказать содействие развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого предпринимательства; внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью; в получении информационных, методических и консультационных услуг; в предоставлении в аренду субъектам малого предпринимательства оборудованных помещений, а также офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества.

Таким образом, реализация всех выше перечисленных мер будет способствовать созданию благоприятных условий для дальнейшего развития малого бизнеса в стране.

1. О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3: с изм. и доп. от 12 июля 2013 г. № 57-3. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871https://be5.biz/ekonomika1/r2014/4126.htm» target=»_blank»]be5.biz[/mask_link]

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ «http://research.by/», где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.

Читайте также:  Интеллект успеха в бизнесе это сочетание высокого уровня

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и сущность предпринимательства………………………………. …5
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства……………. 5
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………. 10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………. ………11
2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..14
2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………. 14
2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………. …….17
2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………. ………….21
3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………………………………. 25
3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства……………………………..25
3.2 Антикризисные меры………………………………..………………………32
Заключение…………………………………………………….…………………37
Список использованной литературы…………………………………………. 39

Содержимое работы — 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Кафедра экономической теории и мировой экономики

Проблема развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

студент группы БУ-21 Талянин Дмитрий Николаевич

Научный руководитель: старший преподаватель Гаев Александр Владимирович

1 Понятие и сущность предпринимательства…………………………… …. …5

1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства……………. 5

1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства……………. 10

1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……… ……………. ………11

2 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………… ………………..14

2.1 Развитие предпринимательства в 1992-2000 гг…………………………. 14

2.2 Развитие предпринимательства в 2001-2005 гг……………………. …….17

2.3 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг………………. ………….21

3 Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь………………………………………………………… . 25

3.1 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства…………………………… ..25

Список использованной литературы…………………………………………. 39

Мировая практика убедительно показывает, что малый и средний бизнес оказывает существенное влияние на развитие экономики и решение социальных проблем рыночных стран. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. По численности работающих, объему производимых и реализуемых товаров, разнообразию выполняемых работ субъекты малого и среднего предпринимательства зачастую занимают ведущие места. Таким образом, высокий уровень развития предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики.

Особую роль играет предпринимательство и в трансформационной экономике. С одной стороны, перераспределение ресурсов из неэффективных отраслей в отрасли, где ресурсы используются более эффективно, невозможно без создания нового частного сектора. С другой стороны, рыночная реструктуризация предприятий связана с высвобождением избыточной рабочей силы.

Частный сектор поглощает эти излишки, создавая новые рабочие места, пополняя доходную часть бюджета и сглаживая остроту социальных проблем. Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли. Поэтому формирование и проведение гибкой и эффективной политики в отношении малого и среднего предпринимательства и низких барьеров входа на рынок является приоритетной задачей в период формирования рыночной экономики.

Актуальность тематики развития и форм поддержи малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь остается очень высокой практически с момента появления этого сектора экономики. При этом пристальное внимание, уделяемое проблемам развития данного сектора со стороны государства и общества, вот уже много лет не приводит к каким-либо кардинальным позитивным изменениям ситуации. Предпринимательская деятельность по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем.

В современной Беларуси, идущей по пути рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчить последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Развитие его в Беларуси существенно отстает от темпов, демонстрируемых в странах-соседях.

Это объясняется отношением государства к этому сектору – правительство связывает возможности экономического роста в Беларуси преимущественно с государственными предприятиями. В результате для малого и среднего предпринимательства создана довольна негостеприимная среда с высокими издержками как входа на рынок, так и ухода с него, в виде сложного и изменчивого законодательства, длительной и дорогостоящей регистрации, закрытия предприятия и пр. Высокие транзакционные издержки, связанные с получением всех необходимых разрешений и пр., дополняются рисками и конфискационными механизмами в виде многочисленных проверок и штрафов за нарушение норм законодательства. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии данного сектора, предпринимательство еще не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах.

Всё вышесказанное характеризует актуальность выбранной темы, а также необходимость дальнейших исследований в сфере предпринимательской деятельности.

Целью данной работы является анализ проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.

В курсовой работе были использованы различные источники: книги, журналы, сборники научных статей, материалы интернета. В частности можно выделить «Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики», «Проблемы управления», труд Башлаковой О.С. «Малый и средний бизнес в экономическом потенциале региона», материалы интернет-ресурса Исследовательского центра ИПМ « http://research.by/ », где подробно проанализировано развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, проблемы, препятствующие его развитию, а также указаны возможные пути их преодоления.

Читайте также:  Менеджмент в туристическом бизнесе кто это

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    1. Экономическая природа и признаки предпринимательства

    Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.

    Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды [1, с.95].

    В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 мая 1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» под предпринимательством понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

    Субъектами предпринимательства являются:

    ● физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

    ● группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

    Однако занятие предпринимательской деятельностью не допускается должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

    Вышеназванный Закон также определяет и формы предпринимательства. В Республике Беларусь допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:

    ● частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

    ● коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

    Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

    Критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

    в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

    в сельском хозяйстве и научно- технической сфере – до 60 человек;

    в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

    в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

    в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [2].

    Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

    ● по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

    ● по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

    ● по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;

    ● по сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях;

    ● по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [3, с.8].

    По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства.

    Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу.

    Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

    Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

    Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса.

    Источник: www.turboreferat.ru

    Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

    Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

    Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

    Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отноше­ний – независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

    Читайте также:  Проект бизнес online что это

    Разгосударствление – это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления. Формально разгосударствление затрагивает механизм реализации собственности.

    Приватизация – это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

    Важнейшей задачей современного периода является развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.

    Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги.

    Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

    В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:

    — повышение эффективности использования имущества;
    — оптимизация структуры государственных объектов управления;
    — пополнение доходов республиканских и местных бюджетов;
    — создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

    Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
    Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием час­тного предпринимательства. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

    Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

    При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства используются следующие количественные и качественные критерии:

    — количественные (численность занятых на предприятии, годовой объем продаж, среднегодовая балансовая стоимость активов);
    — качественные (небольшая доля рынка, управление предприятием осуществляет лично владелец, предприятие является независимым).

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам – относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

    — в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
    — в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
    — в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
    — в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли – до 30 человек;
    — в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

    Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, непривлекательные для крупного бизнеса, от ремонта компьютеров до утилизации бытовых отходов. За 2007 г. вклад малых предприятий в ВВП оценивался в размере 7,5 %, было произведено 6,2 % общего объема производства продук­ции, 8,8% общего объема розничного товарооборота и т. д.

    В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Правительством разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

    В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

    На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.

    Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

    Источник: zavtrasessiya.com

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин