Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.
К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года. Следует учесть, что начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
История «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе»
Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.
О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России (таблица 1).
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 — 2000гг. (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)
Науки и научного
Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 1999г. (таблица 2).
Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1999г.
Экономические районы | Количество предприятий Тыс. ед. | %, к общему числу |
Российская Федерация | 890,6 | 100,0 |
Северный | 21,3 | 2,4 |
Северо-западный, | 126,6 | 14,2 |
в том числе г. Санкт-Петербург | 115,01 | 12,9 |
Центральный, | 275,4 | 30,9 |
в том числе г. Москва | 180,3 | 20,2 |
Волго-вятский | 29,0 | 3,3 |
Центрально-чернозёмный | 28,9 | 3,2 |
Поволжский | 88,1 | 9,9 |
Северо-Кавказский | 69,5 | 7,8 |
Уральский | 93,9 | 10,5 |
Западно-Сибирский | 74,7 | 8,4 |
Восточно-Сибирский | 35,2 | 4,0 |
Дальневосточный | 38,2 | 4,3 |
Калининградская область | 9,8 | 1,1 |
Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?
По состоянию на 1 января 1999г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах — Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.
Анализируя таблицу2, можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.
В таблицах приведены данные по официально зарегистрированным предприятиям. Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1% (в 1998г. — 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом — 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание — 43,5% (50,8%), строительство — 36,3% (36,8%).
По сравнению с 1998г. годом среднесписочная численность работников всех малых предприятий в 1999г. уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий по отраслям экономики характеризуется данными, представленными в таблице 3.
Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1999 г.
В 1999 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работников малых предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям — 1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех экономических районов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.
В 1999 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1998 г. на 13,6%.
По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходиться на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ (26,1%).
Динамика числа малых предприятий с 1996 года — совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ. Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% (таблица 4).
Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий (МСП) в разных странах:
Занято в МСП (млн.чел)
Доля МСП в общей численности
занятых (%)
Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 года составило порядка 136 тыс. человек. Однако, по оценке специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше. В органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.
Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999г. составило 270 тысяч. В целом, уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.
За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.
Достигнутый уровень развития малого предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики. К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 тысячи, приблизившись к отметке 1994 года (см. рис. 1). Динамика числа малых предприятий с 1996 года — совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора МБ.
Рис. 1 График изменения количества МП в России.
Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях (см. рис. 2). По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.
Рис. 2 График изменения количества работников на МП в России.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. рис. 3). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.
Рис. 3 График распределения МП по территории РФ.
Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. рис 4). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.
Рис. 4 График распределения работающих на МП по России.
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. рис. 5), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.
Рис. 5 График распределения количества МП в зависимости от регионов России на
Источник: kazedu.com
К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадченко Наталья Юрьевна
В статье автором рассматриваются вопросы, связанные с правовыми и экономическими особенностями развития предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шадченко Наталья Юрьевна
Приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в России
Некоторые аспекты управления сопротивлением изменениям в организационной структуре предприятия
Планирование как фактор повышения организационной эффективности
Стратегическое планирование развития малого и среднего предпринимательства
Предпринимательство в региональной модели экономики: инфраструктура развития
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
TO THE QUESTION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT PROBLEMS IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
The article deals with the issues related to the legal and economic characteristics of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.
Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе»
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
TO THE QUESTION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT PROBLEMS IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
Natalia Yu. Shadchenko
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и товароведения, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.
PhD (Economics), associate Professor, Department of Economics and commodity research, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation.
Аннотация. В статье автором рассматриваются вопросы, связанные с правовыми и экономическими особенностями развития предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Ключевые слова: управление, развитие, малый и средний бизнес, проблемы, направления развития.
Abstract. The article deals with the issues related to the legal and economic characteristics of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.
Key words: management, development, small and medium business, problems, directions of development.
В экономической деятельности нашего государства существенное место занимает предпринимательство. Предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) оказывают немалое влияние на социальное, экономическое и научно-техническое развитие страны, что подтверждается большим количеством государственных программ, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия. Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого и среднего бизнеса. К числу первых наиболее часто относят среднесписочную численность работающих, годовой объем (объем продаж) и балансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используются следующие: незначительная доля рынка компании в сфере её деятельности; её независимость; управление предприятием её владельцами.
В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малого и среднего бизнеса не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.
С позиций независимости И. Н. Герчикова предлагает рассматривать малое предпринимательство, как совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определены в статьях 3 и 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К ним относятся внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателем и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определённым критериям. Рассмотрим основные критерии:
а) первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями;
б) второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений;
в) третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ -без учёта НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте. Предельные значения этих величин определяет Правительство РФ раз в 5 лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства [1].
Самой низкой количественной границей малого бизнеса является индивидуальная предпринимательская деятельность.
Проблемами развития малого и среднего бизнеса на современном этапе в Российской Федерации являются: — организационные пробле-мы(связанные с оформлением и регистрацией, открытием предприятий);
— проблемы материально-технического-характера (нехватка производственных помещений и оборудования, низкая классификация персонала);
— финансовые проблемы (большие проценты на кредиты, низкий платёжеспособный спрос населения, высокая арендная плата и др.);
— недостатки в налоговой системе;
— кредитная необеспеченность и др.
Из управленческой практики видно, что руководители часто не владеют философией планирования [5, с. 28], в связи с чем предпочитают при затруднениях использовать простые внутренние стратегии.
Проведённый анализ показывает, что основными препятствиями развития малого и среднего бизнеса является недостаток как собственных, так и заёмных денежных средств у предпринимателей. Отсутствие у малых предприятий необходимого обеспечения является причиной, по которой предприниматели не пользуются кредитами.
Административные барьеры являются вторым препятствием и представляют собой проверки предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также длительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Чем меньше этих препятствий на пути создания предприятия, тем более комфортно ощущает себя бизнес.
Третьим препятствием является сложная система налоговой и бухгалтерской отчётности. Система налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности нередко вызывают нарекания и противоречия при заполнении. Но при этом можно отметить, что при введении упрощённой налоговой системы снизилась нагрузка на малый бизнес.
Проблема продвижения товаров и услуг на рынок является четвёртым препятствием, сдерживающим развитие малых предприятий. Это связано с тем, что у предприятий зачастую ограничены возможности организации сбыта, есть трудности с ведением связей между поставщиками и потребителями.
Пятым препятствием является низкая классификация персонала. В условиях постоянно меняющейся экономики и техники необходимо проходить квалификационные курсы, чтобы оставаться профессионалом в своей области.
Итак, малый бизнес — это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться.
Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться [2, с. 27].
Каковы условия предоставления государственной финансовой помощи предприятиям МСБ в 2017-2018 году?
Главная особенность программ государственного кредитования малого и среднего биз-
Базис. 2018. № 1(3). www.engels.ruc.su/science/basisA
неса в 2017-2018 году — его возмездная природа; предусматривает открытие овердрафтов, возобновляемых кредитных линий, единичных займов предприятиям из приоритетных отраслей:
— социально значимые проекты;
— строительные фирмы, занятые в сфере возведения многоквартирных домов эконом-класса;
— производства, базирующиеся на применении эко-технологий и т. д.
Существует ещё несколько вариантов государственного кредитования:
— предоставление безвозмездных субсидий на покрытие части основной суммы займа или процентов по нему;
— предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам малого и среднего бизнеса.
Выделяется несколько групп субъектов российского предпринимательства, которые могут рассчитывать на получение государственной финансовой помощи:
1) новые фирмы, которые делают первые шаги в бизнесе;
2) предприятия, занятые в сфере производства продукции;
3) компании из сферы экологического туризма;
4) субъекты хозяйствования, занимающиеся созданием шедевров народного творчества.
Ключевые варианты государственной финансовой помощи: субсидия от биржи труда; имущественная помощь; гранты от государства; кредитование МСБ[з, с. 14].
Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики региона, безусловно, велика. Наиболее крупными являются следующие направления воздействия МСБ на экономику региона:
— создание рабочих мест и повышение социальной защищённости населения;
— внедрение новых товаров и услуг;
— создание новых рынков или сегментов рынков;
— повышение валового регионального продукта (до 25 %) в отдельных регионах;
— содействие реализации инноваций в практической деятельности;
— содействие развитию конкуренции.
Очевидно, что эффективная система
управления — как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом — способствует скорейшему достижению поставленных стратегических целей и задач страны [4, с. 4].
Материалы поступили в редакцию 31.03.2018 г.
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017). URL:https://fzakon.ru/laws/ federalnyy-zakon-ot-24.07.2007-n-209-fz/ (дата обращения: 11.02.2018).
2. Иванова, В. О. Проблемы развития малого бизнеса в России / В. О. Иванова, О. О. Ли // Бизнес, общество и молодёжь: идеи преобразований: матера Всерос. студ. научной конф. Саратов : Амирит, 2017. С. 27. ISBN 9785-9500982-6-0.
3. Бурмистрова, С. Е. Проблемы финансовой устойчивости малого бизнеса /С. Е. Бурмистрова, В. А. Пугачёв // Бизнес, общество и молодёжь: идеи преобразований: матер. VI Всерос. студ. научной конф. Саратов : Амирит, 2017. С. 40.
ISBN 978-5-9500982-6-0.
4. Матушкин, М. А. Формирование эффективной системы менеджмента в условиях несовершенства рыночных отношений: коллективная монография / М. А. Матушкин [и др.]. Энгельс : Ред.- изд. центр Поволжского кооперативного института , 2015. ISBN 978-5-8031-0166-6.
5. Шадченко, Н. Ю. Планирование как фактор повышения организационной эффективности / Н. Ю. Шадченко // Базис: научно-практ. журнал. 2017. № 1(1). С. 28-30. ISSN 2587-8042.
1. (2007). O razvitii malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossijskoj Federacii [About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation]. Feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. URL:https://fzakon.ru/ laws/federalnyy-zakon-ot-24.07.2007-n-209-fz/ (accessed 11 February, 2018).
2. Ivanova, V. O., Li, O. O. (2017). Problemy razvitija malogo biznesa v Rossii [Problems of development of small business in Russia]. Biznes, obshhestvo i molodjozh’: idei preobrazovanij. Saratov. P. 27.
ISBN 978-5-9500982-6-0.
3. Burmistrova, S. E., Pugachjov, V. A. (2017).
Problemy finansovoj ustojchivosti malogo biznesa [Problems of financial stability of small businesses]. Biznes, obshhestvo i molodjozh’: ideipreobrazovanij. Saratov. P. 40. ISBN 978-5-9500982-6-0.
4. Matushkin, M. A. [et al.]. (2015). Formi-rovanie jeffektivnoj sistemy menedzhmenta v uslovijah nesovershenstva rynochnyh otnoshenij: kollektivnaja monografija [Formation of an effective management system in the imperfection of market relations]. Jengel’s. ISBN 978-5-8031-0166-6.
5. Shadchenko, N. Yu. (2017). Planirovanie kak faktor povyshenija organizacionnoj jeffektivnosti [Planning as a factor for increasing organizational effectiveness]. Bazis. No 1(1). P. 28-30. ISSN
Источник: cyberleninka.ru
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Платонова К.О. 1
1 Юридический институт ВлГУ им А.Г. и Н.Г. Столетовых
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может развиваться правильно. Эффективная работа рынка возможна только тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.
Предпринимательство занимает наиболее распространенное место в экономической деятельности страны. Эта деятельность влияет не только на рост экономики в целом и развитие научно-технического прогресса, но так же в немалой степени помогает с решением социальных проблем государства. Предприятия различаются не только составом участников, формами собственности и так далее, но и объемами продукции, которую выпускают. По перечисленным критериям, предприятия делятся на малые, средние и крупные.
Очень часто оказывается, что крупные фирмы не настолько эффективны как малые. Это объясняется усложнением структуры управления по причине появления большего количества различных уровней коммуникации внутри предприятия. Из одного отдела до другого информация доходит медленнее и изменяется благодаря человеческому фактору, таким образом, руководство крупных предприятий не в полной мере имеют представление о том, как фирма работает, а также зачастую принимают управленческие решения слишком поздно.
Именно поэтому неотъемлемой частью экономики любого развитого государства является существование малого бизнеса. При его отсутствии рыночная система каждого государства не сможет функционировать и развиваться. Порядок отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, и основные «привилегии» определяет Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. В соответствии с этим законом все субъекты предпринимательской деятельности (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) в Российской Федерации обычно разделяются на три категории: предприятия малого бизнеса, в том числе микропредприятия; предприятия среднего бизнеса; крупные предприятия.[1]
Малый бизнес является самым многочисленным слоем мелких собственников. Данный сектор малого предпринимательства способен успешно справляться с любыми изменениями на рынке. Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно значительную аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.
Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.
На сегодняшний день в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25 % населения. Об этом заявила директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Наталья Ларионована пленарной сессии в рамках 22-ой встречи Министров АТЭС.
Во время всего периода развития предпринимательства правительство РФ предпринимает усиленные меры для поддержания малого бизнеса на должном уровне, улучшает законодательную базу, и создает благоприятные условия для экономического роста. Фундаментом укрепления и развития малого бизнеса является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2].
На каждом из уровней власти ежегодно разрабатывают государственные программы поддержки малого предпринимательства. В целях поддержки малого предпринимательства немалую роль сыграл федеральный закон от 23 октября 2015г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который должен снизить административную нагрузку на бизнес [3].
Одной из наиболее важных попыток по поддержке малого бизнеса в России стала первая кредитная сделка в рамках программы стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и Банка России. Это новый инструмент господдержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. В рамках программы процентная ставка по кредитам ограничена 10 % годовых для среднего бизнеса и 11 % — для малого. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что созданы достаточно объективные предпосылки для устойчивого поступательного развития малого предпринимательства. Но так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов
В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни, тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства.
Потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом. Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений в России приоритетной задачей государства является в первую очередь решение вопросов по развитию малого бизнеса. Не смотря на то, что правительство РФ прилагает все возможные на сегодняшний день усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования. Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»/Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» /Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
3.Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» /Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Источник: scienceforum.ru