Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси сопоставим со многими странами Восточной Европы, в том числе входящим в ЕС. Вместе с тем, он еще существенно уступает среднему показателю по ЕС (свыше 50% ВВП). В 2017 г. в Беларуси подготовлен обширный пакет правовых мер по развитию предпринимательства. Заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики НАН Беларуси Татьяна Садовская – о том, как развивается малое и среднее предпринимательство в Беларуси и какие меры поддержки ему оказываются.
Малый и средний бизнес в экономике Беларуси
Малое и среднее предпринимательство (МСП) в Беларуси вносит весомый вклад в развитие национальной экономики. Доля малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь – это около 24% ВВП, 40% выручки от реализации продукции, 37% инвестиций в основной капитал, 28,5% налоговых поступлений, более 42% объема внешней торговли. В сфере малого и среднего бизнеса в настоящее время работает более 30% занятого населения.
Принимаемые меры по улучшению условий ведения бизнеса способствовали устойчивому приросту количества субъектов малого предпринимательства за период с 2010 по 2016 гг. Их количество увеличилось с 86,9 тыс. до 107,4 тыс. (рост на 23,5%). Количество индивидуальных предпринимателей к 2016 г. составило 240 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 4,2 тыс. человек или 1,8% (рис.1).
Рисунок 1 – Количество МСП в 2010-2017 гг., единиц (на конец отчетного периода)
* Данные по состоянию на 1 июля 2017 г.
В Беларуси отмечается устойчивый рост количества лиц, осуществляющих ремесленную деятельность. С 2010 по 2016 гг. их число возросло в 5,4 раза и составило по итогам 2016 г. более 23 тыс. человек. Такой рост объясняется тем, что для занятия этой деятельностью созданы достаточно комфортные условия.
Несмотря на положительную динамику относительных показателей, следует отметить сокращение занятых в данном секторе. За последние три года общее число работников в секторе малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,2% (рис.2).
Рисунок 2 – Средняя численность работников в микро-, малых и средних организациях с учетом внешних совместителей, тысяч человек (на конец отчетного периода)
Частично падение занятости в секторе малого и среднего предпринимательства компенсировалось ростом количества работников, нанятых индивидуальными предпринимателями. Этому способствовали принятые в последнее время решения по отмене ограничений для индивидуальных предпринимателей по найму работников, а также сокращение численности работников на государственных предприятиях.
Малый и средний бизнес распределен по территории Беларуси неравномерно. Более высокая степень его концентрации отмечается в столице и крупных городах (рис.3). Основная причина такого положения заключается в том, что в столице и крупных городах более развита инфраструктура, способствующая развитию МСП, более высокий уровень доходов и выше покупательский спрос.
Рисунок 3 – Количество МСП, тысяч единиц (на конец отчетного периода)
Существуют и отраслевые различия в развитии сектора малого и среднего предпринимательства.
Так, за последние годы произошло увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске продукции сельского хозяйства. Этим видом деятельности занимаются преимущественно средние предприятия.
Однако необходимо учитывать, что сельское хозяйство Беларуси в значительной мере зависит от мер государственной поддержки, поэтому связь между развитием этих предприятий и изменением деловой среды является менее выраженной.
В традиционных для малого и среднего бизнеса видах деятельности – обрабатывающей промышленности, торговле и строительстве – их вклад либо сокращался, либо оставался относительно стабильным.
Меры по оказанию помощи безработным в организации предпринимательской деятельности
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости и экономического роста. Базовые условия стимулирования занятости населения в сфере агротуризма и ремесленной деятельности заложены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 342 «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности».
В соответствии с ним содействие осуществляется путем информирования безработных о порядке и об условиях организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, направления безработных на профессиональное обучение, оказания им помощи в подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки.
Финансовая поддержка оказывается безработным в виде субсидии за счет средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения, передаваемых в местные бюджеты на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения. Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
При организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высоким уровнем безработицы, а также в сельских населенных пунктах, субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
При организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок, субсидия предоставляется в размере 20-кратной величины бюджета прожиточного минимума.
Таким образом, предоставление субсидий стимулирует к занятию предпринимательской деятельности даже тех безработных, которые не имели для этого первоначального стартового капитала.
Кроме того, размер субсидии стимулирует к предпринимательству безработных из наиболее проблемных регионов с высоким уровнем безработицы, а также по видам деятельности, имеющим потенциал для внедрения результатов НИОКР. Это совпадает с приоритетами государства, связанными с повышением инновационной составляющей экономики.
В 2017 г. в части развития мер поддержки индивидуального предпринимательства и самозанятости Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября подписал указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц».
Документом расширяется перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого налога. Такие меры также направлены на снижение безработицы, развитие самозанятости населения, вовлечения его в экономическую деятельность и, следовательно, на развитие предпринимательства.
Меры поддержки, оказываемой субъектам предпринимательства
В настоящее время Республике Беларусь уделяется внимание проблемам развития и формирования механизмов поддержки малого и среднего бизнеса как основы развития конкуренции. Происходит реализация последовательного процесса изменения правил ведения бизнеса, направленного на совершенствование делового климата и повышение инвестиционной привлекательности экономики Республики Беларусь.
Поддержка субъектам МСП оказывается в рамках Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего», Указа президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Постановления Совета Министерства Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры). Она включает в себя 88 центров поддержки предпринимательства (далее – ЦПП) и 19 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор). Вместе с тем, эти субъекты неравномерно распределены по регионам и крайне мало представлены в малых городах. Наиболее развитыми в этом отношении являются
г. Минск, Минская и Гродненская области, в которых сконцентрировано около 67% от общего числа ЦПП.
В настоящее время деятельность субъектов инфраструктуры зачастую не в полной мере отвечает стоящим перед ними задачам по поддержке малого и среднего бизнеса.
Это связано, прежде всего, с их недостаточным количеством, неравномерным распределением по регионам, слабой материально-технической базой и интеллектуальными возможностями, узким ассортиментом предлагаемых услуг, недостаточной мотивацией для достижения главной цели – оказания поддержки малому и среднему предпринимательству, особенно на начальном этапе деятельности.
Банковская система Беларуси предлагает малому и среднему бизнесу довольно широкий спектр финансовых услуг: предоставление кредитов, в том числе микрокредитование; финансирование под уступку денежного требования (факторинг); финансовая аренда (лизинг); и др.
Так, только в 2016 г. банками Беларуси субъектам малого и среднего бизнеса были предоставлены кредиты на сумму 13,1 млрд. руб. или 29,1% от общей суммы кредитов, выданных субъектам хозяйствования.
Вместе с тем, кредитные ресурсы для субъектов малого и среднего предпринимательства часто являются недоступными в связи с высокой процентной ставкой, а также не всегда выполнимыми условиями их получения и обеспечения. Большинство кредитов являются краткосрочными (в 2016 г. – 73,3% от их общего количества); в основном кредиты предоставляются для обеспечения текущей хозяйственной деятельности, а не для инвестирования и инноваций.
Немаловажным фактором для развития МСП в регионах стал Декрет Президента Республики Беларусь от 7 июля 2012 г. № 6
«О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Только за три года реализации мер, предусмотренных Декретом № 6, число субъектов хозяйствования (включая индивидуальных предпринимателей) на территории сельской местности, а также малых и средних городов выросло более чем на 39%. На территориях крупных городов за тот же период рост составил чуть более 1%. Это подтверждает необходимость и целесообразность принятия специальных мер по поддержке МСП с учетом специфики регионов.
Что мешает развитию малого бизнеса в Беларуси
Основными причинами, сдерживающими в настоящее время развитие МСП и не позволяющими ему усилить вклад в экономику Беларуси, являются:
- нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, неразвитость института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых на условия осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет малому и среднему бизнесу осуществлять перспективное планирование своей деятельности;
- отсутствие надлежащих условий для конкуренции, монополизм, особенно со стороны крупных государственных предприятий;
- высокая контрольная нагрузка на бизнес, высокий уровень штрафных санкций, в том числе за формальные нарушения, что способствует ухудшению производственных и финансово-экономических показателей и зачастую приводит к вынужденному прекращению предпринимательской деятельности;
- недостаточное развитие современных финансовых институтов, в том числе неразвитость микрофинансовых организаций, краудфандинговых площадок, венчурных фондов.
Источник: eurasia.expert
Проблемы развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан
Зюзякина, Е. Г. Проблемы развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан / Е. Г. Зюзякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74339/ (дата обращения: 22.05.2023).
В статье рассмотрены основные проблемы развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан.
Ключевые слова: малый бизнес, Республика Башкортостан, малое предпринимательство, развитие, местное самоуправление.
The article discusses the main problems of small business development in small towns of the Republic of Bashkortostan.
Keywords: small business, Republic of Bashkortostan, small business, development, local government.
Малое предпринимательство, или как принято говорить, малый бизнес является самым многочисленным слоем предпринимательства в России. Согласное данным статистики Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству в 2019 году в республике на 468 единиц или на 1,8 % выросло количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства. По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства Республика Башкортостан среди субъектов Приволжского федерального округа занимает 4-е место и 12-е место в Российской Федерации [4]. Также стоит отметить, что в 2017 году в Республике Башкортостан была утверждена стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до2030 года. Основной задачей данной стратегии является увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса в ВРП до 40 % к 2030 году для достижения уровня развитых стран.
Малый бизнес в Республике Башкортостан выступает специфическим сектором экономики, который оказывает существенное влияние на темпы ее экономического роста, структура и занятость населения. В связи с этим весьма актуальным является вопрос активизации действий администраций малых городов в части поддержки малого и среднего предпринимательства. Практика государственной поддержки и развития малого предпринимательства в малых городах Республике Башкортостан демонстрирует успешный опыт взаимодействия федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления и бизнеса.
В Республике Башкортостан активно реализуется государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», целью которой является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Для предпринимателейработаютбизнес-инкубаторыиинформационно-консультационныецентры, производственно-технологические центры, сеть технопарков, Гарантийный и Лизинговый фонды, Центр микрофинансирования. Тем не менее, для дальнейшего развития и стабилизации положения малого бизнеса в малых городах необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства [3, с.65].
Несмотря на все положительные моменты, обеспечение нормального функционирования малого предприятия довольно сложный процесс в современных условиях малого бизнеса, что порождает собой серьезные проблемы.
В качестве основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в Республике Башкортостан, следует назвать: административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных предприятий, отсутствие стабильной нормативно-правовой базы, высокая стоимость финансово-кредитных ресурсов, ограниченный доступ к кредитным ресурсам и нехватка собственных оборотных средств, сложность в подборе необходимых квалифицированных кадров [2, с.53].
Чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений, в частности, распространенная практика навязывания малым предприятиям государственными и контролирующими органами услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данного органа, оказывает существенное влияние на развитие малого предпринимательства в республике. Помимо административных барьеров, сдерживающим фактором развития малого предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан является усиливающаяся конкуренция со стороны крупных предприятий. Близость крупных городов выступает в роли негативного фактора, ускоряющего отток населения и сдерживающего деловую активность.
Отсутствие стабильной нормативно-правовой базы в регионе не обеспечивает правового решения проблем, стоящих на пути решения социально-экономических задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Проблема финансовых ресурсов малого бизнеса в малых городах Республики Башкортостан состоит в первую очередь в том, что банковский сектор в условиях сложной экономической ситуации интересуют крупные производства с быстрой окупаемостью. Малое предпринимательство не может на сегодняшний день существовать без поддержки и финансирования государства.
Субъекты малого бизнеса, в особенности, расположенные в малых городах региона нуждаются в источниках финансирования, как на стадии становления, так и в процессе развития производства. Несмотря на то, что банки рекламируют выгодные программы и условия кредитования для развития малого бизнеса, на практики получить заемные средства малым предприятиям фактически невозможно. При этом следует обратить внимание и на то, что проблемы финансовых ресурсов развития малого бизнеса имеются как со стороны банковских организаций, так и со стороны потенциальных заёмщиков. Многие из предпринимателей попросту не рискуют отдавать в залог личное имущество, объясняя это нестабильностью и непредсказуемостью жизни в стране [1, с.147].
Ещё одна проблема развития малого бизнеса в сложности в подборе необходимых квалифицированных кадров. Недостаток квалифицированных специалистов обусловлен в первую очередь тем, что малый бизнес является недостаточно экономически привлекательным для активного населения региона. И несмотря на то, что заявок от потенциальных работников крайне много, по факту среди огромного числа предложений, лишь малая часть соискателей обладает необходимой квалификацией. Ограниченность ресурсов, недостаток квалификации работодателей в малом бизнесе являются препятствием к дальнейшему профессиональному развитию работника. Размер заработной платы, социальной защищенности, отсутствие возможностей карьерного роста и путей профессионального совершенствования также играют важную роль в подборе персонала для малых предприятий.
Решение существующих проблем и дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в малых городах Республики Башкортостан возможны только на основе совместных усилий органов местного самоуправления и представителей малого бизнеса, направленных на получение информационной, консультационной, имущественной поддержки, налаживание деловых контактов, обмен опытом, участие в реализации программ и получение при этом финансовой поддержки и налоговых льгот.
Таким образом, в процессе своей деятельности, субъекты малого предпринимательства в Республике Башкортостан сталкиваются с достаточно большим количеством проблем, которые замедляют их рост и развитие. Малые предприятия находятся под тяжелым давлением вышеописанных проблем, которые необходимо решать, в первую очередь, силами и поддержкой со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Поддержка малого бизнеса со стороны государства должна быть ориентирована не только на рост числа малых предприятий, но и их на развитие, что предполагает заинтересованное участие в процессе подготовки кадров для этой сферы бизнеса. Учитывая масштабы занятости населения региона в малом бизнесе и его роль в формировании экономики, данный вид поддержки может иметь позитивные социальные последствия.
- Гибадуллин, Р.В., Туракаев М. С. Социальные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан: [монография] / Р. В. Гибадуллин, М. С. Туракаев; ФНИСЦ РАН. — М.– Уфа: ФНИСЦ РАН, 2019. — 245 с.
- Закиров, И.В., Сабирова Л. Ф. Совершенствование поддержки малого и среднего предпринимательства в городах Республики Башкортостан // Успехи современного естествознания. — 2020. — № 8.
- Иванова, С. В. Проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан / С. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172).
- Официальный сайт Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан [электронный ресурс] URL: http://www.fondmb.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, малый бизнес, малое предпринимательство, малый город Республики, местное самоуправление, Республика, предпринимательство, развитие, стабильная нормативно-правовая база, существенное влияние.
Источник: moluch.ru
«Экономика будет постепенно скатываться в рецессию». 5 причин, почему будущее бизнеса в Беларуси под угрозой
«Вероятнее всего, белорусская экономика продолжит демонстрировать негативную динамику», — Сергей Лысаков, руководитель информационно-аналитического центра TeleTrade, назвал топ-5 причин, почему будущее предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) в Беларуси находится под угрозой. Что происходит сейчас в экономике страны и какой прогноз можно сделать на ближайшие годы — читайте в материале.
— Что сейчас происходит с предприятиями малого и среднего бизнеса в Беларуси? Какие тенденции прослеживаются?
— Экономическая обстановка в Беларуси в последнее время сильно осложнилась вслед за политическим кризисом. В 2020 году резко упала среднесписочная численность работников по всем видам экономической деятельности — на 158,7 тыс. человек. И это только предприятия с численностью более 16 человек, если считать малые предприятия с ведомственной подчиненностью.
Это довольно резкое падение количества работников по сравнению с другими годами и не может быть объяснено сезонными факторами, естественным старением населения и убылью. За последние 5 лет сокращение количества работников в декабре к декабрю предыдущего года составляло от 17 до 27 тыс. человек.
Одновременно мы видим тенденцию резкого усиления эмиграции из Беларуси с середины августа 2020 года. Только по официальным данным из Беларуси выехало 20 тыс. человек. Некоторые экспертные оценки гораздо выше: около 45 тыс. белорусов эмигрировало в Польшу, 22 тыс. — в Литву и около 12 тыс. граждан убыло в Украину.
Значительное количество убыло в Россию, но назвать точную цифру затруднительно вследствие отсутствия каких-либо данных о движении белорусских граждан через белорусско-российскую границу. Кроме того, граждане Беларуси продолжают перемещаться не только в Россию, но и возвращаться в Беларусь.
Уезжают в основном высокомобильные белорусские граждане, которые могут легко найти себе работу за рубежом. Это представители сегмента ИT, инженеры и врачи, дальнобойщики, а также предприниматели. Они покидают страну несмотря на то, что власти стали препятствовать въезду и выезду в и из республики по причине возможного распространения COVID-19.
Кроме этого, многие активные предприниматели не поддерживают выбранные государством методы решение назревших вопросов устройства общества, поэтому сокращают расходы и вложения средств на развитие внутри страны. То есть бизнес как минимум будет выжидать дальнейшего развития ситуации, а как максимум — сворачивать свою деятельность на территории страны.
Стоит также сказать, что в период политического кризиса в Беларуси соседние страны, такие как Украина, Литва и Латвия, облегчили въезд белорусских граждан, а также запустили программы по привлечению квалифицированных специалистов, в том числе из ИT-сектора Беларуси.
— Насколько остро стоит вопрос развития бизнеса в Беларуси, отстаем ли мы от других стран? Поддерживает ли государство предпринимателей? Какие важные и значимые изменения были за 2020 год?
— Мое мнение такое, что государство оказывало поддержку гражданам и бизнесу Беларуси в период пандемии. Но эта поддержка была довольно выборочной и в большей степени направленнной на поддержание государственных предприятий и граждан. Прежде всего, госкомпаний, так как механизм адресной поддержки населения оказался малоэффективным. Пожалуй, самой мощной мерой поддержки стало отсутствие жесткого карантина.
С другой стороны, падение спроса весной и осенью 2020 года очень больно ударило именно по сегменту малого бизнеса. Именно малый и средний бизнес (а не госпредприятия) в последнее десятилетие стал локомотивом развития белорусской экономики. Согласно официальным данным Белстата, в 2019 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси составлял 26,1%, а в валовой добавленной стоимости — 30%. При этом выручка малого и среднего бизнеса составила 142,95 млрд бел. рублей (около $ 55 млрд), или 39,6% от всей выручки бизнеса в стране.
Примечательно, что именно малые предприятия заработали 20,2% всей выручки предприятий. Однако официальная статистика учитывает только предприятия с количеством сотрудников до 250 человек. Между тем многие частные предприятия, ранее относившиеся к малому бизнесу, перешагнули этот порог и фактически обеспечили опережающее развитие белорусской экономики.
Так, министр экономики Александр Червяков в ноябре 2020 года оценивал вклад частного сектора в объеме свыше 50% валовой добавленной стоимости, более 60% всей выручки и более 47% всего товарного экспорта.
В связи с этим ориентация руководства Беларуси на индустриальные аспекты развития экономики вызывает вопросы. И, по нашему мнению, может означать «выдавливание» частного бизнеса из страны. Это будет способствовать и усилению налогового и административного давления со стороны государства.
По прогнозам Всемирного банка, ВВП Беларуси в 2021 году упадет на 2,7%, при том что летом прошлого года эта международная организация считала, что экономика Беларуси в текущем году вырастет на 1%. Согласно оценке этой организации, ВВП страны за прошедший год снизился на 1,6%. Официальная оценка дает более скромное падение — в 0,9%. В 2021 году официальные власти ожидают роста экономики на 1,8%.
Сложно сказать, откуда появится экономический рост на фоне снижения доходов населения, падения спроса, приоритетной ориентации на финансирование расходов убыточных предприятий и силового блока. Откуда реально будет профинансирован дефицит республиканского бюджета в 4 млрд бел. рублей (около $ 1,5 млрд), также не очень понятно. На мой взгляд, наиболее вероятным источником денег является печатный станок. Но это только усугубит положение экономики в дальнейшем.
— Как обстоит дело с кредитованием бизнеса? Насколько высока сейчас долговая нагрузка МСБ? Как скоро оправятся предприниматели от последствий пандемии?
— В июле-октябре прошлого года финансовая система Беларуси столкнулась с кризисом ликвидности. При этом задолженность предприятий выросла на 19% до 160 млрд бел. рублей (около $ 61 млрд), а внешний долг Беларуси увеличился с 41,5% до 54% ВВП.
Кредитные ставки для бизнеса после образования дефицита ликвидности подскочили до 25−30%, что фактически сделало недоступным рефинансирование кредитов для малого бизнеса.
Маловероятно, что ситуация стабилизируется в ближайшие два года. Многое будет зависеть от дальнейшего развития политической ситуации, консервации экономических проблем и внешней финансовой и экономической помощи со стороны России и структур ЕАЭС.
Если ситуация с долгами госпредприятий в Беларуси продолжит разрешаться нерыночными методами, то потенциально в среднесрочной перспективе это может вылиться в серьезный банковский кризис. Особенно если в какой-то момент долги госпредприятий начнут списывать в массовом порядке.
Эта ситуация окажет прямое влияние на частный сектор и физических лиц.
— Что можно сказать про такую форму занятости, как ИП? Количество индивидуальных предпринимателей в стране растет или, наоборот, сокращается? Чем грозит инициатива повышения налогов и взносов ФСЗН для ИП, какое влияние это окажет на предприятия МСБ?
— Отмена единого налога для ИП и тотальный перевод на упрощенную систему с фактическим ростом налогового бремени до 16%, а также повышение взносов в ФСЗН ставят под сомнение дальнейшее развитие малого бизнеса в стране. Необходимо учесть, что такой уровень налогообложения фактически применяется не к прибыли, а в значительной степени к обороту, так как обосновать вычет затрат из налогооблагаемой базы зачастую оказывается довольно сложно.
При этом сегмент малого бизнеса в период начала пандемии в 2020 году показывал устойчивый рост налоговых отчислений. Так, за год до июля 2020 года, несмотря на снижение числа налогоплательщиков малых предприятий на 1280 единиц, размер перечислений в бюджет вырос на 15%, до 32,8 тыс. бел. рублей (около $ 12 600). В первую очередь рост стал возможен благоприятным налоговым условиям, особенно для сектора экспорта услуг и резидентов экономических зон.
В то же время мы можем наблюдать рост количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в Беларуси, число которых на 1 января 2021 года достигло 270 926, что на 4,7% больше, чем в прошлом году.
Несмотря на формальный рост численности ИП, этот процесс может объясняться дроблением малого бизнеса в попытке минимизировать риски административного давления. Весьма вероятно, что с ужесточением условий для этой категории предпринимателей их количество станет сокращаться. Некоторые перейдут в сегмент самозанятых, другие, особенно в приграничных областях, будут пытаться искать работу за рубежом.
Согласно исследованию компании SATIO, проведенному в октябре-ноябре 2020 года, 69% из 420 опрошенных бизнесов, представляющих различные регионы республики, считают, что экономика находится в плохом состоянии. Хуже всего экономические перспективы оценили предприниматели из Минска и Минского района, 86% из которых считают экономическую ситуацию в стране плохой.
Оптимистично оценивали перспективы экономики только 6% респондентов. Предприниматели указывают на политический кризис как основную причину ухудшения экономической ситуации в стране. Более 2/3 опрошенных считают, что экономика сможет стабилизироваться только в 2024 году.
— Можем выделить причины, почему в текущих условиях будущее МСБ в Беларуси под угрозой. Что необходимо менять и внедрять?
— Среди топ-5 причин условно можно выделить:
1. Неопределенность экономической среды, в том числе постоянные изменения налогового законодательства. Экономическая ситуация в Беларуси характеризуется снижением спроса на товары и услуги, а также нежеланием бизнеса вкладывать средства в развитие на фоне отсутствия гарантий личной безопасности. Квалифицированные кадры предпочитают покидать страну.
Попытки властей решить текущие проблемы с помощью административного давления и других нерыночных методов в целом могут привести к дестабилизации экономики и «сваливанию» в рецессию. Включение «печатного станка» для решения экономических проблем в стране может спровоцировать резкое ускорение реальной инфляции и дефицит товаров.
Согласно мониторингу Нацбанка, по состоянию экономической конъюнктуры в январе 2021 года наблюдалось значительное снижение спроса — на 29,8%. При этом ожидается дальшейшее уменьшение спроса на 5,1% в ближайшие 3 месяца.
2. Макроэкономическая нестабильность, в том числе валютные риски. Около 90% внешнего долга Беларуси на конец 2019 года было в иностранной валюте, что является существенным валютным риском для страны. Более половины роста долга за прошедший год было обусловлено ослаблением рубля. Эксперты Евразийского банка развития считают, что уровень государственного долга может опуститься ниже 52% ВВП лишь после 2025 года.
3. Отсутствие доверия к правовой системе в стране. Согласно данным индекса ИПМ, недоверие к правовой системе более 40% респондентов указывают как фактор, препятствующий развитию бизнеса.
4. Высокая кредитная задолженность и отсутствие возможности получения кредитов (подробнее говорили об этом выше).
5. Дефицит квалифицированных кадров. Об этом тоже сказано выше.
— Нормализуется ли ситуация с МСБ в стране? Какие прогнозы можно дать на ближайшие 5 лет? Какие изменения могут последовать? Вернется ли бизнес в страну? Будет ли больше возможностей для развития бизнеса?
— Основания для оптимистичных прогнозов пока не видно. В отсутствие консенсуса общества и власти или даже хотя бы какой-то попытки выйти на диалог экономическая ситуация в Беларуси будет постепенно скатываться в рецессию. При этом внешних резервов для решения проблем у страны не много. Фактически приходится рассчитывать на помощь со стороны России.
До недавнего времени, еще в середине 2020 года, малый и средний бизнес абсорбировал рабочие места, которые сокращались в государственном секторе. Однако сейчас этот ресурс исчерпал себя. Экономические ожидания стабильно находятся в зоне рецессии.
Сводный индекс ИПМ в январе 2021 года упал до 39,34 (любое значение ниже 50 указывает на ожидаемый спад в экономике) с 41,42 в декабре 2020 года. Вероятнее всего, белорусская экономика продолжит демонстрировать негативную динамику.
Возвращения белорусского частного бизнеса в страну при отсутствии гарантий личной неприкосновенности ожидать довольно трудно. А государственный сектор не сможет самостоятельно обеспечить развитие экономики, демонстрируя явные убытки и низкую производительность.
- «Обещают процветание, а сами строят „капитализм для своих“». Сергей Гуриев — о том, как спасти белорусскую экономику
- Бороться с должниками теперь станет проще — вот что изменилось в белорусском законодательстве
Источник: probusiness.io