По оценке специалистов туристический бизнес во всем мире оказывает огромное влияние на многие отрасли в экономике и на данный момент по скорости привлекательности расположился после нефтегазодобывающей отрасли. Для мелкого и среднего предпринимательства, не имеющего крупных финансовых средств, этот бизнес является одним из самых перспективных.
Правительству необходимо создавать систему господдержки и дополнительного стимулирования, так как развитие этого бизнеса сопровождается развитием других отраслей экономики, таких, как торговля, строительство, сельское хозяйстве.
Кроме дополнительных рабочих мест и поступления в качестве налогов от своих граждан, эта деятельность привлекает к себе и иностранный капитал, как в качестве инвестиций, так и в качестве туристов. Создание соответствующих условий для развития туризма — очень важное условие. Не имея подобных льгот в нашей стране, Россия теряет миллиарды долларов.
На данный момент многие предприниматели, не имея полной уверенности в завтрашнем дне, боятся вкладывать в туристический бизнес на территории России, а вместо этого вкладывают в курорты Болгарии, Греции и т.д. В результате этого, бизнес в России не развивается нужными темпами. Помимо недополученных денег от его развития, государство не получает миллионы долларов от потока российских туристов, каждый год уезжающих за пределы России. Поэтому Россия не входит в число стран, преуспевающих по доходам от туризма.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА 2021-2030 года! БУДЕТ ЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ТУРИЗМ ДАЛЬШЕ?
Рисунок 1 — Первые десять стран мира по доходам от туризма (международные туристские поступления) в 2011 г. (млрд.долл.)
Наибольший доход туристская деятельность приносит США (66,5 млрд.долл.), что обеспечивает лидирующее место по всем странам в данной сфере.
Развитие туристического бизнеса является одной из приоритетных задач, которая стоит перед многими регионами РФ. В настоящее время большое количество россиян предпочитает проводить свой отпуск за границей, а не на территории нашей страны, тем самым как иностранные путешественники не хотят приезжать на отдых в Россию из-за завышенных цен на размещение в отелях и авиаперелеты, незнакомые или неяркие бренды, сложности в получении визы, низкий профессионализм принимающих туроператоров и общий негативный имидж страны. По мнению многих чиновников, перспективы российского бизнеса очень высоки, через некоторое время различные регионы России смогут привлекать не только отечественных, но и зарубежных туристов. [16]
К основным проблемам российского туризма можно отнести следующие факты:
1) государство не выработало стратегические ориентиры для сферы туризма;
2) не используется опыт разных стран в налоговой политике туристской отрасли, поэтому, благодаря накоплению россиян, активно развивается туристический и курортный комплексы за рубежом;
Путешествия по России. Перспективы развития внутреннего туризма
3) нет единой системы экономических механизмов и правовых актов, которые обеспечивали бы эффективное функционирование сферы туризма;
4) нет эффективных механизмов для привлечения зарубежных и отечественных инвесторов в индустрию российского туризма;
5) низкий уровень развития транспортного сообщения между различными городами. Большинство рейсов в заповедные места России проходят через крупные города, что доставляет неудобства для многих туристов. Кроме того, дорожная сеть Российской Федерации также оставляет желать лучшего, качество дорожного покрытия во многих регионах России находится на очень низком уровне и проехать по данным дорогам могут лишь специально оборудованные автомобили;
6) малое количество доступных отелей, в которых могут остановиться путешественники. В настоящее время стоимость проживания во многих гостиницах России, которые не отличаются особым комфортом, сравнима со стоимостью гостиниц в наиболее развитых странах;
7) нет целостной системы обеспечения безопасности;
К массовым нарушениям прав туристов на свободное передвижение по территории России можно отнести:
1. не соответствующие федеральным законам нормативные документы местных властей;
2. излишнее разрастание пограничных зон и слишком сложный порядок оформления пропусков;
3. взимание незаконной оплаты на природоохранных территориях за поход в национальные парки и заповедники. [17]
Страхование при осуществлении туристской деятельности также предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в России». Согласно указанной статье туроператор (турагент) обязан страховать туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, если такие требования установлены законодательством той страны, куда отправляется на отдых турист. Эти виды страхования являются обязательными.
Дополнительными (добровольными) видами страхования могут быть:
— страхование расходов вследствие отмены поездки за границу (страхование от невыезда);
— страхование гражданской ответственности лиц, занимающихся активными видами спорта;
— страхование персональной гражданской ответственности выезжающих за рубеж и др.
Турфирма может гарантировать оказание неотложной медицинской помощи своим клиентам только в том случае, если заключен договор страхования и оформлен страховой медицинский полис. На основании заключенного договора страхования при наступлении страхового случая туристу должна быть оплачена медицинская помощь, возмещены иные расходы, осуществленные в стране временного пребывания. Во избежание возникновения разногласий стороны должны согласовать все предоставляемые услуги страхования в договоре. В нем также необходимо предусмотреть ответственность сторон за отказ выполнить свои обязательства. Если, это существенное условие не указано в договоре, то стороны несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации. [18]
Касательно внутреннего туризма, казалось бы, не возникает проблем у российских путешественников с оформлением документов, однако россияне не любят путешествовать по просторам своей страны. Основная причина заключается в деньгах, ведь отдых за рубежом стоит в разы дешевле, чем в России. К примеру, Москва, которая сейчас начала активно рекламировать себя в качестве туристического направления, для большинства российских туристов остается недосягаемым городом.
За последние пять лет, например, в Москве в качестве туристов побывало менее 5% граждан страны. Основной проблемой внутренних туристов при посещении российской столицы является невероятная дороговизна города. Даже в хостелах здесь минимальная цена размещения составляет 500-600 рублей при условии проживания в 8-10 местных комнатах. Комнаты на 2-4 человек стоят порядка 1 тысячи рублей и выше. Похожим образом дело обстоит и в Санкт-Петербурге, где цены на хостелы достигают отметки 2-2,5 тысячи рублей, что сравнимо с ценой отдельного номера в европейской трех-четырех звездной гостинице.
Хороший рост привлечения туристов в 23% в 2012 году показала Анапа. Здесь увеличение турпотока произошло в основном за счет семей с маленькими детьми. Разочаровал туроператоров в этом году Туапсе, куда туристов приехало значительно меньше чем прогнозировалось. Причинами такой непопулярности называют отсутствие аэропорта и хороших средств размещения. Кроме того, в Сочи также ожидается спад турпотока, который связывают с подготовкой к Олимпиаде: многие пансионаты, санатории и гостиницы будут закрываются на реконструкцию.
Долгое время одной из проблем туристического бизнеса в России было отсутствие подготовленных кадров для работы в сфере туризма и гостеприимства, однако в настоящее время многие учебные заведения страны выпускают подобных специалистов.
Те фирмы, которые присутствуют на нашем рынке туристических услуг, ориентированы на иностранный туризм. Но ситуация постепенно меняется. Правительство стало всерьез задумываться над сложившейся ситуацией. Благодаря выделению отдельных туристических зон и государственно-частному партнерству, Россия к 2020 году должна являться одной из ведущих туристических стран.
Источник: studbooks.net
Основные проблемы развития туристического бизнеса в России, пути их решения
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.
В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения — наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес — структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм. Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае.
Яхтенный туризм в России в целом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.
Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
- — регионы с высоким уровнем развития туристского продукта — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
- — регионы со средним уровнем развития туристского продукта — Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;
- — регионы с недостаточным уровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.
Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа -, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.
Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.
На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва — Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек — Лены, Енисея и Оби, а также Амура.
Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма — морские и речные вокзалы, причалы и др.
Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.
В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры — водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.
В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют около 150 горнолыжных комплексов. Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов), «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек. Так же разрабатывается проект создания горнолыжных курортов на Северном Кавказе, что позволит существенно улучшить экономическое состояние на данной территории Российской Федерации.
Построены и успешно функционируют горнолыжные центры «Бобровый Лог» (Красноярский край), «Белокуриха» (70 км от г. Бийска), «Шерегеш» (200 км от г. Новокузнецка), «Соболиное» (145 км от г. Иркутска), интенсивно развивается горнолыжный комплекс на озере Байкал (пос. Листвянка Иркутской области), «Завьялиха» (12 км от г. Челябинска),
Строятся горнолыжные центры и в других регионах: в Республике Карелия («Спасская Губа»), Нижегородской области («Нижегородская Швейцария»), на Урале — в Челябинской области («Две долины», «Евразия») и в Кемеровской области, на Алтае («Манжерок»), в Магаданской области («Марчекан») (перечень крупнейших горнолыжных комплексов России, расположенных в различных регионах России, дан в Приложении).
Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.
Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.
Таким образом, главная проблема — отставание в уровне развития необходимой инфраструктуры.
Большое значение для успешной реализации настоящей стратегической альтернативы имеет грамотно выбранная администрацией области инвестиционная политика. Задача последней заключается в создании благоприятного финансовою климата с целью увеличения туристского и в целом социально-экономического потенциала региона. Выбор приоритетов в инвестиционной политике целесообразно ориентировать на следующие предпосылки:
- — полное использование местных природных туристских ресурсов без ущерба для их естественного восстановления и экологической обстановки;
- — обеспечение полной занятости населения региона, создание условий для его квалификационного и творческого развития, увязывая их с перспективой формирования туристской сферы, полное восстановление, сохранение и использование историко-культурного потенциала территории.
Источник: vuzlit.com
Проблемы развития бизнеса в туристической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янкина Ирина Анатольевна, Нови Ирина Николаевна
В статье рассматриваются проблемы развития российского туристического бизнеса . Анализируются статистические данные туристических потоков с 2014 по 2017 годы. Приводятся результаты PEST-анализа (на примере Ростовской области). Указывается, что сфера туристического бизнеса обладает эффектом эмерджентности, так как позволяет аккумулировать все ресурсы территории. Обозначена необходимость сформировать полную «карту» туристических маршрутов, обеспеченных достаточными осязаемыми и неосязаемыми ресурсами.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янкина Ирина Анатольевна, Нови Ирина Николаевна
Развитие туристического бизнеса в России и его влияние на социально-экономическое развитие страны
Анализ туристической привлекательности города и возможности ее повышения (на примере г. Казани)
Периферийный туризм в Китае: современное состояние и перспективы развития
К вопросу об эффективности развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа
Проблемы развития малого предпринимательства в гостиничном бизнесе Ростовской области
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Проблемы развития бизнеса в туристической сфере»
Янкина Ирина Анатольевна
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры управления,
Таганрогский институт управления и экономики
Нови Ирина Николаевна
кандидат географических наук, доцент,
доцент кафедры управления,
Таганрогский институт управления и экономики
Irina A. Yankina
candidate of geographic sciences, associate professor
Associate Professor of Management department, Taganrog Institute of Management
Проблемы развития бизнеса в туристической сфере
Problems of business development in the touristic sphere
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития российского туристического бизнеса. Анализируются статистические данные туристических потоков с 2014 по 2017 годы. Приводятся результаты PEST-анализа (на примере Ростовской области). Указывается, что сфера туристического бизнеса обладает эффектом эмерджентности, так как позволяет аккумулировать все ресурсы территории.
Обозначена необходимость сформировать полную «карту» туристических маршрутов, обеспеченных достаточными осязаемыми и неосязаемыми ресурсами.
Ключевые слова: туристический бизнес, конкурентоспособность организации, динамика туристических поездок, гостиничный бизнес, потенциал территории, развитие инфраструктуры
Annotation. The article deals with the problems of the development of the Russian tourist business. Statistical data of tourist flows are analyzed from 2014 to 2017. The results of PEST analysis are presented (on the example of the Rostov region). It is pointed out that the sphere of tourism business has the effect of emergence, as it allows to accumulate all the resources of the territory.
It is necessary to create a complete «map» of tourist routes, provided with sufficient tangible and intangible resources.
Keywords: tourist business, competitiveness of the organization, dynamics of
tourist trips, hotel business, potential of the territory, infrastructure development.
Развитие отечественной экономики, чаще всего, связывают с проблемами в промышленности и в сырьевом секторах. Однако мировая практика показывает, что туристический бизнес может стать хорошим финансовым вливанием в бюджет страны и оживить экономику российских регионов. Глобализация позволила выйти мировой практике туризма на новый уровень. Этому способствовал ряд следующих тенденций.
Во — первых, интенсивное развитие средств телекоммуникации и связи, эффективное управление информационными потоками стимулируют интерес населения к туризму (прежде всего, к международному туризму).
Во -вторых, выросший общекультурный уровень и доходы населения позволяют рассматривать туризм как способ отдыха и расширения кругозора.
В — третьих, развитие международных отношений и транспортных связей позволяют снизить барьеры для осуществления туристического бизнеса.
В — четвертых, развитие соответствующей инфраструктуры и индустрии гостеприимства позволили снизить вероятность риска для туристов.
Однако успех туристического бизнеса в рамках конкретной территории детерминирован уровнем развития этих факторов внешней среды. В современном мире расширяются источники и мотивы туристической активности, появляются новые практики (оздоровление, отдых, культурно-исторический туризм, стремление к экзотике или экстриму, интерес к спортивным мероприятиям, гастрономический туризм, религиозный туризм).
Расширение спектра интересов и увеличения географических зон путешествия позволяет российскому туристическому бизнесу занять достойное место на международном рынке. Однако текущая ситуация показывает, что российский туристический бизнес использует только небольшую часть своих потенциальных возможностей.
Данные статистики указывают на существенные колебания численности выездных и въездных турпоездок с 2014 по 2016 годы. Динамика совершения гражданами РФ выездных туристических поездок в зарубежные страны такова: в 2014 году — 42921 тыс.человек, в 2015 году — 34390 тыс.человек, в 2016 году — 31659 тыс.человек [1, с. 167].
Согласно статистике в 2017 году рост выездного турпотока по сравнению с 2016 г. составил 19,8% [2]. Данные динамики за последние годы по въездному туризму иностранных граждан в РФ следующие: в 2014 году — 25438 тыс.человек, в 2015 году — 26852 тыс.человек, в 2016 году — 24571 тыс.человек [1, с.166].
Согласно данным руководителя Федерального агентства по туризму О.Сафонова за три квартала 2017г. въездной турпоток по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. вырос на 14% [2]. Выездной туристический поток ежегодно превышает въездной и внутренний. Компенсация подобной асимметрии лежит в русле популяризации российских культурно-исторических мест. Конкурентным преимуществом для развития въездного туристического бизнеса является не изученность и длительная недоступность для иностранного туриста большинства российских культурно-исторических мест. В целом, на территории России в большом количестве сохранились архаичные
локализации, где культурные и исторические истоки могут послужить катализатором для развития туристической привлекательности и формирования новых маршрутов. Внутренний туризм оценивается специалистами по показателям гостиничного сектора. По статистике число лиц, размещенных в гостиницах и прочих коллективных средств размещения России в 2016 г. выросло на 10% в сравнении с 2015г. и на 23% в сравнении с 2014 г. [3, с.11].
подходить к привлечению клиентов, создавать новые услуги, предлагать скидки, повышая конкурентоспособность своего заведения.
Таким образом, успешность развития туристического бизнеса зависит от правильного сочетания ресурсов, которыми располагает конкретная территория. Уникальность имеющихся на территории материальных и нематериальных ресурсов предопределяет её туристический потенциал.
Определение данного потенциала необходимо начинать с анализа всех возможностей и угроз, которые влияют на развитие туристического бизнеса данной территории. Для примера рассмотрим, как факторы внешней среды предопределяют направления развития туристического бизнеса Ростовской области. Исследование основных факторов внешней среды Ростовской области, оказывающих влияние на рынок туристических и гостиничных услуг, проведенное на основе методики PEST-анализа, позволило определить особенности рынка. Наиболее значимыми факторами внешней среды, с точки зрения возможностей, являются отношение населения к работе и досугу, требования потребителя к качеству предоставляемых услуг, образ и уровень жизни, традиции и привычки потребления, развитие технологий и внедрение Интернет-среды в жизни россиян. Ещё одна положительная тенденция — это увеличение в стране объема кредитных денег и формирование благоприятных условий кредитования.
Угрозы для деятельности туристических фирм могут быть следующие. Повышение уровня безработицы, снижение зарплаты, позитивное отношение населения к импортным товарам и услугам, динамика инфляции и процентных ставок, курс валют являются сдерживающими факторами развития гостиничного и туристического бизнеса.
Ужесточение налоговой политики и повышение налогов ведет к удорожанию данных услуг. Среди негативных факторов выделяется регулирование земельного законодательства. В частности, в статье 239.1.
ГК РФ указано, что при прекращении действия договора аренды земельного участка, расположенные на нем объекты незавершенного строительства по решению суда могут быть изъяты у собственника и проданы на публичных торгах [5]. Данная угроза блокирует инвестиционную активность бизнес-сообщества в сфере строительства объектов туристической направленности. Отзывы туристов указывают на дисбаланс между заявленным уровнем обслуживания и установленным уровнем цен, невысокой квалификацией сотрудников гостиничного и туристического бизнеса, несоответствие материально-технической базы общепринятым стандартам.
Результаты исследования внешних факторов, влияющих на рынок туристических услуг, позволили сформулировать следующие выводы. Рынок данных услуг, согласно прогнозам, будет развиваться за счет низкоценового сегмента (что предполагает рост числа гостиниц категории «без звезд»). В среднесрочной перспективе у Ростовской области есть хорошая база для того, чтоб создать инфраструктуру для развития бизнесов-туров и развлекательного туризма. Исследование показывают, что потенциал для развития внутреннего туризма в Ростовской области существует. В частности, исследование социальных установок студентов, проведенное с декабря 2016г. по февраль
2017 г. в Южном федеральном институте (выборка 855 человек), самыми важными для посещения (можно было выбрать не более 3х ответов) респонденты считают «памятники архитектуры прошлых веков» (57%), «памятники важным для страны историческим событиям» (53%), «памятники поэтам, писателям и другим деятелям искусства» (48%), «картинные галереи» (38%), «историко-краеведческие музеи» (36%) [6].
Реальной основой для воплощения этих перспектив в жизнь являются наметившийся рост внутренних туристических маршрутов; хорошие климатические условия, наличие водных ресурсов, наличие уникального культурно-историческое наследие (в том числе, памятники архитектуры, музеи), имеющее мировое значение; рост коммерческих и некоммерческих организаций, наличие административных структур, реализующих массовые зрелищные мероприятии; проведение ряда матчей Чемпионата мира по футболу на территории области, что инициирует развитие развлекательной и транспортной инфраструктуры. В связи с этим, гостиничному менеджменту требуется определить уникальные конкурентные преимущества и произвести правильное позиционирование своих отелей в системе туристических маршрутов.
Это обусловлено тем, что местонахождение отеля является важным конкурентным преимуществом, помогающим выделиться среди остальных конкурентов. Все гости ценят близость отеля к транспортным коммуникациям. Вместе с тем, бизнес-клиенты ориентированы на размещение в отелях, находящихся в центре населенных пунктов.
А клиенты-туристы ценят близость к морю (реке, озеру), развлекательным центрами и культурно-историческим памятникам. Кроме этого отметим, что нестабильный курс рубля ведет к сокращению внешней туристической активности, но приводит к развитию внутренних туристических маршрутов.
Социокультурные факторы внешней среды тесно связаны с изменением образа жизни населения и потенциальной возможностью повышения заинтересованности в отдыхе на территории российских курортных зонах. Формирование государством у населения лояльности к собственной стране и побуждение к здоровому и активному образу жизни населения может стать дополнительным импульсом для внутреннего туризма. Важность влияния технологических изменений продиктовано необходимостью соответствовать даже самым искушенным в использования новейших технологий клиентам. Модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры Ростовской области — важный параметр для успешного туристского развития данного рынка.
Подводя итоги, нужно отметить, что сфера туристического бизнеса обладает эффектом эмерджентности, так как позволяет аккумулировать все имеющиеся ресурсы территории. Главная проблема развития данного бизнеса — собрать полную «карту» туристических маршрутов, обеспеченных достаточными осязаемыми и неосязаемыми ресурсами. И если последние у России имеются в достаточной степени, то осязаемые (материальные) ресурсы требуют повышенного внимания и дополнительного стимулирования для их развития. Встает проблема формирования систем подготовки специалистов в сфере туризма, гостеприимства и экскурсизма, т.к. квалификация и качество их
работы предопределяет удовлетворенность клиентов. Помимо этого, расширение спектра туристических практик позволяет ориентировать туристический бизнес на диверсификацию предлагаемых услуг.
1.Россия в цифрах. 2017: Краткий статистический сборник/Росстат-M., 2017 — 511 с., С.164-167.
2. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/news/14611/, свободный (Дата обращения: 17.01.2018).
4. Нови И.Н. Повышение конкурентоспособности предприятий гостиничной отрасли на основе SWOT-анализа// Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2017. № 2 (26). С. 29-32.
5.Гражданский кодекс РФ/ Справочная правовая система «Консультант Плюс»/ Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/sys/ , свободный (Дата обращения: 21.02.2018)
6. Рачипа А.В., Янкина И.А. Рынок труда и социально-трудовые отношения: оценки молодежи// Казанский социально-гуманитарный вестник. 2017. №3(26). С.48-51.
1. Russia in figures. 2017: A Brief Statistical Digest / Rosstat-M., 2017-511 p., P.164-167.
2. Official site of the Federal Agency for Tourism. Available at: https://www.russiatourism.ru/news/14611/ (Accessed 17.01.2018).
4. Novi I.N. Increase of competitiveness of the enterprises of hotel branch on the basis of SWOT-analysis// Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2017. № 2 (26). Р. 29-32.
5. Civil Code of the Russian Federation / Legal reference system «Consultant Plus» / Official site of the company «ConsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/sys/ (Accessed21.02.2018).
6. Rachipa A.V., Yankina I.A. Labor market and social and labor relations: assessments of the youth// Kazan social and humanitarian bulletin. 2017. №3(26). P.48-51.
Источник: cyberleninka.ru