Российская сторона стала чаще испытывать трудности при работе с банками КНР, отмечают в ЦБ. В ведомстве считают, что китайские партнёры склонны преувеличивать влияние антироссийских санкций США. На фоне геополитического сближения Пекина и Москвы бизнес в Китае пока не спешит наращивать взаимные контакты под страхом ухудшения связей с Вашингтоном. Одним из решений проблемы эксперты называют анонсированный переход на расчёты с азиатской республикой в нацвалютах.
В условиях существующего санкционного давления Россия всё чаще испытывает трудности при работе с китайскими коммерческими банками. Об этом заявил глава представительства ЦБ в КНР Владимир Данилов на полях ежегодного форума Московской биржи в Китае.
Как отмечают в Центробанке, финансово-кредитные организации азиатской республики преувеличивают влияние действующих сегодня антироссийских мер. Это, в свою очередь, создаёт ряд проблем при осуществлении операций между двумя странами.
«Несмотря на широкую корреспондентскую сеть и рост объёмов расчётов в национальных валютах, есть круг проблем, которые связаны с тем, что ряд китайских коммерческих банков расширительно интерпретируют те ограничительные меры, которые применяются в отношении России», — цитирует ТАСС заявление Данилова.
По словам представителя ЦБ, регулятор со своей стороны не создаёт каких-либо искусственных барьеров для взаимодействия Москвы с Пекином. Более того, в Банке России считают безосновательными ссылки китайских партнёров на ограничительные действия других стран в отношении РФ.
Загадки Китая: Китайский бизнес и Китайский менталитет
Так, включение в санкционный список высокопоставленных лиц банков ещё не означает распространения запретительных мер на сами финансовые организации, поэтому с ними можно вести сотрудничество как с юридическими лицами.
Опрошенные RT эксперты также отмечают, что многие компании и предприниматели из России в последнее время действительно испытывают сложности при работе с банковской системой КНР. В первую очередь проблемы возникают у организаций, в структуре собственников которых присутствует российский капитал.
«Ряд предпринимателей в частых беседах заявляли, что зачастую некоторые китайские банки в ультимативном порядке предписывали им закрывать счета и искать другую кредитную организацию. Характерно, что при обслуживании в банках КНР наряду с компаниями давление испытают и физические лица с российским гражданством. За последний год были нередки случаи, когда кредитная организация не только не открывала счёт, но даже отказывала в перевыпуске дебетовой карты», — рассказал в интервью RT независимый эксперт по Китаю Максим Романчук.
Ограничительные действия китайских банков по отношению к российским компаниям и бизнесменам производятся на фоне общего геополитического и экономического сближения России с КНР. Романчук объясняет текущее положение дел тем, что в определённой степени политические заявления на высшем уровне противоречат бизнес-интересам азиатской страны.
Также по теме
Бизнес с Китаем. Переговоры. Топ-13 ошибок начинающих предпринимателей и не только | Twins Chinese
Линия тарифного фронта: смогут ли Китай и США договориться о завершении торговой войны
20 ноября фондовые рынки Европы и Азии снижались вслед за падением биржевых котировок в США. Инвесторы опасаются нового витка в.
По словам эксперта, даже в условиях торговой войны сотрудничество с Вашингтоном приносит китайскому бизнесу максимальную выгоду. Для сравнения: по данным ФТС и американского Министерства торговли, в 2017 году товарооборот КНР с РФ составил почти $87 млрд, а с США — $636 млрд. Кроме того, в Китае опасаются роста негативных последствий усиления тарифного конфликта с Вашингтоном.
«Сейчас ситуацию можно списать на то, что Китай и так находится под давлением торговых противоречий с Соединёнными Штатами, а сотрудничество с компаниями, так или иначе связанными с физическими или юридическими лицами, подпавшими под санкции, может дать Вашингтону лишний повод надавить на власти КНР», — пояснил в беседе с RT аналитик «БКС Брокер» Константин Карпов.
Как отмечает заместитель директора аналитического отдела «Альпари» Анна Кокорева, на сегодняшний день основной поток инвестиций в экономику Китая идёт именно из США. При этом Россию китайцы по большей части пока рассматривают только в качестве основного поставщика сырья. Таким образом, по словам эксперта, банки КНР не хотят иметь проблем с Соединёнными Штатами, поэтому перестраховываются и либо полностью отказываются от взаимодействия с РФ, либо создают дополнительные препятствия в работе с российскими партнёрами.
Помимо этого, по мнению Карпова, на трудности при проведении банковских операций между Россией и Китаем также может влиять техническая составляющая. Процесс усложняется необходимостью постоянной проверки российских компаний и предпринимателей на предмет их наличия в каких-либо запретительных списках.
«Учитывая, что списки периодически пополняются и пересматриваются, многие банки и кредитные организации настроили автоматизированную проверку контрагентов из базы данных Управления по контролю над иностранными активами США на предмет упоминания в различных санкционных списках. По этой причине могут возникать сложности со всеми платежами через китайских контрагентов, задержки и отмены платежей. То есть вполне может быть и банальный технический фактор», — добавил Карпов.
Банковский торг
Как полагает Анна Кокорева, на фоне ухудшения торговых отношений между США и Китаем, а также активной работы ЦБ РФ по налаживанию связей с Пекином образовавшаяся проблема взаимодействия между банками должна в скором времени исчезнуть. Ключевым драйвером для этого процесса может послужить широко обсуждаемая стратегия государств по снижению зависимости от доллара.
Также по теме
Диалог против доллара: почему Россия и Китай активизировали процесс перехода на расчёты в нацвалютах
Россия и Китай могут подписать соглашение о расчётах в национальных валютах до конца 2018 года. Как подчеркнул председатель ВЭБ Игорь.
«Проблема решится сама собой, когда Китай окончательно поймёт, что вменяемые торговые отношения с США сохранить не удастся и смысла осторожничать нет. Нужно только подождать. Давить на банки КНР, думаю, не в компетенции ЦБ РФ. Наш регулятор и так ведёт активную работу по созданию условий для улучшения взаимодействия между российскими и китайскими компаниями, а также способствует переходу на расчёты в национальных валютах», — пояснила Кокорева.
Одновременно с уходом от долларовых операций национальным компаниям РФ также следовало бы выбирать более лояльные к российскому бизнесу банки в КНР, считает Романчук. Это, в свою очередь, позволило бы избежать целого ряда проблем с функционированием организаций и работой предпринимателей.
«Прямые расчёты рубль — юань служат на сегодняшней день самой эффективной мерой, которая позволяет избежать проблем с платежами. Подобные транзакции происходят без участия западных финансовых центров и, следовательно, позволяют снизить зависимость и контроль со стороны третьих стран. Таким образом, данная схема для финансовых организаций КНР минимизирует риски давления со стороны американских властей», — добавил эксперт.
Источник: russian.rt.com
11 проблем импортеров при работе с китайскими поставщиками
– За время работы на рынке с 2012 года мы собрали список типичных проблем, с которыми сталкиваются импортеры продукции из Китая.
Наша компания занимается организацией оптовых поставок товаров из Китая. Мы помогаем предпринимателям выбрать китайского производителя, оптимизировать процесс заказа и поставки, решить сложные вопросы. За время работы на рынке с 2012 года мы собрали список типичных проблем, с которыми сталкиваются импортеры продукции из Китая.
Проблема 1. Ваша потеря лица во время переговоров
Понятие «лицо» – одно из центральных в китайском деловом этикете. Это соответствие вашего социального статуса внешним нормам общества. А «потеря лица» – грубое нарушение таких правил.
В первую очередь, не переходите на повышенный тон. Русские бизнесмены славятся «умением ставить на место» китайцев. Однако, потешив свое самолюбие, вы вдруг внезапно обнаружите что качество заказанного товара не соответствует ожиданиям, а ваши попытки пригрозить разрывом отношений ни к чему не приводят: китайцы уже заочно порвали с вами отношения.
Во-вторых, не касайтесь «запретных» тем: политики, религии, а также, как ни странно, погоды.
Проблема 2. Действия, ведущие к потере лица китайцами
Любая ваша оплошность в отношении китайского бизнесмена, которая приведет к «потере лица», может стать роковой для сотрудничества. Все, что он может счесть оскорбительным для себя, ведет к «потере лица», после чего работа с вами невозможна даже на очень выгодных условиях.
Самое страшное, что можно сделать – раскритиковать китайца в присутствии третьего лица, выразить непочтение к его статусу или культуре, отказать публично прямым и непосредственным образом. Посмотрите, как мягко отказывают китайцы, давая возможность сохранить «лицо» – «мы обязательно подумаем над этим», – а потом просто молчание.
Помните, что даже невинная шутка может обидеть китайца. Лучше вообще обходиться в переговорах без юмора и даже без иронии.
Проблема 3. Убытки из-за большого количества брака в партии
При сотрудничестве с китайскими фабриками иногда возникают ситуации, когда не вся готовая продукция соответствуют утвержденному качеству. В каждой партии – большой процент брака. Чтобы застраховаться от этого, с самого начала показывайте себя как крупного потенциального клиента, рисуйте перед китайцами блестящие перспективы долгосрочного сотрудничества и скорых, еще более крупных, заказов.
Проблема 4. Ухудшение качества продукции от партии к партии
Ухудшение качества после первых поставок – типичная ситуация для работы с Китаем. Китайские производители, заручившись вашим доверием после нескольких качественных поставок, с целью экономии и удешевления производства начинают ухудшать качество. В ход могут идти более дешевые материалы, уменьшение размеров товаров (например, толщины в простых пластиковых ведрах) и даже более примитивная упаковка.
Помните, что контракт для китайцев почти ничего не значит, и применить штрафные санкции за несоответствующий договору товар практически нереально. Поэтому при сотрудничестве важно внимательно следить за каждой поставкой и проводить Quality Checking (предотгрузочную проверку) не только на первой партии, но и на всех последующих.
Проблема 5. Проверка подлинности и надежности поставщика
Важно помнить, что на интернет-площадках встречаются фиктивные компании-однодневки, которые исчезают сразу после проведения оплаты, и мошенники, ворующие персональные данные.
Поэтому мы относимся к этапу проверки производителей с повышенной ответственностью. Например, после первичного отсева сомнительных поставщиков при помощи фильтров интернет-площадок мы применяем 12-уровневую систему оценки надежности Standard Scoring System, основные шаги которой включают проверку необходимых документов, адресов и статуса компании, проверку через базы поставщиков ТПП.
Проблема 6. Получение товара, не предназначенного для европейского рынка, или заключение договора с компанией, никогда не занимавшейся экспортом
Если поставщик был найден не на крупных b2b-площадках то часто можно столкнуться с товарами, которые никогда не отправлялись на экспорт, а линии производства не готовы к изготовлению оборудования, приборов, электроники и другой продукции по европейским стандартам. У компании, которая раньше ничего не экспортировала отсутствуют разрешения и лицензия, получение которых в Китае – сложная процедура. Все эти вопросы нужно выяснить заблаговременно, на стадии обсуждения сотрудничества.
Проблема 7. Ошибки в логистике, перекрывающие выгоды импорта из Китая
Для того чтобы не выходить за пределы бюджета, при котором закупка в Китае еще выгодна, и при этом получить товар в срок, нужно постоянно сравнивать разные способы доставки, грамотно формировать партии и сборные грузы.
Например, однажды у нас стояла задача уложиться в оговоренный бюджет, но фабрика задержала сроки поставки. В результате мы отправили 10% товара авиа-перевозкой чтобы покрыть первоначальную потребность в товаре, 25% уехало поездом, а оставшиеся 65% отправились морем через Владивосток.
В другой ситуации, наоборот, при поставках обуви с 5 фабрик в разных регионах Китая, избежать логистических сложностей позволил консолидационный склад в Гуанчжоу, откуда вся партия была отправлена в Москву в составе целого контейнера, что немного увеличило сроки, но позволило значительно сократить логистические издержки.
Проблема 8. Ошибки в сроках поставки из-за китайских праздников
На сроки поставки влияет не только логистика, особенности которой мы описали выше, но и особенности китайской культуры. Например, в новый год китайцы не работают от 1 недели до месяца.
В одном из проектов, чтобы ускорить процесс и не попасть в 2-недельные выходные, мы внесли предоплату своими деньгами за клиента. В итоге товар пришел на склад консолидации за несколько дней до отправки сборного контейнера, производитель успел оформить документы, и груз вышел в составе последнего предновогоднего контейнера без задержек.
Проблема 9. Проблемы с таможенным оформлением
Таможенное оформление даже при поддержке профессионального брокера не всегда проходит гладко. Например, китайцы решили добавить в ваш контейнер подарки за долгое сотрудничество, а таможня не пропустила всю партию, посчитав это контрабандой. В итоге, простой на таможне и убытки. Решением этой проблемы может быть наличие доверенного лица в Китае, который проверяет контейнеры перед оформлением.
Проблема 10. Неумение правильно вести переписку и переговоры
Главная ошибка в коммуникации – уверенность, что все китайские менеджеры понимают ваш английский язык одинаково с вами. Как вы понимаете, велика вероятность, что достигнутые договоренности для каждой стороны будут иметь свой смысл. Совет простой: пользуйтесь услугами китайских переводчиков, либо учите язык самостоятельно.
Проблема 11. Страх совершить ошибки при работе с китайскими поставщиками
И как результат, продолжение сотрудничества с более дорогими поставщиками и переплата за товары.
Надеюсь, этот пункт все-таки не про вас. Потому что несмотря на все сложности, описанные в этой статье, при взвешенном подходе и соблюдении всех правил, закупка товаров в Китае выгодна для российского бизнеса.
Читайте далее:
11 проблем импортеров при работе с китайскими поставщиками
Источник: glavportal.com
Почему часть китайского бизнеса бежит с российского рынка, а часть – наоборот?
Итальянский производитель грузовиков Iveco принял решение покинуть рынок в РФ и передать свой российский бизнес местному оператору, сообщил гендиректор компании Геррит Маркс. «Производитель грузовиков и автобусов Iveco Group решил выйти из своего совместного предприятия в России после того, как рассматривал этот шаг в течение нескольких месяцев», – заявил он, добавив, что решение о передаче доли компании местному партнеру уже принято, однако завершение процесса потребует некоторого времени.
Что ж, вполне предсказуемо. Западные компании начинают покидать Россию, и этот процесс может оказаться растянутым во времени по мере продолжения спецоперации на Украине и попыток Запада изолировать нашу страну экономически и политически. Последнее также имеет значение для бизнеса, который даже в отсутствии необходимости исполнять санкции может посчитать продолжение работы в России токсичным для себя и принять необязательное решение об уходе даже при значительных финансовых потерях.
На смену ему идет бизнес из стран Азии. К примеру, турецкий фаст-фуд и продукция легкой промышленности постепенно начинают занимать освободившуюся нишу в России.
Однако изначально в Москве питали особые надежды на Китай.
Вот, кстати, о грузовиках. Как сообщает портал Max-Cars со ссылкой на аналитиков «Автостата», в России растет доля китайских грузовых автомобилей. За период с 4 по 10 июля на учет встали 582 новые грузовые машины китайских брендов. А это уже 37,6% от всех продаж грузовиков в стране. В текущем месяце она может достигнуть 40%.
По мнению аналитиков, это является свидетельством положительной тенденции, когда китайские машины активно распространяются по российским компаниям.
По данным портала, в десятку самых популярных марок грузовиков в России вошли сразу пять китайских брендов. Эксперты уверены, что они продолжат наращивать объемы и вскоре займут половину российского рынка.
Разумеется, похожие тенденции наблюдаются не только на рынке грузовых автомобилей. Это касается и легковых автомобилей, различные модели которых в разных сегментах и ценовых категориях китайские компании пытаются продвинуть в нашей стране после ухода западных производителей. Специалисты уверены, что вскоре место американских, европейских и японских машин займут китайские модели, которые ранее не были здесь представлены.
Так, недавно стало известно, что в России вскоре появится две новые популярные в Китае модели автомобилей средней ценовой категории – Hongqi и Omoda. По некоторым данным, уже сегодня пока неофициально в страну завозятся модели Song и Han.
По данным «Автор.ру», доля «китайцев» в общем числе объявлений на портале подскочила ровно в два раза – с 8% в январе до 16% в июне. А по данным источника в «Яндекс-драйв», сервис каршеринга планирует до конца текущего года заменить половину парка китайскими автомобилями, увеличив его на 5-7 тыс. машин. В «Ситидрайв» также говорят, что планируют наращивать пропорцию китайского автопрома. В каршеринге пояснили, что в парке уже есть такие автомобили, как Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro – пользователи показывают высокий спрос на эти модели. При этом, по данным сервиса, с китайскими автомобилями нет проблем в эксплуатации, а комфорт вождения не уступает образцам немецкого автопрома.
Впрочем, наверное, рано кидать в воздух чепчики и бежать заключать в объятия китайских товарищей. Ведь на этом фоне многие китайские бренды ушли из России, причем весьма крупные, знакомые многим россиянам куда больше, чем марки автомобилей, которые пока только начинают конкурировать с западными.
Например, речь о производителях электроники Huawei, Xiaomi и Lenovo, гаджеты от которых есть едва ли не у половины россиян. В 2020 году китайцы заняли рекордные 55% российского рынка в количественном выражении. При этом 45% продаж смартфонов пришлось на Honor, Xiaomi и Huawei.
Еще в начале мая американская The Wall Street Journal сообщила о постепенном уходе Lenovo и Xiaomi с российского рынка по мере сокращения поставок. Не совсем понятная ситуация с Huawei. Ранее стало известно, что китайцы начали закрывать свои магазины в России, а также сворачивать поставку телекоммуникационного оборудования. Однако на днях появилась информация о том, что китайский бренд возобновил поставки смартфонов и другой фирменной продукции на российский рынок. При этом представители самой Huawei пока никак не прокомментировали происходящее.
Отметим, что в основном китайские производители уходят с российского рынка без объявлений, однако есть отдельные исключения: так, производитель дронов DJI официально сообщил о приостановке деловых операций в России и на Украине.
WSJ тоже обращает внимание на то, что, в отличие от западных фирм, китайские компании избегают публичных заявлений о бизнесе в России и своей позиции относительно российской спецоперации на Украине. По мнению издания, это обусловлено тем, что Пекин не согласен с введением санкций Западом.
Действительно, в апреле Министерство коммерции КНР призвало компании не поддаваться влиянию со стороны и не делать «ненадлежащих заявлений». А Си Цзиньпин призвал страны БРИКС бороться с односторонними санкциями. По информации The Washington Post, он также поручил ближайшим советникам придумать, как оказать России финансовую помощь, при этом не нарушая санкций Запада.
Однако на некоторые компании (явно с западным участием) больше подействовали угрозы из-за океана, чем рекомендации родного правительства. Еще в марте тогдашний официальный представитель Белого дома Джен Псаки предупредила, что Вашингтон примет против Пекина меры, если тот не будет соблюдать введенные западными странами ограничения. А месяцем позже представитель Госдепартамента Нед Прайс предупредил Китай о последствиях в случае оказания помощи России, в том числе в обход санкций.
Как утверждает все так же WSJ, американские поставщики оборудования для китайских компаний оказывают на них давление, требуя, чтобы произведенные ими микросхемы не были использованы в поставляемых России товарах.
Тут компании можно понять. Во-первых, западные рынки для них остаются приоритетными, тот же Huawei зарабатывает в еврозоне в 2–3 раза больше, чем в России. Зачем ему подставляться под прямые и вторичные санкции, потери от которых ни Россия, ни кто бы то ни был в обозримом будущем не компенсирует? Во-вторых, без тех же западных чипов они вообще не смогут производить какую-либо продукцию. Альтернативы тут также нет.
Кроме того, надо понимать, что в КНР все же капитализм, пусть и регулируемый, и частные компании – это частные компании, которым государство не может просто взять и приказать. Тем более, что речь идет о приказе, по сути, совершить самоубийство, уничтожив крупнейшие в мире производства и лишив миллионы людей работы.
В итоге, по данным торгового отчета правительства КНР, в марте этого года экспорт китайской технологической продукции в Россию резко сократился по отношению к предыдущему месяцу: поставки ноутбуков упали более чем на 40%, смартфонов – почти на 66%, телекоммуникационных базовых станций – на 98%.
Не совсем понятная ситуация в энергетике. В начале СВО китайская Sinopec заявила о том, что замораживает совместное строительство газохимзавода стоимостью в несколько сотен миллионов долларов. Однако уже в марте стало известно, что Sinopec, Cnooc и CNPC присматривались к доле британско-нидерландской Shell на «Сахалине-2», а возможно, и к японской доле, что стало одним из факторов, который исключил для японцев уход из проекта.
Наконец, недружественными можно назвать действия китайской платежной системы UnionPay, которая значительно понизила уровень сотрудничества с российскими банками, угодившими под санкции.
Интересно, что на фоне ухода некоторых гигантов, увеличился приход со стороны малого и среднего бизнеса, не имеющего интересов на Западе и не зависящего от него. Безусловно, именно малый и средний бизнес из КНР мог бы отчасти компенсировать потери. Тем более что освободившиеся после ухода западных аналогов ниши кто-то должен занимать. И надо понимать, что то, что у китайцев называют малым и средним бизнесом, может стать для России крупнейшим инвестором. К примеру, те же автопроизводители и строительные гиганты.
Наверное, изначально было ошибочным испытывать какие-то иллюзии в отношении Китая. Во-первых, китайские бизнесмены руководствуются интересами своего бизнеса, а не идеологическими или геополитическими лозунгами. Экономика первична и определяет политику – это мы со школы знаем. Во-вторых, китайский бизнес вполне резонно заинтересован в ослаблении российской экономики, чтобы скупать потом по дешевке российские компании. Китайскому бизнесу Россия интересна в первую очередь как сырьевая база и рынок сбыта, а не как геополитический партнер.
В целом многие эксперты называют поведение китайцев «стратегическим отступлением». Безусловно ситуация с теми же чипами, которые можно достать только на Западе, и зависимость от европейских рынков заставит КНР ускорить процессы импортозамещения и диверсификации рынков. По сути, ровно в том же заинтересованы мы, а значит, усилия можно было бы объединить. Опять же необходимо создавать схемы, позволяющие обходить санкции: надо понимать, что они (санкции) всерьез и надолго, никто их не отменит даже после окончания СВО, а значит, хочешь – не хочешь, а надо не только приспосабливаться к новым условиям, но и вместе думать, как менять правила игры.
Впрочем, есть ли осознание этой необходимости у элит обеих стран – большой вопрос. Напомню, что похожая ситуация была с российскими банками, которые отказывались заходить в Крым целых восемь лет, опасаясь потерять бизнес за рубежом. В итоге процесс захода началось лишь сейчас, когда стало нечего терять. Но это отдельная история. Будем ли мы во всех отраслях ждать также у моря погоды или клевка от жареного петуха?
Источник: www.ritmeurasia.org