Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически не используется его потенциал.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого предпринимательства.
Первый фундаментальный недостаток – это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства, независимо от их народохозяйственной значимости.
Проблемы развития бизнеса в России (часть 1)
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики – попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, биржы и т.д.), обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существуют три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки.
Первый источник (400-500 млрд.руб.) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предприятия гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень – 10 тыс.руб. Выступать инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток – отсутствие системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Как сохранить жизнестойкость в современной бизнес-среде
Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствует о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый бизнес, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом и притом за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, т.к. они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто малые предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления.
Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения — монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственное предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий.
Только правильные шаги в области экономических реформ могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество и процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Опыт других стран.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в России.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок в год.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации –поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс.долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс.долларов. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34%.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
1) Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.
2) Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.
3) Установление упрощенного порядка регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.
4) Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами.
5) Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Источник: megalektsii.ru
Что сдерживает развитие предпринимательства в России?
За последние годы российская внешняя предпринимательская среда (ВПС) стала более привлекательной. Повысилось доверие к России со стороны иностранных деловых кругов, признаком чего служит присвоение ему инвестиционных рейтингов агентствами Moody’s, Fitch и Standard https://creativeconomy.ru/lib/1781″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]
Предпринимательство в России: сдерживающие факторы, страхи и другие интересные факты
Аналитический центр Университета «Синергия» представил результаты социологического исследования, в котором приняли участие более 144 000 действующих предпринимателей и тех, кто планирует открыть бизнес.
Большинство существующих предприятий, по данным исследования, функционирует менее 10 лет (84,7 % опрошенных), при этом доля организаций, которые были открыты в последние два года (38,8%), довольно значительна. Это свидетельствует о высокой мотивации на занятие предпринимательской деятельностью в России, считают аналитики.
В основном предприниматели характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6 %), хотя только 8,1 % знают, какие меры нужно предпринимать для стимуляции дальнейшего роста.
Каждый восьмой предприниматель (12 %) признался, что его бизнес сокращается, но лишь 0,9 % опрошенных знает, как выйти из сложного положения.
Факторы, сдерживающие развитие бизнеса
Основная причина — ограниченность финансов и капитала (42,6 %). Еще одна причина — отсутствие знаний и стратегии масштабирования бизнеса (40,5 %), что, как полагают эксперты, говорит о низком уровне предпринимательской грамотности.
Аналогичную картину аналитики отмечают среди начинающих и потенциальных предпринимателей. Большинство из них называют ключевой проблемой отсутствие стартового капитала (39,6 % среди начинающих и 47,6 % среди потенциальных предпринимателей).
Следующие по популярности барьеры для старта: неспособность выбрать нишу; непонимание, с чего начать; незнание, как привлечь первых клиентов и сформировать команду для работы.
Каких знаний не хватает предпринимателям
Исследование выявило направления, в которых людям, заинтересованным в бизнесе, не хватает знаний. У действующих предпринимателей это маркетинг и привлечение клиентов, увеличение дохода и масштабирование компании.
Те, кто только задумывается о создании бизнеса, заинтересованы в развитии знаний в области маркетинга и продаж, управления персоналом и финансовыми потоками.
Аналитики пришли к выводу, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.
Так, большинство действующих предпринимателей, как правило, имеют высшее образование (76,0 %). При этом каждый десятый бизнесмен с доходом от 10 млн руб. в месяц окончил аспирантуру.
Те же, кто получил среднее специальное или вовсе завершил свое образование обучением в школе, имеют средний достаток до 100 000 руб.
10 интересных выводов о предпринимательстве
- Средний возраст действующих предпринимателей — 36 лет.
- По критерию среднесписочной численности работников большую часть компаний можно отнести к микропредприятиям (76,9 %), каждую пятую — к малым (21,4 %) и только 1,7 % – к средним. При этом значительная часть предприятий (41,3 %) вообще не имеет наемных сотрудников.
- Женщины в несколько большей степени предпочитают вести бизнес единолично (60,3 % против 57,4 % мужчин), а вот молодые люди в возрасте до 20 лет, напротив, чаще прибегают к сотрудничеству (40,3%).
- По объему среднемесячной выручки в основном предприятия сосредоточены в категориях от 50 000 до 500 000 руб. Выручку более 10 млн руб. в месяц имеют лишь 2,5 % предприятий. Личный доход предпринимателей чаще всего не превышает 100 000 руб. (56,6 %), причем каждый десятый признался, что ничего не зарабатывает (9,6 %). Некоторые предприниматели, независимо от времени ведения собственного бизнеса, затруднились даже примерно оценить среднемесячную выручку и личный доход.
- Доходы мужчин-предпринимателей превосходят доходы предпринимателей-женщин. Существенная разница проявляется, когда объем среднемесячной выручки превышает 500 000 руб. (63,7 % против 36,3 %), а ежемесячный личный заработок достигает 100 000 руб. (64,2 % против 35,8 %).
- Главная задача на ближайший год у более половины действующих предпринимателей — увеличение прибыли компании. 47,4 % респондентов желают пассивного ведения бизнеса, 39,8 % – его расширения.
- Желаемая среднемесячная выручка у трети опрошенных — от 500 000 до 3 млн руб. (31,4 %), личный доход — от 100 000 до 300 000 руб. (32,5 %).
- Существенная разница между потенциальными и начинающими предпринимателями заключается в способности четко оценить желаемую выручку (потенциальные предприниматели в 3,3 раза чаще не могут ответить на этот вопрос) и о желаемом личном доходе (в 4,5 раза чаще).
- Нежелание попробовать себя в качестве предпринимателя чаще всего вызвано удовлетворенностью текущей работой (30,8 %), отсутствием стартового капитала (26,8 %) и необходимых знаний (16,9 %).
- Отсутствие четкого понимания того, как регистрировать и создавать бизнес чаще служит сдерживающим фактором для женщин (63,1 %).
Источник: bishelp.ru