Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ; ИННОВАЦИИ; ТАМОЖЕННЫЙ СЕРВИС; CUSTOMS SERVICE; ORGANIZATIONAL STRUCTURE; ACTIVITY OF CUSTOMS AUTHORITIES; INNOVATIONS; CUSTOMS SERVICE.
Аннотация: В данной статье рассмотрено взаимодействие таможенных органов с бизнес-сообществом, ориентированное на повышение качества таможенных услуг. Выделены основные задачи для сотрудничества таможенных органов и участников ВЭД, которые позволят оптимизировать их совместную деятельность. В статье описаны принципы сотрудничества таможни и бизнеса, а также методы решения поставленных задач, для повышения эффективности предоставления таможенных услуг.
Под качеством таможенной услуги можно понимать способность субъектов таможенной деятельности удовлетворять потребности участников внешнеэкономической деятельности, снижая затраты.
Стандарты ИСО серии 9000 являются основным руководством для повышения качества таможенных услуг. В этих стандартах под качеством рассматривается степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям. Под требованием понимается потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным. Необходимо отметить и тот момент, что понятия «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги» не имеют нормативно-закрепленного определения.
Коррупция на таможне? Что происходит на Хоргосе? Взятки, поборы и очереди в прошлом?
Актуальность темы обусловлена тем, что экспортно-импортные грузопотоки растут и как следствие требуют более эффективного и качественного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Эффективность предоставления таможенных услуг напрямую связана с взаимодействием таможенных органов и бизнес — сообщества. Основной целью таможенных органов является упрощение международной торговли и повышения экономической безопасности страны по средствам своей деятельности. В «Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» определена единая система приоритетов и ориентиров с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов Российской Федерации, определены направления развития таможенных органов. Одним их основных направлений развития является совершенствование таможенного регулирования, которое позволит продвинуть национальные интересы Российской Федерации в области международной торговли, путем формирования более благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Ключевым фактором совершенствования таможенных услуг является оптимизация совместной деятельности бизнес — сообществ и таможенных органов. Целью оптимизации является создание оптимальных условий для осуществления и упрощения международной торговли.
Целевые индикаторы указанного направления развития таможенной службы Российской Федерации:
— доля участников внешнеэкономической деятельности, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве опрошенных;
— доля государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой в электронном виде в соответствии с административными регламентами, по которым обеспечена возможность их получения в электронном виде, в общем объеме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой.
Совет ТПП РФ по таможенной политике. Галина Баландина. «Таможня будущего. Взгляд бизнеса»
Отношения таможенных органов и участников ВЭД основывается на следующих принципах содействия:
— содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;
— способствование повышения уровня удовлетворенности участников ВЭД результатами взаимодействия с таможенными органами при получении таможенных услуг;
— создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
— недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
— равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности;
— обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.
Основным законодательным документом о таможенном администрировании на сегодняшний день является Федеральный закон №311-ФЗ. Именно в нем описывается партнерское сотрудничество таможенных органов и участников ВЭД, которое можно достигнуть путем упрощения предоставления таможенных услуг.
Чтобы достигнуть максимально эффективного развития партнерских отношений необходимо соблюдение следующих условий:
— понятности и прозрачности;
— доступности и открытости;
— активности со стороны государственных органов;
— применять современные технические средства и методы контроля;
— изучать международный опыт;
— поддерживать связи с постоянными декларантами, максимально гармонизировать процедуры для пользователей с чистой репутацией;
— внедрять онлайн решения;
— проводить опросы пользователей.
При взаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД таможенные органы стремятся к цели полного соблюдения порядка административных таможенных процедур (таможенное оформление и таможенный контроль) в отношении грузов декларантов, т.е. работники таможни подходят к проблеме формально, во главу угла ставится исполнение Закона. Субъекты ВЭД так же заинтересованы в ведении бизнеса в правовом, легальном поле, однако в условиях рыночной экономики их также интересует и скорость прохождения таможенных процедур, и связанный с ними объем документооборота.
В современном мире созданы многочисленные международные организации, осуществляющие регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно не забывать, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.
На современном этапе наблюдаются ситуации, при которых осуществление таможенного контроля иногда беспочвенно сдерживает товарооборот. Это ведет к возникновению дополнительных издержек как участников ВЭД, так и государства.
Говоря о сегодняшних проблемах качества предоставления таможенных услуг, нельзя не упомянуть длительность прохождения таможенного оформления, что отрицательно сказывается на издержках, на упущенной экономической выгоде и на задержках товаропотока.
Таможенным органом необходимо ориентировать свою деятельность на предпринимательский сектор, учитывать потребности участников внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день в таможне применяются инновационные технологии, рекомендованные ВТамО. К ним относятся:
— электронное декларирование;
— предварительное информирование;
— удаленный выпуск;
— использование системы управления рисками;
— трансграничный обмен информацией в системах «таможня-бизнес», «таможня-таможня».
Выступая с докладом на форуме «Международное экономическое сотрудничество в новых реалиях», руководитель ФТС России Владимир Булавин отметил значительные изменения в работе таможенной службы. Основные преобразования, названы «10 шагов навстречу бизнесу». Их реализация означает выход на качественно новый уровень таможенной системы, на работу по принципу «Простота и удобство – для участников ВЭД, эффективность и безопасность — для государства».
Благодаря непрерывному мониторингу и своевременному принятию решений получилось выполнить заявленные Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года показатели в более кратчайшие сроки. Доля автоматически зарегистрированных деклараций превысила установленный показатель (50%) почти на 5%, а доля автоматически выпущенных деклараций на 11,2% (при показателе 10%). В целом за прошедшее время количество автоматически зарегистрированных деклараций увеличилось почти в 9 раз (с 110 тысяч в 2015 г. до 963 тысяч в 2017 г.), а автоматически выпущенных деклараций – в 56 раз (с 1,5 тысяч в 2015 г. до 84 тысяч в 2017 г.).
Дальнейшему успешному развитию поспособствовало внедрение электронного транзита. В 2017 году доля электронных транзитных деклараций на товары, следующие по российской территории, достигла 60,8% при установленном показателе 45%. За последние три года количество электронных транзитных деклараций выросло почти в 475 раз, с 1295 деклараций в 2015 году до 614923 деклараций в 2017 году. Проделанная работа крайне важна для планируемого сопряжения транзитных систем России и Европейского союза.
Таможенным органам удается реализовывать большинство принципов содействия в полной мере, однако может появляться недопонимание со стороны бизнес-сообщества. Усилия участников ВЭД, без отклика таможни, не дадут оптимизировать взаимоотношения и упростить процесс международной торговли.
Одним из способов улучшения и упрощения процедуры таможенного оформления является внедрение электронного декларирования грузов, т.к. это значительно уменьшает издержки участников ВЭД. Существует множество примеров, когда реализация проектов по автоматизации и модернизации таможенных процедур помогла существенно повысить эффективность работы таможенных органов. Например, проект Люксембурга «eDouane» запущенный в 2007 г., был завершен в 2009-2010 гг. За этот период таможенная служба Люксембурга поднялась с 15-го (2007 г.) на 1-ое (2010 г.) место в Индексе эффективности логистики публикуемого Всемирным банком.
В Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» были внесены значительные поправки касаемо взаимодействия бизнес-сообщества и таможенных органов. За счет них удалось придать этому взаимодействию партнерский характер. Это было достигнуто благодаря внедрению реинжиниринга организационных процессов в управлении таможенным делом («Дорожная карта»), позволяющим гармонизировать таможенные процедуры.
Улучшение условий для участников ВЭД приводит к качественной работе не только таможенных органов, но и всех секторов экономики, увеличению поступлений денежных средств в бюджет, снижает издержки бизнес-сообщества и экономит время, оптимизирует численность государственных служащих. Для осуществления качественного таможенного регулирования, действия таможенных органов должны быть ориентированы в первую очередь на потребителя – участников внешнеэкономической деятельности.
Список литературы
- Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография / А.В. Кнышов. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
- Макрусев В.В. Вопросы развития теории таможенного сервиса: регулятивный и управленческий аспекты // Экономика и предпринимательство / № 2 (91) 2018 г. (Vol. 12 Nom. 2)
- Макрусев В.В. Идея адаптивной метатехнологии управления таможенными институтами // Экономика: вчера, сегодня и завтра. 2017. Том 7. №11А. С 67-77.
- Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник / В.В. Макрусев. – М: Изд-во «Проспект», 2017. – 276 с.
- Макрусев В.В. Особенности формирования и направления реализации концепции сервисно-ориентированного таможенного администрирования // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2 (3). С. 121-136.
- Макрусев В.В. Сервисно-ориентированное таможенное регулирование: идеи, институты, управление // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. №12 (ч.19).2017. С.1239-1242.
- Макрусев В.В., Суглобов А.Н., Таможенный менеджмент: Учебное пособие. ИТК Дашков и К, 2018. 34
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.10.2018)
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Источник: novaum.ru
Проблемы таможни и бизнеса
Ведение внешнеэкономической деятельности тесно связано с таможенными органами. Любой товар, поступающий на территорию страны или вывозимый за ее пределы, проходит строгий контроль. Задача таможенников – не допустить нелегальные товары, взимать пошлину соразмерно особенностям груза. Однако, нередко у бизнеса возникают проблемы при взаимодействии с таможней – и тогда деятельность компании затрудняется.
Проблемы на таможне: с чем можно столкнуться?
- Высокие затраты на ввоз или вывоз груза.
- Очень долга процедура контроля, нарушается товаропоток.
- Простой транспорта.
- Задержка груза.
Еще одна наиболее распространенная проблема связана с документами. Если они неправильно оформлены, несвоевременно поданы, указан не тот код товара, это может привести к тому, что груз «застрянет» на терминале. А все это скажется на ведении бизнеса, ведь вы или ваши клиенты не смогут вовремя получить заказ, материалы, оборудование и многое другое.
Проблемы таможни и бизнеса: как решить?
Рациональным решением и способом предупредить проблемы является сотрудничество с таможенным брокером. Это специалист, который по поручению клиента или от его имени проводит операции с грузом.
При любом взаимодействии с таможенными органами брокер поможет сделать все так, чтобы товар не задерживался на границе, чтобы все документы были поданы вовремя, правильно заполнены. В задачи таможенного брокера входят следующие:
- Своевременная подача данных о грузе.
- Непосредственная работа с таможенными органами.
- Расчет стоимости декларирования груза.
- Контроль проверки груза на таможне.
Также таможенный брокер может решать вопросы хранения и перевозки товаров. В сферу его компетенции входит контроль погрузо-разгрузочных работ, переупаковки. Тульский таможенный терминал – или любой другой – обязан допустить брокера до работы с грузом, принять у него документы, разрешить проводить контроль.
Источник: tulaterminal.ru
Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза
Попова, Д. А. Проблемы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза / Д. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12433/ (дата обращения: 01.06.2023).
Статья посвящена проблемам взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами. Раскрыты сущность и необходимость совершенствования механизма информационного взаимодействия между ними. Предлагается усовершенствовать механизм взаимодействия на основе применения принципа «единого окна».
Ключевые слова: взаимодействие, таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности, система управления рисками.
The article is devoted to the problems of mutual relations of participants of foreign trade activities and customs. The essence and necessity of improving the mechanism for interoperability between them. It is proposed to improve the mechanism of interaction on the basis of the application of the principle «single window».
Key words: interaction, customs, participants of foreign trade activities, risk management system.
Большое число проблем в сфере регулирования внешней торговли возникает в процессе реализации таможенной службой России международных конвенций и национальных концепций. Без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) эти проблемы не могут быть разрешены. В особенности это касается проблем ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ТС, а также упрощения и ускорения таможенных операций и процедур. Тогда как участники ВЭД ставят своей целью осуществлять таможенные операции в максимально короткие сроки и с минимальными издержками. Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД преследует единую цель — минимизировать издержки на реализацию таможенных операций при обеспечении норм, установленных таможенным законодательством.
В настоящее время условия ведения ВЭД обладают рядом проблем:
— высокая степень затратности,
— длительность осуществления таможенных процедур, что иногда приводит к неоправданным задержкам товаропотоков,
— простой транспортных средств,
— упущенная экономическая выгода,
— недостаточно развитая нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая база по обеспечению взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Значимость данных проблем возрастает в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, ростом объемов внешней торговли России, концентрацией мест осуществления таможенных операций и таможенного контроля в приграничных регионах, продолжающейся тенденцией интеграции России в мировое экономическое пространство. Рациональным способом решения представленных проблем является поиск механизмов, усовершенствующих процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Сегодня практически все инновационные таможенные технологии, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен в системах «таможня — таможня» и «таможня — бизнес», повсеместно внедряются таможенными органами России. Вместе с тем, применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны участников ВЭД. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам.
Вышеперечисленные обстоятельства говорят о несовершенстве взаимодействия таможни и бизнеса, что неблагоприятным образом сказывается на эффективности таможенного регулирования, а также на обеспечении экономической безопасности России. В результате чего целесообразным будет изучение проблем взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в приграничной зоне России, а также предложены пути их решения.
В настоящее время отмечается необходимость закрепления принципа первичности электронных документов. Устаревшее информационное воздействие с участниками ВЭД осуществляется преимущественно предоставлением в качестве первоисточника «бумажных документов».
Это снижает оперативность принятия решения должностными лицами таможенных органов, как следствие, вызывая задержки и простой транспортных средств в пунктах пропуска. В связи с этим увеличиваются издержки участников ВЭД.
Электронная декларация при попадании в информационные системы таможенных органов проходит автоматическую проверку на соблюдение условий принятия декларации, наличие и списание денежных средств, анализ применения системы управления рисками (далее — СУР). Это позволит снять с декларанта и инспектора работу по предоставлению и проверке информации. Необходимость запроса дополнительных документов в данном случае должно определяться исключительно СУР. Это потребует дополнительной правовой защиты инспектора, с него должна быть снята ответственность за неприменение инициативной проверки дополнительно к предложенной компьютером, либо инициатива должна быть строго регламентирована и ограничена. Такие возможности появятся только при полномасштабной реализации принципа «одного окна», когда представление документов и сведений одному государственному органу будет означать его доступность для остальных государственных органов.
Принцип «одного окна» реализуется таможней на государственной границе с 2006 года. Однако очереди на автомобильных пунктах пропуска (там, где это «окно» работает) не сократились.
Среди причин задержки можно назвать:
— громоздкие процедуры таможенного контроля (несмотря на представленную предварительную информацию при прибытии на пункт пропуска, грузоперевозчик попадает в общую очередь и проходит все виды контроля);
— преимущественно бумажный документооборот (кроме представленной в электронном виде предварительной информации, повторно представляется та же информация грузоперевозчиком в бумажном виде);
— ведомственная автоматизация (вся запрашиваемая информация повторяется в 80 %, однако в каждый государственный контрольный орган (далее — ГКО) она представляется отдельно).
Российский принцип «одного окна» является неким прототипом европейского «единого окна». В Европе при реализации указанного принципа гармонизируется состав документов и сведений, создается единый документ для всех ГКО, документы принимают все контрольные службы из единого окна и данные из единого окна используются всеми службами. Тогда как в России одновременно с электронным вариантом сохраняется бумажный документооборот, и в одном окне работает только одна служба.
Реализация данного принципа требует проведение анализа и гармонизации данных, внесение поправок в законодательство, доработки программных и технических средств.
Таким образом, это позволит ускорить процесс перемещения товаров через таможенную границу, повысить степень доверия к информации, повысить результативность СУР, упростить информационное взаимодействие, сократить временные и материальные издержки, а также минимизируют «бумажный» документооборот.
Осуществление взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД необходимо на всех этапах осуществления таможенного контроля. До пересечения границы ТС — это предварительное информирование, консультирование, круглые столы, на границе — удаленный выпуск, осуществление таможенного контроля, таможенные операции, списание платежей, после пересечения границы — круглые столы, подтверждение выполнения обязательств. Взаимодействие должно осуществляться с применением информационных технологий, которые позволят снизить влияние субъектных факторов, а, следовательно, коррупционную составляющую.
При изучении механизма информационного воздействия таможенных органов и участников ВЭД был выявлен недостаточно развитый понятийный аппарат. Законодательно не закреплены такие понятия, как информационное взаимодействие, механизм взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, принцип единого окна. Определение дано лишь понятию «взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД», которое не раскрывает сущность понятия «информационное взаимодействие». Это обуславливает необходимость его уточнения.
Важно отметить необходимость дифференциации участников ВЭД. Это позволит разделить добропорядочных и потенциальных нарушителей, тем самым сократив контрольные операции в отношении первой категории лиц и усиленный контроль над второй. Важным инструментом в данном случае будет служить присвоение статуса уполномоченного экономического оператора. Для этого необходимо внести поправки в Таможенный кодекс в части определения требований к перевозчику для получения статуса уполномоченного экономического оператора. Эти действия позволят ускорить товаропоток, сократить требования к составу обязательных сведений, осуществлять таможенный контроль в пункте назначения товаров.
Таможенные органы осуществляют таможенное регулирование исключительно в рамках административно-правовых отношений. Иные формы отношений практические не реализованы. Это противоречит современным тенденциям развития общемировой практики таможенного регулирования внешней торговли, которая опирается, в том числе, на содействие, сотрудничество, государственно-частное партнерство между таможней и бизнесом. Для решения этой проблемы может быть предложено создание некоторой специализированной системы подготовки кадров, основной задачей которой будет проведение интерактивного образовательного тренинга. Он, в свою очередь, позволит систематизировать знания, повысить профессиональную компетентность.
В результате вышеизложенного исследования можно сказать, что повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД позволит сократить время, трудоемкость и, в конечном счете, снизить затратность осуществления таможенных процедур в условиях высокой интенсивности товарооборота в приграничной зоне России как для государства, так и для участников ВЭД.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, таможенный контроль, участник, внешнеэкономическая деятельность, единое окно, информационное взаимодействие, таможенное регулирование, бумажный документооборот, внешняя торговля, предварительное информирование.
Источник: moluch.ru