Детские сады на дому, дома престарелых, дайвинг-клубы для инвалидов, швейные ателье… Эти и другие виды бизнеса будут развивать в России социальные предприниматели. К осени 2013 г. будут готовы поправки в федеральное законодательство о малом и среднем бизнесе, в котором впервые пропишут понятие «социальное предпринимательство», его критерии и приоритетные направления для бюджетного финансирования, стимулы для частных пожертвований и инвестиций [4].
Социальное предпринимательство – новое явление в российской практике. Опыт социального предпринимательства начал активно накапливаться с 1970–1980-х гг. ХХ в., появившись почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями.
Несмотря на то что термин «социальное предпринимательство» сравнительно новый, само явление имеет давнюю историю. Социальное предпринимательство в России уже существовало в конце XIX в. В дореволюционное время было открыто 142 Дома трудолюбия более чем в 20 губерниях. Здесь каждый нуждающийся (от одиноких матерей до бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Идея домов трудолюбия впоследствии получила распространение по всей России.
Куда исчезла безработица в России? // Комолов & Попов. Диалог
Социальное предпринимательство – это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [7].
Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, смыслом которой является решение или смягчение социальных проблем.
Социальные предприятия – это бизнес, который не только стремится к решению проблемы инклюзии для всех людей или к более справедливому распределению прибыли, но и к созданию рабочих мест. У этого бизнеса основа – ответственность и долгосрочные распределение выгод. Поэтому социальное предприятие само по себе является конкурентным преимуществом [8].
Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности:
1) от первого оно отличается своими целями – направленностью на социальные изменения, разрешение социальных проблем;
2) от второй – коммерческим характером деятельности (цели достигаются не путем разовых финансовых вливаний, а посредством организации предпринимательской деятельности).
Критерии социального предприятия:
— социально ориентированная цель или миссия, ориентация на производство социального изменения, решение социальных проблем;
— предпринимательский характер: деятельность, приносящая доход и построенная на основе бизнес-технологий [6];
— инновации – применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;
— самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;
— масштабируемость и тиражируемость – увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия.
Анализ основных проблем регулирования социального предпринимательства в России
Организация социального предпринимательства отличается тем, что комбинирует коммерческие и некоммерческие формы работы, причем факт выбора той или иной организационной формы – ИП, ООО, кооператив, НКО, АНО.
Если некоммерческая организация, занимаясь коммерческой деятельностью, решает с ее помощью социальную проблему и если данная коммерческая деятельность отвечает вышеперечисленным критериям, такая деятельность полностью подпадает под определение социального предпринимательства.
Предприниматель выбирает организационно-правовую форму, опираясь исключительно на соответствие ее преимуществ задачам организации и наличным ресурсам.
По данным анализа исследовательской группы ЦИРКОН в декабре 2012 – феврале 2013 г. социальные предприниматели реализовывали свою деятельность в организационно правовых формах коммерческого предприятия (ОАО, ЗАО, ООО) (30%), некоммерческой организации (общественная организация, движение, фонд, некоммерческое партнерство, АНО и т. д.) (31%) и как индивидуальный предприниматель (ИП) (26%). В табл. 1 представлены средние значения распределения источников финансирования деятельности для выборочной совокупности респондентов.
Таким образом, основным источником финансирования деятельности СП является собственная хозяйственная деятельность (доходы от предпринимательской деятельности) – ее доля среди всех источников доходов в среднем по выборке составила 58%, т. е. более половины. Доля этого источника в общей структуре поступлений существенно превышает доли всех других источников. Среди иных источников финансирования деятельности СП можно выделить относительно весомые – кредиты и займы (13%), взносы учредителей или членов и международные гранты (по 7%). Доли иных источников финансирования, включая бюджетные средства, частные пожертвования, поступления от бизнес-структур и НКО в среднем по выборке составляют 2–3%. [3]
В России в 2007 г. был основан первый фонд поддержки социального предпринимательства – Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», а в 2011 г. при поддержке Правительства РФ создана автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (АСИ).
Комплексная поддержка фондом «Наше будущее» начинающих социальных предпринимателей ключает:
— финансовую поддержку в виде грантов, займов и участия в уставном капитале;
— обучение и консультирование по актуальным вопросам их деятельности, включая бизнес-планирование;
— информационное обеспечение и продвижение;
— иные формы поддержки.
Каждый проект, поддержанный фондом, оценивается по ряду показателей эффективности:
— количество трудоустроенных человек;
— количество обученных человек;
— количество оказанных социальных услуг;
— количество произведенной продукции.
Таким образом, социальные предприниматели в России сегодня делятся на три категории:
1) представители специализированных предприятий;
2) некоммерческие и благотоворительные организации;
3) представители малого бизнеса, чья цель – не выгода, а решение проблем социально незащищенных категорий граждан.
Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов – автономная некоммерческая организация, созданная Правительством РФ для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах. В структуре АСИ было выделено три основных направления деятельности:
1) «социальные проекты» – поддержка, создание и развитие социальных учреждений;
2) «новый бизнес» – оказание поддержки молодым талантливым предпринимателям;
3) «молодые профессионалы» – создание и поддержка профессиональных ассоциаций и объединений работников и др.
Основным нормативным документом, отражающим государственную поддержку социального предпринимательства в Российской Федерации, является приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
Приказ дает возможность субъектам Российской Федерации стать территорией развития социального предпринимательства и получить на это федеральное бюджетное финансирование.
Условие – субъект Российской Федерации должен взять на себя обязательства по созданию и развитию социального предпринимательства (статья 5.20).
Кроме прямой поддержки социальных предпринимателей Минэконом развития в приказе предлагает регионам создавать новый институт поддержки социального предпринимательства – центр инноваций социальной сферы.
Центр инноваций социальной сферы – структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Центры инноваций социальной сферы обеспечивают решение следующих задач:
— продвижение и поддержка социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций;
— информационно-аналитическое и юридическое сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций;
— обмен опытом по поддержке социальных инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства;
— проведение семинаров, мастер-классов, практических и лекционных занятий по социальным тематикам;
— организация деятельности школы социального предпринимательства.
Для работы социальных предприятий, действующих в форме некоммерческой организации, существенным шагом вперед стала Программа поддержки социально ориентированных НКО, разработанная на основе Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Потребность социальных предпринимателей в государственной поддержке нашла подтверждение в ходе анализа ответов социальных предпринимателей на вопрос «Испытываете ли Вы как социальный предприниматель потребность в поддержке Вашей деятельности со стороны государственных органов?» (рис. 1).
Существенное большинство – почти три четверти участников исследования – заявили, что нуждаются в поддержке со стороны госорганов и местного самоуправления.
Вопрос о формах поддержки, в которых нуждаются социальные предприниматели, был задан в открытом виде, т. е. респондентам предлагалось самостоятельно сформулировать свои пожелания, а не выбрать варианты из готового набора: «Испытываете ли Вы как социальный предприниматель потребность в поддержке Вашей деятельности со стороны государственных органов или органов местного самоуправления? Если да, то в какой форме?» (табл. 2).
Основной формой поддержки со стороны государственных органов социальные предприниматели назвали финансовую поддержку: о потребности в этом виде поддержки заявили почти половина всех участников опроса.
Среди конкретных видов финансовой поддержки, озвученных респондентами, были названы:
— льготное кредитование;
— льготное налогообложение;
— льготы на оплату коммунальных услуг и аренду помещений;
— предоставление субсидий.
Несколько менее востребованными, однако также довольно важными для социальных предпринимателей (назвали около 20% респондентов) формами поддержки являются ресурсная и административная поддержка. В качестве ресурсной поддержки чаще всего респонденты нуждаются в предоставлении помещений в аренду для реализации деятельности социального предприятия. Административная поддержка означает для социальных предпринимателей правовое регулирование, а также развитие форм диалога между властью и социальными предпринимателями, хотя некоторые из респондентов высказали пожелание к властям просто «не мешать им работать» [3].
Несмотря на государственную поддержку, социальное предпринимательство – деятельность, связанная с финансовым и предпринимательским риском. И благородная цель не является залогом финансовой устойчивости. Как и любой бизнес, социальное предприятие начинается с детального изучения социальной проблемы, знакомства с людьми, которые являются потенциальными «покупателями» социального товара или услуги. Начинающий социальный предприниматель, используя весь накопленный опыт, связи, знакомства, должен собрать как можно больше информации о выбранной сфере деятельности, чтобы его идея превратилась в четкую бизнес-концепцию.
При создании предприятия социальный предприниматель проходит тот же путь, что и коммерческий предприниматель: изучение проблемы, идея, коммерческая модель, изучение рынка, разработка прототипа продукта (концепции услуги), поиск партнеров, поиск финансирования, разработка бизнес-плана, регистрация предприятия и начало деятельности. Отличие заключается в том, что для социального предпринимателя целью создания бизнеса является не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы, и он готов значительную часть прибыли реинвестировать в предприятие [5].
Литература
1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
2. Приказ Минэкономразвития России № 220 от 24 апреля 2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
3. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики, выполненный АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН) в интересах Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в декабре 2012 – феврале 2013 г.
4. В России будут развивать социальное предпринимательство. – 2013. –
businesspskov.ru/news/70841.html
5. Зверева Н. О социальном предпринимательстве как источнике инансово-экономической
устойчивости российских негосударственных неком мерчеких организаций. –
nkozakon.ru/materials/365/
6. Общественная поддержка и доверие как фактор развития социального предпринимательства. – М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2008. –zircon.ru/russian/publication/4/081216.htm
7. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
8. innovus.biz/en/innonews/world/5556-new-european-policy/(J-M Barroso, President of the Commission; December 10, 2011).
Также по этой теме:
- Книги по этой тематике
- Другие статьи по этой тематике
Источник: dis.ru
Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России
В данной статье описывается уровень развития и поддержка социального предпринимательства как фактора социально-экономического развития общества в России. Рассмотрены основные проблемы для эффективного функционирования социальных предприятий, а также предложены меры по их устранению.
социальные проблемы, некоммерческие организации, социальное предпринимательство, социальный предприниматель, фонды, государственная поддержка социального предпринимательства, коммерческие организации
Цитировать публикацию:
Качко Д.С. Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – С. 215-221. – doi: 10.18334/rp.18.3.37286
Kachko, D.S. (2017) Issues and trends of social entrepreneurship development in Russia. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(3), 215-221. doi: 10.18334/rp.18.3.37286 (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 N 40-ФЗ (действующая редакция, 2016)
2. Борнштейн Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей. / пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2014. – 499 с.
3. Кикал Дж. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше. / Джилл Кикал, Томас Лайонс ; пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 с.
4. Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л. К вопросу определения понятия социального предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2012. – № 6. – С. 47-54.
5. Стагниева Ю.В. Государственная поддержка социального предпринимательства в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 1. – С. 323-325.
Источник: creativeconomy.ru
Из прошлого в будущее социального предпринимательства – новая роль в экономике России
Что сегодня происходит в России с социальным предпринимательством, как IT-инструменты влияют на бизнес и какие проекты становятся инвестиционно привлекательными?
466 просмотров
На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола «Из прошлого в будущее социального предпринимательства – новая роль в экономике России», который состоялся 18 апреля в Общественной палате Российской Федерации.
На сегодняшний день социальное предпринимательство в России вышло на абсолютно новый уровень развития, когда параллельно с решением социальных проблем внедряются и успешно реализуются сложные бизнес-модели, а ежегодные обороты проектов могут достигать десятки, а то и сотни миллионов рублей. Такой подход к ведению бизнеса позволяет социальным предпринимателям привлекать не только гранты и пожертвования, но и средства инвестиционных фондов, а также частных инвесторов.
Большой вклад в развитие социального предпринимательства, именно как полноценного бизнеса, вносят фонды поддержки социальных инициатив, которые не только выделяют гранты и помогают в продвижении, но и создают различные образовательные программы, где социальные предприниматели получают знания для развития своих проектов и привлечения в них инвестиций.
В этом году сразу два таких фонда отмечают юбилеи – «Навстречу переменам» исполняется 10 лет и 15 лет – фонду «Наше будущее». По результатам многолетней работы эксперты подвели итоги и рассказали о перспективах развития социального предпринимательства в России.
Кандидат экономических наук, академический директор магистерской программы «Менеджмент» Высшей школы менеджмента СПбГУ»
Отвечая на вопрос, какие ключевые достижения в сфере развития социального предпринимательства можно выделить на сегодняшний день, Юлия Арай отметила: «Безусловно, за 15 лет произошла трансформация социального предпринимательства. Уже сегодня можно обозначить некоторые закономерности и принципы формирования наиболее успешных бизнес-моделей и сделать предположения о потенциале их развития».
Юлия Жигулина
Исполнительный директор фонда «Наше будущее»
Об экосистеме социального предпринимательства – что сделано и что предстоит сделать в текущей ситуации – рассказала Юлия Жигулина: «Оценка социального эффекта показывает, что каждый рубль, вложенный в социальных предпринимателей, дает 3 рубля этого эффекта. Сейчас мы выступаем за развитие законодательной базы и присвоение социально ориентированным НКО статуса социального предприятия. Это позволит создать основу нового явления – социальной экономики страны».
Валерия Завгородняя
Программный директор Impact Hub Moscow
О том, что является приоритетом при принятии решения инвестором поддержать бизнес, прокомментировала Валерия Завгородняя, программный директор Impact Hub Moscow: «При принятии решения всегда доминирует социальный эффект. В этой связи основной вопрос – его измерение. Индикаторами могут быть как количественные, так и качественные показатели».
Андрей Андрусов
Инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь»
О ситуации на рынке импакт-инвестиций в данный момент рассказал Андрей Андрусов – инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь»: «С точки зрения импакт-инвестиций новых сделок мы пока не планируем, потому что горизонт планирования сейчас очень короткий, неопределённость высокая, поэтому пока инвестиции притормозили. Но при этом мы видим, что есть и растущие рынки, и новые возможности. Для образовательных проектов в области IT и, например, психологии ситуация меняется скорее в лучшую сторону».
Евгения Дмитриева
Член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ
Евгения Дмитриева, член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Российской Федерации рассказала о том, как меняются бизнес-модели социальных предпринимателей: «СП успешно занимает новые ниши, активно развивается направление SocialTech. ИТ-инструменты теперь не просто помогают работе социального бизнеса, но и сам бизнес становится технологичным, цифровым.
Что касается бизнес-моделей, то и здесь наблюдается развитие. СП уже доказывает свою жизнеспособность, скажем, в венчурных моделях. Высокотехнологичные стартапы социальной сферы перестали быть единичными. Они инвестиционно привлекательны и способны выходить на глобальные рынки».
Также на круглом столе выступили социальные предприниматели: Анна Чупракова – создатель инклюзивного цеха Vareniki; Игорь Ананьев – руководитель региональной общественной организации «Радость» и проекта «Особая сборка»; Олеся Овчинникова – продюсер и партнёр инклюзивного кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие».
Игорь Ананьев подчеркнул, говоря о меняющихся условиях: «У проекта составлен антикризисный план, разработаны новые каналы привлечения заказчиков, изучается возможность выхода на новые рынки. В настоящее время мы видим оживление, появляются новые заказы».
Юлия Варченко
Исполнительный директор фонда «Навстречу переменам».
«Мы всегда понимали актуальность комьюнити, но сейчас наиболее остро ощущаем потребность быть вместе и силами сообщества решать социальные проблемы, развивать сферу социального предпринимательства.