Рассматриваются успехи и трудности приспособления российского бизнеса к политике санкций. Показано, что наибольшие успехи демонстрируют предприятия пищевой промышленности, аграрного сектора экономики, химической промышленности. Наибольшие трудности испытывает машиностроения, особенно для нефтедобычи и нефтепереработки.
Эти трудности связаны с доступом к технологиям, с устаревшими технологиями, проблемами финансирования. Трудности охватили производство стройматериалов, текстильную промышленность, автомобилестроение, те отрасли, где важную роль играют инвестиции и потребительский спрос. В статье выделены главные проблемы импортозамещения для российского бизнеса. Они охватывают широкий круг от отсутствия систематизированной информации о заказах для российских поставщиков и изготовителях, трудностях финансирования и доступа к технологиям до недостатков таможенного регулирования при импорте сырья и комплектующих и общей нацеленности на зарубежные технологии. Решение многих проблем связано с усилиями государственной координирующей политики.
В Ярославле обсудили проблемы современного российского законодательства
российский бизнес
импортозамещение
проблемы импортозамещения
1. Газета. Ру. 16.02.2015 URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/16/6414821.shtml (дата обращения 4.03.15).
2. Данилов-Данильян А. Импортозамещение в России-2015: чем обернется кризисная политика для компаний // Коммерческий директор, февраль 2015 URL:http://www.kom-dir.ru/article/309 (дата обращения 25.03.15).
3. Лятс К. Остров Россия: есть ли у нас шансы на импортозамещение? // РБК 07.11.2014 URL: http://daily.rbc.ru/opinions/economics/07/11/2014 (дата обращения 19.02. 15).
4. Медведев Д. Планы импортозамещения в промышленности должны быть приняты к середине 2015 года // ТАСС.ру. 14.01.2015 URL: http://tass.ru/ekonomika/1696339 (дата обращения 20.03.15).
5. Новости GMP март, 2015 URL:http://gmpnews.ru/2015/03/ (дата обращения 26.03.15).
6. Обострение внешнеэкономических противоречий и политика санкций // Журнал о бизнесе и экономике 21biz.ru. 23.04.2014 URL: http:21biz.ru (дата обращения 01.02.2015).
7. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике // Экспертный союз 2015. №12 URL:http://www.unionexpert.ru/index.php (дата обращения 21.03.15).
8. Сложность внешней торговли и финансирование деятельности компаний РФ // Вопросик Федеральное Интернет издание URL: http://voprosik.net/opasny-li-torgovye-sankcii.ru/ (дата обращения 01.02.2015).
9. Стратегия, январь-март 2015 URL: http://strategyjournal.ru/ru/taxonomy/term/648 (дата обращения 22.03.15).
10. Эксперт. Ру.31.10.2014. URL: http://expert.ru/2014/10/31 (дата обращения 2.02.15).
11. Strategy, January-March 2015 URL: http://strategyjournal.ru/ru/taxonomy/term/648 (date accessed 22.03.15).
12. Expert.Ru 31.10.2014. URL: http://expert.ru/2014/10/31 (date accessed 2.02.15).
Цель статьи — рассмотреть основные направления приспособления российского бизнеса к политике санкций. Импортозамещение — это закономерное направление развития экономики с наличием разнообразных ресурсов, обширным внутренним рынком и необходимостью улучшения структуры экономики в пользу обрабатывающих отраслей. В случае обострения международной обстановки и применения политики санкций это направление актуализируется.
Нужен ли БРАК в современном мире? Завести РЕБЕНКА — РАЗРУШИТЬ себе ЖИЗНЬ? Мысли миллиардера.
Методы
При реализации цели данной статьи использовался метод сравнительного анализа, анализа и синтеза, функционального анализа. Работа написана на материале данных научных работ, публикаций в русскоязычной прессе, данных интернет, статистических данных.
Результаты исследования
Понятие санкции многозначно. Это либо утверждение чего-то высшей инстанцией, разрешение на определённые действия, либо под санкциями подразумеваются меры наказания за что-либо. Это и ограничительные меры применяемы в случае неприятия тех или иных событий, для намерения противодействовать определённой идеологии, поведению или поступкам политических лидеров [6].
К России были применены санкции по поводу событий на Украине, по поводу присоединения Крыма. В адрес РФ действуют санкции, касающиеся компаний, банков и целых экономических секторов, преимущественно в энергетической, оборонной, нефтяной и финансовой сферах. Ряд санкций касается физических лиц. Впоследствии обнаружилось, что санкции имеют целью ослабить экономику России.
Понятно, что Россия вынуждена принять ответные меры по ограничению импорта и усилить политику импортозамещения. Дальнейшее развитие этого процесса обнаружило как позитивные стороны для Российской экономики, так и проблемы и трудности.
Развитие с опорой только на собственные силы, автаркия, в условиях глобализации мировой экономики не принесет успехов. Наиболее успешной является стратегия смягчения рисков, уменьшения зависимости от импорта. Импортозамещение реализуется в России не только в результате политики санкций.
За 25 лет доля импортных комплектующих в некоторых отраслях российской оборонной промышленности составляет сегодня около 7-12 %, в большинстве же секторов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) эта проблема уже решена. Некоторые отрасли химической промышленности достигли серьезных успехов, обрело независимость и производство специальных кормов для речного рыбоводства. В значительной степени самообеспечение налажено в птицеводстве и пивоварении, а также в большинстве других подотраслей сельского хозяйства, хотя отдельные кормовые и другие компоненты в России до сих пор не производятся.
В области импорта продовольствия достигнуты некоторые успехи. Помимо мяса (но в последние годы зависимость от импорта существенно снизилась и в среднем оценивается сейчас примерно в 26-27 %, меньше всего этот показатель по мясу птицы (около 13 %) и свинины (около 30 %), это молоко и молочные продукты около 30 %).
Но в сегменте сыров на импорт приходилось около 50 %, в сегменте сливочного масла — около 35 %, сухого молока — 60 %. Доля импортных овощей оценивается примерно в 30-40 %, фруктов — примерно в 60-70 % (показатель сильно варьируется в зависимости от сезонности). Импортируются преимущественно цитрусовые и бананы, но и в других группах доля зарубежных поставок может быть высока в зависимости от сезона. Рисковым является и рынок лекарств, примерно 75 % российского рынка зависит от импорта. Доля импортной продукции очень велика и в таких отраслях, как производство одежды и обуви (доля импорта — 80-90 %) и в секторе «электроника и бытовая техника» (показатель варьируется в диапазоне 45-90 %). Но основной страной-производителем данных товаров является Китай, а вовсе не США или европейские страны [8].
До продовольственного эмбарго, дающего шанс отечественным производителям занять место импорта, благодаря активной господдержке отечественных сельхозпроизводителей уже на протяжении последних восьми лет рынок мяса птицы и свинины в России насыщен отечественным сырьем на 95 %. Теперь в освободившуюся нишу (5 %) активно устремляются местные игроки. Большинство крупных агрохолдингов, обладающих финансовыми возможностями для быстрых маневров, принимают срочные меры к максимально быстрому вводу в эксплуатацию дополнительных мощностей.
Работа по импортозамещению приносит уже заметные плоды. Агропромышленный холдинг «Невские сыры» заявил на 2015 год об инвестициях (около 65 млн рублей) в производство сыров и молока, производство сырья. Агрохолдинг Кубань вводит в 2015 году комплекс по производству мяса.
Уже в конце 2014 в супермаркетах доля молочной продукции (включая сыры) российского и белорусского производства составляет более 80 % [10]. В частности, производство сыра в январе 2015 года по сравнению с показателями предыдущего года увеличилось более чем на 35 %. Выросло также производство мяса птицы и рыбы. Почти в 1,5 раза увеличилось производство консервированных овощей.
В 2014 году производство лососевой икры выросло на 964 тонны, а осетровой — на 0,8 тонн. В металлургии растет производство за счет ипортозамещения украинской продукции [1, 9]. Крупнейшей в России промышленный комплекс по производству коллагенового порошка начал работу в городе Осташкове на базе Верхневолжского кожевенного завода. Его открытие позволит почти наполовину заместить импортные поставки сырья [9]. Итак, позитивные тренды в пищевой промышленности, нефтехимии, производстве пластмасс и металлургии.
Проблемной областью развития российского бизнеса в направлении импортозамещения является инфраструктура. Предпринимаются шаги в этой области. В частности, в Краснодаре завершается строительство логистического центра. С функциями хранения, фасовки, упаковки и т.д. Его функционирование нацелено на облегчение доступа сельхозпроизводителей на потребительские рынки и предоставление услуг импортерам.
Однако не во всех отраслях бизнес может приспособиться к политике санкций. Наиболее серьёзные сложности, согласно исследованию Российской академии народного хозяйства и государственной службы, могут возникнуть с импортозамещением в области нефтегазовых технологий.
С 1 августа 2014 г. ЕС и США запретили поставки оборудования для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти в России. В сентябре санкции были ужесточены: запрещено предоставлять услуги для таких проектов. Серьезные проблемы импортозамещения связаны с нефтегазовым станкостроением и машиностроением.
В нашей стране выпуск широкой номенклатуры оборудования прекращен, налаживание заново наталкивается на необходимость покупки технологий (что затруднительно в условиях санкций), трудности подготовки кадров и финансирования. Кроме этого, Российские компании при закупке оборудования не всегда принимают решения в пользу отечественных производителей (например, закупки Роснефти, Лукойла) [3,9]. Однако ОАО «Газпром» для строительства газопровода «Сила Сибири» будет использовать трубы исключительно российского производства, сообщается в опубликованных данных тендера компании «Газпром комплектация». В январе 2015 года нефтегазовые компании обязались инвестировать в ТЭК до 100 млрд рублей. Минпромторг и Минэнерго разрабатывают меры для стимулирования отечественных нефтегазовых компаний к приобретению продукции российского машиностроения и нефтесервисных организаций [9].
Со стороны государства в подобном импортозамещающем проекте могут принять участие Фонд развития промышленности, Внешэкономбанк, МСП Банк и другие государственные институты развития. Например, Агентство кредитных гарантий (АКГ) сегодня предоставляет финансовые гарантии на сумму до 70 % банковского кредита, если у заемщика не хватает залогов. В этом случае ставки банков, предоставляющих кредит, падают на 2,5-3 %. За полгода работы АКГ выдало уже более 250 гарантий, а сейчас в приоритетном порядке рассматривает импортозамещающие проекты.
Трудности есть также и в военно-промышленном комплексе. Они связаны с производством элементов для электроники, частично с металлообработкой. Для всех важнейших отраслей отечественного машиностроения характерна одна общая болезнь — постепенное скатывание на так называемое «отверточное производство».
Выпуск качественной конкурентоспособной продукции, снижение импортоемкости производства и объемов некритического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Многие зарубежные технологии и производства, осваиваемые нашими предприятиями, представляют собой продукт, завершающий свой жизненный цикл на мировом рынке. Зарубежные компании не будут инвестировать в дальнейшую модернизацию принадлежащих им в России сборочных производств, и переходить на выпуск продукции, отвечающей перспективным мировым тенденциям [7].
В области медицины и фармацевтики проблемными являются обеспечение сложным медицинским оборудованием, стеклянной упаковкой, частью сложных лекарственных средств. В медицинских изделиях основными приоритетами являются технические средства реабилитации, имплантируемые медицинские изделия и расходные материалы, в первую очередь одноразовые, для нужд лечебно-профилактических учреждений [5].
Негативные тренды отчетливо проявились в сегментах, где важную роль играют инвестиции и долгоиграющий потребительский спрос, что ярко видно на примере ряда стройматериалов, текстильной промышленности, производства легковых автомобилей (упало на 25,7 % в годовом выражении) [1]. Инвестиции в основной капитал в 2015 году сократятся на 13,7 %, считает МЭР. Сокращение инвестиций частных компаний составит 15,3 % к уровню 2014 года, а основной вклад в снижение внесут строительство и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
В целом российский бизнес сталкивается со следующими проблемами импортозамещения:
1. Отсутствие систематизированной информации о заказах для российских поставщиков (особенно ОПК).
2. Отсутствие систематизированной информации о производственных и технологических возможностях российских поставщиков.
3. Обострение проблем финансирования в связи с ограничениями доступа к международным рынкам капитала, недостатками функционирования отечественных рынков капитала.
4. Недостатки подготовки и обоснования импортозамещающих проектов.
5. Недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и комплектующих.
6. Дефицит доступа к инфраструктуре и дефицит подготовки производственных площадок.
7. Ослабление в деятельности головных научно технических институтов.
8. Проблемы в комплексном обеспечении сырьем импортозамещающих производств.
9. Недостаточное использование комбинирования производства.
10. Общее отставание в производстве элементной базы электроники.
11. Ограничения доступа к зарубежным технологиям.
13. Инерция нацеленности ведущих производств на импортные поставки оборудования.
14. Недостаток свободных трудовых ресурсов. Промышленно развитые регионы вообще сталкиваются с нехваткой трудовых ресурсов.
Часть проблем импортозамещения разрешится вместе с организацией с июля 2015 года государственной информационной системы промышленности (ГИСП), частью которой станет Национальный центр поддержки импортозамещения (НЦПИ). Это поможет всестороннее описать деятельность предприятия, чтобы потенциальные заказчики могли легко найти и увидеть весь спектр возможностей предприятий. Будут созданы и региональные центры поддержки импортозамещения с базами данных поставщиков и заказчиков [2].
Доступ к конечному потребителю для отечественных производителей продовольствия можно решить с помощью вертикально интегрированных компаний. С нацеленностью на развитие всех цепи организаций от производителя до конечного продавца.
Разрешению проблем финансирования может помочь единый государственный электронный портал для предпринимателей, где сразу можно будет получить комплексную информацию о том, в какие государственные (или частные) банки, фонды или институты и на каких условиях вы можете обратиться за финансированием в зависимости от профиля деятельности вашей компании. Он может быть создан уже к лету 2015 года [2, 7].
Для предоставления финансовой помощи промышленным предприятиям, реализующим проекты импортозамещения, разработан механизм субсидирования уплаты процентов по привлеченным кредитам. Предлагается субсидировать 90 % ключевой ставки по новым рублевым кредитам, привлеченным после 16 декабря 2014 года, в том случае, если ставка не превышает 30 % годовых. Максимальный размер субсидии для одного предприятия составит 150 млн руб., а всего на финансирование этого проекта будет выделено 20 млрд руб. без учета оборонно-промышленного комплекса. В ряде случаев у России есть возможности вырастить новую индустрию с нуля. Например, в области производственных технологий, биотехнологий, использования возобновляемых ресурсов, производства композитных материалов [4].
Будут приветствоваться проекты для создания продукции в следующих секторах экономики: оборудование для пищевой промышленности, фармацевтика, медицинская промышленность, гражданское авиастроение, двигателестроение, электрохимическая и кабельная промышленность, нефтегазовое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроительное оборудование, радиоэлектронная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность.
Развитие российского бизнеса в направление импортозамещения возможно при последовательном разрешении рассмотренных проблем с участием государства, в развитии доступа к финансовым ресурсам не только для крупных компаний. Но и для среднего и малого бизнеса.
Рецензенты:
Митяева Н.В., д.э.н., профессор, декан факультета магистратуры Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов;
Орехова Е.А., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономической теории муниципального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский.
Источник: science-education.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
Рассматриваемая тема является весьма актуальной в условиях развития экономики России. На протяжении продолжительного периода времени на всех уровнях общества обсуждается вопрос необходимости «поднятия» бизнеса для благополучного развития страны. Несмотря на то, что все поддерживают данную идею, бизнес не «поднимается», а скорее «немножко прилег отдохнуть». Возникает вопрос: «Что же это за проблемы, которые мешают развиваться российскому бизнесу?»
По сравнению с 2006 годом в 2011 году предпринимательский климат в России по многим параметрам ухудшился. При этом не так много компонентов деловой среды, где наблюдалось ярко выраженная позитивная динамика за последние несколько лет.
Кризис не является оправданием для плохих оценок. Отдельные факторы конкурентоспособности весьма чувствительны к мировой экономической конъюнктуре, но они чувствительны у всех стран.
Позиции России в Global Competitiveness Index 2011-2012, который готовится Всемирным экономическим форумом, упали по сравнению с прошлым годом. Лидирующие позиции в рейтинге по-прежнему занимает Швейцария, которую Россия опережает по одному показателю – размеру рынка.
Если более подробно рассмотреть наиболее «провальные» российские факторы конкурентоспособности, то это состояние институтов, ситуация на товарных рынках, условия ведения бизнеса и состояние финансового рынка.
Неидеальна ситуация с инновациями. По сравнению с предыдущим рейтингом позиции России снизились по всем этим компонентам индекса. Но падение оценок наблюдалось не только по традиционным для нас «узким местам» конкурентоспособности страны. При этом по двум показателям (инновации, здоровье и начальное образование) ухудшение особо чувствительно, т.к. рейтинг России по ним в отличие от прошлого года оказался ниже итоговой оценки. Соответственно теперь данные элементы делового климата «тянут» оценки страны не вверх, а вниз.
Только по двум показателям из двенадцати позиции России улучшились (макроэкономика и готовность к внедрению технологий), еще один показатель – размер рынка – остался стабильным.
Сложившаяся ситуация требует более детальной оценки отдельных факторов конкурентоспособности. Для определения состояния институтов используется 21 показатель, ни по одному из них Россия не получила места выше интегрированной оценки конкурентоспособности. Наилучшая ситуация с доверием политикам (72 место) и защитой инвесторов (77 место), наихудшая – с защитой интересов миноритарных акционеров (135 место), защитой прав собственности (130) и качеством услуг полиции (132 место).
При этом только по уровню защиты прав инвесторов по сравнению с прошлым рейтингом не наблюдается ухудшения оценок. По всем остальным составляющим Россия потеряла от двух мест (защита прав собственности) до 23 (издержки бизнеса от терроризма). Независимость судебной системы не стала исключением – по этому показателю Россия в рейтинге упала на 8 позиций.
Похожая ситуация складывается в финансовой сфере — нет показателя, где Россия занимала бы место выше итогового. Наиболее проблемной зоной является устойчивость банков (129 место), ограничение потоков капитала (119 место), регулирование рынка ценных бумаг (118 место) и ряд других. Самое высокие оценки – у доступности венчурного капитала (88 место). При этом по ряду показателей, включая венчурное инвестирование и легкость получения займов, ситуация по сравнению с прошлым годом улучшилась.
Раздел по макроэкономике отличается от остальных, т.к. все используемые для оценки данные получены авторами рейтинга из внешних источников. Вместе с тем улучшение позиций России наблюдалось по всем показателям, входящим в расчет итоговой оценки страны по макроэкономическому фактору.
В части товарных рынков существующие торговые барьеры, таможенные процедуры, развитость конкуренции и эффективность антимонопольной политики, как и большинство других показателей оцениваются чрезвычайно низко (Россия занимает по упомянутым показателям места в интервале от 111 до 137).
Традиционно проблемная ситуация с качеством инфраструктуры в России оказалась по мнению составителей рейтинга не столь негативной (48 место).
В инновационной сфере оценки России ниже средней (71 место). Вниз нас тянут недостаточный уровень сотрудничества ВУЗов и компаний в сфере исследований и разработок (75 место), ситуация с госзакупками инновационной/высокотехнологичной продукции (99 место), наличие на рынке труда научных исследователей/разработчиков и инженеров (72 место), тогда как способность к инновациям оценивается достаточно высоко (38 место). По 121 большинству показателей позиции страны по сравнению с прошлым рейтингом ухудшились. Исключение – компоненты с наиболее высокими оценками, характеризующие патентную активность и способность к инновациям (незначительный рост и стабильное положение в рейтинге соответственно).
Что касается некоторого улучшения позиций России в части готовности к внедрению технологий, то оно в первую очередь связано с показателями развития интернет-сети, включая пропускную способность и широкополосный интернет.
Восприимчивость новых технологий на уровне фирм или доступность технологий находятся существенно ниже уровня среднего рейтинга страны.
Если рассматривать позиции России в рейтинге конкурентоспособности на протяжении пятилетнего периода, то можно говорить о ярко выраженном негативном тренде.
Лучшими можно считать итоги рейтинга 2008-2009 года, когда Россия занимала наиболее высокую позицию как в целом (51 место), так и по 5 компонентам индекса конкурентоспособности из 12. Второй по успешности рейтинг – 2007-2008 годы (58 место и максимальные позиции по 4 компонентам).
Если взять две крайние точки — рейтинг 2007-2008 и 2011-2012 годов, то позиции России улучшились по трем компонентам — размер рынка, качество инфраструктуры и готовность к внедрению технологий, хотя в рейтинге 2011 года Россия занимает не максимальную для себя позицию — в «промежуточных» рейтингах место России по данным показателям было выше. Наиболее значимое падение наблюдалось по таким компонентам индекса, как товарный рынок, рынок труда и условия ведения бизнеса — Россия за 5 лет потеряла от 26 до 44 позиций.
Итоговое место России в рейтинге Doing business-2014 незначительно улучшилось по сравнению с предыдущим рейтингом. Вместе с тем говорить о существенном прорыве, когда страна занимает 120 место (а не 124) из 183, не приходится.
Опрашивать компании по «перспективным» проблемам начали только в 2008 году, но, тем не менее, результаты анкетирования в течение четырех лет позволяет сделать некоторые выводы.
Какими бы оптимистичными не были оценки качества образовательных услуг в регионах, нехватка кадров в перспективе оценивается как главная проблема российского бизнеса. Исключение – кризисный 2009 год, когда вероятность резкого усиления конкуренции на фоне неопределенных перспектив восстановления рынка оценивалась как более значимое ограничение для развития компании.
Можно также отметить снижение уровня озабоченности доступностью финансовых ресурсов (что неудивительно, учитывая высокие оценки развития банковской системы), хотя на докризисный уровень оценки так и не вернулись. Сравнительная стабильность финансового рынка и активизация усилий по созданию Международного финансового сектора дали определенные плоды.
А вот в отношении доступа к современным технологиям наблюдается некоторый рост озабоченности проблемой в перспективе.
Интересная картина складывается с ограничениями для текущего развития компаний. В 2011 году компании больше волновали рост цен и избыточно высокие налоги, чем дефицит кадров. Отчасти это объясняется сдержанной политикой в отношении найма нового персонала в условиях нестабильной экономики, отчасти – структурой кадрового дефицита, о которой более подробно рассказано в отдельном разделе.
Ограничения для текущего развития компаний
Всплеск озабоченности бизнес-сообщества нечеткостью целей и ориентиров развития страны в 2010 году и ее падение до стандартных значений в 2011 году может быть объяснено в значительной степени отсутствием полноценной «exit strategy» в период после кризиса, неопределенной ситуацией с действующими стратегическими документами, многие из которых нуждались в радикальной правке, и в целом неясной стратегией развития.
2011 год: главные проблемы бизнеса
В целом первая пятерка проблем остается постоянной, меняясь местами от округа к округу. Компании сельскохозяйственного сектора волнует недостаточная защита прав собственности. Для секторов «Торговля», «Транспорт» и «Финансы» на первом месте высокий уровень коррупции.
Интересно, что в 2011 году кадровый дефицит по уровню значимости проблемы для бизнеса обошли высокие налоги (при том, что их реальное повышение коснулось ограниченного числа секторов) и рост цен (инфляция за первые 10 месяцев в 2011 г. ниже, чем в 2010 г. — 5,2% и 6,8 % соответственно, тогда как цены в промышленности росли более высокими темпами: январь-октябрь 2010 г. — 10,7%, январь-октябрь 2011 г. — 12,6 %).
При этом налоговые ставки вызывают намного большую озабоченность компаний, чем качество налогового администрирования. Одновременно стимулирующие методы воспринимаются как недостаточные.
Сложности с доступом к кредитным ресурсам испытывает не так много компаний – менее 20 %. Стоит отметить, что при низких оценках качества многих видов инфраструктуры, ее неразвитость не относится к числу главных ограничений для развития бизнеса, хотя озабоченность этой проблемой выше, чем неэффективной судебной системой или низким качеством корпоративного управления.
В целом можно говорить о слабо выраженной тенденции сравнительного роста существенности «текущих» ограничений и снижении значимости стратегических.
В заключение подчеркнем еще раз: проблемы есть — тяжелые, застарелые, зачастую усугубляющиеся с течением времени. Для их решения необходима готовность всех сторон к диалогу, к поиску взаимовыгодных решений. Хочется надеяться, что российское общество, государство, бизнес смогут осуществить последовательные шаги на пути к достойному развитию страны.
- Состояние предпринимательского климата в 2007-2011 годах.// РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) — 2012.
- http://www.klerk.ru. – Проблемы развития бизнеса в России.
- http://www.rg.ru. – Бизнес замучил кадровый вопрос.// Российская газета – 2013.
Источник: scienceforum.ru
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды. Примеры внутренних и внешних факторов можно посмотреть на рисунке 2 (прил. 2).
В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
- как источник ресурсов;
- как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
- как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
- распределения прав и ответственности;
- проведения маркетинговой политики;
- налаживания финансовых потоков на предприятии;
- получении информации и т.д.
Источник: studfile.net