Авторы: Момотова Оксана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, Воронцова Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Борис Ольга Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор , кафедра Менеджмента, Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь , Власова Наталья Владимировна, консультант отдела регулирования тарифов на тепловую энергию и цен на газ региональной тарифной комиссии Ставропольского края, Ставрополь
Ключевые слова: модели взаимодействия; инструменты взаимодействия; власть и бизнес; регион; цифровизация.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Разработка концепции формирования эффективных моделей взаимодействия органов власти и бизнес-структур на региональном уровне в рамках цифровой интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации», проект №20-510-00025.
Рассмотрены основные подходы к взаимодействию государства и бизнес-структур, а также основные модели и инструменты взаимодействия, выявлены тенденции и проблемы процесса взаимодействия органов власти и бизнеса на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики. Целью исследования является выявление характера, содержания и основных тенденций процесса взаимодействия государства и бизнес-структур на региональном уровне в условиях цифровизации российской экономики. Были использованы как теоретические методы (анализ, классификация, дедукция), так и эмпирические методы (изучение источников информации, наблюдение, сравнение).
Конференция 2016. Взаимодействие власти и бизнеса в условиях экономического кризиса.
Approaches, models and tools for interaction between government and business structures at the regional level in the context of digitalization *
Authors: Momotova Oksana Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Vorontsova Galina Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor, Boris Olga Aleksandrovna, DSc of Economics, Associate Professor, Department of Management, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Vlasova Natalia Vladimirovna, consultant, Department of regulation of heat energy tariffs and gas prices of the regional tariff Commission of the Stavropol territory, Stavropol
Keywords: interaction models; interaction tools; government and business; region; digitalization.
* The study was performed with financial support RFBR within the framework of the research project RFBR «Development of the concept of formation of effective models of interaction between authorities and business structures on regional level in the digital integration of the Republic of Belarus and the Russian Federation», project no. 20-510-00025.
The paper considers the main approaches to interaction between the state and business structures, considers the main models and tools of interaction, and identifies trends and problems in the process of interaction between government and business at the regional level in the conditions of digitalization of the Russian economy. The purpose of the research is to identify the nature, content and main trends in the process of interaction between the state and business structures at the regional level in the conditions of digitalization of the Russian economy. Both theoretical methods (analysis, classification, deduction) and empirical methods (study of information sources, observation, comparison) were used.
«Формы и инструменты взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации экономики»
Источник: stavrolit.ru
Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях цифровизации экономики
Проект: Значимые реализованные проекты
Инициатива: Школьное образование. Педагогика дела
Инициатива: Демография. Сбережение народа России
Инициатива: Образование для взрослых
Инициатива: Внешкольное воспитание и развитие ребёнка
Инициатива: Дошкольное образование
Инициатива: Осознанное родительство: материнство, отцовство — базовый этап развития личности
Публикация
Современные мировые тенденции реформирования государственного управления свидетельствуют о целесообразности создания новой системы взаимодействия между вла-стью и бизнесом, которая ориентирована на социальную ответственность, сдерживание и обеспечение прав граждан и предпринимателей, повышение уровня благосостояния населения и социально-экономическое развитие страны.
Общественные вызовы относительно необходимости модернизации государственного управления концентрируют внимание институтов власти на реализацию в механизме их функционирования процессов, присущих «сервисному государству» вместо административных методов влияния. В основе такой технологии положено понимание органи-зационно-правовой структуры государства как инструмента обслуживания разнообраз-ных социальных групп и слоев населения.
Построение диалога на партнерских принципах между властью и бизнесом требует применения новых механизмов государственного управления, которые обеспечат эф-фективность и результативность административно-управленческой деятельности в условиях демократического управления. Вызовы глобализаций, мировой кризис, стремление занять влиятельную позицию на мировом рынке требуют формирования соответствующего уровня конкурентоспособности, как товаров, так и услуг, в том числе в сфере государственного управления.
Главные проблемы, препятствующие эффективному диалогу между бизнесом и властью
- несовершенство системы взаимодействия власти и бизнеса в процессе оказания государственных услуг, в том числе с использованием технологий электронного правительства, что проявляется в значительном уровне административных барьеров и низкой доступности и открытости услуг по принципу «одного окна» или «единой точки доступа»;
- предприниматель не является в полной мере «клиентом государства», а само государство не считает себя «исполнителем услуг». Изменить ситуацию воз-можно благодаря переходу к «цифровому государству» и «цифровой экономике», к «сервисному государству», основанному на применении технологий электронного правительства;
- недостаточно развиты социальная ответственность, гражданское общество, права граждан и предпринимателей, уровень благосостояния населения и социаль-но-экономическое развитие государства. В настоящее время все эти позиции яв-ляются кране актуальными и своего рода показателями результативности рабо-ты органов власти и доверия к власти в целом граждан РФ;
- несовершенство как законодательной базы, которая бы устанавливала институциональные требования к внедрению механизма государственного управления оказанием государственных услуг бизнесу, так и научно-практических рекомендаций по реализации такого механизма;
- пробелы в научном аппарате сопровождения процесса взаимодействия власти и бизнеса в контексте оказания услуг предпринимателям, что повышает риск по-явления проблем в указанной сфере и требует разработки механизма государ-ственного управления процессом оказания услуг предпринимателям;
- несовершенство, а в некоторых случаях и отсутствие единой системы стратегического и пространственного планирования территорий;
- несовершенство системы государственной кадровой политики.
Решение проблемы
создание и внедрение единого общенационального стандарта (механизма государственного управления) взаимодействия власти, бизнеса и общества на основе передовых информационных технологий, в том числе – технологий электронного правительства и методов управления, присущим «сервисному государству», результатом которого является оказание качественной услуги представителям бизнеса, с одной стороны, и с другой – достижения общественного благосостояния при условии соблюдения требований национальной безопасности России.
Подобный механизм уже разработан и создан на базе сквозной цифровой платформы компании ЮСИ портал Стратегия РФ и апробирован на пилотных проектах.
Идея создания общероссийской онлайн платформы с использованием новейших отече-ственных информационных технологий для обеспечения возможности активного уча-стия бизнеса и общества в реализации федерального закона «О стратегическом плани-ровании в Российской Федерации», была озвучена представителем компании ЮСИ на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. За три года идея была реализована в общероссийский портал взаимодействия бизнеса – власти — общества «Стратегия РФ» .
Ядром такой цифровой платформы Стратегия РФ является инфологическая модель, ориентированная на алгоритм, который дает возможность потребителю получить необходимую информацию для оформления запроса на конкретную государственную услу-гу. И в случае осуществления его ожиданий обеспечить сопровождение этого запроса на получение адресной услуги через такой инструмент, как «единая точка доступа».
Особенность платформы Стратегия РФ заключается в ее вариативности и обеспечении адаптации процесса предоставления/получения услуг предпринимателям к изменениям во внешней среде с помощью специфических процедур взаимодействия органов государственной власти и представителей реального сектора экономики, что позволяет собирать информацию в реальном времени во всех субъектах федерации, непрерывно анализировать информационные потоки, выдавать ответы практически на любые за-просы.
Внедрение платформы Стратегия РФ как единого общероссийского стандарта (механизма государственного управления) взаимодействия власти, бизнеса и общества позволит добиться:
- сокращения расходов на получение услуги предпринимателем;
- доступности информации об услугах и технологий ее получения;
- технологического единства процесса предоставления услуги;
- качества услуги и ориентации на результат;
- прозрачности процесса предоставления услуг и открытости деятельности органов госу-дарственной власти для предпринимателей;
- защиты личных данных предпринимателей, которые подаются в органы государствен-ной власти в процессе получения адресной услуги;
- обеспечения прав и интересов предпринимателей;
- ответственности должностных лиц при осуществлении ими своих полномочий в про-цессе принятия решения при предоставлении услуги;
- соотношения и баланса интересов общества и бизнеса;
- прогнозирования действий в форс-мажорных обстоятельствах, что предусматривает обеспечение непрерывного и независимого от внешних факторов процесса получения услуги предпринимателем.
Ключевые решения, которые позволяет выполнить платформа Стратегия РФ :
- Оповещение населения и предпринимателей о реализации органами власти программ социально-экономического развития, приоритетных проектов;
- Публикации, обсуждения и реагирование властями на общественные и предпринима-тельские инициативы;
- Мониторинг и контроль выполнения планов и показателей по комплексному развитию территорий, прогноз и анализ государственных программ и национальных проектов субъектов РФ и муниципальных образований;
- Взаимодействие власти, бизнеса и общества для доведения инициатив до реализации через встроенную гражданскую сеть, которая является уникальной краудсорсинговой площадкой;
- Современное комплексное онлайн-планирование (в разрезе всех муниципалитетов и субъектов) с горизонтальной и вертикальной интегрированной публичной обратной связью.
На портале « Стратегия РФ » в разрезе муниципальных образований и субъектов Россий-ской Федерации в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме системати-зируются согласно Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и синхронизируются с указом президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:
- документы стратегического планирования
- документы о государственных, смешанных и негосударственных инвестициях
- общественные инициативы с прямой и обратной связью
- мониторинг показателей по направлениям развития субъектов и муниципалитетов РФ
Возможности платформы Стратегия РФ
Пользователь
Зарегистрированный (идентифицированный) пользователь имеет доступ к полной ин-формации, размещенной на портале. Он может принимать участие в голосованиях, вы-сказывать свою позицию по предложениям и инициативам от органов власти, бизнеса и других пользователей. Создавать сообщества с привлечением участников для продви-жения идей, инициатив, проектов на все уровни власти и всех территорий РФ. А так же может создавать компании, продвигая идеи, проекты, технологии, товары и услуги, организовывая эффективное взаимодействие с бизнесом, потребителями и вла-стью.
Компания
Зарегистрированные компании имеют возможность организовать на портале эффектив-ное взаимодействие внутри своей компании и внешней коммуникации. Представить компанию, размещать публикации о деятельности, проекты, инициативы и неликвиды — продавать, покупать, арендовать и обмениваться ресурсами. Проводить внутренние или внешние опросы, устраивать тендеры. Кроме того, есть возможность формировать и систематизировать публичные или закрытые показатели.
Органы власти
Портал является инструментом доведения инициатив, проектов, организации опросов для устойчивого развития всех населенных пунктов, субъектов и страны в целом. Орга-ны власти информируют бизнес и общество о своей деятельности в разрезе муници-пальных образований и субъектов РФ.
Портал также позволяет осуществлять онлайн мониторинг выполнения планов по ком-плексному развитию территорий, автоматизированный контроль показателей прогноза, проектов и программ социально-экономического развития и анализ эффективности де-ятельности муниципальных образований и субъектов РФ.
Сообщество
Цель создания сообщества — организация людей для продвижения своих идей, проектов, инициатив до реализации. На портале имеется возможность создания нескольких типов сообществ:
- Открытое — публичное сообщество. Участником может стать любой зарегистрирован-ный пользователь.
- Закрытое — публичное сообщество. Участником может стать любой зарегистрирован-ный пользователь, по согласованию с владельцем сообщества. Определены дополни-тельные функции владельца, администратора и модератора сообщества.
Инструменты платформы Стратегия РФ
Инструментальный уровень функционирования платформы Стратегия РФ связывается с внедрением единой информационной системы (так называемой «единой точки доступа»), введением в практику деятельности органов власти соответствующих классификаторов, призванных обеспечить единство методологии и технологии относительно процесса предоставления услуг, механизма поиска конкретной адресной услуги, регла-ментации и стандартизации процесса оказания услуг, а так же обеспечением соответ-ствующего кадрового потенциала, способного работать в новых условиях, ориентиро-ванного на результат – оказание качественных услуг бизнесу и обеспечение эффектив-ности диалога между властью, бизнесом и обществом. Методологическое единство и системность в процессе оказания услуг предпринимателям, создание соответствующей законодательной базы, ее согласованность, отсутствие противоречий в нормативно-правовых актах по вопросам развития предпринимательства является основой дей-ственного механизма государственного управления взаимодействия власти и бизнеса.
В основу ЕИС «Единая точка доступа» взаимодействия власти, бизнеса и общества, в том числе и предоставления государственных услуг предпринимателям, положена цифровая платформа Стратегия РФ . Она включает в себя:
- унифицированную базу данных государственных услуг для предпринимателей, напол-нение которой осуществляется за счет информации от органов государственной власти всех уровней в соответствии со стандартами и регламентами предоставления услуг; регулирующую и регламентирующую базу (находится в доработке);
- единственную точку доступа к государственным услугам для предпринимателей, аккумулирующую в себе запрос на информацию или предоставление необходимой услуги потребителю (находится в доработке);
- поисковый механизм – «путеводитель по государственным услугам для бизнеса» (находится в доработке);
- классификатор государственных услуг для предпринимателей, который предусматривает единство технологии процесса предоставления услуг (находится в доработке).
Структура информационной системы портала Стратегия РФ с применением технологий электронного правительства при взаимодействии органов государственной власти и бизнеса обеспечивает минимизацию непосредственного личного контакта с государственным служащим, который отвечает за предоставление адресной услуги, что уменьшает риски коррупционных проявлений.
Источник: strategy24.ru