Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции — поскольку именно бизнес является основной движущей силой экономического развития. Бизнес всегда заинтересован в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном каждодневном строительстве корпоративного будущего, а значит – будущего общества, в котором бизнес работает.
Взаимодействие бизнеса и власти — залог успешного развития малого предпринимательства
Проблема взаимодействия властей с представителями предпринимательства является актуальной, так как одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.
Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения.
Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.
В настоящий момент инструменты и площадки для эффективного общения бизнеса и власти активно развиваются. При этом бизнес, несмотря на определенные усилия региональных властей, все еще остается проблемной сферой экономики регионов страны. Для успешного развития бизнеса в целом по стране и в регионах необходимо принятие комплекса радикальных мер с учетом современного состояния развития бизнеса в стране и особенностей его развития в регионах. В целях создания инновационной системы и модернизации российской экономики усилия государства в сфере бизнеса должны быть направлены на поддержку, прежде всего, тех предприятий бизнеса, которые способны производить инновационный продукт, конкурируя с признанными крупными производителями, и выступать в качестве реального фактора инновационного развития. Эффективные государственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения России, могут стать катализаторами инновационной модернизации российской экономики.
Вебинар Юлии Дмитриевой «Взаимодействие бизнеса и власти»
Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является всемерное содействие экономическому развитию местного сообщества. На территории любого муниципального образования, как правило, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам – крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Именно эти предприятия придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.
Поэтому успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от местной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно свидетельствует о результативности деятельности по его поддержке.
В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию органам власти в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности я предлагаю перенесение акцента поддержки малого и среднего предпринимательства с регионального на муниципальный уровень. На муниципальном уровне проще увязать потребности муниципального образования и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях предпринимательских сообществ муниципального образования, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию, в том числе перераспределение полномочий от регионального уровня власти к местному.
Кроме того, для эффективной работы инфраструктурного обеспечения предпринимательства представляется необходимым создать в российских регионах инновационный центр, который бы поддерживал уже сформировавшиеся, окрепшие малые инновационные предприятия, прошедшие наиболее трудный этап становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных предприятий.
Исходя из предлагаемого мной морфологического метода, который предполагает выделение нескольких характерных признаков, по каждому из которых составляют список его различных вариантов-альтернатив, следует построить таблицу- «морфологическую матрицу».
Выделены 3 задачи и представлены 4 варианта решения задач. Для удобности пронумеруем каждую из ячеек.
Задачи | Варианты решения задач | |||
Финансирование программ развития предпринимательства | 1 Федеральный уровень | 2 Региональный уровень | 3 Муниципальный уровень | 4 Вложения из собственной прибыли предпринимателей |
Определение получателей льгот | 5 Инвалидам | 6 Начинающим предпринимателям | 7 Предпринимателям, занимающимся продвижением инновационной продукции | 8 Чернобыльцам |
Определение видов льгот | 9 Отсрочка и рассрочка по уплате налогов и сборов | 10 Освобождение от ведения бухгалтерского учета | 11 Льготные тарифы страховых взносов | 12 Дотации и субсидии индивидуальным предпринимателям |
Того у нас варианты: 1-5-9;1-5-10;1-5-12;1-6-9;1-6-10;1-6-11;1-6-12;1-7-9;1-7-10;1-7-11;1-7-12;1-8-9;1-8-10;1-8-11;1-8-12; далее все то же самое, изменяя первую цифру, на 2, далее на 3 и на 4.15 вариантов на каждую из 4 цифр получается 60 вариантов.
Оптимальные комбинации вариантов решения задач на мой взгляд:
за счет федерального уровня предоставить льготные тарифы страховых взносов для предпринимателей, занимающихся продвижением инновационной продукции, т.к. федеральный уровень заинтересован в развитии инновационной продукции и могут повлиять именно этой льготой на государственный внебюджетные фонды в виде уменьшения страховых взносов;
за счет регионального уровня начинающим предпринимателям отсрочка и рассрочка по уплате налогов и сборов, т.к. движущим инструментом социально-экономического развития области и ее субъектов является предпринимательская деятельность;
за счет местного уровня освобождение от ведения бух.учета всех указанных получателей льгот, т.е. учет только доходов и расходов, это будет удобно лишь на местном уровне для облегчения ведения отчетности;
за счет местного уровня предоставление дотаций и субсидий ИП для инвалидов и чернобыльцев, т.е. поддержка данных получателей льгот будет удобно лишь за счет местного уровня.
Заключение
Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание.
Как уже было сказано. решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть_любой_функции_менеджмента. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым-процессом.
Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.
Список использованной литературы
1.Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2006. № 93. С. 44-51.
2.Дрегало А.А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск.
2010. 346 с.
3.Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
4.Примаков Е.М. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономике России – ключевое направление антикризисных действий власти и бизнеса // Стенограмма выступления ТПП РФ 27 мая 2009 года.
5.Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
6. Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений: учеб. Пособие/– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2012. –101с.
7. Логинов, В. Н.Управленческие решения: модели и методы / B. Н. Логинов. — М.: Альфа-Пресс, 2011.
8. Балдин, К. В. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент организации» / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 495 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=bookhttps://infopedia.su/15×6433.html» target=»_blank»]infopedia.su[/mask_link]
Проблемы взаимодействия власти и малого бизнеса
Проблемы поддержки органами власти малого бизнеса в РСО-Алания
Булацева Инга Артуровна,
магистрант экономического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.
Статья посвящена роли взаимодействия власти и бизнеса в сегодняшней экономической ситуации. Прежде всего, анализ, проводимый в статье, ориентирован на выявление новых источников социальной динамики.
Автор приходит к выводу, что, несмотря на тенденцию к сверхцентрализации общественно-политической жизни, реальным источником социально-экономической и политической динамики в России на ближайшее время станут регионы. Иначе говоря, развитие страны будет определяться тем, в какой мере конструктивной будет роль новых региональных лидеров в создании приемлемых форм взаимодействия власти и бизнеса, центра и регионов. В статье освещаются особенности и формы взаимодействия власти и бизнеса на примере Республики Северная Осетия-Алания. Рассматривается опыт и возможности партнерства власти и бизнеса в обеспечении устойчивого роста российских регионов, проблемы, перспективы и возможности прогрессивного партнерства.
Ключевые слова: органы власти, малый бизнес, экономика региона, капитал, инвестиции.
В условиях становления новых социально-экономических отношений, развития рыночной экономики, правового социального государства и гражданского общества в России усиливается роль институтов местного самоуправления и предпринимательства как активных субъектов социальных процессов. От их взаимодействия во многом зависят результаты проведения социальных преобразований, реализации национальных проектов и программ социально-экономического развития как в целом, но Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и отдельных муниципальных образований.
Местное самоуправление за последние годы получило большую самостоятельность в решении социальных и экономических проблем своих территориальных образований, а предпринимателям предоставлены большие возможности для реализации своих экономических интересов в широком спектре решения общенациональных, региональных и местных задач обеспечения устойчивого развития российского общества.
Однако остаются актуальными многие проблемы функционирования органов местного самоуправления и предпринимательских структур, их эффективного взаимодействия, взаимной социальной ответственности за результаты своей деятельности друг перед другом и перед населением [4, с.65].
Во-первых, органы местного самоуправления не всегда идут на взаимовыгодный диалог и сотрудничество с бизнесом, использование его экономического потенциала и социальной активности, опыта решения сложных хозяйственных проблем. Во многих субъектах Российской Федерации система взаимодействия местного самоуправления и предпринимательства имеет свою специфику.
Во-вторых, национальный частный капитал, имеющий в своем распоряжении значительные ресурсы, использующий трудовой потенциал страны и имеющий реальные организационные и материальные возможности оказывать помощь государственным и муниципальным органам в решении социальных проблем, далеко не во всех случаях стремятся к сотрудничеству с местной властью.
В-третьих, проблемы российских регионов, многие из которых постоянно испытывают значительные затруднения в решении задач социально-экономического развития, обеспечении занятости населения и повышения его жизненного уровня, не могут решаться исключительно на государственном уровне. В этих процессах должны активно участвовать муниципальные органы власти, которым на современном этапе представлены широкие полномочия и значительные ресурсы, эффективное использование которых возможно только при устойчивых и взаимовыгодных отношениях с локальным предпринимательским сектором [2, с.73].
С начала 90-х. гг. XX в. проблематика бизнеса стала объектом повышенного внимания российской научной общественности. Появились содержательные работы, посвященные анализу различных аспектов предпринимательской деятельности. Отметим, что предпринимательство, выступая в качестве составного элемента гражданского общества, концентрирует в себе наиболее активные качества субъектов экономической жизни. Современные представления о бизнесе исходят из того, что это не просто механическая совокупность хозяйствующих субъектов, образующих в системе неполитических и негосударственных отношений и институтов гражданского общества его экономическую основу и самоуправляющиеся компоненты (кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации и т. п.), выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности определенного социального слоя людей, но это особого рода экономическое и социальное явление в среде гражданского общества, ориентированное на инновационную деятельность, определенного рода катализатор экономического и социального развития.
На современном этапе посткризисного развития представители частного капитала в пределах социально-территориальных образований очень часто берут на себя ответственность за обеспечение реализации наиболее актуальных экономических и социальных программ, корреспондируя собственные экономические интересы с интересами населения самоуправляемых территорий, находя в его потребностях стимул к применению собственных инновационных устремлений в развитии. Кроме того, предпринимательство формирует регулятивные механизмы воздействия на рыночную среду, на создание оптимальных условий для своей собственной деятельности и для отношений производителя и потребителя. При этом предпринимательство организует по своей сути гражданское противостояние политическому и организационному вмешательству государства в экономические отношения, но берет на себя ответственность за соблюдение государственно-правовых норм, регулирующих экономическую жизнь общества, в том числе в сфере социально-трудовых отношений, выступая в качестве участника процессов социального партнерства.
На этом основании можно сделать вывод о том, что в качестве структурных элементов гражданского общества местное самоуправление и предпринимательство являются носителями определенных интересов и ценностей, общественно значимых функций, взаимодействуют между собой в пределах самоуправляемой территории и оказывают значительное влияние на ход экономического и социального развития регионов и Российской Федерации в целом [5, с.94].
Существуют и объективные причины сотрудничества властных и предпринимательских структур, которые обусловлены тем, что:
1) частный капитал прямо или опосредованно воздействует на общественную жизнь, так как его деятельность ориентирована на удовлетворение потребительского спроса широкого круга населения, учитывает его интересы, то есть создает определенное качество жизни. Кроме того, предпринимательская деятельность активизирует процессы возникновения различных объединений, ассоциаций, союзов и т. п. Все это определяет специфическую внешнюю и внутреннюю средупредпринимательской деятельности, расширяет рамки социальных взаимодействий;
2) предпринимательство как социальное явление (в широком значении этого понятия) имеет определенные функции внутреннего (по отношению к обеспечению своих экономических интересов) и внешнего (общественно значимого) характера. Внутренние функции, равно как и основные цели предпринимательства, индивидуалистичны по своему содержанию и далеко не всегда отвечают интересам и потребностям общества. Но внешние функции предпринимательства во многом служат решению задач общественного развития. Это создает предмет заинтересованности в нем местного самоуправления, которое видит в предпринимательстве (следует подчеркнуть — цивилизованном предпринимательстве) экономического, организационного и социального партнера;
3) бизнес является социальной основой рыночной экономики, активно участвующей в создании материальных и духовных ценностей, предпосылок и условий общественного развития. Но для осуществления его общественной миссии предпринимательству необходимо постоянное и заинтересованное взаимодействие с другими институтами государства и гражданского общества, но особенно с институтом местного самоуправления;
4) в системе взаимодействий с бизнес-структурами муниципалитет выполняет очень важные социальные функции, посредством различных механизмов взаимодействия направляет деятельность предпринимательства на локальной территории в интересах граждан и обеспечивает социальный контроль и надзор за ее результатами и эффективностью. В то же время местное самоуправление обеспечивает в пределах своей компетенции использование имеющихся в его распоряжении материальных ресурсов, муниципальной и государственной собственности и т. д. Выполнение и обеспечение этих функций местного самоуправления большей частью отнесено к компетенции муниципальной службы [6, с.83].
В современных условиях целесообразно не только создать благоприятные условия для функционирования институтов муниципального управления и предпринимательства, но и соединить, в силу общественной необходимости, направленность процессов их институционализации, главной задачей которой должно быть позитивное развитие российского общества, дальнейшая демократизация и укрепление правовых основ государства (в том числе и в вопросах регулирования социально-экономических отношений), создание современной экономики (в которой ведущую роль должен играть бизнес) и социального государства, опирающегося на потенциал местного самоуправления.
Интегративным фактором взаимодействия институтов бизнес-сообщества и муниципальной власти является их потребность в создании условий для собственного стабильного функционирования и развития, которые могут быть достигнуты только объединенными усилиями в области стабилизации социально-экономического положения страны, ее регионов и местных территорий.
Отметим, что не во всех регионах России проводятся целенаправленные исследования проблем взаимодействия органов власти, муниципальных и бизнес-структур, не анализируются соответствующим образом условия и факторы, влияющие на эти процессы, не определяются социальные критерии эффективности их взаимодействий. Так, в Республике Северная Осетия-Алания на фоне все возрастающей практической потребности в развитии эффективного взаимодействия органов власти и предпринимательства на муниципальном уровне ощущается явный недостаток научной проработки данной проблематики, а деятельность институтов местного самоуправления и частного бизнеса изучается в большинстве случаев автономно. Поэтому на наш взгляд, необходимо обосновано и своевременно провести анализ проблем взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства как части общих социальных процессов, происходящих в обществе, использовав в качестве объекта исследования складывающуюся ситуацию в одном из субъектов Российской Федерации — РСО-Алании.
Сегодня в республике сохраняется множество проблем, затрудняющих процессы стабилизации и социально-экономического развития. Структурно эти проблемы подразделяются на характерные для Российской Федерации в целом, для Северо-Кавказского федерального округа, в состав которого административно входит РСО-Алания, для региона Северного Кавказа как части СКФО, непосредственно для республики как обособленного субъекта РФ. Становление современного бизнес-сообщества в РСО-Алания рассматривается республиканскими органами власти как важнейший фактор и необходимое условие устойчивости в республике и перехода к посткризисному развитию, причем результаты такого развития должны прежде всего ощущаться на муниципальном уровне [8, с.113].
Республиканские власти уделяют большое внимание развитию предпринимательства, оказывают ему всемерную поддержку его развитию, создают необходимую организационную и правовую среду, стремятся создать необходимые условия для инвестиционной и инновационной деятельности. Так, за период 2012 -2014 гг. в республике было принято более 25 законов РСО-Алания, постановлений и распоряжений правительства, направленных на оптимизацию условий предпринимательской деятельности и ее активизацию. В значительной степени они были направлены на развитие малого предпринимательства, которое рассматривается как объект республиканской социально-экономической, кадровой, инновационной политики.
В настоящее время в республике разработаны, законодательно и нормативно обеспечены и реализуются программы поддержки высокоэффективной инновационной деятельности предприятий, развития производственного направления малого предпринимательства, отдельно регламентирован порядок поддержки сельского малого предпринимательства, принята Концепция развития малого предпринимательства в РСО-Алания, с 2002 г. действует Единый центр обслуживания предпринимателей по принципу «одно окно», проводятся республиканские конкурсы «Предприятие (организация) высокой социально-экономической эффективности», «Лучшее малое предприятие», «Лучший руководитель предприятия (организации)», «Предприниматель года». Республиканские власти стремятся к активизации различных форм взаимодействия предпринимательства с местным самоуправлением, при этом особое значение придается поддержке малого предпринимательства, включению его в производственную, инновационную и наукоемкую технологическую деятельность [3, с.74].
В республике имеются достаточные условия и возможности для активизации предпринимательства, повышения его социальной эффективности и ответственности, особенно в вопросах территориального развития, а среди основных задач и направлений взаимодействия местного самоуправления и предпринимательства выделяются решение экономических проблем предпринимательской деятельности и ориентация ее на участие (финансово-инвестиционное, организационное, производственное и т. д.) в реализации территориальных социально-экономических программ, а также проблемы кадрового обеспечения (подготовка, кадровый обмен) муниципальных органов власти и предпринимательских структур.
1. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад РАРМП. — М., 2011.
2. Николаева Д. Россиян переводят в класс малого предпринимательства // Коммерсантъ, 2014. — № 14.
3. Нуреев P.M., Алексеев А.В., Балабанова Е.С. и др. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. Нуреева P.M. — М.: МОНФ, 2012.
4. Олейник О.М. Лицензирование отдельных видов деятельности в российском праве // Закон. 2013. № 1.
5. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении раз-вития национальной экономики Российской Федерации. — М.: Моск. гуманит. ун-т, 2012.
6. Полянская Я.В. Развитие инструментов управления предпринимательскими структурами в малом бизнесе. — Астрахань, 2013.
Поступила в редакцию 01.06.2016 г.
2006-2019 http://jurnal.org/articles/2016/ekon80.html» target=»_blank»]jurnal.org[/mask_link]
Проблема взаимоотношения власти и малого бизнеса
Главной проблемой, сдерживающей сегодня развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, является несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Кроме того, малый бизнес ориентируется преимущественно на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом населения.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Проблема взаимоотношения власти и малого бизнеса
Главной проблемой, сдерживающей сегодня развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, яв ляется несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Кроме того, малый бизнес ориентируется преимущественно на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом населения.
Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства сдерживается многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении производственных и торговых помещений, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций, многочисленными и не всегда оправданными проверками. По оценке авторитетных экспертов, каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, изощренно выстроенных чиновниками.
Для преодоления трудностей развития малого предпринимательства важно изучить их и выработать законодательные и иные меры их решения. Важнейшей задачей является улучшение взаимоотношений власти и малого бизнеса. В этом плане одна из задач – привлечь представительные и исполнительные органы власти, ответственных работников органов местного самоуправления, предпринимательское сообщество к обсуждению насущных проблем развития малого предпринимательства, процессу выработки предложений для органов государственной власти всех уровней, создания соответствующего правового поля, способствующего развитию малого предпринимательства. Среди этих проблем не только эффективное взаимодействие власти и малого бизнеса, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования малого бизнеса, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и наемных работников.
Во взаимоотношениях власти и малого бизнеса необходимы, прежде всего, ясность и прозрачность. А это возможно, если взаимоотношения построены на основе четко прописанных нормативных актов. Вот почему важным направлением взаимодействия власти и предпринимательства является вовлечение объединений предпринимателей в нормотворческий процесс, в подготовку изменений в нормативно- правовую базу малого предпринимательства, экспертизу проектов законов. К сожалению, на муниципальном уровне предприниматели пока разобщены и не могут должным образом отстаивать свои интересы. Помочь предпринимателям объединиться – это задача, которую необходимо взять на себя крупным объединениям предпринимателей.
Роль администрации муниципального образования в развитии предпринимательства. Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является всемерное содействие экономическому развитию местного сообщества.
На территории любого муниципального образования, как правило, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам – крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Именно эти предприятия придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.
Поэтому успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от муниципальной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно свидетельствует о результативности деятельности по его поддержке. Направления и способы поддержки малого предпринимательства со стороны местных органов власти весьма разнообразны.
Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса являются именно административные и экономические барьеры, коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокую арендную плату, дорогие банковские кредиты и многое другое.
В этих условиях естественной реакцией малых предприятий на административные барьеры является их уход в теневую экономику с целью снижения так называемых непроизводительных затрат, бюрократических рисков. Именно наличие большого теневого сектора не позволяет эффективно регулировать и управлять экономикой, искажает реальную картину экономического развития. В результате страдают все: государство от недополучения доходов, население – от нехватки средств в бюджете на социальные нужды, предприниматели – от проблем ведения двойной бухгалтерии. Пришло время создать такие условия, когда предпринимателю будет выгоднее работать легально, нежели нелегально.
Для преодоления существующих административных барьеров необходимо упорядочить деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор за субъектами предпринимательства, при этом обратить особое внимание на принятие ими различных нормативно- правовых актов, которые иногда носят незаконный характер, открывают возможности для скрытой коррупции. Практика показывает, что произвол чиновников, ущемление прав предпринимателей продолжаются. Не случайно сегодня на уровне официальных международных организаций происходит обсуждение вопросов, связанных с проявлениями коррупции, о методах и формах борьбы с ней как необходимого условия создания благоприятной среды для успешного развития предпринимательства.
На практике административные барьеры препятствуют не столько созданию малой фирмы, сколько ее развитию, росту. Административные барьеры побуждают предпринимателей уводить свой бизнес в теневую сферу. Теневой оборот исторически возник как реакция предприятий на высокий уровень налоговой нагрузки в сочетании с низким уровнем налогового администрирования.
Теневой оборот более явен в малом бизнесе, с ростом масштабов бизнеса существенно усиливается риск обнаружения нарушений со стороны контрольных органов. «Теневые» фирмы ограничены в легализации своих ресурсов для динамичного развития. Поэтому эволюционный рост «теневых» фирм затруднен. «Теневые» фирмы вытесняют с рынка аналогичные по масштабам легальные фирмы, так как могут обеспечить ценовую конкурентоспособность своей продукции и услуг. Как следствие, новые малые предприятия, попадая в среду «теневых» фирм, вынуждены или тоже стать «теневыми», или уйти с рынка.
Однако порой приходится встречаться с тем, что законодательно установленные процедуры при регистрации, лицензировании, сертификации частных предприятий, контроле и надзоре за их коммерческой деятельностью расцениваются предпринимателями как административные барьеры – препятствия для развития бизнеса. И действительно, разрастание данных процедур, когда, например, при регистрации малого предприятия предпринимателю нужно посетить от 20 до 30 инстанций и получить от 50 до 90 согласований, можно квалифицировать как преграды, мешающие становлению бизнеса.
Пока же создается впечатление, что порожденные коррупцией административные барьеры являются благом для предпринимателя. Ему нужны лишь сноровка и «рыночные ресурсы» по их преодолению. Однако ведь совершенно ясно, что коррупция сдерживает и тормозит нормальное экономическое развитие. Поэтому борьба с бюрократическими препонами для бизнеса должна включать в себя устранение их «фона» и причин – преодоление коррупции и развитие гражданской активности у предпринимателей и населения.
Как отмечают многие исследователи, в последние 5–7 лет мало что изменилось в том, что касается необходимости прозрачной системы налогообложения или гарантийной поддержки кредитования малого предпринимательства. Необходимо также создавать равные возможности осуществления своей деятельности для субъектов малого бизнеса, что является одним из важных условий стабильного развития экономики. В этой задаче, как в фокусе, сходятся проблемы взаимоотношений власти и бизнеса в современной России.
С одной стороны, принят ряд важнейших законов, снижающих административные барьеры в деятельности предприятий. Уменьшилось количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. Уменьшится в ближайшие годы количество видов товаров, подлежащих сертификации. Во многих регионах государство прекращает прямое финансирование малого бизнеса и поручает кредитование банкам. Механизм доступа к государственной собственности становится более прозрачным.
С другой стороны, многие предприятия не выражают бурного восторга по поводу принятия прогрессивных законов. Скорее, надежды двухгодичной давности на новые справедливые правила игры сменились разочарованием.
Главная проблема, на наш взгляд, заключается в современной российской бюрократии, заинтересованной не в развитии конкуренции, а в сохранении монополии, позволяющей ей продавать свои услуги по устранению конкурентов отобранным ею монополистам и «любимчикам». Бюрократия блокирует развитие конкурентных рыночных отношений и тем самым делает заведомо неэффективными любые программы по стимулированию малого и среднего предпринимательства.
Современная бюрократия создает питательную среду для паразитического бизнеса, специализирующегося на оказании предпринимателям такой специфической услуги, как помощь в преодолении искусственных административных барьеров. Бюрократы консервируют сырьевую структуру экономики и обрекают страну на прогрессирующее технологическое отставание. Отсутствие конкурентной среды, необходимой для расширения малого и среднего бизнеса, в сочетании с административными рогатками для бизнеса уже возникшего препятствует инновациям и развитию необходимого для них человеческого капитала.
В этих условиях сложился теневой союз предпринимателей и бюрократов, в котором первые готовы выкупать у вторых свои законные права. Бизнесу не хватает не желания выйти из «тени», а силы, знаний и независимости, чтобы такой выход осуществить. Ему не хватает общественной и политической поддержки.
Предприниматель нуждается в том, чтобы население воспринимало его как носителя не только частных и групповых, но и общенациональных интересов и отчетливо представляло себе причины, которые мешают ему в таком качестве выступить. Однако существуют глубокие причины, которые удерживают предпринимателей от того, чтобы выносить их на всеобщее обсуждение. Необходима консолидация предпринимателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, политика и идеология, способная публично выражать и отстаивать свои интересы, в том числе и перед властью. Ибо в конечном счете именно предприниматели заинтересованы больше всего в обуздании коррупции.
Для этого необходимы, прежде всего, гражданская консолидация и самоорганизация самого бизнеса. Его основой могут стать созданные общероссийские объединения предпринимателей, многочисленные региональные ассоциации предпринимателей, которые сегодня, правда, часто ограничиваются публичной декларацией проблем, стоящих перед бизнесом. Но в регионах уже есть реально работающие ассоциации предпринимателей, созданные не по указке сверху, а по инициативе снизу. Продуктивная деятельность именно таких объединений приводит к реальным результатам внедрения на рынке принципов свободной конкуренции.
Важное значение в этом деле имеет становление институтов гражданского общества. Например, таких, как правозащитные организации и политические партии. К сожалению, пока эти институты слабы, часто ангажированы самой властью и реально свою функцию по отстаиванию интересов предпринимателей не выполняют.
Наряду с этим в преодолении административных барьеров и коррупции может сыграть свою роль диалог бизнеса с наиболее сознательной частью административного аппарата. Часть чиновников серьезно озабочены и правильно понимают проблемы предпринимателей.
Благодаря политической воле руководителей создаются на федеральном и региональном уровнях структуры поддержки предпринимательства. Они обычно имеют статус государственных ассоциаций и оказывают комплекс услуг для предпринимателей. Но они также отстаивают интересы всего сообщества малого бизнеса во властных структурах. Как ни парадоксальна ситуация борьбы одних чиновников с другими, но многие региональные центры по развитию и содействию предпринимательству обеспечивают защиту интересов малого бизнеса и способствуют выходу его из сферы теневой экономики.
В средствах массовой информации активно обсуждаются такие меры борьбы с коррупцией, как запреты чиновникам на активное или пассивное участие в коммерческих структурах. Необходимы также законодательные и другие меры борьбы с коррупцией. Полезной будет разработка этических форм борьбы с коррупцией, этических норм и этики предпринимателя, с одной стороны, и этики чиновника, с другой стороны. Проблема равных возможностей в предпринимательской деятельности – это проблема не только бизнесменов, это проблема, затрагивающая интересы всего общества.
Малые предприятия, действующие в неформальной и теневой экономике, лишают правительство необходимых на социальные нужды ресурсов, поступающих от сбора налогов, а также увеличивают финансовую нагрузку на легально зарегистрированные фирмы. Неуклюжие законы и процедуры ненамеренно стимулируют развитие теневой экономики, заставляя предпринимателей уходить от надлежащих легальных процедур, полагаясь на взятки или штрафы со всеми вытекающими отсюда последствиями. По некоторым оценкам, неформальная экономика производит до 45 % российского валового внутреннего продукта, хотя по другим оценкам эта цифра ниже – 20–30 %. Более того, по данным ряда исследований, 15–30 % всего работающего населения занято в неформальном секторе. Масштаб теневой экономики в Российской Федерации свидетельствует о недостатках и неполноте текущего законодательства и существующей правоприменительной практики.
Источник: www.referat911.ru