— Честно? Никогда не задумывался над этим вопросом. Наверное, сначала спросил бы про любимого автора комиксов или художника, потом — про любимого героя, чтобы понять, насколько человек разбирается в теме. Третий вопрос был бы связан с торговлей. Нужно понять, сможет ли потенциальный продавец что-то продать.
— Самое важное – человек должен быть в теме?
— Да, потому что товар специфичный, нужно его правильно преподнести, правильно о нём рассказать. Конечно, в процессе много всего узнаёшь, но начальная база должна быть.
— Я так понимаю, через это собеседование ещё никто не проходил?
— Получается, ты – создатель магазина и единственный продавец?
— Да. Около полугода вместе со мной работала сестра. Теперь я один, но мне очень помогает жена. У неё есть основная работа, но она, например, ведёт группы магазина в соцсетях. Когда я решился на открытие магазина её поддержка была невероятно важна.
— Магазин работает уже 4 года. И у тебя ни разу не было отпуска?
Не твое дело: магазин комиксов
— Нет. Когда работали с сестрой, вроде я куда-то выбирался… А такого, чтобы на 2 недели куда-то уехал, – нет. И в субботу, и в воскресенье я здесь, но работа интересная, она абсолютно не обременяет. Время летит незаметно.
— Как возникла идея открыть магазин комиксов?
— Хотелось чего-то своего, притом такого, чтобы к этому делу лежала душа. Я завидовал людям, которые находили в своей работе то, что им интересно. И мне хотелось чего-то, во что я мог полностью погрузиться. Комиксы были мне интересны. Мои желания и возможности удачно совпали со всплеском интереса к комиксам в России.
Плюс ниша была не занята. В какой-то степени я был первопроходцем.
Магазин полностью держится на моём энтузиазме и желании сохранить то, что я создал.
— А где работал до этого?
— У меня техническое образование, я работал на технических специальностях в автомобильном бизнесе на неплохих должностях. Захотелось что-то поменять кардинально.
— Не пожалел?
— Магазин был хоть раз на грани закрытия?
— Тяжело оценить. Магазин полностью держится на моём энтузиазме и желании продолжать. Были тяжёлые времена, но на грани закрытия мы не были.
— Что помогает двигаться дальше?
— Желание сохранить то, что я создал. И, конечно, поддержка жены. В трудные моменты она говорила: «Продолжай, всё будет хорошо!».
Комиксы — это не тот бизнес, на котором можно разбогатеть.
— Я, конечно, не эксперт, но, если навскидку сравнить цены с интернет-магазинами и сетевиками, комиксы у тебя бывают дешевле. За счёт чего это удаётся?
— Это не нам удаётся, это они очень завышают цены! Я придерживаюсь стандартной наценки, не завышаю. Стоимость складывается из закупочной цены и моей стандартной наценки. На некоторые более дорогие книги, которые не каждый возьмёт, я снижаю цену, чтобы помочь ей продаться. А в остальном стараюсь поддерживать среднюю стоимость по магазинам комиксов.
Что бесит владельца магазина комиксов
В них, в отличие от книжных, цены почти одинаковые. В книжных ценообразование совсем другое.
— И совести нет.
— Нужно понимать, что книжный за счёт комиксов не живёт. Им не важно, хорошо ли они продадутся. Для них это очень мизерная ниша – что ручки, что комиксы. А у меня это основной доход, основной продукт.
— Аренда, налоги, закупка новых комиксов. Что-то остаётся?
— Жить можно. Уже 4 года я так живу. Да, это не тот бизнес, на котором можно разбогатеть. Но тут для меня сложились 2 вещи – интересная работа и поддержка в плане денег.
— Предложений купить твой бизнес не поступало?
— Нет. Таких психов больше нет! Это очень узкое направление, к тому же с комиксами связано много стереотипов. Только сейчас продажа комиксов стала восприниматься как бизнес более-менее серьёзно. И то с точки зрения издательств.
Многие думают, что комиксы — это баловство, это для детей, к тому же их можно купить в обычном книжном.
— Если бы я сейчас предложила тебе продать магазин. Продал бы?
— Нет. Сейчас мне это интересно, я ещё не наигрался. Вообще когда всё зарождалось, в первый год всё было радужно и клёво. А потом были, конечно, непростые моменты… Кризис сильно повлиял: покупательская способность тогда упала, а комиксы – это не покупки первой необходимости и люди отказывались от них. Сейчас вроде мы вышли из кризиса.
Многим захотелось как в сериале «Теория большого взрыва» прийти в магазинчик и найти там «настоящие» комиксы.
— В начале 2000, насколько помню, в основном продавали только детские комиксы. Когда в Россию пришли взрослые комиксы?
— Можно условно выделить 3 волны. Первая — 90-е, но это были детские комиксы – «Микки Маус», «Утиные истории», «Гарфилд». 2 волна – начало 2000-х — в Россию пришло издательство «Marvel Comics». У нас появилась супергероика — «Человек-паук», «Люди Х» и другие. Эти комиксы уже не были только детскими и подростковыми.
Но в тот момент в нашей стране не был подготовлен плацдарм, комиксы всё ещё воспринимались как детские. Всё сошло на нет. Третья волна – 2013-2014 годы — самая мощная.
Причин тому много – выходили фильмы, открывались магазины комиксов, многим захотелось как в сериале «Теория большого взрыва» прийти в магазинчик и найти там «настоящие» комиксы, что-то для взрослых, как в магазинах Америки. Да и издательства стали серьёзно к этому относиться. Такие крупные, как «Азбука», начали печатать комиксы и графические романы.
— Мы говорим сейчас только о переводных комиксах, да?
— Да. Наши живут в каком-то своём мире. На тот момент это был андеграунд. Были художники и авторы, выходили сборники, но это было очень узко. Да и сейчас всё держится на переводных комиксах.
Конечно, появляются русские издания, издательства поддерживают русских авторов, издают их комиксы, и есть прям очень классные. Но в любом случае они не сильно влияют на индустрию в целом.
— А когда ты увлёкся комиксами?
— Примерно 1994-м году. Но тогда я покупал комиксы («Утиные истории», например), не воспринимая их как какое-то увлечение. Это было просто дополнение к мультику. А супергероикой увлёкся благодаря «Человеку-пауку». Посмотрел мультик, и всё это стало интересно.
Конечно, в то время читать комиксы было сложнее.
— Как ты искал их?
— Сначала смотрел мультсериалы, потом в 2000-е в ларьках стали продавать журналы издательства «Marvel». Потом появился интернет, стал читать там.
— Раньше комиксы были увлечением для гиков, теперь увлечение стало массовым?
— Да, в начале 2000-х были небольшие группки людей, которые занимались переводами и выкладывали их в сети. Это была «комиксная» элита, дистанцированная от остальных. Сейчас комиксы — это более массовое явление. Их легко купить, вышло много фильмов, и все знают этих героев. К тому же всё доступно в интернете.
Комиксы стали популярны, потому что их можно было купить всего за 2-3 цента и прочитать, даже плохо зная или изучая язык.
— В Америке Супермен появился в 1938 году, в 1939 — Бэтмен. Почему их путь в Россию был так долог?
— Это связано с железным занавесом. Комиксы считались пропагандой капиталистического образа жизни. У нас и фантастика-то тяжело пробивалась, не говоря уже о комиксах. В Америке они стали популярны потому, что там мало текста, информация воспринимается в основном с помощью картинок. 30-е годы в Америке – это множество мигрантов и кризис.
Комиксы стали популярны, потому что их можно было купить всего за 2-3 цента и прочитать, даже плохо зная или изучая язык. Наша страна шла по другому пути. У нас богатая литературная основа. Да мы же были самой читающей страной!
— Во многих сферах Россия страна догоняющая. И комиксы – не исключение. Мы этот разрыв не сможем преодолеть?
— У нас нет чего-то самобытного, чтобы мы вышли на тот же уровень. Пока только подражание. Да и его мало. В любом случае всё, что будет создаваться в России, будет ориентироваться на американские комиксы. У нас сейчас есть художники, которые работают за рубежом, есть российское издательство «Bubble Comics» со своими героями, но в любом случае это подражание.
Думаю, в итоге русские авторы и художники будут работать с «Marvel», а «Bubble» выйдет на мировой уровень и наши комиксы начнут массово продаваться в Америке. Будет глобализация. Нам нет смысла догонять. Мы вольёмся в эту индустрию и всё.
Супермен и Бэтмен — это уже не только супергерои, сколько лейбл, знак качества, иконы американской культуры.
— «Bubble» заявило о том, что создало собственную вселенную со своими героями. В чём они проигрывают зарубежным издательствам?
— Если оценивать наш рынок, это издательство подняло планку качества на высокий уровень, их комиксы сравнимы с тем же «Marvel». В «Marvel» есть сильные авторы, художники, клёвые серии, но, если брать в общем, есть там и проигрышные серии, и посредственные авторы и художники. «Bubble» – хорошее издательство со своим миром. Они проигрывают только в том, что появились только в 2011 году. Они слишком молодые, и работают там, где «Marvel» уже завоевал нишу, интерес и внимание читателей.
— Они допускали серьёзные ошибки во время своего существования?
— Серьёзных – нет. Виден чёткий план действий, которому они следуют. Участвовали, например, уже в 3 американских «Comic-Con», где показывали свои издания. Их сильно ругали, у нас же любят поругать всё наше. Но когда ты начинаешь такое дело, часто проявляются недостатки, что-то получается не так, как хотелось бы.
— Во вселенной «Bubble» есть герой, который может конкурировать с Суперменом, Бэтменом?
— Нет. Супермен и Бэтмен появились в 30-е, и это уже не только супергерои, сколько лейбл, знак качества, икона американской культуры. Сейчас десятки героев появляются и у «Marvel», и у «DC», но с Суперменом им не сравниться. А «Bubble» похожи на средних героев «Marvel».
— У нас нет выдающихся? А как же импортзамещение?!
— Есть клёвые герои, но не уровня Супермена и Бэтмена, потому что они популярны уже в течение 80 лет. Через 80 лет посмотрим, будет ли Майор Гром, созданный «Bubble», так популярен.
Все наши герои имеют либо прямые аналоги за рубежом, либо это компиляция из разных героев
— На сайте издательства Майора Грома представляют так: «Потомственный полицейский из Санкт-Петербурга». Ассоциируется с «Улицами разбитых фонарей» и «Бандитским Петербургом»…
— Да, стереотипы сыграли свою роль. Полицейский сразу ассоциируется с героями одного из российских сериалов. На самом деле Майор Гром – это самая выигрышная серия «Bubble». У меня он ассоциируется не с «Улицей разбитых фонарей», а с современным Шерлоком, которого сыграл Камбербэтч.
— Неужели столь же харизматичен?
— Близок. Но, как ни крути, все наши герои имеют либо прямые аналоги за рубежом, либо это компиляция из разных героев. У наших самый самобытный персонаж – Инок. Но его хватило на пару арок, а потом он поменял специализацию, стал путешественником между мирами и свою «иноковость» потерял.
Ещё один герой — Бесобой, который борется с демонами, но у него есть «импортные» аналоги. «Bubble» берут тем, что всё действие разворачивается в России — русские имена, наши города. Многим это нравится.
— Что нужно герою, чтобы стать культовым? Попасть в нужное время?
— Да, в нужное время и с правильным настроением. «Человек-паук» стал культовым, потому что появился в тот момент, когда подросткам нужен был свой герой. И он действительно стал первым героем-подростком. Дети ассоциировали себя с ним, отсюда и популярность. «Фантастическая четвёрка» стала первым комиксом, в котором герои действовали как семья, они были очеловечены.
До этого были добрые и злые герои, которые сражались между собой. В «Четвёрке» появились взаимоотношения. А вообще я не знаю, что нужно герою, чтобы стать культовым. Если бы знал, создал бы такого героя и заработал кучу денег.
Было бы здорово, если бы у нас снимали классные фильмы по комиксам. Это двигает индустрию вперёд.
— Супергероев и на Западе, и в России здорово продвигают фильмы, созданные по комиксам. Про Майора Грома тоже создали короткометражку, которая вышла в 2017-м. Результат — 5 млн просмотров. Как тебе фильм?
— Здорово получилось! Вообще я скептически отношусь к российскому кинематографу, а тут всё бодренько, под хорошую музыку. Это короткометражка, поэтому создатели сделали акцент на экшене. Я такое люблю. Сейчас они снимают полный метр, и надеюсь, у них получится.
Было бы здорово, если бы у нас снимали классные фильмы по комиксам. Это двигает индустрию вперёд, помогает ей развиваться, подогревает интерес и, что важно, люди начинают понимать: комиксы – это больше, чем просто картинки для детей.
— Выход фильма поможет продвинуть продажу баббловских комиксов?
— Да, поможет. Даже короткометражка помогла. Люди приходили, спрашивали, покупали. Издательство ещё специально выпустило предысторию к фильму. Думаю, полный метр вызовет не меньший ажиотаж.
— Если не считать волны, которая была связана с выходом кино, русские комиксы пользуются популярностью?
— Да, у них есть постоянные покупатели. «Bubble» стабильно хорошо продаётся, появляются новые покупатели. У них очень удобная модель распространения, есть недорогие ежемесячные синглы, люди берут их с точки зрения коллекционирования. У нас вообще любят коллекционировать, но почему-то переводные синглы не очень берут. Чем дальше уходит серия, чем больше номер на журнале, тем ниже интерес покупателей. «Bubble» делает грамотно — перезапуски, кроссоверы, обнуление для новых читателей, чтобы им было удобно втягиваться.
— С чего бы ты посоветовал начать знакомство с русскими комиксами?
— Наверное, с «Майора Грома». Это самая ходовая серия, у меня его берут больше всего. Ещё неплохи «Союзники», хорошо покупались «Метеоры» и «Экслибриум». Сложно остановиться на чём-то одном.
— Когда электронные книги набирали популярность, все говорили, что в итоге они вытеснят бумажные. А как обстоят дела с комиксами? Всё печально?
— Конечно, найдутся те, кто будет читать в интернете, их никак не заставишь прийти в магазин. Но есть и те, кто комиксы любит и покупает, понимая, что их нужно держать в руках, рассматривать, перечитывать. К тому же любят у нас всё ставить на полочки. Знали бы вы, сколько в интернете споров и ругани по поводу корешков комиксов и того, как это будет смотреться на полках. В данном случае нам не сильно угрожает электронная версия.
— Складывается впечатление, что магазин комиксов отчасти напоминает какую-то сувенирную лавку для гиков, где покупают не столько, чтобы почитать, сколько чтобы пополнить коллекцию…
— Наверное. Комиксы – такая вещь, которую покупают не только ради того, чтобы почитать. Некоторые читают комиксы в интернете и, если они нравятся, покупают бумажный вариант. Многие так делают. Чаще всего, когда анонсируют какой-то комикс, люди говорят: «Клёво, я куплю!». Хотя понятно, что 70-80 процентов уже прочитали его в интернете.
А есть и те, кто принципиально не читает в сети, поддерживает издателей и магазины. Истинные ценители понимают, что комиксы надо поставить на полочку и любоваться ими.
Источник: dzen.ru
Как устроен магазин настольных игр и комиксов
Александр Банщиков – личность в Томске известная. Организатор музыкальных фестивалей, участник многих значимых культурных событий, подвижник и общественный деятель. В какой-то момент наш герой увлекся настольными играми, и в 2010 году из этого увлечения вырос небольшой бизнес – магазин игр и комиксов «42». О том, как продвигать столь специфические продукты на неподготовленную аудиторию, и о специфике этого бизнеса Александр Банщиков рассказал порталу Biz360.
Александр Банщиков, совладелец томского магазина настольных игр и комиксов «42», 32 года. Родился в Томске, закончил Томский политехнический университет по инженерной специальности, связанной с IT. Работал программистом-фрилансером. На протяжении нескольких лет был членом оргкомитета крупного городского рок-фестиваля Muz-Online. Участвовал в организации в Томске «Тотального диктанта».
Бизнес вырос из хобби
Делиться своими увлечениями — вот то, для чего в 2010 году был открыт магазин «42», первый специализированный магазин настольных игр и комиксов в Томске. На тот момент новая волна популярности настольных игр уже пришла в Москву и Питер, но в Сибири всё это было в диковинку.
Настольные игры сегодня — это уже давно не банальные «ходилки», в которых нужно кидать кубик и двигать фишку. Среди сотен наименований можно найти и развлечения на 15 минут, в которые можно играть с детьми, и совсем не детские масштабные стратегии, для которых требуется несколько часов свободного времени и стол побольше.
В одних играх стоит просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд, а другие проверят вашу смекалку и скорость реакции. Что-то мы можем порекомендовать для офисных работников, а что-то — для семейного круга. Одним из мировых центров, где создается очень многие из этих игр, стала Германия; например, в Эссене проходит одна из крупнейших ежегодных выставок, посвящённых этой тематике. И именно поездки в Германию дали возможность моим знакомым познакомиться со всем этим ассортиментом. «Настолки» превратились сначала в хобби, а затем и в бизнес.
Специфика микробизнеса, созданного несколькими друзьями (сейчас они уже отошли от дел), это когда утром ты рисуешь макеты для очередной акции, днём составляешь бухгалтерские отчёты, а вечером развозишь по городу заказы. Сам себе продавец, дизайнер, менеджер по рекламе, курьер и бухгалтер. Именно таким был «42» пять лет назад, да и сегодня во многом таким и остаётся. Главный бонус — работать никогда не скучно, никакой рутины, каждый день — новые задачи.
Комиксы набирают популярность
В 2014 году у нас появилось новое направление — комиксы. Как и в случае с настольными играми, решение заняться продажей комиксов появилось из собственных увлечений.
У «настолок» и комиксов очень много общего: они являются отличными подарками, они преимущественно ориентированы на молодёжь. Всё это позволило нам решиться на эксперимент и попытаться представить полноценное второе направление в уже действующем магазине, без ущерба для ассортимента настольных игр. А в логотипе под строчкой «Магазин настольных игр» появилась вторая — «и комиксов».
«Наличие работающего магазина, который вполне способен окупать затраты на аренду и зарплату, делает эксперименты с новыми товарными группами очень недорогим занятием — ты закупаешь первую партию и следишь за интересом. Мы подозревали, что он будет достаточно высок, и первые продажи быстро подтвердили наши прогнозы»
Комиксы в России в последние пять лет переживают значительный взлёт интереса, появляется большое количество крупных и мелких издательств, выходят как авторские серии, так и переводы культовых мировых произведений, маленькие специализированные комикс-лавки открываются по всей стране, и вопросом было только то, кто первым займётся этим в Томске — мы или кто-то другой. Мы успели!
Направление комиксов нельзя назвать сверхприбыльным, маржинальность у книгопечатной продукции даже ещё ниже, чем у «настолок». С другой стороны, я считаю, что в любой сфере большего успеха добьётся тот, кто относится к своей работе с любовью и вниманием к деталям.
Маркетинг и продвижение
Наш товар достаточно специфический — его очень сложно рекламировать. Бесполезно давать объявления на радио, заказывать публикации или вешать рекламу в маршрутках и подъездах. Если ваш опыт игры в настольные игры ограничивается «Монополией» и её клонами, популярными в 90-е, вы просто пропустите наше сообщение мимо, оно вам не интересно.
Главный и практически единственный действующий метод привлечения новой аудитории для нас — это мероприятия. Мы с огромным удовольствием проводим ознакомительные игротеки сами, а также откликаемся на приглашения организовать площадку настольных игр на городских мероприятиях. Бесплатное знакомство с лучшими настольными играми — лучший способ привлечения новой аудитории.
Тех же, кто интересуется комиксами, проще всего найти на специализированных мероприятиях — тематических ярмарках, конвентах и фестивалях. Здорово, что такие события у нас в городе есть, и мы не пропускаем ни одно из них. Каждый выезд на ярмарку — это не только разовые продажи, но и контакт с потенциальными клиентами.
Капитализм на книжках с картинками: как продавать бумажные комиксы в век цифры Статьи редакции
Рассказывает директор издательства «Альпака» и владелец магазина комиксов «Книжки с картинками» Антон Котов журналу «Чек».
2351 просмотров
Антон Котов четыре года назад открыл свой первый магазин комиксов «Книжки с картинками». С тех пор он успел сделать ремонт в книжном, поучаствовать в фестивалях и увеличить ассортимент в 10 раз. Сейчас у предпринимателя собственное издательство «Альпака». Оно выпускает комиксы Marvel, Dark Horse, Boom! Studios и работы отечественных авторов.
Как ушёл из «Газпрома», чтобы продавать комиксы. Антон работал в офисе и всё это время коллекционировал книги. Но в один момент уволился и решил, что хочет открыть свой магазин с комиксами. Идея безумная, но Антон хотел попробовать. В 2018 году зарегистрировал ИП, выбрал систему налогообложения, подключил онлайн-кассу и с июня начал развивать своё дело.
Оглядываясь назад, Антон понимает, что его знаний было катастрофически мало, но тогда это его не остановило.
Антон подсчитал, что для открытия ему нужен миллион. Таких денег у Антона не было, поэтому он предложил знакомому вписаться в проект. У него как раз был опыт продаж комиксов. Скинулись и вложили в магазин. Со временем партнёр Антона потерял интерес к комиксам и вышел из бизнеса.
Магазин в бывшей кальянной. «Книжки с картинками» начали с физического магазина. Арендовали полуподвальное помещение на Старом Арбате. Раньше там находилась кальянная. Сделали ремонт. Наняли двух сотрудников.
Заключили первые договоры с издательствами. Меньше чем за месяц всё было готово к открытию.
Чтобы привлечь внимание к магазину, решили нанять «зазывалу». Нарядили его в костюм супермена, который нашли во время ремонта в магазине, и поставили у входа. В то время проходил Чемпионат мира, поэтому в городе было много туристов, которые активно покупали комиксы.
На грани закрытия. Когда последние туристы уехали, продаж с каждым днём становилось всё меньше. Офлайн-магазин работал в убыток. Не закрылись благодаря клиентам, которые приходили по сарафанному радио и из рекламы в гиковских пабликах. Но продаж всё равно было мало, поэтому пришлось вкладывать сбережения из собственного кармана.
Сила интернета. Поняли, что офлайн не приносит тот поток клиентов, на который рассчитывали, и переориентировались на онлайн-продажи, подключили продвижение. Это помогло выйти на окупаемость к Новому году. Сам Антон не разбирался в рекламе, поэтому по рекомендации знакомого нанял маркетолога, чтобы тот оптимизировал сайт и запустил таргетинг в соцсетях. С его приходом в компании начался новый этап: магазин вышел в плюс, появились новые клиенты.
Антон пробовал сотрудничать с пабликами Вконтакте, которые пишут про комиксы, и отправлял книги на обзоры блогерам. Но бесплатно мало кто соглашался рекламировать чужой бизнес, а дополнительного бюджета не было, всё уходило на таргетированную рекламу.
Комикс на вес золота
Особенность бизнеса на комиксах в том, что продажи сильно зависят от лояльности и количества постоянных клиентов. Если в книжный заходят 1000 человек и могут купить романы, детективы или канцтовары, то в комиксный идут целенаправленно за новыми изданиями любимых комиксов. У «Книжек с картинками» таких человек 100, которые покупают почти все комиксы издательства и поддерживают магазин. Фан-базу собрали за два года.
Когда открыли собственное издательство «Альпака», то анонсировали это на страницах «Книжек с картинками». Так лояльные покупатели узнали о новом проекте, и нарабатывать клиентскую базу не пришлось с нуля.
Бывает так, что комикс выстреливает с огромным тиражом. Чаще всего это зависит от инфоповода. Если вышел фильм или сериал, то комикс по нему окажется популярным. Ещё важно, кто его автор. Если это известный и признанный в индустрии человек, то люди в первую очередь покупают комиксы его авторства.
Нет случайных клиентов. У «Книжек с картинками» есть клиенты во всех городах-миллионниках, а также в маленьких деревнях. Клиенты преимущественно мужчины — 25–35 лет, хотя женская аудитория тоже есть. Это не самое дешёвое удовольствие, поэтому основная ЦА — работающие люди средних лет.
Первое время Антон большую часть работы делал сам: ездил по издательствам, подписывал накладные, принимал товар и расставлял его на складе. Потом распределил обязанности между сотрудниками и делегировал бухучёт на аутсорсинг. Себе оставил поиск новых партнёров и каналов продаж.
В индустрии комиксов нет случайных людей. Если появляется открытая вакансия, её быстро закрывают среди своих знакомых или по их рекомендациям.
Антон Котов, основатель магазина комиксов «Книжки с картинками»
На фото слева Дмитрий Чинов, редактор издательства Alpaca, и основатель «Книжек с картинками» Антон Котов
Сейчас в офлайн-магазине работают три человека — это два продавца и управляющий. Складом занимаются ещё человек семь. Плюс на издательство «Альпака» работают несколько верстальщиков, переводчиков, редакторов и корректоров. Всего около 20–30 человек. Большая часть из них самозанятые. В книжном бизнесе многие специалисты работают проектно сразу в нескольких местах.
Если есть заказ на книгу, то подписывают контракт и выполняют работу.
Чтобы комикс с прилавка в магазине попал к клиенту, он должен пройти несколько этапов
Вопросы перевода. Основной ассортимент магазина — комиксы и книги. В большей степени отечественные, так как нацелены на русскоязычную аудиторию. Антон заказывает комиксы напрямую у издательств. Можно покупать у посредников.
Например, есть «Комиксы оптом». Это крупный поставщик, где представлен ассортимент почти всех известных издательств. Там многие продавцы закупают интересные им комиксы для продажи в своих магазинах. С иностранными комиксами сложнее работать напрямую, поэтому многие книжные покупают у посредников.
«Книжки с картинками» на постоянной основе работают с 10 отечественными издательствами — как с гигантами вроде «Эксмо-Аст», так и с небольшими и малоизвестными.
Ещё поддерживают начинающих авторов, которым сложно выйти на крупные издательства. «Книжки с картинками» стараются поддерживать таких авторов и приобретать несколько экземпляров в свой ассортимент.
Право на печать. На каждый комикс нужна лицензия, без неё продавать нельзя. Её покупают у самого издательства. Лицензия позволяет переводить, распространять и продавать произведение. За это издательство получает вознаграждение — роялти за проданные экземпляры.
Если это зарубежное издательство, то лицензия на продажу комиксов идёт в долларах. Цена варьируется от 10 до 15% от стоимости книги.
Окупить затраты на лицензию не всегда получается быстро: какие-то комиксы выстреливают, но большая часть находится на грани окупаемости.
Раньше средний тираж комиксов был 3000 экземпляров. Сейчас 1500–2000. Несмотря на сокращение количества печатных экземпляров, новинки выходят каждую неделю.
До пандемии значительная часть доходов для книжных магазинов и издательств приходилась на фестивали, ярмарки выходного дня. До ковидных ограничений Антон с магазином посетил несколько крупных фестивалей: Bubble Comics Con, Non Fiction, Geek Vision и «Красная Площадь» в ГУМе.
На «Красной Площади» он заработал около 300 000 ₽. Тогда много издательств отказались участвовать, люди опасались за своё здоровье и старались избегать массовых мероприятий. Но Антон решил не отказываться от участия, и риск оправдал себя.
Чтобы участвовать на фестивале, нужно оплатить место. Обычно плата за участие около 20 000 ₽, но заработок в несколько раз больше.
Формула продаж на акциях
Большую часть денег магазин получает от розничных продаж с сайта. В компании также занимаются оптовыми поставками в другие книжные и комиксные магазины. Товар представлен на Ozon, Wildberries и на Яндекс Маркете.
Также есть магазины, с которыми сотрудничают в рамках реализации: отдают часть комиксов, а когда их кто-то покупает, то с этих продаж и получают деньги. По такой модели сотрудничают с «Читай-городом». Такая модель может показаться не самой удобной для продавца — товар отдал, а деньги будут когда-то потом, но Антон рассказал, что это обычная практика для книжного бизнеса.
Свободных денег в бизнесе практически нет. Если что-то появляется, либо эти средства кому-то выплачивают за работу, либо закупают новые комиксы. Со слов Антона, кассовых разрывов в компании нет. Если в бюджете образуется дыра, её закрывают с помощью акций. У «Книжек с картинками» есть целый раздел на сайте с акционными позициями.
Клиент всегда может найти что-то интересное по скидке. А благодаря тому, что в магазине есть склад, Антон может закупить много комиксов оптом по низкой цене и продавать с хорошей наценкой.
Чтобы первыми получать уведомления о скидках и акциях, нужно подписаться на рассылку во Вконтакте. Сейчас за обновлениями следят 2000 клиентов. Источник: comicbooks.ru
В среднем стандартная наценка на товар — 50% к стоимости закупки.
Маркетплейсы
На маркетплейсы подключились в 2019 году — ещё до локдауна. Когда начались ограничения и магазины вынужденно закрылись, «Книжки с картинками» присутствовали на всех основных маркетплейсах — на «Яндекс Маркете», Ozon и Wildberries. Это помогло пережить ограничения и не потерять заработок
Без сложностей не обошлось. В первый же день на «Маркете» пришло много заказов. Но каталог на маркетплейсе ещё не подключили к системе «Мой склад». Поэтому не получалось оперативно обновлять ассортимент и остатки. В итоге в магазине отображались карточки товаров, которых уже не было в наличии.
В итоге магазин не мог обработать заказы.
Пришлось всё закрыть и отложить на время. Сейчас уже разобрались, что проблема была с выгрузкой товаров. Карточки были неправильно заполнены и поэтому выгружались с ошибками; чтобы ошибка не повторилась, решили пока подключить магазин через таблицу в Excel и только по Москве.
Сейчас «Книжки с картинками» представлены на «Яндекс Маркете» и пополняют ассортимент магазина.
Первое время доставляли заказы со своего склада. Сейчас стараются сразу отгружать на склады маркетплейсов. Места на собственном стало не хватать. Плюс тариф при доставке со склада маркетплейса ниже, чем со своего.
Продвижение на маркетплейсах не используют, высокая стоимость рекламы не окупается. Благодаря известному имени в книжной индустрии, постоянные клиенты находят на разных площадках и заказывают там, где им удобнее, а маркетплейсы, видя интерес покупателей, органически выдают товары магазина.
Без упоминания авторства. На сайте и в группе «Вконтакте» «Книжек с картинками» не публикуют ссылки на маркетплейсы, чтобы не смешивать аудиторию. Исключение составляют только комиксы собственного издательства. На них делают ссылки, потому что бренд новый и мало кому известен.
В обычное время маркетплейсы приносят около 1000 заказов в неделю. Во время акций их количество кратно увеличивается. К работе подключают всех сотрудников, чтобы не пропустить заказ и клиент не остался недоволен работой.
Проблемы с доставкой были в январе, когда не успевали обрабатывать заказы из-за огромного наплыва на сайте. Но люди отнеслись с пониманием. Отменённых заказов практически не было. Антон связывает это не только с лояльностью клиентов, но и с выгодными акциями. И люди были готовы ждать месяц, чтобы получить свой заказ.
Сейчас план — выжить, другого нет, хотя мы достаточно оптимистичные люди. Любая новая точка продаж на вес золота, поэтому сейчас пора окончательно охватить маркетплейсы, не сдавать позиции и делать всё, чтобы сохранить те же обороты, которые есть сейчас. Пока получается.
Антон Котов, основатель магазина комиксов «Книжки с картинками»
Материал подготовил журнал «Чек», автор — Анастасия Костыркина. Издание пишет о бизнесе и развитии продаж в интернете:
- Почему покупают экологичную одежду? Рассказывает основательница бренда Petrichor.
- Продали автомобиль, чтобы перезапустить бизнес в новой нише — как появилась «Кузнечная лавка».
- DomUm Decoration — платформа, объединяющая художников с покупателями.
Источник: vc.ru