Согласно исследованию рынка онлайн-обучения, которое провели «Нетология», EdMarket и TalentTech, по итогам 2019 года объем российского b2c-рынка онлайн-образования достиг 38,5 млрд руб. при среднегодовых темпах роста на уровне 20%. Год 2020-й стал годом взрывного роста в сфере онлайн-образования. По оценке Getcourse, доход всех онлайн-школ, которые работают на платформе, составил 46,5 млрд руб., а это значит, что обороты выросли на 158% по сравнению с 2019 годом. Это говорит не только о высоком спросе на образовательные продукты, но и о спросе на специалистов, которые работают в онлайн-образовании.
⏱ Время прочтения — 6 минут
Одни из самых востребованных таких специалистов — продюсеры онлайн-курсов. В статье директор по маркетингу и продюсер онлайн-курсов инкубатора специалистов в образовании EdMarket Анна Чащина рассказывает, чем занимаются продюсеры, какими компетенциями обладают и кому подходит эта профессия.
Кто такой продюсер блогеров? Кто такой продюсер, чем он занимается и сколько зарабатывает?
Пять причин начать карьеру в онлайн-образовании
Продюсеры онлайн-курсов — профессия новая. Еще несколько лет назад о них мало кто слышал. Однако сейчас всё больше специалистов выбирают это направление, проходят обучение и становятся профессионалами рынка онлайн-образования. И вот пять причин начать карьеру продюсера:
Высокий спрос на специалистов на рынке труда
На hh.ru сейчас 400+ вакансий продюсеров. Спрос на таких специалистов будет только расти, поскольку на рынке открывается всё больше образовательных проектов. Только на одной платформе Getcourse, которая занимает 70% рынка, размещено 13 000 онлайн-школ, и это число растет год от года.
Возможность работать удаленно из любой точки мира
Это означает географическую свободу для соискателей как в плане места проживания, так и в плане поиска работодателей. Вы можете не ограничивать себя поиском работы лишь в своем городе и сотрудничать с образовательными компаниями по всему миру.
Высокий стартовый заработок для новичка и быстрое обучение
Обучение профессии занимает 3−4 месяца (для сравнения, на маркетолога или программиста учатся от 1 года). При этом выпускники курсов могут претендовать на зарплату выше средней по стране — от 50 000 руб.
Возможность быстрого роста дохода
Так как сфера онлайн-образования — быстроразвивающийся рынок, он дает возможности для карьерного и финансового роста. Например, начинающий продюсер может за полгода вырасти в доходе до 100 000 руб. и выше.
Возможности для личного роста
Онлайн-школы развиваются быстро, и их сотрудники осваивают множество задач и стремительно продвигаются по карьерной лестнице. Например, продюсер может в сжатые сроки вырасти в руководителя онлайн-школы или запустить собственный образовательный проект.
Кроме того, сфера онлайн-образования привлекает людей, которым интересно экспериментировать в развивающейся отрасли, искать подходы, форматы, которые помогут людям быстрее осваивать нужные знания и навыки и добиваться успеха.
Как заработать $1 млн в 23 года. Как устроен весь ИНФОБИЗНЕС ИЗНУТРИ.
Продюсер онлайн-курсов: чем он занимается и кому подойдет эта профессия
Продюсер онлайн-курсов занимается созданием и масштабированием онлайн-школ. Онлайн-школа — это образовательный бизнес-проект. Для того чтобы бизнес приносил доход, нужно придумать идею и продукт, который компания будет производить, настроить огромное количество процессов, которые являются основными задачами продюсера онлайн-курсов:
• производство продукта,
• продвижение и продажи,
• поиск и наём команды специалистов,
• отслеживание бизнес-показателей, чтобы не оказаться в кассовом разрыве,
• построение гипотез, за счет чего бизнес может развиваться и зарабатывать больше.
На рынке продюсер может работать в нескольких качествах:
Самостоятельный предприниматель
Он нанимает на работу команду из эксперта, методиста, технического специалиста, чтобы вместе разработать и запустить онлайн-курс. В этом случае продюсер вкладывает в проект собственные средства. Чаще всего такой путь выбирают продюсеры с опытом ведения самостоятельного бизнеса. Или те, кто уже получил разнообразный опыт работы в найме и теперь готов к работе над собственным проектом.
Очень часто партнерами становятся продюсер и эксперт онлайн-курсов, которые вместе вкладываются в создание проекта и делят обязанности, прибыль и расходы. Например, эксперт может брать на себя создание образовательного продукта, проведение занятий, а продюсер — анализ рынка, продвижение, управление командой и т. д.
Наемный специалист
В этом случае онлайн-школа или эксперт нанимают продюсера на определенных условиях сотрудничества (фиксированная оплата, процент от прибыли, бартер).
Чаще всего продюсеры начинают карьеру с работы в найме, поэтому в статье мы подробнее остановимся именно на этой роли.
Чем занимается продюсер: его компетенции, знания и навыки
Если говорить о задачах, которые берет на себя продюсер онлайн-курсов, то чаще всего в их список входят следующие:
1. Исследование рынка и поиск перспективных направлений для создания образовательных продуктов. Продюсер изучает рынок, предложения конкурентов, спрос на образовательные услуги и делает вывод, какие онлайн-курсы востребованы на рынке, где спрос на обучение не удовлетворен и есть смысл запустить собственный курс.
2. Анализ целевой аудитории. Продюсер создает портрет целевой аудитории, изучает запрос на обучение, проводит глубинные интервью с пользователями (Customer Development). Цель этих задач — как можно лучше изучить потребности клиентов, чтобы предложить образовательный продукт, который им максимально соответствует.
3. Финансово-управленческий учет и планирование. Продюсер составляет финансовый план и бюджет, анализирует доходы и расходы онлайн-школы, следит, чтобы проект получил прибыль, выбирает бизнес-модель, при необходимости предлагает финансовые инструменты, с помощью которых можно сократить расходы или увеличить доходы.
4. Наём команды и управление ею. Продюсер нанимает специалистов в команду онлайн-школы или на проектные задачи, назначает финансовую мотивацию, выстраивает совместную работу, следит за эффективностью работы каждого сотрудника. В небольших проектах продюсер может брать на себя задачи HR-специалиста и самостоятельно искать сотрудников. В компаниях побольше продюсер действует в паре с HR-менеджером: участвует в собеседованиях, описывает для кадровой службы функционал нового специалиста.
5. Продвижение образовательного продукта (маркетинг). Продюсер онлайн-курсов решает, какие маркетинговые мероприятия помогут привлечь на обучение как можно больше слушателей: вебинары, марафоны, серии писем или сообщений в мессенджерах, партнерские рассылки, акции. Часто продюсер участвует в промомероприятиях в качестве ведущего или основного спикера, берет на себя рассказ о преимуществах продукта и специальных предложениях.
Кому подходит профессия продюсера
Суть работы продюсера заключает в себе три в одном: организатор, стратег и коммуникатор.
Он организатор, так как строит процессы в онлайн-школе и следит, чтобы они работали как часы. Также продюсеру важно продумывать стратегию развития онлайн-школы как образовательного бизнеса, анализировать рынок, успевать за трендами. Навыки коммуникации также важны, так как многие задачи продюсера связаны с общением: с поиском экспертов и других членов команды, со способностью вести переговоры и договариваться, обсуждать условия, приходить к компромиссу. Кроме того, у продюсера много творческих задач, связанных с разработкой идей для новых образовательных продуктов.
Образование
Чтобы работать продюсером, нужно либо иметь маркетинговое образование с опытом руководства и построения стратегии, а также специфические знания про устройство школы, либо пройти системное обучение этой специальности. В онлайн-школах можно получить профессию продюсера за 3−5 месяцев.
Hard skills
Работодатели ждут от продюсера следующих профессиональных навыков:
• опыт управления командой,
• работа с аналитикой,
• владение основными маркетинговыми инструментами,
• понимание бизнес-процессов,
• опыт проведения анализа рынка и конкурентов,
• навыки интервьюера — для проведения интервью с целевой аудиторией курса,
• опыт поиска экспертов и работы с ними.
Soft skills
Не менее важны личные качества продюсера: навык ведения переговоров и деловой переписки, умение находить общий язык с разными людьми, лидерские качества, умение вдохновлять команду.
Если смотреть на этот портрет продюсера, становится понятно, что эта профессия подходит людям:
- С сильными навыками организатора и лидера. Здорово, если у начинающего продюсера есть опыт работы руководителем компании или отдела. Пригодится любой опыт, где вы брали на себя организацию работы небольшой команды.
- С прокаченными коммуникативными навыками. В плюс будет опыт работы менеджером по продажам, коучем, преподавателем.
- С хорошими аналитическими способностями и умением работать над большими объемами данных. Продюсер следит за трендами на рынке, анализирует статистику, изучает опыт конкурентов, умеет быстро увидеть тенденцию и сделать вывод из аналитической выкладки. Если вы работали аналитиком или умеете работать с цифрами, эти навыки вам пригодятся.
- Со способностью к многозадачности. Очень часто продюсеры ведут несколько проектов параллельно, поэтому важно уметь быстро погружаться в задачи, принимать решения и переключаться.
Безусловно, профессия требует начального опыта работы, умений, навыков. Общего понимания маркетинга, продаж, продукта. Но это не значит, что, если у вас не хватает, например, опыта работы с финансами или навыков организатора, о профессии продюсера можно забыть. Все желающие могут пройти специальное обучение, где готовят продюсеров, чтобы получить недостающие знания. А дальше выйти на рынок начинающим специалистом и оттачивать полученные знания на практике.
Вакансии дня
HeadHunter
- О компании
- Наши вакансии
- Реклама на сайте
- Требования к ПО
- Защита персональных данных
- Безопасный HeadHunter
- Этика и комплаенс
- HeadHunter API
- Партнерам
- Инвесторам
- Условия оказания услуг
- Условия использования сайтов
Новости и статьи
- Новости рынка HR
- Жизнь в компании
- ИТ-проекты
- Рейтинг работодателей России
Сервисы для соискателей
- Готовое резюме
- Все сервисы
- Профориентация
- Продвижение резюме
- Хочу у вас работать
- Производственный календарь
- Экспертная рекомендация
Молодым специалистам
- Карьера для молодых специалистов
- Школа программистов
- Школа продактов
- Поиск сотрудников
- Помощь
- Пользовательское соглашение
- Каталог компаний
- Работа по профессиям
- Уведомления в мессенджер
Сегодня на сайте 1304460 вакансий , 62490655 резюме , 1948250 компаний и за неделю 3246678 приглашений
Источник: hh.ru
Крауд-продюсер: что делает, сколько зарабатывает и как им стать
Ежегодно рынок краудфандинга растёт. Общий сбор крупнейшей в России платформы Planeta.ru превысил 1 млрд 200 млн, а количество успешных проектов приближается к 5 500. Появились специалисты, которые помогают делать проекты успешнее, — крауд-продюсеры.
Разбираемся, кто такой крауд-продюсер, что он умеет и сколько зарабатывает. Также расспросили крауд-продюсеров о том, как они попали в профессию и как работают с клиентами.
Наталья Игнатенко
Что такое краудфандинг и как он работает
Краудфандинг — инструмент дополнительного альтернативного финансирования. Он позволяет реализовать идею вместе с сообществом, заинтересованных в ней людей. Автор создаёт на краудфандинговой платформе проект, подробно описывает идею, выставляет финансовую цель и период сбора денег. Если в течение заявленного времени деньги в нужном объёме собрать не удалось, платформа возвращает их участникам.
При этом краудфандинг — это не благотворительность. За участие в проекте автор предлагает интересные бонусы. Часто вознаграждение и есть будущий результат, то есть проекты построены по принципу предзаказа: флагманским лотом за участие в книжной кампании будет экземпляр книги, а в проекте по созданию новой настолки — комплект игры.
По нашим подсчётам, каждый третий проект завершается успешно. С одной стороны, это неплохой показатель. С другой стороны, это означает, что 2/3 авторов уходят с крауд-проекта ни с чем, кроме опыта неудачного краудфандинга.
Дело в том, что некоторые авторы уделяют большое внимание бонусам, пишут вовлекающие тексты, но не продумывают, как будут продвигать кампанию. Они регулярно обновляют страницу крауд-кампании в надежде на чудо, но чудо не происходит само. Нет, иногда чудеса случаются, но это исключение из правил.
Как-то к нам в офис позвонила женщина, которая уверяла, что «что-то сломалось». Дело в том, что до окончания проекта оставались считанные минуты, на счётчике — меньше 10%, а на следующее утро оказалось, что проект успешно завершён.
Но на Planeta.ru нет кнопки «закрыть проект, добавив виртуальные 200 тысяч». Зато есть лояльные пользователи, которые иногда готовы вносить в крауд-кампании существенные суммы.
Краудфандинг работает тогда, когда работает автор проекта. И на 80% успешное завершение кампании связано именно с продвижением.
Нужно понимать, что проекту помогает не какая-то абстрактная толпа, а конкретное комьюнити, сформированное вокруг автора или его идеи.
Кто такой крауд-продюсер
На российских крауд-платформах авторы взаимодействуют с менеджерами: после запуска проекта менеджер связывается с автором и помогает ему вести кампанию. На некоторых крупных зарубежных крауд-площадках запуск происходит автоматизированно из-за очень большого внешнего потока проектов: на платформе Kickstarter даже проверка проектов происходит с помощью алгоритма, а не вручную.
Задача менеджера — обработать этот входящий поток, оценить проект, дать базовые рекомендации авторам, помочь в оформлении стартовых и закрывающих проект документов.
Крауд-продюсер — это менеджер 80 lvl, с повышенными суперспособностями ? Он тоже всё это делает, но его включённость гораздо глубже. Поэтому менеджер экспресс-запуска может одновременно вести 30 проектов, а крауд-продюсер — обычно не больше 10, причём не все из них в активной фазе.
Крауд-продюсер — эксперт по упаковке и продвижению крауд-кампаний. Он не работает с входящим потоком проектов, а сам ищет интересных авторов.
Крауд-продюсер может быть сотрудником крауд-платформы, — и тогда он заинтересован в запуске интересных проектов именно на своей площадке. А может быть фрилансером — в этом случае он может посоветовать автору платформы в зависимости от его целей и условий работы краудфандингового сервиса. Впрочем, некоторые авторы и сами часто выполняют функции крауд-продюсеров, продвигая свои проекты.
Читать также
Курс
Бренд-менеджмент
Узнать больше
- Научитесь создавать бренд, который увидят, услышат, почувствуют, поймут и полюбят
- Узнаете, как сформировать понятный, надежный и дружелюбный образ компании
- Поработаете над реальным проектом, потренируетесь в решении кейсов и практических задач, прокачаете портфолио
Чем занимается крауд-продюсер
Крауд-продюсер помогает вести краудфандинговую кампанию с момента подготовки до её завершения. Мы выделили три направления работы крауд-продюсера.
Привлекает проекты и проверяет на крауд-пригодность
У крауд-продюсера нет задачи любой ценой убедить автора попробовать краудфандинг. Поэтому перед подготовкой к запуску опытный продюсер обязательно оценивает автора и его идею на крауд-пригодность — готовность автора к краудфандингу и понимание им специфики этого механизма.
Секрета идеального краудфандинга нет — всё зависит от совокупности факторов. Но важный элемент крауд-проекта — наличие сообщества, сформированного вокруг автора или его проекта.
Упаковывает и продвигает проект
Важно понимать, что крауд-продюсер — это не ключевая фигура проекта. Главную роль играет сам автор. Продюсер консультирует, помогает автору сформулировать идею и посыл для аудитории, проработать стратегию продвижения кампании. Но он не собирает деньги за автора.
От личной вовлечённости автора проекта зависит многое. Крауд-продюсер выступает скорее как тренер в фитнесе: тот оценивает цели и потенциал клиента, прорабатывает индивидуальную систему тренировок и план питания, подбадривает, при необходимости корректирует формат занятий, но без усилий самого клиента спортивный результат не будет достигнут никогда. В краудфандинге то же самое.
Крауд-продюсер работает с автором на всех этапах проекта: во время подготовки, активной фазы сбора и после завершения кампании.
Прежде всего крауд-продюсер вместе с автором определяет целевую аудиторию, а уже исходя из этого продумывает интересные для неё лоты, прописывает тексты и сценарий видеообращения, оценивает ресурсы автора для продвижения и планирует активности по привлечению внимания к кампании на разных площадках.
Во время активной фазы проекта крауд-продюсер:
- следит за ходом кампании;
- напоминает автору сделать новость в проекте или подключить партнёрскую рассылку;
- генерирует новые идеи по продвижению.
Продвижение может идти непредсказуемо, на него всегда влияют внешние факторы. Иногда необходимую сумму можно собрать всего за несколько часов после старта — тогда продюсер с автором придумывают дополнительные цели кампании, потому что досрочно закрыть проект нельзя. Иногда наоборот, несмотря на все усилия, счётчик проекта двигается очень неспешно.
После окончания сбора работа продюсера не завершается: часто эти специалисты помогают автору организовать логистику и выдачу вознаграждений. А ещё крауд-продюсеры тщательно следят за реализацией обещаний автора и помогают общаться с аудиторией после завершения сбора.
Менеджмент и комьюнити-менеджмент
Если крауд-продюсер представляет платформу, то именно он берёт на себя менеджерские обязанности по документообороту. Часто крауд-продюсер помогает автору отвечать на вопросы по проекту в соцсетях и на странице кампании. Вопросов всегда может быть много: от «как перевести деньги в проект» до «когда мы получим наши вознаграждения?». Впрочем, часто общением с сообществом занимаются сами авторы.
В целом, профессия крауд-продюсера достаточно гибкая: он может быть просто консультантом, помогающим перед запуском, или полноценным участником крауд-кампании, который ищет партнёров для проекта и настраивает таргетированную рекламу. Чем больше у крауд-продюсера дополнительных скиллов, тем выше его ценность как специалиста.
Что требуют от крауд-продюсера
Крауд-продюсирование — это профессия на стыке проектного менеджмента, пиара, маркетинга, фандрайзинга и комьюнити-менеджмента. Чем шире кругозор такого специалиста, тем лучше.
Профессиональные навыки (hard skills)
- понимание принципов работы краудфандинга и краудфандинговых площадок;
- практический опыт по реализации крауд-проектов;
- подготовка плана продвижения крауд-кампании, гибкое управление;
- бюджетирование проекта;
- ведение документооборота;
- владение английским языком;
- понимание основ SMM, email-маркетинга, копирайтинга;
- работа с аналитикой, отличное знание MS Excel или Google Таблиц;
- знание инструментов для постановки и контроля задач: мы в «Планете» пользуемся Basecamp, некоторые продюсеры общаются с авторами и командами проектов в Trello.
«Мягкие» навыки (soft skills)
- умение работать в команде;
- творческое мышление;
- высокая коммуникабельность;
- дружелюбность;
- хорошие презентационные навыки;
- гибкость и структурированность;
- наставнический навык, умение объяснять;
- терпеливость;
- умение располагать к себе собеседника, обаяние;
- организованность;
- пунктуальность.
Читать также
Сколько зарабатывает
Штатный крауд-продюсер, как правило, получает ставку и процент от комиссии самой платформы. Один специалист ведёт несколько проектов, поэтому его конечный заработок зависит только от активности. Фрилансер может работать за оговоренную ставку или процент от привлечённых средств.
В любом случае его заработок тоже будет напрямую зависеть от объёма работ: какой-то продюсер только консультирует, а какой-то — снимает для автора видеообращение, работает со СМИ и общается с сообществом проекта. Фрилансер может также полноценно работать с несколькими проектами, а может совмещать ведение кампаний с другой деятельностью. Поэтому конкретную цифру назвать сложно: у кого-то получится 10 тысяч рублей, а у кого-то — больше 100 тысяч.
Личные истории крауд-продюсеров: почему пришли в профессию, как работают с авторами и сколько зарабатывают
Продюсирование как бизнес
Рынок массовых маркетинговых коммуникаций (МК) имеет свои сектора и ниши, которые зависят от специфических измерений:
пространственного охвата, количества точек и зон контакта; протяженности во времени; каналов коммуникации; типов контента (различий в содержании); типа целевой группы, различий в параметрах целевой группы и т.п.
В этом ключе продюсирование — это определенный сектор на рынке МК, который включает предоставление услуг в области создания уникального маркетингового продукта с целью решения задач продвижения, развлечения и прочего. Прежде всего, выясним, что есть продюсирование с точки зрения бизнеса.
Сейчас я определил бы продюсирование, как способ реализации проектов. Более того, мне представляется, что это ЕДИНСТВЕННЫЙ эффективный способ запуска венчурных проектов.
Следовательно, продюсирование как бизнес продает будущее, так как имеет способ его реализации.
Он включает три основных элемента — поиск (или создание) плодотворной бизнес идеи, привлечение ресурсов, реализация идеи. Впрочем, реализация — это технический вопрос, если есть идея и ресурсы.
Следовательно, продюсер ищет только идеи и ресурсы. Все остальное он обеспечивает сам. Если взглянуть шире, этот подход возможен в любых отраслях.
В данной статье я ограничусь только рынком маркетинговых коммуникаций и более узко буду рассматривать кино-, телепроизводство, театральные и иные массовые акции, в которых арт контент является точкой притяжения людей.
Более того, я готов выдвинуть гипотезу: Если вы нашли нечто, способное притягивать людей (или их внимание), то считайте, что вы получили способ притягивать деньги.
На этом построена современная реклама: внимание людей = деньги. Чем больший объем внимания вы сможете получить, тем дороже вы его продадите. Однако есть еще более дорогие продукты.
Если вы можете получить ОТНОШЕНИЕ, то оно стоит в кратное количество раз больше ВНИМАНИЯ.
И, наконец, если вы гарантированно можете получить ПОВЕДЕНИЕ людей, то вы можете сами назначать любую цену, ибо тот, кто владеет ПОВЕДЕНИЕМ, тот владеет властью.
Различные технологии говорят нам, что они способны предоставить неограниченное количество внимания, отношения и поведения. В действительности, в способности привлечь внимание мы не сомневаемся. Данное обстоятельство служит источником прибыли для несметного количества баинговых и селлинговых агентств, торгующих охватом и количеством контактов. В тесной спайке с медиаметрическими компаниями они продают рекламодателям святую веру в формулу: внимание = объем медиа плана = объем денег.
И у рекламодателей нет иных шансов, потому, что они неплохо продают автомобили или прокладки, в то время, как рекламисты более успешны в реализации рекламных мифов. Правда, рекламным агентствам приходится реинвестировать в поддержание мифов, но все равно — это очень высокодоходный бизнес.
Уверения политтехнологов в реальности оптовых поставок ОТНОШЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ К БРЕНДУ воспринимаются уже не так оптимистично. Именно поэтому продвинутые рекламодатели значительно слабее реагируют на такие заявления. Они требуют БОЛЬШИХ ГАРАНТИЙ, что вложенные деньги не пропадут. Поэтому самыми активными покупателями такого сомнительного товара являются всевозможные банки, страховые компании и структуры, работающие на лоббистских рынках. Успешный банк — это доверие, а оно является самым важным активом отношения, в который инвестирует клиент.
Комичность ситуации в том, что доверие, гарантии, ликвидность — краеугольные камни банковского бизнеса. Когда банки продают свои кредиты в обмен на розовое будущее клиентов, то их более интересует не само будущее (и его цвет), а гарантия того, что клиент вернет деньги. При этом фактически банки покупают будущее клиентов, причем на очень жестких условиях: надо вернуть кредит и его стоимость.
И те же самые банки как дети реагируют на пропаганду PR и рекламных агентств. Банки точно также покупают у рекламистов будущее, только свое. При этом в ответ на робкие вопросы об эффективности затраченных средств они получают глубокомысленные рассуждения о количестве контактов, целевых группах и прочем, отдают агентствам свои живые деньги и не требуют их вернуть.
Вот что значит — торговать отношением. Гарантий не требуется. Требуется вера клиента.
Когда мы говорим о торговле поведением (купить — не купить, проголосовать — вообще не прийти на участок), то в ЭТОЙ ситуации гарантии ценятся больше всего. А как предоставить гарантию клиенту, если ее просто не существует? Ответ прост: больше денег = больше медиа движений = больше шуму. Обрушим на потребителя такой вал информации, что он вообще не сможет увидеть конкурентов.
А лучше — скупить все медиа ресурсы. Хочешь максимальных гарантий? Плати по взрослому!
При чем здесь продюсирование, и чем его подход отличается от обычной рекламы?
В конечном итоге это та же торговля отношением и поведением, но виртуозность на порядок выше. У продюсера в наличии нет ничего, кроме красивой идеи. Его единственный товар — виртуальное будущее, но его реализация упирается во вполне реальные, а не виртуальные деньги. Чем их больше, тем больше вероятность получить в нужной пропорции внимание (узнал о прокате кинофильма), отношение (заинтересовался фильмом) и поведение (купил билет). А дальше обыкновенная экономика.
Если ваши затраты на получение нужного количества внимания, отношения и поведения оказались меньше, чем та сумма, за которую вы смогли продать объем все тех же внимания, отношения и поведения — вы получили УСПЕШНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ арт-проект (кинофильм, телепрограмму, постановку и т.п.).
Как я уже сказал, формула продюсирования: идея + достаточное количество ресурсов (лучше финансовых). Таким образом, чтобы продюсировать успешный проект, надо найти идею и деньги.
Сосредоточусь на главном — как добывать ресурсы?
Технология (философия) продюсирования есть искусство связывать различные обстоятельства и ресурсы с целью сотворить что-то новое. На практике это выглядит так. Я прихожу к потенциальному интересанту и говорю:
«У меня есть отличная идея, которая может решить Ваши бизнес проблемы. Реализация этой идеи принесет Вам 1000% дохода. Для ее реализации нужно 100% денег, но от Вас только 20%. Если Вам это интересно, то я найду остальные 80%».
Некоторые люди, которые верят, что разбираются в маркетинге, называют это УТП — уникальное торговое предложение. Они ошибаются. Это предложение имеет другое название.
Я бы назвал это чем-то вроде ПОКВНМО — Предложение, От которого Вы НЕ Можете отказаться. Впрочем, для краткости его можно называть БОП — безотказное предложение. Чувствуете разницу?
Конечно, предложение должно быть и уникальным, но главное его свойство все-таки — безотказность. Для придания уникальности и повышения безотказности можно поднять прибыль до миллиона процентов, а требуемую долю затрат снизить до 0%.
Обычно, получив такое безотказное предложение, предполагаемый спонсор впадает в кому, так как в его сознании борются две противоположных мысли — с одной стороны он понимает:
- скорее всего, его хотят обмануть,
- а, с другой стороны, его обуревает благородная алчность и дикое любопытство!
Кома продолжается несколько секунд. Если она длится более 10 секунд, и вы видите, что чаша весов склоняется в пользу недоверия, то вы можете «добить» потенциального партнера следующей фразой:
«Впрочем, если Вам не интересно, то я иду к Вашему конкуренту. Я уважаю Вашу компанию, но мне наплевать, кто заплатит мне за свое процветание!»
Многие из вас, наверное, подумали — да это простое надувательство!
Нет! Тут, вы ошибаетесь, потому, что я предлагаю РЕАЛЬНУЮ идею, которая реально может принести тысячи выгод. Сконцентрируйтесь, я реально предлагаю найти деньги для проекта. Я не обманываю, потому, что я продюсер, а не аферист (это родственная профессия, о ней можно рассказать позже, для желающих).
Продюсирование может напоминать аферу и в основе своей это авантюрная и высоко рисковая деятельность, но не афера. Продюсер — это всегда экстремал, немного игрок, авантюрист, но не аферист. Основой для продюсирования является четкое понимание сущности бизнеса и рыночных мотиваций.
Ваша задача — РЕАЛИЗОВАТЬ отличный арт-проект, а не обмануть людей.
Почему это так важно? Потому, что продюсер продает БУДУЩЕЕ, а продать его можно только имея Имя, Репутацию и Историю. Нет Имени и Репутации — никто вам не поверит, вашу даже самую красивую идею не примут. Хотя, справедливости ради, признаю, что существуют способы, как реализовывать идеи, и при этом не иметь Имени и Истории. Но это уже немного другая история.
Продюсер ЧЕТКО ПРОСЧИТЫВАЕТ И МИНИМИЗИРУЕТ СВОИ И ЧУЖИЕ РИСКИ. А это уже технология.
Ваш партнер, безусловно, заинтригован. По, крайней мере, он готов вас выслушать, а это главное. Вы излагаете ему свою идею, и он задает сакраментальный вопрос: Отлично, а что тебе от МЕНЯ надо? Тут вы должны не упустить свой шанс и попросить доступ к тому ресурсу, ради которого и пришли.
Этот момент требует некоторого прояснения. Вспомните положение, которое звучало выше «. продюсирование есть искусство связывать различные обстоятельства и ресурсы с целью сотворить что-то новое». Дело в том, что спонсором Вашего проекта может выступить любая компания или человек. Они обладают широким набором ресурсов: лоббистских, финансовых, человеческих, технологических, производственных, идеологических, духовных, природных, в области недвижимости и т.п.
Умники от бизнеса обозвали это активами и пассивами. Но как бы это не называлось, часто получается так, что компания обладает БОЛЕЕ, ЧЕМ ОГРОМНЫМИ РЕСУРСАМИ, но ИСПОЛЬЗУЕТ малую их часть. Даже эта малая часть ресурсов приносит ей прибыль, топ менеджмент имеет кусок хлеба с толстым слоем икры (нескольких видов), чувствует себя уверенно, и при этом НЕ ОСОБО заботиться о том, чтобы повысить эффективность использования собственных ресурсов. Зачем?
При этом руководители часто не задумываются над тем, что скрытые ресурсы могут приносить им значительные деньги, подчас много большие, чем они имеют на своем основном бизнесе. Нюансы этого процесса основаны на фундаментальных понятиях маркетинга типа 4P, 5P, 7P + реальной модели вашей прибыли.
Задача продюсера — заранее понять, какие ресурсы нужны для реализации арт-проекта, и обратиться к тем, кто имеет эти ресурса, хотя ИХ владелец может об этом и не догадываться. Когда же набирается достаточное количество таких ресурсных спонсоров, то продюсер берет на себя функцию связывания их интересов, согласования конфликтов и сближения позиций. Как только это происходит, разверзаются трубы, и поток возможностей проливается на продюсера.
Собственно кроме осуществления контроля ему и делать-то более ничего не надо. Безусловно, в контексте данной статьи рассматривается функция генерального продюсера, а не линейного, функционального и прочего. Для неопытных — отличие генерального продюсера проекта от всех остальных его участников в том, что он единственный привлекает средства в проект, в то время как другие только тратят. А тратить, как известно мы все умеем, и чем человек может масштабней тратить чужие деньги, тем выше его уровень в профессиональной и социальной иерархии.
Пример. Две небольших пьесы
Пьеса №1.
Приходит к вам коммерсант и говорит: «Хочу снять ролик, и чтоб по ящику крутили! Сколько денег?»
Если скажете — 1000 у.е., он скривит физиономию и спросит, почему так дорого. Вы начнете объяснять — дескать то, да се, пленки, аренда постов, кастинг. на жизнь чуть-чуть. Он будет смотреть на вас узкими глазами и говорить: «Не, дорого, давай 700. «
Пьеса №2.
На вопрос: «Сколько денег?» вы отвечаете: «1000000 долларов» и при этом физически смотрите ему в глаза, но на самом деле фокусируете взгляд на два метра позади его головы! Глаза его становятся КРУГЛЫМИ и ЯСНЫМИ, как морозная даль в российской деревне. А когда он придет в себя (от 6 до 47 секунд), он НИКОГДА, НИКОГДА. не спросит «А чо так дорого?».
Он посмотрит на вас снизу вверх и спросит сиплым от холопского усердия голосом: «А подешевле никак нельзя-ссс?» А, спросив это, тут же поймет, что похоронил себя в ваших глазах навечно. Похоронил под образом мрачным, а, главное, безысходным и утратившим всякую надежду на возрождение. Когда он уйдет, то будет рассказывать всем, что общался с Самим, и будет гневно сопеть над смешками БЫЛЫХ товарищей. Но глаза его отныне будут смотреть поверх голов их — никчемных и пустых, ибо не прикоснулись они к Высокому, не сподобились.
Это маленькое технологическое отступление — по поводу того, как правильно тратить деньги, но для нашего рассмотрения более важно — как их добывать. Тем не менее генеральный продюсер ОБЯЗАН знать психологию тех, кто привык ТОЛЬКО тратить чужие деньги, так как это имеет прямое ОТНОШЕНИЕ к управлению БЮДЖЕТОМ арт-проекта. Хорошего ген. продюсера не проведешь.
Зная психологию «великих художников», он мигом укоротит амбиции самых великих, предложив нехитрый выбор — быть непризнанным гением или выдающимся профессионалом. Разумеется, первое выбирают только первые. Все остальные (более прагматичные) милостиво соглашаются занять вакансию выдающегося профессионала.
После связывания ресурсов спонсоров продюсер в основном озабочен контролем над проектом и бесчисленными мелкими конфликтами со съемочной группой, которая стремится больше реализовать свои потенции, чем выполнять поставленную задачу.
Но в рамках этой статьи мы не будем сосредотачиваться на управлении проектом. Наша цель — понять, как ЗАПУСТИТЬ проект. С технологией связывания интересов спонсоров все более или менее прозрачно, но все эти движения не имеют никакого значения, если Ваша идея неинтересна.
Вы не должны иметь никаких иллюзий — продюсирование как технология на личностном уровне не более чем искусство личных продаж. Это принципиальное положение. Идея сама не продает себя, это лишь продукт, вариант Будущего, и ему нужен продавец. Эту функцию выполняет продюсер.
Как продавец вы должны добиться, чтобы партнер или спонсор согласился принять ваше предложение на обоюдовыгодных условиях. И, с точки зрения продажи, для осуществления этого проекта должно присутствовать два обязательных элемента — собственно искусство продаж и продукт, то есть идея. Даже начинающий продавец способен продать отличный продукт, но и самый звездный не в состоянии продать товар, который не вызывает энтузиазма.
Поэтому успешное продюсирование — это отличная идея и искусство ее продажи. Осталось понять, как создавать отличные идеи (продукты) и как их продавать. Практика показывает, что находить интересные идея значительно более рентабельно, чем их создавать. Поэтому в мире существуют креативные и различные литературные агентства, которые работают с множеством авторов идей.
Большинство авторов никогда не кормит себя за их счет. Они пишут в надежде, что Агентство сумеет продать его идею издателю, на ТВ или в кинематограф. Иногда срабатывает. Стивен Кинг утверждает, что только 5% людей, которые генерируют идеи, кормятся за их счет. Всем остальным приходиться работать в других отраслях.
Тяжело, но таков бизнес.
Продюсер самостоятельно или при посредничестве литературного (креативного) агентства находит интересный контент, а это значит, что он уверен, что достаточно большие группы потребителей охотно заплатят временем или деньгами за то, чтобы потребить его. Это самый большой РИСК продюсера, так как он может продать инвестиционный контракт Банкиру, но никто не сможет продать неинтересную историю Зрителю.
Потом он находит канал доставки этого контента: массовые шоу, киноэкран и кинопрокат, телевидение, радио, газеты, наружка, интернет, прямая рассылка. Затем, как уже говорилось, он находит покупателей различных бизнес возможностей, которые образуются за счет соединения контента и канала доставки, и временные оборотные средства для запуска проекта.
В результате кино или арт-проект оказывается запущенным в производство. При этом подразумевается, что уже есть договоренности с прокатными сетями или телевидением.
Проект выходит в свет, и остается только жать. Если продюсер угадал, то его ждет успех и следующий виток карьеры. Если произошел провал — его ждут кредиторы.
Впрочем, настоящий продюсер всегда рано или поздно добивается успеха.
Источник: www.advertology.ru