Проект малый бизнес проблемы становления и развития в своем регионе

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый и средний бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Вебинар «Внедрение и развитие BI: обзор бизнес-подходов»

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса). Число первых невелико (оно, как правило, исчерпывается перечнями 100-1000 компаний, обычно фигурирующих в широко известных финансово-экономических рейтингах). Число предприятий среднего и малого бизнеса в развитых странах достигает значительных величин (например, в США действует около 20 000 000 предпринимательских структур). При этом наблюдается характерная особенность: социально-экономический уровень страны прямо связан с числом хозяйствующих субъектов.

1.1 Определение групп малого и среднего бизнеса

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса (МСБ).

Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых и средних предприятий (МСП), в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.

В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:

годовой оборот (объем продаж);

Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 годы. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.

Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий[2]:

малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.

Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.

В нашей стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

· в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек,

· в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

· в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В настоящее время вырабатываются критерии отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства и предлагаются следующие пороговые ограничения[3]:

Тип бизнесаЧисло занятыхОбъем выручки, млн. руб.
АБВ
микро-От 1 до 15 человек15
малыйОт 16 до 50 человек40
среднийОт 51 до 250 человек100

Источник: kazedu.com

Особенности и проблемы развития малого бизнеса: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришин И.А., Соболева С.Ю., Объедкова Л.В.

Исследование вопросов формирования и функционирования российских малых предприятий в современных условиях приобретает все большую актуальность, обусловленную значимостью данных субъектов в экономике страны. В работе анализируются социально-экономические факторы, препятствующие становлению малых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, региональные особенности их функционирования, делаются выводы о необходимости активизации интеграционных процессов, а также разработки и применения региональных программ по поддержке малого бизнеса .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришин И.А., Соболева С.Ю., Объедкова Л.В.

Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса

Город в региональном развитии инновационной деятельности малого бизнеса

Активизация инновационной деятельности малых производственных предприятий в реализации промышленной политики региона

Развитие инструментария оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в экономике региона
О регионально-муниципальной поддержке малых предприятий Волгоградской области
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы развития малого бизнеса: региональный аспект»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Волгоградский государственный университет

Исследование вопросов формирования и функционирования российских малых предприятий в современных условиях приобретает все большую актуальность, обусловленную значимостью данных субъектов в экономике страны. В работе анализируются социально-экономические факторы, препятствующие становлению малых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, региональные особенности их функционирования, делаются выводы о необходимости активизации интеграционных процессов, а также разработки и применения региональных программ по поддержке малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, интеграция, малое предпринимательство, региональная специфика, развитие малого бизнеса.

Бурный рост малого бизнеса в российской экономике, начавшийся во второй половине 1980-х гг., явился следствием политических и социально-экономических реформ, сформировавших приоритеты частной собственности, коммерческой целесообразности и предпринимательской инициативы. В настоящее время малый бизнес выполняет целый ряд функций в экономической, социальной и других сферах общества, разрешая проблемы занятости, развития частного сектора, расширения сферы услуг населению, повышения качества жизни. Не

менее важным является то, что развитие малого бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом социальной и политической стабильности.

Развитие малого бизнеса в экономике имеет для России стратегическое значение, так как актуальность проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий не ослабевает. Подъем малого и среднего предпринимательства в стране при государственной поддержке может иметь решающее значение для реализации экономической политики.

Читайте также:  Микрофинансовые организации это какой бизнес

Однако развитие малого бизнеса в России все еще идет медленными темпами и отстает от возможностей и потребности отечественной экономики. Так, статистика показывает, что практически во всех российских регионах по итогам 2010 г. произошло снижение количества малых предприятий, уменьшение их товарооборота и количества занятых. В Южном федеральном округе эти сокращения были особо ощутимыми. В трех субъектах ЮФО — Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае — сократилось не только количество малых предприятий, но и численность занятых на них работников, упали обороты предприятий и инвестиции в основной капитал. К примеру, по количеству сотрудников малых предприятий Вол-

гоградская область показала самое большое сокращение — на 34,5 %. На 8,3 % сократилось число работников малых предприятий в Ростовской области, на 6,8 % — в Астраханской. А Краснодарский край лидирует по самому значительному сокращению товарооборота — на 27,8 % [9].

Некоторые авторы связывают проблемы развития малого бизнеса с административными барьерами [10], другие считают основным фактором в этом низкий уровень доходов населения и недостаточная доступность получения кредитных ресурсов, необходимых для организации самостоятельного бизнеса, особенно на первоначальном этапе [5]. По мнению авторов, во многом это также связано с тем, что до сих пор не решены основные проблемы малых предприятий: неравномерность развития малого бизнеса в промышленности по территории регионов России; сохранение монопольных позиций крупного бизнеса в основных отраслях промышленности; отсутствие доступа малых предприятий к последним научно-техническим разработкам и передовым технологиям; значительное воздействие теневого сектора экономики, мешающее легально занимать существующие рыночные ниши и др. Немаловажным остается и тот факт, что в общественном сознании по сей день достаточно широко распространено поверхностное мнение о малом бизнесе, которое рассматривает его как малоиспользуемый ресурс пополнения бюджетов различных уровней, что в свою очередь не стимулирует малые предприятия к осуществлению долгосрочных инвестиционных вложений. Малый бизнес также не принято рассматривать как инструмент решения социальных проблем. Однако некоторые исследования убедительно доказывают взаимовлияние развития малого бизнеса и уровня человеческого развития [1], а также важность формирования с его помощью социального капитала на региональном уровне [6].

В настоящее время очевидным является тот факт, что в целом перспективы развития малого промышленного предпринимательства отождествляются в первую очередь с высокотехнологическими производствами и созданием интегрированных структур, а не с кустарно-ремесленными промыслами. В развитых странах одним из важнейших условий успешного функционирования малых предприятий является их интеграция в общий комплекс предпринимательских структур, и в первую очередь устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса [4].

В промышленном секторе следствием этих процессов становится преобладание постоянных работников на предприятиях малого бизнеса, что

объясняется также непрерывностью и технологической сложностью производственного процесса. Качество выпускаемой продукции промышленными предприятиями в большей мере зависит от квалификации работников и знания ими внутрифирменных особенностей организации производства. В силу этого российские малые предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере промышленного производства, вынуждены дополнительно решать ряд задач технико-технологического характера путем привлечения высококвалифицированных специалистов, в том числе технологов и конструкторов. В течение последних лет, несмотря на общее снижение количества предприятий малого бизнеса, в них четко прослеживается тенденция к сокращению числа работающих по договорам гражданско-правового характера и достаточно стабильное увеличение постоянных работников. Данную тенденцию можно расценивать как косвенное доказательство перехода российского малого бизнеса на более высокий уровень организации, позволяющий производить более сложные в технологическом отношении товары, работы и услуги.

Малым предприятиям агропромышленного комплекса (АПК) также свойственны указанные тенденции. Всевозрастающая конкуренция на товарных рынках ставит отечественных производителей сельскохозяйственной продукции перед объективной необходимостью развития интегрированных структур, которые позволят минимизировать затраты и обеспечить экономический рост всех субъектов консолидированного объединения [2]. Цель создания интегрированных формирований в АПК состоит в том, чтобы обеспечить относительно равные экономические условия участникам производственного процесса и согласованного развития всех технологических звеньев производства конечного продукта [8]. Это достигается прежде всего упорядочиванием экономических отношений между сельскохозяйственными, перерабатывающими, обслуживающими и другими предприятиями — участниками процесса интеграции. Однако необходимо отметить, что экономическая интеграция более устойчива, если ее существование экономически более выгодно для всех ее участников, чем непрерывный поиск подобных партнеров на рынках и частая их смена, а в самой интеграционной структуре идет постоянная работа, направленная на совершенствование интеграционных процессов. Поэтому интеграцию следует рассматривать как организационно-экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами, перешедшие в ходе

Стратегия развития экономики

сотрудничества на качественно более высокую степень, характеризующуюся взаимным сращиванием элементов и формированием целостной структуры с единой системой целей, интересов, связей и функций. В результате чего достигается органическая согласованность деятельности и увеличение экономического потенциала хозяйствующих субъектов, значение которого превышает их простую арифметическую сумму. Возникновение и развитие интеграционных процессов является прямым следствием усложнения технологии промышленного производства и конечных свойств продукта, выражающихся в конструктивных, качественных и ассортиментных параметрах, что автоматически приводит к формированию новых экономических связей в структуре экономической системы.

Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, при анализе причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства, следует учитывать, что интересы малых предприятий, обусловленные коммерческой целесообразностью, могут не совпадать с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией экономики и приоритетами экономической политики государства. Однако преодоление совместными усилиями бизнеса и власти влияния негативных факторов, по мнению авторов, позволит создать необходимые предпосылки для развития малого предпринимательства и роста его доли в производстве валового внутреннего продукта. Для этого необходимо, чтобы меры по поддержке малого предпринимательства были увязаны со стратегией развития регионов и муниципальных образований, а также основными направлениями их долгосрочной политики в сфере промышленности и предпринимательства. В целях усиления существующих направлений развития малого предпринимательства представляется целесообразным рассматривать поддержку промышленных предприятий малого бизнеса в качестве одного из приоритетов муниципальной экономической политики. Без соответствующих мероприятий, проводимых на местном уровне, государственная и региональная система поддержки малого предпринимательства является незавершенной и во многом теряет свою эффективность.

Как уже было отмечено ранее, повышение эффективности всесторонней поддержки малого предпринимательства в РФ является важнейшим вопросом экономической политики государства, которая предполагает создание наиболее благоприятных условий для предпринимательской деятельности, особенно в тех направлениях, где ожидается наибольший социально-экономический эффект. Действия, предпринимаемые в последнее время

высшими органами власти страны, свидетельствуют о серьезных намерениях сделать государственную политику в отношении малого предпринимательства последовательной, продуманной и прозрачной. При этом осуществление государством последовательной деятельности в сфере регулирования малого предпринимательства в настоящее время невозможно представить без опоры на интеграционные процессы, повсеместно протекающие в структуре отраслевых и территориально-производственных комплексов, которые, как и вся система национальной экономики, испытывают влияние общемировых тенденций глобализации.

Указанные тенденции в полной мере проявляют себя и в экономике Волгоградской области, где развитие малых предприятий приобретает все большие перспективы. На территории области расположено 33 административных района, имеющие специфические особенности экономического развития, и 6 городов областного значения — Волгоград, Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово. Наиболее крупными и индустриально развитыми городами являются Волгоград и Волжский. В связи с этим сильными сторонами, способствующими развитию регионального производственного комплекса, следует считать следующие его характеристики: выгодное экономико-географическое расположение, делающее Волгоградскую область в условиях постсоветского пространства одними из главных «южных ворот» России; находящийся на территории области крупнейший транспортный узел Юга России, состоящий из развитой сети железных и автомобильных дорог, авиалиний, судоходных путей в бассейнах рек Волги и Дона, связанных Волго-Донским судоходным каналом, который обеспечивает благоприятные условия для транспортировки грузов из Европы в государства Азии и Африки.

Читайте также:  Производство шурупов саморезов как бизнес

Наряду с сильными сторонами на состояние производственного комплекса Волгоградской области оказывают влияние и его слабые стороны, сдерживающие темпы развития: диспропорции в размещении промышленных зон и недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, усложняющие деловые контакты; неэффективное использование части производственных территорий и необходимость реструктуризации ряда градообразующих предприятий; высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов значительной части градообразующих предприятий.

По мнению авторов, соотношение сильных и слабых сторон производственного комплекса Волгоградской области определяет основные возможности развития малых предприятий в промышленном

и сельскохозяйственном секторах ее экономики: усиление позиций области в ЮФО; размещение новых производств в регионе на основе притока инвестиционного капитала; трансформация г. Волгограда в активный бизнес-центр; развитие научно-производственной и финансово-кредитных сфер, а также инфраструктурного обеспечении бизнеса, связи и телекоммуникаций. При реализации имеющихся возможностей необходимо также учесть и основные угрозы развитию малых производств: создание более благоприятных условий для развития промышленности и сельского хозяйства другими регионами; затягивание программ по реструктуризации и модернизации градообразующих предприятий; дефицит трудовых ресурсов, вызванных непопулярностью определенных профессий и общим ухудшением демографической обстановки.

Таким образом, несмотря на трудности развития малых предприятий, они являются значимыми субъектами региональной и муниципальной экономики. В связи с этим органы власти предпринимают активные действия по разработке программ развития производственной деятельности малых предприятий, в основу которых должны быть положены интеграционные процессы. Поддержка малых предприятий в регионе обеспечивается соответствующими нормативно-правовыми актами, такими как, например, Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года [7].

Мероприятия по поддержке развития малого бизнеса в регионе сводятся к следующим основным положениям: разработка единых фундаментальных программ действий администрации и мэрии по стабилизации и дальнейшему экономическому развитию, отвечающих потребностям экономики и научно-технического прогресса; улучшение инвестиционного климата с позиций долговременной перспективы и с учетом продолжительности технологических циклов отдельных отраслей; формирование фондов для поддержки промышленности города, использование, которых должно стимулировать развитие как муниципальных, так и частных предприятий; расширение сотрудничества администрации и банковской сферы с целью увеличения объема вложений в реальный сектор; интенсивная поддержка администрацией внешнеэкономических связей промышленного сектора; государственная поддержка и формирование приоритетов развития малого бизнеса с позиций решения проблем занятости в регионе; стимулирование построения интегрированных структур, способствующих снижению издержек на основе укрепления кооперационных связей в экономике города и региона [3].

В настоящее время проблему становления малого бизнеса крайне сложно решить в какой-либо одной из привычных экономических систем координат, таких как поддержка малого бизнеса или экономическая политика. Перспективы и приоритеты малых предприятий изначально во многом определяются потенциалом регионального производственного комплекса, который формируется под воздействием ряда отраслевых и территориальных факторов. В процессе реализации своих потенциальных возможностей малые производства в условиях региональной поддержки приобретают дополнительные стимулы развития. Однако административных мер по поддержке малого бизнеса недостаточно. Необходим комплексный подход, сочетающий двусторонние согласованные действия органов региональной власти и малого бизнеса, а также усиление процессов интеграции.

1. Басарева В. Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С. 168—182.

2. Галушкин В. И., Митрофанова И. В., Объедкова Л. В. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе современной России: от традиционализма к модернизации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 1 (34). С. 10—19.

3. Гришин И. А. Малое предпринимательство в муниципальной промышленной политике. Волгоград: Принт, 2006. С. 441.

4. Гришин И. А. Региональная промышленная политика развития малых предприятий. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. С. 298—317.

5. Кольчугина А. В. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале XXI века // Вопросы статистики. 2004. № 4. С. 45—48.

6. Ломовцева О. А., Соболева С. Ю. Методологические аспекты определения сущности и эффективности социальных инвестиций // Научные ведомости Белгородского государственного университета. № 1 (56). 2009. С. 213—218.

7. Официальный сайт Администрации Волгоградской области. URL: http://www. volganet. ru/irj/ avo. html.

8. Романова О. С. Современные тенденции развития интеграционных процессов в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 5. С. 63.

9. Российская газета. URL: http://www. rg. m/2011/05/11/reg-jugrossii/zanyatost. html.

10. Тамбовцев В. Л. Экономические потери от административных барьеров в хозяйственной деятельности // Регион: экономика и социология. 2001. № 3. С. 44-54.

Источник: cyberleninka.ru

Малый бизнес: проблемы становления и развития

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю.

Введение
1. Этапы развития малого предпринимательства в России.
2. Самостоятельное существование малого бизнеса.
3. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Заключение
Список используемой литературы

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ТУРИЗМА

По предмету: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

На тему: «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

1. Этапы развития малого предпринимательства в России.

2. Самостоятельное существование малого бизнеса.

3. Проблемы становления малого бизнеса в России.

Список используемой литературы

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия.

Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.

Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию — с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

Читайте также:  Малый бизнес в современной России проблемы и перспективы

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$

затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо

только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным

предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду

как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом

говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится

34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2) .

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост, как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их «новейшей истории».

Таблица 1. Отраслевая структура малого предпринимательства (в %).

Отраслевая структура числа МП

Отраслевая структура полной численности занятых на МП.

Структура производства продукции (работ, услуг) по основным отраслям МП

Транспорт и связь

Торговля и общественное питание

Материально-техническое снабжение и сбыт

Общая коммерческая деятельность

Прочая деятельность в материальном производстве

Бытовые услуги, жилищное хозяйство

Здравоохранение, спорт, социальное обеспечение

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, пенсионное обеспечение

Таблица 2. Региональная структура малого предпринимательства (в %).

Доля в общем числе МП

в том числе Москва

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдо-рыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее — с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии Российского малого предпринимательства.

1992 год — год шоковой терапии — характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой — к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Этапы развития малого предпринимательства в России Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза) .

В то же время в 1992 г. в общей структуре Российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Источник: www.myunivercity.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин