Несмотря на то, что автоматизация складских процессов — это отличное решение для повышения эффективности работы склада, многие небольшие и средние компании все еще отказываются от применения WMS программы. Это связано с затратами и длительностью внедрения. Но можно ускорить процесс и минимизировать расходы, если провести подготовительную работу. О том, что нужно знать перед установкой программы расскажем в данном материале.
Основные аспекты и порядок действий
- Определение проблем и потребностей склада.
- Внедрение адресного хранения.
- Выбор способа размещения товаров на складе.
- Выбор оборудования и вида сканирования товаров.
- Выбор WMS программы управления складом.
- Технология запуска WMS.
На первый взгляд — понятная и очевидная схема действий, но на практике компании решают задачи иногда в другом порядке, тем самым увеличивая издержки.
Программа для учета склада
Определение проблем и потребностей склада
Перед началом автоматизации работы склада необходимо тщательно проверить все складские процессы и выявить возникающие сложности в них, понять какие операции необходимо автоматизировать. Из часто встречающихся проблем— называют следующие:
При разгрузке автотранспорта
- На территории склада больше транспорта для разгрузки, чем позволяет рабочая площадь.
- Объем поставок превышает площадь приемки склада: товар разгружать некуда, не подготовлено место на складе, а транспорт отпустить надо. Кладовщики в спешке выгружают товар в уже заполненные зоны и ставят коробки в проходах, мешая перемещению техники и сотрудникам.
- Недостаточное количество складской техники (погрузчиков, перевозчиков паллет), чтобы быстро разместить товар.
- Не хватает персонала или неправильное планирование количества работников в смену.
При приёме и размещении товара
- Нет четкого плана поставок.
- Неправильно рассчитана площадь зоны приёма и размещения товаров. Не хватает места хранения для большой партии товара, часть которого переносится на другое свободное стеллажное оборудование в отдаленной части склада.
- Низкая скорость приёма товаров — отсутствует маркировка, не хватает сотрудников или техники.
В процессе отбора и отгрузки товара
- Низкая скорость подбора заказа, т. к. отсутствует информация о точном местонахождении товара.
- Несвоевременная подпитка ячеек отбора при увеличенном товарообороте.
- Некорректная информация об остатках товара, пересорт.
- Нехватка техники или сотрудников для своевременного перемещения заказа в зону комплектования и отгрузки.
В процессе инвентаризации
- Процесс идет слишком медленно — не хватает ТСД/сканеров и персонала или подсчет идет вручную.
В зависимости от уровня организации компании (наличие филиалов, разделение склада по категориям отправлений или ответственных лиц и т. п.) могут возникать также индивидуальные проблемы, решение которых можно организовать через WMS сервис.
Программа для учета ТМЦ на складе (Простая Автоматизация Складского Учета)
Все процессы склада и необходимые доработки прописывают в техническом задании для внедрения системы управления складом. Чем точнее был проведен анализ складских операций и отражен в проекте автоматизации, тем больше в дальнейшем будет сэкономлено времени и денег. Уже на этом этапе будет понятен необходимый функционал программы среди большего количества складских программ.
Адресное хранение на складе
Автоматизация складского помещения нераздельно связана с адресным хранением товаров. Складское помещение разделяют на зоны. Должны быть функциональные зоны (приемка, хранение, комлектование, отбор и отгрузка), а также могут по категориям товаров (в зависимости от разнообразия ассортимента) или структурно-организационные (в случае деления на филиалы, регионы и т. п.).
Для каждого товара определяют место хранения (ячейку) с уникальным адресом в виде штрихкода или QR-кода на этикетке. Ячейка может обозначать место в секторе на улице, быть в напольной зоне хранения внутри помещения, на фронтальных или бытовых стеллажах, а также в пластиковых или гофрокартонных коробках. Таким образом составляется карта (топология) склада.
Выбор способа хранения товаров на складе. На основе данного решения будет сформирован алгоритм размещения и передвижения товара на складе.
Статический способ закрепляет постоянное место на складе для каждого вида номенклатуры. Характерен для небольших складских помещений или для крупного производства, у которого хранится малое количество единиц продукции с нестандартными размерами (промышленное оборудование, станки, объемные запчасти).
Такая система наиболее проста и понятна, но подходит только компаниям, получающим прибыль от небольшой линейки товаров с высоким оборотом. При срочном увеличении или изменении ассортимента могут возникнуть сложности с перераспределением мест хранения.
При выборе динамического способа место хранения товара может меняться с учетом спроса и оборачиваемости продукции. Отбор и отгрузка должны происходить максимально быстро. Через какой-то период времени остатки перемещаются в другие секции, и на его место в эту ячейку поставляются уже новые наименования. Динамический способ хранения — это гибкий метод, позволяющий адаптироваться к тенденциям и сезонам продаж.
Это более распространенный вариант распределения — позволяет оптимально использовать пространство с учетом объема поставок, но потребуется оперативное планирование нагрузки на стеллажное оборудование в случае смены габаритов поставляемой продукции.
Комбинированный вариант хранения представляет собой комбинацию выше указанных способов.
Все места хранения как и товар имеют определённые значения по каждой характеристике (управление ячейки, уходимость ячейки, размер ячейки).
Комбинированное хранение — самый сложный вариант, т.к. необходимо регулярно проводить анализ и расчёт товарной матрицы, параметров и количества мест хранения. В учетной программе компании проводится системная работа с номенклатурой: вносят данные о кодах управления товаром, весогабаритных характеристиках и товарооборачиваемости. Сопоставляя все данные с техническими возможностями вместимости ячеек — принимаются решения об изменении в расположении и перемещении товаров внутри склада. Данный способ хранения чаще применяется на крупных складах региональных центров с большим количеством категорий товаров.
Выбор оборудования и организация штрихкодирования
В список устройств для автоматизации склада входит:
- терминалы сбора данных;
- принтеры этикеток;
- сканеры штрихкодов.
Техническое оборудование подбирается исходя из особенностей условий работы и условиями хранения товаров (в т.ч. и температурный режим). Длина луча считывания этикетки может отличаться у разных моделей ТСД.
При выборе принтеров этикеток необходимо учитывать тираж и скорость печати этикеток, возможности связи и поддержки мобильной печати.
Критерии выбора сканера — это привязка или ее отсутствие к рабочему месту, возможности распознаваемых штрихкодов, маркировки и мощность аккумулятора.
Немаловажным моментом является наличие качественной Wi-Fi сети на всех участках склада с учетом всех сложностей (преград в виде заполненных стеллажей, скачков уровня сигнала, совместимости основной точки доступа и подчиненных модулей связи и т.п.).
В зависимости от выбора штрихкодирования продукции склада подбирается тот или иной тип терминала сбора данных.
Согласно разработанной карте склада с зонами и структурой ячеек распечатывают и расклеивают этикетки со штрихкодами. Нужно проклеить этикетками с уникальными адресами все места хранения: от балок стеллажей и напольных поддонов до пластиковых контейнеров.
После внедрения маркировки на складе, количество ошибок сотрудников сводится к нулю. Исключается ручной труд, связанный с заполнением и последующей сверкой данных о товарах.
Выбор WMS программы управления складом
Рынок систем управления складом в России начал формироваться с конца 90х и в настоящее существует большое разнообразие различных решений как крупных западных компаний, так и отечественных разработчиков систем. Между ними есть два значительных различия. Отечественные варианты дешевле, западные соответственно – дороже. У иностранных систем автоматизации изначально разработан больше и сложнее функционал. Среди российских систем можно подобрать программу управления склада как под минимальный перечень задач, так и заказать доработку дополнительных расширений для учета хозяйственных операций.
Основные критерии в выборе WMS
- Стоимость программы и настройки.
- Архитектура решений и параметры.
- Наличие необходимых функций учета и управления.
- Возможность интеграции в учетную систему компании.
- Количество успешно внедренных систем компанией разработчиком.
- Возможность индивидуальной доработки программы для решения индивидуальных задач.
Среди складских программ стоит отметить следующую классификацию
- коробочные решения
- настраиваемые или адаптируемые системы
- специализированные решения под заказ
Коробочные системы — быстрая установка программы с минимальным типовым функционалом и настройками. Такой вариант оптимален для склада с небольшой площадью.
Настраиваемые решения выбирают под специфические бизнес-задачи. Данный вид сервиса подходит, в большей части, для среднего бизнеса с многоэтапными складскими процессами.
Разработка специализированного решения под заказ — это создание индивидуального сервиса для определенной компании с учетом особенностей всех бизнес-процессов. Как правило, подобные программы применяются в распределительных центрах, где огромный перечень разнообразной продукции, за один час проходит более тысячи операций.
Для большинства компаний, ведущих учет на базе 1С, можно установить модуль WMS, отвечающий за складские процессы и адресное хранение в базы данных. В данном случае сервис в виде расширения не требует дополнительных затрат на сервер, его лицензии, система работает в штатном режиме без особой нагрузки.
Технология внедрения WMS
После того как окончательно сформулированы все задачи для системы и выбрана конкретная программа WMS, необходимо определить исполнителя. Можно установить и настроить своими силами, если есть в команде технические специалисты. Чаще компании выбирают варианты внедрения системы совместно с подрядчиком или передать проект полностью подрядчику. У каждого решения свои плюсы и минусы. Перед принятием решения, нужно понимать объем и перечень работ:
- заполнение данных НСИ (нормативно-справочной информации). В справочниках (карточках) номенклатуры должны быть внесены характеристики размера и объема, штрихкоды, упаковки, вместимость паллет и т.п.
- первоначальная установка и настройка системы WMS;
- настройка функций в программе в соответствии с техническим заданием;
- настройка интеграции и обмена данными между WMS и 1С;
- подключение дополнительных устройств (сервера, принтеры, ТСД);
- обучение складских сотрудников работе в системе;
- проверка работы системы;
- последующее сопровождение и техническая поддержка.
Чтобы запуск системы прошёл успешно, необходимо провести ряд работ, связанных с обучением сотрудников компании, настройкой оборудования, выполнением маркировки мест хранения на складе.
Сложность установки WMS зависит от технического уровня проекта и интенсивности работы конкретного склада, а также параметров самой платформы системы. Где-то установлены автономные системы и требуются только ввод в систему первоначальных остатков, а у некоторых систем в виде «расширения/модуля» остатки в системе уже есть, но они не распределены по ячейкам адресных мест.
Привлекая к установке сторонних специалистов с большим опытом, компания существенно сэкономит время и быстрее повысит эффективность выполнения складских операций. Чтобы убедиться в экспертности исполнителя, стоит посетить предприятие, на котором уже настроена выбранная WMS данным подрядчиком. Посмотрев программу в действии, можно получить полную картину процессов и результатов работы по автоматизации склада.
- wms
- склад
- автоматизация склада
- адресное хранение
- управление складом
- складской учет
- складская программа
- складская логистика
- Анализ и проектирование систем
- Промышленное программирование
- Софт
- 1С
Источник: habr.com
Программа автоматизации складского учета
Программа комплексной автоматизации бухгалтерского и складского учета Инфо-Бухгалтер 10.2 обеспечивает:
- Учет запасов на товарном и материальном складах и на складе готовой продукции.
- Партионный учет, учет по местам хранения,
- Учет в разрезе материально-ответственных лиц, менеджеров.
- Внутрискладские и межскладские перемещения.
- Формирование комплектов товаров для продаж.
- Управление заменой и аналогами.
- Автоматическое формирование всех видов документов, в том числе и по собственным формам.
- Множество документов внутренней отчетности и аналитических сводов.
- Автоматическое формирование проводок для целей бухгалтерского учета и налогообложения товарных операций.
Подробнее о складской программе Инфо-Бухгалтер 10.2 можно прочитать здесь.
- 1 просмотр
Наши семинары
Ежеквартально и бесплатно
- Тематика:
- Бухучет и налоги.
Отчетность - Инфо-Бухгалтер: Учёт и отчетность
- Фоторепортаж с семинара
Источник: www.ib.ru