Существительные могут относиться к женскому, мужскому и среднему роду и делятся на 3 типа склонения, то есть изменения по падежам: 1-ое, 2-ое, 3-е. Эти части речи встречаются в устной и письменной речи чаще всех остальных слов. Но это очень коварная часть речи. Они имеют свойство постоянно изменяться. Вероятность сделать ошибку в них очень высока, и особенно в окончаниях, которые зависят от падежа существительного и числа.
Склонения имен существительных
- 1-е склонение – существительные женского и мужского рода на -а, -я (птица, дядя);
- 2-е склонение – существительные среднего рода на -о, -е и мужского рода с нулевым окончанием (молоко, день, отец);
- 3-е склонение – существительные женского рода с Ь в конце (степь, дочь, рожь).
Таблица окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения по падежам
Падежи
Если на окончание падает ударение, гласная слышится отчетливо, и мы вряд ли ошибемся. Безударные окончания – самые коварные места. Кажется, что слышится, то и надо писать. Но к окончаниям нужно относиться внимательно. Одна ошибка в окончании меняет смысл целой фразы.
Склонение существительных
Например, подарок подруг и (Р.п.) и подарок подруг е (Д.п.). Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать следующие правила.
Буква – Е употребляется в окончании существительных:
- 1-го склонения в дательном и предложном падежах (кроме существительного на –ия);
- 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на –ий, -ие).
Поется в песн е (1-ое, П. п.), думать о мир е (2-ое, П.п.), мечтать о поездк е (1 скл., Пр.п.)
Буква – И (ы) ставится в окончаниях существительных:
- 1-го склонения в родительном падеже;
- 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.
Половина площадки (1 скл., Р.п.), выступать по очереди (3 скл., Д.п.), мечтать об осени (3 скл., Пр.п.)
Алгоритм рассуждения:
Играя на улиц… На улиц.. – улица, 1 склонение, играя (где?) на улиц.. – существительное стоит в предложном падеже, поэтому пишем букву е: играя на улице.
Падежные окончания существительных на –ия, -ий, -ие.
Среди имен существительных есть особая группа слов на – ия, имеющих во всех падежах, кроме именительного и винительного, окончание –и.
Лекция – нет лекции, к лекции, о лекции;
Секция – нет секции, к секции, о секции.
Эти имена существительные нельзя путать с существительными на –ья, -ея. Последние проверяются словом земля.
О Марии, но о Марье (о земле)
О территории, но о галерее
Существительные мужского рода на –ий и среднего рода на – ие в предложном падеже оканчиваются на –ии.
Планетарий – в планетарии, растение – о растении;
Алгоритм рассуждения:
Написать в объявлени… Объявление – сущ. на –ие, стоит в предложном падеже, значит, пишем –и.
Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.
Существительных, оканчивающихся на – ий, в русском языке немного и пришли они к нам, в основном, из латинского языка, например: алюминий, планетарий, магний, калий. Существительных на –ия и –ие больше: обсерватория, кавалерия, артиллерия, молния, выделение, заявление, объявление. Все эти слова заимствованы из других языков.
Существительные общего рода
Существительные общего рода – это одушевленные имена существительные 1 склонения с окончанием –а/-я, которые обозначают пол лица в зависимости от контекста.
Примеры: Валентина Ивановна – моя коллега, Василий Петрович – мой коллега;
Все имена существительные общего рода можно разделить на две группы:
- Собственные имена существительные на –а/-я:Саша, Валя, Женя;
- Нарицательные имена существительные на –а/-я:недотёпа, плакса, задира, сирота, коллега, невежа и др.
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи при помощи суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.: чистый – чистюля, работать – работяга, зевать – зевака.
Для того чтобы определить лицо какого пола обозначает существительное общего рода, необходимо определить род прилагательного/местоимения/глагола, с которым оно согласуется: навстречу выбежал задира (м.р.); Настя – большая привереда (ж.р.); ваш сын – большой умница (м.р.).
Примеры имен существительных общего рода
- балда, бедняга, бедолага, бедняжка, белоручка, бродяга, брюзга;
- верзила, всезнайка, вруша, выскочка;
- грязнуля, гулёна, гуляка;
- деревенщина, дитя, душенька;
- егоза, ехидна;
- жадина;
- забияка, задавала, задира, зазнайка, заика, замарашка, зануда, заводила, зевака, злюка;
- калека, каприза, коллега, коротышка, копуша, кривляка;
- лакомка, лапушка, левша, лежебока;
- молодец, молодчина, мямля;
- невежа, невежда, невидимка, недотепа, недотрога, недоучка, неженка, непоседа, неумеха;
- обжора, оболтус;
- плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля;
- работяга, растеряха, растяпа, рёва;
- самородок, самоучка, скромняга, скряга, сладкоежка, сон;
- тамада, тёзка, тихоня, трудяга, тупица;
- умница;
- ханжа, хвастунишка, хитрюга;
- чистюля;
- шельма;
- юла;
- ябеда.
Разносклоняемые имена существительные
Разносклоняемые имена существительные – это 10 слов, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), а также существительные путь и дитя, имеющие смешанное склонение.
Разносклоняемые имена существительные нельзя отнести ни к одному из трех склонений. Эта группа имен существительных имеет падежные окончания разных склонений: в Т.п. единственного числа имеют такие же окончания, как и существительные 2 склонения, а в Р.п., Д.п. и П.п. единственного числа – как существительное 3 склонения.
Примеры изменения по падежам разносклоняемых имен существительных
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. п. | Что? | Время, имя, дитя, путь | Времена, имена, дети, пути |
Р. п. | Чего? | Времени, имени, дитяти, пути | Времён, имен, детей, путей |
Д. п. | Чему? | Времени, имени, дитяти, пути | Временам, именам, детям, путям |
В. п. | Что? | Время, имя, дитя, путь | Времена, имена, детей, пути |
Т. п. | Чем? | Временем, именем, дитятей (дитятею), путем | Временами, именами, детьми, путями |
П. п. | О чём? | о времени, об имени, о дитяти, о пути | о временах, об именах, о детях, о путях |
Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые имена существительные – это заимствованные слова, которые в русском языке остаются в одной и той же грамматической форме во всех падежах, например:
- Мое (что?) пальто;
- Здесь нет моего (чего?) пальто;
- Я очень довольна этим (чем?) пальто;
- Рассказать о (чём?) пальто;
Следовательно, в составе таких слов нельзя выделить окончание. Поэтому падежную форму несклоняемых имен существительных можно определить только при помощи заданного вопроса: еду на (чем) такси – П.п., наложили (что?) вето – В.п., радуюсь (чему?) эскимо.
Несклоняемыми бывают нарицательные и собственные имена существительные. Их можно разделить по группам в зависимости от признаков:
- 1 группа: существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на -о, -е, -у, -ю, -э, -и, а также ударный -а. Примеры: какао, шимпанзе, кенгуру, дежавю, алоэ, жалюзи, бра;
- 2 группа: русские и украинские фамилии на -о,-ко, -ово, -аго/-яго, -их/-ых. Примеры: Шевченко, Иващенко, Коротких, Барских, Живаго
- 3 группа: аббревиатуры и сложносокращенные слова. Примеры: ООН, СМИ, ГИА, ЕГЭ, ЖКХ, завкафедрой, сельпо;
- 4 группа: существительные иноязычного происхождения, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный. Примеры: мисс, миссис, Этель Войнич.
- 5 группа: некоторые географические названия и иностранные имена/фамилии с основой на гласный. Примеры: Токио, Баку, Сочи, Дюма, Гёте, Гюго;
Источник: spadilo.ru
Упражнения на определение падежей имён существительных (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет ( кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________
2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.
Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.
Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.
3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.
Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.
4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.
Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….
5. Определи у существительных род, ,число, падеж.
Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..
По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.
6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)
Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой
8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.
- появился (на чём?) на ветках ( )
- на ветках (чего?) березы ( )
- покрывают (что?) землю ( )
- украсились (чем?) инеем ( )
- летит (на что?) на землю ( )
- летит (с чего?) с ветки ( )
- бежал (по чему?) по снегу ( )
9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)
Определите падеж и выделите окончания существительного мост.
Санкт-Петербург – город мостов.
В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.
Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.
Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.
На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.
10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.
Наш, стоит, на, город, реке, Неве
Горожане, рекой, гордятся, Невой
11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.
1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).
2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).
3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).
4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).
5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).
6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)
7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).
8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).
9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).
10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).
Источник: nsportal.ru
Падеж имен существительных
Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.
В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.
Характеристика падежей:
Вспомогательные слова
Кто? лис а
Кого? лис ы
Кому? лис е
Кого? лис у
Кем? лис ой
О ком? о лис е
Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.
Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.
Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.
Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:
- Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
- По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.
Над волнами кружили чайки.
Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.
Предлоги падежей
Именительный падеж – предлогов нет.
Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.
Дательный падеж: к, по.
Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.
Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.
Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).
Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ -ы(и). В В. п. окончания –у (ю).
Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .
Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.
- Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :
При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.
- Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:
Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа
Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка
- Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по
П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
- Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом
В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод
- Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:
При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.
В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент
П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте
Источник: budu5.com