4. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
5. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
55.ПОДЛОГ ПРОТОКОЛА ОСМОТРА В ТАГАНРОГСКОМ УМВД.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Источник: www.xn——6kcbbblkjdwlyf3ah0alukhjqm0xwb.xn--p1ai
ПРИМЕНЕНИЕ ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) [1] урегулировано применение осмотра помещений и территорий, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям и используемых для осуществления предпринимательской деятельности, а также находящихся там вещей и документов. Буквальное толкование данной формулировки сводится к тому, что должностные лица контрольно-надзорных органов вправе подвергать осмотру те территории и помещения, на которые распространяются имущественные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно права владения, пользования или распоряжения. В силу этого предполагается, что в рамках производства по делам об административных правонарушениях должностные лица контрольнонадзорных органов вправе вторгаться в имущественную сферу деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций, в какой- то мере ограничивая свободное пользование принадлежащими им помещениями и территориями. Это обусловливает принудительный характер данной меры.
Практика применения указанного вида осмотра в отрасли жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) показывает тот факт, что эта процессуально-обеспечительная мера во многих случаях задействуется для выявления и фиксации признаков административного правонарушения в помещениях и на территориях, входящих в сферу обслуживания организациями ЖКХ. В то же время соответствующие территории могут являться местами общего пользования в многоквартирных домах, земельными участками собственников многоквартирного жилого дома, территориями муниципальных образований.
В частности, в рамках производства по делу об административном правонарушении, по которому 9 марта 2017 г. судьей Октябрьского районного суда г. Самары вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 5-98/17 [2] , данная процессуально-обеспечительная мера применялась должностными лицами Роспотребнадзора для фиксации обстоятельств административного правонарушения по ст. 6.4 КоАП РФ в подвалах нескольких подъездов многоквартирного жилого дома, в результате чего запротоколированы неисправности инженерного оборудования, давшего течь, и затопление подвалов фекальными стоками и горячей водой.
Осмотр проводился в присутствии понятых, о чем свидетельствуют их подписи в вышеуказанном протоколе, а также представителя управляющей компании, привлекаемой к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) [3] подобные помещения находятся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме. В то же время применение к ним данной меры не предусмотрено законом. Она в описанном случае была рассчитана на управляющую организацию, но ей данные помещения не принадлежат, что исключает ее принудительный характер, поскольку не происходит ограничения имущественных прав управляющей организации.
Нередки случаи осмотра должностными лицами Роспотребнадзора помещений общего пользования в коммунальных квартирах, которые также оформляются «протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов». Например, подобный осмотр проводился по инициативе жильцов, на общей кухне которых обитали тараканы, а управляющая компания по требованию заявителей не принимала надлежащих мер по дезинсекции. Данные обстоятельства установлены соответствующим протоколом осмотра, согласно которому при осмотре общей кухни 5 этажа, обнаружены ползающие насекомые — тараканы. Указанный документ суд включил в число доказательств, подтверждающих обстоятельства административного правонарушения [4] .
Многочисленные примеры имеются также по применению данной меры к управляющим организациям в связи с нарушениями правил размещения площадок для сбора мусора на территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам [5] . Эти территории им также не принадлежат и не используются для предпринимательской деятельности.
Изученные нами материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях свидетельствуют о наличии логически выстроенной совокупности процессуальных действий, совершаемых должностными лицами контрольно-надзорных органов в последовательности, позволяющей установить все обстоятельства дела, необходимые для его всестороннего, полного, правильного и своевременного рассмотрения. Во-первых, факт совершения административного правонарушения при выявлении отдельных признаков, указывающих на него, не всегда можно достоверно установить и, соответственно, не всегда возможно составить протокол об административном правонарушении, что ведет к вынесению определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Во-вторых, установление обстоятельств, указывающих на наличие признаков административного правонарушения в отрасли ЖКХ, невозможно без фактического осмотра различных помещений и территорий, часто с привлечением специалистов для проведения зоологического, энтомологического и иных обследований. Это действие осуществляется после вынесения определения, санкционирующего административное расследование. В-третьих, проведение осмотра приводит к выявлению обстоятельств, требующих проведения экспертиз, которые впоследствии как раз и определяют результаты административного расследования [6] .
Изложенное подтверждает целесообразность официального законодательного оформления подобных осмотров как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку это будет способствовать соблюдению прав и законных интересов управляющих организаций и иных субъектов, привлекаемых к административной ответственности за правонарушения в отрасли ЖКХ.
- 1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 14; 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4807.
- 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1; Рос. газета. 2017. 8 декабря.
- 3. Постановление судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2017 г. по делу №5-173/2017 // Официальный сайт Центрального районного суда г. Волгограда. URL: https ://zent— vol.sudrf.ru/modules.php?name=sud_deloname_op=docdelo_id=l 50000l Рос. газета. 2017. 8 декабря.
- [2] Официальный сайт Октябрьского районного суда г. Самары. URL: https://oktyabrsky—sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_deloname_op=docdelo_id=l 500001 2017. № 31 (ч. I). Ст. 4807.
- [4] См: Решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 15 марта 2017 г. по делу№12-113/2017 // Официальный сайт Свердловского районного суда г. Костромы. URL:https ://sverdIovsky— kst.sudrf.ru/modules.php?name=sud_deloname_op=docdelo_id=l50200lsrv_num=lnumber=372519045text_number=l (дата обращения: 17.12.2017 г.).
- [6] Изложенный порядок процессуальных действий отражён, например, в постановлениисудьи Центрального районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2017 г. по делу № 5-173/2017 // Официальный сайт Центрального районного суда г. Волгограда. URL: https://zent—vol.sudrf.ru/modules.php ?name=sud_deloname_op=docdelo_id=1500001https://bstudy.net/773208/pravo/primenenie_osmotra_pomescheniy_territoriy_prinadlezhaschih_yuridicheskim_litsam_individualnym_predprinimate» target=»_blank»]bstudy.net[/mask_link]
Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
1. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
2. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
3. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
4. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
5. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
6. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Источник: jurarbitr.ru