В целях налогообложения прибыли бюджетная субсидия на создание НИОКР учитывается в составе внереализационных доходов
Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, получила из федерального бюджета субсидию на осуществление НИОКР — создание основного средства (здания). Каков порядок бухгалтерского и налогового учета получения организацией данной бюджетной субсидии? Можно ли списать стоимость материалов и спецоборудования на счет 08?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В бухгалтерском учете организации средства целевого финансирования отражаются в доходах будущих периодов по мере формирования стоимости объекта НИОКР на счете 08 в размере учитываемых расходов. На момент подписания отчета о целевом использовании бюджетных средств соответствующая отчету сумма увеличивает финансовые результаты деятельности организации в составе прочих доходов.
В целях налогообложения прибыли организации бюджетная субсидия на создание НИОКР учитывается в составе внереализационных доходов организации по мере признания расходов, осуществленных за счет этих средств. Обоснование вывода: В соответствии с п. 1 ст.
78 БК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в том числе в целях возмещения финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Согласно пп.
1 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6 и 7 ст.
78 БК РФ) — производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов). Бухгалтерский учет Порядок бухгалтерского учета целевых бюджетных средств регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000).
На основании п.п. 1, 4 ПБУ 13/2000 данное ПБУ применяется при формировании в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставленной, в частности, в форме субсидий (именуемых также бюджетными средствами).
Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий: — имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.; — имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. Нормы ПБУ 13/2000 подразделяют бюджетные средства на: — средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.); — средства на финансирование текущих расходов.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете первоначально либо: — как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам.
По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств. При таком варианте полученные из бюджета средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; — по мере фактического получения ресурсов.
В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п., что может отражаться проводкой, в частности, по дебету счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование». Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике организации.
Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
При этом порядок отражения в бухгалтерском учете использования бюджетных средств определяется тем, когда произведены расходы, на которые выделены бюджетные средства: до или после получения субсидии. Как следует из текста вопроса, в рассматриваемом случае речь идет о получении бюджетной субсидии с последующим ее расходованием на создание объекта НИОКР.
Согласно п. 9 ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: — суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов — на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы; — суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. Также в силу абз.
4 п. 9 ПБУ 13/2000, если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов. В рассматриваемой нами ситуации целевым назначением субсидии является выполнение НИОКР.
Следовательно, предоставление субсидии непосредственно связано с соблюдением ряда условий, в том числе в части целевого расходования бюджетных средств на выполнение НИОКР, своевременной отчетности о целевом расходовании и т.п. Полагаем, с учетом этого следует применять положения п. 9 ПБУ 13/2000.
Кроме того, п. 12 ПБУ 13/2000 установлено правило, в соответствии с которым, если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств (а также других активов). Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.
В отношении бухгалтерского учета расходов на осуществление НИОКР следует отметить следующее. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации (не зная конкретного предназначения будущего объекта НИОКР — создания основного средства (здания)) мы не видим оснований для применения ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», далее — ПБУ 17/02.
Аналогичный вывод можно сделать относительно неприменения положений ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», далее — ПБУ 14/2007. Вместе с тем положение п. 5 ПБУ 17/02 об отражении в бухгалтерском учете расходов на НИОКР в качестве вложений во внеоборотные активы применим и в рассматриваемой ситуации.
Несмотря на то, что обязательного применения правил ПБУ 17/02 и ПБУ 14/2007 в целом для рассматриваемой ситуации не установлено, полагаем, организация вправе ориентироваться на их отдельные нормы (п. 2 Информации Минфина РФ N ПЗ-8/2011 «О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства», Толкование Р111 «Признание затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).
В частности, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — Инструкция) для обобщения информации, в том числе о расходах организации на НИОКР, предназначен балансовый счет 04 «Нематериальные активы». Расходы организации на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, учитываются на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.
Как указано в Инструкции, расходы на НИОКР принимаются к бухгалтерскому учету по дебету счета 04 в сумме фактических затрат в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». При списании в установленном порядке расходов на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, на расходы по обычным видам деятельности кредитуется счет 04 в корреспонденции с дебетом счетов учета соответствующих затрат.
К сведению: Структура инвестиций в основной капитал приводится в приказе Федеральной службы государственной статистики от 25.11.2016 N 746 «Об утверждении официальной статистической методологии определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне». Согласно данной структуре инвестиции в объекты интеллектуальной собственности включают затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполненные организациями (за исключением кредитных) собственными силами или являющимися по договору заказчиками указанных работ, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов в соответствии с ПБУ 14/2007.
При этом инвестиции в строительство зданий и сооружений не включают затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Таким образом, учитывая в том числе положения Инструкции к балансовым счетам 04, 86, 98, в бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии, могут выглядеть следующим образом: Дебет 76 Кредит 86 — заключен договор, сумма субсидий достоверно определена; Дебет 51 Кредит 76 — поступила на расчетный счет сумма субсидии; Дебет 08 Кредит 02, 10, 70, 60, 76 — учтены в стоимости НИОКР (смотрите Инструкцию к счету 04, 08, п. 5 ПБУ 17/02) амортизация специально приобретенного оборудования, МПЗ, начисленная зарплата со страховыми взносами, работы и услуги сторонних организаций, необходимых в рамках проведения НИОКР; Дебет 01 Кредит 08 — введены в эксплуатацию объекты ОС, приобретенные в рамках НИОКР; Дебет 86 Кредит 98 — признан доход будущих периодов в части суммы субсидии, направленной на создание ОС в рамках НИОКР; Дебет 10 Кредит 60 — приобретены сырье и материалы МПЗ в рамках целевого использования субсидий для НИОКР; Дебет 86 Кредит 98 — признаны доходы будущих периодов в части суммы субсидии, направленной на покупку сырья и материалов для проведения НИОКР; Дебет 86 Кредит 98 — признаны доходы будущих периодов в части начисленной зарплаты со страховыми взносами, стоимости работ и услуг сторонних организаций, необходимых в рамках проведения НИОКР; Дебет 98 Кредит 91 — признан доход в виде бюджетной субсидии в сумме, утвержденной по отчету организации о целевом использовании бюджетных средств (в сумме, тождественной (сопоставимой) с расходами, учтенными, как указано выше, по дебету счета 08).
Следует обратить внимание, что стоимость ОС, учтенная по кредиту счета 98, как указано выше, переносится с прочих доходов только в части начисленной амортизации. Налог на прибыль На основании норм ст.
41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить) и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. Согласно п. 1 ст.
248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся: — доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ; — внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. При этом внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ.
Соответственно, получение организацией денежного финансирования в виде субсидии (в том числе целевой) отвечает приведенному в ст. 41 НК РФ понятию дохода. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в ст. 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим. В частности, в пп. 14 п. 1 ст.
251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования). Здесь же приведен и перечень имущества (включая денежные средства), относимого для целей главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования.
Субсидии, полученные коммерческими организациями в том числе на компенсацию затрат, связанных с научно-исследовательскими и конструкторскими работами, или подобные им в данном перечне не упомянуты. Иным положениям ст.
251 НК РФ субсидии, полученные коммерческими организациями, в том числе в целях осуществления НИОКР, также не соответствуют, следовательно, такие субсидии не признаются целевым финансированием в целях гл. 25 НК РФ и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Поскольку указанная субсидия не является доходом от реализации, то она учитывается в составе внереализационных доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.08.2017 N 03-03-07/54271, от 15.04.2016 N 02-01-11/21926, определение ВС РФ от 19.04.2017 N 307-КГ17-3869). Кроме того, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии могут рассматриваться как безвозмездно полученное имущество и учитываться во внереализационных доходах для целей налогообложения на основании п. 8 ст.
250 НК РФ (письмо Минфина России от 15.09.2016 N 03-03-06/1/53928). В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
При этом в отношении доходов в виде субсидий, полученных организациями, предусмотрены специальные нормы ст. 271 НК РФ. Следует отметить, что с 01.01.2015 в соответствии с пп. «б» п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 465-ФЗ утратил силу п. 4.3 ст. 271 НК РФ, устанавливавший особый порядок учета субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ. С 1 января 2015 года в соответствии с абз.
3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 465-ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке: — субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных в том числе с созданием амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.
При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав. Следовательно, в рассматриваемой ситуации организация, получившая средства бюджетной субсидии на создание НИОКР — основного средства, учитывает доходы в виде полученной субсидии по мере признания расходов, осуществленных за счет этих средств.
Расходы на НИОКР учитываются в целях налогообложения в соответствии с нормами ст. 262 НК РФ. Так, в соответствии п. 1 ст.
262 НК РФ расходами на НИОКР, в частности, признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. Более предметно затраты, относимые к расходам на НИОКР в целях налогообложения, приведены в п. 2 ст. 262 НК РФ.
При этом, по нашему мнению, нельзя считать перечень таких расходов исчерпывающим, учитывая формулировку пп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ: к расходам на НИОКР относятся «другие расходы», непосредственно связанные с выполнением НИОКР, в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР, предусмотренные пп.пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ (т.е. исключая отчисления на формирование профильных фондов — пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ), признаются для целей налогообложения независимо от результата в порядке, предусмотренном ст.
262 НК РФ, после завершения соответствующих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки. В силу абз. 2 п. 4 ст.
262 НК РФ налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено ст. 262 НК РФ.
Полагаем, что применительно к рассматриваемой ситуации расходы на НИОКР (профинансированные из бюджета в форме субсидий) могут быть признаны на момент утверждения отчета организации о целевом использовании полученного финансирования. По нашему мнению, подписанный отчет в полной мере удостоверяет завершение этапа работ согласно имеющемуся плану-графику.
Соответственно, вся сумма расходов на НИОКР может быть признана в целях налогообложения в доле, пропорциональной утвержденной сумме целевого использования субсидии. Таким образом, сумма полученной субсидии учитывается в составе внереализационных доходов на момент утверждения отчета организации.
В подтверждение данного вывода можно привести постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 N 17АП-5419/14, свидетельствующее о том, что органами, выдавшими субсидию, иногда по тем или иным причинам после представления отчета оспариваются заявленные в отчете цифры. Иными словами, до утверждения отчета не представляется очевидным выполнение со стороны организации условий получения субсидии, что оказывает влияние на порядок отражения субсидии в налоговом учете (абз. 6 п. 4.1 ст. 271 НК РФ). ГАРАНТ
Источник: taxpravo.ru
Учет бюджетных субсидий на УСН
Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.
- Олег Мокроусов , эксперт ЭЖ
Опубликовано: «Малая бухгалтерия» №05 2014
Материал для подписчиков издания «Малая бухгалтерия». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.
Электронные версии изданий
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.
АРХИВ ИЗДАНИЯ
Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).
PDF номеров издания
Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.
Источник: www.eg-online.ru
Проводки на получение субсидий
На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.
Что же такое субсидия?
Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.
Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?
Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.
Бухгалтерский учет субсидий
Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».
В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:
— возврат неиспользованной субсидии.
В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).
- По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
- По мере фактического получения ресурсов
- 1.Налог на прибыль
- 2.УСН и ЕСХН
- 3.ЕНВД
Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).
Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.
Если субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах (п. 10 ПБУ 13/2000), то отражаем ее следующим образом:
Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.
Средства субсидии, направленные на финансирование капитальных расходов , списываются в следующем порядке:
Если приобретенный актив не амортизируется , то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.
Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.
Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.
Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от:
— момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;
— метода, которым отражено поступление государственной помощи.
Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76). Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку:
Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии
Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме:
Налогообложение полученных субсидий
Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.
Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей
В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.
Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.
Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.
Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)
Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).
При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.
Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.
Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД
Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)
Подробнее об этом можно прочитать:
— Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66
На сегодняшний день субсидии являются одной из основных форм государственной поддержки субъектов предпринимательства. В нашей статье поговорим об особенностях данного вида государственных дотаций, а также о специфике отражений операций по субсидиям в учете.
Что такое субсидия
Все субсидии, получаемые из бюджета, подразделяются на два основных направления:
Целевым назначением дотаций и субсидий, как правило, являются жилищные субсидии, финансирование объектов социального характера, поддержка среднего и малого бизнеса, а также мероприятия по охране окружающей среды, ликвидации аварий и стихийных бедствий.
Государственную дотацию в виде субсидии могут получить государственные предприятия, а также финансовые и некоммерческие учреждения.
Для учета основных операций по субсидиям и целевому финансированию используют бухгалтерский счет 86.
Проводки по субсидиям
- государственное регулирование цен (компенсация расходов предприятия, связанных с повышением цен на сырье, малому бизнесу, оборудование, материалы, на иные цели);
Отражение поступления, использования и возврата дотационной помощи рассмотрим на примерах.
Государственная помощь при финансировании капитальных расходов
Согласно договора купли-продажи цена участка — 5 670 000 руб. 13 января на счет ООО «Магнат» поступили субсидии на возмещение затрат.
Под понятием «субсидия» понимают денежные средства, получаемые юридическим лицом от государственных органов на безоплатной и безвозвратной основе. Цель оказания дотационной помощи – возмещение затрат, понесенных предприятием, или покрытие недополученных им доходов.
- реализация государственных программ социально-экономического развития (финансирование объектов производственного и непроизводственного строительства).
Субсидии в учете
ООО «Магнат» получена субсидия на приобретение земельного участка с условием строительства на нем производственных цехов. Срок строительства с 01 января по 31 декабря 2015.
Бухгалтером ООО «Магнат» были сделаны такие проводки:
Учет субсидии полученной на возмещение первоначального взноса по договору лизинга
Вопрос-ответ по теме
ООО просит Вас предоставить пояснение по вопросу налогообложения налогом УСН с объектом «доходы» полученной субсидии из бюджета на возмещение первоначального взноса, оплаченного по договору лизинга в сентябре 2014 г., (договор лизинга действует с сентября 2014 по август 2017г). Субсидия поступит на расчетный счет организации на основании Постановления Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года № 184-П до 31 декабря 2015 г. в рамках Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Порядок учета в доходах, полученной на возмещение первоначального взноса по договору лизинга, будет зависеть от того к какому периоду относится перечисленный вами в сентябре 2014 года первоначальный взнос.
Дело в том, что субсидии, полученные на развитие малого предпринимательства в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, учитываются в доходах при УСН в особом порядке (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Суммы, полученные из бюджета, включаются в доходы в тот же день, когда вы запишете в Книге учета расходы, оплаченные за счет средств субсидии. Причем, такой же порядок распространяется и на «упрощенцев» с объектом доходы (письмо Минфина России от 21.03.2014 № 03-11-06/2/12337). То есть, налоговую базу вы не можете уменьшить на расходы. Однако те расходы, которые вы оплатили за счет средств субсидии вам нужно записать в Книге учета доходов и расходов. И в тот же день ту же часть субсидии включить в доходы.
Это общий порядок, теперь конкретно о вашей ситуации.
Вы получаете субсидию на возмещение расходов на первоначальный взнос по договору лизинга. Поэтому включить в доходы субсидию вам следует тогда, когда вы могли бы учесть этот платеж в расходах, если бы ваш объект был доходы минус расходы.
Лизинговые платежи учитываются в расходах при УСН после оплаты (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Но только в том периоде, к которому относятся.
То есть, если вы заплатили лизинговый платеж в январе за весь год, то в расходах каждого месяца можно учесть по 1/12 от перечисленной суммы.
Поэтому вам следует внимательно изучить договор и определить, к какому периоду относится первоначальный взнос, который вам компенсируют из бюджета.
Например, первоначальный взнос относится к 2014 году, то есть вы могли учесть его в расходах в прошлом году. Тогда всю сумму субсидии вам следует включить в доходы на дату получения. Ведь расходы, оплаченные за счет субсидии, относятся к прошлому налоговому периоду.
Если же первоначальный взнос относится ко всему сроку действия договора, ваши действия такие. На дату получения субсидии учтите в доходах ее часть, которая относится к расходам 2014 года и прошедших месяцев 2015 года.
А оставшуюся часть субсидии включайте в доходы ежемесячно равными долями. И соответственно записывайте в Книге учета расходы по договору лизинга, которые вы оплатили за счет бюджетных средств. Еще раз подчеркнем, что эти расходы вы запишете справочно. То есть, на налоговую базу они не повлияют.
Для учета субсидии в доходах составляйте бухгалтерские справки, которые подтвердят сумму ваших доходов и расходов, оплаченных за счет нее.
Источник: lubnitsa.ru