Тренинг-менеджер — человек, который занимается профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации. Задачи тренинг-менеджера включают проведение внутрифирменного обучения персонала по специально разработанным программам, плюс мониторинг внешнего обучения и программ, которые предлагаются на внешнем рынке.
Как работает тренинг-менеджер?
В своей работе тренер использует различные методы и технологии для достижения наилучшего результата. Здесь могут быть использованы и деловые игры, групповая работа, как в больших, так и в малых группах, установочные мини-лекции, видео фильмы, всевозможные компьютерные обучающие программы. Здесь нужно применять адаптированные программы, и для каждого тренинга специально подбирать или разрабатывать учебный материал. Тренинг-менеджер должен уметь грамотно сочетать все имеющиеся в его арсенале упражнения, уметь отвести для каждого из тренинговых упражнений и заданий специальное время и место в тренинге. Каждый тренинг требует инновационного подхода.
КАЧЕСТВА и АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ. Бизнес-тренер, психолог Наталья Грэйс
За последние годы данная профессия претерпела большие изменения, как и вся система развития человеческих ресурсов организации. Все начиналось с того, когда независимый тренер предлагал на рынке свои услуги, иногда далеко не соответствующие потребностям фирмы.
Сейчас тренер работает внутри фирмы, проводит консалтинговое сопровождение, до начала обучения выявляя потребность в обучении, далее осуществляет «посттренинговое сопровождение» и отслеживает результаты обучения, сочетает обучение с мотивацией персонала. Обучение представляет собой «цепь», звенья которой встроены в структуру управления организацией. Тренеру необходимо взаимодействовать со всеми сотрудниками компании, начиная с менеджеров по подбору персонала, для выявления уже на этапе приема сотрудника его предрасположенность к обучению. Нужна работа с профессионалами какой-либо отдельной специальности для составления упражнений наиболее приближенных к реальным ситуациям встречающимся в работе.
Сейчас почти каждая фирма желает иметь в своем штате тренинг-менеджера, а в крупных компаниях имеются свои учебные центры. Обучение в таких компаниях затрагивает все категории сотрудников. Во многих компаниях очень часто большое внимание уделяется обучению работников «frontline», т. е. тех сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с клиентом. Затрагивает обучение и топ-менеджеров — управляющих различного ранга, а также и высший персонал.
Для проведения эффективного тренинга необходим в первую очередь просторный класс, оснащенный необходимыми составляющими для проведения тренинга. Это — аудио-видео-техника, при помощи которой информация может как фиксироваться, так и демонстрироваться. Раздаточный материал может быть размещен как на листе бумаги, так и на видео-кассете; это могут быть и предметы различных размеров. Если в силу каких-либо обстоятельств класс не оснащен техническими средствами, то для обеспечения наглядности, может быть использована настенная доска или «флипчарт».
Онлайн Тренер УСПЕХА
Что должен знать и уметь специалист?
Тренинг-менеджер должен быть квалифицированным специалистом. В первую очередь он должен иметь психологическое образование как базовое. Также необходимо знание менеджмента, так как обучение персонала встроено в систему управления организацией. Поэтому должны быть знания, если не экономические, то хотя бы знания бизнес-процессов, и стратегического управления.
Тренер, помимо этого, должен быть ещё и методистом, уметь разрабатывать программы обучения. Подобные знания необходимы как для составления собственных программ, так и для оценки программ, предлагаемых на рынке дополнительного бизнес-образования. Сейчас существует много центров, которые предлагают обучить данной профессии, но в большинстве случаев это сводится к навыкам ведения тренинга. Тренер должен уметь разрабатывать программы самостоятельно, чтобы они удовлетворяли потребностям в обучении организации и сотрудников, которые будут участвовать в тренинге. Раньше было достаточно просто написать сценарий для тренинга, но тенденции развития данной профессии, заставляют правильно реагировать на изменения рынка, всё время требуется привносить новшества, которые не отставали бы от требований, предъявляемых внешней средой.
Из вышесказанного видно, что тренер должен постоянно меняться, с приобретенным опытом изменять свой тренерский потенциал, совершенствовать стиль ведения тренинга, оттачивать методы выявления потребности в обучении у персонала, разрабатывать программы и адаптировать их к специфике организации, отдельных обучающихся групп, в частности.
У каждого тренера обычно вырабатывается свой стиль, своя манера работы, подачи материала. Каждый тренер в основном старается придерживаться «своей» школы (психодрама, когнитивно-поведенческий подход и т. д.). В любом случае всегда именно тренер решает, с помощью каких методов, какой технологии он будет проводить учебные занятия.
Тренер должен знать наверняка, что система подготовки поможет решить проблему, или поспособствует достижению целей организации. В идеале тренер должен подстраивать свой тренинг под обучающуюся группу. Один тренинг не похож на другой, все зависит от группы, с которой работает тренер.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 511 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Зачем нужно бизнес-тренеру психологическое образование?
На одних из последних переговоров в крупной транснациональной компании представитель Заказчика задал нам практически традиционный вопрос, ответ на который вылился в целую статью. Звучал этот вопрос так: «А зачем бизнес-тренеру психологическое образование?». Все аргументы, которые у меня есть, можно легко свети к двум: чтобы быть профессионалом и чтобы не быть дилетантом. Я их обязательно раскрою и поясню позже, а пока давайте начнем с начала и определимся в понятиях. А что мы понимаем под тренингом?
Вариаций на эту тему на рынке великое множество, кто что проводит, тот то и называет тренингом. В своих статьях я уже отмечала, что, к большому сожалению, на сегодняшний день не существует каких-либо единых стандартов, а это в свою очередь дает возможность некоторым тренерам свои дефициты выдавать за ресурсы. И отсутствие психологического образования преподносить Заказчику как что-то правильное и даже необходимое. Хотя само по себе это уже звучит абсурдно, если у тебя чего-то нет, то, как это может быть конкурентным преимуществом, тем более, когда речь идет об образовании для специалиста по обучению.
Три компетенции бизнес-тренера:
личностная методическая содержательная
Компетенции бизнес-тренера лежат в трех плоскостях, две из которых относятся к области психологического знания. Это личностная и методическая подготовка. Думаю, что работа над личностью и управление групповымипроцессаминевозможно без знания психологии. Соответственно качество личностной и методическойподготовки напрямую связано с психологическим образованием тренера.
А вот содержательная подготовка напрямую связана со знаниями тренера предметной области программы, если это продажи, то продаж, если проекты, то проектов и т. д.
Давайте детально разберемся в вопросе, какие форматы обучения и для чего наиболее эффективны. Вот, например слайд-шоу отлично подходит для проведения обучения по продукту, вводных семинаров или информированию сотрудников о нововведениях и принятых решениях. Коучинг способен повысить личную конкурентоспособность ключевых сотрудников компании.
Рабочие сессии хороши при решении конкретных проблем в организации силами и интеллектом самих сотрудников. У нас в компании есть тренинг, который называется «Построение взаимодействия между подразделениями» так вот там львиную долю занимают именно рабочие сессии. Так же высокоэффективны они для таких тем, как управление проектами, тайм-менеджмент или управление организационным стрессом. Но если перед нами стоит задача изменить установки, выработать умения и получить «упакованные» знания в виде технологий, инструментов, приемов, то здесь с тренингом по эффективности ничего не может сравниться. Такие темы как продажи, управление, коммуникации, уверенное поведение, переговоры и многие другие требуют тренинговой формы обучения.
В самом начале статьи я сказала, что тренеру нужно психологическое образование, чтобы быть профессионалом и не быть дилетантом. Сейчас я хочу раскрыть, что имелось в виду.
Уверена, мало кто захочет поспорить с тем, что для проведения обучения в групповом формате необходимо обладать определенными знаниями и умениями. А откуда они берутся эти знания, и какая наука занимается изучением феноменов, законов, принципов, методов? Да одна единственная наука – социальная психология!
Только она изучала, изучает и будет изучать поведение малых групп, коммуникацию, управление и манипуляцию, эмоции, сопротивление и все то, из чего соткан тренинг. Поэтому чтобы быть профессионалом в бизнес-тренинге у тренера одно из образований должно быть психологическим или методическим. Почему одно из, да потому что для специалиста, занимающегося обучением одного образования категорически мало.
Не быть дилетантом
Если человек встал на путь бизнес-тренера, то обойти стороной психологические вопросы, такие как управление эмоциями, управление коммуникациями, особенности восприятия, природа возражений и аргументация, уверенность и нематериальная мотивация становится невозможно. И вот когда у него нет психологического образования, с ним начинают происходить всякие метаморфозы.
Например, он вдруг открывает и пишет об этом публично, что появился новый тип коммуникации – межкорпоративный и вся незадача в том, что межорганизационный тип коммуникации изучается уже более полувека. По-моему, для «эксперта отрасли» это конфуз.
Или человек не знакомый с теорией эмоций начинает учить других как нужно управлять эмоциями и дает ложные знания, которые противоречат психологии человека. Впрочем, он так далек от этого, что даже не представляет последствий своих советов, предлагая начать с обозначения проблемы. Таким образом, тренер, обучая людей снижать эмоциональное напряжение, предлагает сначала вызвать негативные эмоции, а затем не дает рекомендаций, что потом с ними делать. На мой взгляд, это профанация.
А вот еще один случай, когда я взяла в тренинг ко-тренером человека без психологического образования, который доставил мне не мало хлопот своим непониманием происходящего, редким попаданием в состояние участников и их сомнительной оценкой. Этот бизнес-тренер постоянно удивлялся и спрашивал меня, а почему сейчас изменилась обстановка в группе, что вы такое сделали? Я уверена, что польза от работы таких бизнес-тренеров невелика, а постренинговая оценка вообще может ввести Заказчика в заблуждение.
За время своей работы, а это более 8 лет опыты руководства тренинговой компанией, всегда с удивлением замечала, что специалисты не имеющие психологического образования грешат психологизмами больше, чем сами психологи. Именно от них часто слышишь заезженную фразу: «Я психолог по жизни». И совершенно понятно, что непрофессиональное использование инструментов в любых областях редко бывает адекватным.
Вот так я и ответила на вопрос, зачем бизнес-тренеру психологическое образование. Уверена, что многие согласятся со мной, но у кого-то есть свое мнение отличное от высказанного в этой статье, а кому-то признать это равносильно честно сказать о своем профессионализме. В любом случае, выбор всегда остается за Заказчиком.
Ирина Куракина — Бизнес-тренер, генеральный директор компании «Провокация РОСТА»
Ключевые слова:
- Краткосрочное обучение
- Обучение персонала
Источник: hr-portal.ru
Должен ли бизнес-тренер сам обучать свой персонал, а психолог — не иметь личных проблем?
Должен ли бизнес-тренер лично обучать свой персонал, профориентолог — быть счастлив в профессии, а психолог — не иметь личных проблем?
Сразу скажу, что я сторонник практической точки зрения. Когда сам ходишь ножками, делаешь ручками, не только понимаешь, о чем говоришь, а и проделывал это неоднократно.
Т.е. да, бизнес-тренер должен сам обучать свой персонал (оставляем за скобками личную загрузку, потребности в обучении, наличие команды, которая так же может обучать, т.д.), профориентолог — быть удовлетворенным своей профессией как минимум и быть счастлив в ней как максимум, психолог — уметь решать свои личные проблемы и осознанно выбирать модели своего поведения. И учить бизнесу тот, кто сам не имеет бизнеса (реального бизнеса, не инфоцыганского), IMHO, не должен. Вариант «сапожник без сапог» я лично не приветствую.
С другой стороны, есть научный подход, когда сам разрабатываешь подходы. Есть методические направления работы. Есть, например, спортивные тренеры, не добившиеся успеха как спортсмены, но ставшие гениальными наставниками.
Наверное, в идеале оба подхода должны быть совмещены: серьезная теоретическая подготовка накладывается на такой же серьезный практический опыт. Но жизнь не дает идеальных рецептов.
Коллеги, что скажете в защиту обоих подходов?
ТОП-30 PRO Спецназ ТОП-100
Карьерный консалтинг, профориентация для взрослых, развитие и оценка
16 отзывов от клиентов (100% положительных)
Наград в конкурсах: 3 Лучшие исполнители HRTime.ru Профессиональный опыт Более 15 лет Эксперт HR-клуба: более 3-х публикаций
Все статьи эксперта Задать вопрос
Вы HR-эксперт?
Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы
Первые заказы и курс о том, как продавать услуги – в подарок!
Ответы на вопрос ( 13 )
Евгения Уморина
Немного о мнении — все таки Вы сравнили категории, которые находятся в разных плоскостях.
Я, как руководитель отдела оценки и обучения, сама обучала своих сотрудников. Потому что я задаю тон, я озвучиваю политику и так как покажу я, будут делать они. Я обучаю сама, как наверное делает практически любой руководитель. Другой вопрос о узких профессиональных тренингах, которые мы проходим все вместе.
По вопросу личного счастья психолога и проф ориентолога. Знаете, есть такая загадка. «В городе два парикмахера. Один стрижен, как с обложки рекламного журнала, другой черти как — вкривь и вкось. И вот тут вопрос — к какому парикмахеру вы пойдете»
Если психолог или проф ориентолог вам скажет, что он в состоянии помочь сам себе — не верьте. Никогда. Психолог не может помочь только двум людям. Тому кто этого не хочет и самому себе. И дело не в компетенциях. Дело в субъективном отношении к проблеме.
Это аксиома, которую сообщат преподаватели на первом курсе любому студенту факультета психологии.
Относительно практики. Я согласна целиком и полностью. Любой тренер должен уходить в разряд тренера «играющего». Иначе ничего — ноль.
22 мая 2023 17:39 1
HR-клуб
Влад Яковлев
Если вкратце, то нет, не должен. Если более подробно, то может, конечно, однако любое правило, как мы знаем имеет и исключения. На мой взгляд, глубоко философский и дискуссионный вопрос, не имеющий правильного ответа)
20 мая 2023 18:57 1
ТОП-30
Лариса Романенко
Ирина Скворцова, спасибо за Ваше мнение. Полностью согласна, мне была интересна защита именно противоположного подхода. Очень показательный пример про консультантов Маккинзи, спасибо.
И все это не отменяет собственный практический опыт и погруженность в свои процессы. Действительно, сапожники бывают разные, и сапоги тоже нужны разные (спасибо, Ирина Маторова).
Коллеги, благодарю всех за обсуждение. Очень интересно и ценно!
19 мая 2023 21:39 0
Ирина Скворцова
Есть профессии, в которых самое важное — не навязывать свою личную точку зрения и быть максимально отстраненным. А также важно и то, чтобы времени хватало на все, чтобы гарантировать качественный результат.
Что касается специалистов в бизнес-профессиях, то бывает разное.
Например, если у человека свой бизнес, который отнимает у него половину времени, то консалтингу он посвятит только оставшуюся половину. Да и вопрос — чему может успеть научить человек, мысли которого заняты собственными бизнес-проблемами?
А если у владельца бизнеса очень много времени, то он точно им не занимается (трастовый фонд, например, или классный Гендир), а это уже равно любому другому консультанту, который не развивает свой собственный бизнес, зато классно помогает другим все свое время и отдается этому на 200%. Любой эксперт должен еще и продемонстрировать экспертизу не только своей собственной работы, но и влиянию своих знаний на других. Когда писать книги и статьи, если ты погружен в бизнес? Как разрабатывать методологии, если у тебя нет навыков учить других?
Ценность любого консультанта или эксперта помогающей профессии как личности — он тратит время на других больше, чем на себя.
Если у консультанта уже есть свой консалтинговый бизнес, то надо понимать,что там уже не он работает, а его методики и починенные.
Так что, сапожник без сапог это очень ограниченный круг примеров, когда направление бизнеса совпадает с экспертизой владельца.
Посмотрите на всех консультантов Маккинзи, например — они с молодости только консалтингом и занимаются, учатся на моделях компании и внедряют их своим клиентам, при этом доходы у них сравнимы с частными предпринимателями. Отними у них эти мощности — они не пропадут, но захотят ли создавать свой бизнес, это вопрос только личный.
19 мая 2023 19:21 1
HR-клуб
Ирина Маторова
Коллеги, приветствую!
Не со всем вышесказанным соглашусь.
Сапожник без сапог?!
Вот пример из моей практики и моего опыта: лет 10 назад я работала в федеральной компании, ритейл, часть моего функционала было развитие персонала, обучение, формирование кадрового резерва. А мой коллега нес ответственность за продажи. Казалось бы задачи разные, но в правильной связке мы с ним максимально быстро прокачали продажи. Так, что вышли в лидеры по всей компании и держали эти значения более года. И да, я свои узкие задачи выполнила, конечно.
И вот уже более 3 лет я работаю исключительно на себя, беру компании с похожими задачами и использую для их решения свой прошлый опыт. И результаты также высокие. При этом у меня нет своего ритейла. Но есть опыт, а это дорогого стоит.
В то же время, я однажды пришла на прием к эндокринологу, который визуально выглядел очень болезненно: супер большой вес, отдышка, неприятный запах (уж простите), конечно, второй раз к этому врачу я не пошла и не рекомендовала его своим знакомым.
Так что сапожники бывают разные, и сапоги тоже нужны разные.
Всем хороших выходных впереди.
19 мая 2023 11:43 1
Елена Миронова
Психология — это не просто знания, которые если самому в идеале все знать и применять то обязательно будет счастье. Психолог более адаптивен, он может вовремя распознать например проблему, увидеть ее, но самому себе помочь — не всегда.
Психика имеет механизмы защиты, самостоятельно их отследить практически невозможно, поэтому даже очень опытные психологи в случае проблем будут обращаться к другому психологу. Более того, в нашем профессиональном сообществе существует важное правило — что психологи должны проходить регулярную личную терапию. Стоматолог сам себе зуб вылечить не может, точно так же и психолог не может изнутри себе помогать. Все величайшие умы психологии — травмированные личности и именно благодаря этому мы получили ценные методики и техники. Ведь психологические проблемы — корнями уходят в детство, и они могут всплывать в течении жизни, когда человек сталкивается с триггером, предсказать это невозможно. Психолог — это обычный человек, который может испытывать букет разных эмоций и это абсолютно нормально, и это вовсе не мешает быть профессионалом своего дела
19 мая 2023 11:34 1
Вера Кондратьева
Добрый вечер, коллеги!
Что касается психолога, то ответ однозначный — он должен сам лечиться и улучшать себя постоянно. Методология работы важна, но личность психолога важнее. Мне очень нравится идея, что лекарь и наставник не должен быть «голодным», а должен излучать благополучие и счастье, а для этого нужно постоянно работать над собой. Но психолог, тренер или наставник тоже человек и делает ошибки и имеет проблемы, главное не запускать.
18 мая 2023 18:17 2
ТОП-30
Лариса Романенко
Константин, я сама задумалась, «Должен ли парикмахер сам себе делать прически; Офтальмолог не носить очки . » ))
А ведь да! Истинные приверженцы своего дела и энтузиасты профессии готовы испробовать на себе все свои методы. Крайний случай — врачи, заражавшие себя вирусами и бактериями, вводившие себе через локтевую вену зонд, который почти достигал сердца, занимавшиеся самоповешением для фиксации изменений в организме, перерезавшие себе нервы руки, чтобы в течение 4 лет отслеживать регенерацию тканей.
А наш парикмахер боится себе сам прическу сделать? ))
18 мая 2023 17:15 0
Константин Елькин
Вопрос интересный: Должен ли парикмахер сам себе делать прически; Офтальмолог не носить очки . Есть над чем подумать!
Если бизнес-тренер работает как фрилансер без команды, то ему и обучать некого.
Но если у бизнес-тренера есть помощник, появляется команда продавцов — тогда да, обучать должен. Бизнес-тренер становится уже руководителем, в обязанности которого функция обучения включена. Он описывает бизнес-процесс, разрабатывает систему, стандарт, и обучает сотрудников. Контролирует качество работы.
Опять же если в команде есть отдельная позиция исполнительного директора, или руководителя, а бизнес-тренер является собственником и не участвует в оперативном управлении, а является — «уникальным, дорогим продуктом», который компания успешно продает, нанятый руководитель должен сам решать кого пригласить для обучения сотрудников, продавцов: а) собственника — «крутого» бизнес-тренера организовавшего бизнес; б) провести обучение самостоятельно; или в) пригласить специалиста со стороны, для решения оперативных задач в обучении персонала.
18 мая 2023 14:39 1
Андрей Щукин
Добрый день!
Когда человек обращается к психологу, это часто происходит во время травмирующей ситуации, которая вызывает сильные эмоции и не позволяет человеку ясно мыслить. В таких моментах психолог, не будучи эмоционально вовлеченным, может предложить клиенту правильный выход из сложившейся ситуации.
Однако, если сам психолог оказывается в неприятной ситуации, то он уже не может использовать свою профессиональную роль и «становится» пациентом другого психолога.
В таких случаях можно использовать поговорку «сапожник без сапог», которая описывает ситуацию, когда специалист не может применить свои знания и навыки в своей же сфере.
18 мая 2023 13:53 1
HR-клуб
Елена Иванова
Лариса, добрый день. Спасибо за классную тему. Меня очень часто спрашивают: «Откуда у тебя проблемы, ты же знаешь как помочь другим их решать». Я обычно прошу представить стоматолога, который сам себе лечит зубы 🙂
Так что мое мнение, используй свои знания в первую очередь к себе и обращайся за помощью при необходимости к другим экспертам.
18 мая 2023 12:15 1
HR-клуб
Виктория Павлова
Добрый день, Лариса и коллеги!
Моя позиция относительно практического опыта бизнес-тренера совершенно однозначна: я не признаю теоретиков, считаю, что бизнес-тренер обязан иметь практический опыт в том направлении, в котором заявляет себя в качестве эксперта и намеревается обучать других людей. В противном случае — это инфоцыган, а не бизнес-тренер.
Профориентолог в профессии, конечно, если не стопроцентно счастлив, то как минимум должен быть в состоянии искреннего интереса к своей профессии. Иначе это «сапожник без сапог» в чистом виде.
С психологом сложнее. Конечно, нужно супервизии проходить, но в моменте личных переживаний, например, из-за измены или тяжелого развода, все-таки не стоит брать в терапию клиентов с подобной проблемой, дабы исключить переносы и проекции. Но как быть, если ты семейный психолог и работа с подобными запросами твоя ежедневная работа? Ответ очевиден — развиваться в нескольких направлениях психологии.
17 мая 2023 23:57 2
HR-клуб
Татьяна Фролова
Бизнес-тренер или консультант может и должен подготовить своих сотрудников из своей команды, своего отдела, выступить наставником, коучем в формировании требуемых компетенций и их развитии. И вместе с этим, демонстрировать, что сам постоянно развивается, учится, возможно, и посещая курсы, длительные программы вместе с подчиненными, коллегами по команде. Если сам бизнес-тренер, руководитель консалтинговой команды/проекта где-то «проседает» по навыкам (hard или soft), и это заметно, то «педалировать» это, обсуждать, «перемалывать» могут незрелые, недалекие подчиненные. Тогда, в этом случае, как говорится, тренер, консультант «сам виноват», что отобрал таких себе в команду, в подчинение, а если они достались «по наследству» от предыдущего руководителя, то некорректно выстроил взаимодействие, не объяснив, что «на солнце тоже бывают пятна, магнитные бури и т.д.»
Про преподавателей на МВА-программах мы поднимали уже в каком-то посту здесь вопрос. Т.к. чуть более 10 лет преподавала на программе на МВА, то убеждена, что преподаватели (тоже самое говорили мои зарубежные коллеги в дискуссиях), должны быть из бизнеса, причем из действующего сейчас в том числе. Потому что, те (знаю на реальных кейсах), кто когда-то был CEO и т.п., приходя преподавать, дают уже, возможно устаревшие подходы, кейсы. Да что далеко ходить: на этом сайте человек — консультант публикует статьи — выдержки из своей кандидатской работы по управлению, излагая подходы 25 — летней давности, ссылаясь на источники 1999 — 2003 годов, и выдавая это за современную практику. Без актуальной рефлексии в принципе.
По психологам, кот. практикуют консультирование личное, групповое: т.к. они по этическому кодексу сами должны быть постоянно в супервизии и проходить личный анализ, то тут больше шансов на проработанность психолога и понимание себя, адекватность, более-менее аутентичность. Исключения бывают и часто тоже, как и деформация профессиональная. Однако недаром, многие психоаналитики не болеют вообще.
Источник: hrtime.ru