Психология бизнеса как наука

Первый этап развития психологии бизнеса охватывает период XVIII – 30-е гг. XX вв. Второй этап приходится на 40–50-е гг. XX в., и третий – на начало 80-х гг. ХХ в. по настоящее время.

Вехи первого этапа складываются из работ А. Смита, А. Маршалла, Дж. Кейнса, М. Вебера и др., которые выражали идеи значимости психологического фактора в экономике. В России А. В. Чаянов в 20-х гг. прошлого века исследовал мотивационные механизмы поведения субъектов хозяйствования на примере семейных крестьянств.

Отто Липманн в своей книге вышедшей в 1923 г. выделял психологию работника и психологию покупателя, психологию рекламы и психологию продаж и связывал эти области с общей и дифференциальной психологией (психологией индивидуальных различий). В Германии появились исследования Хуго Мюнстерберга в области психологии труда и организационной психологии. Он изучал сферу микроэкономических проблем, вопросы монотонности труда, его организации, психологию восприятия рекламы.

Второй этап приходится на 40–50-е гг. XX в. Исследования развернулись в США и Франции учеными Г. Катоном, П. Рейно, П. Альбу. Так, например, Г. Катон проводил один раз в четыре месяца

Финансовая нестабильность и тревожность🫣💸 #психология #motivation #отношения #lifestyle #финансы

измерение реакций потребителей на экономические стимулы. Он делил экономическое поведение на импульсивное и привычное и ввел понятие «подлинного», фактического решения, которое зависит от ожиданий. Как влияет чувство ожидания той или иной модальности и степени на последующее решение в области потребления, инвестирования? Американский исследователь применил новые показатели, в частности «индекс потребительского чувства», роль которого выражается в способности дать характеристику психологического состояния масс и групп людей и предвидеть действия в экономике, меняя заблаговременно конъюнктуру.

П. Рейно затрагивал общеэкономические вопросы и проблемы предпринимательства, роль последнего в экономическом росте стран. Поль Альбу включал в структуру экономической психологии проблемы организационной и промышленной психологии. Он считал, что экономическое поведение охватывает как потребление, так и работу, производство, что экономико-психологическая реальность многообразна.

В. М. Соколинский отмечает, что в 60–70 гг. появились работы немецких ученых Б. Штрюмпеля и Г. Шмельдерса, посвященные психологии денег и финансов.

Третий этап в развитии психологии бизнеса связывают с 80-ми гг. XX в. В 1982 г. создана Международная ассоциация исследований в области экономической психологии, координирующая усилия и деятельность многих специалистов. Анализ направлений развития и образовательных программ современной психологии бизнеса в странах Европы и Америки показал, что исследование и изучение проблем психологии бизнеса в мировых центрах идет по двум основным направлениям. С одной стороны, отмечается широкий спектр вопросов, касающихся поведения потребителя на микроэкономическом уровне деятельности –

Читайте также:  Производство мочалок как бизнес

индивидуум, домашнее хозяйство, фирма. Основой для этого направления выступают концепции микроэкономической теории.

Что важно в бизнес-мышлении? | Андрей Курпатов | Мозг и Бизнес

С другой стороны, в поле внимания исследователей фокусируется макроуровень психологического аспекта экономической деятельности. В этом направлении изучаются агрегированные экономические явления – деньги, налоги, инфляция, безработица, бедность, богатство. Теоретический базис заключен в системах знаний макроэкономики, институциональной теории и др.

Источник: sci.house

Что такое бизнес-психология?

Бизнес-психология – это изучение и практика улучшения жизни человека и организации во всем многообразии рабочих контекстов: выбора профессии, карьерного развития, профессионального здоровья, повышения эффективности сотрудников и организации в целом, внедрения инноваций и др.

В ее основе лежит совмещение понимания науки о поведении человека и опыта в сфере труда для достижения эффективной и устойчивой работы как для отдельных лиц, так и для организаций в целом.

Психология бизнеса как практика базируется на знаниях прикладной науки, которая исследует, как сделать людей и организации более эффективными.

Наука Бизнес-психология направлена на:

  • создание здоровых, продуктивных и взаимовыгодных отношений между людьми и организациями,
  • лучшего согласования их многочисленных и иногда конкурирующих потребностей.

Изучение людей, рабочих мест и организаций проводится за счет использования широкого спектра психологических методов исследований в рамках трудовых процессов и взаимообмена опытом с бизнесом. Поэтому в результате формируются отточенные на практике решения, соответствующие реалиям современного бизнеса.

Накопленный опыт результатов исследований позволяет говорить о том, что же составляет эффективную организационную практику, и делиться этим с организациями.

Практики в сфере бизнес-психологии обычно работают в следующих направлениях:

Как независимые профессионалы, с непредвзятой, научно обоснованной точкой зрения, бизнес-психологи могут консультировать по широкому кругу вопросов трудовой жизни – от карьерного роста до масштабных организационных изменений.

Бизнес-психолог помогает организациям лучше понимать проблемы и вызовы (например, высокая текучесть кадров и низкая вовлеченность), используя методы социальных научных исследований для изучения поведения человека на работе.

Читайте также:  Как начал бизнес абрамович

Бизнес-психолог создает решения для организационных изменений и вызовов. Например, разработка психометрических инструментов и методов оценки для улучшения отбора сотрудников.

Бизнес-психолог сопровождает организацию в реализации решений организационных проблем через организацию качественного процесса изменений, грамотно фасилитируя изменения и не перекладывая на себя ответственность за проблему клиента.

  • Оценка эффективности

Бизнес-психолог демонстрирует доказательства преимуществ вмешательства на индивидуальном и организационном уровнях.
Ключевой принцип бизнес-психологии: измеримость и отслеживание качества изменений.

Психология бизнеса может применяться к практически любым проблемам людей на работе. Она уже зарекомендовала себя в таких областях, как:

  • Подбор и оценка
  • Организационное развитие
  • Коучинг
  • Развитие лидерских качеств
  • Обучение и развитие персонала
  • Управление талантами
  • Вовлечение сотрудников
  • Безопасная и удобная рабочая среда
  • Управление эффективностью и аттестация
  • Организационная культура
  • Здоровье и благополучие на работе
  • Психометрическое тестирование

Эта статья написана на основе материалов Ассоциации Бизнес-Психологии (ABP) с головным офисом в Великобритании.

Автор статьи — Марина Некрестьянова , бизнес-психолог, карьерный коуч PCC ICF

Если вы хотите её цитировать, то используйте ссылку на источник .

#бизнес психология #коучинг #психология

Источник: dzen.ru

Предмет и методы бизнес психологии

Предмет бизнес психологии — это психологические причины, закономерности и последствия активности людей как сотрудников фирмы (организации), а так же самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.

Как мы видим, в этом определении присутствуют понятия «рынок» и «объединение людей» одновременно. Первое методологически транслируется от экономики — через концептуальный аппарат экономической психологии. Второе идет от психологии, поскольку ее предметом всегда были люди и их объединения.

Поэтому для бизнес психологии понятия «рынок» и «рыночные отношения» на уровне, как микро -, так и макроэкономики «преломляются» через деятельность бизнес структуры — организации, фирмы или ее подразделений. Возможно — сети дочерних предприятий или объединения фирм. Тогда речь пойдет о бизнес-психологии корпораций, холдингов, трастовых и других компаний, совместных предприятий, союзов всемирно известных мощных организаций с их многочисленными филиалами,

Если фирма занимается внешнеэкономической деятельностью или в ее штате присутствуют сотрудники из других государств, то методологически ее бизнес-психология выстраивается с учетом знаний, накопленных в теории и практике международных экономических отношений, предметно — на основе знаний о психологии парного, внутригруппового и межгруппового вариантов межкультурной коммуникации и практики интеркультурного научения.

Читайте также:  Конкурентные преимущества России для бизнеса

Методы бизнес-психологии — это все методы научно-прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций. Особенностью и главным отличием методов бизнес-психологии от методов смежных наук является то, что они:

— «работают» только для условий рыночной системы хозяйствования,

— в качестве «константы» включают факт ориентации испытуемых на прибыль,

— удобны для применения не столько в информационно-исследовательских целях,

сколько для решения конкретных задач оптимизационного, консультативного и обучающего характера.

Проиллюстрируем сказанное на примере метода интервью. Если его применять как

метод бизнес психологии, то стоит принять во внимание следующее:

1) вопросы интервью формулируются и понимаются в терминах рыночной экономики, в контексте актуальных рыночных отношений, например, вопросы о конкурентоспособности, надежности маркетинговых мероприятий, эффективности стратегии сбыта, бизнес этике в работе менеджера по персоналу, эффектах двойной экономики и такой же морали, и тому подобном;

2) вопросы о социальной и психологической регуляции профессиональной деятельности бизнесменов изначально строятся на такой стержневой характеристике, как прибыль; мотивация персонала этой характеристике не противоречит, иначе о карьере в сфере бизнеса не может быть речи — соответственно этому вопросы интервью группируются вокруг тем «прибыль», «карьера», «положение», «риск», «отношение к собственности», «деловое партнерство», «имидж», «престиж», «миссия», атемы нематериальных ценностей, гуманистических идеалов, общественных интересов и бескорыстных поступков фактически отсутствуют;

3) способ обработки результатов интервью всегда обещает дать ответ на тот или иной практический вопрос, помочь разрешить сложную ситуацию, исправить предконфликтное положение в отношениях с сотрудниками или партнерами, разработать программу длительного психологического сопровождения или краткосрочного обучения административного совета, психологической подготовки или целевого тренинга персонала, наметить пути корректировки общей стратегии, частных тактик или отдельных приемов деятельности организации, уточнить ее реальное положение на рынке, построить психологический прогноз и многое другое.

3. Основные понятия бизнес психологии: бизнес-структура, бизнес-

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин