К числу обязательных документов, которые должен иметь водитель при выполнении коммерческих перевозок грузов или пассажиров, относится путевой лист. Понимая, для чего он нужен и каковы его особенности, можно избежать штрафов со стороны ГИБДД. Данный документ подтверждает факт наличия ТС на балансе предприятия или ИП, а также позволяет получить важную информацию относительно пути следования автомобиля и перевозимого груза.
Что такое путевой лист и зачем он нужен
Этот официальный документ, содержит информацию о перемещении какого-либо ресурса или объекта. Он позволяет организации отслеживать перемещение транспортных средств, оборудования, грузов или инвентаря.
Путевые листы играют важную роль в бухгалтерском учете, позволяя правильно оформлять расходы на бензин, ТО и амортизацию. Такой документ позволяет обосновывать расходы на эксплуатацию транспортных средств, выплаты сотрудникам, которые используют личный транспорт в служебных целях, а также организовать оплату труда водителей.
Путевые листы в 2023 году. Изменения. Правила заполнения
Для чего нужен путевой лист:
- Безопасность. Путевой лист позволяет контролировать маршруты и время вождения, что снижает риски ДТП и несчастных случаев.
- Юридическая защита. В документе фиксируется информация о выполнении задач по перевозке грузов, что может быть полезным в случае споров, убытков или несоблюдения договорных обязательств.
- Управление ресурсами. Документ позволяет планировать и мониторить маршруты, расходы на топливо, время работы сотрудников и т.д.
- Финансовый контроль.
Таким образом, транспортный лист играет важную роль в организации бизнес-процессов в сфере логистики, обеспечивая контроль, безопасность, учет и управление ресурсами.
Кто обязан вести путевые листы
Путевой лист автомобиля за 2023 год отличается от прежних версий, поскольку 1 сентября этого года Минтранс утвердил новую форму документа. Ответственность за ведение путевого листа остается на владельце транспортного средства. Он обязан открывать данный лист на каждое ТС, имеющееся в гараже и участвующее перевозках грузов и пассажиров. При этом путевой лист для ИП оформляют максимум на один рейс или одну смену, сделать его сразу на 1–2 месяца нельзя.
В документе содержатся такие сведения:
- Дата и время начала и окончания маршрута. Сведения помогают определить продолжительность поездки и контролировать соблюдение временных ограничений для водителей.
- Место начала и окончания поездки. Указание точных адресов или географических координат помогает установить маршрут и местоположение транспортного средства в разные моменты времени.
- Пройденное расстояние. Информация необходима для определения объема топлива, потраченного на поездку, а также для контроля за соблюдением скоростных ограничений и других правил дорожного движения.
- ФИО водителя и его удостоверение личности. Обеспечивает идентификацию водителя и доказывает его право на управление автомобилем.
- Технические характеристики транспортного средства. Описывают марку, модель, государственный номер, VIN-код и другие характеристики автомобиля.
Путевые листы – это важный инструмент в управлении транспортными средствами и обеспечении безопасности дорожного движения. Они выполняют функцию регистрации перемещения транспортных средств и водителей, а также играют важную роль в налаживании системы учета и контроля в транспортной индустрии.
Путевой Лист для категории В. Когда обязательно оформлять? Какие штрафы?
Что поменялось в путевых листах с 2023 года
С сентября 2023 года была зарегистрирована электронная форма ведения путевого листа. Документ должен состоять из таких обязательных файлов:
- особенности рейса;
- результаты предрейсового медосмотра водителей;
- показания одометра – требуются при выезде с парковки или же при приеме автомобиля от другого водителя.
Изменения по сравнению с прошлыми версиями:
- В сведениях о шофере теперь нужно указывать СНИЛС, а также все реквизиты водительского удостоверения.
- Теперь допустимо оформление путевого листа на один рейс, если его длительность превышает официальный рабочий день шофера, или же на несколько рейсов, если все они совершаются в течение одной смены водителя.
- Разрешается корректировать информацию о шоферах, моделях прицепов, полуприцепов, а также их регистрационных номерах в электронном путевом листе.
Ведение путевых листов при грузо- и пассажироперевозках на коммерческой основе помогает контролировать соблюдение нормативов по времени вождения и отдыха, что способствует безопасности на дорогах.
Форма и реквизиты для путевых листов
За образец заполнения актуальной версии документа взята форма, установленная Госкомстатом (постановление № 78 от 28.11.1997). В нем должны содержаться такие данные:
- официальное название и дата;
- срок действия;
- название фирмы или ФИО ИП;
- отметки о тех. контроле, медосмотре;
- сведения относительно модели, марки и типа автомобиля;
- регистрационный номер авто;
- ФИО, СНИЛС водителя, дата выдачи, серия и номер водительского удостоверения;
- дата и время выезда/возвращения на парковку;
- показания одометра.
Как заполнять путевой лист
Приведем пошаговую инструкцию, как оформить все правильно с первого раза:
Шаг 1. Срок действия
Теперь можно оформлять путевой лист не только на день, но и на иной срок. В случае оформления на несколько дней в обязательном порядке сообщается дата окончания рейса в виде ЧЧ.ММ.ГГГГ.
Шаг 2. Данные об оформителе
Для юридических лиц указывается полное наименование, включая адрес, телефон, а также номер ОГРН. Для частных предпринимателей достаточно указать ОГРНИП, а также адрес прописки, номер мобильного телефона и ФИО.
Шаг 3. Сведения о ТС
К обязательным данным, которые указываются в путевых листах с 2023 года, относятся:
- марка и модель прицепа (если он используется);
- информация о предрейсовом ТО;
- модификация ТС с указанием регистрационного знака ГИБДД;
- показания одометра при въезде/выезде, а также при передаче ТС другому водителю.
Прописывать точный маршрут следования автомобиля сегодня необязательно.
Шаг 4. Данные водителя
При оформлении путевого листа автомобиля в 2023 году следует указывать в нем информацию о шофере:
- ФИО;
- реквизиты водительского удостоверения;
- номер СНИЛС;
- время и результат предрейсового медицинского осмотра.
Важно добавить, что с 1 сентября 2023 года в отметках о медосмотре не нужно указывать реквизиты лицензии на ведение медицинской деятельности.
Шаг 5. Сведения о виде перевозки
Здесь можно выделить несколько вариантов:
- Для персональных нужд . При перевозке пассажиров договор не заключается.
- На коммерческой основе – если перевозка пассажиров или грузов выполняется регулярно.
Шаг 6. Тип сообщения
Выделяют такие виды сообщения в путевом листе:
- Городское. Поездка планируется только в границах какого-то одного населенного пункта.
- Пригородное. Перевозка предусматривается между пунктами на расстояние не более 50 километров.
- Междугородное. Перевозка между пунктами, которые располагаются на расстоянии свыше 50 км друг от друга.
- Международное. Поездка происходит с пересечением государственной границы РФ или транзитом.
Шаг 7. Подписи
Каждый путевой лист с 2023 года должен быть заверен подписями водителя ТС, технического специалиста и врача, проводившего предрейсовый медосмотр. При заполнении документа в электронном виде от всех ответственных лиц потребуется УКЭП или УНЭП сотрудников.
Что будет, если неправильно заполнить путевой лист
За отсутствие путевых листов или нарушенный порядок их заполнения владельцу предприятия и водителю ТС полагается административное наказание.
Отсутствие путевых листов
Штраф за это нарушение составляет:
- для водителя – предупреждение или 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
- для должностного лица — от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).
За повторное нарушение наказание будет строже.
За ошибки при составлении путевого листа
Штраф за неверно составленный путевой лист для ИП:
- При отсутствии информации о техническом осмотре: 3 тыс. руб., для должностных лиц — 5 тыс. руб., для организации — 30 тыс. руб.
- При отсутствии данных о медицинском осмотре полагается штраф для должностного лица в размере 2–3 тыс. руб., для организации или ИП он составит 30–50 тыс. руб.
Налоговая ответственность
Если путевой лист оформлен не как первичный документ, подтверждающий официальные расходы на оплату труда водителей и ГСМ, то согласно ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, на предприятие будет наложен штраф в размере от 10 до 30 тыс. руб.
Источник: systemt.ru
Путевой лист на месяц
В действующей редакции Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов срок действия путевого листа не регламентирован (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152). Однако п. 4 данного документа по-прежнему содержит такие разъяснения: Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день, что и подтвердил Минтранс (Письмо Министерства транспорта РФ от 4 апреля 2019 г. N Д3-514-ПГ)
- показания одометра транспортного средства при выезде с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного ТС по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя ТС (далее — парковка);
- дата и время выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;
- дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если обязательность контроля предусмотрена законодательством РФ);
- дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.
Оформление путевого листа посредством проставления в уже созданном путевом листе перечисленных обязательных реквизитов возможно при условии сохранения остальных его реквизитов неизменными.
Получается, что нужно отражать каждый выезд и заезд на парковку, делать это можно как в отдельном путевом листе за день, так и в одном путевом листе на более продолжительный срок, если предусмотреть в нем соответствующие поля.
Под парковкой в форме путевого листа понимается место, предназначенное для стоянки автомобиля по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя (пп. 3 п. 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).
Источник: pravovest-audit.ru
Путевые листы в 2023 году: оформление и налоговые риски
Редкая организация обходится без автомобиля. Одни приобретают их в собственность, а другие предпочитают брать авто в аренду. И в том и в другом случае возникают расходы. Эксперт по налогообложению и бухучету Вероника Емельянова рассказывает о расходах на ГСМ, а также об основном документе – путевом листе, в отношении которого всегда много вопросов и спорных моментов.
Основным документом, который подтверждает факт списания «топливных» расходов в целях налогового учета, является путевой лист. Собственно, именно поэтому при проверках налоговики подвергают эти документы тщательнейшему анализу. И, обнаружив в путевом листе недостающие сведения, проверяющие могут снять не только расходы, но и вычеты НДС (если они были).
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа.
В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель».
Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Маршруты поездок в путевом листе
Вопрос с необходимостью отражения в путевых листах маршрутов поездок самый, пожалуй, актуальный и острый. Несмотря на то, что маршрут следования не относится к обязательным реквизитам путевого листа, включать эти сведения в путевой лист крайне желательно.
Дело в том, что любые расходы, учитываемые в целях налога на прибыль, должны быть связаны с производственной необходимостью (п. 1 ст. 252 НК РФ). Иначе говоря, относить на расходы можно только стоимость тех литров бензина, которые были использованы на служебные поездки. А как доказать служебный характер поездки?
Только указанием в путевом листе маршрутов поездок.
Налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками общества в служебных целях, в обоснованности расходов общества по ГСМ.
Судебная практика содержит примеры решений, в которых суды признавали неправомерным списание расходов на ГСМ в случае отсутствия в путевых листах сведений о маршрутах следования (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2012 по делу № А27-10606/2011, Арбитражного суда Московского округа от 21.08.2018 № Ф05-12699/2018 по делу № А40-76951/2017, Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015 по делу № А40-108772/14). Но также в судебной практике имеются и решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2012 по делу № А42-3168/2011, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2016 № Ф06-6442/2016 по делу № А55-6233/2015).
Таким образом, во избежание налоговых рисков, в путевые листы целесообразно включать сведения о маршрутах следования. Причем лучше указывать подробный маршрут с указанием адресов.
В некоторых компаниях в путевых листах не приводят подробные маршруты, а указывают коротко — «по городу» — и дополнительно издают приказ со списком адресов и маршрутов, в рамках которых возможны служебные поездки. Такое заполнение вряд ли удовлетворит контролеров. И оправданно. Если в путевом листе указан маршрут, например, «по городу Москва», это не подтверждает служебный характер поездки, не подтверждает использование автомобиля в производственных целях, не подтверждает, что поездка была именно в место, обозначенное в списке, утвержденном приказом.
Нужно ли заполнять путевой лист ежедневно
Самый частый вопрос, который возникает на практике, звучит так: можно ли сотруднику, управляющему автомобилем в управленческих целях, оформлять путевые листы не на каждый день, а, например, на месяц?
Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 2 Приложения к приказу Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем сказано, что «сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован». Это означает, что путевой лист может быть составлен и на более длительный период, например, на неделю или месяц.
Но в этом случае отметки о медосмотре водителя (если медосмотр обязателен) должны проставляться в путевом листе ежедневно. То есть бланк должен быть составлен таким образом, чтобы все это уместилось.
Кстати, форму бланка путевого листа и срок, на который оформляются путевые листы, целесообразно отразить в учетной политике организации.
Риски по НДФЛ и страховым взносам
Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.
Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).
Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.
Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).
Путевой лист в «1С:Бухгалтерии 8»
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно вести учет топлива по путевым листам. Для этого следует включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное − Настройки − Функциональность). На закладке Запасы необходимо установить флаг Путевые листы (рис. 1).
Рис. 1. Функциональность программы
После включения указанной настройки в программе появляется новый документ – Путевой лист.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Этот документ используется для подтверждения расходов на топливо в целях налога на прибыль. Также в Путевом листе указывается количество топлива, которое было куплено и израсходовано в течение рейса (рис. 2). В полном интерфейсе документ доступен в разделе Покупки.
В простом интерфейсе – в разделе Документы.
Рис. 2. Путевой лист
Документ Путевой лист могут использовать предприятия, которые не являются транспортными компаниями и для которых перевозки не являются основной деятельностью. Помимо этого, в Путевом листе не поддерживается учет топлива по талонам на ГСМ.
Из документа Путевой лист по команде Печать доступны следующие печатные формы:
- Путевой лист (упрощенная форма);
- Путевой лист (№ 3) (типовая межотраслевая форма № 3, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»);
- Авансовый отчет (АО-1).
Источник: buh.ru