Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения
Ведение бухучета при УСН для фирм стало обязательным после принятия закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011. Этот же закон установил возможность применения упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым, в большинстве своем, относятся фирмы, работающие на УСН.
Фирмы, работающие на упрощенке, но не являющиеся малыми предприятиями, а также «упрощенцы», имеющие риск перехода на ОСНО, осуществляют ведение учета при УСН в полном объеме по правилам законодательства о бухгалтерском учете. Такой вариант учета предпочтителен также для фирм, устойчиво работающих на УСН, но использующих данные бухучета для получения детальной информации о состоянии дел в организации и экономического анализа деятельности.
Варианты ведения упрощенного бухучета для СМП содержатся в 2 документах:
- приказе Минфина России от 21.12.1998 № 64н, указывающем на возможность организации учета (п. 21):
- без использования регистров учета имущества малого предприятия (простая форма);
- с использованием регистров такого учета (формы регистров приведены в качестве приложений к приказу);
- полная, осуществляемая посредством двойной записи с использованием регистров бухгалтерского учета активов СМП;
- сокращенная, при которой учет ведется посредством двойной записи без использования регистров бухгалтерского учета активов СМП;
- простая, осуществляемая без применения двойной записи.
Предложенные ИПБ РФ способы учета характеризуются определенными особенностями методологии ведения и предпочтительны каждый для своего круга предприятий малого бизнеса:
Формирование рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений в 2017 г.
- Полный упрощенный бухгалтерский учет ведется по общеустановленным бухгалтерским правилам, но допускающим некоторые упрощения (неприменение ряда ПБУ, сокращение плана счетов, упрощенные регистры бухгалтерского учета, возможность исправления ошибок прошлых лет текущим годом). Он предпочтителен для СМП, ведущих разностороннюю деятельность, требующую отражения в учете всех ее аспектов, но допускающую достаточность укрупненных показателей для ее оценки.
- Сокращенный упрощенный бухгалтерский учет ограничивается ведением записей в книге учета фактов хозяйственной деятельности, представляющей собой единую таблицу, в которой все события отражаются способом двойной записи. Этот способ возможен для небольших СМП, ведущих однообразную деятельность с небольшим количеством операций, требующих использования очень ограниченного числа счетов бухгалтерского учета.
- Простой упрощенный бухгалтерский учет также ведут в книге учета всех фактов хозяйственной деятельности в виде таблицы, но без способа двойной записи. Такой способ доступен только для микропредприятий.
Для фирм, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).
Рабочий план счетов
Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность? Ответ на этот вопрос есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухгалтерской отчетности.
Однако никаких рекомендаций по его организации не существует. Скорее всего, это связано с тем, что ведение бухучета кассовым методом не отвечает главной задаче бухгалтерского учета: давать полную и достоверную информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности фирмы.
При применении кассового метода в бухучете искажается не только реальная картина хозяйственной жизни организации, но и ее бухгалтерская отчетность. Поэтому бухучет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод можно рекомендовать только как способ ведения налогового учета. В частности, именно этим методом при УСН оплаченные доходы и расходы, учитываемые при расчете налога, отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром (ст. 346.24 НК РФ).
С учетом того, что бухучет ведется в порядке, устанавливаемом действующими законом о бухгалтерском учете, ПБУ и ФСБУ, а налоговый – по правилам НК РФ, данные бухгалтерского и налогового учета практически всегда будут различаться. Можно попытаться максимально сблизить их, выбрав сходные методы учета. Но при этом бухгалтерская отчетность всегда будет составляться по данным бухгалтерского учета, а расчет налога будет делаться по данным налогового учета.
Совсем не вести бухучет по установленным правилам рискованно. Действующее законодательство предусматривает ответственность за это (п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ).
К таким нарушениям, в частности, отнесены отсутствие регистров бухгалтерского учета, отсутствие первички и систематические ошибки в заполнении бухгалтерских регистров.
Учетная политика и план счетов для УСН
Учетная политика при УСН – это такой же серьезный и подробный документ, какой составляется любой организацией, работающей на ОСНО.
Выбранный способ бухгалтерского учета и особенности его ведения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике.
Наряду с организационно-техническими моментами бухучета в тексте приказа должен быть отражен выбор:
- форм регистров бухгалтерского учета;
- бухгалтерских счетов, используемых для учета (рабочий план счетов);
- форм первичных учетных документов;
Рекомендации по оформлению первичных документов см. в материале «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
- форм бухотчетности;
- способов хранения первички;
- правил документооборота;
- применения или неприменения ПБУ;
- границ между основными средствами и малоценным имуществом;
- создания резервов или отказа от них;
- возможности или невозможности учета убытков прошлых лет.
Формы упрощенных регистров бухучета необходимо привести в качестве приложений к приказу. Для варианта полного упрощенного бухучета они в целом будут сходны с оборотно-сальдовыми ведомостями, применяемыми при ОСНО, но могут объединять информацию по близким счетам учета и требуют формирования в дополнение к ним сводной шахматной ведомости. Рекомендованные Минфином России формы упрощенных регистров бухучета можно увидеть в приложениях к протоколу ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13 и приказу Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
Объединение данных по бухгалтерским счетам базируется на сокращенном плане счетов бухучета, в котором допускается уменьшение количества используемых счетов за счет их укрупнения. Можно, например, объединить счета учета ТМЦ (07, 10, 14, 15, 16) на счете 10, счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29) на счете 20, счета учета безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) на счете 51, счета расчетов с контрагентами (73, 75, 76, 79) на счете 76. Решение о том, как будут объединены счета, должно быть отражено в учетной политике. Рабочий план счетов – обязательное приложение к тексту приказа.
В связи с предоставленным СМП правом формирования бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте (только в составе двух форм) и по укрупненным показателям (с меньшим количеством строк в формах), необходимо закрепить это право в учетной политике.
Особое внимание следует уделить вопросам хранения первичных учетных документов, которые могут понадобиться даже тем фирмам на упрощенке, которые ведут бухучет при УСН 6% (доходы), в случае изменения системы налогообложения.
Бухучет при УСН должен быть организован так, чтобы при необходимости возврата на ОСНО или перехода с УСН «доходы» на УСН «доходы минус расходы» можно было с минимальным количеством трудозатрат восстановить аналитику по учетным данным в соответствии с требованиями соответствующей системы налогообложения.
Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»
При составлении учетной политики по УСН «доходы минус расходы» в приказе должны найти отражение все особенности учета ее финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно уделить вопросам бухучета расходов, которые обычно тщательно проверяются налоговыми органами:
- определение стоимости ОС;
- порядок списания стоимости ОС и НМА;
- определение стоимости ТМЦ;
- порядок списания стоимости ТМЦ;
- порядок учета и списания ТЗР;
- порядок учета и списания НДС;
- порядок учета расходов на продажу;
- порядок учета нормируемых расходов;
- порядок учета расходов будущих периодов;
- порядок учета убытков прошлых лет;
- порядок учета минимального налога, уплаченного при убытке.
Особенности учетной политики при УСН «доходы» по ставке 6%
Бухучет для фирм на УСН «доходы» тоже обязателен, несмотря на то, что для расчета величины уплачиваемого налога нужны только доходы и суммы платежей, которые могут уменьшить начисленный налог.
Как ведут учет ИП на УСН
У ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Это дополнительно подтверждено письмами Минфина России от 20.05.2015 № 03-11-11/28947 и от 17.10.2014 № 03-11-11/52522. Для них обязателен только налоговый учет, на основании которого заполняется декларация по УСН. При желании вести бухгалтерский учет ИП может либо организовать его с помощью одного из вышеописанных способов, либо использовать какой-то свой метод.
Новая система налогообложения АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения)
С 01.07.2022 года новую систему налогообложения могли начать применять вновь зарегистрированные ИП и организации. С 01.01.2023 перейти на АУСН смогут и действующие бизнесмены, которые подходят под критерии новой системы налогообложения. В некотором смысле она представляет собой синтез УСН, ПСН и НПД. Ограничений для ее применения достаточно много, подходит АУСН ИП, малым и микропредприятиям.
Бухгалтерский учет особенностей именно при применении АУСН не имеет. ИП на новом режиме налогообложения могут его не вести. Организации, подходящие под критерии АУСН, с большой долей вероятности подойдут и под критерии тех, кто имеет право на ведение упрощенного бухгалтерского учета.
Поэтому все, что касалось ведения бухучета ИП и организаций на УСН, в полной мере относится и к ведению учета ИП и организациями на АУСН.
Что входит в учет
Ведение бухгалтерского учета ИП на УСН 6% напрямую зависит от наличия у упрощенца наемных сотрудников. В случае работы индивидуально требования предельно просты, а при наличии штата работников для ведения бухгалтерии потребуются услуги компетентных специалистов.
Учет для ИП без работников
Ведение учета ИП на УСН 6% сводится к заполнению книги доходов и расходов, расчету и своевременному перечислению налогов, а также предоставлению ежегодной отчетности в органы ФНС. Даже при таких незначительных объемах операций существует риск несоблюдения срока обязательных платежей, неправильного расчета перечисляемой суммы или невнесения необходимой информации в книгу доходов.
Учет для ИП с наемными работниками
ИП на УСН 6%, имеющий штат сотрудников, также выполняет вышеуказанные действия, однако к ним добавляются дополнительные формы отчетности:
- справка о доходах формы 2-НДФЛ — ежегодная;
- отчет по среднесписочной численности персонала – ежегодная;
- формы расчетов 6-НДФЛ и страховых взносов – ежеквартальные;
- отчет для ПФ ф.С3ВМ – ежемесячно;
- отчет по соцстраху ф. 4-ФСС — ежеквартально.
- https://nalog-nalog.ru/usn/usn_dohody/poryadok_vedeniya_buhgalterskogo_ucheta_pri_usn/
- https://www.iq-consulting.ru/buhgalterskie-uslugi/buhgalterkoe-obslujivanie-ip-usn-6/
Источник: tvoe-delo.online
Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора
План счетов бюджетной организации — это аналитическая система для ведения бухгалтерского учета. В 2020 инструкция его применения обновилась: готовьте учетную политику на 2022 в соответствии с законодательными изменениями.
Что такое план счетов
Единый план счетов государственного учреждения (ПС) нужен для систематизации регистров бухгалтерского учета по количественным, групповым и цифровым значениям в зависимости от объекта учета и целевого функционирования той или иной организации. Он является связующим звеном между показателями учета и бухгалтерской отчетности. В план объединяются те счета, которые используются в операциях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Вся отраженная информация применяется для проведения аналитики функционирования учреждений и прогнозирования ее дальнейшего финансового развития.
План применяется в учете абсолютно всех организаций независимо от их формы собственности. Различают следующие виды по типам экономических субъектов:
- регистр для хозяйствующих субъектов;
- для бюджетных учреждений;
- счета для кредитных организаций.
- на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
- обеспечение вариативности записей однотипных операций;
- усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
- обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
- упорядочение составления бухгалтерской документации, промежуточной и итоговой отчетности;
- уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.
Кто обязан применять план счетов
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:
- Разрабатывать и утверждать учетную политику.
- Назначать ответственных лиц.
- Вести первичную и учетную документацию.
- Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
- Составлять финансовую отчетность.
Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.
Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.
План для бюджетников
Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2022 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.
Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:
- приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
- приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
- приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.
В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.
Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.
Все остальные бюджетники используют в работе ПС бухгалтерского учета. Такое различие образовалось в связи с возможностью ведения бюджетными и автономными учреждениями предпринимательской деятельности и получения дохода от нее (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). Бюджетные организации формируют рабочий план на основе инструкции № 157н.
Нумерация рабочих счетов состоит из 26 цифр, в которых отражены аналитический код учета, тип денежного обеспечения, синтетический код счета учета и код финансово-хозяйственной операции по КОСГУ.
Бюджетный план состоит из балансовых и забалансовых счетов. Он ведется в соответствии с источниками финансирования: бюджетными и внебюджетными.
Структура плана счетов бюджетной сферы
Структура бюджетного плана представлена следующими разделами:
Раздел плана счетов
Код счета бухгалтерского учета, пример
Раздел «Нефинансовые активы» отражает информацию обо всех внеоборотных активах экономического субъекта. В раздел включают учет следующих объектов:
- основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование);
- нематериальные активы (разработки, результаты НИОКР);
- амортизационные отчисления (используется для отражения износа ОС и НМА);
- непроизводственные активы (недра, земельные участки, иное);
- материальные запасы (продукты питания, ГСМ, сырье, запасы);
- вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС, НМА, МЗ);
- имущество казны (специальный счет для отражения активов, составляющих государственную казну);
- затраты экономического субъекта на основной вид деятельности (изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, согласно государственному и(или) муниципальному заданию);
- нефинансовые активы в пути (ОС, МЗ, находящиеся в пути).
- права пользования активами — предназначены для отражения прав пользования зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортом и т. д.;
- обесценивание нефинансовых активов — используется для систематизации сведений об обесценивании НФА.
0 101 05 000 «Транспортные средства» — формирование информации о первоначальной стоимости автотранспортных средств, находящихся в собственности (оперативном управлении) предприятия.
0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» — отражает первоначальную стоимость недвижимости, находящейся в казне. По такому имуществу амортизация не начисляется. Также по активам, находящимся в казне, не предусмотрено выделение особо ценного и иного имущества.
Раздел «Финансовые активы» аккумулирует сведения обо всех оборотных активах учреждения. Под оборотными активами понимаются не только денежные средства, находящиеся в кассе и на расчетных счетах учреждения, но и вложения в финансовые активы, авансы и дебиторская задолженность.
Раздел включает следующие группы:
- наличные денежные средства в кассе учреждения;
- средства на счетах бюджета;
- средства на счетах, открытых в органах Федерального казначейства;
- вложения в финансовые активы (в ценные бумаги, акции, облигации, векселя);
- расчеты по доходам (субсидии, налоговые доходы, поступления от собственности, платная деятельность);
- выданные авансы (авансы по оплате труда и иным расчетам с персоналом, авансы поставщикам, подрядчикам, по расчетам с бюджетом);
- суммы кредитов и займов, предоставленных сторонним субъектам;
- средства, выданные подотчет;
- расчеты по ущербу и иным доходам;
- прочие расчеты с дебиторами;
- внутренние расчеты.
0 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения» — раскрывает информацию о наличии финансов на расчетных счетах, открытых в органе, осуществляющем кассовое обслуживание субъекта (в рублях и иностранной валюте).
0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». По нему начисляются доходы от оказания предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Раздел «Обязательства» раскрывает данные о принятых обязательствах:
- расчеты с кредиторами по долговым обязательствам;
- расчеты по заработной плате и прочим выплатам персоналу;
- оплата работ, услуг и товаров, полученных от сторонних организаций;
- оплата налогов, взносов и сборов, в том числе в качестве налогового агента;
- по прочим платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
- расчеты с прочими кредиторами;
- прочие внутренние расчеты.
0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» — отражает сумму начисленной заработной платы в пользу работников, трудящихся по трудовому договору.
0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи» — отражает кредиторскую задолженность, возникшую по договорам предоставления услуг связи.
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — фиксирует данные о произведенных удержаниях налога с заработной платы сотрудников организации и с иных налогооблагаемых доходов.
Специальный раздел «Финансовый результат» используется для отражения доходов и расходов по результатам деятельности экономического субъекта за определенный период. Предусмотрена детализация по временным промежуткам. Сведения группируются по результатам текущего периода, прошлых лет и будущих периодов.
0 401 10 000 «Доходы текущего периода» — используется для начисления доходов учреждения, причитающихся в текущем финансовом году.
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному году» — раскрывает информацию о понесенных расходах прошлого периода.
Регистры раздела «Санкционирование расходов» раскрывают учетную информацию по:
- лимитам бюджетных обязательств;
- обязательствам (принятым, денежным, бюджетным);
- бюджетным ассигнованиям;
- сметным назначениям;
- правам на принятие обязательств;
- утвержденному объему финансового обеспечения;
- полученному финобеспечению.
0 501 11 000 «Доведенные ЛБО» — отражает сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств в рамках текущего финансового года.
План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений
Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2022 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:
Наименование балансового счета
Синтетический счет объекта учета
Источник: gosuchetnik.ru
Как сформировать рабочий план счетов, соответствующий требованиям ФСБУ
Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» подготовил рекомендации, которые определяют порядок формирования организаций рабочего плана счетов, соответствующего требованиям ФСБУ. Документ размещен на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ».
В БМЦ напомнили, что закон о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) предписывает устанавливать план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения федеральными стандартами бухгалтерского учета. Вместе с тем действующие ФСБУ не устанавливают план счетов бухучета и пока не содержат каких-либо положений по регулированию данного вопроса.
В настоящее время многие организации применяют план счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Однако этот план счетов устарел и не соответствует структуре объектов бухучета, предусмотренных федеральными стандартами.
В связи с этим в своей рекомендации Р-150/2023-КпР БМЦ приводит порядок формирования рабочего плана счетов, которого могут придерживаться организации до утверждения плана счетов бухгалтерского учета федеральными стандартами.
Рекомендация определяет план счетов не как схему регистрации фактов хозяйственной жизни, а как систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, на которых формируется информация о соответствующих объектах по требованиям ФСБУ.
В частности, организациям рекомендовано определять совокупность счетов для включения в рабочий план счетов, исходя из совокупности денежно измеримых показателей, которые в соответствии с требованиями ФСБУ с учетом существенности нужно представить в бухгалтерской отчетности организации.
Основным ориентиром для определения такой совокупности по конкретному участку учета является, как правило, глава «Раскрытие информации в отчетности» соответствующего федерального стандарта в части требований к раскрытию информации, выражаемой в денежно измеримых показателях.
При формировании рабочего плана счетов организация не обязана ориентироваться на план счетов, утвержденный приказом № 94н. Организация может использовать его фрагментарно только в той части, которая не противоречит закону о бухучете и ФСБУ.
Следить за новостями удобно в нашем новостном Telegram-канале . Присоединяйтесь!
Источник: buh.ru