Редакция: Призывая организации проявлять предосторожность в работе с самозанятыми, вы назвали меры, которые помогут снизить риски такого сотрудничества. Не секрет, что многие организации в целях экономии используют различные налоговые схемы. В частности, схемы с использованием индивидуальных предпринимателей. Не возникнет ли сейчас соблазн оптимизации с использованием самозанятых граждан?
Елена Воробьева: Основания для такого беспокойства есть. Первая и самая растиражированная ошибка — думать, что сотрудников можно уволить и заключить с ними договор ГПХ как с самозанятыми. Помните, что срок запрета на сотрудничество с бывшим работником, который после увольнения зарегистрировался как самозанятый, — два года с момента увольнения. Такая норма содержится в пункте 8 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ.
Разумеется, организация может у себя оптимизировать налогообложение с помощью самозанятых. Например, можно нанять работников «дружественной компании», зарегистрированных в качестве плательщиков НПД. Однако действовать нужно осторожно, чтобы этот жест не стал признаком аффилированности компаний. Необходимо следить за тем, чтобы не было общих учредителей и директоров, не «обменивалось» большое количество сотрудников.
Следующий миф — это распространенное среди бизнесменов мнение, что желательно работать с самозанятым, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Преимущество аргументируется уменьшением риска получить блокировку счета из-за операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Мол, у организации-заказчика при расчетах с самозанятым без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя риск попасть под «отмывочные» признаки гораздо выше.
Но это не более чем вымысел. Ну какой смысл физлицу регистрироваться индивидуальным предпринимателем и самозанятым одновременно? Экономического смысла в этом нет, так как индивидуальный предприниматель должен платить фиксированные взносы в ПФР. Риски по блокировке счета одинаковые и не зависят от режима налогообложения вашего контрагента.
Дополнительным поводом для решения ФНС России заблокировать счет могут стать слишком большие суммы, поступающие на счет. А будут эти суммы от индивидуального предпринимателя или самозанятого — это не имеет значения.
Поэтому можно рекомендовать юрлицам не сужать круг кандидатов на выполнение заказов самозанятыми со статусом индивидуального предпринимателя (если, конечно, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требует закон). Зачем усложнять?
Еще одна иллюзия состоит в том, что самозанятым можно не использовать онлайн-кассу.
Да, онлайн-касса самозанятым не нужна. Несмотря на это, они обязаны формировать и выдавать покупателям чеки. Сделать это можно, в частности, через мобильное приложение «Мой налог». Но такой чек не является кассовым чеком, а формат QR-кода спецчека не соответствует законодательству о ККТ. Чек может быть бумажным или электронным.
В чеке должны быть указаны обязательные реквизиты, перечисленные в части 6 статьи 14 Закона N 422-ФЗ. В число таких реквизитов входят, в частности, наименование оказанных услуг и идентификационный номер заказчика услуг.
Отсутствие чека может обернуться штрафами для самозанятого: в первый раз штраф составит 20% от суммы расчета по чеку, при повторном нарушении в течение шести месяцев — 100%. Такая ответственность закреплена во вновь введенной статье 129.13 НК РФ. При отсутствии чека от самозанятого организация (предприниматель) не сможет включить в расходы плату за товары (работы, услуги).
В случае возврата средств от самозанятого организация должна скорректировать налоговую базу.
Источник: api-nnov.ru
Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми
Т ренд на самозанятость неуклонно растёт. Этому во многом поспособствовал период карантина, когда миллионы сотрудников частично опробовали такой формат, а руководители поняли, что подчинённые способны справляться с обязанностями, работая удалённо. Вместе с QIWI мы поговорили с руководителями различных компаний и выяснили, как работать с самозанятыми специалистами и что нужно знать, нанимая таких сотрудников на работу.
Лидия Багирова, операционный директор агентства Vinci
Как только законодательно утвердили специальный налоговый режим для самозанятых, мы стали более активно привлекать их к работе. В нашем случае такая форма сотрудничества особенно эффективна с копирайтерами, дизайнерами, ивент-менеджерами, некоторыми специалистами бэк-офиса. Таких специалистов удобно привлекать на временные проекты, когда ресурсов штатных работников недостаточно. Однако точно не следует переводить в этот статус тех сотрудников, которые являются основной «силой» в компании.
Если заключаете договор с самозанятым, не нужно прописывать те условия и нюансы, которые есть в трудовых договорах, — такая перестраховка чревата признанием договора трудовым. Нужно чётко понимать, что самозанятый — не сотрудник. Это наёмный подрядчик, который выполняет определённую работу в определённый срок за определённые деньги. Не заключайте формальные договоры — прописывайте в них все те показатели, объёмы и сроки, за которые платите, тогда все будет хорошо.
Ещё один важный нюанс: обязательно нужно, чтобы самозанятый прислал чек при получении денег. В противном случае эта оплата будет приравнена к выплате физическому лицу со всеми вытекающими отсюда налогами — НДФЛ и отчислениями взносов в различные фонды. Поэтому важно наладить систему — кто отвечает за это в компании. Мы, например, сделали подробную памятку для самозанятых, где ёмко расписали этапы работы и контактные данные ответственных лиц по работе с ними.
Наём — это сложный процесс коммуникации и взаимоотношений в рамках определённых задач и иерархии. Чаще всего в тех сферах, где нет необходимости «стоять у станка», люди могут позволить себе стать самостоятельными — самим выбирать проекты, работу, заказчиков. В нашей сфере мы постоянно сталкиваемся с такими примерами — в основном это люди творческих профессий и сильные специалисты в сфере IT. Если человек действительно хороший специалист, уверен в себе и не боится конкуренции — а она достаточно высокая сейчас на рынке, — то он чаще всего принимает решение быть свободным и работать на себя, что не так-то просто.
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Источник: kiozk.ru
Как начать сотрудничать с самозанятыми: нюансы, риски и подводные камни
Эксперты TalkBank — первого банка в мессенджерах — проанализировали рынок, поняли, с чем сталкиваются самозанятые и работающие с ними компании, и рассказали о нюансах в сотрудничестве с самозанятыми.
Компаниям просто и выгодно работать с самозанятыми. Работник получает оговорённую в договоре сумму, сам оплачивает налог (6% для сделок с юридическими и 4% с физическими лицами), помогает компаниям снизить налогооблагаемую базу. Учитывая все преимущества, неудивительно, что работать с самозанятыми предпочитают такие гиганты, как Wildberries, Ozon, Яндекс.Такси.
Однако стоит учитывать некоторые риски. Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда компания уже оплатила услуги исполнителя, а он не является самозанятым или превысил свой лимит по доходам. В итоге компании придется заплатить штраф или внести НДФЛ, страховые взносы.
Для того, чтобы опыт сотрудничества с самозанятыми был положительным, стоит помнить о 5 пунктах:
1. Проверять статус самозанятого. Сделать это можно онлайн — на сайте или в приложении налоговой службы. Проверять статус стоит как перед началом работы, так и перед оплатой. Важно удостовериться, что нет превышений по лимиту дохода самозанятого.
2. Грамотно выбирать способ оплаты. Так, наличными можно оплачивать не больше 100 000 рублей в месяц. Кроме того, важно получить от исполнителя чек.
3. Продумать договор. В нём стоит учитывать нюансы: например, что исполнитель платит налог на доход, отвечает за активность своего статуса, а за неотправку чека предусмотрены штрафы.
4. Правильно оплачивать услуги. Переводы физическим лицам сопровождаются особым вниманием со стороны налоговой. Поэтому так важно чётко указывать назначение платежа — так, чтобы можно было легко доказать оплату в рамках договора.
5. Предоставлять бухгалтерии чеки. Если самозанятый не предоставит чек, компании придётся удерживать НДФЛ, начислять взносы. В чеке не должно быть ошибок, а получать его лучше сразу после оплаты услуг.
Волжский Диджитал-Тур 2023 – уже совсем скоро!
RUWARD и ДАЛЕЕ отправляются в очередной Диджитал-Тур и проведут 5 классных митапов для диджитал-агентств/продакшенов Поволжья: Нижний Новгород (18 сентября), Казань (20 сентября), Ульяновск (22 сентября), Самара (25 сентября) и Волгоград (28 сентября). Участие бесплатное, но нужно зарегистрироваться.
Источник: www.cossa.ru