Налоговым кодексом РФ предусмотрены определенные условия для признания расходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы. «1С:Бухгалтерия 8» контролирует выполнение этих условий, каким образом — читайте в предлагаемой статье, подготовленной специалистами компании «Альянс Софт».
Для автоматизации учета по упрощенной системе налогообложения руководство Компании ООО «Абсолют-XXI» остановило свой выбор на программном продукте «1С:Бухгалтерия 8», который позволил решить основные задачи:
- возможность ведения в одной программе общей и упрощенной системы налогообложения, на случай смены системы налогообложения в будущем;
- ускорение процесса ввода и обработки данных;
- автоматическое формирование книги учета доходов и расходов на базе введенных документов и ручных записей.
В прикладных решениях (типовых конфигурациях) фирмы «1С», предназначенных для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, бухгалтерский учет поддерживается в полном объеме. Это необходимо, в первую очередь, самой организации для принятия решения собственниками о распределении чистой прибыли и начислении дивидендов и доходов от участия.
Компания ООО «Абсолют-XXI» представляет на рынке электронные весы корейского, японского и отечественного производства различного направления: напольные весы, счетные, лабораторные, ювелирные, калибровочные гири.
Организация применяет упрощенную систему налогообложения.
Компания ООО «Абсолют-XXI» в качестве объекта налогообложения выбрала «Доходы, уменьшенные на величину расходов». В этом случае для признания расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы необходимо:
- проконтролировать выполнение всех условий для их признания;
- правильно определить момент признания расходов;
- сформировать запись в книги учета доходов и расходов при признании этих расходов.
Для решения этих задач в «1С:Бухгалтерии 8» ведется налоговый учет расходов (по УСН). Последовательное проведение соответствующих документов позволит по завершению отчетного (налогового) периода выполнить автоматическое формирование книги учета доходов и расходов.
Настройка учета по УСН выполнятся в форме «Учетная политика (налоговый учет)» (меню «Предприятие» -> «Учетная политика» -> «Учетная политика (налоговый учет)»), где на закладке «Основная» устанавливается флаг «Применение упрощенной системы налогообложения», что делает доступной для заполнения закладку «УСН». На данной закладке определяется объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов» и порядок признания расходов (состава событий, наступление которых является обязательным условием для признания расхода уменьшающим налоговую базу). Дело в том, что некоторые условия признания расходов спорны.
Так Минфин России в письме от 17.08.2006 № 03-11-02/180 добавил еще одно условие, необходимое для признания расходов на приобретение товаров при применении УСН — товар должен быть не только оплачен поставщику и реализован, но еще и оплачен покупателем. От себя отметим, что последнее условие прямо не следует из норм НК РФ. Финансовое ведомство сделало такой вывод на основе анализа норм статьи 346.17 НК РФ, который регулирует момент признания дохода.
В «1С:Бухгалтерии 8» пользователь может выбрать (см. рис. 1): дожидаться ему для признания расхода оплаты покупателя или нет. В последнем случае придется отстаивать свою позицию в суде.
Основные виды расходов и требования для признания этих расходов приведены в таблице 1. Список требований по некоторым видам расходов определяется в форме «Учетная политика (налоговый учет)» на закладке УСН (см. рис. 1), часть из них — обязательные, а часть может корректироваться пользователем.
Вид расхода
Требования (признание расходов производится в наиболее поздний из моментов)
Источник: buh.ru
Торговля: как списывать товары, чтобы уменьшить налоговые риски
Списание товаров, продукции, материалов происходит рано или поздно в любой организации. Торговые компании сталкиваются с этим особенно часто. Реализация продукции за пределами срока годности запрещена законом. Соответственно, вся просрочка уничтожается или утилизируется и списывается.
Расходы на утилизацию торговые и производственные компании учитывают при расчете налога на прибыль. Испорченные товары также можно списать. Но об этом чуть позже, а сейчас давайте разберемся, как уменьшить налоговые риски по просрочке.
Уменьшаем налог на прибыль
Основание для снижения налога, установленное ст. 264 НК РФ, касается не только продовольственных товаров. Непищевая продукция, утратившая потребительские качества или просроченная, может списываться с учетом расходов на ее производство и реализацию при расчете налога на прибыль. Расходы и списание должны быть отражены в налоговом учете.
Отметим, что учет расходов на просрочку, ее утилизацию при расчете налога на прибыль не является обязательным. Торговая компания вправе самостоятельно решать, использовать такой способ уменьшения налоговой нагрузки или нет.
Оформляем правильно первичные документы
- Документы о приобретении товара и постановке его на учет. Дополнительно могут запросить информацию о проверке поставщика перед сделкой. Если вы не проявили должной осмотрительности и заключили договор на поставку товара с недобросовестным контрагентом, с учетом расходов на списание испорченного или просроченного товара при расчете налога на прибыль могут быть проблемы.
- Сведения, подтверждающие использование товара в деятельности, направленной на получение дохода.
- Документы, подтверждающие истечение срока годности товара в период, когда заявлено списание его стоимости в расход.
- Документы по инвентаризации и/или утилизации.
Важно: перед списанием просрочки и учетом расходов при расчете налога на прибыль проверьте договор поставки.
Если документом предусмотрен выкуп нереализованной продукции поставщиком, закупщик должен этим воспользоваться. Если этого не произошло, признать расходы на списание обоснованными не получится. И при расчете налога на прибыль соответствующие суммы учтены не будут.
Утилизируем/уничтожаем просрочку
Утилизация и уничтожение – не одно и то же. Последнее предполагает ликвидацию продукции. Утилизация преследует утилитарные цели и обеспечивает возможность использования товара во вторичной переработке.
В случае утилизации просрочка продается компаниям, перерабатывающим различное сырье. Из органики производят биотопливо, удобрения, комбикорм. Ее даже могут использовать при изготовлении некоторых стройматериалов.
Чтобы отразить расходы на утилизацию в учете и уменьшить за счет них налог на прибыль, необходимо подтвердить операцию первичными документами. Продукция передается в переработку по накладным, передаточным актам, договору купли-продажи.
Кто принимает решение – утилизировать или уничтожать просроченный, испорченный товар? Если такая продукция по договору поставки не возвращается поставщику, ее судьба определяется Роспотребнадзором. Регулятор проводит экспертизу и выдает заключение. В нем указывается, что делать с товаром. Экспертное заключение следует включить в пакет документов, подтверждающих расходы.
В противном случае ФНС может их исключить из расчета налога на прибыль.
Важно: первым шагом к списанию любой порчи или просрочки является инвентаризация. Она проводится до отправки товара поставщику по условиям договора, до заказа экспертизы в Роспотребнадзоре.
Налоговая тщательно проверяет инвентаризационную первичку. Если учитываете расходы на утилизацию или уничтожение при расчете налога на прибыль, проверяйте наличие всех документов, от приказа о проведении инвентаризации до регламентов, правил ее проведения и итогового акта. Некорректное оформление любого документа может стать основанием для отказа в уменьшении налоговой базы.
Рекомендации по предупреждению налогового спора
Практика показывает, что отказывать в уменьшении налога на прибыль ФНС любит. Но давать ей такую возможность совсем не обязательно. Следующие рекомендации помогут снизить вероятность отказа.
1. Даже если договором не предусмотрен возврат просрочки или некачественного товара поставщику, примите меры, направленные на это. Пошлите уведомление об обнаружении брака, выставьте претензию и т.п. Эта первичка снимет у ФНС вопрос о том, почему не осуществлен возврат.
2. Фактическое уничтожение или утилизацию фиксируйте в соответствующих документах, указывая подробную информацию о процедуре. Налоговая обращает внимание на следующие сведения: наименование товаров, способ утилизации, место и дата. Дополнительно можно представить платежные документы, путевой лист, накладную, спецификацию, талон приема отходов.
3. Отразите списание товаров в регистрах бухучета. Подготовьте справку, подтверждающую размер доли списанной продукции. В идеале, эта доля должна быть незначительной по сравнению с объемом реализации.
4. Учитывая при расчете налога на прибыль стоимость услуг компании, утилизирующей или уничтожающей просрочку или испорченный товар, соберите полный пакет подтверждающих документов. Обратите особое внимание на подписи в платежных документах, договорах, накладных. Документы должны быть подписаны всеми ответственными лицами. Отсутствие какой-либо подписи может стать основанием для отказа в учете расходов при налогообложении прибыли.
5. Списывая товары, которые под обязательные правовые нормы не попадают, позаботьтесь об экономическом обосновании их изначального приобретения. Важно доказать, что затраты на такие товары были понесены с целью получения дохода. Что касается подтверждающих документов, все стандартно: договор, накладная, акт приема-передачи.
6. Используйте все аргументы для обоснования уменьшения базы по налогу на прибыль. Например, списание товаров с учетом их стоимости при расчете налога может быть продиктовано тем, что места хранения этих товаров могут использоваться с большей пользой, то есть приносить большую экономическую выгоду. Подтвердить такой аргумент документально непросто, но возможно. При необходимости воспользуйтесь помощью юриста.
Уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму списания товаров можно и нужно. Но делать это рекомендуется только при наличии первички, подтверждающей не только соответствующие сделки, но и экономическую обоснованность расходов.
Количество показов: 1100
Теги данной публикации: торговля
Источник: xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai
Как списывать «товарные» остатки при переходе с ЕНВД на УСН?
Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ смягчил требования к учету расходов, понесенных в рамках ЕНВД, после перехода на УСН в связи с введением обязательной маркировки некоторых видов товаров.
Условия списания товаров при УСН
При УСН, чтобы учесть в расходах стоимость товаров, купленных для перепродажи, нужно одновременно выполнить два условия:
товары должны быть оплачены поставщику;
товары должны быть реализованы покупателю.
Поясним на примере.
Как списать в расходы стоимость товаров на УСН
В сентябре фирма, применяющая УСН с объектом доходы минус расходы, приобрела партию товара в количестве 1 000 единиц общей стоимостью 314 800 руб. (без НДС). Товар был оплачен поставщику.
Однако в сентябре было продано лишь 248 единиц товара. Учесть в расходах за сентябрь при расчете единого налога можно только покупную стоимость товаров в сумме 78 070,4 руб. (314 800 руб. : 1000 ед. x 248 ед.).
Если вы перешли на УСН с ЕНВД
Если вы перешли на УСН с ЕНВД, в общем случае есть ограничения по учету как доходов, так и расходов. Так, в качестве доходов не нужно учитывать в УСН-базе:
выручку за товары (работы, услуги), отгруженные в период применения ЕНВД, полученную при УСН;
полученные во время ЕНВД авансы под поставки, состоявшиеся после перехода на УСН.
В расходах нельзя учитывать:
расходы на приобретение (оплату) товаров, понесенные до перехода на УСН;
стоимость сырья и материалов, использованных при УСН, но оплаченных на вмененке.
Исключение из общего порядка Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ внес корректировку в порядок определения налоговой базы по УСН при переходе на этот спецрежим с других режимов налогообложения.
С 1 января 2020 года налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом «доходы минус расходы» с ЕНВД (ПСН) из-за запрета торговать маркированными товарами, могут учитывать расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для продажи до перехода, по общему правилу — после реализации.
А вот сопутствующие затраты на хранение, обслуживание и перевозку этих товаров можно будет учесть, только если оплата произошла уже после перехода на упрощенку.
Новшество можно применять при расчете авансового платежа по УСН-налогу за 1 квартал 2020 года.
Источник: ofd-store.ru