- Контакты
- Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
- Новости УСН
- Арбитражная практика
- Бухгалтерская отчетность
- Налоговая отчетность
- Отчетность в ПФР и ФСС РФ
- Статистическая отчетность
- Формы, образцы, шаблоны кадрового учета
- Пошаговые инструкции по кадровым процедурам
- Кадровое делопроизводство в таблицах и схемах
- Государственная регистрация юридических лиц и ИП
- Формы первичных документов
- Образцы локальных нормативных актов
- Учетная политика 2015
- Положения по организации
- Контакты
- Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
- Новости УСН
- Арбитражная практика
- №06 Июнь 2018
- №05 Май 2018
- №04 Апрель 2018
- №03 Март 2018
- №02 Февраль 2018
- №01 Январь 2018
- №12 Декабрь 2017
- №11 ноябрь 2017
- №10 октябрь 2017
- №09 сентябрь 2017
- №8 август 2017
- №7 июль 2017
- №6 июнь 2017
- №5 май 2017
- №4 апрель 2017
- №3 март 2017
- №2 февраль 2017
- №1 январь 2017
- №12 декабрь 2016
- №11 ноябрь 2016
- №10 октябрь 2016
- №09 сентябрь 2016
- №08 август 2016
- №07 июль 2016
- №06 июнь 2016
- №05 май 2016
- №04 апрель 2016
- №03 март 2016
- №02 февраль 2016
- №01 январь 2016
- №12 декабрь 2015
- №11 ноябрь 2015
- №10 октябрь 2015
- №09 сентябрь 2015
- №08 август 2015
- №07 июль 2015
- №06 июнь 2015
- №05 май 2015
- №04 апрель 2015
- №12 декабрь 2014
- №03 март 2015
- №02 февраль 2015
- №01 январь 2015
- №11 ноябрь 2014
- Все номера журнала
- Бухгалтерская отчетность
- Налоговая отчетность
- Отчетность в ПФР и ФСС РФ
- Статистическая отчетность
- Формы, образцы, шаблоны кадрового учета
- Пошаговые инструкции по кадровым процедурам
- Кадровое делопроизводство в таблицах и схемах
- Государственная регистрация юридических лиц и ИП
- Формы первичных документов
- Образцы локальных нормативных актов
- Учетная политика 2015
- Положения по организации
- Главная
- Статьи
- Июнь 2018
- Какие затраты можно отражать на счете 97?
Поделиться статьёй:
Какие затраты можно отражать на счете 97?
Панова З. Е.,
практикующий бухгалтер»
Какие затраты можно отражать на счете 97?
- Назад
- Вперёд
Источник: buhpressa.ru
Учет расходов и доходов будущих периодов
Расходы будущих периодов в бухгалтерском учете
Содержание
- Что относятся к расходам будущих периодов
- Как происходит учет «Расх.буд.периодов» в бухгалтерском учете
- Инвентаризация «Расх.буд.периодов»
- В заключении
«Расходы будущих периодов» — «Расх.буд.периодов» – это произведенные затраты направленные на изготовление продукции в отчетном периоде, но учет данных затрат будет произведен в бухгалтерском учете в будущем в составе себестоимости.
Такой учет необходим, для эффективности формирования с/стоимости продукции, а также для того, чтобы исключить получения убытка в этом отчетном периоде и получения «заоблачной» прибыли в последующем периоде.
Приведем пример 1:
В I кв. компанией закуплены стройматериалы для смены планировки помещения производственного цеха (обрезная доска для установки перегородок, кафель для покрытия пола, лака-красочные материалы и другие стройматериалы). В случае включение понесенных затрат на приобретение стройматериалов, то с/стоимость произведенной продукции в этом квартале значительно увеличится, что неблагоприятно скажется на деятельности.
- Изготовленная продукция будет значительно дороже что снизить востребованность данного товара, соответственно приведет к «упадку» полученного дохода от деятельности;
- Кроме всего по итогам деятельности финансовый результат будет отрицательным. Расходы будут считаться необоснованными, так ка объем производства не увеличился, а расходы резко возросли, что может привести к проведению налоговой проверки.
Во избежание данной ситуации, для этого и нужно затраты распределить постепенно, без резкого увеличения расходов текущего отчетного периода.
Что относятся к расходам будущих периодов
В соответствии с положение о бухучете (п.16 ПБУ 2/2008 и п. 39 ПБУ 14/2007) к (Расх.буд.периодов) относятся затраты, которые невозможно списать на с/стоимость сразу, а лишь постепенно. Это затраты:
Кроме этих расходов, можно еще отнести другие виды расходов к (Расх.буд.периодов), которые необходимо будет списать в счет с/стоимости., при этом бухгалтеру надобно иметь обоснование данного учета. По-другому бухгалтер должен иметь доказательство того, что данные расходы направлены на получение дохода в будущем.
Приведем пример 2 таких расходов
Компания ООО «Легион» проводит разработку по усовершенствованию камеры наружного наблюдения, по результатам чего понесены следующие расходы:
- Заработная плата, инженера-разработчика;
- Изготовление образцов для проведения опыта;
- Проведение испытательных работ;
- Арендная платапомещения, где проводятся испытательные работы;
- Расходы на получение патента, сертификата на новое производство
Все перечисленные расходы можно будет учесть в составе расходной части в будущих периодах, а лишь после начала в полном объеме производства, равными частями списать сумму затрат на с/стоимость.
Очевидным фактом, будет нецелесообразно включение понесенных расходов на новое производство в состав расходов уже действующего производства, тем самым увеличивая стоимость готовой продукции. Правомерным и правильным решением будет учет этих расходов равномерно в течении нескольких периодов.
Аналогичный подход возможно применить к:
Для отнесения расходов к «Расх.буд.периодов» должны соблюдаться следующие условия (п. 16 ПБУ 10/99):
• имеются основания считать, что в результате данной операции уменьшится экономическая выгода организации;
• сумму затрат можно определить.
Принцип и порядок учета расходов, относящихся к расходам будущих периодов, следует расписать в учетной политике организации.
Важно. Существует расходы, которые не следует отражать, как расходы будущих периодов:
√Авансы, выданные в счет будущего получения ТМЦ, услуг, работ
√Подписка на периодические издания (электронные и печатные).
Как происходит учет «Расх.буд.периодов» в бухгалтерском учете
В «Бухучете» учет «Расх.буд.периодов» осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов».
По «Дебету сч. 97» учитываются суммы понесенных расходов (покупка стройматериалов), а по «Кредиту» — постепенное равномерное списание этих расходов (например, в течение отчетного года).
Приведем пример 3
Производим расчет, списания на себ./стоимость продукции, затраты для смены планировки помещения производственного цеха (из примера 1)
33333,33 рублей, что составляет 1/12 об 400000, руб.
Для ежемесячного списания суммы затрат составляется «Бухгалтерская справка» –обоснование по форме «ОКУД-0504833».
Инвентаризация «Расх.буд.периодов»
Для учета «Расх.буд.периодов» ежегодно следует проводить инвентаризацию данных расходов.
Инвентаризация «Расх.буд.периодов» — это сверка оборотов и остатков по счету 97 на начало и конец года с данными первичных документов (бухгалтерских справок на списание данных расходов). Целью инвентаризации является контроль за своевременностью и правильностью списания «Расх.буд.периодов».
В ходе инвентаризации следует винительною проанализировать правильность отнесения производственных расходов к расходам будущих периодов на это указывает пункт 3.35 приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49). В случае, если куплено что-то, что в последующем можно перепродать или произвести обмен, то эти затраты на приобретенные товары не могут быть отнесены на «Расх.буд.периодов». Таким образом, следует отнести эти суммы по активам, например, основные средства, материалы и т.д.
По результатам проведенной инвентаризации формируется инвентаризационный акт по «Форме-№ИНВ-11», либо результаты заносятся на самостоятельно разработанный документ.
В форме «Бухгалтерского баланса» «Расх.буд.периодов» по строкам «1110 – нематериальные активы», «1150 –основные средства», «1210- запасы» , «1260 –прочие оборотные активы».
В заключении
Грамотно-поставленный учет по расходам будущих периодов позволит:
- эффективно формировать с/стоимость продукции, исключить получения убытка в этом отчетном периоде и получения «заоблачной» прибыли в последующем период;
- получать стабильный доход по результатам осуществления деятельности;
- не привлечения внимания со стороны налоговых органов для проведения проверок.
Принцип и порядок учета расходов, относящихся к расходам будущих периодов, следует расписать и закрепить в учетной политике организации/компании. «Расх.буд.периодов» распределяются постепенно, без резкого увеличения расходов текущего отчетного периода.
Источник: online-buhuchet.ru
Что такое расходы будущих периодов и как их учитывать?
В бухгалтерском учете, как и во многих других дисциплинах, есть большое количество аббревиатур, понятных только посвященному пользователю: БИК, БСО, ЕГРЮЛ, ОГРН, ЕСХН, КУДиР, ИНН, ЛИФО, ФИФО, МСФО, ОСН и т.д. Об одном из таких понятий – РБП, дальнейший материал.
Законодательная база
Само понятие расходы будущих периодов (далее РБП) логично вытекает из допущения временной определенности хозяйственной деятельности или принципа начисления, закрепленного в ПБУ 1/2008.
Закон № 402-ФЗ не содержит расшифровки данных расходов. Обращаясь к ПБУ 10/99 видим, что «расходы признаются в отчете о финансовых результатах … путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем». Таким образом, введение механизма распределения расходов между отчетными периодами потребовало появления понятия РБП.
Упоминание данного вида расходов мы находим в ПБУ 2/2008: «…расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, учитываются как расходы будущих периодов. По мере признания выручки по договору расходы по договору списываются для определения финансового результата отчетного периода».
А также в ПБУ 14/2007: «Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора».
Таким образом, РБП – это расходы, которые фактически имеют место в одном периоде, а по смыслу и назначению должны быть отнесены к последующим отчетным периодам или периоду.
Наиболее часто встречающиеся примеры РБП: расходы на страхование, лицензионные платежи, расходы в связи с будущими строительными работами, программное обеспечение, расходы на ремонт основных фондов и т.д.
Бухгалтерский учет РБП
РБП в бухгалтерском учете отражаются по счету 97 в Плане счетов, утвержденном Приказом Минфина № 94н от 31.10.2000г. Все положения касаемо учета и списания РБП необходимо отразить в Учетной политике организации, а именно:
- состав РБП, виды, имеющие место в рамках конкретного хозяйствующего субъекта;
- порядок признания РБП;
- порядок списания, который может быть:
— равномерным в течение периода, утвержденного внутренним распорядительным документом (по месяцам, по дням),
- форма бухгалтерской справки-расчета.
Отсутствие в законодательстве четких правил относительно РБП на практике приводит к большому разнообразию учетных подходов к отражению и списанию этой категории расходов в учете и отчетности. Ключевое значение в некоторых специфических случаях может иметь профессиональное суждение бухгалтера.
Отражение в учете РБП происходит следующей записью:
Списание РБП на текущие расходы по мере наступления оснований для этого показывается следующей записью:
Дебет 08, 20, 25, 26 и т.д. Кредит 97
Пример
ООО «Ромашка» приобрело доступ в справочно-правовую систему с 01.11.2021 года сроком на 1 календарный год. Договор заключен 01.10.2021 г., сервис оплачен авансом на полную сумму 120 000 рублей без НДС 15.10.2021 г. Акт приема-передачи неисключительных прав датирован 01.11.2021 г. В учетной политике закреплен способ списания «равномерно в течение периода (по месяцам)».
Таким образом, бухгалтер ООО «Ромашка» сделает следующие проводки:
В данном примере четко видно различие понятий аванса и расходов будущих периодов. Так, после перечисления денежных средств ООО «Ромашка» отражает выданный аванс. И только после получения акта и появления правовых оснований доступа в справочно-правовую систему ООО «Ромашка» может отразить расходы будущих периодов.
Алгоритм признания РБП
Главная сложность для бухгалтера при признании РБП – классифицировать затраты как актив или как расход. Нормативные разъяснения можно посмотреть в письме Минфина России № 07-02-06/5 от 12.01.2012г. Для того, чтобы определиться, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Принесет ли спорный актив экономические выгоды в будущем?
- Сможет ли фирма использовать актив в деятельности?
- Можно ли использовать актив для погашения обязательств или обмена на иной актив?
- Можно ли распределить актив между собственниками?
- Может ли хозяйствующий субъект контролировать данный спорный актив?
В случае отрицательных ответов на вышеприведенные вопросы в бухгалтерском учете должны быть признаны расходы, а не активы. Например, зарплата сотрудников управленческого аппарата в период подготовительных работ по новому производству должна быть учтена в составе расходов текущего периода.
Инвентаризация РБП
Как и любые другие объекты учета, расходы будущих периодов подлежат инвентаризации перед составлением годовой отчетности. В качестве документа можно использовать форму ИНВ-11 (постановление Госкомстата №88 от 18.08.1998г.) или собственную разработанную форму. Образец заполнения.
При инвентаризации нужно проверить правильность отнесения расходов на счета учета затрат и соответствие расчетов учетной политике. В ведомости должны быть отражены вид и сумма расходов будущих периодов, дата возникновения и срок погашения, расчетный остаток и др.
Итоги
Таким образом, на первый взгляд может показаться, что РБП – достаточно простая категория: «признал в учете, разделил на количество месяцев или дней использования и забыл». Однако, возникающие на практике спорные вопросы и сложные хозяйственные ситуации свидетельствуют об обратном и требуют от бухгалтера знания не только учетной законодательной базы, но и зачастую знаний из смежных областей и понимания природы осуществлённых затрат.
О том, как отразить РБП в отчетности более подробно в следующем материале.
Источник: buhpress.ru