Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.
Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?
Налоговый учет
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.
Цифровой измеритель расхода воды K24
Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).
Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.
Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.
При этом Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды до 2012 года давал следующие разъяснения: «Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль» (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).
ОБЗОР СЧЁТЧИКОВ РАСХОДА ВОДЫ (ВОДОМЕРОВ)
Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 налоговики указали, что при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей организации, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды затраты на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров могут быть признаны экономически неоправданными.
Однако в письмах 2012 года Минфин России уже не упоминает о том, что для признания расходов на приобретение питьевой воды экономически оправданными у организации должна быть в наличии справка (заключение) Госсанэпиднадзора (смотрите, например, письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/2/89, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/401, от 09.07.2012 N 03-03-06/1/332, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274).
В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.
При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Типовой перечень).
В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.
Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.
На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.
Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).
Бухгалтерский учет
На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее — МПЗ) по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 «Материалы».
Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:
Дебет 10 Кредит 60 (76)
— оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:
Дебет 20 (26) Кредит 10
— списана стоимость приобретенной питьевой воды.
Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10
— стоимость воды включена в состав прочих расходов;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
— сумма НДС учтена в составе прочих затрат.
Согласно п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.
В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.
Документальное оформление
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).
Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).
Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.
Источник: buh.ru
20.10.2016 | Расчет объемов КУ для нежилых помещений без ИПУ
Ранее на сайте АКАТО была размещена статья, содержащая разъяснения порядка определения количества постоянно и временно проживающих граждан для целей расчета размера платы за коммунальные услуги (далее — КУ) при отсутствии приборов учета. В связи с поступлением в АКАТО большого числа вопросов по порядку расчета размера платы за КУ для собственников нежилых помещений, не оборудованных приборами учета, публикуем дополнительные разъяснения.
Различия расчетов для жилых и нежилых помещений
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), устанавливают различный порядок расчета платы за коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии приборов учета. Различный порядок установлен для расчета стоимости потребленных холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, газа и электрической энергии. Порядок расчета для жилых помещений регламентируется пунктом 42 Правил 354, для нежилых помещений — пунктом 43. Стоимость отопления и для жилых, и для нежилых помещений МКД рассчитывается одинаково согласно пункту 42(1) Правил 354.
Если для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из количества постоянно и временно проживающих граждан, то для нежилых помещений абзацы 2-4 пункта 43 устанавливают:
«При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении».
Расчетные способы определения объемов потребления КУ
Объемы водоснабжения (горячего и холодного) рассчитываются в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными ПП РФ от 04.09.2013 N776, которые устанавливают:
«14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета…
…
15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
…
в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;
…
18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:
а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;
…».
Объем водоотведения для нежилого помещений в соответствии с абзацем 5 пункта 43 Правил 354 определяется «исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды».
Объем электроснабжения в отсутствие приборов учета определяется по формулам Приложения N3 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденным ПП РФ от 04.05.2012 N442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
Применение расчетных способов
Необходимо отметить, что выбор конкретного расчетного способа определения объема потребления коммунального ресурса для каждого конкретного случая необходимо согласовывать с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и фиксировать достигнутые договоренности в соответствующих договорах.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, потребленную в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, рассчитывается как произведение потребленного объема коммунального ресурса, определенного расчетным способом, на тариф на указанный коммунальный ресурс, установленный органом государственной власти субъекта РФ для соответствующей категории потребителей.
Источник: acato.ru
Как учесть питьевую воду
Договоры со специализированными организациями на водоснабжение для технических нужд заключают практически все фирмы. А те, кто заботится о здоровье работников и собственном имидже, покупают еще и очищенную питьевую воду. Но в то время как стоимость воды для производства однозначно уменьшает налогооблагаемую прибыль предприятия, с водой питьевой возникают проблемы. Дело в том, что налоговики отказывают фирмам в праве списать ее стоимость на затраты.
Можно ли обойти запрет чиновников? В данном случае – да. Главное, определиться, как провести по документам покупку питьевой воды, а также подтвердить эти расходы и их экономическую целесообразность. О том, как в целях расчета налога на прибыль все же списать питьевую воду и при этом избежать претензий чиновников, и пойдет речь в этой статье.
Вода приобретена для коммерческих и представительских целей
Многие фирмы устанавливают аппараты для разлива и подогрева питьевой воды в приемных или переговорных. Ведь предложить клиенту чашку чая или кофе – правило хорошего тона. Можно ли отнести подобные расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли?
К сожалению, такой статьи затрат как «приобретение питьевой воды» в Налоговом кодексе нет. Но, как известно, перечень расходов, предусмотренных главой 25 Налогового кодекса РФ, является открытым. И по нашему мнению, в подобной ситуации затраты на приобретение питьевой воды могут быть учтены и как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Необходимо только помнить требование Налогового кодекса: все расходы фирмы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Документальным подтверждением расходов в подобной ситуации будут стандартные бумаги, оформленные поставщиком воды (договор, накладная, счет-фактура). Экономическую же целесообразность таких расходов также легко обосновать: увеличение количества клиентов, подписание большего числа договоров и т. д.
Кроме того, необходимость подобных затрат можно зафиксировать и в соответствующем внутрефирменном документе (приказе, распоряжении и т. п.). Вот пример такого документа:
Утверждены приказом
от 25 января 2004 г. № 14
Правила корпоративной культуры
(извлечение)
…
2.7.4. В целях повышения качества обслуживания клиентов установить в комнате переговоров аппарат для разлива питьевой охлажденной и горячей воды.
2.7.5.
До начала переговоров менеджер, проводящий встречу, обязан в целях установления доверительных отношений предложить клиенту стакан воды или чашку чая (кофе).
2.7.6. В случае продолжения переговоров более часа необходимо повторно предложить клиенту воду, чай или кофе.
…
Президент
корпорации «Глобус» Долгов /А.Г. Долгов/
Более осторожные бухгалтеры могут учесть стоимость приобретенной питьевой воды в составе представительских расходов ВЫНОС 1 . Напомним, что к таким расходам относят затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества.
Однако при таком варианте учета есть и существенный минус. Стоимость питьевой воды (вместе со стоимостью других напитков и продуктов, а также суммой прочих представительских расходов) может быть учтена при исчислении налога на прибыль в лишь в сумме, не превышающей 4 процента от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.
Конечно, весьма сложно будет обосновать налоговикам приобретение большого количества питьевой воды для официального приема, в котором участвовали всего несколько человек. Тем не менее проверить, выпили ли участники встречи всю воду или нет, фактически невозможно. Главное, чтобы соответствующие расходы, принятые при исчислении налога на прибыль, не превысили нормативную величину.
Вода приобретена для работников фирмы
Но чаще всего питьевая вода приобретается для потребления сотрудниками организации. И здесь самый болезненный вопрос тот же – можно ли учесть подобные расходы в затратах фирмы при налогообложении.
Как мы уже отмечали, такой статьи расходов как «приобретение питьевой воды» Налоговый кодекс не предусматривает. Однако подпункт 7 пункта 1 статьи 264 кодекса разрешает учесть в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, « расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации ».
Точного определения, что такое « нормальные условия труда », ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве нет. Это понятие комбинированное и складывается из совокупности многих законодательных норм. Но для нас важно прежде всего определить, подпадают ли под это определение затраты на приобретение предприятием для своих сотрудников питьевой воды.
С этим вопросом мы обратились в Минтруд России. Там нам ответили утвердительно (см. мнение специалиста). А раз так, у предприятия есть все основания учесть соответствующие расходы при налогообложении прибыли в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
Чижов Борис Алексеевич,
заместитель начальника управления Минтруда России
– Статья 22 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, а также бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Это в частности, предполагает и необходимость обеспечения работников питьевой водой. Поэтому затраты на приобретение питьевой воды, а также оборудования для ее разлива могут быть расценены как расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренных законодательством РФ.
К сожалению, на практике налоговики разрешают включать затраты на приобретение питьевой воды в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, далеко не всегда (см., например, письмо УМНС по г. Москве от 20 марта 2002 г. № 26-12/12511).
Поэтому, чтобы еще более обезопасить себя в случае возможного спора с проверяющими, используйте такие дополнительные аргументы.
1. Как известно, работодатель обязан обеспечить работникам условия труда, определяемые не только законодательством, но и «коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами». Это прямо указано в статье 56 Трудового кодекса РФ. Иными словами, помимо норм, установленных законом, работодатель должен соблюдать и дополнительные меры по обеспечению нормальных условий труда, предусмотренные внутренними документами предприятия.
Так, на фирме может быть разработан соответствующий документ (приказ, положение и т. п.), в котором перечислены мероприятия по обеспечению нормальных условий труда. Там, в частности, необходимо указать, что в обязанности работодателя входит обеспечение работников питьевой водой, туалетной бумагой и т. д.
Вот пример подобного приказа:
Приказ
от 5 мая 2004 г. № 12 г. Москва
Об обеспечении нормальных условий
труда на предприятии
В целях обеспечения нормальных условий труда, увеличения норм выработки и качества производимой продукции приказываю:
1. Установить в цехе № 2 аппарат по разливу холодной питьевой воды.
2. Производить закупку питьевой воды, соответствующей ГОСТ Р 51232-98, в ЗАО «Родник».
3. Ответственным за обеспечение питьевой водой, санитарно-гигиеническими средствами и эксплуатацию аппарата назначаю начальника цеха № 2 Тихомирова Д.С.
Президент
корпорации «Глобус» Долгов /А.Г. Долгов/
2. Еще одним аргументом в пользу налогоплательщика, который позволит себе учесть расходы на приобретение питьевой воды при исчислении налога на прибыль, может служить постановление ВАС Московского округа от 21 января 2003 г. по делу № КА-А40/8979-02. И пусть оно вынесено применительно к Положению о составе затрат, которое использовалось при исчислении налога на прибыль до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ, выводы суда с успехом могут быть применены и к действующим нормам налогового законодательства ВЫНОС 2 .
Налогоплательщик привел в суде доказательства того, что вода, поставляемая в его офис по водопроводу, не отвечала санитарно-гигиеническим стандартам. Для этого организация произвела анализы воды в Санэпиднадзоре, который, в свою очередь, подтвердил несоответствие водопроводной воды стандартам качества воды в Московском регионе. Исходя из этого, судьи решили, что расходы на приобретения воды вполне обоснованно были учтены в составе расходов.
Поэтому для подстраховки фирма может провести анализы качества воды, поставляемой по водопроводу в ее помещения, на соответствие ГОСТу ( ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» ) . И если результат окажется отрицательным, право предприятия учесть расходы на приобретение воды будет неоспоримым.
Но даже если анализы подтвердят соответствие воды ГОСТу, то учесть расходы на приобретение питьевой воды при исчислении налога на прибыль можно и по вышеперечисленным основаниям.
Корпорация «Глобус» в целях создания нормальных условий труда заключила с ЗАО «Родник» договор на поставку питьевой воды. Вода поставляется в пластиковых бутылях по 25 литров.
Стоимость 25 литров воды — 177 руб. (в том числе НДС — 27 руб.). После использования воды бутыли подлежат возврату. Залоговая стоимость одной бутыли составляет 200 руб. В мае 2004 года ЗАО «Родник» поставило корпорации «Глобус» 5 бутылей воды всего на сумму 885 руб. (в том числе НДС — 135 руб.).
Корпорация «Глобус» оплатила приобретенную воду и перечислила ЗАО «Родник» залоговую стоимость бутылей. Бухгалтер отразил эти операции так:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – 750 руб. (885 – 135) — отражена себестоимость приобретенной питьевой воды;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 135 руб. – учтен НДС, уплаченный поставщику;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 885 руб. – оплачена приобретенная вода;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 135 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 – 1000 руб. (200 руб. х 5 бут.) – перечислена поставщику залоговая стоимость бутылей;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 76 – 1000 руб. – учтены бутыли по залоговой стоимости.
Кроме того, для разлива воды поставщик предоставил корпорации «Глобус» в аренду в ододиспенсер. Ежемесячная арендная плата — 118 руб. (в том числе НДС — 18 руб.).
Бухгалтер учел стоимость арендованного вододиспенсера на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по передаточной стоимости, указанной в договоре аренды, – 15 000 руб.:
ДЕБЕТ 001 – 15 000 руб. – учтена стоимость арендованного основного средства.
В мае 2004 года в цехе № 2 корпорации «Глобус» было использовано 2 бутыли воды (50 литров). Бухгалтер отразил эти операции следующим образом:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – 300 руб. (150 руб. х 2 бут.) — списана стоимость израсходованной питьевой воды.
А стоимость аренды вододиспенсера за май 2004 года была отражена так:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 – 100 руб. (118– 18) – отражена сумма арендной платы за май;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 – 18 руб. — учтена сумма НДС.
Так как указанные расходы связаны с организацией нормальных условий труда, бухгалтер корпорации «Глобус» учел при налогообложении стоимость израсходованной питьевой воды и сумму арендной платы в соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
В конце месяца корпорация «Глобус» перечислила ЗАО «Родник» арендную плату и вернула использованные бутыли. В учете это было отражено так:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 118 руб. – перечислена сумма арендной платы за май;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 – 18 руб. – принят к вычету НДС по арендной плате;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 10 – 400 руб. (200 руб. х 2 бут.) – возвращены бутыли поставщику.
Выше мы привели многочисленные аргументы в пользу того, что стоимость питьевой воды, приобретенной фирмой для своих сотрудников, может быть отнесена в уменьшение налогооблагаемой прибыли. И все же мы не исключаем, что некоторые бухгалтеры, которые захотят полностью исключить возможные налоговые риски в случае спора с проверяющими, не будут учитывать расходы на питьевую воду при исчислении налога на прибыль.
В этом случае, согласно ПБУ 18/02 ВЫНОС 3 , в учете образуются постоянные разницы. Применительно к рассмотренному выше примеру, если расходы на воду не будут учтены организацией при исчислении налога на прибыль, постоянные разницы составят 400 руб. (100 + 300). Таким образом, бухгалтер должен будет зафиксировать в учете постоянное налоговое обязательство:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 96 руб. (400 руб. х 24%) – отражено постоянное налоговое обязательство.
Кроме того, необходимо учитывать, что сумма НДС, уплаченная поставщику в составе расходов, которые не были отнесены в уменьшение налогооблагаемой прибыли, не может быть принята к налоговому вычету.
НДФЛ, ЕСН и вода
Практика проведенных аудиторских проверок показала, что некоторые бухгалтеры начисляют единый социальный налог и удерживают налог на доходы физических лиц со стоимости выпитой работниками воды. Но согласитесь: учесть количество выпитой воды каждым конкретным сотрудником организации технически очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Да и, скорее всего, вести такой учет экономически нецелесообразно, так как расходы непосредственно на саму воду могут быть значительно меньше стоимости затрат на их учет. Между тем НДФЛ удерживается лишь в том случае, когда сумма дохода работника может быть четко определена.
Поэтому, в ситуации, когда организация не ведет учет выпитого каждым сотрудником количества воды, удерживать НДФЛ не нужно. Эта позиция поддержана и арбитражной практикой. В частности, в постановлении ФАС Московского округа от 19 июля 2000 г. № КА-А40/2965-00 указано, что в налогооблагаемый доход работника не могут включаться обезличенные оплаты услуг, так как этими услугами он может и не воспользоваться. Факт заключения предприятием договоров на приобретение продуктов питания и их оплата не может считаться достаточным доказательством получения работником дохода.
По нашему мнению, на стоимость потребленной работниками воды не нужно начислять и ЕСН. Ведь единым социальным налогом облагаются доходы, полученные работниками по трудовым и гражданско-правовым договорам (ст. 236 Налогового кодекса РФ). А, как мы уже отмечали выше, расходы на приобретение питьевой воды должны рассматриваться не как выплаты физическим лицам по трудовым или гражданско-правовым договорам, а как расходы организации, направленные на создание нормальных условий труда.
А если организация не учитывает расходы на приобретение питьевой воды при исчислении налога на прибыль, то ЕСН не начисляется в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ.
Как учесть расходы на приобретение воды фирмам, перешедшим на «упрощенку»
Организации, перешедшие на «упрощенку» и уплачивающие единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты на приобретение питьевой воды при исчислении единого налога учесть не смогут. Дело в том, что перечень расходов, перечисленных в статье 346.16 Налогового кодекса РФ, является исчерпывающим. Таких статей затрат как «расходы на создание нормальных условий труда», и уж тем более – «расходы на приобретение питьевой воды» – там нет.
Контактный телефон (095) 517-37-51.
Выносы на полях:
1. Определение представительских расходов дано в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
2. Глава 25 «налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2002 года.
3. ПБУ 18/02 утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
Источник: www.klerk.ru