Денежная компенсация питания сотрудникам может выплачиваться по желанию работодателя в целях повышения лояльности персонала. Правда, она создает дополнительный доход работнику, за который придется удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.
Порядок выплаты денежной компенсации взамен бесплатных обедов
Согласно ст. 222 ТК РФ работодатель обязан предоставлять специальное питание (спецпит) только персоналу, трудящемуся во вредных и особо вредных условиях. Перечень продуктов и их количество закреплены Приказом Минтруда № 291н от 12.05.2022 . Продукты должны выдаваться бесплатно, удержание за питание сотрудников из их зарплаты в рамках этой нормы не допускается.
Остальных работников кормить необязательно, но не запрещено. Некоторые работодатели обеспечивают обеды всему персоналу, чтобы расположить его к себе:
- выдают бесплатный чай, кофе и сахар;
- заказывают доставку еды;
- открывают собственные столовые.
Для сведения: сколько времени дается обед по ТК РФ
Вместо обедов может быть предусмотрена и оплата стоимости питания работников по типу ежемесячной компенсации. Причем деньгами допускается заменять не только бесплатные (корпоративные) обеды, но и специальное питание. Чтобы бухгалтерия могла выдавать деньги, придется закрепить такую возможность в коллективном или трудовом договоре, ином локальном акте организации — например, положении об оплате труда или о предоставлении льгот персоналу.
В документе предусмотрите: кому, когда и в каком объеме будут выдаваться продукты или комплексные обеды. Если готовы компенсировать работникам их стоимость, то укажите, сколько раз в месяц должна производиться доплата за питание сотрудникам, в какие даты и каким путем — на карту или наличкой. Большинство предприятий добавляют компенсацию к зарплате работников, но некоторые заводят им дополнительные корпоративные карты (по типу транспортных), куда ежемесячно «падает» некая сумма средств, которыми работник вправе расплачиваться в любимых местах общепита.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить документально питание сотрудников. Используйте эти инструкции бесплатно.
Размер суммы в документе указывать нет смысла. Скорее всего, вам придется ее периодически индексировать из-за инфляции и роста цен. Чтобы избежать бумажной волокиты в будущем, в договоре или акте закрепите только возможность замены обеда компенсацией. Но поясните, что конкретную сумму утверждает руководитель отдельным приказом — например, раз в 6 или 12 месяцев.
Продумайте порядок выдачи персоналу компенсационных выплат — обязательно ли вам от них заявление на возмещение питания сотрудникам, должны ли они предоставлять чеки и т. д. Что касается выплаты за спецпит, то здесь правила уже утверждены законодателем. Работник вправе получить деньги, предоставив работодателю письменное заявление (ст. 222 ТК РФ). На его основе создается приказ, и минимум раз в месяц выплачивается стоимость молока или других равноценных продуктов.
УСН 15% Доходы — Расходы. Товары
Облагается ли налогами питание работников
Спецпит и выплаты за него налогообложению не подлежат. Работодатель не удерживает НДФЛ за такое питание из дохода работника и не платит страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст.422 ). Но только в пределах норм, которые закреплены Приказом № 291н. Если выдали молока больше, чем положено, то на излишек уже должны начислить и НДФЛ, и взносы.
В случаях добровольного кормления персонала руководство организации должно понимать, что тем самым создает людям доход (продуктами или деньгами), который следует включать в налоговую базу по НФДЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ ). Но не все так однозначно: налогообложение питания сотрудников на предприятии зависит от персонификации дохода каждого работника.
Чтобы начислить налог, требуется определить стоимость продуктов или размер компенсации, которые получил конкретный человек.
Когда обеды выдаются порционно, то исчислить НДФЛ не составит труда. Но если питание организовано по типу шведского стола или чай с сахаром стоят на кухне в свободном доступе, то вы никогда не узнаете, кто из работников сколько взял. Следовательно, и налог рассчитать не сможете.
Мнение о персонификации разделяют и сами чиновники. Так, в Письме Минфина от 07.02.2022 № 03-01-10/7881 они пишут аналогично про НДС. Если известна стоимость обеда каждого работника, то получится не только начислить налог, но и использовать вычет НДС, предъявленного по выданным товарам. Но когда такие данные получить нереально, то ни объекта для НДС, ни права на его вычет не будет. Денежная компенсация питания работников НДС не облагается.
Возможность отнесения затрат организации по питанию персонала на расходы по оплате труда с целью уменьшения налога на прибыль зависит от коллективного или трудового договора. Если там закреплена такая норма, то бухгалтерия вправе вычитать их стоимость при определении налоговой базы.
Но есть еще условие: известны персональные расходы организации на питание работников, и НДФЛ удержан с каждого из них. В противном случае налоговики не поймут, куда ушли купленные продукты (персоналу или себе домой). Если индивидуальных данных нет, то и причислить потраченные деньги к расходам на работников не получится — об этом прямо сказано в Письме Минфина № 03-01-10/7881.
Упрощенцы с объектом «Доходы минус расходы» тоже вправе уменьшать единые налоги на питание сотрудников, если выполнят те же условия ( ст. 346.16 НК РФ ).
Нужно ли платить страховые взносы за питание персонала
В отношении страховых взносов позиция неоднозначная — мнения чиновников и Верховного Суда расходятся.
Минфин и ФНС сообщают, что если обеды необязательны, но организация решила из своих средств кормить персонал, то создала им доход, с которого должна не только удержать НДФЛ, но и заплатить взносы в страховые фонды. Причем денежная компенсация тоже не освобождается от взносов, поскольку не содержится в перечне сумм, не подлежащих обложению ( ст. 422 НК РФ ).
Казалось бы, работодатель делает доброе дело — бесплатно кормит трудящихся. Работодатели не понимают, почему должны оплачивать еще и взносы. Налоговики же в этом вопросе непреклонны. Если бухгалтер мог персонифицировать доход работников, но не заплатил взносы, то инспекторы доначисляли их, штрафовали и выставляли пени. Правда, несогласные работодатели обращались в суд и выигрывали дело.
Действительно, судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу работодателей. Бесплатные обеды или компенсацию судьи не считают оплатой труда и запрещают облагать взносами (Определение ВС РФ от 19.05.2021 № 302-ЭС21-2582). По их мнению, это всего лишь выплата социального характера, поскольку не зависит от квалификации работника и условий труда, не является стимулированием.
Тем не менее вопрос, облагается ли питание сотрудников страховыми взносами, остается открытым. У юристов до сих пор нет однозначного ответа. Большинство из них рекомендуют платить в фонды, чтобы избежать штрафов от контролирующих инстанций. Ну а тем, кто решит рискнуть, напоминают, что отмену санкций придется отстаивать в суде, хотя вероятность выигрыша и высока.
2022-06-16 10:00:22
Источник: ppt.ru
Учет в целях применения УСН расходов на оплату услуг
На практике возникла спорная ситуация в связи с изменениями, связанными с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ), который применяется с 1 января 2014 г.
С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда. Разумеется, такие изменения порождают определенные «недопонимания» в сфере налогов и сборов, так как соответствующих изменений в положения НК РФ, регулирующие упрощенную систему налогообложения (далее также УСН), не последовало.
В связи с этим встает закономерный вопрос: правомерно ли учитывать в составе расходов в целях применения УСН затраты по оплате услуг по проведению специальной оценки условий труда?
Необходимо обратить внимание, что по рассматриваемой проблеме не сложилось судебной практики, также имеется незначительное число разъяснений официальных органов. Это связано с тем, что Закон N 426-ФЗ применяется сравнительно недавно, как было указано, с 1 января 2014 г. Разумеется, в ближайшем будущем по данной ситуации сформируется судебная практика, также будут даны подробные разъяснения официальных органов.
В рамках данной статьи автор дает анализ соответствующим нормам НК РФ, иным нормативно-правовым актам, последним и актуальным изменениям налогового и иного российского законодательства, а также позиции официальных органов по рассматриваемой спорной ситуации.
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ установлено, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
В п. 2 ст. 346.14 НК РФ регламентировано, что выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 данной статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В п. 1 ст. 346.16 НК РФ закреплен перечень расходов, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу при применении УСН. Обращаем внимание, что затраты на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в данный перечень не включены.
Необходимо обратить внимание, что перечень расходов, установленный указанной статьей, является закрытым. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Так, на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, нормы НК РФ не предусматривают возможность организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывать в составе расходов стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда.
По рассматриваемой ситуации имеется разъяснение Минфина России.
Так, в Письме Минфина России от 16 июня 2014 г. N 03-11-06/2/28551 рассмотрен вопрос об учете в целях налога, уплачиваемого при применении УСН, расходов на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда. Департамент Минфина России указал, что с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда. Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Напомним, что ранее высказывалась точка зрения, что расходы на проведение аттестации рабочих мест можно было учитывать в составе расходов налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Предлагалось их учитывать на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, причем данный аспект не встречал возражений со стороны налоговых и контролирующих органов.
Так, на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, направленные на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Таким образом, формально расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда соответствуют критериям расходов, установленным пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Также данные расходы отвечают признакам, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Можно предположить, что впоследствии официальные органы придут к той точке зрения, что расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда правомерно в целях определения налоговой базы по УСН учитывать налогоплательщиками на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. На сегодняшний день, как мы видим, Минфин России придерживается позиции, что такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Источник: info-personal.ru
Какие расходы нельзя учесть на УСН?
П.1 ст.346.16 НК РФ предусматривает конкретный перечень расходов, учитываемых при УСН. При возникновении сомнения, можно ли признавать те или иные затраты в составе расходов при УСН с объектом «доходы минус расходы» следует обращаться к разъяснениям контролирующих органов.
В таблице представлены некоторые виды затрат, которые, по мнению чиновников, не уменьшают налоговую базу по «упрощенному» налогу.
Вид расхода
Разъяснения контролирующих органов
Расходы на оплату права установки и эксплуатации рекламной конструкции
Расходы на изготовление и размещение на фасаде здания световой вывески
Письмо Минфина России от 08.09.2008 N 03-11-04/2/135
Расходы на оплату услуг по проведению СОУТ
Письма Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528, от 16.06.2014 N 03-11-06/2/28551, ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877
Расходы на обеспечение нормальных условий труда
Письма Минфина России от 24.10.2014 N 03-11-06/2/53908, от 06.12.2013 N 03-11-11/53315
Расходы, связанные с приобретением питьевой воды
Письмо Минфина России от 26.05.2014 N 03-11-06/2/24963
Расходы на компенсацию затрат работникам с разъездным характером работы
Письмо Минфина России от 16.12.2011 N 03-11-06/2/174
Расходы на оплату жилья для проживания работников, трудящихся вахтовым методом
Расходы на ведение реестра акционеров
Письмо Минфина России от 17.11.2014 N 03-11-06/2/57962
Расходы на управленческие услуги
Письма Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694, от 05.02.2009 N 03-11-06/2/15
Расходы на оплату комиссии банку за изготовление банковских карт
Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124
Расходы на приобретение пропусков
Письмо Минфина России от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147
Расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе неустоек, признанных должником или подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу
Письмо Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-06/2/19835
Расходы в виде платы за технологическое присоединение
Письмо Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-06/2/6268
Расходы в виде хищения денежных средств
Письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76035
Расходы на почтовые услуги, связанные с нереализованными товарами, в том числе через интернет
Письма Минфина России от 01.09.2016 N 03-11-06/2/51055, от 30.05.2016 N 03-11-06/2/31125
Расходы от списания сумм безнадежных долгов
Письмо Минфина России от 20.02.2016 N 03-11-06/2/9909
Расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей при покупке иностранной валюты по курсу выше курса ЦБ РФ (продаже иностранной валюты по курсу ниже курса ЦБ РФ)
Расходы на ЭЦП, покупку услуг удостоверяющего ЭЦП центра и предоставление сертификата ключа ЭЦП, произведенные для участия в электронных торгах
Письмо Минфина России от 08.08.2014 N 03-11-11/39673
Расходы на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в конкурсных торгах
Письмо Минфина России от 13.05.2009 N 03-11-06/2/85
Расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров
Письмо Минфина России от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173
Расходы на поиск клиентов
Письмо Минфина России от 07.08.2014 N 03-11-11/39112
Расходы в виде себестоимости испорченного товара
Письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22114
Расходы на капитальный ремонт торговых площадей, приобретенных для дальнейшей реализации
Письмо Минфина России от 11.08.2014 N 03-11-11/39768
Расходы на приобретение имущественных прав, в частности права требования долга
Письма Минфина России от 15.12.2011 N 03-11-06/2/172, от 02.06.2011 N 03-11-11/145
Расходы в виде стоимости приобретенных для перепродажи прав на музыкальные и видеопроизведения на основании лицензии
Письмо Минфина России от 24.08.2011 N 03-11-11/218
Расходы на подписку на периодические издания
Письмо Минфина России от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501
Вступительные взносы в некоммерческие организации и взносы в фонды некоммерческих организаций
Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124
Расходы в виде стоимости выкупаемой муниципальной земли
Письмо Минфина России от 15.04.2009 N 03-11-06/2/65
Расходы на приобретение имущественных прав
Письма Минфина России от 01.12.2015 N 03-11-11/70011, от 09.12.2013 N 03-11-06/2/53599
Расходы на приобретение векселей третьих лиц
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2013 по делу N А60-11791/2013
Расходы на плату за право ограниченного пользования земельным участком (сервитут)
Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-11-06/2/10
Расходы на патентные пошлины
Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-11-06/2/66
Расходы на уборку
Письмо Минфина России от 20.02.2012 N 03-11-06/2/27
Расходы на компенсацию убытков, возмещение ущерба
Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс — клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить ЗДЕСЬ.
Источник: www.elcode.ru