1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Разъяснены особенности освобождения от уплаты налога на имущество ИП на УСН.
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Комментарии к ст. 298 ГК РФ
2. По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.
Как ИП и физлицам не платить налоги при дарении имущества. Бизнес и налоги.
Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества.
В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 «О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду» (Вестник ВАС РФ. 1997. N 5. С. 8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.
И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.
3. Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.
4. ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).
Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен — обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.
Источник: zknrf.ru
Распоряжение ип на использование имущества
Налоговую экономию в сделках между взаимозависимыми лицами инспекторы подозревают почти всегда. Как не допустить главных ошибок и правильно оформить передачу имущества в аренду компании от ее учредителя, расскажем в статье.
Собственник бизнеса вправе сдавать личное имущество в пользование своей компании (ст. 209, 608 ГК). Однако налоговая квалификация таких правоотношений может привести к негативным последствиям для обеих сторон сделки. Расскажу, как избежать претензий со стороны налоговых органов и компании, и собственнику.
Если доля прямого и/или косвенного участия физического лица в организации составляет более 25 процентов, они взаимозависимы (подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК). Однако даже при меньшей доле учредитель и общество могут быть признаны таковыми по иным основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК, п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК, утв.
Президиумом Верховного суда 16.02.2017). Кроме того, так как учредитель не должен платить налог на прибыль, сделка подпадает под пониженный суммовой порог.
Законодатеяьство: виды сделок
Иван Бычков, адвокат, руководитель тюменского филиала бюро адвокатов «Де-юре»
Сделки между взаимозависимыми лицами разделяются на две группы: контролируемые и иные (письмо Минфина от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Если величина дохода по сделке за год превысит 60 млн руб., то она перейдет в статус контролируемой (подп. 4 п. 2 ст. 105.14, п. 3 ст. 105.14 НК). Участники должны сообщить о ней в налоговую службу, и ФНС может провести специальную проверку уровня цен (ст.
105.17 НК). В иных случаях инспекторы будут разбираться с ценами только в рамках выездных и камеральных проверок по своим методикам (гл. 14.3 НК).
Законодательство: обособленные объекты
Много споров было в отношении предоставления в пользование не обособленных объектов (ст. 607 ГК), а конструктивных элементов, например крыши или стены здания. И только благодаря разъяснениям ВАС такие сделки признали не противоречащими законодательству, но порекомендовали именовать их более корректно — не арендой, а возмездным оказанием услуг (п. 1 письма ВАС от 11.01.2002 № 66).
Ольга Бондаренко, ведущий специалист консалтинговой фирмы «Ав иста консалтинг», эксперт Палаты налоговых консультантов России, преподаватель И П Б России и П Н К России, к. ю. н., доцент
Рекомендация. При заключении договора аренды придерживайтесь рыночной цены сделки. Отклонение от нее не должно превышать 20 процентов (п. 3 ст. 40 НК).
Утром стулья, а деньrи — через год
Компании на ОСНО при определении своих расходов используют метод начисления (ст. 271 НК), а физические лица, в том числе ИП на УСН, признают свои доходы кассовым методом (ст. 223,346.15 НК). Иногда взаимозависимые лица злоупотребляют этими условиями.
Например, в одном из судебных дел компания взяла у учредителя имущество в аренду, ежемесячно принимала в налоговом учете арендную плату, однако выплаты фактически не производила, что позволяло собственнику не отражать доходы. Неуплата не была вызвана экономическими или деловыми причинами, зато общество уменьшало базу по налогу на прибыль при отсутствии реальных затрат. Судьи пришли к выводу, что компания необоснованно получила налоговую выгоду.
Общество после рассмотрения дела погасило задолженность перед учредителем и подало в инспекцию уточненные налоговые декларации за проверяемый период для признания расходов обоснованными. Однако даже после этого налоговые органы вправе не учитывать расходы, которые ранее были признаны нереальными из-за неоплаты (определение Верховного суда от 03.05.2018 № 304-КГ18-4294 по делу № А27-4471/2017).
Рекомендация. Контролируйте порядок исполнения сделки. Если вы отступили от обычных условий делового оборота, подготовьте веские основания.
Иногда собственник вовлекает в арендные правоотношения промежуточную подконтрольную компанию для налоговой оптимизации. Один из таких примеров исследован судами (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2016 № А07- 12960/2015 по делу № А07-12960/2015). Физлицо сдавало имущество в аренду компании «А» за 20 руб. Компания «А», в свою очередь, сдавала это имущество в аренду компании «Б» за 100 руб. При этом физлицо было учредителем и руководителем компании «Б», а его подчиненный — учредителем и руководителем компании «А».
Суды пришли к выводу, что расходы компании «Б» на уплату арендной платы существенно завышены. При этом, несмотря на то что компания «А» включала доходы по аренде в базу по налогу на прибыль, одновременно она несла существенные расходы в интересах учредителя компании «Б»: на приобретение ему автомобилей, оплату путевок, лечения и обучения. В итоге суд определил расходы компании «Б» на основании рыночных цен за аренду, установленных в результате проведенной экспертизы.
Компания на ОСНО сдавала в аренду нежилые помещения двум своим взаимозависимым лицам на УСН по цене ниже рыночной. Впоследствии одно из этих лиц пересдавало ряд помещений в субаренду сторонним компаниям, но уже дороже. Отклонение цен, по выводам инспекторов, составило 91,66 процента. Владельцу имущества были доначислены налог на прибыль и НДС исходя из рыночных цен за аренду, и суд подтвердил выводы инспекторов (решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2013 по делу № А28-11508/2012-386/29).
Роман Францев. адвокат. руководитель практики разрешения коммерческих споров М КА «Князев и партнеры»
Рекомендация. Не стоит вовлекать в сделки подконтрольные компании только для получения налоговой выгоды. ФНС анализирует цепочки сделок с учетом множества факторов.
Закон и порядок
Еще один риск при сдаче в аренду имущества физлица — признание такой деятельности предпринимательской. Критерии довольно субъективны. В каждом конкретном случае вопрос рассматривается отдельно (письмо ФНС от 07.05.2019 № С-4-7/8614). Анализ современной судебной практики показал, что превалирующее значение имеют назначение имущества и систематичность его использования для извлечения прибыли.
Так, в одном из дел суд не признал деятельность физлица предпринимательской, поскольку установил, что предметом аренды была домашняя мебель, а также кухонная и оргтехника. Поскольку имущество имело бытовое назначение и могло использоваться для личных целей, суды признали, что сдача его в аренду не относится к предпринимательской деятельности (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2018 по делу № А12-32688/2017).
Судебная практика Если гражданин приобрел или получил по наследству жилые помещения для личных целей, но у него нет в них нужды, то он может сдать такое имущество в аренду без регистрации в качестве ИП (п. 2 постановления Пленума Верховного суда от 18.11.2004 № 23, постановление Верховного суда Республики Татарстан от 27.04.2015 № 4а-378м, постановление Верховного суда от 10.01.2012 № 51-АД 11-7). Эти же правила действуют и при сдаче в аренду легковых автомобилей или иного имущества, приобретенного изначально для личных нужд.
Ольга Бондаренко, ведущий специалист консалтинговой фирмы «Ависта консалтинг», эксперт Палаты налоговых консультантов России.преподаватель И П Б России и п Н К России, к. ю. н., доцент
Если же физическое лицо длительное время на постоянной основе сдает в аренду компании нежилое помещение, а та использует его в коммерческих целях, то такая деятельность будет признана предпринимательской (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции города Саратова от 08.09.2020 № 88а-21291/2020 по делу № 8a-20741/2020). Физлицу доначислят налоги по ОСНО, в том числе НДС.
Даже своевременное перечисление НДФЛ не освободит от их уплаты. Предусмотрена также административная и уголовная ответственность (ст. 14.1 КоАП, ст. 171 УК).
Рекомендация. Посоветуйте учредителю зарегистрироваться в качестве ИП. Так он не только избежит ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, но и сэкономит на налогах ФД.
- Сводная ведомость результатов | Перечень рекомендуемых мероприятий
- Читая этот сайт вы даёте своё согласие на использование файлов Cookie. В противном случае покиньте этот сайт. Политика конфиденциальности
На нашем веб-сайте используются файлы Сookie для целей анализа интернет-трафика и повышения удобства пользования веб-сайтом. По ссылке вы можете ознакомиться с Политикой использования файлов Сookie. Если вы не хотите, чтобы ваши пользовательские данные обрабатывались, пожалуйста, ограничьте их использование в своём интернет-браузере. Принять
Источник: bgplaw.com
Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Источник: www.zakonrf.info