Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, направленные на снижение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности.
Согласно Закону N 290-ФЗ правила замены административного наказания в виде штрафа предупреждением за впервые совершённые административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления госконтроля (надзора) или муниципального контроля, распространены не только на некоммерческие организации, ИП и субъектов малого и среднего предпринимательства, но и на других лиц.
1) установлено, что должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия или проверки и возбудившее дело об административном правонарушении, не вправе рассматривать такое дело, за исключением случаев, когда КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении;
2) уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ предоставлено право участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу;
Замена штрафа на предупреждение по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ
3) предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом госконтроля (надзора) или муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки либо совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного госконтроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов;
4) с одного до 6 месяцев увеличена возможная продолжительность отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки;
5) расширена сфера применения правила, в соответствии с которым административный штраф за правонарушение, выявленное в ходе осуществления госконтроля (надзора) или муниципального контроля, при уплате не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении может быть уплачен в размере половины назначенной суммы.
Отдельно отмечено, что:
— дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ («Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»), могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
— дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ («Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)»), могут быть возбуждены ФАС России и ее территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в поступивших материалах, сообщениях или заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Важные поправки в КоАП по штрафам
Источник: kodeks.ru
Малый бизнес могут освободить от штрафов за первое нарушение КоАП
В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития РФ и «Корпорацией МСП».

В список предложений вошли:
- Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение в качестве «единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.
- Снижение размера штрафа для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500–900%, по крайней мере по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.
- Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. Одна проверка – один штраф по одной статье КоАП.
- Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.
Согласно пояснительной записке к проекту, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других.
Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 тыс. руб. для юрлиц, до 5 тыс. – для ИП (п. 6 ст. 5.27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 6.3).
Поправки в кодекс прорабатывались на площадке «Корпорации МСП» вместе с предпринимателями под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, сообщает пресс-служба КМСП по словам гендиректора Александра Исаевича.
Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса. У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы. После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.
«Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали. Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai
Ответственность за нарушение правил торговли

Совершение покупок на рынках, в супермаркетах, а также в магазинах меньших размеров стало повседневной обыденностью для миллионов граждан. И, казалось бы, в этом нет ничего особенного, но только до того момента, пока процесс не приобретает незаконный характер.
Нарушение правил торговли алкогольной или иной продукции влечет за собой негативные последствия как для покупателя, так и для продавца. Первые, в свою очередь, получают некачественные товары. А вот вторая категория рискует понести ответственность в виде штрафов по статьям КоАП и УК РФ. Рассмотри подробнее за что и как наказываются нарушители.
Общие положения.
Нарушение правил торговли напрямую связаны с правилами продажи. Поэтому первое на что следует обратить внимание, это на 55 –ое Постановление Правительства от 19 января 1998 года. Как раз в нем и утверждаются перечни товаров, а также правила их реализации при оптовой и розничной торговле. Кроме того, в документе дается трактовка основных понятий, которые применяются при категорировании действий в сфере продаж к числу правонарушений.
Например, в законодательном акте четко разграничиваются стороны торговых взаимоотношений на покупателей и продавцов. В свою очередь, в качестве покупателей выступают лица, покупающие или заказывающие товар с целью использования его в семейных или личных нуждах. При этом исключается приобретение продукции в коммерческих целях, так как подобные ситуации уже регулируются другими законами.
Продавцом же считается любая организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с договором розничной торговли. Вместе с тем, отсутствует разграничение по организационно-правовой форме. Как следствие, продавцом признается и индивидуальный предприниматель (ИП), и общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Контролирующая функция же в сфере торговли возложена на ряд государственных подразделений. Данные надзорные органы вправе возбуждать дела на правонарушителей, а также привлекать их к ответственности. К числу таких структур относятся:
- Роспотребнадзор;
- Росздравнадзор;
- Трудовая инспекция;
- Росприроднадзор;
- Служба по контролю за экологией;
- ФНС;
- Миграционная служба;
- Росстандарт;
Как правило, нарушение правил торговли влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. Однако, особо крупные противоправные деяния в розничной торговле могут попадать под уголовные наказания по УК РФ.
Нарушение правил торговли по КоАП.
Привлечение продавца к административной ответственности должно быть сопряжено с некоторыми обстоятельствами:
- Деяние нарушает установленные правила торговли;
- Совершенный проступок является значимым, однако, по тяжести не соответствует уголовному преступлению;
- Наличие состава правонарушения. В частности, ответственного за действия, которому адресуются обвинения.
Если минимальные условия соблюдены, то инициируется административное производство. Как правило его отличают:
- Рассмотрение дела в соответствии со 194 –ой статьей ГК во внесудебном разбирательстве;
- Малая длительность процесса.
В результате доказанного причастия продавца к совершенному нарушению, к нему могут применяться следующие меры:
- Предупреждения;
- Наказания в виде штрафов;
- Приостановок деятельности предприятия;
- Дисквалификации;
- Выдворения иностранцев с территории России;
- Общественные работы в принудительном порядке;
- Конфискации предметов, с помощью которых совершены нарушения;
Стоит отметить, что административное нарушение правил торговли отличается от уголовного тем, что наносят несущественный материальный ущерб. При этом сроки давности таких проступков равны двум месяцам с момента совершения или выявления факта нарушения правил торговли (4. 5 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение правил торговли.
Наказания за нарушение правил торговли по КоАП удобнее рассматривать в контексте видов проступков:

1. Несоблюдение гигиенических и санитарных норм (статья 6. 3) наказывается штрафом:
- Для ИП: 500 – 1 000 рублей;
- Для юридических лиц: 10 000 – 20 000 рублей;
2. Нарушение санитарных правил в местах общепита (статья 6. 6):
- Штраф для предпринимателей: 2 000 – 3 000 рублей;
- Для организаций: 20 000 – 30 000 рублей;
Читайте:
3. Отсутствие государственной регистрации при розничной торговле (статья 14. 1):
- Единый штраф для всех нарушителей: 500 – 2 000 рублей;
4. Отсутствие лицензии на торговлю товарами (статья 14. 1):
- Штраф ИП: 4 000 – 5 000;
- Размер штрафа для компаний: 40 000 – 50 000;
5. Продаваемые товары не соответствуют ТУ и стандартам (пункт 1 статьи 14. 4):
- Сумма штрафа для ИП: 2 000 – 3 000 рублей;
- Для организаций: 20 000 – 30 000 рублей;
6. Отсутствие сертификатов соответствия или деклараций на товар (пункт 2 статьи 14. 4):
- ИП: 4 000 – 5 000 рублей;
- Юрлица: 40 000 – 50 000 рублей;
7. Продажи без контрольно-кассовой машины или с отсутствием сведений об изготовителе товара (статья 14. 5):
- Предприниматели штрафуются на: 3 000 – 4 000 рублей;
- Штраф для юридических лиц: 30 000 – 40 000 рублей;
Читайте:
8. Введение в заблуждение (обман) покупателя (статья 14. 7):
- Штраф 1 000 – 2 000 рублей для ИП;
- 10 000 – 20 000 рублей для организаций;
9. Не предоставление информации покупателю о продавце, а также товаре (пункт 1 статьи 14. 8):
- Предприниматели: 500 – 1 000 руб.;
- Предприятия: 5 000 – 10 000 руб.;
10. Продажа алкогольной продукции на рынках (пункт 3 статьи 14. 16):
- Штраф для предпринимателей составляет: 3 000 – 4 000;
- Организации наказываются штрафом: 30 000 – 40 000;
11. Нарушение ветеринарных правил в сфере торговли животных товаров (статья 10. 8):
- Предприятия: 3 000 – 5 000 руб.;
- ИП: 300 – 500 руб.;
Читайте:
12. Нарушение правил использования труда иностранных граждан (статья 18 .10):
- 50 000 – 20 000 для компаний;
- 2 500 – 10 000 для ИП;
13. Несоблюдение правил пожарной безопасности:
- Фирмы штрафуются на: 10 000 – 20 000 рублей;
- Индивидуальные предприниматели на: 1 000 – 2 000 рублей.
Читайте:
Уголовная ответственность.
Нарушение правил торговли может квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние, если оно попадает под статьи УК РФ:
- 171 –ая статья предусматривает санкции за ведение предпринимательства без законных на то оснований, например, лицензии или регистрации с возможным штрафом до 300 000 рублей. Если такая торговля нанесла крупный вред гражданам или предприятиям, включая государственные органы.
- Статья 171. 1 оговаривает наказания за любые операции с товаром без маркировки, если она предусмотрена в обязательном порядке. Такие деяния в крупных размерах повлекут штраф до 300 000 рублей. Однако, в отдельных случаях сумма может достигать 700 000 рублей.
- 191 –ая статья пресекает незаконный оборот ценных камней, а также драгметаллов и сулит наказание для нарушителей в виде пятилетнего лишения свободы или принудительных работ. При этом лицо может быть дополнительно оштрафовано на сумму до 500 000 рублей.
- 238 –ая статья определяет штраф до 300 000 рублей с возможным лишением свободы, если продавец реализует продукцию, несоответствующую требованиям безопасности и подвергающую опасности здоровье и жизнь покупателей.
Особенности наказаний за нарушение правил торговли алкоголем.
Нарушение правил распространения спиртных напитков могут попадать под нормы не только УК и КоАП, но и Налогового Кодекса. Данная сфера находится под строгим контролем, и меры пресечения правонарушений здесь значительно строже. В частности, высокие штрафы грозят предприятиям и гражданам, осуществляющих продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Для различных категорий продавцов установлены такие меры наказаний:
- Физические лица: штраф 30 000 – 50 000 рублей плюс конфискация товара;
- Индивидуальные предприниматели: 100 000 – 200 000 рублей с изъятием;
- Юридические лица: штраф в 20 процентов от выручки за прошедший отчетный год. А вот в качестве дополнительной меры может приостанавливаться деятельность компании на период до трех месяцев.
Стоит отметить, что алкогольная продукция с содержащейся в ней доле спирта более ½ процента признается подакцизной в соответствии с нормами НК РФ.
Если на продукции, попадающей под данное требование отсутствуют соответствующие марки, или они фальсифицированы, то применяются наказания:
- Для физических лиц штрафные меры 4 000 – 5 000 рублей, а также изъятие контрафакта;
- Организации заплатят 200 000 – 300 000 рулей с последующей конфискацией алкоголя.
Если реализация акцизной продукции с поддельными марками или вовсе без них привело к обогащению продавца на крупную сумму, то такое деяние попадает под статью УК, где наказание уже более суровое вплоть до лишения свободы до 12 лет.
Если замечено нарушение правил торговли, куда жаловаться?
При любом возникновении затруднительной ситуации с покупками в торговой точке, а также продавцом в целом потребитель вправе рассчитывать на защиту своих прав. Реализовать это он может двумя способами, которые можно использовать поэтапно.
В каждом магазине существует книга жалоб и предложений, предоставляемая посетителям по требованию. В качестве первого шага, покупатель может оставить свою претензию лишь в ней. Как правило, жалоба рассматривается не более пяти дней. В результате принимаются меры по устранению замечаний. Если данный способ оказался неэффективным, то тогда следует обратиться в вышестоящие инстанции.
2. Обращение в надзорные органы.
Как видно, выше приведенные уполномоченные контролирующие государственные учреждения правомерны принимать меры в отношении торговых правонарушителей. Если замечено нарушение правил торговли, а книга жалоб оказалась бесполезной, то покупатель вправе составить обращение в любую из перечисленных структур. Вместе с тем, есть возможность формировать заявки даже в режиме онлайн.
Чаще всего письма адресуются в полицию, торговую инспекцию, а также в Роспотребнадзор. Вместе с тем, граждане могут оформлять не единственную жалобу, а несколько экземпляров для направления в разные комитеты.
- ← Менеджер по продажам в банке: обязанности и особенности работы
- Как получить кредит на зарплату 0 процентов в Сбербанке? →
Источник: mytopfinance.ru
