В апреле 2022 года были изменены правила привлечения субъектов МСП к административной ответственности. Поправки были связаны со вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ. О том, как в связи с этим представители малого или среднего бизнеса могут отменить штрафы, выписанные до начала действия новшеств или заменить штраф на предупреждение, рассказали в Корпорации МСП.
Новые правила привлечения МСП к административной ответственности
С 6 апреля действует Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ. Благодаря новшествам, внесенным в КоАП РФ этим законом, обновили следующие правила привлечения субъектов МСП к административной ответственности:
- штраф за административное нарушение заменят на предупреждение, если нарушение было совершено впервые и выявлено в результате контрольного или надзорного мероприятия;
- сумму административного штрафа для малых предприятий установят по новым правилам;
- от административного штрафа освободят фирму, если к ответственности привлекли ее должностное лицо или другого работника, но фирма приняла все возможные меры для соблюдения установленных по закону правил и норм;
- назначат одно наказание за совершение нескольких административных нарушений, выявленных в рамках контрольного или надзорного мероприятия, которые охватываются одним составом.
По общему правилу закон, смягчающий или отменяющий административное наказание либо иным образом улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу. То есть он распространяется на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до его вступления в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
Субъекты МСП могут воспользоваться правом, которое предоставляет часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ и изменить либо отменить совсем административный штраф, который был им выписан до 6 апреля 2022 года.
Какие права предоставляют МСП новые правила назначения штрафов
Прежде всего, понадобится определиться с тем, какую цель хочет достичь предприниматель:
- заменить штраф на предупреждение;
- пересчитать размер штрафа;
- назначить одно наказание за совершение нескольких нарушений;
- отменить штраф.
Замена штрафа на предупреждение возможна, если допущенное нарушение:
- совершено впервые;
- обнаружено в рамках проверки;
- не привело к причинению вреда или имущественному ущербу либо угрозе их причинения. Если в постановлении по делу об административном нарушении перечислены обстоятельства, характеризующие факт причинения вреда или ущерба, то заменить штраф на предупреждение не получится;
- нарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
То есть субъект МСП не должен был, в том числе, совершить следующие деяния:
- злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ);
- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ);
- недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ);
- незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов) (ст. 14.56 КоАП РФ);
- невыполнение в срок законного предписания, постановления, представления, решения органа или должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);
- непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ).
Размер штрафа можно пересчитать, если:
Штрафы для ИП
- штраф предусмотрен для ИП, его назначат в границах штрафов, установленных для ИП;
- штраф для ИП не предусмотрен, его назначат в рамках ½ размера штрафа, установленного для компании.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- сумма назначенного штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
- статья КоАП РФ, по которой выписали штраф, наказание для ИП не приравнивает к наказаниям для компании.
Освободить от административной ответственности можно компанию, которую привлекли к ответственности одновременно с ее должностным лицом (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ). Однако, перед этим стоит убедиться в том, что:
- фирму и ее сотруднику выписали штраф в рамках одного дела об административном нарушении;
- сотрудника привлекли к ответственности за невыполнение им должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах компании;
- фирма предприняла все необходимые по закону меры, чтобы обеспечить соблюдение норм п правил, за нарушение которых установлена ответственность.
Субъекту МСП могут назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ). Но при этом:
- все нарушения должны обнаружить в ходе одной проверки;
- ответственность за все обнаруженные нарушения предусмотрены одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.
При этом субъект МСП может претендовать одновременно на совмещение нескольких вышеперечисленных целей:
- замена штрафа на предупреждение и назначение одного наказания за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом;
- пересчет штрафа по новым правилам и назначение одного наказания за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом.
Стадия рассмотрения административного дела
Пересчет штрафа, отмена или замена зависит от стадии рассмотрения административного дела. Поэтому, субъекту МСП потребуется определить, на какой стадии находится дело о нарушении:
- в процессе рассмотрения;
- постановление о нарушении вынесено, но еще не вступило в законную силу. Т.е. еще не прошли 10 дней со дня вручения копии постановления;
- постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
Даже если постановление по делу уже принято, важно, чтобы оно не было исполнено. То есть, чтобы фирма еще не уплатила весь штраф либо срок административного приостановления деятельности, лишения специального права или дисквалификации не истек.
Ходатайство и обжалование
У субъекта МСП есть 3 варианта действий, в зависимости от того, вынесено постановление по делу об административном нарушении или еще нет:
- подача ходатайства, – если дело о нарушении еще не начали рассматривать и постановление по делу не принято;
- подача жалобы, – если постановление по делу о нарушении уже вынесено и не вступило в законную силу;
- подача жалобы о пересмотре постановления – если постановление по делу вынесено и вступило в законную силу, в том числе, после обжалования.
Если дело о нарушении еще не начали рассматривать и постановления по делу нет, то можно направить ходатайство. Его подают в суд, в орган или должностному лицу, где находится дело.
Ходатайство можно оформить в произвольной форме, указывая при этом:
- применение закона, которое смягчает ответственность на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
- применение нормы КоАП РФ, которая смягчает, изменяет или исключает наказание, исходя из обстоятельств дела и целей, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ;
- просьбу о продлении сроков по делу на основании части 2 статьи 29.6 КоАП РФ – в случае, когда срок рассмотрения нарушения заканчивается, но у МСП есть предположение, что потребуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, изложенных в требовании. Продление срока рассмотрения дела допускается не более, чем на 1 месяц.
Если постановление по делу уже есть, но оно еще не вступило в законную силу, то нужно обжаловать это постановление. Жалобу подают:
- в районный суд, – на постановление, вынесенное должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
- в вышестоящий суд, – на постановление, вынесенное судьей. При этом постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, постановление районного суда – в областной или другой соответствующий ему суд региона;
- в арбитражный суд, – на постановление, вынесенное по делу о нарушении, связанному с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановление можно обжаловать у вышестоящего должностного лица или в вышестоящий орган, если его вынесло должностное лицо.
При подаче жалобы госпошлину не уплачивают.
При этом нужно успеть подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу.
Жалобу о пересмотре постановления, вступившего в законную силу, подают:
- в кассационный суд общей юрисдикции,– если до этого постановление в таком суде еще не обжаловали;
- в Верховный Суд, – если постановление ранее обжаловали в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).
При подаче жалобы госпошлину уплачивать не надо. Жалобу можно подать в любой срок после вступления постановления в законную силу. Важно, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме.
Как рассматривают жалобу
Жалобу должны рассмотреть в течение:
- 10 дней, – при подаче жалобы вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инстанцию;
- 2-х месяцев – при подаче жалобы в суд.
По постановлению, назначившему наказание в виде административного приостановления деятельности, жалобу должны рассмотреть в течение 5-ти дней со дня ее поступления в суд.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление, не вступившее в законную силу, могут принять решение:
- об изменении размера административного штрафа или о замене штрафа на предупреждение (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ);
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе указали требование об отмене постановления, принятого в отношении фирмы, которую привлекли к ответственности вместе с ее должностным лицом (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ);
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Жалобу о пересмотре постановления, вступившего в законную силу, должны рассмотреть в течение 2-х месяцев со дня поступления жалобы в суд. Дополнительно к этому может потребоваться 1 месяц на то, чтобы истребовать дело у другого суда или органа.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление, вступившее в законную силу, могут принять решение:
- об изменении постановления, решения по итогам рассмотрения жалобы – в части изменения размера штрафа или в замены такого штрафа на предупреждение (п. 2 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ);
- об отмене постановления, а также решения по итогам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу, – если в жалобе указали требование об отмене постановления, принятого в отношении компании, которую привлекли к ответственности вместе с ее сотрудником (п. 4 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ);
- об отмене постановления и решения по итогам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (п. 3 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ).
В вашем бизнесе уже возникла проблема по теме статьи? Есть срочный вопрос?
Источник: probusiness.news
Изменения в КоАП РФ: что учесть работодателям
Текст: Елена Карсетская – юрист, эксперт по трудовому праву. Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях. Автор книг «Трудовые книжки», «Сокращение штата», «Прием и увольнение работников», «Локальные акты организации» и других.
С 6 апреля 2022 года законодатель несколько смягчил нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении привлечения к административной ответственности. Изменения в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ. Отдельные нововведения применимы к ответственности за нарушение трудового законодательства. Именно о них следует знать работодателям.
Двойные штрафы исключаются, но не для всех
В случае нарушения трудового законодательства к административной ответственности может быть привлечена и организация-работодатель и должностное лицо. Так, в силу ч. 3 с. 2.1.
КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не будет освобождать от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. То есть за одно нарушение может быть оштрафован и работодатель, и виновное должностное лицо.
Но сейчас из этого правила есть исключения. В частности, если виновного работника (должностное лицо) привлекли к административной ответственности, организация ответственность уже не угрожает.
Но только в том случае, если она приняла все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ). То есть, предполагается, что в отношении добросовестных компаний не будет применяться двойная ответственность.
С учетом того, что размер штрафов, установленный для организаций, значительно выше размера, действующего в отношении должностных лиц, данное положение является позитивным для работодателей. Между тем, проблема заключается в следующем. Для освобождения от ответственности компании потребуется представить доказательства того, что она действительно приняла все необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. И представляется, что на практике у компаний не всегда получится представить необходимый объем доказательств.
Пониженные штрафы для субъектов малого предпринимательства
Для организаций – субъектов малого предпринимательства, в том числе для микропредприятий, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф будет назначаться в размере, установленном для индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ). Например, в соответствии с ч. 4 ст.
5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудового договора для организаций предусмотрен штраф в размере от 50 000 до 100 000 ₽, а для ИП — от 5000 до 10 000 ₽. Очевидно, что для малых предприятий размеры штрафов значительно снижаются. Если же норма статьи КоАП РФ не предусматривает специальный размер штрафа для ИП, штраф для малого предприятия будет назначен в половинном размере (ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ).
Одно наказание за несколько нарушений
Еще одно исключение. Если в ходе одной проверки будут выявлены несколько нарушений, ответственность за которые предусмотрена разными нормами (разными статьями или разными частями одной статьи), будет назначено более строгое наказание (ч. б ст. 4.4. КоАП РФ).
Например, в ходе проверки инспектор зафиксирует ошибки в оформлении трудовых договоров (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) и нарушение срока выплаты заработной платы (ч. б ст. 5.27 КоАП РФ).
Поскольку ответственность за первое нарушение более строгая, ответственность будет определяться на основании ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Имейте в виду, что могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций (ч. 4 ст. 4.4. КоАП РФ). Таким образом, в данной ситуации, несмотря на общий вектор смягчения ответственности и минимизации наказания, у трудового инспектора (если речь идет о нарушении трудового законодательства) сохраняется право назначения дополнительного административного наказания, то есть наказания за каждое нарушение, выявленное в ходе проверки.
Источник: taxcom.ru
Россия, почему у тебя такие большие штрафы? Рассказываем, чем грозит бизнесу новый КоАП
С 1 января 2021 года начнёт действовать обновлённый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Штрафы за нарушение отдельных норм увеличатся в несколько раз.
Как будут наказывать за невыполнение требований органов госконтроля:
- Появятся штрафы для индивидуальных предпринимателей. Их размер составит от 20 до 40 тыс. рублей.
- Штрафы для юридических лиц вырастут с 10–20 тыс. до 200–500 тыс. рублей.
- Денежные наказания повысятся для граждан (с 300–500 рублей до 5–7 тыс.) и для должностных лиц (с 1–2 тыс. рублей до 50–70 тыс.).
Введут наказание за повторное неисполнение требований:
- Для ИП штраф составит от 50 до 70 тыс. рублей.
- Для юрлиц – до 1–2 млн рублей.
- Для физлиц – от 20 до 40 тыс. рублей.
- Для должностных лиц – от 100 до 150 тыс. рублей (или их отстранят от работы на срок до 3-х лет).
За что ещё будут наказывать и как?
- Бизнесменов накажут за то, что они не предоставили госорганам информацию. Штраф за это составит до 20 тыс. рублей – это в 4 раза больше, чем сейчас.
- Если предприятие не выполнит распоряжение проверяющего сотрудника, ему придётся заплатить до 30 тыс рублей. А должностному лицу – до 10 тыс. рублей.
- Если закон нарушит сам проверяющий, с него возьмут 5-7 тыс. рублей (сейчас 3-5 тыс.). Во второй раз штраф для него будет строже – 50-70 тыс. рублей.
Для кого это важно?
Для представителей бизнеса. Новый КоАП должен снизить административную нагрузку на предприятия, однако увеличение штрафов противоречит этой задаче.
Почему это важно?
- В России действуют около 2 млн видов требований для бизнеса и более 200 видов контроля.
- Давление государства на бизнес растёт. В 2018 году административные наказания получили 984 тыс. российских компаний. В 2015 году этот показатель был более чем в 2 раза меньше – 400 тыс.
- В феврале 2019 года президент Владимир Путинсказал, что 45% дел в отношении бизнеса прекращаются, не доходя до суда. Это означает, что контролирующие органы пытаются наказать бизнес без внятных причин.
- Лидером по давлению на предприятия в 2018 году оказалосьРосалкогольрегулирование. На втором месте – Федеральная налоговая служба, затем идёт Федеральная таможенная служба.
- 70% собственников компаний и топ-менеджеров уверены, что вмешательство государства стало главной причиной спада иностранных инвестиций в экономику страны.
- Рост штрафов увеличивает финансовую нагрузку на бизнес. При этом суммы наказаний, которые почти не влияют на доходы крупного бизнеса, могут стать смертельными для малого.
Что будет дальше?
Высшее руководство говорит, что страна должна создавать комфортные условия для бизнеса. Для этого нужно довести до конца несколько проектов:
- В послании Федеральному собранию президент Владимир Путинговорил, что к концу 2019 года должна заработать онлайн-платформа предпринимателей. Там они смогут заявить о давлении на них и пожаловаться на незаконные проверки.
- Чтобы уменьшить давление силовых и контрольно-надзорных органов на бизнес, в январе 2019 года в России запустили реформу, которая известна как «регуляторная гильотина». Правительству поручили до 2021 года избавиться от избыточных, неэффективных и устаревших требований к предприятиям, которые накопились со времён СССР.
- Под «регуляторную гильотину» попадут 33 ведомства. Они должны перейти от «карательной» работы к сотрудничеству с бизнесом. Однако не все органы хотят оказаться под «гильотиной»: в июне 2019 года Минюст, Минфин, ФСБ, Росгвардия и ФАС заявили, что у бизнеса нет претензий к их проверкам, и попросили не изменять их требования.
Источник: www.gosrf.ru