К 2024 году правительство России планирует охватить маркировкой практически все товары массового спроса. Это значит, что, если на товар не будет нанесена маркировка в момент выпуска с предприятия, продукцию невозможно будет запустить в оборот. Исполнительный директор Antares Vision Rus Антон Харитонов подготовил инструкцию, что нужно выполнить предприятию, когда его продукцию включают в список обязательно маркируемых товаров.
Справка «Секрета»
Маркировка — часть государственной системы мониторинга движения товара. На товар наносится специальный знак, с помощью которого можно отследить его оборот на рынке и предотвратить торговлю контрафактом.
«Честный знак» — национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. На упаковку наносят специальный штрихкод стандарта Data Matrix, в котором зашифрован код товара из национального каталога и зашифрованный код прослеживания.
Обязательная маркировка в этой системе уже введена для табака, одежды и обуви, меховых изделий, духов, фотоаппаратов, автомобильных покрышек, молочной продукции, велосипедов и другой продукции.
1. Первичная регистрация на сайте Честного Знака
Подготовительные работы
Шаг 1. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Её выдает удостоверяющий центр ФНС или аккредитованный ею центр.
Шаг 2. Выберите оператора электронного документооборота (ЭДО) из официального перечня на сайте ФНС, подпишите с ним договор и подключитесь к ЭДО.
Шаг 3. Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак» при помощи полученной УКЭП, предварительно установив один из плагинов для браузера: КриптоПро CSP или VipNet CSP. У «Честного знака» есть инструкция, как это делается.
Шаг 4. Вступите в организацию «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Для этого нужно:
- заполнить электронное заявление на вступление;
- подписать его, используя УКЭП, через одну из систем электронного документооборота;
- оплатить вступительный взнос на основании полученного счёта. Взнос составляет 3000 рублей и платится ежегодно. Как только счёт оплачен, процедура принятия в организацию завершена.
Членство в ГС1РУС даёт доступ к генерации GTIN-кода — уникального международного идентификатора (номера) торговой единицы, который необходим для формирования кодов маркировки DataMatrix. Это матричный штрихкод, содержащий информацию о товаре и его производителе.
Шаг 5. Подайте заявку на получение доступа к станции управления заказами в ЦРПТ (центр развития перспективных технологий). Это облачная технология, отвечающая за эмиссию кодов. Заявка подаётся внутри системы «Честного знака».
Технологические решения для маркировки
Вместе с подготовительным этапом потребуется обеспечить материально-техническую базу на своем производстве. Каждое предприятие, выпускающее обязательную для маркировки продукцию, должно наладить себе печать кодов, приобрести 2D-сканер (он необходим, чтобы производить отгрузку, приёмку и продажу товара) и терминал сбора данных (передает информацию о товаре в ERP-систему).
Регистрация честного знака. Что для этого нужно.
В целом на рынке используется четыре решения для маркировки:
- Полностью ручной способ. Покупаются принтер для печати этикеток (15 000–25 000 рублей), аппликатор для их наклейки (7 000–20 000 рублей); терминал обработки данных (обычно в них встроена функция 2D-сканера, стоимость 30 000–40 000 рублей). Нанимаются работники, которые выполняют маркировку и заносят данные о товарах в систему.
- Полуавтоматизированный. Стикеры клеятся на упаковку при помощи дополнительного оборудования на линии, но контроль качества, правильности нанесения, соответствия данным в системе производится вручную.
- При помощи типографии. Там же, где на продукцию предприятия печатается этикетка, наносится и код Data Matrix наравне с другой маркировкой.
- Полностью автоматизированный. На линию встраивается дополнительный узел, который наносит маркировку прямо на упаковку лазером или чернилами. В этот же узел встроены сканеры, а система интегрирована с ERP-системой для автоматической передачи данных о товаре без участия специалиста.
В зависимости от технологичности выбранного решения, настройка производства для маркировки товаров может стоить от 2–3 млн до 20–30 млн рублей на одну линию. В последнем случае мы говорим о крупнейших отечественных компаниях с несколькими производственными линиями, с полностью автоматизированными бизнес-процессами, со сквозной аналитикой, контролем качества, отбраковкой и налаженной интеграцией между ERP-системой и «Честным знаком».
Во всех вариантах, кроме последнего, остается открытым вопрос интеграции ERP-системы и системы «Честного знака». Если мы говорим не о ручном вводе данных из 1C в «Честный знак», а об автоматизации, то ситуация такова, что ни у 1С, ни даже у SAP в базовой конфигурации не предусмотрена работа с маркированным товаром. В случае с SAP требуется приобретение отдельного модуля SAP ATTP, стоимость внедрения которого редко бывает ниже 500 000 евро. В инструкциях по работе с «Честным знаком» пишут, что для переноса данных из Excel требуется конвертация с тщательной настройкой, чтобы ничего не сбилось и не потерялось.
Поэтому в любом случае это либо решение при помощи «костылей», ручного контроля и переноса данных, либо специальное решение от компаний, разрабатывающих ПО именно для технологии track
В финале вы получаете формы Data Matrix, которые и становятся основой для нанесения на упаковку товара. Когда товар промаркирован, его можно вводить в оборот.
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Источник: secretmag.ru
Регистрация в национальной системе маркировки «Честный знак»
Запускаем браузер и заходим на страницу честныйзнак.рф
В правой части экрана нажимаем кнопку «Зарегистрироваться» . Сайт откроет перед вами окно выбора вида маркировки:
Необходимо выбрать ту товарную категорию, с которой вы работаете Для примера работы сайта выберем товарную категорию «Духи и туалетную вода » (выбирать необходимо именно ту категорию с которой вы работаете). После этого вас переключит на следующую страницу.
Если мы хотим проверить, регистрировались ли мы ранее в данной системе, то выбираем «Войти в систему » и переходим на страницу входа. Автоматически идет проверка выполнения действий с сертификатами. Если у вас нет такого разрешения, появляется окно с предложением его дать.
Выбираем «Да» . После чего видим окно, в котором нас просят выбрать сертификат.
Нажимаем на значок вниз в строке «Выберите сертификат» и выбираем сертификат:
После выбора сертификата становиться активной кнопка «Войти в личный кабинет» . Нажимаем данную кнопку. Если ваша организация ранее не была зарегистрирована в системе маркировки, то вам будет выдано сообщение:
Это означает, что вам необходимо пройти регистрацию. Для регистрации на портале маркировки необходимо выбрать пункт меню «Зарегистрироваться в системе» .
Вас перекинет на страницу
Где необходимо будет перейти на сайт по указанной ссылке После чего перед вами откроется страница подачи заявки на регистрацию с окном подтверждения операций с сертификатом, в котором необходимо нажать «Да» .
Для заполнения заявки на регистрацию, необходимо выбрать свой сертификат
После выбора сертификата произойдет проверка данных и появиться окно
С просьбой указать контактные данные. Необходимо указать актуальные контактные данные и нажать кнопку «Отправить заявку» . После того как вы отправите заявку, появиться информационное окно с подтверждением принятия заявки.
Заполнение данных в системе маркировки.
После того как вы получите подтверждение о регистрации на сайте честного знака (система маркировки товара). Необходимо зайти в личный кабинет с помощью пункта «Войти в систему »
И заполнить необходимые для работы данные.
- Указать являетесь ли вы производителем/импортером товаров и нажать «Далее»
Если вы ошибетесь, то система укажет вам на ошибки, в частности приведен пример ошибки в адресе
После заполнения всех полей нажмите кнопку «Следующий шаг»
И нажимаем кнопку «Следующий шаг»
Нажимаем кнопку «Отправить»
После подписания и обработки вашего договора оператором, вам станут доступны все разделы системы маркировки товара.
Источник: trinosoft.com
Как получить коды маркировки в системе «Честный знак»
Инструкции участникам ВЭД
2. Заказ маркировки в разделе «Станция управления заказами»
Коды маркировки формируются через раздел «Станция управления заказами«.
Туда можно зайти через меню на главной странице «Системы маркировки товаров»
В разделе «Станция управления заказами» переходите во вкладку «Заказы» и нажимайте кнопку «Создать».
Далее заполняем все поля и нажимаем кнопку «Перейти к товарам».
В данном разделе нужно зполнить информацию о товаре для которого нужно получить маркировку:
- Выбираем товар для которого нужна маркировка.
- Вставляем код товара из «Национального каталога товаров».
- Указываем количество маркировок.
- Код маркировки рекомендуется формировать автоматически, если вы не используете свои собственные коды.
Далее вы увидете список товаров для которых сгенерируется маркировка.
Каждый заказ необходимо подписать кликнув на иконку подписания в столбце «Действия».
3. Пополните баланс, чтобы получить коды маркировки
Для формирования этикеток необходимо, чтобы баланс счета был положительным.
4. Скачайте pdf-файл для печати маркировки
После того как все товары приобретут статус «Доступен» можно перейти к печати маркировки.
Для печати маркировки переходите в карточку заказа и нажимайте «Перейти к печати».
Маркировка товара готова для печати.
Источник: www.eride.ru