Для начала осуществления деятельности любой организации надо пройти процедуру регистрации в ФСС и ПФР.
Организация может быть признана действующей на законных основаниях, если:
- получен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- получен основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- открыт расчетный счет;
- получена печать;
- осуществлена регистрация в органах статистки.
Чтобы избежать проблем с законодательством в будущем, необходимо выполнить все эти действия. В данном материале белее подробно будет рассмотрена процедура регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде России.
Для чего регистрироваться в ФСС и ПФР?
Суть деятельности Пенсионного фонда состоит в выплате пенсий пенсионерам сегодня за счет средств уплачиваемых работодателями будущих пенсионеров. Отсюда следует, что любая действующая на территории России организация обязана уплачивать страховые взносы на формирование будущей пенсии своих сотрудников. Взносы уплачиваются за счет средств работодателя в процентном отношении от заработной платы.
Регистрация ИП в ФСС
Регистрация в ФСС и ПФР
Для индивидуальных предпринимателей требования аналогичны, но уплата взносов производится им самостоятельно, и направляются взносы на формирование его пенсии фиксированными суммами. Если индивидуальный предприниматель заключает трудовые договоры, то он обязан оформить дополнительный договор пенсионного страхования и осуществлять взносы в пользу сотрудников. Бюджет Фонда социального страхования также формируется за счет средств работодателей, целью этого фонда является обеспечение работников в случае наступления нетрудоспособности (больничный, отпуск по беременности и родам и т.д.).
Что нужно для регистрации в Пенсионном фонде?
Согласно правилам, изложенным в Постановлении Правления ПФР №296п от 13 октября 2008 года и Постановлении Правления ПФР №197п от 2 августа 2006 года организация или индивидуальный предприниматель как плательщик страховых взносов в Пенсионный фонд самостоятельно не обращаются.
Регистрация в Пенсионном фонде осуществляется на основании информации, которую должны предоставить налоговые органы в течение 5 дней с момента постановки на учет ИП или организации в качестве налогоплательщика. После регистрации территориальным органом Пенсионного фонда страхователю направляется соответствующее уведомление.
Если индивидуальный предприниматель нанимает работников по трудовому договору, то ему нужно в течение месяца обратиться в территориальный орган ПФР для регистрации в качестве страхователя, чтобы перечислять взносы в пользу сотрудников. Данное требование следует из пункта 21 Постановления №296п.
В этом случае индивидуальному предпринимателю нужно предоставить следующие документы:
- заявление (его форма установлена Пенсионным фондом);
- копия ИНН;
- копия ОГРН;
- копии заключенных трудовых договоров с принятыми сотрудниками.
Что нужно для регистрации в Фонде социального страхования?
Что нужно для регистрации в Фонде социального страхования
Для организаций порядок регистрации в ФСС аналогичен порядку регистрации в ПФР. В соответствие с законом №225-ФЗ от 29 декабря 2006 года налоговый орган направляет информацию в ФСС в течение 5 дней с момента государственной регистрации организации. После получения этой информации территориальный орган ФСС осуществляет регистрацию юридического лица в качестве страхователя и направляет ему соответствующее извещение. Индивидуальный предприниматель должен обратиться в территориальный орган ФСС в случае заключения им трудовых договоров с работниками. Срок для обращения установлен статьей 2.3 закона №225-ФЗ и равен 10 дней с момента подписания договора.
Для осуществления регистрации необходимо в ФСС предоставить следующие документы:
- заявление установленной формы;
- копия ИНН;
- копия ОГРН;
- копии заключенных трудовых договоров с принятыми сотрудниками.
Уведомление о регистрации индивидуальный предприниматель может получить непосредственно в отделении ФСС по месту регистрации либо по почте. Срок предоставления уведомления составляет 5 дней с момента регистрации.
Источник: sovetprost.ru
Как происходит регистрация в ФСС индивидуального предпринимателя
Фонд соцстраха регулирует правовые взаимоотношения между государством и его гражданином, который является нетрудоспособным. К нетрудоспособности можно отнести болезнь, временное нахождение в отпуске по уходу за ребёнком, период беременности и родов. Официально трудоустроенные лица автоматически страхуются работодателем в фонде.
Индивидуальные предприниматели делают это добровольно. То есть обязательного страхования на случай болезни ИП не предусмотрено в законодательстве. Однако он может по личной инициативе стать вносителем сумм страховых платежей и в дальнейшем рассчитывать на оплату больничного листа. Если предприниматель выступает в роли работодателя и имеет наёмный персонал, он обязательно регистрируется в фонде страхования и делает отчисления за каждого из работников.
Регистрация в ФСС индивидуального предпринимателя происходит согласно нормам законов №255-ФЗ и №125-ФЗ. Они обязывают физлицо, коим и является индивидуальный предприниматель, встать на учёт в ФСС тогда, когда только оформлены трудовые отношения с первым сотрудником. Это правило относится абсолютно ко всем ИП, вне зависимости от того, какой режим взимания налогов ими выбран при регистрации, приносит ли прибыль хозяйствование и ведётся ли оно вообще. Пока ИП не прекратил свою деятельность официально, за всех работников должны поступать отчисления в ФСС.
Процедура регистрации предусматривает подачу заявления установленного образца субъектом хозяйствования. Сделать это необходимо в течение максимум 10 дней с того момента, когда был принят на работу сотрудник. Далее, предприниматель выступает в статусе страхователя. Однако если ИП-работодателем заключается не трудовой договор, а гражданско-правовой, то есть на выполнение работником однократных услуг или работ, такое страхование может и не осуществляться. Пункт о страховании в фонде должен быть в договоре, иначе взносы за сотрудника производиться предпринимателем не будут, и на оплату больничного листа наёмный работник может не рассчитывать.
Регистрация в ФСС индивидуального предпринимателя производится по двум видам:
-случай временной (то есть в определённых временных рамках) потере трудоспособности и при наступлении материнства;
-при производственных несчастных случаях и последовавшей за этим потере трудоспособности.
Для постановки на учёт в качестве страхователя ИП необходимо представить такие документы:
-свидетельство, выданное при регистрации в ФНС;
-заявление установленного образца;
-паспорт или документ, заменяющий его;
-трудовые книжки наёмных штатных единиц;
-гражданско-правовые договоры с работниками, если именно в них указана обязанность ИП по страхованию работников.
Регистрация в ФСС индивидуального предпринимателя может происходить и на добровольной основе. Зарегистрировавшись в фонде и отчисляя установленную сумму страховых взносов, предприниматель после потери трудоспособности и получения больничного листа, вправе получить оплату по нему. Этот пункт регулируется Законом № 255-ФЗ.
Размер взносов ИП начисляется исходя из установленной стоимости страхового года. Как правило, суммы это незначительные, поэтому и оплата по больничному листу будет небольшой. Оплата взносов может производиться частями или сразу всей суммой, но не позже конца того года, в котором ИП зарегистрировался в фонде соцстраха. В таком случае в следующем году он может рассчитывать на оплату больничного в связи с болезнью или материнством.
Бывают ситуации, когда предприниматель вовремя не обратился к сотрудникам фонда для того, чтобы встать на учёт в лице страхователя своих сотрудников и взносы за них не уплачиваются. Такая ситуация грозит ИП штрафом, и чем больше прошло дней с момента начала работы сотрудников у ИП, тем больше размер штрафа. Например, при отсутствии регистрации более трёх месяцев сумма штрафа увеличивается вдвое.
Отчётность по страховым взносам ИП ведёт самостоятельно. Не позже 15 числа месяца, идущего за отчётным, предприниматель подаёт в ФСС отчётность утверждённой формы. За себя предприниматель, вступивший в добровольные отношения страхования с фондом, отчётную документацию подаёт не позднее 15 января того года, который следует за отчётным. То есть, уплата может производиться в таком случае один раз в календарный год.
Источник: ipregistr.ru
Регистрация ИП в ФСС. Документы и сроки регистрации.
Предприниматель сразу же после создания ИП должен пройти регистрацию в органе ФСС. Это необходимо всем бизнесменам, которые только планируют нанимать работников и тем, которые уже заключили с ними соглашения.
Есть некоторые особенности поведения данной процедуры, а также штрафные санкции, если регламент или ее сроки нарушены.
Какие документы нужно собрать?
ИП необходимо подать:
- оригинал и 2 копии паспорта (работников и самого бизнесмена);
- оригинал и 2 копии свидетельства о постановке на учет в налоговой службе (ИНН);
- копию и оригинал документа о прохождении предпринимателем государственной регистрации, а также выписку из ЕГРИП;
- извещение о выбранной системе налогообложения (аналогично предыдущим документам – копии и оригинал);
- уведомление о том, что и работодатель, и его работники встали на учет в ПРФ;
- 2 копии и оригинал трудовых договоров;
- оригинал справки о том, что предприниматель открыл в банке расчётный счет.
Могут понадобиться и другие документы для регистрации в ФСС ИП, поэтому следует уточнить полный список у специалиста.
Законодательно пока что не была утверждена необходимость подавать все копии документов, предварительно заверив их у нотариуса. Но все же есть смысл перестраховаться, ведь некоторые регистраторы отказывают в самостоятельном удостоверении подлинности предъявленных копий.
Очень важно помнить, что к предоставленному пакету документов также необходимо будет прикрепить заявление, бланк которого можно скачать с официального сайта службы страхования. За проведение процедуры постановки на учет не нужно уплачивать госпошлину.
Подавать документы в ФСС предприниматель может лично, через представителя или же отправить их в электронном виде. Последняя опция стала доступна гражданам всего лишь в 2015 году. Если же пакет документов отправляется через обычную почту, то нужно помнить, что в обязательном порядке нужно будет приложить опись содержимого. В противном случае процесс постановки на учет затянется, в результате чего ИП придется заплатить неустойку за просрочки. О сроках регистрации ИП в ФСС и наказаниях за пренебрежение правилами поговорим чуть позже.
Как встать на учет в ФСС предпринимателю, который собирается выступать работодателем
Регистрация в ФСС ИП как работодателя в такой ситуации обязательна. На учет нужно будет поставить всех своих сотрудников и самому зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде медицинского страхования. Можно сказать, что вся процедура условно проводится в два этапа:
- регистрация самого себя;
- регистрация в роли работодателя и постановка на учет всех сотрудников, ведь так обязывает закон.
Не лишним будет изучить Трудовой кодекс России, который позволит более детально разобраться в тонкостях сотрудничества. Предприниматель должен будет заранее заказать себе печать, оттиск которой впоследствии проставляется в трудовой книжке каждого из нанятого в штат работника. Также надо подготовить достаточное количество чистых бланков трудовых.
Для регистрации ИП в ФСС, помимо заявления нужно будет собрать такие справки:
- копии и оригиналы паспортов всех сотрудников и самого бизнесмена;
- копии и оригиналы ИНН персонала и ИП;
- выписки из ОГРНИП и ЕГРИП;
- извещение о выбранной системе налогообложения;
- трудовые договора и трудовые книжки всех сотрудников.
В качестве страхователя работодателю необходимо будет становиться на учет ФСС сразу по двум видам страхования: на случай временной нетрудоспособности или материнства, а также на случай несчастного случая на производстве и разного рода профессиональных заболеваний.
Как только документы были получены органом регистрации, на протяжении пяти дней предпринимателя должны поставить на учет и уведомить его об этом факте.
Сроки регистрации
Согласно действующему законодательству, человек, который решил заняться предпринимательством и зарегистрировался как ИП, на протяжении месяца после подписания договора с первым наемным работником обязан встать на учет в органе ПФ. Что касается Фонда социального страхования, то в этой структуре нужно встать на учет в течении 10 дней после заключения трудового контракта между двумя сторонами трудовых отношений .
Заявление на регистрацию ИП в ФСС следует подавать четко и правильно заполненным. Если проигнорировать указанные сроки, то можно попасть под административную ответственность и придется уплатить штраф.
Согласно Административному Кодексу за уклонение от регистрации хотя бы в одном фонде полагается штраф от 5-ти до 10-ти тысяч рублей. Так что рекомендуется делать все в сроки и соблюдать все формальности.
Если индивидуальный предприниматель нарушил установленные нормы, то ему полагаются штрафы и взыскания в зависимости от характера нарушения. В случае, когда предприниматель начинает нанимать сотрудников, но не зарегистрирован как работодатель, то на него могут наложить штраф согласно законодательству. Размеры штрафа могут зависеть от просрочки.
Штрафные санкции за просрочку регистрации
Отдельно стоит выделить нарушения, которые связаны с просрочками регистрации в Пенсионный Фонд РФ, поскольку нарушением считается задержка на месяц с дня начала работы предпринимателя и за это полагается штраф в размере 5000 рублей.
Согласно законодательству, предприниматель обязан своевременно регистрировать свою деятельность в ПФР и Фонде Социального Страхования иначе его деятельность считается незаконной и ему могут выписать штраф на сумму от 10-ти тысяч рублей.
Но в случае, если индивидуальный предприниматель не регистрируется на протяжении долгого времени, но все равно продолжает свою деятельность, то возможные штрафы за уклонение могут возрастать на 10% от обязательной уплаты за весь период, который пропустил штрафник. Стоит заметить, что в таком случае общая сумма к уплате не может быть менее 20-ти тысяч рублей. Поэтому так важно вставать на учет вовремя.
Источник: urmozg.ru