Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предлагает упростить жизнь бизнесу с помощью «регуляторной гильотины», отказавшись к 1 февраля 2020 года от избыточных требований.
«Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего, в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор», — сказал Медведев, выступая на Гайдаровском форуме во вторник.
«Это задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины. В чем она заключается — все те ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований», — отметил он.
По мнению премьера, в соответствии с таким механизмом к 1 февраля 2020 года «можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий».
Топ-5 регуляторных изменений аптечного рынка в 2022 году
Медведев в ходе выступления отметил, что до сих пор в России количество требований, предъявляемых к бизнесу при проверках, необоснованно завышено. Он, отметил, что только устанавливающих требования нормативных актов — более 9000. «Многие эти требования создавались еще в советские времена, устарели не только морально, но и технологически, некоторые из них выглядят просто забавно, если бы они не содержали в себе такой ограничивающий потенциал и не создавали риски», — пояснил Медведев, приведя в пример санитарно-эпидемиологическое регулирование.
«Есть требование, оно сохраняется, к организациям общественного питания о проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета, причем это дословно звучит таким образом: при приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5-3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180-200 градусов на 8-10 минут. Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто планирует заняться этим видом деятельности», — рассказал Медведев.
И таких абсурдных и странных требований предостаточно, заметил он.
По словам Медведева, есть хороший опыт МЧС, которое перешло на принципы «регуляторной гильотины» в сфере пожарной безопасности еще в 2008 году, когда был принят специальный технический регламент.
«Задача эта непростая, она весьма и весьма сложна. Я вчера перед нашим форумом собирал совещание, собирал всех руководителей контрольных и надзорных органов — они все высказались в пользу того, что на это пойти можно. Но с предварительной подготовкой и с понимаем того, какой массив законодательства должен остаться. Поэтому нужно будет создать специальную «дорожную карту», — сказал премьер.
Он подчеркнул, что на выходе необходимо будет получить современные нормы, которые будут понятны как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов. «Ну, а результатом является прозрачная система контроля, которая нацелена на решение и задач безопасности потребителей, и на ускорение экономического роста», — отметил Медведев.
Регуляторная гильотина: удобный навигатор по реформе от «Техэксперт»
Он пообещал дать поручение аппарату правительства подготовить «дорожную карту» для обеспечения этой работы.
Минэкономразвития поддерживает
Как пояснил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, чьи слова цитирует пресс-служба ведомства, механизм «регуляторной гильотины» позволит провести тотальный пересмотр требований к бизнесу.
«Наряду с оценкой регулирующего и фактического воздействия, а также проводимой работой в рамках «Трансформации делового климата», данный механизм призван сократить общую регуляторную нагрузку на бизнес и отменить неэффективные, устаревшие и избыточные обязательные требования», — отметил он.
По словам Орешкина, нормативные акты планируется пересмотреть с широким участием всех заинтересованных сторон: экспертов, контролеров и регуляторов, а также предпринимательского сообщества, которое выступит одним из фильтров на пути неэффективных и избыточных требований.
«Не всегда законодательные требования, предъявляемые бизнесу, направлены на обеспечение безопасности, данный механизм позволит критично пересмотреть НПА (нормативно-правовые акты), отсеять лишнюю нагрузку и оставить только те требования, которые, действительно, обеспечивают безопасность. При этом важно, что мы вводим принципиально новый подход: если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, САНПИН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и так далее. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть перед собой все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — сказал министр.
По мнению Орешкина, такой порядок упростит ведение бизнеса, позволит предпринимателю сфокусироваться непосредственно на своей деятельности, и, в итоге, приведет к росту малого и среднего предпринимательства в стране, а также созданию благоприятного инвестклимата. Не пересмотренные требования будут признаны утратившими силу, а затем — отменены. При этом риски того, что все старые требования окажутся не измененными, будут исключены. Пересмотр планируется осуществляться в плановом порядке. На первом этапе все регуляторы в установленный срок составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра.
«Соблюдение неэффективных и избыточных обязательных требований, которые должны быть отсечены «регуляторной гильотиной», не только обходится очень дорого предпринимательскому сообществу, но и требует серьезных трудозатрат со стороны контролирующих органов. Данный механизм позволит выстроить четкую систему оценки рисков, сконцентрировать внимание именно там, где эти риски существуют и, в конечном счете, поможет сформировать систему умного контроля», — заключил Орешкин.
Позиция Минфина
В свою очередь первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, отвечая на вопросы журналистов, выразил надежду, что по итогам анализа и применения механизма «регуляторной гильотины» число обязательных требований к бизнесу сократится вдвое, хотя и отметил, что пока «сложно говорить о количестве».
«Подведем черту, проанализируем весь пласт контрольно-надзорного законодательства, а в основном это даже не законодательство, а решения министерств и ведомств, нормативные акты. Отметём все старое, прошлое, которое мешает бизнесу, создадим новое законодательство. И это очень серьезный шаг на пути к тому, чтобы сделать такую «реновацию», что называется, в мышлении нашим предпринимателей», — сказал Силуанов.
Источник: www.energovector.com
До вас требования: нормы ЦБ отправят на регуляторную гильотину
Действие регуляторной гильотины намерены распространить на обязательные требования Центробанка к его поднадзорным организациям — банкам, МФО, ломбардам, НПФ, управляющим компаниям и так далее. Такую поправку Минэкономразвития внесло в законопроект об обязательных требованиях после отзыва на него от РСПП, рассказали «Известиям» в ведомстве. Эксперты и участники рынка противоречиво отнеслись к возможному нововведению, но отметили, что у регулятора действительно есть избыточные запросы к финансовым компаниям.
Гильотина для банков
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил распространить действие регуляторной гильотины на Центральный банк. Такой пункт содержится в отзыве общественной организации на законопроект Минэкономразвития об обязательных требованиях. Комментарии бизнес-объединения есть в распоряжении «Известий».
В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что «принято решение о включении обязательных требований, устанавливаемых Банком России, в предметную область регулирования законопроекта». Источник «Известий» в ведомстве пояснил, что речь идет об абсолютно любых требованиях ЦБ к его поднадзорным организациям — банкам, ломбардам, микрофинансовым, управляющим и страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам и прочим.
Регуляторная гильотина подразумевает устранение всех лишних, избыточных и абсурдных правил работы для предпринимателей. С предложением распространить гильотину на требования ЦБ ранее выступали и другие бизнес-объединения, а также председатель Счётной палаты Алексей Кудрин. ЦБ устанавливает своим поднадзорным организациям самые разные правила: от требований по резервированию средств до предписаний по кибербезопасности.
В пресс-службе ЦБ не ответили на вопросы «Известий» о рисках и последствиях для банковского сектора от введения такой меры. В Минэкономразвития уточнили, что в ближайшее время законопроект будет внесён в Госдуму, где ещё претерпит изменения.
Требования с плеч
Из топ-30 кредитных организаций на вопросы «Известий» о том, как нововведение отразится на финансовом рынке, ответил только АК Барс банк. Руководитель службы внутреннего контроля Сергей Мешалкин заявил, что такая инициатива должна быть реализована только с учётом мнения коммерческих кредитных организаций и профессиональных банковских объединений при сохранении высокого уровня защиты интересов вкладчиков и инвесторов. Если же мнение финансовых организаций не будет учтено, то появится риск ухудшения защиты клиентов. А это может снизить устойчивость банковской системы.
Некоторые требования ЦБ действительно избыточны и требуют актуализации, уверен глава сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» (микрофинансовая компания) Роман Макаров. Он привёл в пример неудобное предписание регулятора для заёмщиков МФО. Так, организации не могут выдать им краткосрочные микрозаймы, пока не выплачены предыдущие. Это правильно, однако допросить денег в пределах уже одобренной суммы также не получится, уточнил он.
— Если вам разрешили занять 7 тыс., а вы взяли три и вам не хватило, добрать оставшиеся четыре у той же МФО нельзя, — объяснил эксперт, отметив, что включение ЦБ в «регуляторную гильотину» можно считать оправданным.
ЦБ действительно упускает из внимания проблемы клиентов финансовых организаций, например, потерю инвестдохода при переходе из одного пенсионного фонда в другой, считает генеральный директор консультационной компании «Пенсионные и Актуарные Консультации» Евгений Якушев. Кроме того, ЦБ работает с секторами системно и не занимается точечными регулировками. Это приводит к тому, что регуляторная нагрузка может быть не пропорциональной размерам бизнеса, заявил он.
— У ЦБ есть требование по работоспособности информационных систем: условно, если здание банка или пенсионного фонда разбомбят, то он должен уже через час продолжить обслуживание клиентов. Это значит, что нужно проводить резервирование баз данных и создавать дублирующие системы. Такое требование рационально, но трудновыполнимо: получается, у всех фондов должны быть облачные технологии, — рассказал Евгений Якушев.
Многие требования регулятора кажутся лишними и сложными на первый взгляд, но на самом деле защищают интересы клиентов и улучшают качество работы специалистов, убеждён директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. По его словам, есть жёсткое регулирование того, что может содержаться в рекламных материалах по ПИФам. Например, управляющая компания не должна обещать клиентам какую-то определённую доходность. Каждый материал регистрируется в ЦБ, предполагается, что в случае конфликтной ситуации это поможет регулятору восстановить картину происходящего, отметил Владимир Брагин.
Не навреди
Мнения опрошенных «Известиями» экспертов по поводу включения ЦБ в регуляторную гильотину разделились. По словам сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, все полномочия Банка России, которые не касаются денежно-кредитной политики, должны быть пересмотрены. Он подчеркнул, что в финансовом секторе, как и в других сферах, что-то давно устарело, что-то нуждается в дискуссии.
ЦБ — это самодостаточная ветвь, у которой много собственных передовых практик, считает директор Аналитического центра «Форум» Александр Брагин. Он не исключил, что в дальнейшем регулятор может выступить с отдельной инициативой по сокращению и систематизации собственных требований. Но сегодня главная цель законопроекта Минэкономразвития — отрегулировать нормотворчество в министерствах и ведомствах, уверен Александр Брагин.
Правительству не следует вторгаться в финансовый сектор, а именно в компетенции мегарегулятора, солидарен доцент РЭУ им. Плеханова Денис Домащенко. По его словам, неделикатное вмешательство извне отвлечёт от экономических проблем и приведёт к разрастанию бюрократизма.
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru
Снижение регуляторной нагрузки: оценка затрат на обязательные требования или их систематизация?
С момента завершения «регуляторной гильотины» прошло уже почти 1,5 года. Регуляторная реформа такого масштаба проходила в нашей стране впервые и была ограничена довольно сжатыми сроками. В рамках этой работы удалось пересмотреть основной массив обязательных требований, систематизировать их и избавиться от избыточных.
В настоящее время назрела необходимость перехода к пересмотру требований, основанному на оценке затрат на их соблюдение. Правительство Москвы провело работу по оценке ряда массовых обязательных требований и подготовило предложения по их отмене или смягчению в целях создания благоприятных условий для бизнеса.
Особую актуальность вопрос оценки затрат на соблюдение обязательных требований приобретает в контексте задачи по предоставлению бизнесу максимальной свободы в целях преодоления периода экономической нестабильности и решения задач импортозамещения. Снижение регуляторной нагрузки может обеспечить предпринимателям экономию средств, которые могут быть направлены на инвестиционные цели.
Еще одно из направлений для снижения затрат – это систематизация обязательных требований, создание реестров и каталогов требований, которые позволят с одной стороны, создавать на их базе информационные системы; с другой стороны – проводить углубленную аналитику по частоте проверяемости требований и по их реальному исполнению. Эта задача осложняется тем, что обязательные требования закреплены в законодательства иерархическим образом, то есть каждый последующий нормативный акт уточняет, раскрывает и детальнее описывает то или иное требование.
Насколько требования и разрешительные режимы являются «барьером» для создания/масштабирования бизнеса? Какие обязательные требования остаются самыми проблемными с точки зрения предпринимателей? На каком уровне должны фиксироваться обязательные требования? И как должна выглядеть структура регулирования? Что может или должно содержаться в ведомственных актах контролирующих органов?
Модератор
Алексей Бобровский
Экономический обозреватель
Выступающие
Светлана Алексеева
Заместитель руководителя, руководитель цифровой трансформации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Алиса Безродная
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации
Андрей Гурьянов
Генеральный директор, СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры»; директор по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, Группа предприятий «ПЦБК»
Евгений Данчиков
Министр Правительства Москвы; начальник главного контрольного Управления города Москвы
Андрей Кашанин
Заместитель директора, Институт государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Дмитрий Петровичев
Вице-президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; управляющий, Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов
Источник: legalforum.info
