Глобальные изменения, происходящие в мировой экономике, связные с информатизацией и технологизацией факторов и моделей экономического роста приводят к изменению принципов в организационной структуре управления, направлениях технологического развития, трансформировании содержания стратегического и тактического менеджмента.
Авторов научных статей и публикаций, освещающих тему реструктуризации и реинжиниринга, можно условно разделить на две группы. Одна из них считает реинжиниринг составной частью или одной из форм реструктуризации. Вторая, напротив, полагает, что реинжиниринг является независимой и целостной системой организации бизнеса компании.
Задача реструктуризации производства состоит в согласовании рынка и структуры бизнеса компании. Задача реинжиниринга — создание универсально адаптированной к изменяемому рынку модели бизнеса компании.
Основным различием реинжиниринга и реструктуризации являются методы исполнения проводимых преобразований. В частности, реструктуризация предусматривает поэтапное изменение структуры бизнеса компании, основанное на модификации и улучшениях действующих процессов.
Реинжиниринг основных бизнес процессов АКРА
При этом новая модель бизнеса может одновременно отвечать признакам функциональной и командно-процессной ориентации. Реинжиниринг — это всегда изменения, вследствие которых компания приобретает процессно-ориентированную структуру бизнеса. В первом случае разработчик изучает проблемы, во втором — возможности. В первом случае, действия направлены на устранение проблем, во втором — на реализацию возможностей.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что понятия «реструктуризация» и «реинжиниринг» не являются ни равнозначными, ни доминирующими друг над другом. Применение каждого может быть обусловлено специфическими свойствами хозяйствующего субъекта, а также стратегическими целями его руководства.
Реинжиниринг предприятия занимает центральное место как особый вид менеджмента, способный обеспечить предприятию в течение долгосрочного периода такие конкурентные преимущества, которые позволяют занять сильную конкурентную позицию, достигнуть высокого уровня прибыльности и устойчивого финансового положения. Реинжиниринг рассматривается как специальный вид менеджмента с целью повышения адаптации предприятия к изменяющимся условиям рыночной среды и определяется как процесс радикальной перестройки, перепроектирования и внедрения организационно — технологических и структурных изменений производственных и обслуживающих их систем.
Реинжиниринг бизнес-процессов базируется на доктрине об организации и изменениях структуры управления и производства, основанной, с одной стороны, на достижениях в области вычислительных и информационных технологий, а с другой стороны, на системных изменениях свойств рынка, выраженных в индивидуализации предоставляемых потребителю товаров и услуг.
Базовые концепции развития реинжиниринга заключаются в понимании, что реинжиниринг как важнейшее направление стратегического планирования основывается на осознании несоответствия прежней модели хозяйственной деятельности изменившимся нестабильным внешним условиям бизнеса. Поэтому теория и методология мероприятий реинжиниринга основываются на концепциях и моделях, целью которых является переориентация принципов хозяйственной деятельности, четкая синхронизация процедур перепроектирования производственных систем с изменяющимися запросами рынка, ожиданиями потребителя, клиента, заказчика, владельца собственности, кредитора, общества и др.
Патрусова А.М. Тема 1. Основы реинжиниринга бизнес-процессов. Лекции 1, 2.
Таким образом, задача реинжиниринга состоит не в создании модели, отвечающей требованиям конкретного рынка, а в создании архитектуры бизнеса, способного эволюционно взаимодействовать с динамически изменяемыми свойствами рынка в целом.
Источник: top-technologies.ru
2 Реинжиниринг, понятие и свойства, области применения
В последние годы одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле стал реинжиниринг.
Как отмечалось, в процессе бизнес-планирования осуществляется проектирование развития организации. В последующем организация также нуждается в непрерывном проектировании.
Необходимость постоянного совершенствования предполагает подход к бизнесу как к процессу.
Процесс бизнеса — это множество шагов, которые совершает фирма от одного состояния к другому.
Общее управление деловыми действиями или бизнес-процессами называют инжинирингом бизнеса — под ним понимают постоянное улучшение процессов. Чрезвычайно популярным в настоящее время в западных странах в проектировании деловых процессов стал реинжиниринг бизнеса.
Реинжиниринг — это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.
Реинжиниринг обладает следующими свойствами:
— отказ от устаревших правил и подходов и начало делового процесса как бы с “чистого листа”. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм;
— пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами организации и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности;
— приведение к значительным изменениям показателей деятельности, по крайней мере на порядок отличающихся от предыдущих.
Реинжиниринг необходим, когда возникает потребность в существенных улучшениях, что характерно для сегодняшней России.
Реинжиниринг применяется в 3-х основных ситуациях.
Во-первых, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в очень высоком уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы и др. В современной российской экономике такая ситуация характерна для государственных и приватизированных предприятий традиционных отраслей — машиностроительной, текстильной, аграрной.
Во-вторых, в условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, но прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Такая ситуация характерна для многих российских банков, финансовых компаний, коммерческих организаций.
В-третьих, реализацией возможностей реинжиниринга занимаются быстро растущие и агрессивные организации. Их задача состоит в ускоренном отрыве от ближайших конкурентов.
Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: “будущий образ фирмы” и “модель фирмы”. Модель — это образ какого-либо объекта. Модель фирмы — это представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.
Основные этапы реинжиниринга:
- Формируется желаемый образ фирмы. Это формирование осуществляется с учетом стратегии фирмы, ее основных целей и способов их достижения.
- Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы. Этот этап называют обратным реинжинирингом. Здесь воссоздается система действий, работ, при помощи которых фирма реализует свои цели. Производится детальное описание и документация основных операций фирмы, оценивается их эффективность.
- Разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование текущего бизнеса — т.е. осуществляется прямой реинжиниринг.
- Возможности и пути использования зарубежного опыта менеджмента в России.
- Коллективные методы принятия и реализации управленческих решений.
- Технология ведения переговоров.
- Организация и проведение проблемных совещаний.
- Разработка бизнес-плана предприятия.
- Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- Пути улучшения системы коммуникаций в современной фирме.
- Метод мозгового штурма в решении сложных проблем.
- Методы проектирования организационной структуры управления фирмой.
- Математические методы и модели принятия решений.
- Анализ внешней среды фирмы в стратегическом менеджменте.
- Стратегическое планирование деятельности фирмы.
- Организация контроля исполнения решений в фирме.
- Организация личной работы менеджера.
- Методы мотивации персонала в организации.
- Способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе.
- Методы управления неформальными группами.
- Формирование эффективного стиля руководства.
- Методы управления персоналом в организации.
- Управление изменениями в организации.
- Методы формирования эффективной команды в руководстве.
- Планирование рационального использования рабочего времени.
- Специфика менеджмента в России.
- Развитие управленческой мысли в России в 20-90гг ХХ в.
- Этика менеджмента.
Источник: studfile.net
Реинжиниринг как важный фактор любого бизнеса
Реинжиниринг является необходимым и очень важным процессом для рациональной жизнедеятельности любой современной компании и организации. По определению, сам Ре Инжиниринг Бизнес Процесса (Business process reengineering) представляет собой фундаментальное и кардинальное переосмысление всех данных бизнес процессов для получения максимальной отдачи в производственной, хозяйственной, экономической и финансовой деятельности любого предприятия.
Важность такого нового понятия связана с постоянной переменой и развитием рынка предпринимательства, например мир бизнеса за последние десять лет значительно изменился, поэтому важно и необходимо полное переосмысление принятых сегодня вопросов инжиниринга. Необходимо приспособление и устройство новых способов при организации любого вида бизнеса, — сегодня нужен радикально новый подход при реализации всех достоинств новых технологий и нового устройства нашего общества, ведь эти параметры существенно меняются приблизительно каждые 5 — 15 лет.
Сам инжиниринг представляет собой рациональный и самый прибыльный вариант организации бизнеса в данное определенное время в соответствии с общей политической ситуацией в данное время. Однако сам инжиниринг является переменной составляющей формулы успеха бизнеса, ведь технологический и политический прогресс происходит регулярно и стабильно, поэтому более качественный инжиниринг, то есть ре инжиниринг это жизненно необходимое и очень важное явление. Простым языком можно сказать так, общий набор методов и приемов по организации бизнеса, должен постоянно совершенствоваться и отвечать запросам и уровню развития данной эпохи.
Рациональному изменению должны подвергаться не только физические процессы производства, но и сами деловые процессы, связанные с организацией труда. Само явление инжиниринга и реинжиниринга соответствуют также таким двум понятиям в философии как эволюция и революция, ведь такие понятия являются общей формулой развития, как любой организации, так и общества в целом. Само понятие и термин реинжиниринг было введено доктором Массачусетского Технологического Института (МТИ) Майклом Хаммером, который и настаивал на важности постоянного улучшения и перестроения всего процесса ведения любого бизнеса. Такое внедрение нового понятия произошло примерно в 1990 годах, а сам Майкл был благодаря статье в «Harvard Business Review» и некоторым другим своим научным трудам, был признан одним из самых влиятельных теоретиков в сфере менеджмента и организации бизнеса.
Также М.Хаммер выпустил ряд книг посвященной этой тематике, в этих книгах он предлагал простые и надежные решения всех проблем бизнеса в соответствии с современными информационными и технологическими технологиями. Согласно Майклу ключевыми понятиями определения реинжиниринг являются «радикальность», «значительность», «прогрессивность», «массовость» и «процесс». Также основная теория М.Хаммера гласит, — любой бизнес должен быть своевременно и регулярно переоценен и рассмотрен заново, важен радикальный «ре дизайн», то есть бизнес должен начинаться буквально с чистого листа в соответствии с духом времени.
Это правило радикальности важно не только для нового предприятия, но и для старого бизнеса, ведь предприятия, работающие более десяти лет должны регулярно и своевременно менять как качество бизнеса, направленность бизнеса так и организацию самого бизнеса. Ведь если предприятие не будет изменяться и совершенствоваться то оно будет обречено на снижение своего дохода и естественно такое предприятие рано или поздно закроется, то есть будет просто не рентабельным. Любому бизнесу жизненно необходимы периодические количественные и качественные резкие изменения в функционировании, то есть, важны не только улучшения, а именно революционные прорывы. В общем, определение ре инжиниринга необходимо буквально как воздух для любой бизнес — организации, ведь только так предприятие сможет выдержать конкуренцию и быть прибыльным и рентабельным.
Помогла статья? Оцените её:
(Проголосуйте первым)
Поделитесь с друзьями!
Рекомендуем по теме
Добавить комментарий
Комментируют сейчас
- Валя: 10 правил успешной торговли Менеджеры и продавцы должны иметь стимулы для работы. тогда …
- Лариса: Особенности планирования в малом бизнесе В малом бизнесе планировать всё даже сложнее, особенно с тов …
- Циркуль: Структура и этапы разработки маркетинговой стратегии предприятия Наконец отечественные предприятия стали понимать, что маркет …
- Диляра Нуруллина (компания ClientBar): Как рассчитать затраты на рекламу? В первую очередь, спасибо автору за статью. Полностью соглас …
- Жека: Способы охвата рынка в маркетинге да вроде как все нормально копируется..
Источник: beprime.ru