Религия и бизнес бог помогает предпринимателям которые его чтут

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корытцев Максим Александрович

Рецензия на книгу: Иваненко С., Васильев Ю., Тимощук А. Религия и бизнес : Бог помогает предпринимателям, которые Его чтут. Изд-во «Философская книга», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Корытцев Максим Александрович

Ценностные ориентиры хозяйственного поведения россиян: культурно-религиозный аспект
Традиционные детерминанты национальных моделей предпринимательства

Конфессионально-этические основы мусульманского предпринимательства в Российской Империи конца XIX — начала ХХ в

Протестантская этика в социально-политическом контексте Украины: от Макса Вебера к украинским реалиям

О религиозной ситуации на Тайване
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сильная история для чего Бог дает бизнес — Сергей Винковский

The review of the book: Ivanenko S., Vasilyev Yu., Timoshchuk A. Religion and business : God helps businessmen, who honour Him. Publishing house «Philosophical book», 2009.

Текст научной работы на тему «Совместимы ли духовность и бизнес?»

СОВМЕСТИМЫ ЛИ ДУХОВНОСТЬ И БИЗНЕС?

КОРЫТЦЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

Рецензия на книгу: Иваненко С., Васильев Ю., Тимощук А. Религия и бизнес: Бог помогает предпринимателям, которые Его чтут. Изд-во «Философская книга», 2009.

Ключевые слова: бизнес; религия; рыночная экономика; секуляризация; институты.

The review of the book: Ivanenko S., Vasilyev Yu., Timoshchuk A. Religion and business: God helps businessmen, who honour Him. Publishing house «Philosophical book», 2009.

Keywords: business; religion; market economy; sekularization; institutes.

Коды классификатора JEL: D02, M21, P12.

Современный бизнес, составляющий основу рыночной экономики, органично встроен в социальную структуру, являясь одной из несущих конструкций современной общественной жизни. Одновременно он является объектом экономических регулирующих воздействий со стороны государства. Но существует и ряд значимых институциональных составляющих, определяющих особенности деловой активности бизнесменов, в контексте времени или национальных, культурных особенностей, в том числе конкретных стран, регионов. И здесь не последнюю роль играет религия.

Как известно, заслуга научной постановки проблемы влияния религиозного фактора на генезис и развитие рыночной экономики принадлежит Максу Веберу. Его «Протестантская этика и дух капитализма» продемонстрировала то значимое влияние, которое оказала определенная тенденция духовной, религиозной жизни эпохи Возрождения (формирование протестантских деноминаций и распространение их влияния в Западной Европе и Новом Свете в Новое Время) на формирование предпринимательской мотивации, характерной для капиталистического хозяйства. Конечно, подобная мотивация претерпела значительную эволюцию за последние столетия — под влиянием процессов секуляризации изначально присущая ей религиозная компонента во многом была утрачена, сохранив в лучшим случае набор таких положительных ценностей как стремление к ответственному ведению бизнеса, соблюдение деловых договоренностей и т. д. В свою очередь, размывание, дефицит либо элементарное отсутствие этических регуляций в современном бизнесе возможно и порождает такие современные уродливые явления, как «дикий», так и «номенклатурный»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 2. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 2. 2010

Очевидно, что в современном секуляризированном обществе религии как социальному и духовному институту трудно претендовать на доминирование в социуме. Невольно попытки религиозных деятелей активизировать свою деятельность в обществе воспринимаются как отражение стремления в чем-то архаичного института выжить в современном рационально-секулярном мире путем заявлений о себе на информационном, политическом, культурном или даже экономическом пространстве. Однако религия продолжает жить в современном мире, прежде всего, благодаря участию в духовной жизни людей, оставаясь транслятором глубинных духовных ценностей, придающих осмысленность существованию многих, воспитывая у людей ценности, способствующие укреплению социальной солидарности. Естественно, многие бизнесмены также не оказываются вне пределов подобного позитивного влияния, что оправдано не только тем, что сами предприниматели традиционно активны в хозяйственной жизни, но также и тем, что у них формируется потребность в усвоении этических ценностей, выступающих барьером для разрушительного стремления к бесконтрольному обогащению, разрушительной конкуренции, удовлетворению своих желаний и амбиций, в худшем смысле этого слова, поскольку такая деятельность негативно влияет не только на личность предпринимателя и его близкое окружение, но и на социум в целом.

Читайте также:  На что можно потратить соц контракт на бизнес

Содержание рецензируемой книги представляет собой набор очерков, характеризующих отношение и позицию широкого спектра религиозных организаций России и мира относительно вопросов развития экономики и предпринимательства. Такое отношение, несомненно, актуализируется современными кризисными экономическими явлениями. Неудивительно, что подавляющее большинство мнений религиозных лидеров России совпадает по этому вопросу, когда в качестве одной из основных причин переживаемого кризиса усматриваются проблемы нравственного характера и бездуховности современного общества в целом, так же как ситуация нравственной дезориентации современного бизнеса.

Тем не менее, отраженная в сборнике подобная критика носит в целом конструктивный характер, поскольку религиозные сообщества и общины начинают принимать активное участие в разработке наборов этических правил и кодексов, призванных институционализировать морально корректное поведение, в том числе и в сфере бизнеса, отражающее социально ответственное хозяйственное поведение, стимулирующее развитие доверия и других значимых ценностей в бизнес-сообществе. Примеры таких документов, разработанных

Совместимы ли духовность и бизнес?

под патронажем православной, протестантских церквей, исламского и иудейского сообщества, приводятся в основных текстах сборника и его приложениях. Приводятся также развернутые иллюстрации специфических религиозных форм ведения бизнеса, например исламского банкинга или формирования исламских и иудейских систем сертификации продукции.

Возвращаясь к Максу Веберу, отметим, что хотя исторически набор ценностей, отражающих этически ответственную позицию предпринимателей, связанных с их религиозной мотивацией, явно проявился именно в среде протестантских христианских деноминаций, как верно указывают авторы, активизация хозяйственной деятельности на фоне религиозно окрашенных этических установок была присуща и другим религиозным направлениям, в частности иудеям, православным старообрядцам и даже индийским джайнам. Что интересно, указанные общины исторически представляли собой религиозные меньшинства, подвергавшиеся в различной степени социальной изоляции со стороны большинства, что, очевидно, стимулировало их хозяйственную активность, подчиняемую интересам выживания, в то время как религиозная идеология служила интегрирующим началом, т. е. здесь мы наблюдаем некую общую социальную закономерность.

Нашлось место в сборнике и представлению отношения восточных религий к социально-экономической проблематике — буддизма и индуизма, тем более что эта тема остается мало знакомой для отечественной аудитории, хотя существуют исследования отечественных и зарубежных авторов, анализирующих, например, роль духовных факторов, в частности элементов идеологии конфуцианства, в успехе современных модернизационных процессов в экономиках стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Тем не менее относительно восточных религий существует ряд сложившихся устойчивых стереотипов, утверждающих их асоциальность, доминирование идеалов отшельничества и аскетизма. Вряд ли подобные представления являются адекватными, в том числе и потому, что живые религиозные традиции не статичны, но готовы принять вызов новой эпохи. В качестве примера укажем, что, несмотря на мнение ряда исследователей относительно того, что традиционные христианские церкви, католичество и православие в отличие от протестантизма, являлись носителями ценностей традиционалистского общества, подавляя предпринимательский, «капиталистический дух», исходя из материалов рецензируемой книги, очевидно, что позиция русской православной церкви в настоящий момент указывает на поддержку социального ответственного бизнеса, выполняющего важную функцию социального служения. При этом данная позиция опять-таки практически совпадает с позициями подавляющего большинства религиозных деноминаций, озвученных в сборнике, подчеркивающих социальную и даже духовную ценность экономической деятельности как формы деятельного служения и обществу, и духовным идеалам.

Возвращаясь к тематике восточных религий, представленной в рецензируемом сборнике, отметим центральную роль концепций Дхармы, варнашрамы-дхармы, отражающих мировоззренческие представления восточных религий, в том числе относительно социального миропорядка. Так, в противовес представлениям о кастовости социального строя, характерного для индуизма, под-

Читайте также:  Что есть в бизнес центре парус

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 2. 2010

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 1, № 2. 2010

черкивается, что изначально отраженный в ведийской литературе социальный миропорядок был более гибким, представляя собой по сути варновое, или сословное, устройство общества, в контексте которого осуществлялась в том числе и хозяйственная деятельность. В связи с этим отметим также и то, что ряд тезисов авторов применительно к ведической концепции хозяйства носят спорный характер; так, например, известно широкое распространение общинного земледелия в Древней и средневековой Индии, так же как и в большинстве традиционных обществ, и соответственно существования хозяйственных традиций развития коллективной собственности, в том числе на землю, хотя в сборнике отражено прямо противоположное мнение. Кроме того, на наш взгляд, при изложении данной темы авторы слабо акцентировали внимание на существовании упорядоченных форм социальной, в том числе хозяйственной, активности, имеющих важную духовную составляющую, например, практики кармы-йоги — продуктивной деятельности, выполняемой с умонастроением отказа от привязанности к результатам подобной деятельности. Указание на нее содержатся в ряде ведийских источников, в том числе в Бхагавад-гите. Аналогичные установки на организацию хозяйственной деятельности тем более актуальны, что аналогичные рекомендации содержатся в одном из приложений к сборнику и отражают мировоззренчески близкую буддистскую позицию на отношение к хозяйственной деятельности.

В заключение выражаем надежду на то, что указанная книга вызовет интерес у широкой аудитории.

Источник: cyberleninka.ru

valentincehov

Протестантизм возник в XVI веке как специфически «буржуазная разновидность» христианства*
________________________________________ ________________
*Маркс К. Капитал. T. 1 // Маркс К. и Энгельс Соч. 2 изд. T. 23 с. 89.
________________________________________ ________________
Протестантская этика существенно отличалась от христианской морали средневековья (как католической, так и православной) Согласно протестантским представлениям, основными признаками избранности человека к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой (предпринимательский) успех. Стремление верующего протестанта доказать себе и другим свою богоизбранность создало мощнейший стимул к трудолюбию, предпринимательству и бережливости. Деловая хватка, смекалка и богатство стали богоугодны и нравственные. Согласно Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — значит согрешить перед Богом. Протестантизм освятил труд и осудил праздность.

Обретение специальности и постоянное профессиональное совершенствование стало рассматриваться как моральный долг верующего. Одним из практических последствий осуждения праздности стало принятое в ряде протестантских стран суровое законодательство против бродяг, оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы. Призрение нищих, рассматривающееся в католицизме (и православии) в качестве одного из добрых дел, ведущих к спасению души подающего щедрую милостыню, осуждалось протестантизмом. Милосердие понималось прежде всего как предоставление нуждающемуся возможности обучиться ремеслу и работать.

Особой добродетелью считалась бережливость. Расточительность, а также невыгодное капиталовложение были греховны. Западное обществоведение в XIX веке обратило внимание на социальную роль протестантизма и протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Классической работой, раскрывающей взаимосвязь появления капиталистического общества и протестантизма, считается произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (Рrotestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus. 1905)*
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ______________________
*На русском языке книга публиковалась в 1976 году Институтом научной информации по общественным наукам РАН: в 1990 году полный текст книги вошел в сборник М. Вебера «Избранные произведения» Прогресс); в 2006 году книга вышла в московском издательстве «Российская политическая энциклопедия».
________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ______________________
Возникновение капиталистической системы в этой работе связывается немецким ученым с Реформацией и с появлением протестантских течений В христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности. Протестантская этика, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчетливости. Макс Вебер отмечает несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей. В центре внимания Вебера — протестантизм в его аскетическом варианте. По его мнению, кальвинистская доктрина предопределения побуждала верующих демонстрировать свою богоизбранность за счет активной коммерческой деятельности и участия накоплении благ земных.

Читайте также:  Питомник для собак это бизнес

Таким образом, протестантизм привел возникновению трудовой этики и демонтажу прежней средневековой католической доктрины о том, что человеку не следует приобретать больше богатства, чем это необходимо для достойной жизни. Нравственной ценностью (добродетелью) стал считаться усердный труд сам по себе, а не только его результаты. Выводы Вебера вызывали неоднозначное отношение с момента их опубликования и остаются предметом дискуссии до настоящего времени.

Многие ученые утверждали, что факты не подтверждают превосходство протестантов над католиками в экономической деятельности, что современный капитализм начал вызревать в католических странах задолго до Реформации. Однако не вызывает сомнений, что именно страны, в которых протестантизм укоренен наиболее прочно, демонстрируют самые заметные достижения в развитии капиталистической экономики. Вместе с тем, успешно развиваются и формируют рыночную экономику и государства, в которых доминируют иные религии. Достаточно назвать Японию, Китай, Индию, а также многие исламские страны. Немецкий экономист Вернер Зомбарт заявлял, что ему удалось обнаружить функциональный эквивалент протестантской этики в иудаизме.

Роберт Белла нашел его в японском буддизме эпохи сегуната Токугава. Что же касается Российской империи, то самую деятельную роль в развитии предпринимательства и промышленности играли старообрядцы. Многие исследователи констатируют, что именно купцы и промышленники-старообрядцы руководствовались нравственными принципами, во многом перекликавшимися с протестантской этикой. К сожалению, за годы Советской власти старообрядцы-предприниматели исчезли «как класс», а современное старообрядчество утратило и пока еще не восстановило связи с бизнесменами.

«Протестантская этика» Макса Вебера ставит фундаментальные вопросы о роли религии в жизни современного общества. Вебер утверждает, что в современном мире трудовая этика существует отдельно от породившего ее религиозного рвения, превратившись в элемент рационального, «научного» капитализма. По Веберу, общественные ценности формируются не рациональным путем, а за счет творческого импульса, первоначально вдохновлявшего все великие мировые религии. В конечном итоге, их источником стало явление, которое он окрестил харизматической властью первоначальном смысле этого греческого слова — «отмеченной Богом».

В современном мире, по словам Вебера, на смену подобному типу власти приходит другой — рационально-бюрократический, который, устанавливая на земле мир и процветание, одновременно омертвляет человеческий дух. Современную эпоху все еще преследует «призрак мертвых религиозных верований», но подлинной духовности она лишена. Особенно, по мнению Вебера, это касается Соединенных Штатов, где «погоня за богатством, лишенная религиозного и этического смысла, все больше связывается с чисто земными страстями».

Вопрос о том, насколько веберовская картина современного мира актуальна сегодня, более чем через сто лет после выхода «Протестантской этики», заслуживает тщательного рассмотрения. Интересно, что для российских протестантов очевидно позитивное воздействие протестантской этики на предпринимательство, этому посвящен один из подразделов программного документа ведущих протестантских религиозных организаций страны «Социальная позиция протестантских церквей России».

По имеющимся оценкам, в настоящее время российские протестанты представлены в основном среди мелких предпринимателей. Можно предположить, что развитие малого бизнеса в России в определенной степени укрепит позиции протестантских общин. В свою очередь, такие важнейшие постулаты протестантской этики, как «аскетизм в миру» и добросовестность в ведении бизнеса, могли бы оказать позитивное воздействие на становление корпоративной предпринимательской этики в современной России.

С.И. Иваненко и др. Религия и бизнес: Бог помогает предпринимателям, которые Его чтут

Источник: valentincehov.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин