Ганин В.В. — доктор исторических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Московского государственного университета сервиса.
Сегодня «репетиторство» — сложное многоаспектное социально-правовое явление .
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
С. 282.
Репетиторство включает в себя:
- проведение дополнительных занятий (частных уроков) с целью: а) помощи неуспевающим в усвоении необходимых знаний, «подтягивания» до уровня требований стандартной программы и прохождения текущей аттестации;
б) подготовки к итоговой аттестации (сдаче итоговых аттестационных испытаний) и сдаче вступительных испытаний;
в) приобретения устойчивых навыков в действиях или повышения мастерства (например, «подкатка» в фигурном катании);
- проведение занятий (репетиций) с артистами, музыкантами, певцами;
- руководство и наблюдение за выполнением учащимися закрытых учебных заведений, живущими в интернате, домашних заданий (в Российском государстве до 1917 г.);
- обучение на дому, помощь в приготовлении домашних заданий.
Репетиторство бывает как индивидуальным (для одного обучающегося), так и групповым (для нескольких обучающихся, но, как правило, не более четырех).
ТОП 5 ОШИБОК РЕПЕТИТОРА
Репетиторство «провоцируется» наличием формально определенных образовательных или иных стандартов (в том числе спортивных разрядов и нормативов) и процедуры соответствующей аттестации в виде контрольной работы, экзамена, соревнования, выступления и т.п. .
В этом случае нельзя рассматривать как репетиторские, например, занятия будущих российских царей: 1) Петра I с Григорием Гавреновым, Никитой Зотовым, Францем Тиммерманом, обучавшими его чтению, письму, математике, артиллерийской науке и др.; 2) Александра I с В.М. Муравьевым, П.С. Палласом, А.А. Самборским, Ф.С. Лагарпом, обучавшими его русской словесности и истории, естественным наукам, английскому и французскому языкам и праву.
В России репетиторство возникло, видимо, в первой четверти XVIII в. — в период становления государственной системы образования. Первыми репетиторами были главным образом иностранцы, волею судеб оказавшиеся в России и решившие зарабатывать на жизнь педагогическим трудом. Постепенно к этой деятельности приобщились и россияне.
Пик репетиторства в дореволюционной России пришелся на 80 — 90-е гг. XIX в. Репетиторством подрабатывали и профессора университетов, и студенты, и гимназисты. Преподавали в основном математику, французский, немецкий и латинский языки, русскую словесность.
Среди репетиторов было немало известных людей, например: В.И. Даль, К.Г. Паустовский, Н.Н. Зинин, А.П. Чехов, И.Ф.
Горбунов.
После 1917 г. репетиторство прекратилось, в первую очередь, в связи с изменением государственного подхода к формированию студенческого контингента.
Возрождение репетиторства произошло в 60 — 70-х гг. XX в., а в последние 15 лет оно приобрело массовый характер. Согласно исследованиям ГУ — ВШЭ репетиторством занимаются 15,5 процента преподавателей вузов, 8,9 процента преподавателей техникумов и 21,7 процента учителей школ .
Как стать индивидуальным предпринимателем?
http://www.osvic.ru/index/php?forum=87репетиторствует» не менее 44 процентов учителей .
http://chaspik.obninsk.org/arhive.asp?n=rubrikрепетиторство».
Следует отметить, что репетиторство содержательно близко к дополнительным плановым занятиям или консультациям, которые проводит педагог с учащимися или студентами. В организационно же правовом плане между ними имеется существенная разница.
Дополнительные занятия и консультации являются одним из дидактических средств повышения успеваемости, допустимы лишь в ограниченном объеме, не предполагают заключения специального соглашения. Осуществляются в рамках общего договора на оказание образовательных услуг (как на бюджетной, так и на внебюджетной основе) между физическим и юридическим лицом.
Репетиторство же осуществляется исключительно на основании отдельного индивидуального (даже при занятии в группе) возмездного договора между физическими лицами по поводу предоставления дополнительных образовательных услуг .
Сейчас стали появляться специализированные репетиторские агентства, где репетиторы работают как наемные работники.
Согласно п. 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» репетиторство относится к категории платных образовательных услуг . Принадлежа к группе нематериальных, этот вид услуг характеризуется тем, что, во-первых, деятельность репетитора не воплощается в овеществленном результате, а во-вторых, репетитор не гарантирует достижения желаемого результата. При этом экономический характер отношений не зависит от того, успешно или нет обучает репетитор. Достижение положительного эффекта репетиторской услуги зависит как от качеств обучающего, так и от качеств обучаемого, его способностей, внимательности и т.п.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.; 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.; 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.; 10 января, 7 июля, 8 декабря, 23 декабря 2003 г.; 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).
Являясь самостоятельной трудовой педагогической деятельностью, осуществляемой на свой страх и риск, сопровождающейся получением доходов, репетиторство согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ и п. 1 ст. 48 Закона «Об образовании» является предпринимательской деятельностью и в силу этого подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку репетиторство как индивидуальная образовательная деятельность не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании и (или) квалификации, то согласно Постановлению Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 и п. 2 ст. 48 Закона «Об образовании» оно не подлежит лицензированию.
Известно, что предпринимательская деятельность может осуществляться двояко: с образованием юридического лица или без образования такового.
В настоящее время в России второй вариант, как показывает сравнительный анализ, имеет определенные преимущества. Он проще, дешевле, выгоднее и привлекательнее с точки зрения регистрации, налогообложения (индивидуальный предприниматель, например, не является плательщиком налога на добавленную стоимость), ведения финансово-хозяйственной деятельности (так как можно не иметь расчетного счета в банке, а иметь личный счет, обладать альтернативой в выборе форм и способов расчетов с контрагентами), отчетности (не требуется постановка на учет в органы государственной статистики).
Регистрация репетитора в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с гл. VII.1. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В силу специфики деятельности репетиторами в абсолютном большинстве случаев (может быть, за исключением репетиторов — тренеров по отдельным видам спорта) являются совершеннолетние граждане РФ с высшим образованием.
В этом случае в регистрирующий орган представляются: заявление, подлинник либо нотариально заверенная копия основного документа физического лица, содержащего сведения о дате и месте рождения указанного лица и адрес его места жительства, и документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления документов в регистрирующий орган.
Далее необходимо встать на учет в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и налоговую инспекцию.
Репетитор в случае регистрации индивидуального предпринимателя сам определяет цену услуги (в среднем по Москве сейчас 1 час занятий оценивается в 10 — 50 долларов США), организует получение оплаты, ведет необходимый учет, в частности книгу учета доходов и расходов, где указывает фамилии и местожительство обучающихся, и уплачивает налоги.
При расчетах репетитору как индивидуальному предпринимателю необходимо использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) .
Закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.
С точки зрения права деятельность репетитора без ККТ является правонарушением и должна караться штрафом в размере 50 — 100 МРОТ.
В РФ существует три системы налогообложения: 1) вмененная, когда платится единый налог на вмененный доход (средний потенциальный доход облагается налогом по ставке 20%), налог платится авансом каждый месяц; 2) традиционная, когда налог платится с дохода по прогрессивной шкале; 3) упрощенная (при доходе менее 100 тыс. МРОТ), когда приобретается патент на репетиторство. Патент действует в течение года.
Исходя из предполагаемых доходов репетитор может выбрать для себя любой вариант.
Действующее законодательство устанавливает уголовную ответственность за репетиторство без регистрации, если оно причиняет крупный ущерб гражданам либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (200 МРОТ) или особо крупном размере (500 МРОТ) . Предусматривается и довольно суровое наказание (вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет).
Статья 171 УК РФ.
Как уже отмечалось, число репетиторов весьма велико, и подавляющее большинство, как показывает практика, работает без регистрации. Случаев же привлечения репетиторов к уголовной ответственности в РФ нам не известно .
В газете «Вестник Кипра» (вып. N 479 от 3 декабря 2004 г.) опубликована информация о привлечении трех кипрских учителей к ответственности за незаконную репетиторскую деятельность.
Такое положение свидетельствует о несовершенстве законодательства и необходимости его реформирования, в частности, путем внесения поправок к Гражданскому и Налоговому кодексам.
Юридическая ответственность репетитора
В системе прав человека право на образование занимает особое место.
Это право входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в части 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, части 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Образовательная деятельность законодателем определена как деятельность по реализации образовательных программ. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об образовании» обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования. На сегодняшней день в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» учреждение, осуществляющее образовательную деятельность, вправе самостоятельно разрабатывать, утверждать, следовательно, реализовывать образовательные программы. Кроме того, предусмотрена возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В настоящее время наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением в современном образовательном процессе активно применяется обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение и т. д.
Предоставленное государством право выбора форм и методов обучения соответствующим организациям, на наш взгляд, в полной мере отвечает устоям демократического общества и способствует реализации гарантии права на образование. Вместе с тем позволим изложить мнение о том, что к такой свободе оказались не вполне готовы педагогический состав дошкольных и общеобразовательных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов, осуществляющих подготовку соответствующих кадров.
В конечном счете, и сами родители сегодня не вполне готовы оказать эффективную помощь своим детям в усвоении образовательных программ, поскольку сами не обучались по действующим стандартам. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворительно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях, в процентах к общему числу лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, составляет в 2013 г. – 10,1 %, 2015 – 16,3 %. На интернет-форумах опубликованы мнения родителей о том, что программы обучения в общеобразовательных школах не адаптированы для сдачи экзаменов, представляется весьма сложным получить высокие баллы без дополнительных занятий, а также ввиду недостаточности школьных часов, чтобы изучить все темы. Вице-президент Общественного фонда социально-культурных инициатив «Арктик леди» С. Сыромятникова высказывается в пользу репетиторства, аргументируя свою позицию следующим: вне зависимости от опыта, уровня и профессионализма учителя он не может охватить вниманием всех учеников, поскольку в городских школах в классах сидят по 30 и более человек.
Репетитор – это индивидуальные занятия с вашим ребенком, здесь уже учитывается, насколько ребенок знает тему, как быстро улавливает суть, и на основе этого составляется индивидуальная программа. Заместитель декана по воспитательной работе филологического факультета Северо-Восточного федерального университета М.М.
Габышева отмечает: «Учителя сами советуют своим ученикам заниматься дополнительно с репетитором. У учителя на дополнительные занятия с отстающими не остается времени: много бумажной работы. Заработок репетитора зависит от количества учеников. Если каждый день заниматься с учениками с утра до вечера, выйдет приличная сумма». Вместе с тем неоспоримым является факт: для успешного поступления в вуз необходимы высокие баллы, что определяет необходимость обращения к репетитору.
Опрос учителей и анкетирование учащихся свидетельствуют, что с репетитором занимается более 60 % обучающихся десятых–одиннадцатых классов, а «репетиторствует» не менее 40 % учителей, кроме того, репетиторством занимаются 15,5 % преподавателей вузов и 8,9 % преподавателей техникумов. Широко представлены репетиторские услуги в интернете, созданы и осуществляют свою деятельность различные интернет-сайты, оказывающие посреднические услуги в подборе репетиторов и учеников. В контексте заявленной темы целесообразно отметить, что под репетиторством понимается проведение занятий с обучающимися с целью восполнения пробелов при освоении образовательной программы, оказания помощи в выполнении домашнего задания, подготовки к прохождению аттестационных и вступительных испытаний.
Вместе с тем приведенное определение имеет лишь прикладное значение, поскольку в отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании» ныне действующий федеральный закон не содержит определения «Репетиторство». Согласно законодательным определениям «Образование», «Образовательная деятельность», а также «Педагогический работник», репетитор: а) не проводит образовательную деятельность; б) не является педагогическим работником.
Таким образом, репетитор выполняет только лишь функции по обучению. Принято считать, что репетиторство – это личное дело тех, кто преподает, и тех, кому преподают. Позволю не согласится с таким позиционированием репетиторства. В настоящее время репетиторство осуществляется исключительно на основании договоренности, достигнутой между отдельным индивидуальным педагогом и заказчиком (как правило, таковыми являются родители либо лица, их замещающие) по поводу предоставления дополнительных платных образовательных услуг. Анализ проведенных материалов свидетельствует о единомыслии ученых в части определений такой деятельности как индивидуальной трудовой.
В соответствии с действующим законодательством рассматриваемый вид деятельности предполагает регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Часть 1 ст. 32 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность осуществления образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями.
При этом установлена возможность для индивидуальных предпринимателей вести образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников Невозможно исключить вероятность того факта, что в процессе оказания услуг репетитором может быть нанесен ущерб обучаемому, предполагаемый ущерб может быть как моральным (например, неоправдание ожиданий заказчика по итоговой аттестации), так и материальным (ненадлежащее оказание услуг), психологическим и др. Аргументируя возможность нанесения материального ущерба, следует отметить, что родители, реализуя свою потребность в детях, фактически загоняют себя в нищету. Так, доход супругов-инженеров челябинского завода – около 50 тыс. руб. Из них 10 тыс. уходит на репетитора для сына-школьника и частный детский сад для дочери. Другой пример: младший посещает платные занятия у репетитора – индивидуального предпринимателя, за которые заплачено 30 тыс. руб.
Подтверждением того, что неофициальное (нелегализованное) репетиторство наносит материальный вред заказчикам услуг, служит тот факт, что родители, обратившиеся к репетитору – индивидуальному предпринимателю, вправе возвратить налоговый вычет, а в случае обращения к самоорганизованному репетитору такого права у родителей нет. Используя личный опыт, подчеркну, что на сегодняшний день у государства в полной мере отсутствует механизм организационно-правового воздействия на такой образовательный сектор, как «Репетиторство».
Так, например, для того чтобы быть зарегистрированным в качестве репетитора на сайте-посреднике, необходимо лишь оформить заявку с предоставлением копий документов. Каждый ли заказчик рассматриваемых услуг попросит предъявить документ, удостоверяющий личность, оригиналы документов, подтверждающих квалификацию педагога, каждому ли заказчику известно об обязанности педагога систематически повышать свой профессиональный уровень и то, какими документами должна быть подтверждена системность повышения профуровня? Родители и ученики абсолютно не защищены от предоставления услуг лицами, уволенными из образовательной организации по отрицательным мотивам, поскольку диплом у человека на руках, и педагогический стаж он может подтвердить вполне официально; студентами педагогических профессиональных образовательных учреждений различного уровня, так, например, на форуме «Как заняться репетиторством» указано «Я студентка 4 курса, беру 200 руб. / 1 час».
Стоит ли освещать предположение об эффективности привлечения в качестве репетитора лица, не только не имеющего должной квалификации, но и соответствующего опыта работы? Таким образом, в случае оказания услуг, по мнению заказчика, не в полном объеме и / или ненадлежащего качества все претензии к сайту, преподавателю так и останутся в рамках «мнение заказчика». Невозможно не согласится с утверждением Д.А. Березина в части негарантированности и, по нашему мнению, необязательности достижения положительного результата педагогом ввиду того, что репетитор обязан предоставить свои услуги, т. е. обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний; достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены.
Соответственно этому и оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет полезный эффект услуги. Поскольку в настоящее время отсутствуют стандарты, требования к оказанию услуг репетитором, репетиторство в целом абсолютно свободно от требований, регламентаций, стандартов и безусловно, от государственного контроля. Вышеизложенное позволяет утверждать, что деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг (репетиторство) должна подлежать обязательному лицензированию. Именно лицензия является официальным документом, который разрешает физическому или юридическому лицу заниматься тем или иным видом деятельности, потребителям дает возможность среди множества предложений выбрать то, которое предоставляется на данном рынке цивилизованно.
И именно наличие лицензии у объекта обязывает государство осуществлять контрольно-надзорные функции в отношении лицензиата. Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию.
Исходя из норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно». Таким образом, следуя логике законодателя, репетиторство не является образовательной деятельностью, следовательно, не подлежит лицензированию. Подчеркну, что индивидуальная педагогическая деятельность не лицензируется, за исключением таких случаев, когда индивидуальный предприниматель осуществляет указанный вид деятельности с привлечением педагогических работников.
В случае найма сотрудников для осуществления образовательной деятельности требуется получить соответствующую лицензию. Анализ действующих законодательных и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что деятельность репетитора и обучаемого в настоящее время на территории Российской Федерации носит сугубо индивидуальный, частный характер. Косвенным подтверждением того, что государство не уделяет должного внимания вопросам репетиторства, является то, что в аналитических данных о средних потребительских ценах на отдельные виды услуг образования в ноябре 2016 г., приведенных Федеральной службой государственной статистики РФ, о репетиторстве сведений нет.
Ввиду специфики деятельности репетитора и потребителей услуг считаем абсолютно недопустимым оставление без внимания со стороны государства полного отсутствия контрольно-надзорных полномочий в отношении рассматриваемой категории. В целях реализации государственных гарантий на охрану прав и законных интересов в сфере образования считаем необходимым: 1. Законодательно закрепить понятие «репетитор».
2. Установить, что деятельность репетиторов подлежит либо лицензированию, либо обязательной сертификации. 3. На Рособрнадзор возложить: – функции по контролю, надзору над педагогами, предоставляющими услуги по репетиторству; – функцию по составлению и ведению реестра репетиторов. 4. Создать типовой свод правил оказания услуг репетитором, предусмотрев запрет на занятие таковой деятельностью лицами, уволенными по отрицательным мотивам. 5. Обязать учредителей сайтов-посредников оказывать свои услуги после проверки подлинности документов, подтверждающих квалификацию репетитора.
Источник: www.advokatorium.com
Налогообложение онлайн-курсов: патентная система
Recall, Johansson has been married twice. Her marriage to Ryan Reynolds lasted from 2008 to 2011, and to French journalist Romain Doric – from 2014 to 2017 Scarlett Johansson daughter Rose. From the second union, the actress has a six-year-old daughter, Rosa Dorothy Doriak. But for Joost, this is his first marriage. By his own admission, before he met Scarlett, he was a convinced bachelor, and did not think he would ever get married.
After he proposed to his beloved, Colin said: “I’m engaged, and it’s so crazy. I’ve been afraid of getting married for so long. And every time I talked to somebody who had just gotten married or was getting married, I thought, ‘Oh my God, you have to do it…What could go wrong?
Патентная система налогообложения (ПСН) или патент может быть очень выгодной для предпринимателей, которые проводят онлайн-обучение. Но перед тем, как принять решение о переходе на этот налоговый режим, важно оценить все плюсы, минусы и риски. Надеемся, что в этом вам поможет наша статья.
Для кого подходит патентная система налогообложения
В пп.15 п.2 ст. 346.43 Налогового кодекса вид деятельности для работы на патенте называется «Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых». Если «перевести» название деятельности на ОКВЭД, это будет 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых».
Давайте разберемся, какие форматы онлайн-обучения относятся к образовательной деятельности, а какие нет.
Обучение
В офлайн услуги обучения населения на курсах ─ это когда преподаватель рассказывает материал, а потом проверяет его усвоение. Перенесем это в онлайн: на очные занятия похожи «живые» вебинары с обратной связью, а также уроки в записи с домашними заданиями и возможностью задать вопросы. Если вы проводите уроки в таком формате, смело можете оформлять патент.
Точно не относятся к обучению:
- курсы в записи и другие обучающие материалы, которые приходят сразу после оплаты ─ это продажа товаров;
- предоставление доступа к сайту, рассылке и другим источникам информации ─ это обычная информационная, не связанная с обучением услуга.
Репетиторство
Репетиторство тоже можно отнести к «Услугам в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых», так как есть преподаватель, который учит и проверяет усвоение информации.
Но в этой деятельности очень тонкая грань между репетиторством и консультационными услугами. Как отличить? Репетитор передает знания и контролирует действия ученика, а на консультации человек получает советы, как решить определенный вопрос.
Примеры услуг репетитора:
- визажист проводит онлайн-занятие, на котором рассказывает и показывает ученику, как накладывать макияж;
- преподаватель английского языка занимается со школьником или взрослым через скайп.
Примеры консультационных услуг:
- юрист объясняет клиенту, как лучше поступить в сложившейся ситуации;
- маркетолог вместе с предпринимателем продумывают продвижение бизнеса.
Можно ли обезопасить себя от переквалификации налоговой обучения и репетиторства в другую деятельность?
В отдельных случаях даже нужно, особенно, когда услугу, которую вы оказываете можно трактовать по-разному. Например, редактор консультирует по отдельным текстам и индивидуально обучает редактированию. Процедура при этом примерно похожа ─ и на консультации, и на обучении редактор показывает ошибки в тексте и дает советы, как их исправить.
Если важно сохранить патент, услуги должны быть связаны с обучением. И тут на помощь придут грамотно составленные договор с клиентом или публичная оферта. О том, на что обратить внимание при подготовке оферты для онлайн-школ мы уже рассказывали в этой статье . А здесь остановимся на том, что лучше написать в документе, чтобы у налоговой не было оснований переквалифицировать название услуги и пересчитать налог.
В предмете договора надо обязательно писать о том, что вы оказываете услуги по обучению. Например, для редактора из примера выше: «ИП Иванов Иван Иванович оказывает возмездные услуги по индивидуальному обучению по редактированию текстов». При таком подходе услугу нельзя назвать консультационной и право на патент будет сохранено.
Плюсы, минусы и ограничения работы на патенте
К плюсам относятся:
- фиксированная сумма налога, ее рассчитывают в налоговой после подачи заявления;
- не придется считать и платить НДС, налог на прибыль и налог на имущество;
- не нужно сдавать налоговую декларацию;
- не надо устанавливать онлайн-кассу при оказании образовательных услуг;
- патент необязательно оформлять на год, минимальный срок ─ 1 месяц;
- уплата годовой суммы налога двумя частями;
- патент можно совмещать с упрощенкой. С ОСНО (основной системой налогообложения) совмещать тоже можно, но ИП редко работают на ОСНО, так как это более сложная и затратная система.
Минусы:
- на патенте могут работать только ИП;
- не все форматы образовательных программ подходят под вид деятельности «Услуги обучения населения на курсах и по репетиторству»;
- не всегда патент бывает выгоден, поэтому перед тем, как подать заявление на получение патента надо просчитать его стоимость и сравнить с другими налоговыми режимами;
- не получится оформить партнерство, так как на патенте запрещена деятельности в рамках договора простого товарищества, договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом;
- при совмещении налоговых режимов, например, патент + упрощенка, надо отдельно считать доходы по каждой налоговой системе.
Ограничения:
- Максимальный годовой доход ─ 60 млн рублей;
- Численность сотрудников ─ не более 15 человек.
Источник: lawinweb.ru