Елена Соколова по образованию педагог начальных классов, а в душе — любитель новых технологий. Ее онлайн-школа репетиторства «Умничка» помогает детям, у которых нет возможности постоянно посещать школу, получить достойное образование.
В интервью Контур.Журналу Елена Соколова рассказала, как именно современные технологии помогли ей создать школу с качественным образованием и теплой атмосферой.
Идея
Все произошло случайно. В период декретного отпуска я занималась репетиторством: просто давала объявления, предлагала занятия с детьми. Так получилось, что одна из моих учениц уехала на полгода жить в Таиланд. Родители обратились ко мне с просьбой позаниматься с ней дистанционно, потому что по возвращении ей нужно было сдавать экзамены. Девочка тогда училась в третьем классе.
Для меня эта задача оказалась совершенно новой, но все же интересной. Поначалу я мало что умела, например, картинки, которые использовала на уроках, делала в простых программах.
В процессе работы со своей ученицей я начала интересоваться технологиями дистанционного образования, онлайн-досками и прочими инструментами. Разобравшись во всем, усовершенствовала процесс обучения. Когда девочка вернулась в Новосибирск, оказалось, что она даже немного опередила школьную программу. Родители остались очень довольны результатом, и мы продолжили заниматься онлайн, но теперь уже просто для того, чтобы не тратить время на дорогу.
На самом деле найти дистанционного репетитора для детей начального школьного возраста почти невозможно. Очень много предложений для старшей школы, для подготовки к экзаменам. Когда я рассказываю, что занимаюсь с детьми из первых и вторых классов, многие удивляются.
Поскольку онлайн-репетиторство почти не охватывает младший школьный возраст, мне пришлось разработать свою собственную программу, в которой активно используется принцип наглядности.
Мы даже разработали систему физкультминуток: в середине урока обязательно делаем упражнения для глаз и снятия мышечной усталости.
От одного репетитора к онлайн-школе
Моя первая клиентка рассказала о наших занятиях своим знакомым, ко мне обратился еще один человек. Со временем у меня набралось такое количество учеников, что я перестала справляться самостоятельно. Мне было сложно заниматься со всеми, а отказывать, конечно, не хотелось. Поэтому я предложила работу своей коллеге.
Для большинства учителей начальных классов моя методика — это нечто новое. Поэтому каждого нового учителя я сначала обучаю, после этого он допускается к занятиям.
На данный момент в онлайн-школе «Умничка» работают девять преподавателей — уже не только для начальной школы, но и для средних и старших классов. Мне пришлось наладить контакты с репетиторами по русскому языку и математике, которые занимаются подготовкой к ЕГЭ. Постепенно мое репетиторство переросло в небольшую организацию.
Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, выяснила, что лицензия нам не требуется, поскольку, во-первых, у нас нет помещения, мы все делаем онлайн, а во-вторых, мы не выдаем никаких документов об образовании, то есть, по сути, осуществляем консультативную деятельность.
Сайт для нашей школы я делала сама, поскольку на начальной стадии не было материальных возможностей кому-то оплачивать разработку. Просто пригласила домой подругу-дизайнера, и мы все обсудили за чашечкой кофе.
Школа или уроки онлайн?
Я очень люблю школу и своих учеников, но в тот момент, когда я начинала подрабатывать, у меня не было физической возможности выходить из дома, так как я сидела с маленьким ребенком. А когда все разрослось, у меня возникла такая же нагрузка по часам, как и в школе — 5-6 уроков в день, но с гораздо большей оплатой и большим количеством свободного времени. При этом свободное время мне хотелось тратить на освоение дистанционной технологии.
Когда ребенок подрос, я, конечно, могла вернуться в гимназию, но на мне уже лежала определенная ответственность за тех людей, которые у меня работали, да и с детьми была договоренность.
Как известно, у преподавательского труда оплата в нашей стране невысокая. Я поняла, что в школу возвращаться не хочу, и дело даже не только в оплате. В школе возникает очень много проблем с программами, отчетностью, учителя постоянно загружены бумажками, собраниями. Бывает так, что тебе не до детей. А меня такой подход не устраивает, я предпочитаю полностью посвящать себя обучению.
Кроме того, я вижу, что наша деятельность очень полезна, так как современная школа не всегда дает качественное образование. Мы помогаем многим ребятам, которым для обучения недостаточно того материала, времени и внимания, что они получают в классе. Ради этой благородной миссии я готова отдавать силы и время.
Конкуренты
Когда я писала магистерскую диссертацию на тему дистанционного обучения в начальной школе, то не смогла найти для своей работы даже 5-6 хороших научных статей. В сфере образования младших школьников онлайн у нас нет аналогов. Есть сайты по поиску дистанционных репетиторов: например, сервис tutoronline.ru имеет отличное сообщество, хорошую систему, свои приложения, но он отличается тем, что просто собирает под свое крыло преподавателей и договаривается с учениками. То есть его функция — свести ученика и учителя. Дальше учитель находится в свободном плавании и работает с учеником независимо.
У нас же именно онлайн-школа. Наши учителя — это коллектив, мы проводим советы, собрания. И хотя не все наши преподаватели в одном городе, мы связываемся дистанционно, обсуждаем, делимся информацией о новых технологиях.
За качество обучения ответственность я беру на себя. В договоре с учениками прописано, что все отзывы и претензии они высказывают либо мне, либо нашему администратору.
Мы отвечаем за качество нашей работы. У нас все под контролем: после каждого занятия преподаватель отправляет отчеты по проведенным занятиям. Урок прошел — на электронную почту родитель получает письмо с информацией о том, что мы прошли, что у нас получилось и что не получилось. У нас есть домашние задания, которые направлены на проблему конкретного ребенка, а не как в школе — домашнее задание для всего класса. Получается, что у нас все-таки более индивидуализированный подход, направленный на конкретного ученика, на решение его проблем.
В основном ученики приходят к нам по рекомендациям. Стабильно в рекламу мы пока не вкладываемся. У нас есть пара тем на различных родительских форумах, в которых мы размещаем информацию о себе. Часто размещение рекламной информации на родительских форумах не бесплатно, но внешне такая информация может ничем не отличается от обычной темы форума. Еще у нас есть группа во «ВКонтакте», но основная часть участников там — наши друзья и клиенты.
Огромное значение имеют рекомендации. Я сама, как мама, всегда смотрю отзывы о секции, студии, парке отдыха. Сейчас все мамы продвинутые, пользуются интернетом. Бывает, что люди случайно выходят на нас. После первого бесплатного занятия они начинают понимать нашу систему обучения и могут определиться, подходит ли она им.
Но пока еще ни один человек, который прошел со своим ребенком пробное занятие, не отказался от дальнейшего сотрудничества.
Команда и клиенты
Большинство наших педагогов — школьные учителя, мамы в декрете. Педагогу очень сложно построить бизнес, нужно иметь предпринимательскую жилку. Я сама уже почти два года иду по этому пути, приходится осваивать бухгалтерские знания, менеджмент и многое другое. Мы пока не разгоняемся, не нанимаем людей для рекламы и продвижения. Стараемся все делать своими силами.
Разумеется, у нас есть люди, к которым я обращаюсь за платными консультациями, но это происходит время от времени.
Для меня онлайн-школа не столько бизнес, сколько любимая работа. Я не стремлюсь к большой выручке. Для меня важно, что нас ценят за душевное отношение к клиентам. Мы стараемся сохранять атмосферу небольшой компании.
У многих людей есть предубеждение, что к репетиторам обращаются только родители отстающих детей. Как это ни удивительно, но больше половины наших учеников — это одаренные ребята, у которых очень большая нагрузка и нет времени ездить к репетитору или принимать его у себя.
У нас обучается девочка-балерина, которая в перерывах между репетициями связывается с преподавателем чуть ли не из театра.
Есть ребята, которые проживают с родителями за границей. Сейчас стало очень модно, особенно среди жителей Сибири, зимовать где-то в Таиланде или в Турции. У нас таких ребят четыре человека. Также есть дети, которые часто или тяжело болеют, для них домашнее обучение — очень удобный формат.
Школы, как правило, в такой ситуации недостаточно, ведь ребенок не может посещать ее каждый день и многое пропускает. Так что ответственные родители ищут выход из ситуации, и мы их выручаем.
Сейчас у нас достаточно стабильное соотношение между учителями и учениками. Все преподаватели равномерно загружены, как только возникает ситуация, что график становится слишком напряженным, мы ищем нового преподавателя.
Планы
Мы серьезно задумываемся о том, чтобы создать что-то вроде благотворительного проекта, направленного на обучение детей с ограниченными возможностями. Уже сейчас мы работаем с детьми, болеющими инфекционными заболеваниями. Они изолированы от общества, несмотря на то, что интеллектуально полноценны и хотят учиться. Мы предлагаем хорошую скидку тем, кто находится на домашнем обучении, но с условием, что ребенок берет от пяти занятий в неделю.
Я думаю, что в будущем нам удастся реализовать благотворительный проект. Надеюсь, что мы сможем обучать детей с ограниченными возможностями если не полностью бесплатно, то хотя бы со значительной скидкой.
Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера
Источник: kontur.ru
Бизнес план репетиторского центра
Рынок образовательных услуг, в том числе и репетиторских, обладает одной замечательной особенностью, в отличие, например, от рынка нефти, металла или даже золота — он не имеет верхнего предела, ни по объему, ни по стоимости. Т.е. информация, знания, профессиональная компетенция становится сегодня тем важнейшим ресурсом.
Сфера образования, как в мире, так и в России, создает благоприятные условия для всех тех, кто решил построить в ней свой бизнес, включая и подготовку школьников и студентов. На сегодняшний день для репетиторского бизнеса в нашей стране созданы почти идеальные условия, в частности:
- объем рынка частного репетиторства в денежном выражении составляет более 2 млрд. долларов (в 2018 г.) и к 2021 году он имеет тенденцию вырасти еще, как минимум, на 20-30%.
- средний годовой темп роста спроса на услуги репетиторства составляет 4-5%, т.е. фактически каждая третья-четвертая семья в стране старается, чтобы ее дети были хорошо подготовлены не только к сдаче ЕГЭ, но и к дальнейшей успешной учебе в вузе.
Кроме этих основных факторов, прямо благоприятствующих распространению спроса на репетиторские услуги, также этому способствуют современные коммуникационные технологии, позволяющие, например, проводить обучение и подготовку детей, школьников и взрослых студентов дистанционно, с использованием специальных обучающих программ, тестов и тренингов — вебинаров.
При запуске в июле:
Срок окупаемости составляет 6 месяцев.
Первоначальные инвестиции будут равны 1 267 000 руб.
Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы репетиторского центра.
Ежемесячная чистая прибыль — 388 496 руб.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Основная цель предоставляемых услуг — действенная помощь обучающимся. Не только сдача ЕГЭ и прочих вступительных экзаменов, но и получение знаний, которые будут полезны на всем протяжении учебы (и в последующей работе).
Преподаватели в Центр привлекаются с опытом от 10 лет, желательно с учеными степенями и званиями.
Обучение клиентов планируется производить в двух форматах.
- Первый — это индивидуальное обучение на дому в соответствии с составленным учебно-методическим планом под конкретного обучающегося.
- Второй — это целевые, групповые аудиторные занятия на учебной базе Центра. Состав группы — не более 10 человек в каждой группе.
Кроме этого, клиентам будут предлагаться различные семинары и тренинги, посвященные конкретной учебной теме.
Средняя стоимость услуг обучения в Центре составляет 16 000 рублей на одного человека в месяц при 20-30 часовой учебной программе.
Для каждого обучающегося при необходимости будут составляться отдельные учебные — методические комплексы, оплата по которым может существенно отличаться от среднего уровня.
Основными направлениями обучения или учебными программами на начальном этапе работы Центра планируется сделать следующие:
- Обучение детей по школьной программе, подготовка к прохождению тестирования в рамках ЕГЭ.
- Обучение и подготовка к поступлению в вуз абитуриентов в те учебные заведения, где требуется прохождение отдельных экзаменационных дисциплин.
- Обучение и подготовка студентов колледжей и вузов по соответствующим дисциплинам.
- Подготовка и обучение иностранным языкам, как в рамках программ учебных заведений, так и индивидуальная языковая подготовка, в том числе в профессиональных областях.
Кроме этого Центром могут быть предложены услуги по подготовке и обучению в рамках профессиональных программ, таких, например, как компьютерное обучение, программирование и т.п. А также различные программы тестирования, психологической подготовки, скрининга вакансий для получения образования за границей.
Сильные стороны проекта:
Слабые стороны проекта:
- постоянный спрос на услуги репетиторства;
- большой выбор методов и каналов маркетинга услуг;
- быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку образования;
- индивидуальный подход к запросам клиентов;
- конкуренция со стороны консультационных центров и частных независимых репетиторов;
- некачественная работа персонала;
- риски экономического кризиса, при котором падает общий спрос на услуги образования.
Возможности проекта:
Угрозы проекта:
- расширения бизнеса за счет предложения услуг по образованию и подготовки в других регионах страны, в том числе и за границей;
- возможность работы с государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
- возможность создания сопутствующих видов бизнеса — консультационные услуги, тренинги, обучающие семинары.
- высокая конкуренция на рынке репетиторских услуг;
- повышение арендной платы / расторжение договора аренды;
- снижение спроса на услуги репетиторов за счет общего падения спроса на образование.
3. Описание рынка сбыта
Для данного рынка характерны следующие особенности:
- Объем рынка репетиторства в России в стоимостном выражении, по мнению многих экспертов, составляет, как минимум 100-120 млрд. руб. в год. Причем эта цифра не учитывает тех репетиторов, которые работают исключительно в частном или индивидуальном порядке, и фактически не поддаются учету. По некоторым данным этот объем достигнет почти 150 млрд. руб. уже в 2021 году. Такие впечатляющие цифры обусловлены тем, что, во-первых, растет спрос на репетиторов из-за того, что многие вузы страны предъявляют повышенные требования к своим студентам. Во-вторых, качество школьного образования не позволяет ученикам чувствовать себя уверено при сдаче, как ЕГЭ, так и вступительных экзаменов во многие учебные заведения.
Согласно опросу, проведенному в 2018 году ВЦИОМ, 42% россиян не считают подготовку к ЕГЭ в школе достаточной. Школа пытается уйти от ответственности за результаты единого экзамена. - Динамика рынка репетиторских услуг не менее впечатляет. Только с начала 2000 г. рынок вырос со 150 млн. долларов до 2 млрд. долларов, показав темпы роста примерно 20% в год. Как считают специалисты «Центра экономики непрерывного образования» Института прикладных экономических исследований РАНХиГС каждый год рынок репетиторства прибавляет 3–5%. Похожие оценки предлагает Edumarket.digital в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий».
- Степень конкуренции на рынке репетиторских услуг довольно высока. Нередко вузы специально создают подобные учреждения с тем, чтобы абитуриенты в дальнейшем поступали именно в их ВУЗы.
Таким образом, принимая во внимание основные показатели рынка репетиторства, можно сделать вывод, что бизнес по оказанию репетиторских услуг имеет неплохие перспективы, как по объему рынка, так и по степени или темпам его увеличения в перспективе ближайших 10−15 лет.
4. Продажи и маркетинг
Целевая аудитория репетиторского центра состоит из нескольких групп клиентов:
- дети школьного возраста (как правило, учащиеся 10-11 классов), которым необходима подготовка к сдаче соответствующих дисциплин по ЕГЭ. Доля таких клиентов может достигать 50-60% в общем портфеле заказов центра.
- дети, окончившие школу и готовящиеся к поступлению в вузы, где имеется система вступительных экзаменов по профилирующим предметам.
- студенты вузов, колледжей, в том числе и взрослые студенты-заочники, которым необходима дополнительная подготовка, чтобы успешно сдать сессию, выполнить курсовые или дипломные работы, сдать экзамены.
- клиенты, которым нужен определенный уровень языковой подготовки, как для учебных целей, так и для личных или профессиональных, например, выезд на ПМЖ за границу или работа за рубежом.
Реклама
Основными рекламными инструментами, которые будут задействованы в данном проекте, являются:
- распространение рекламных материалов о центре, его услугах, программе обучения через сетевые ресурсы, включая социальные сети, а также с помощью своего собственного интернет-сайта;
- распространение печатных буклетов с краткой информацией о центре в учебных заведениях города;
- реклама услуг центра путем размещения материалов в печатных и электронных СМИ города или поселения.
Кроме этих основных рекламных методов также предполагается участие центра в различных городских или региональных выставках — ярмарках вакансий учебных мест, а также в различных тематических образовательных конференциях.
Всего на рекламу предполагается расходовать минимум 50 000 рублей в месяц.
5. План производства
Предусмотренные бизнес-планом цели и задачи создания полноценного центра по целевому индивидуальному обучению или репетиторству требуют определенных мероприятий по организации бизнеса, его юридическому оформлению, подбора и найма персонала, его техническое оснащение. Для этого в проекте предлагается реализовать последовательно три важных этапа.
Регистрация. Оптимальная форма — это ИП. С одной стороны, это позволит использовать минимально возможную налоговую шкалу или ставку в 6%, а с другой стороны — применять упрощенную схему ведения бухгалтерской и налоговой отчетности или УСН.
Практически регистрация выполняется путем подачи заявления в местное подразделение ФНС. Срок рассмотрения и выполнения регистрации ИП составляет 3 дня. Общая сумма средств, необходимая для выполнения этой юридической процедуры составляет 10 тысяч рублей.
Также при подаче заявления в ФНС в нем необходимо указать соответствующий код предпринимательской деятельности или ОКВЭД.
Для репетиторского центра будет достаточно указать такие коды, как:
82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых
85.41.2 Образование в области культуры
85.41.9 Образование дополнительное для детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки
96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки
Кроме регистрации центра по оказанию услуг репетиторства, также потребуется оформление ряда обязательных разрешительных документов, позволяющих начать работу:
- Сертификат рабочих мест, получаемый по линии Трудовой инспекции (эта процедура выполняется через органы муниципальной власти);
- Разрешение на эксплуатацию объекта недвижимости от муниципального подразделения санитарного надзора (отделение ФМБА по месту нахождения Центра) и МЧС (пожарный надзор).
- Разрешение на оказание услуги от региональных подразделений Роспотребнадзора.
Что касается вопроса лицензирования и получения прочих сертификатов, то для репетиторских услуг никаких форм лицензирования российским законодательством не предусмотрено. Репетиторский центр не занимается профессиональным обучением и не выдает никаких свидетельств о прохождении обучения студентами и ученикам. Фактически речь идет об оказании образовательных консультационных услуг в частном или индивидуальном порядке.
Общая сумма расходов на прохождение всех официальных инстанций при регистрации центра, как предприятия, по условиям данного бизнес-плана составит порядка 50 000 рублей.
Подготовка помещения и выбор оборудования для центра.
Для создания полноценных материально-технических условий деятельности Репетиторского Центра следует уделить серьезное внимание двум направлениям.
1. Выбор местоположения центра. При реализации этой части бизнес плана в первую очередь следует ориентироваться на удобство своих потенциальных клиентов. В данном бизнес-плане, в качестве примера, планируется использовать помещение общей площадью 100 кв.м, расположенное на первом этаже жилого дома, в одном из спальных районов областного города, с численностью населения порядка 600-800 тысяч чел.
Этим решением — расположить центр в непосредственной близости к месту компактного проживания потенциальных клиентов — достигаются две главные цели:
1. В новых спальных районах, как правило, большую долю жителей (около 2/3) составляют молодые семьи, их средний возраст не превышает 30-35 лет.
У этих молодых семей имеются дети школьного и студенческого возраста, будут еще появляться дети, которым понадобятся услуги репетитора, как минимум, в перспективе 10-15 лет.
К тому же и сами родители могут быть клиентами центра, например, если необходимо подготовиться к сдаче экзаменов при обучении в вузе на заочном отделении или же просто будет необходимость экстренно выучить иностранный язык в связи со сменой места жительства или работы.
2. Расположение центра в непосредственном соседстве с основными клиентами позволяют удобно планировать обучение самим клиентам, так как не придется тратить время на дорогу в другой конец города или в центр, где обычно стараются расположиться основные учебные заведения.
Кроме этих двух преимуществ выбора местоположения центра, также в отличие от центра города, стоимость аренды на периферии может быть на порядок ниже. Это сэкономит немалую часть инвестиционных средств при открытии дела.
Планировка помещения и его подготовка предусматривает соблюдение всех необходимых санитарных и противопожарных норм. Всего по плану помещения рассматривается обустройство следующих функциональных зон:
- аудитории для проведения форм коллективного обучения 20 кв. м и 30 кв. м;
- офисное помещение для размещения персонала центра — 25 кв. м.
- хозяйственное бытовое помещение — 10-15 кв. м
- холл центра, оборудованный мебелью, информационными стендами и монитором, включая гардеробную — 15 кв. м.
Также при планировке размещения центра предусмотрено наличие небольшой парковки для машин клиентов центра, емкость парковки на 5-8 автомашин.
2. Оборудование.
В соответствии с поставленной задачей по организации репетиторского центра, проведения аудиторного обучения, семинарских занятий, а также для обеспечения сотрудников центра и преподавателей всем необходимым, планируется приобрести следующее оборудование:
- Оборудование рабочих мест персонала (компл.).
- Компьютеры и ноутбуки.
- Мультимедийный комплекс.
- Оборудование офисное (компл.).
- Оборудование буфетного уголка.
- Хозяйственное бытовое оборудование (компл.).
- Оборудование учебного класса (компл.).
- Программное обеспечение учебных процессов.
Кроме перечисленного основного оборудования также следует предусмотреть и приобретение транспорта. Оптимально — вместительный минивэн (микроавтобус). Этот транспорт будет предназначен не только для доставки преподавателей к клиентам в отдаленные районы города или коттеджные поселки, но и для выезда сотрудников на различные обучающие семинары, тренинги.
6. Организационная структура
Общий состав и численность сотрудников центра имеет следующий вид:
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 35 000 | 1 | 35 000 | 59 544 |
Заместитель по учебной работе | 32 000 | 1 | 32 000 | 44 272 |
Методист | 32 000 | 1 | 32 000 | 32 000 |
Преподаватель | 33 000 | 8 | 264 000 | 33 000 |
Страховые взносы | 29 700 | |||
Итого постоянная ФОТ | 392 700 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Основное распределение обязанностей сотрудников центра выглядит следующим образом.
Директор — выполняет основную работу, связанную с администрированием деятельности центра, взаимодействует с ключевыми клиентами, с различными партнерскими организациями, а также с государственными и муниципальными контролирующими органами. Кроме этого, директор ответственен за управление рекламным бюджетом центра, распространение рекламы, в том числе и с использованием интернет-сайта центра и его аккаунтов в социальных сетях.
Заместитель по учебной работе — ответственен за выполнение преподавателями методических требований при обучении клиентов, осуществляет подбор и приобретение необходимых методических и учебных материалов. Непосредственно взаимодействует с клиентами, партнерскими учебными организациями.
Методист. Основная обязанность — это подготовка учебных программ, учебных и методических пособий по каждому конкретному клиенту центра. Также на методисте лежит обязанность планирования учебного графика преподавателей в соответствии с заявками клиентов.
Преподаватель — осуществляет учебную работу, как в индивидуальном порядке (на дому), так и проводит аудиторные групповые занятия с обучающимися клиентами. Аудиторные занятия проводятся на учебной базе, которой располагает центр (оборудованные учебные мини — классы).
Для всего персонала центра предусмотрен 5-дневный режим работы, с 9:00 до 18:00, или по индивидуальным рабочим программам, согласно требованиям ТК РФ.
Система оплаты работников состоит из двух частей. Первая часть — это оклад, в соответствии с занимаемой должностью и штатным расписанием. Вторая часть — это премия. Причем для директора и его заместителя по учебной работе предусмотрена премия в виде % от суммы ежемесячных продаж образовательных и консультационных услуг.
Для остальных работников премиальная часть начисляется и выплачивается периодически каждые 3 месяца, на основании приказа директора. Также для них предусмотрены полугодовые и годовые премиальные выплаты, по итогам работы каждого работника за соответствующий период времени.
Кроме персонала, работающего в штате Центра, бизнес-планом предусмотрено использование услуг бухгалтера на аутсорсинге (удаленная работа). Стоимость услуг такого бухгалтера составляет 20 000 рублей в месяц.
Источник: www.beboss.ru
Репетиторский центр как идея для бизнеса
Частные репетиторы — важная часть современной образовательной системы. В формате индивидуальных занятий (на дому или в репетиторском центре) педагог может найти подход к каждому, обучить иностранному языку или подготовить ученика к сдаче экзамена или теста. Такие занятия не бесплатны, зато эффективны. Поэтому репетиторские услуги очень востребованы у населения.
О том, как открыть свой репетиторский центр с минимальными инвестициями и рисками, пойдет речь в этой статье.
Общая концепция и специфика бизнеса репетиторских услуг
Качество знаний, которые получают школьники и студенты, бывает разным; у многих есть пробелы в знаниях. Кроме того, не у всех есть способность быстро усваивать материал: многие люди нуждаются в индивидуальном подходе, а преподаватель или учитель не в состоянии работать с каждым учеником отдельно.
Репетитор помогает восполнить недостаток знаний, подтянуть отдельные предметы, подготовиться к важному экзамену. Если подойти к делу грамотно, бизнес имеет все шансы на успех.
Оцените сильные стороны проекта репетиторского центра:
- возможность выбрать удобный формат с учетом финансовой ситуации предпринимателя. При дефиците средств можно начать с частных уроков на дому и уже по мере поступления прибыли расширять бизнес;
- капиталовложения быстро окупаются, рентабельность составляет 40-45%;
услуги репетиторов очень востребованы у разных слоев населения. Тем более что в репетиторском центре преподают разные дисциплины; - риски банкротства оцениваются как низкие.
Недостатки:
- много конкурентов (в основном это частные репетиторы);
- бизнес привязан к сезону, прибыль поступает неравномерно;
- зависимость от доходов населения и экономической ситуации в регионе.
Бизнес-план репетиторского центра с нуля
Без грамотного планирования нельзя адекватно оценить перспективы развития проекта. При составлении бизнес-плана учитывают требования контролирующих органов к учреждениям образования.
В документ включают следующие пункты:
- аналитика: изучают спрос, конкуренцию, определяют собственную концепцию, выбирают направление деятельности;
- регистрация бизнеса — получают правовой статус, собирают нужные документы;
- финансовая часть — составляют смету расходов и прогноз доходной части;
- помещение — выбирают оптимальный с точки зрения и нормативных требований, вариант аренды;
- оборудование — приобретают комплект мебели, оргтехники;
- персонал — составляют штатное расписание, принимают на работу квалифицированных сотрудников;
- реклама — определяют и запускают в действие эффективные инструменты продвижения услуги;
- риски — оценивают влияние негативных факторов на развитие центра, находят пути их минимизации.
Рассмотрим детально базовые этапы этого плана.
Анализ спроса на репетиторские услуги и предложений конкурентов
Нецелесообразно вкладывать деньги в бизнес без предварительной аналитики. Узнайте, есть ли другие репетиторские центры в вашем регионе, где они находятся, какие услуги и по какой цене предлагают клиентам.
Ваши конкуренты:
- частные педагоги — работают на дому или онлайн. Как правило, они не регистрируют деятельность и не платят налоги, поэтому предлагают более низкие цены;
- небольшие репетиторские фирмы — специализируется на одном или нескольких направлениях — например, языки;
- крупные центры — это многопрофильные учреждения, с хорошей образовательной базой, компьютерным оснащением, квалифицированными педагогами.
В зависимости от того, к какой категории относятся ваши конкуренты, проработайте свои преимущества — они помогут наработать клиентов и раскрутить бизнес.
Важно понимать, кто именно ваша целевая аудитория. От того, насколько точно составлен портрет клиента, зависит эффективность рекламы.
Так, если среди желающих подтянуть знания большую часть составляет молодежь, целесообразно использовать продвижение услуг в интернете. Если центр ориентирован на подготовку школьников, ваш целевой клиент — их родители. Сразу продумайте, какие дисциплины вы будете предлагать, в чем главная цель обучения (сдача ОГЭ или ЕГЭ, сдача языковых тестов и т.д), — это поможет понять, кто ваши клиенты и как до них дотянуться.
Определяемся с форматом и предметами
Репетиторский центр можно запустить в разных форматах. Сразу несколько направлений требует внушительных инвестиций, но и прибыль в этом случае выше.
Доступные варианты:
- подготовка дошкольников;
- индивидуальные или групповые занятия с учащимися по конкретным предметам;
- подготовка школьников, студентов к зачетам, экзаменам, тестированию, собеседованиям;
- изучение иностранных языков — углубленное или поверхностное. Второй вариант пользуется спросом у тех, кто планирует поездки в зарубежные страны и должен хорошо понимать устный язык.
Выбор локации и поиск помещения под центр репетиторства
От того, насколько удачно расположено заведение, во многом зависит конечный успех проекта — его прибыль, рентабельность, окупаемость.
Рассматривая предложения аренды, отдайте предпочтение следующим вариантам:
- спальные районы, новостройки с хорошей транспортной доступностью;
- центр города;
- места по соседству с образовательными учреждениями – школами, ВУЗами.
В помещении должно быть несколько комнат — в них будут располагаться учебные классы. Площадь каждого — не менее 25 квадратов. Также нужен кабинет под офис — от 15 квадратов, бытовые комнаты и холл/зона ресепшн.
Согласно санитарным нормам, в помещении должны быть все необходимые коммуникации.
Желательно наличие:
- транспортной развязки;
- подъездных путей, а также остановок метро и наземного городского транспорта;
парковочных мест хотя бы для 5-7 автомобилей.
Очень хорошо, если ваш центр просматривается с проезжей части — это будет дополнительной рекламой заведению.
Необходимые разрешительные документы
Идеальный правовой статус для организации бизнеса — ИП, но только если работать самостоятельно, без привлечения наемных сотрудников. Его преимущества — минимум разрешительных документов и простая отчетность, а также выгодная система налогообложения — УСН по ставке 6% от дохода.
Свидетельство о регистрации ИП можно получить через три рабочих дня с момента обращения в ФНС.
Если же вы планируете привлекать наемный персонал, придется регистрировать юридическое лицо (например, ООО) и получить лицензию.
При регистрации укажите коды ОКВЭД:
Одновременно подайте уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Также необходимо получить:
- разрешение Роспотребнадзора на оказание образовательных услуг;
- согласование с санитарной службой и пожарной инспекцией на предмет соответствия помещения требованиям, которые заявлены контролирующими органами;
Можно представить услуги центра как частные или индивидуальные образовательные консультации. Но для полноценного репетиторского центра такой вариант не подойдет — потребуется получить лицензию в местном отделении Министерства Образования.
Учтите, что это не быстрая процедура. Поэтому большинство репетиторов начинают с того, что преподают самостоятельно (это можно делать официально, оформив ИП или самозанятость).
И только потом, если хотят масштабировать бизнес, начинают процедуру регистрации юридического лица и получения образовательной лицензии для центра.
Закупка оборудования и оргтехники
Для проведения занятий, семинаров, аудиторных уроков, приобретают комплект оборудования:
- столы;
- стулья;
- полки, стеллажи, шкафы — для хранения рабочего материала, учебных пособий, книг;
- ноутбуки;
- компьютеры;
- доски;
- вешалки для одежды;
- проекторы;
- программное обеспечение;
- рабочий материал — учебники, слайды, карты;
- канцелярские принадлежности — бумага, ручки, тетради.
Персонал
Сформируйте штат сотрудников:
- директор — при дефиците средств его функции берет на себя владелец центра;
преподаватели — их количество определяют в зависимости от перечня оказываемых услуг; - уборщица;
- бухгалтер, как вариант — аутсорсинговая компания;
- охранник или охранное агентство.
Требования к соискателям вакансий:
- профильное образование;
- практический опыт работы по специальности;
- грамотная речь;
- вежливость, коммуникабельность.
Репетиторство: реклама и маркетинг
Для продвижения услуг репетиторства используют:
- социальные сети — заводят странички на популярных ресурсах, посещают тематические форумы, участвуют в обсуждениях, рассказывают о себе. Можно настроить таргетированную рекламу;
- собственный сайт с полезным контентом, отзывами, прайсом. К сайту подключают контекстную рекламу;
- реклама на местном телеканале и радио;
- объявление в городских газетах об открытии центра;
- печатный материал — флаеры, визитки, скидочные купоны;
- броская вывеска.
Сколько нужно вложить на старте
Смета расходов — важная часть бизнес-плана. Она помогает рационально распределить материальные средства и избежать лишних трат.
Примерный расчет инвестиций на старте, в рублях:
- регистрация деятельности — 12 000;
- аренда помещения — 40 000;
- текущий ремонт — 100 000;
- обустройство, покупка оборудования и компьютерной техники — 400 000;
- расходники, учебные материалы — 120 000;
- вывеска — 35 000;
- реклама — 50 000;
- заработная плата сотрудников — 200 000;
- резервный фонд — 100 000.
Чтобы открыть центр репетиторских услуг, требуются капиталовложения порядка 1 млн рублей. Это примерный расчет; сумма будет варьироваться в зависимости от города, района, площади помещения и других факторов.
Рентабельность центра репетиторства
Прибыль центра репетиторства и его рентабельность определяют ряд факторов.
Средний чек за занятие — 500 рублей в группе и 1000 индивидуально, абонемент — 12-14 тысяч в месяц. Многое зависит от дисциплины и от квалификации преподавателя.
В среднем через 6 месяцев можно рассчитывать на оборот от 350 000 рублей в месяц и чистую прибыль порядка 100 000 ежемесячно. Учтите, что прибыль просядет в летние месяцы.
Стартовые вложения вернутся инвестору в течение 9-12 месяцев.
Риски бизнеса
Негативно на рентабельности центра отражаются:
- сильная конкуренция — даже если в радиусе 5-7 километров больше нет репетиторских центров, никто не даст гарантию, что они не появятся в ближайшем будущем. Кроме того, многие репетиторы работают на дому или сами выезжают на дом к клиентам, а еще любые занятия можно найти онлайн. Анализируйте работу конкурентов, корректируйте свою деятельность с учетом полученной информации, выработайте собственные конкурентные преимущества — они помогут обойти соперников и наработать базу клиентов;
- сезонность — в осенне-зимние периоды спрос на услугу растет, летом их популярность падает. Это один из серьезных рисков. В период падения спроса перепрофилируйте работу заведения — например, откройте детский лагерь на время каникул или досуговый клуб;
- неквалифицированные педагоги — низкий уровень подготовки учителей отрицательно сказывается на качестве обучающего процесса. Не экономьте на оплате труда сотрудников. Выбирайте профессиональные кадры с опытом работы;
- экономическая ситуация — относится к внешним факторам риска, которые напрямую не зависят от деятельности центра. Инфляция, падение доходов населения способствуют снижению спроса на услугу. Единственное, что можно сделать в такой ситуации — вести гибкую ценовую политику, предоставлять скидки, практиковать бонусные программы, рассрочки.
Учитывая состояние сегодняшней системы образования, репетиторские центры считаются перспективной сферой деятельности. Они устраняют пробелы государственного обучения, помогают сдать ЕГЭ и подтянуть иностранные языки. Но учтите высокую конкуренцию и другие факторы риска, прежде чем начать этот бизнес.
Источник: biznesideas.ru