передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2014 по делу № А29-6314/2013 пункт 2 приказа Министерства от 05.07.2013 № 192 в части отказа в предоставлении главе КФХ Дудину В.Е. государственной поддержки до полного возврата бюджетных средств по гарантийным обязательствам признан незаконным (недействительным). Принимая оспариваемые судебные акты, суды исходили из того, что в рассматриваемом случае имела место смена главы КФХ , а это не влечет перемену лиц в обязательственных отношениях, связанных с получением субсидий фермерским хозяйством. В рамках рассмотрения данного дела суд отметил, что основанием для отказа Министерства в предоставлении индивидуальному предпринимателю Дудину В.Е. субсидий послужил факт отчуждения имущества, что, в свою очередь, не нашло своего подтверждения, а не нарушение крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого ранее являлся Береза А.Ю., условий предоставления субсидий. Глава КФХ Дудин В.Е. вновь 20.06.2014 обратился в Министерство с заявлением
Румянцева Анна Ивановна — индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства
И.М., обращаясь в Администрацию с заявлениями о перерегистрации права аренды, действовал на основании доверенности от 28.12.2011, выданной ликвидатором Кооператива Самсоновым Д.И., содержащей все необходимые полномочия для подачи указанных заявлений; следовательно, первоначальный арендатор – Кооператив и глава КФХ выразили волю на передачу последнему прав и обязанностей арендатора по указанным договорам аренды земельных участков, а также исполнили обязанность по уведомлению об этом арендодателя; воля сторон на смену арендатора была однозначно выражена в дополнительных соглашениях к договорам о замене арендатора, а также в доверенности, выданной 28.12.2011 главе КФХ ликвидатором Кооператива Самсоновым Д.И.; в результате совместных действий сторон, в том числе подачи заявлений, заключения указанных соглашений о замене арендатора, их государственной регистрации произошла фактическая передача прав и обязанностей арендатора по спорным договорам от Кооператива к главе КФХ; с учетом выраженного взаимного волеизъявления сторон по передаче прав и обязанностей арендатора главе КФХ, отсутствия нарушения публичных прав и интересов иных лиц неподписание Кооперативом и главой
Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с жалобой. Незнание заявителем арбитражного процессуального законодательства не может расцениваться в качестве объективной причины пропуска срока и служить основанием для его восстановления. Причин, объективно препятствовавших заявителю своевременно обжаловать судебные акты, в ходатайстве не приведено. В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Кроме того, кассационная жалоба главы КФХ , принимавшего участие в судебном заседании кассационной инстанции, вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока поданы 16.07.2020, то есть по истечении предельного допустимого шестимесячного срока после принятия последнего обжалуемого судебного акта, которым спор рассмотрен по
поручениям №72, 73, 74, 75 от 20.01.2016г. Ответчиком обязательства по оплате за выполненные истцом работы по участию в тушении лесных пожаров надлежаще не исполнены, расчеты произведены частично, задолженность составляет 65145,69 руб.
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что предъявленные истцом расходы не относится к выполнению работ по участию в тушении лесных пожаров. Из материалов дела следует, что по протоколу собрания членов КФХ №5 от 10.09.2015г. произведена смена главы КФХ , и выбрана главой КФХ Чистохина Г.Г. Согласно ст.1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются
которого в настоящее время является Дудин В.Е. Ответчик иск не признал, в отзыве от 10.10.2014 № 02-04/13140 (л.д. 1-7, т.д.
2) указал, что бывший глава КФХ Береза А.Ю. (ОГРНИП: 304111713300017) приговором суда был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, судом удовлетворен гражданский иск Минсельхозпрода РК к Березе А.Ю. о взыскании ущерба, причиненного преступлением, в сумме 1 397 484, 08 руб. Соглашением между участниками КФК произведена смена главы КФХ с Березы А.Ю. на Дудина В.Е., о чем внесена соответствующая запись в ЕГРИП. Смена главы КФК не привела к прекращению прежнего и возникновению нового субъекта правоотношений, и гражданские права и обязанности, приобретенные членами КФХ в период осуществления деятельности КФХ Березы А.Ю. в качестве главы, сохранились за ними в полной мере и в период осуществления руководства главой КФХ Дудиным В.Е. На основании заключенного с главой КФХ Дудиным В.Е. соглашения от 13.03.2013 № 04-28/199 истец
этом суд в рамках указанного выше дела указал, что поскольку возглавляемому им в настоящее время КФХ из республиканского бюджета были выделены денежные средства в виде субсидий в сумме 1 397 484,08 рублей, которые были использованы не по назначению, с нарушение установленных Правил, утвержденных Постановлением № 576, и подлежали возврату в республиканский бюджет. Субсидии были представлены из республиканского бюджета самостоятельному хозяйствующему субъекту, а не лично Березе А.Ю. как физическому лицу, в связи с чем смена Главы КФХ с Береза А.Ю. на Дудина В.Е. не привела к созданию нового хозяйствующего субъекта, по приговору суда денежные средства были взысканы с Береза А.Ю. в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности как Главы КФХ. Условия соглашения от 13.03.2013 г. № 04-28/199 Главой КФХ ИП Дудиным В.Е. в части возврата денежных средств, использованных не по назначению, в республиканский бюджет не выполнены, в связи с чем основания для взыскания с Министерства не выплаченных субсидий за спорный
размер процентов за пользование займом составляет 9,25% годовых. По условиям п. 1 дополнительного соглашения от 15.01.2018 к договору заем предоставляется на срок до 05.02.2018.
Из материалов дела видно, что займодавец в период действия договора надлежащим образом исполнил обязательства по передаче заемщику денежных средств в сумме 890 177 руб., что подтверждается платежным поручением от 05.06.2017 № 915, а также выпиской с расчетного счета о перечислении денежных средств. Согласно выписки из ЕГРЮЛ — 01.02.2018 произошла смена главы КФХ на Ермакова Ивана Петровича. Заемщик в нарушение условий договора возврат денежных средств и оплату процентов за пользование займом не произвел. Претензией от 20.08.2018 истец обратился к ответчику с требованием о возврате заемных средств, уплате процентов и неустойки, однако ответчик от возврата заемных средств и уплаты процентов и неустойки уклонился, что послужило основанием для обращения заявителя с иском. По правилам ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа займодавец передает в собственность заемщику деньги
Ильдарович. Соответствующие изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах. Таким образом, смена главы КФХ не влечет за собой реорганизацию либо прекращение деятельности хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения спорного договора главой фермерского хозяйства – индивидуальным предпринимателем Гумаровым Р.И. в его личных интересах. При этом в материалы дела истцом представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.07.2020 №ИЭ9965-20-68231264 индивидуальный предприниматель Гумаров Ринат Ильдарович прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения 15.08.2012. Ходатайство о замене ответчика либо о привлечении
от ДД.ММ.ГГ, № *** от ДД.ММ.ГГ заключенные между ОАО «Сбербанк России» в лице Усть-Пристанского отделения № 2327 и Абалаковой Т.Н. признаны прекращенными. С ответчика в пользу Абалаковой Т.Н. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме рублей.
В апелляционной и в уточненной апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, с неправильным установлением фактических обстоятельств по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что смена главы КФХ не повлекла прекращение деятельности крестьянско-фермерского хозяйства. Судом не обоснован вывод, а истцом не доказано, в чем именно ухудшилось положение поручителя при заключении дополнительных соглашений к кредитным договорам. При смене заемщика фактически произошел перевод долга на М. согласно п.1.7 Приложения №1 к договорам поручительства поручитель Абалакова Т.Н. принимает на себя обязательство отвечать за исполнение обязательств не только за Заемщика, но и за любое лицо в случае перевода долга. Судом не дана оценка тому факту,
несвоевременную уплату процентов. Данный расчет задолженности ответчиками не оспаривается. При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания в солидарном порядке с ответчиков образовавшейся задолженности по кредитном договору и обращения взыскания на заложенное имущество.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что по обязательствам, вытекающим из кредитного договора, отвечает крестьянское (фермерское) хозяйство, и о прекращении поручительства ввиду смены главы КФХ являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Смена главы КФХ не свидетельствует о перемене лиц в обязательственных отношениях, связанных с получением денежных средств Отхоновым А.Э. по кредитному договору. Ссылка ответчика Отхонова А.Э. в апелляционной жалобе на то, что судом не проверен факт наличия сельскохозяйственных животных, являющихся предметом залога, не может повлиять на законность обжалуемого решения суда, поскольку ответчики в суде первой инстанции не заявляли об отчуждении, либо утрате заложенного имущества. Поскольку иных доводов апелляционные жалобы не содержат, оснований для отмены решения суда не
В судебном заседании представитель истца Таибов Р.Т. поддержал исковые требования. Ответчик Андраев Ч.В., извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в суд не явился. Представитель ответчика Андраева Ч.В. по доверенности Убушиев С.В. исковые требования не признал и просил в иске к Андраеву Ч.В. отказать.
Не оспаривая получение Андраевым Ч.В. денежных средств, указал, что кредитные договоры были оформлены на Андраева Ч.В. как на индивидуального предпринимателя, главу КФХ. Однако 11 февраля 2014 года произошла смена главы КФХ на М., о чем внесена запись в ОГРНИП. В связи с данным обстоятельством был произведен перевод долга Андраева Ч.В. на нового ИП главу КФХ М. Ответчик Андраева М.Г. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что произошла смена главы КФХ на М. Ее поручительство по данному кредитному договору прекращено в силу статьи 367 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку она не давала согласие кредитору отвечать по обязательствам нового должника.
и развитие КФХ. 24 июня 2015 года сторонами заключено соглашение №, на основании которого платежными поручениями № от 30 июня 2015 года и № от 02 июля 2015 года Морозову В.К. перечислен грант на сумму 638190 рублей. 05 сентября 2016 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении у Морозова В.К. статуса главы КФХ. В качестве главы КФХ зарегистрирован его сын Морозов А.В..
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что смена главы КФХ является нарушений условий предоставления субсидии и как следствие этого, предоставленный гранд на поддержку КФХ подлежит возврату. С данным выводом судебная коллегия согласиться не может. Согласно ст.86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации — 1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве
общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств. В данном случае исковые требования АО «Российский сельскохозяйственный банк» о взыскании задолженности по кредитным договорам, обращении взыскания на заложенное имущество предъявлены к двум Ответчикам, в том числе Колыванову В.А., который на момент обращения Истца в суд, статусом индивидуального предпринимателя не обладает. Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия считает, что смена главы КФХ не влияет на право Истца погасить образовавшуюся задолженность за счет объектов залога, поскольку в силу требований закона смена собственника заложенного имущества либо замены стороны по кредитному договору не отменяет залога и не влечет возникновение негативных последствий для залогодержателя. Доводы Садулаева В.С. о том, что фактически судом вынесено не исполнимое решение, поскольку невозможно идентифицировать конкретную корову, которая подлежит реализации для исполнения заемных обязательств, по мнению судебной коллегии, на выводы суда первой инстанции не влияют.
Источник: lawnotes.ru
Страховые взносы глав КФХ в 2023 году
Содержание
- Страховые взносы глав КФХ в 2023 году
- Базовая ставка
- Оплачивают ли главы КФХ дополнительный страховой взнос
- Как рассчитать страховые взносы глав КФХ при перерегистрации
- Как рассчитать страховые взносы при смене главы КФХ
- Страховые взносы при смене системы налогообложения КФХ
- Куда главы КФХ оплачивают страховые взносы в 2023 году
- Страховые взносы для работников КФХ в 2023 году
На основании статьи 430 НК РФ, главы и члены крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) обязаны уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. В статье рассмотрим, как рассчитать страховые взносы глав КФХ в 2023 году, какая сумма взносов предусмотрена при перерегистрации КФХ, оплачивают ли главы КФХ страховые взносы за работников.
Страховые взносы глав КФХ в 2023 году
В 2023 году законодатели внести в НК РФ существенные изменения, согласно которому полностью изменен подход к расчету суммы страховые взносов для ИП и самозанятых лиц. Внесенные изменения также коснулись глав и членов КФХ: с 2023 года сумма взносов на обязательное страхование больше не «привязана» к показателю МРОТ, а является фиксированной для каждого года в период с 2023 по 2023.
Базовая ставка
Пунктом 2 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что главы КФХ уплачивают фиксированный страховой взнос исходя из базовых ставок:
- на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 26.545 руб.;
- на обязательное медицинское страхование (ОМС) – 5.840 руб.
Оплата страховых взносов по установленным ставкам предусмотрена как для глав КФХ, так и для всех участников фермерского хозяйства, утвержденных уставом.
Аналогично порядку, предусмотренному для ИП и самозанятых лиц, главы и члены КФХ не оплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Оплачивают ли главы КФХ дополнительный страховой взнос
На основании п. 1 ст. 430 НК РФ утвержден порядок уплаты дополнительного страхового взноса для ИП и самозанятых лиц, чей доход по итогам года превышает 300.000 руб. При этом главы и члены КФХ освобождены от уплаты такого взноса. Вне зависимости от суммы дохода, полученного за отчетный период, главы фермерских хозяйств оплачивают лишь страховые взносы на ОПС и ОМС по фиксированной ставке.
Как рассчитать страховые взносы глав КФХ при перерегистрации
Расчет суммы взноса, которую главе КФХ надлежит уплатить за отчетный период, производится пропорционально периоду регистрации. Иными словами, обязательства по уплате взносов приобретаются главой КФХ и его членами, исходя из периода пребывания на учете в ЕГР. Время, в течение которого фермерское хозяйство прекращало (возобновляло) деятельно на расчет суммы взносов не влияет.
Если КФХ зарегистрировано (либо снято с учета) в течение года, то при расчете обязательств по взносам учитывается период фактического пребывания на учете. Полные месяцы регистрации оплачиваются пропорционально общей сумме взносов:
СтрВзносыКФХ = ФиксПл / 12 * КолПолМес,
где ФиксПл — размер фиксированного платежа на основании п. 1 ст. 430 НК РФ (в 2023 году по ОПС – 26.545 руб., для ОМС – 5.840 руб.);
КолПолМес – количество полных месяцев, в течение которых КФХ числилось на учете в ЕГР.
В случае перерегистрации в течение месяца, расчет взносов за этот месяц производится исходя из количества дней, в течение которых КФХ числилось на учете в ЕГР:
СтрВзносыКФХ = ФиксПл / 12 / КолДнНеполнМес * КолДнРег,
где ФиксПл — размер фиксированного платежа на основании п. 1 ст. 430 НК ;КолПолМес – количество полных месяцев, в течение которых КФХ числилось на учете в ЕГР;
КолДнНеполнМес – количество календарный дней в месяце постановки КФХ на учет в ЕГР (снятия с учета);
КолДнРег – период пребывания КФХ на регистрации в ЕГР в течение неполного месяца (кол-во дней).
Рассмотрим пример. КФХ «Фермер» зарегистрировано в ЕГР, ведет деятельность на основании соглашения о создании КФХ. 12.10.2023 «Фермер» прекратил свою деятельность и был снят с учета в ЕГР.
Соглашением о КФХ зафиксировано, что фермерское хозяйство состоит из 5-ти членов и одного главы. Рассчитаем сумму страховых взносов, которую надлежит уплатить главе КФХ и каждому из его членов за 2023 год:
Страховой взнос | Базовый тариф на 2023 год | Расчетный период для КФХ «Фермер» | Расчет страховых взносов | ||
За период 01.01.18 – 30.09.18 (9 мес.) | За октябрь 2023 (12 дней) | ИТОГО | |||
На обязательное пенсионное страхование | 26.545 руб. | 01.01.2023 – 12.10.2023 | 26.545 руб. / 12 мес. * 9 мес. = 19.908,75 руб. | 26.545 руб. / 12 мес. / 30 дней * 12 дней = 663,63 руб. | 20.572,38 руб. |
На обязательное медицинское страхования | 5.840 руб. | 01.01.2023 – 12.10.2023 | 5.840 руб. / 12 мес. * 9 мес. = 4.380 руб. | 5.840 руб. / 12 мес. / 30 дней * 12 дней = 194,66 руб. | 4.574,66 руб. |
ИТОГО | 24.288,75 руб. | 858,29 руб. | 25.147,04 руб. |
По итогам 2023 году главе и каждому члену КФХ «Фермер» необходимо оплатить страховые взносы в сумме 25.147,04 руб.
Как рассчитать страховые взносы при смене главы КФХ
На основании закона ФЗ-74 от 11.06.2003, регламентирующего порядок деятельности КФХ, утверждение главы фермерского хозяйства, принятие новых членов осуществляется путем внесения изменений в соглашении о КФХ.
Гражданин приобретает обязательства по уплате страховых взносов в день утверждения его кандидатуры в качестве главы КФХ и отражения соответствующей информации в соглашении о КФХ. При смене главы фермерского хозяйства новый кандидат принимает на себя обязательства по уплате взносов взамен лица, который уплачивал данные взносы ранее, будучи главой КФХ.
Аналогичное правило действует при принятии/исключении членов КФХ. В день принятия нового члена данный факт отражается в соглашении о КФХ, после чего вновь принятый гражданин обязан оплачивать страховые взносы в установленном порядке. При исключении бывший член КФХ утрачивает обязательства по уплате взносов в день отражения данный информации в соглашении КФХ.
Важно знать, что сумма страховых взносов, утвержденная в п. 2 ст. 430 НК РФ, не разделяется пропорционально между участниками КФХ, а подлежит уплате главой КФХ и каждым из его членов в полном объеме (в 2023 году на ОПС – 26.545 руб., на ОМС – 5.840 руб.)
Рассмотрим пример. 05.04.2023 на общем собрании подписано соглашении о создании фермерского хозяйства «Урожай», согласно которого в качестве членов КФХ принято 5 человек, главой КФХ избран Кулимов В.Д.
13.11.2023 по решению собрания Кулимов исключен из членов КФХ «Урожай», вместо него главой фермерского хозяйства назначен один из его членов – Зубровский Г.Л. Таким образом, по состоянию на 13.11.2023 количество членов КФХ «Урожай» составило 4 человека (в том числе глава КФХ).
Рассчитаем сумму страховых взносов при смене главы КФХ «Урожай»:
- Члены фермерского хозяйства «Урожай», принятые при создании КФХ (в том числе Зубровский, который впоследствии избран главой КФХ), оплачивают взносы за период с момента регистрации КФХ 05.04.18 до конца отчетного года 31.12.18, то есть за 8 полных месяцев (с мая по декабрь) и за 26 дней апреля (с 05.04.18 по 30.04.18:
Взносы по ОПС:
26.545 руб. / 12 мес. * 8 мес. + 26.545 руб. / 12 мес. / 30 дней * 26 дней = 19.742,35 руб.
Взносы по ОМС:
5.840 руб. / 12 мес. * 8 мес. + 5.840 руб. / 12 мес. / 30 дней * 26 дней = 4.315,11 руб.
- Бывший глава КФХ «Урожай» Кулимов обязан оплатить страховые взносы за период своего членства в фермерском хозяйстве с 05.04.18 по 13.11.18 (6 полных месяцев, 26 дней апреля 2023, 13 дней ноября):
Взносы по ОПС:
545 руб. / 12 мес. * 6 мес. + 26.545 руб. / 12 мес. / 30 дней * 26 дней + 26.545 руб. / 12 мес. / 30 дней * 13 дней = 16.148,20 руб.
Взносы по ОМС:
5.840 руб. / 12 мес. * 8 мес. + 5.840 руб. / 12 мес. / 30 дней * 26 дней + 5.840 руб. / 12 мес. / 30 дней * 13 дней = 3.552,66 руб.
По итогам 2023 года члены КФХ «Урожай» обязаны оплатить страховые взносы в следующем размере:
Плательщики страховых взносов | Страховые взносы по ОПС | Страховые взносы по ОМС | ИТОГО |
Бывший глава КФХ Кулимов | 16.148,20 руб. | 3.552,66 руб. | 19.700,86 руб. |
Каждый из членов КФХ, в том числе новый глава Зубровский | 19.742,35 руб. | 4.315,11 руб. | 24.057,46 руб. |
Страховые взносы при смене системы налогообложения КФХ
При смене налогообложения КФХ глава и члены фермерского хозяйства оплачивают страховые взносы в общем порядке, а именно в размере фиксированной величины, утвержденной ст. 430 НК РФ. Основания для данного утверждения следующие: в соответствие с НК, перерасчет страховых взносов производится в случае снятия КФХ с учета в ЕГР. Так как смена системы налогообложения не прекращает периода регистрации КФХ, то перерасчет суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрен.
Куда главы КФХ оплачивают страховые взносы в 2023 году
На основании законодательных изменений, с 01.01.2017 года часть контролирующих функций страховых фондов передана в полномочия ФНС. В частности, контроль полноты и своевременности оплаты взносов по ОПС и ОМС возложен на органы фискальной службы, в связи с чем с 01.01.2017 юрлица, самозанятые лица и главы КФХ оплачивают страховые взносы на счета ФНС.
В 2023 году ситуация осталась прежней – главы и члены КФХ, в обязанности который вменена оплата страховых взносов на основании ст. 430 НК РФ, перечисляют средства на счета фискальной службы.
Страховые взносы для работников КФХ в 2023 году
Фермерские хозяйства, которые помимо членов также имеют работников, оформленных согласно трудовым договорам, исполняя функции страхователя, обязаны исчислять и выплачивать страховые взносы за каждого из наемных работников.
Тарифы, на основании которых производится расчет и уплата страховых взносов за работников КФХ, представлены в таблице ниже:
№ п/п | Страховые взносы | Предельная величина налогообложения | Базовый тариф | Дополнительный тариф при доходе сверх предельной величины налогообложения |
1 | На обязательное пенсионное страхование | 1.021.000 руб. | 22% | 10% |
2 | На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 815.000 руб. | 2,9% | 0% |
3 | На обязательное медицинское страхование | — | 5,1% | 5,1% |
Источник: online-buhuchet.ru
Порядок смены главы КФХ
Глава КФХ – одно из наиболее важных лиц в работе фермерского хозяйства. В отличие от обычных членов предприятия эту должность может представлять только одно лицо. Но и оно может подлежать замене, если в этом есть необходимость. Порядок смены главы КФХ определяется действующими нормативными актами и обязательно должен быть выдержан в установленной последовательности.
АГРОНОВОСТИ.РФ
Глава КФХ: его полномочия и правила смены
Крестьянско-фермерское хозяйство – особая форма предпринимательской деятельности, специализирующаяся преимущественно на отраслях сельскохозяйственного направления.
Статус и формат крестьянско-фермерского хозяйства уникален сам по себе: фактически по своим организационным особенностям и методам отчетности он более схож с юридическими лицами, но в отношении материальной ответственности такая структура имеет больше общего с индивидуальным предпринимательством.
Особенности статуса главы КФХ как субъекта предпринимательской деятельности заключается в том, что он принимает участие в работе организации не от своего имени, а представляя интересы целого хозяйства. Этим фактом обусловливается и уровень его ответственности и полномочий.
Благодаря такой особенности фактически в пределах одной организации перед лицом закона действуют два отдельных субъекта предпринимательства – непосредственно фермерское хозяйство и его глава. Права и обязанности главы КФХ во многом оказываются схожими с полномочиями, которыми наделяются лица, оформленные как ИП.
Но в их статусе как субъектов предпринимательства и налогообложения имеются некоторые существенные отличия. К ним можно причислить и особенную, специальную правоспособность главы КФХ. Это означает, что данное лицо, даже при наличии статуса индивидуального предпринимателя, имеет право заниматься только теми видами деятельности, которые определены специальными нормативными актами. Конкретные направления деятельности для КФХ, а значит, и его руководителя, должны быть зафиксированы в виде конкретных кодов ОКВЭД по действующему классификатору. Для смены своей специализации этим лицам необходимо пройти процедуру регистрации с начала.
В целом, согласно Федеральному закону № 74 «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», обязанности и полномочия руководителя такой организации определены достаточно четко.
Основными названы следующие:
- полная организация работы хозяйства;
- представление интересов КФХ, подписание сделок от его имени и прочие подобные действия;
- выдача доверенностей членам КФХ или сторонним гражданам для представления интересов организации без участия самого главы;
- прием сотрудников на работу, контроль их работы и увольнение работников;
- организация ведения учета предприятия, подача регулярной отчетности в налоговый орган;
- оформление и подписание любых соглашений между членами предприятия.
Эти основные полномочия в каждом конкретном случае могут быть видоизменены или дополнены другими обязанностями, что непременно отражается в уставе или соглашении, которое заключают между собой все участники предприятия.
Таким образом, глава в целом занимается организацией деятельности компании и отвечает за ее контроль. Фактически, с учетом действующих нормативных актов, можно сделать вывод, что КФХ представляет собой не столько комплексную организацию, сколько добровольное объединение граждан, права и особенности участия которых определяются законами и соглашениями между всеми членами коллектива. Это соглашение выполняет роль устава и во многом определяет специфику деятельности целой организации.
Федеральный закон № 74, регулирующий основание и деятельность КФХ («О крестьянских (фермерских) хозяйствах») дает определение должности главы такого предприятия, прописывая все полномочия, права и обязанности лица, занимающего этот пост. В этом же нормативном акте, статье 18 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/41fd2e933830a46b9bc5116069535394332c66b3/), излагаются все возможные причины смены главы фермерского хозяйства и процедурные особенности такого процесса.
Как определяет специализированный закон, существует несколько главных оснований для смены главы крестьянско-фермерского хозяйства:
- действующий глава предприятия не имеет возможности выполнять взятые на себя обязанности в течение срока, превышающего полгода;
- добровольный отказ руководителя от собственных полномочий. Этот вариант предусматривает обязательное добровольное соглашение всех участников компании – самого главы и всех членов КФХ;
- смерть руководителя предприятия.
Только перечисленные предпосылки могут быть основными причинами, по которым возможна смена главы КФХ. Правда, если другие члены организации могут в судебном порядке доказать, что имело место нанесение материального ущерба хозяйству или отдельным его членам вследствие принятия неверных руководящих решений.
Чтобы этот процесс был более простым, на этапе основания КФХ можно внести данный пункт в соглашение между всеми членами создаваемой организации. В этом документе могут быть прописаны все потенциальные условия, на основании которых возможна законная смена главы. Процесс составления такого соглашения и особенности внесения необходимых условий в его текст будет определять статья 4 Федерального закона относительно КФХ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/9cacbb714639f058351ca7fe2012571b893ab721/#dst100026). В частности, для изменений положений устава необходимо согласие каждого его члена, которое должно быть подкреплено личными подписями.
Как сменить главу КФХ: подготовка и подача документов
Когда вопрос о смене главы фермерского хозяйства решен и все члены структуры определились с новой кандидатурой, предстоит лишь формальный процесс. Его порядок также строго определен законом.
Согласно установленным правилам, в территориальное отделение налоговой инспекции подают следующий пакет документов:
- заявление, заполняемое по определенной форме. Эта форма стандартна, ее образец можно получить в отделении налоговой службы, где подается заявление, или на официальном сайте этой структуры;
- соглашение о смене управляющего лица, которое заключают члены предприятия. Этот документ должен быть подписан всеми членами КФХ, но в том случае если необходимость смены главы вызвана такими объективными причинами, как неподобающее состояние здоровья или смерть этого должностного лица, наличие согласия всех участников не будет обязательным. То же касается случаев, когда основанием для смещения одного лица с поста главы с последующим назначением другого обусловлено соответствующим решением суда;
- копию документа – удостоверения личности новоизбранного главы фермерского хозяйства.
Дополнительные документы могут быть необходимыми в том случае, если хозяйство было основано после опубликования закона о КФХ. Это означает, что в налоговой службе есть информация о прежнем руководителе предприятия, а значит, следует обновить соответствующее свидетельство. С этой целью можно как заключить дополнительное соглашение, так и заключить его сначала.
Поскольку основное заявление заполняет от своего имени прежний глава хозяйства, его подписание будет также принадлежать к его обязанностям. При подаче документов следует руководствоваться положениями статьи 9 закона, касающегося госрегистрации юридических лиц и ИП (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/7d3bbe87d0949e0bfa295a2ace7b73372fbd1098/). Только в случае недееспособности главы, подтвержденной официально, эта обязанность возлагается на его опекунов по закону. Еще один случай, когда непосредственное участие прежнего главы не потребуется – смена главы по причине его смерти. В подтверждение этого факта вместе с основным пакетом документов следует предоставить в специализированный орган копию свидетельства о смерти.
После того как заявление будет принято представителями налоговой службы, предстоит процесс его рассмотрения. По истечении срока продолжительностью в 5 рабочих дней специалисты Федеральной налоговой службы дают ответ заявителю и выдают оформленные соответствующим образом документы.
Дополнительные особенности смены главы КФХ
Говоря о законных основаниях и процедуре смены главы фермерского хозяйства, следует знать о некоторых особенных случаях. Один из таковых – отсутствие в структуре предприятия других членов, кроме самого руководителя.
Если фермерское хозяйство зарегистрировано на одного гражданина, оформленного в налоговой службе как индивидуальный предприниматель, обычная смена главы не предусматривается. По нормативным правилам, организация в статусе ИП не может просто сменить своего учредителя – при неспособности главой выполнять свои обязательства структура должна быть аннулирована. Чтобы избежать подобного развития событий, индивидуальный предприниматель может предварительно взять в фермерское хозяйство другое лицо как члена компании и подписать с ним соответствующее соглашение. После того как новый член обретет официальный статус, можно провести традиционную процедуру по смене главы, прежний же руководитель может как остаться в составе хозяйства в статусе рядового члена, так и выбыть из этого состава.
Что касается способа подачи документов для смены главы КФХ, их можно предоставить в налоговую службу лично или отправить почтовым отправлением. Во втором случае все подаваемые документы должны быть заверены нотариусом.
Если планируется только временная смена главы фермерского хозяйства, например, если руководитель компании временно не в состоянии исполнять свои обязанности, он может передать свои полномочия на основании доверенности. Для ее составления и подписания обращаются к нотариусу, который законодательно удостоверяет этот процесс.
Смена главы фермерского хозяйства не предусматривает необходимость изменения формального статуса компании и режима налогообложения. В том числе если фермерское хозяйство уплачивает единый сельскохозяйственный налог, появление во главе предприятия нового руководителя никоим образом не изменит этот статус.
С учетом объективных обстоятельств, сопровождающих деятельность фермерских хозяйств, можно сделать вывод, что даже такая важная для организации позиция, как глава КФХ, может претерпеть кадровые изменения. В ряде случаев глава крестьянско-фермерского хозяйства может быть заменен другим лицом, для чего всем участникам необходимо предварительно пройти определенные процедуры согласования и подтверждения вносимых изменений. Важно знать, что фактическая смена руководства хозяйства без своевременного документального подтверждения и согласования с налоговым органом чревата более или менее серьезным наказанием в соответствии с нормами закона.
Источник: agrarii.com