Решение социальных проблем это задача бизнеса и государства

О том, какие задачи стоят перед Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации,об уровнях цифровизации регионов, федеральном проекте «Государство для людей» мы поговорили с руководителем АЦ Константином Калининым.

Во время пандемии мы убедились в том, что данные способны спасать жизни, позволяя правительствам, предприятиям и местным органам власти эффективно обмениваться информацией. И сегодня значение данных трудно переоценить: теперь они рассматриваются как важный фактор эффективности и экономического роста страны, играют центральную роль в предоставлении ряда государственных услуг — от решения каждодневных проблем до улучшения цифровых сервисов для граждан. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. На сегодняшний день он является одной из ведущих организаций в России, занимающихся сбором и аналитикой данных на государственном уровне. О том, какие задачи стоят перед АЦ, об уровнях цифровизации регионов, федеральном проекте «Государство для людей» и многом другом мы поговорили с руководителем Аналитического центра Константином Калининым.

Социальное предпринимательство — инструмент решения проблем общества

Какие достижения вы хотели бы отметить за последние годы?

Достижения Аналитического центра — это результаты нашего труда, воплощенные в решениях правительства и помогающие сделать жизнь в нашей стране лучше. Понимаю, что звучит довольно пафосно. но на самом деле это так и есть. Наша задача — мониторинг текущей ситуации, предупреждение возможных рисков, предложение мер, которые помогут их избежать. Мы постоянно держим руку на пульсе, видим, что происходит в экономике, как реализуются национальные проекты.

В феврале 2021 года начал работу Координационный центр Правительства Российской Федерации. Он обеспечивает взаимодействие федеральных министерств и ведомств, регионов и организаций в реализации приоритетных задач и проектов, которые определены президентом и правительством страны. А наш Аналитический центр, в свою очередь, осуществляет организационно-техническую поддержку его деятельности. По сути, это новый формат работы правительства. Деятельность Координационного центра построена на современных цифровых технологиях, анализ ситуации происходит с использованием большого количества данных, учитывается множество факторов, в том числе реальные мнения людей — так называемая обратная связь.

Какие аспекты экономического развития наиболее важны для правительства?

В правительстве не разделяют направления экономического развития на более или менее важные. Все компоненты системы одинаково значимы. Задача поддержать стабильный поступательный рост экономики, обеспечить достойный уровень жизни граждан остается неизменной. И пока, даже с учетом сложной геополитической обстановки, это удается.

Константин Михайлович, вы работаете с аналитикой. ИТ-директора компаний говорят, что не хватает отечественных аналитических систем — таких, которые нужны именно им, и с BI-системами огромная проблема.

Разработка бизнес плана для социального контракта.

Осенью прошлого года мы на своей площадке организовали и провели «Битву BI» — шоу-фестиваль российских BI-решений и успешных кейсов для госсектора. Компетентное жюри выбрало 9 победителей в различных номинациях, а всего участников было более 30. Так что решения есть. Мы, конечно же, заинтересованы в поиске лучших программных продуктов, но при этом, естественно, смотрим в первую очередь на отечественные.

Используете ли вы в работе технологии искусственного интеллекта?

Сущность социальных проблем и решение их государством

Социальные проблемы, общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём их восприятия и представления со временем меняются.

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы — неравномерного распределения богатства.

Социальные проблемы, это прежде всего проблемы которые находят своё место в обществе, они принимают самые разные формы, зачастую социальные проблемы перерастают в социальные конфликты, а точнее сказать, не зачастую, а всегда, если эти проблемы не решать во время.

Социальные проблемы имели место быть на всех этапах развития человека, начиная от первобытного общества, заканчивая нынешнем этапом развития, а именно двадцать первым веком. Отличие этих проблем заключается в том, что на каждом этапе они имели разные формы проявления, в первобытной общине они выражались в форме самого становления первобытного общества. В первобытном обществе существовало такое понятие как нормативно правовая избыточность, она подразумевала собой регуляцию всех сторон общественных отношений, доходя до крайностей (как правильно готовить животных, вверх брюхом или вниз) и если кто то нарушал данный порядок, он подвергался общественным порицанием или даже какими то санкциями, выраженных, к примеру, в лишении ужина соплеменника. В средних веках социальные конфликты и проблемы, к примеру, могли находить своё отражении в неправильной одежде у соотечественников, те люди, чей внешний вид отличался хоть немного от вида всех остальных, уже был как изгой и отношение к нему было негативное, что порождало конфликт или проблему.

Социальные проблемы классифицируют по отраслям: социально — экономические, социально — политические и т.д.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие: бедность, безработица, детская беспризорность инвалидность, наркомания, нарушение прав ребенка, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение людей с ограниченными возможностями и др.

Читайте также:  Как определить сезонность в гостиничном бизнесе

Решение социальных проблем является важнейшей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своём социальном развитии.

Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия. 1

Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп и связано с использованием государственной власти.

Решение социальных проблем — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

гуманизм, социальная справедливость;

системность, непрерывность, преемственность;

сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);

демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения. Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

социальная защита населения и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:

А) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).

Также, по мнению одних учёных, на основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. 2 Другие, к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов;

) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев.

Смыслом решения социальных проблем государством является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. 1

Таким образом, говоря о решении социальных проблем государством, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны.

Источник: cyberpedia.su

Социальный заказ как механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества

Термин «социальный заказ» начал активно использоваться в нашей стране в 90-х годах ХХ столетия, и как многим новым понятиям ему пока нет единого определения. Социальный заказ рассматривается и как отношения, и как мероприятия, и как механизм решения социальных проблем.

Под социальным заказом понимают долгосрочные отношения между заказчиком, определенным в соответствии с решением органов государственной власти или местного самоуправления, и исполнителем по реализации поручения на оказание услуг в интересах населения за счет финансирования (полностью или частично) из бюджета соответствующего уровня.

Читайте также:  Кто на таобао бизнес

Социальный заказ – это комплекс мероприятий организационно-правового характера, направленных на разработку и реализацию социальных проектов за счет бюджетных и других средств путем заключения социальных контрактов на конкурсной основе.

Проекте ФЗ «О государственном социальном заказе» государственный социальный заказ определяет как механизм реализации задач, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального, регионального уровня и уровня местного самоуправления, определяемых социальными программами. Государственный социальный заказ обеспечивается за счет бюджетных и внебюджетных источников, привлекаемых для решения социально значимых проблем.

Государственный социальный заказ – это поручение государства на выполнение мероприятий и мер, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального, регионального и муниципального уровней.

Социальный заказ строится на использовании программно-целевого подхода, т.е. формировании системы плановых решений социальных проблем с использованием целевых программ; принципе конкурсности и привлечении дополнительных ресурсов.

Принятие социального заказа на местном уровне позволяет:

Ø Привлечь дополнительные ресурсы в реформирование и развитие социальной сферы;

Ø Идентифицировать проблем города для долгосрочного стратегического планирования;

Ø Оценить уровень удовлетворения жителей города качеством и ассортиментом предоставляемых муниципальных, социальных, медицинских и других услуг в городе;

Ø Содействовать децентрализации и демонополизации рынка социальных услуг в городе;

Ø Повысить уровень участия жителей города в решении местных проблем;

Ø Выработать инновационные идеи решения старых городских проблем;

Ø Развить рынок социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей, в результате чего повыситься качество и доступность социальных услуг;

Ø Повысить эффективности использования бюджетных средств;

Ø Перераспределить ответственность за решение или не решение городских проблем властью с жителями города;

Ø Повысить открытость и прозрачность процедур перераспределения бюджетных средств и принятии решения (открытая власть);

Ø Влиять на принятие решений и формирование приоритетов социальной политике в городе.

На местном уровне формирование и выполнение социального заказа проходит несколько этапов:

1. Определение приоритетных проблем местного сообщества с использованием социальной диагностики.

В результате этого этапа необходимо максимально четко и по возможности однозначно сформулировать, предоставление каких видов услуг, кому именно, в каком объеме необходимо в данном сообществе.

2. Принятие на муниципальном уровне Положения о социальном заказе и программы социального инвестирования.

Результатом этого этапа становится пакет документов, принятых законодательным органом муниципальной власти.

3. Выделение из местного бюджета средств на проведение конкурса социального заказа.

Бюджетное финансирование социального заказа не означает, что этот заказ в полном объеме должны реализовывать государственные и (или) муниципальные учреждения.

4. Проведение конкурса.

Для проведения конкурса заказ на выполнение социальных услуг может быть разбит на несколько составных частей, каждая из которых становится предметом самостоятельного конкурса. В условиях конкурса должны быть перечислены объемы требуемых услуг, требования к качеству и условиям их предоставления, предельные объемы финансирования заказа за счет бюджетных средств. В качестве ресурсного обеспечения реализации социального заказа могут также выступать предоставление льгот по местным налогам, по плате за аренду муниципального имущества и за коммунальные услуги. В конкурсе должны получить право принять участие как государственные (муниципальные), так и независимые некоммерческие организации.

5. Определение победителей и заключение социального контракта.

Критерии определения победителей должны быть четко сформулированы и сообщены при объявлении конкурса. В качестве таких критериев могут выступать:

Ø стоимость выполнения социального заказа;

Ø предоставление большего объема услуг по сравнению с тем, который определен в условиях конкурса;

Ø предоставление услуг более высокого качества по сравнению с требованиями, определенными в условиях конкурса.

С организациями, выигравшими конкурс, заключается контракт на реализацию социального заказа.

6. Реализация проектов организациями – победителями.

7. Проведение оценки эффективности реализации социальных проектов и программ.

Анализ этапности формирования и выполнения социального заказа показывает всю сложность процедуры его подготовки и организации. Для проведения даже не самого сложного конкурса необходимо выполнить целый ряд подготовительных мероприятий:

· определить тему конкурса;

· рассчитать примерную стоимость работ и размер суммы, выносимой на конкурс;

· разработать критерии определения победителей;

· привлечь экспертов, разбирающихся в тонкостях темы конкурса;

· провести все конкурсные процедуры;

Гуринович В. [Гуринович В. Проблемы и перспективы социального заказа // Интернет-газета Центра социального партнерства — Специальный выпуск к дискуссии «Развитие механизмов социального партнерства». – 2003. — № 20] считает, что в глазах организаторов затраты на организацию и проведение конкурсов социальных заказов значительно превышают получаемые выгоды. Кроме того, поиск эффективных исполнителей, в отличие от коммерческих заказов, не может привлечь значительного количества исполнителей, в социальной сфере они все, как правило, хорошо известны, и конкуренция здесь практически отсутствует.

Вместе с тем, развивая гражданское участие в решении социальных проблем местных сообществ, можно не только решать проблемы, но вовлекать при этом в эту работу тех, кому эти проблемы наиболее близки. Таким образом, можно привлечь значительные силы людей заинтересованных и неравнодушных, а также ресурсы тех организаций, которые примут участие в реализации проектов.

За счет рационального использования денежных средств социальный заказ позволяет повысить эффективность вложения и выйти на новую схему управления процессами. Властные структуры постепенно становятся не столько руководителями, сколько заказчиками, выполняя три основные функции.

Первая функция — определение политики в социальной сфере, в решении отдельных проблем. Итогом этой деятельности становится принятие решений о финансировании из бюджета тех или иных направлений и формулирование точных приоритетов или тематики социальных заказов, утверждение или корректировка социальных программ.

Читайте также:  Как работают бизнес центры в праздники

Вторая функция — поиск эффективного исполнителя — может производиться как за счет проведения конкурсов, так и другими способами, например, за счет проведения экспертной оценки проектов.

Третья функция — контроль исполнения заказа, мониторинг результатов, корректировка политики. Участниками исполнения социального заказа могут стать организации всех форм собственности, что особенно важно, поскольку они вносят свои людские и материальные ресурсы. Высокая мотивированность участников конкурсов социальных заказов гарантирована, ими могут стать некоммерческие организации — в этом случае расширяется социальная база исполнителей. Ими могут стать:

Ø коммерческие структуры — их участие имеет смысл, если они предоставляют более дешевые или более качественные услуги, чем могут предоставить соответственно НКО или муниципальные учреждения.

Ø действующие муниципальные учреждения, которые возьмутся на имеющейся у них материально-технической базе расширить спектр предоставляемых услуг, реализовать новые проекты.

Одним из результатов такой политики в социальной сфере станет появление некоммерческих организаций, специально созданных для выполнения узких задач, связанных с обслуживанием населения. Поддержка структурными подразделениями администрации таких организаций станет еще одним шагом к расширению базы исполнителей социального заказа, а следовательно, и к увеличению числа горожан, принимающих непосредственное участие в решении городских проблем. Одновременно увеличение числа исполнителей будет содействовать росту здоровой конкуренции в социальной сфере.

Таким образом, сочетание социального заказа с традиционными методами управления в социальной сфере позволит не просто наиболее эффективно использовать бюджетные средства. Социальный заказ может стать универсальной управленческой схемой, позволяющей перейти от прямого управления процессами в городской социальной сфере к управлению посредством определения приоритетов и распоряжения бюджетными средствами

Говоря о реализации государственных и муниципальных социальных программ и о размещении на их основе «социального заказа», нужно учитывать существование двух существенно отличающихся друг от друга организационно-финансовых механизмов.

Второй механизм применяется в ситуации, когда цели программы не определяют однозначно, какие меры лучше осуществить для их достижения. Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно конкретизировать в виде конкретных мероприятий, если не опираться на предложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непосредственно заниматься. Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы основательными они не являлись, ни представлениями работников органов власти, сколь бы образованными они не были.

Здесь необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их решения. Отобранные проекты включаются как составные части в соответствующую государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку. Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных проектов заключаются контракты на их реализацию. В отличие от первого механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими исполнителями и отобранные в результате конкурса.

Первый из этих двух разных организационно-финансовых механизмов будем называть механизмом размещения заказа на выполнение социальных услуг, или механизмом социального заказа в узком смысле слова.

Второй — механизмом поддержки проектов и программ.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг — это механизм реализации в условиях рыночной экономики социальных гарантий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг населению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали заниматься и независимые некоммерческие организации. В условиях рыночной экономики обязательства государства по обеспечению социальных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соответствующих услуг совсем не тождественны необходимости использования только государственных и муниципальных учреждений для предоставления этих услуг [Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. — М.: «СИГНАЛЪ», 1997. — 176 с.].

Эффективность социального заказа имеет несколько составляющих [Социальный заказ по-пермски // сайт Пермского регионального правозащитного центра]:

Финансовая эффективность: в результате реализации проектов — победителей кроме вложенных в их выполнение бюджетных средств могут быть привлечены дополнительно собственные средства (финансовых или материальных);

Социально-экономическая: самосоздание временных и эластичных оплачиваемых рабочих мест для исполнителей проектов; повышение уровня доходов работников бюджетной сферы;

Культурно-этический эффект: в рамках проектов решаются задачи культурно-просветительского характера, привлечение в активную жизнедеятельность различных групп населения.

Таким образом, социальный заказ — это конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определенной его части. Она может выражаться в необходимости решения таких общественно и индивидуально значимых вопросов, как помощь различным проблемным контингентам (бедные, инвалиды, престарелые, беженцы, заключенные, жертвы насилия, беспризорные и т.п.) и массовая социальная работа — с детьми, семьями, одинокими людьми, теми или иными группами риска. Социальная помощь и поддержка реализуются в организационном, материальном, медицинском, психологическом, правовом, информационном планах, в плане предоставления жилища, убежища, питания, возможности получения общего образования и профессиональной подготовки, в духовной работе.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин