Как я уже ранее говорил, не смотря на то, что большинство людей в развитых экономиках принадлежит к т.е. креативному классу, который собственно и создает то качество жизни, к которому мы все так стремимся, не многие представляют себе, что такое творчество и с чем его едят. Всем кажется, что творчество оно такое: берешь белый лист бумаги. или берешь холст и кисть. или подходишь к роялю, ударяешь по клавишам. и дальше приходит вдохновение, прилетает муза, происходит магия.
Но в бизнесе творчество — это всегда решение конкретной задачи новым способом, но так, чтобы решение было лучше, чем было прежде! Но в отличие от магии, бизнес опирается на методы, приемы/технологии. Сделать лучше: качественнее, быстрее, дешевле — вот граничные условия, которые являются настоящим испытанием для творческих решений. Именно за примерами творческих решений я обратился к менеджерам будущего.
В каких ситуациях проявляются творческие решения?
1. Если кто-то что-то не хочет, то требуется творческое решение.
Про ТРИЗ. Сюжет решения творческих задач
— отличный вариант, когда творчество помогает расширить ваше влияние на других людей, и т.о. творчество начинает становится источником власти.
2. Если решения, которые вы обычно принимали — не работают.
— в этом случае творчество является реакцией на изменение ситуации, на возникшую или точнее нависшую проблему, которую необходимо решить как-то по новому.
3. Если вы столкнулись с неструктурированной (новой) ситуацией.
— существующие и формализованные решения просто не подходят, ситуация не имеет аналогов, нет примеров, нет метода. По сути вам надо выстроить собрать новый процесс или метод.
4. Если вам нужно что-то новое!
— вам поставили креативную задачу, где вам придется выступить творцом, создать то, чего еще не было, возможно даже не было в описании или представлении, но это «что-то» должно решить конкретную задачу бизнеса, а не только удовлетворить ваши амбиции как творца или порадовать в процессе творчества.
5. Если нет понимания того, что нужно!?
— упс, очень похоже на перемещение в тумане, «пойди туда не зная куда, принеси то, не зная что». Работа, решение задач и принятие решений в условиях полной неопределенности. Как правило в таких ситуациях творческий процесс структурирует методология Agile, где мелкими шажками (итерациями), мы сначала определяем что нужно и где, а затем выполняем, проверяем и дополняем наше решение. Далее цикл повторяется, а процесс продолжается, следуя логики непрерывного совершенствования приближаясь к пониманию того, что нужно.
6. Если нужно придумать оправдание!
— здесь мы попадаем в ловушку, когда творчество помогает придумать нам ситуацию, которая будет скрашивать для других представление о нас. Таким образом мы как бы становимся лучше, чем есть на самом деле. Но к сожалению этот аванс не все могут отработать, так как вместе в представлением растут и ожидания.
7. Если нужно придумать что-то интересное!
— в этом случае мы становимся художниками или дизайнерами, создаем образ или концепцию, которая становится объектом желания для других людей.
Бизнес задача и коммуникационное решение
8. Если нужно что-то создать, чего еще не было.
— при этом контекст в отличие от бизнес-задачи вас ни каким образом не ограничивает. В расчет принимается только человеческая природа, технология и сообщение, которое вы хотите донести до окружающих людей.
9. Если не нужно ничего.
— все уже есть, все работает. В этом случае творчество является способом занять себя, развить какие-то способности и закрепить черты характера. Творчество как образ жизни, как проявление себя.
Таким образом мы получаем еще одну матрицу отражающую проявления творчества и творческих решений. Теперь осталась одна задача, свети все три представления о креативности в общую, главную матрицу, а значит продолжение следует.
Источник: dzen.ru
Методолог
Сайт посвящен изобретательским задачам и методам их решения.
Бизнес-модель как основа классификации творческих задач
Submitted by content manager on чт, 19/06/2014 — 09:15
Бизнес-модель как основа классификации творческих задач
Марат Гафитулин,
Введение
О бизнес-модели
Модель производственного цикла компании (далее «бизнес-модель») была представлена в 2012 году в Москве на IV ТРИЗ-конференции [2]. Бизнес-модель является инструментом для представления оперативных и перспективных условий непрерывного развития компании. В модели отражены шесть базовых компонентов бизнеса компании и их существенные признаки (см. Рис.1).
Бизнес-модель соответствует структуре дополненного ТРИЗ-закона полноты частей системы (см. Рис.2).
ИЭ – источник энергии (Заказ)
Дв – двигатель (Идея)
Тр– трансмиссия (Технология)
РО – рабочий орган (Продукция)
ЦО – целевой объект (Потребитель)
ОУ – орган управления (Управление)
Звезда – конечный результат (Цель)
Бизнес-модель позволяет выделить ключевые функциональные подразделения компании и соответствующих специалистов, отвечающих за преобразование одного базового компонента в другой (см. Таблица 1).
Бизнес-преобразование
Подразделение
Специалисты
Потребитель Þ перспективный Заказ
Заказ Þ новаторская Идея
Идея Þ эффективная Технология
Технология Þ качественная Продукция
Продукция Þ мотивированный Потребитель
Служба PR, рекламы.
Управление Þ Результативное Управление
Предложенная бизнес-модель дает возможность обозначить требования к «входу» и «выходу» деятельности специалистов ключевых функциональных подразделений компании (см. Таблица 2).
Специалисты
Вход.
Исходные требования
Выход.
Итоговые требования
Наличие Потребителя, мотивированного на удовлетворение текущих и перспективных потребностей.
Перспективный Заказ, создающий основы новаторских Идей.
Наличие перспективного, мотивированного Заказа.
Новаторская Идея, создающая основы эффективной Технологии.
Наличие новаторской, перспективной Идеи.
Эффективная Технология, создающая основы качественной Продукции.
Наличиеэффективной, новаторской, перспективной Технологии.
Качественная Продукция, создающая основы мотивации Потребителя
Наличиекачественной, недорогой, инновационной, перспективной Продукции.
Удовлетворенный Потребитель, создающий основы перспективного Заказа.
Наличие информации о целях, условиях, состоянии, ресурсах, связях, языке взаимодействия, формы воздействия.
Результативное Управление, сохраняющее и развивающее Компанию.
Бизнес-модель дает возможность представить условия перспективного развития компании. Так будущие разработки по стратегии управления компанией будут ориентированы на соблюдение текущих и перспективных бизнес-стандартов: 1 – бизнес-стандарты качества Продукции; 2 – бизнес-стандарты эффективности Технологии; 3 – бизнес-стандарты новаторства Идеи; 4 – бизнес-стандарты перспективности Заказа; 5 – бизнес-стандарты мотивации Потребителя; 6 – бизнес-стандарты результативности Управления (см. Рис.3).
Классификация творческих задач компании
Как оказалось, бизнес-модель имеет ресурсы для определения новых подходов к изучению бизнес-процессов. В частности, модель позволяет сделать шаги в направлении классификации творческих задач (творческая задача — это задача, отличающаяся новизной решения.), возникающих в ходе бизнес-деятельности компании (см. Таблица 3).
Подразделение
Творческие задачи
Отдел разработок. КБ.
Отдел продаж. Служба PR, рекламы.
Отдел маркетинга. Служба Rhttps://metodolog.ru/node/1848″ target=»_blank»]metodolog.ru[/mask_link]
Решение творческих задач в бизнесе
Как развивать в компании способность творчески решать задачи
Представьте себе, что встречаются руководители двух компаний. Один жалуется, что его команда не приходит к нему с новыми идеями и он придумывает все сам. Другой говорит, что команда постоянно приходит к нему с разными идеями, но он ни одну не принял, так как это «сплошные фантазии». Какая из компаний, на ваш взгляд, в большей степени креативна?
Одни скажут «первая», потому что хотя бы какие-то идеи, пусть даже от одного человека, поступают на реализацию и могут продвинуть компанию вперед. Другие ответят «вторая», потому что команда открыто предлагает свои идеи, просто она пока не нашла ту, в которую поверит руководитель. Найти истину бывает сложнее, чем это представляется.
В этой статье мы рассмотрим, что же такое креативность в бизнесе и почему развитие этой компетенции в компании требует намного больше усилий, чем эпизодическое проведение мозговых штурмов, тематических тренингов и вебинаров.
Что такое креативность
Принято считать, что креативность – это склонность предлагать новые оригинальные идеи, видеть возможности в ситуациях, которые другим кажутся безвыходными, и принимать решения при недостатке информации.
Но это не совсем точное определение. Креативность – не полет фантазии: все предлагаемые идеи должны быть применимы на практике.
Таким образом, ключевыми критериями креативности являются:
- новизна – то, насколько человек может выйти за рамки стандартов, стереотипов и шаблонов мышления;
- результат – создание чего-то, что обладает ценностью.
Часто спрашивают о том, как креативность соотносится с творчеством. Иногда можно услышать, что творчество – это «про духовное» и относится к художникам и писателям, а креативность – это «про бизнес» и относится к дизайнерам, маркетологам и пиарщикам. На самом деле такого различия нет. Слово «креативность» образовано от английского «creativity», что является прямым аналогом творческих способностей.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова мы встречаем определение: «Творчество – это создание новых по смыслу культурных, материальных ценностей». Таким образом, творчество – это созидательный процесс, в котором реализуется наша креативность, или, другими словами, наша способность к творчеству.
Художник, чьи картины выставляются в галерее и пользуются успехом, несомненно, обладает развитой креативностью. Руководитель, который достигает высоких бизнес-результатов, принимая смелые решения, также обладает развитой креативностью. Другой вопрос, как они развивают у себя такие способности. Вернемся к нашим руководителям, которые в начале статьи обсуждают креативность своих людей. Как им развить у себя, у команды и в компании в целом способность творчески решать рабочие задачи? На наш взгляд, как минимум нужно начать с трех шагов:
- Провести диагностику команды на инновативность – оценить ряд компетенций, который включает в том числе и креативность.
- Систематически вовлекать команду в развитие креативного мышления и самому вовлекаться в реализацию предлагаемых командой идей.
- Пробовать использовать смешанные креативные техники и инструментарий для развития команды и решения бизнес-задач и не бояться делать ошибки в выборе подходов.
Рассмотрим реальный успешный пример, который охватывает все эти аспекты.
Пример 1. Руководитель команды дизайна известной IT-компании хочет улучшить взаимодействие внутри своей команды дизайнеров и повысить результативность проектов для внутренних заказчиков. Появился ряд новых сотрудников, есть проблемы в коммуникациях, а часть команды выдохлась из-за большого количества проектов. К тому же был негативный опыт работы с внешним экспертом, который вскрыл болевые точки команды, но не смог их своевременно закрыть.
Задача звучала как «дать возможность участникам команды раскрыться, сделать диагностику команды в моменте, узнать друг о друге побольше, сплотиться, выявить сильные компетенции, которые помогут в решении бизнес-задач». Принято решение провести для них командообразующую сессию в креативном формате: участники прорабатывают бизнес-задачу через творческую технику – визуализируют на холсте с помощью красок то, к чему команда стремится, какими ресурсами она обладает и что ей необходимо для достижения целей.
В ходе мероприятия участники рассказали в творческом формате о себе, поставили с помощью руководителя общую цель, нарисовали красивую картину, отражающую сильные стороны и последующую стратегию команды. На рефлексии они отметили, что сама сессия, новый формат работы и участие руководителя помогли им узнать друг друга с новой стороны, вместе выявить сильные зоны и поставить цели. Многие по-другому увидели своего руководителя.
Является ли новое видение ситуации или общее понимание цели результатом творчества? Да, несомненно. Ведь познание мира – это задача, которую мы выполняем, в том числе и благодаря нашей креативности. Но есть и барьеры, которые сковывают творческие способности. Это деструкторы креативности: избирательный, реактивный и предсказуемый способы мышления.
Деструкторы креативности способны поставить под угрозу деятельность всей компании. Бухгалтерский скандал Toshiba – это яркий пример избирательного мышления руководителей, которые привыкли к тому, чтобы из года в год переносить убытки своих подразделений на следующие отчетные периоды. Проблемы с продуктом BlackBerry телекоммуникационной компании RIM – свидетельство в пользу реактивности руководства, которое своевременно не отреагировало на появление iPhone с сенсорным дисплеем, превратившим обычный телефон в мультимедийное устройство. И наконец, печальная история Kodak, топ-менеджмент которой «прозевал» наступление цифровой эпохи, так как продолжал держаться за прошлый успех в развитии своего пленочного бизнеса.
Почему креативность всегда требует системного подхода
Люди обманываются, считая, что развивать креативность очень сложно. Как правило, эти заблуждения связаны с ограничениями, которые внушают родители, учителя и наставники. С другой стороны, чтобы стать креативным недостаточно посетить разовый тренинг и прочитать книжку. Все-таки креативность – это мышца, которая требует постоянной тренировки и системности. Поэтому необходимо учитывать:
- что способность творчески мыслить неотделима от таких характеристик, как открытость новому, гибкость, адаптивность, стремление к саморазвитию и др.;
- креативность проявляется только в комплексе с другими навыками, например, в сочетании с критическим мышлением она формирует столь актуальную сегодня компетенцию – умение решать проблемы;
- креативность нуждается в постоянно подпитываемой социально-культурной среде, где люди получают поддержку, оценку, признание и поощрение.
Если человек возвращается после обучения с новыми идеями в коллектив, где любая инициатива «наказуема», то ничего нового он предложить не сможет, а если и сможет, то очень мало, так как ему придется расходовать ресурсы на то, чтобы «плыть против течения». Поэтому локально креативность в компании не развивается. Для этого нужна системная работа:
- Мероприятия и проекты, направленные на развитие поддерживающих метакомпетенций. Например, фабрики инноваций, внутреннее предпринимательство.
- Формирование стимулирующей «живой» среды – сообществ в контуре компании или подразделения.
- Активности в рамках обучения, помогающие связывать креативность с другими навыками, необходимыми для решения рабочих задач. Здесь хорошо работает история, когда обучение строится на конкретных бизнес-задачах сотрудников. Например, по методу дизайн-мышления.
- Общая фокусировка на достижении новых бизнес-результатов. Причем эта фокусировка может отражаться как в стратегии компании, так и в частных целях подразделений.
Рассмотрим на реальном примере, как можно сочетать развитие креативности с рабочими задачами и в то же время формировать поддерживающую среду.
Пример 2. Крупная финансовая компания запускает программу развития кадрового резерва. Одна из тем в рамках развития – креативное мышление. Задача – показать участникам новые методы и инструменты работы, раскрыть творческий потенциал и решить конкретные задачи.
В течение двух недель сотрудники посещают вебинары, выполняют домашние задания и получают обратную связь от экспертов. В рамках программы создается новая площадка – дискуссионный клуб. В ходе всего процесса обучения резервисты пробуют решать свои рабочие задачи методами креативного мышления, а свои вопросы и впечатления от этого процесса выносят на обсуждение остальных участников клуба. Такой подход позволяет участникам открыто выражать свое мнение в обучающей среде, не бояться ошибок, в то же время оперативно получать обратную связь по своим реальным бизнес-задачам от участников и тренера-эксперта.
Как креативность помогает достигать бизнес-результатов
Креативный процесс можно условно разделить на четыре ключевых этапа. Попытка проскочить какой-то из них может привести к тому, что будут упущены лучшие варианты решений и не учтены все риски. Игнорирование первого этапа может привести к тому, что идеи будут направлены на симптомы, но не помогут решить проблему, а отсутствие четвертого этапа означает, что команда просто не приступит к реализации отобранных идей.
Как этот процесс происходит в компаниях? Обратимся к примеру.
Пример 3. Страховая компания ставит перед собой цель снизить убыточность продукта. На первом этапе проводится анализ тех инициатив, которые уже были разработаны с этой целью, но не принесли ожидаемых результатов. На втором – организуется мозговой штурм для топ-менеджмента, в ходе которого руководители дорабатывают текущие инициативы и предлагают новые.
На третьем – из 40 инициатив путем голосования отбирается топ-20 инициатив для реализации. Оценка показывает, что компания не только сможет достичь цели, но и превысить заданную планку. На четвертом – компания приступает непосредственно к запуску инициатив.
К сожалению, не все воспринимают креативность как то, что может принести ощутимую пользу бизнесу. Эта «привилегия» обычно закреплена за инновационностью, причем под инновацией часто подразумевается не просто творческое решение задач, а масштабное изменение, способное продвинуть вперед всю компанию. Однако ни одна инновация не выросла «из воздуха»: чтобы стать инновационным, надо сначала развить в себе креативность.
Несколько слов о зрелости креативной способности
Под творческой зрелостью обычно подразумевается полное раскрытие креативного потенциала личности. Привычно, когда эти слова звучат в отношении великих творцов. Впрочем, на наш взгляд, они вполне применимы и к обычным людям, и даже к организациям.
Творчески зрелым можно считать любого сотрудника, достигшего мастерства настолько, чтобы уверенно выходить за рамки общепринятого, стандартного и привычного. Для специалиста такой вершиной может стать широкое экспертное видение, позволяющее успешно комбинировать разные методы.
Для команды – сработанность сильных профессионалов, готовых быстро решить проблему, предложить и воплотить оригинальное решение. Для компании – культура, которая поддерживает раскрытие творческого потенциала на каждом уровне управления. Даже если компания еще не получила признание как инновационная, она может стать творчески зрелой. И этого уже может быть достаточно для того, чтобы выйти в лидеры.
Источник: ruef.ru