В экономической теории одним из главных факторов изменения спроса потребителя на рынке является фактическое присутствие или отсутствие благ.
Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Одни из них имеются в почти неограниченных количествах (например, вода, солнце, воздух), а другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная такими благами, как:
- недолговременные – это блага однократные в употреблении (пища);
- долговременные – это блага, используемые человеком многократно (одежда);
- настоящие блага – это те блага, которые имеются на данный момент;
- будущие – это блага, ожидаемые в дальнейшем;
- прямые – это блага, направленные только на потребление;
- косвенные – это те блага, которые были созданы для сопровождения процесса производства;
- взаимозаменяемые – это те блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но и ресурсами, использующимися в производственном процессе (товары-субституты);
- взаимодополняемые – это те блага, которые могут удовлетворять потребности человека или общества только в совокупности друг с другом.
Для того, чтобы создать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы – это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.
ЛЕТСИДЕЙ 6. Актуальность. Ресурсы и Риски / Оскар Хартманн
Существует несколько разновидностей ресурсов:
- природные ресурсы – это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);
- человеческие ресурсы – это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;
- капитальные ресурсы – это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;
- предпринимательские ресурсы – управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.
Но, к сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости.
Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно – числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы.
Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.
В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше.
Экономика 10 класс (Урок№2 — Факторы производства. Проблема ограниченности.)
Те ресурсы, которые вовлекаются в процесс производства продукции, являют собой факторы производства. Рассмотрим их основные виды:
- Земля – это природные блага, используемые в процессе производства (воздух, лес, полезные ископаемые и т. п.); земля – ресурс ограниченный, за него взимается плата, которая называется рентой.
- Труд – это физические и умственные усилия, которые использует человек при производстве товаров и услуг; человек соглашается реализовывать свою способность к труду за плату, которая называется заработной.
- Капитал затрачивается в процессе производства, следовательно, он будет предоставляться в использование за плату, называемую процентом на капитал.
- Предпринимательство сводит воедино в производственном процессе землю, труд и капитал и получает за риск и усилия, вкладываемые в бизнес, плату, называемую прибылью (а в случае неудачи предприниматель один несет все убытки).
Факторами производства могут владеть, распоряжаться и пользоваться частные лица, фирмы или государство.
Так как ресурсы ограничены, перед человеком и обществом встает важный вопрос – вопрос выбора. Часто у человека нет возможности удовлетворить свои потребности или, наоборот, возможность есть, а потребности нет. Даже в повседневной жизни можно столкнуться с этой экономической дилеммой, например сходить в кино или посетить парикмахера, съесть мороженое или шоколадку .
В экономической теории эта задача проявляется в необходимости выбора между альтернативными товарами: какие следует производить, а от каких следует отказаться. Выпуская например максимальное количество велосипедов, придется ограничить производство, например, самокатов. Это подводит нас к понятию производственных возможностей.
Производственные возможности – это максимальное количество товаров или услуг, которое может быть произведено в определенный период времени при данных ресурсах и технологиях.
При этом следует учитывать, что ресурсы в производстве данных товаров или услуг используются наиболее эффективно и полно.
Источник: student-servis.ru
Ресурсы и факторы бизнеса
6. Ресурсы, факторы и результаты бизнеса
В бизнесе скрыт огромный потенциал для интенсивного развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью бизнеса является высокая экономичность в использовании всех видов ресурсов и постоянное стремление к минимизации потерь, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций – ведь предприятие не располагает лишним оборудованием, избыточными запасами сырья и материалов, лишней рабочей силой. Данный фактор – одно из важнейших обстоятельств достижения динамичных показателей экономики в целом.
Таким образом, в целом для экономики страны значение бизнеса невозможно переоценить, а его влияние на различные стороны общественного воспроизводства очень весомо.
Особую роль для отдельно взятой страны играет малый бизнес как ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста, структуру и качественный состав валового национального продукта. Однако значение имеют не только количественные показатели; этот фактор, в принципе, является типично рыночным и лежит в основе современной рыночной инфраструктуры.
Основные преимущества и характерные черты малого бизнеса:
1) мобильность, возможность принятия более гибких, своевременных и оперативных решений;
2) ориентация производителей в основном на региональные и местные рынки;
3) поддержание уровня занятости населения и создание новых рабочих мест;
4) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным предприятиям; 5) малый первоначальный объем инвестиций.
Большую активность в области инноваций проявляют венчурные фирмы, которые довольно успешно могут создавать конкуренцию крупным, добиваясь ускоренных темпов внедрения научно-технических новшеств. Мелкие фирмы с их мобильностью и новаторскими решениями в условиях конкуренции новых товаров нашли свое место в системе хозяйствования.
Они занимаются разработками нововведений, отводя крупным фирмам лишь капиталоемкие стадии промышленного производства. Используемые достижения научно-технического прогресса позволяют быстро подключиться к наукоемким отраслям при отсутствии большого капитала.
Мелким фирмам приходится работать в условиях сильной рыночной конкуренции, с которой не все способны справиться. В большинстве случаев (около 90 %) фирмы разоряются не из-за нехватки финансов или нерациональной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний, которые необходимы для принятия грамотных решений в рыночных условиях. Причинами неудачи могут стать: некомпетентность или нехватка опыта в области коммерции и финансовых операций, в поставках, производстве и управлении, малые объемы продаж, жесткая конкуренция, слишком большие издержки производства.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Биохимия
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- Зоология
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Научная литература — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Философия
- Химия
- Хиромантия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.libma.ru
В бизнесе скрыт огромный потенциал для интенсивного развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью бизнеса является высокая экономичность в использовании всех видов ресурсов и постоянное стремление к минимизации потерь, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций – ведь предприятие не располагает лишним оборудованием, избыточными запасами сырья и материалов, лишней рабочей силой. Данный фактор – одно из важнейших обстоятельств достижения динамичных показателей экономики в целом.
Таким образом, в целом для экономики страны значение бизнеса невозможно переоценить, а его влияние на различные стороны общественного воспроизводства очень весомо.
Особую роль для отдельно взятой страны играет малый бизнес как ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста, структуру и качественный состав валового национального продукта. Однако значение имеют не только количественные показатели; этот фактор, в принципе, является типично рыночным и лежит в основе современной рыночной инфраструктуры.
Основные преимущества и характерные черты малого бизнеса:
1) мобильность, возможность принятия более гибких, своевременных и оперативных решений;
2) ориентация производителей в основном на региональные и местные рынки;
3) поддержание уровня занятости населения и создание новых рабочих мест;
4) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным предприятиям; 5) малый первоначальный объем инвестиций.
Большую активность в области инноваций проявляют венчурные фирмы, которые довольно успешно могут создавать конкуренцию крупным, добиваясь ускоренных темпов внедрения научно-технических новшеств. Мелкие фирмы с их мобильностью и новаторскими решениями в условиях конкуренции новых товаров нашли свое место в системе хозяйствования.
Они занимаются разработками нововведений, отводя крупным фирмам лишь капиталоемкие стадии промышленного производства. Используемые достижения научно-технического прогресса позволяют быстро подключиться к наукоемким отраслям при отсутствии большого капитала.
Мелким фирмам приходится работать в условиях сильной рыночной конкуренции, с которой не все способны справиться. В большинстве случаев (около 90 %) фирмы разоряются не из-за нехватки финансов или нерациональной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний, которые необходимы для принятия грамотных решений в рыночных условиях. Причинами неудачи могут стать: некомпетентность или нехватка опыта в области коммерции и финансовых операций, в поставках, производстве и управлении, малые объемы продаж, жесткая конкуренция, слишком большие издержки производства.
Источник: litresp.ru