Эксперты The European House Ambrosetti составили свой 5-ый ежегодный глобальный рейтинг привлекательности стран, выделив основные факторы привлекательности и последствия влияния пандемии COVID-19 на уровень привлекательности стран.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Привлекательность страны не может быть существенно улучшена с помощью «точечных» действий и краткосрочных мер, но требует далеко идущих действий, планирования и национальных стратегий.
Позиции стран в рейтинге привлекательности не имеют тенденции к резкому изменению. Корреляция между результатами 2021 и 2021 годов составляет 0,995. В 2021 году только 15 стран из 144 изменили свое место в рейтинге более чем на 10 пунктов, и при этом все эти страны находятся не выше 65 места.
Индекс привлекательности стран хорошо коррелируется с показателями прямых иностранных инвестиций (0,69) и инвестиций в основной капитал (0,75) и определяет необходимость повышения инвестиционной привлекательности, что является крайне сложной задачей при отсутствии долгосрочных планов развития отраслей, регионов и национальной экономики в целом.
Рейтинг легкости ведения бизнеса
Выход из кризиса, вызванного пандемией COVID-19, требует большего вмешательства государства в экономические процессы. Рыночные механизмы не способны обеспечить максимальные темпы выхода из текущего кризиса.
Одним из самых опасных последствий текущего кризиса является резкое увеличение дефицита государственных бюджетов. В таких условиях еще более важной становится способность эффективно распределять государственные (и частные) расходы на реализацию долгосрочных проектов и стратегий, способных изменить экономическую систему.
Таким образом, снова должна войти в тренды промышленная политика, рассматриваемая как сотрудничество между государственным и частным секторами для достижения в долгосрочной перспективе стратегических целей, отодвинутая в сторону развитыми странами, которые почти полностью оставили стратегический выбор рынку.
Авторы исследования дали прогнозы результатов Индекса привлекательности стран на будущее. Согласно ним большинство стран Европы, включая Россию, несут серьезные риски снижения своих позиций в рейтинге в будущем, вследствие пандемии COVID-19. Наименьшее негативное влияние пандемии среди первых 30 стран прогнозируется для Японии, Сингапура, Швейцарии, Новой Зеландии и Исландии. Как видно, результаты будущих рейтингов будут скорректированы географическим фактором.
В рейтинге 2021 года Россия занимает 23 место из 144 стран, и это наивысший показатель за все годы составления рейтинга. Наибольшей проблемой России с точки зрения привлекательности являются показатели эффективности и уязвимости.
Расчет индекса привлекательности стран производится на основе 6 блоков KPI, отражающих динамику и устойчивость развития. С точки зрения динамики развития России необходимо повышать свое место в показателях эффективности. По 4 из 5 показателей данного блока Россия не входит в первые 60 стран (по уровню безработицы 63 место, по индексу эффективности логистики 74, по индексу верховенства закона 78, по уровню налогового бремени 105).
На ПМЭФ представили рейтинг бизнес-привлекательности регионов 2018
С точки зрения показателей устойчивости, результаты России по данному блоку показателей, начиная с 2021 года, находились в группе стран с низким уровнем привлекательности. Среди таких показателей: смертность, связанная с загрязнением окружающей среды; количество суицидов; уровень бедности; количество пострадавших от природных катастроф и др.
Краткий обзор результатов по России.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Стратегическое развитие и Инвестиционный климат, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.
Резюме
Анализ результатов XXIII ежегодного рейтинга инвестпривлекательности регионов, подготовленного агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика), показывает, что постепенное снижение инвестиционных рисков, отмеченное по итогам прошлогоднего исследования, продолжается. Задача, которую государство ставит перед значительно обновленным губернаторским корпусом, – поступательное сокращение разрыва в развитии территорий. Однако этот разрыв в последние годы, как видно из рейтинга, только увеличивается.
Интегральный инвестиционный риск и практически все его составляющие (за исключением управленческого риска) снижаются второй год подряд
. Инвестиционный коллапс, пережитый российской экономикой в 2014–2016 годах, сменился небольшим ростом: капитальные вложения, согласно Росстату, увеличились на 4,4% по итогам 2017-го и продолжают прибавлять – на 4,1% в годовом выражении за 9 месяцев 2018-го. Однако доля регионов с падением инвестиций все еще остается весьма значительной; на конец первой половины 2021 года таковых набралось 40%.
Основным фактором повышения управленческого риска стали перестановки в губернаторском корпусе, который за 2017-й и первую половину 2021 года обновился на треть. В числе новых губернаторов немало варягов – чиновников из федеральных структур.
Итоговое снижение интегрального риска – заслуга преимущественно крупных регионов с диверсифицированной экономикой. Изменения в составе лидеров рейтинга минимальны. Среди первой десятки лидеров по инвестпотенциалу снижение или как минимум стабилизация рисков наблюдается в 7 регионах.
Рейтингом зафиксирован трехкратный разрыв между регионами с минимальным и максимальным уровнями инвестриска, и этот разрыв в последние 2 года увеличивается. Для его сокращения Минэкономразвития разработало стратегию пространственного развития России, которая предполагает формирование 14 макрорегионов, чей состав не совпадает с составом федеральных округов.
Эффект от госинвестиций, связанных с подготовкой чемпионата мира по футболу, по итогам 2021 года почти незаметен. Ведь самая важная для регионального развития часть инвестиций – вложения в инфраструктуру – была при подготовке мундиаля урезана. Для ужесточения контроля за расходованием на местах федеральных перечислений и повышения эффективности их использования Минфин разработал и уже внедряет принцип модельного бюджета при распределении межбюджетных трансфертов из федеральной казны.
Таким образом у федеральных властей появляется новый действенный инструмент влияния на региональные элиты.
Деньги выбирают
На прошедшем недавно в Ярославле заседании президиума Госсовета отмечалось, что в нынешних непростых экономических условиях власти большинства регионов могут поддержать восстановление экономики лишь созданием благоприятного инвестиционного климата. И резервы для этого, отмечали участники заседания, есть.
В целом Россия в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (Doing Business) за последние шесть лет поднялась со 124-го места на 40-е. Третий год подряд в стране формируется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который основывается на двух параметрах: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый показывает, на какую долю регион претендует на общероссийском рынке, а второй отражает сложности, с которыми инвестор сталкивается в той или иной территории. Ситуация в регионах значительно различается: в одних потенциал высок и риски минимальны, в других даже при высоком потенциале риски перевешивают, и тогда инвестиции туда не идут.
— Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов — совсем «молодой» инструмент и пока не является доминирующим фактором при выборе инвестором региона инвестирования, — считает президент Российского инвестиционного агентства Юрий Спиридонов. — Но он полезен для региональных властей, поскольку служит для выявления и решения основных проблем, на которые обращают внимание инвесторы. Это оперативное оформление земельных участков, получение разрешительной документации, осуществление технологических подключений к сетям газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения и т.д., развитие инфраструктуры для бизнеса и т.д.
Верхние строчки в Национальном инвестиционном рейтинге не первый год занимают Республика Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская, Тюменская области, Краснодарский край, Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ и еще ряд «тяжеловесов». В прошлом году эта группа даже увеличилась на три региона. В основе успеха — солидные инвестиционные программы — как собственные, в рамках государственно-частного партнерства, так и осуществляемые при поддержке федерального бюджета.
Но экономический спад свел на нет действие некоторых прежних драйверов роста, и они в ряде случаев превратились в тормоз для региональных экономик. Самый показательный пример — многочисленные заводы, созданные для промсборки иномарок. Падение спроса на их продукцию сказалось на положении в рейтинге таких регионов, как Петербург, Калужская и Калининградская области.
Определились в условиях экономического кризиса и новые драйверы роста. Так, для ряда региональных экономик им стал химический комплекс — поднялись в рейтинге Тульская, Новгородская, Ленинградская области, прибавила Республика Татарстан. Драйвером роста для многих регионов стала биофармацевтика, особенно там, где развиваются фармкластеры — это Калужская, Московская и Ярославская области, Алтайский край и др.
Ставка на импортозамещение позволяла хотя бы в теории несколько подняться регионам с сильным агропромышленным комплексом — Ставропольскому и Алтайскому краям, Тамбовской и Воронежской областям, но некоторые этим шансом так и не воспользовались. На Дальнем Востоке и в Сибири одна из основных форм поддержки бизнеса заключается в создании особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР) с льготным налоговым режимом. Новые механизмы развития изменили здесь соотношение казенных и частных источников финансирования в пользу последних, что позволило создать на Дальнем Востоке, например, почти 50 тысяч новых рабочих мест.
Однако выросло и число российских регионов в группе «Умеренной инвестиционной привлекательности» — так корректно в Национальном рейтинговом агентстве называют группу регионов-аутсайдеров. Причем ситуация с привлечением инвестиций не всегда зависит только от сырьевых ресурсов и уровня госдолга. Много значит и созидательная активность региональной власти в ее стремлении изменить инвестиционный климат к лучшему. В группе отстающих региональных команд вновь оказались как территории Центральной России (Ивановская, Костромская, Псковская, Кировская и др. области), так и сибирские (Тува, Алтай и Алтайский край, Хакасия, Бурятия, Забайкальский край, Курганская область и др.) и северокавказские (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и др.). Очевидно, этим регионам требуется особое внимание и помощь со стороны институтов развития, а их губернаторам есть о чем призадуматься.
Последние два года отмечены ростом интереса к России со стороны зарубежных инвесторов. Причины в том, говорят экономисты, что сегодня в мире денег много, а проектов, в которые реально можно инвестировать без большого риска, недостаточно.
— В большинстве случаев инвестпроекты предлагают регионам иностранные партнеры, желающие сократить издержки, которые они несут в своих странах, — подтверждает Юрий Спиридонов. — Но не исключено и обратное движение, особенно, если проект своими гарантиями поддерживает государство.
Наш рынок в условиях санкций стал привлекательным для иностранных компаний своими практически гарантированными государством доходами. Их предоставляет специальный инвестиционный контракт (СПИК), которым правительство России дает особые привилегии тем, кто инвестирует как минимум 750 миллионов рублей и обязуется вести бизнес в России не менее 10 лет.
СПИК дает компаниям возможность участвовать в государственных тендерах, получать налоговые льготы и приобрести статус «локального БЭЛ Девелопмент», члена Ассоциации инвесторов Москвы, Елена Комиссарова. — К примеру, мы приступаем к реализации девелоперского проекта «Квартал XXI века» в Иркутске. Эта комплексная застройка рекомендована к включению в стратегию развития Иркутской области. Проект предполагает возведение целого ряда объектов — современных общественных и жилых зданий, гостиниц и концертного зала, инициатором строительства которого стал Денис Мацуев, уже более 10 лет проводящий здесь фестиваль «Звезды на Байкале». Город станет более красивым, интересным, а значит, и инвестиционно привлекательным. Новые инвесторы уже интересуются проектом.
— Но не надо забывать, что инвесторы предпочитают приходить в регионы, в которых уже сложились экономические и административные условия для них, и эту тенденцию трудно изменить: диспропорции между субъектами РФ растут, — отмечает Юрий Спиридонов. — Традиционно привлекательными для торговли и финансов остаются крупные мегаполисы — Москва и Петербург, а также Московская и Ленинградская области — здесь влияние оказывает наличие высокообразованных кадров, логистика, плотность и высокий доход на душу населения по сравнению с другими регионами. Вызывают интерес и области с высоким ресурсным потенциалом — Тюменская, Сахалинская, а также области, в которых губернаторы смогли обеспечить максимально комфортные условия для инвесторов — Калужская область, Республика Татарстан. Пример работы региональных команд этих субъектов показывает остальным главам регионов реальный путь того, что необходимо делать, чтобы войти в число лидеров инвестиционного рейтинга.
Под контролем Агентства стратегических инициатив и Минэкономразвития России в этом году регионы будут готовить «дорожные карты», которые должны облегчить жизнь бизнесу. Для их составления необходимо опираться на 12 целевых моделей для упрощения ведения бизнеса в регионе, утвержденных в начале февраля премьер-министром Дмитрием Медведевым. Везде, где возможно, необходимо будет внедрять электронные формы взаимодействия бизнеса и власти, упростить все разрешительные процедуры, поработать над улучшением регионального законодательства для инвесторов, перестроить на партнерское взаимодействие налоговые фискальные структуры и т.п. Таким образом, главной задачей региональных администраций остается создание благоприятной инвестиционной среды.
Программа имеет конкретные показатели, которые регионам необходимо будет достичь. Например, до 1 января 2021 года постановка на кадастровый учет должна сократиться с 80 дней до 38, а регистрация прав собственности — с 15 до 7 дней. С 210 дней до 80 дней регионы должны уменьшить сроки получения разрешения на строительство.
До конца года обеспечить бизнесу подключение к электросетям за 90 дней, присоединение к сетям газоснабжения — до 30 дней, а подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения необходимо обеспечить за 40 дней. Дважды в год Минэкономразвития России будет докладывать правительству о достижении целевых показателей моделей регионами. Отвечать будут губернаторы. Эти меры должны улучшить ситуацию с инвестиционным климатом в регионах, особенно в отстающих, в целом это будет работать на развитие экономики страны.
— Инвестиционные компании и фонды положительно относятся к усилиям государства по налаживанию взаимодействия с деловым сообществом, улучшению условий регулирования и формированию благоприятной деловой среды, — заключает Иван Максимов.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Татьяна Батенева
Чтобы не обижались
В национальном рейтинге инвестиционной привлекательности публикуется только двадцать регионов-лидеров. Все остальные позиции скрыты. Как рассказал «РГ» руководитель АСИ по Северо-Западу, член Клуба лидеров Арзум Арзуманян, даже губернаторы регионов не имеют доступа к полной версии рейтинга, им высылают данные только по положению в подведомственных им субъектах. По словам эксперта, такая закрытость объясняется целью рейтинга, который призван показать лучшие практики регионов и не нагнетать негатив вокруг субъектов, оказавшихся в хвосте списка.
В этом году в открытую часть рейтинга попали три региона Северо-Запада. Петербург занял четвертое место, а в прошлом году было 17-е. Правда, значительная роль в достижении этого показателя принадлежит представительствам федеральных структур в регионе. На презентации рейтинга прозвучало, что без влияния этих структур город находился бы на шестом месте.
На 12-м и 15-м месте расположились Ленинградская и Калининградская области. В закрытой части рейтинга на двадцать четыре позиции поднялась Новгородская область. И вообще, все регионы СЗФО, данные о которых обнародованы, кардинально улучшили свое положение.
— Рейтинг не претендовал на всеобщность. Чаяний всех предпринимателей он отразить, безусловно, не может, даже если регион достиг высокого места, это не означает, что все бизнесмены счастливы, — подчеркивает Арзуманян. — Каждый респондент отвечал с позиции своей компании.
Однако предпринимательская среда неоднородна. И бизнесмены, которые участвуют в общественных объединениях, дают комментарии в СМИ или ходят на заседания советов по делам предпринимателей в областные администрации, — это лишь малая часть тех, кто занят развитием своего дела. Подавляющее большинство предпринимателей нигде не состоят, никуда не обращаются и заявляют о своих проблемах лишь когда ситуация становится критической.
Если в рейтинге инвестпривлекательности опрашивались бизнесмены, так или иначе находящиеся на виду, то ядро опросов, проводимых бизнес-омбудсменами, составляют руководители компаний, обратившиеся к уполномоченному в связи с какими-нибудь сложностями. И здесь даже в регионах-лидерах проблем оказывается «выше крыши».
Источник: stimul40.ru
EY: Великобритания возглавила рейтинг инвестпривлекательности для финансовых проектов
Аудиторско-консалтинговая компания EY составила очередной рейтинг привлекательности европейских стран для иностранных инвестиций (FDI) в финансовые проекты. Как отмечает Bloomberg со ссылкой на результаты исследования, первое место заняла Великобритания, которая в прошлом году привлекла иностранные инвестиции в 76 проектов по оказанию финансовых услуг — это 26% от всех FDI в такие проекты, пришедших в Европу в прошлом году. Больше всего в британские финансовые проекты в прошлом году инвестировали США — 21 проект.
На втором месте по числу FDI в финансовые проекты оказалась Франция (45 проектов), третье место разделили Германия и Испания (по 31 проекту). EY отмечает, что рост FDI в финансовые проекты в Великобритании (на 17%) был показан даже на фоне непростой экономической ситуации. При этом во Франции в прошлом году количество FDI в финансовые проекты сократилось на 25%.
- Евгений Хвостик подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Индекс привлекательности для частного бизнеса PwC: за год Кипр опустился с 12 на 23 место
В 2022 году Кипр оказался на 23 месте из 33 возможных в рейтинге привлекательности для частного бизнеса, составляемом компанией PwC. За год Кипр спустился на 11 позиций: год назад он был на 12 месте. Лучший кипрский показатель — налоговая и регуляторная политика (3 место в рейтинге), два худших — экологические, социальные и управленческие параметры и перспективы для частного бизнеса (оба — 30 место).
- В этом году Кипр включен в группу «развивающихся юрисдикций» для ведения бизнеса (с 19 по 26 места рейтинга).
Напомним, что ежегодно PricewaterhouseCoopers составляет рейтинг стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) с точки зрения привлекательности для ведения бизнеса. В него включены 33 страны. В этом году в тройку лидеров вошли Швейцария, Великобритания и Швеция. Замыкают рейтинг Нигерия, Румыния и Кения.
Источник: evropakipr.com