Основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является формирование благоприятной внешней предпринимательской среды.
Внешнюю предпринимательскую среду можно характеризовать как совокупность законодательных (правовых), политических, социальных, экономических и институциональных факторов, которые стимулируют либо негативно влияют, либо нейтральны по отношению к процессу развития предпринимательства.
Таким образом, эффективное регулирование предпринимательской деятельности — это создание внешней предпринимательской среды, при которой будет обеспечено максимально благоприятные условия поддержки развития предпринимательства при оптимальном сочетании интересов предпринимателей и государства [5].
Вопросам определения эффективности развития предпринимательства посвящены многие исследования, включая работы российских ученых, таких, как Т. Алимова, А. Блинов, А. Ви-ленский, Т. Долгопятова, Н. Зяблюк, Ю. Ко-чеврин, Н. Лушина, М. Минервин, П. Недотко, И. Разумнова, В. Рубе, а также ряда ученых и экономистов из стран Европы и США.
В рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business наша страна заняла 41 строчку
Традиционным измерениями эффективности регулирования малого и среднего бизнеса (МСБ) являются такие количественные показатели, как доля субъектов МСБ в ВВП страны, а также численность занятого населения в малых и средних предприятиях. Согласно данным Агентства по статистике РК, доля вклада субъектов МСБ в ВВП Республики Казахстан в 2005 году составляла 17,4%, к 2010 году — 20,2%, а к 1 июля 2012 года этот показатель снизился до 17,5%. Общеизвестно, что в странах ОСЭР этот показатель значительно выше, например, в Германии доля МСБ в валовом продукте страны около 57%, в Великобритании — 52%, а в США — 53%. По данным Агентства по статистике Евросоюза в 2010 году на долю предприятий с численностью менее 250 человек приходилось около 58% от совокупного ВВП Евросоюза, доля таких субъектов бизнеса от общего числа действующих предприятий Европы составляла 99,8%, и все эти предприятия вместе давали занятость 66,9% всего работающего населения стран Евросоюза. Для сравнения, численность занятых в МСБ по состоянию на 1 июля 2012 года по Республике Казахстан составила 2 425 315 человек, что составляет всего 27,6% от экономически активного населения страны.
Однако, для страны со структурой экономики, подобной Казахстану, только эти количественные показатели не способны дать объективную оценку тому, насколько эффективно созданы условия для развития МСБ в стране. Экономика Казахстана сосредоточена в сырьевых отраслях, где 7% общего числа предприятий создает 70% ВВП страны, и все эти предприятия из нефтяного и горно-металлургического секторов. Таким образом, необходима другая система оценки бизнес среды в стране. Рейтинг Doing business Всемирного банка может стать более объективным инструментом по оценке условий, созданных для ведения бизнеса в более чем 180 странах мира.
Согласно этому рейтингу, который еще называют «индекс легкости ведения бизнеса» [1], Казахстан в 2012 году занял 49 место в списке из 185 стран, что является улучшением на 7 позиций по сравнению с 56 местом в 2011 году. Для сравнения: в рейтинге Doing business Всемирного банка Казахстан по итогам 2012 года опередил Китай (91 место), Турцию (71 место), Польшу (55 место), Россию (112 место), Беларусь (58 место), и Кыргызстан (70 место). Значительное улучшение места Казахстана в рейтинге Всемирного банка произошло благодаря упрощению процедуры создания предприятий и устранению требования об уплате минимального капитала в течение трех месяцев после регистрации. Принятие соответствующих поправок в Налоговый Кодекс Республики Казахстан осенью 2011 года позволило Казахстану подняться на 30 позиций по индикатору «Регистрация предприятий» (с 55 на 25), что «потянуло» за собой весь рейтинг страны вверх.
Украина в рейтинге ведения бизнеса Doing Business
Еще одно значительное изменение в оценке условий для бизнеса в Казахстане приходится на упрощение процедуры кредитования субъектов предпринимательства: внедрение Правительством РК механизма по освобождению пред приятий МСБ от автоматического пребывания в реабилитационных процедурах способствовало укреплению прав кредиторов. Эта мера позволила Казахстану улучшить позицию Казахстана по индикатору «Кредитование» (с 97 на 83).
Детальный анализ показывает, что в общей сложности по 7 из 10 основных индикаторов условий для ведения и создания предприятий МСБ, Казахстан опережает средний показатель по региону Восточной Европы и Центральной Азии. Особо стоит отметить успехи по защите прав инвесторов (10 место в 2012 году, к 44 в 2011), усилившиеся благодаря изменению требований, относящихся к одобрению сделок между заинтересованными лицами и упрощению процесса предъявления иска в случаях с ущербными сделками между заинтересованными сторонами.
Также немаловажным аспектом развития отечественного бизнеса является благоприятный налоговый климат Казахстана (13-е место), который в сравнении с другими постсоветскими странами признается более мягким и привлекательным. К примеру, НДС в Казахстане на сегодняшний день составляет 12%, в России — 18%, а в Белоруссии — 20%. Улучшение налогового климата имеет особое значение в условиях Таможенного союза и единого экономического пространства. Хотя в рейтинге за 2012 год наблюдается снижение позиции Казахстана на одно место (с 16 на 17) по причине неэффективности налогового администрирования, которое нивелирует успехи Казахстана в отношении установления благоприятного уровня налогов. Другим положительным примером может послужить относительно низкая процентная ставка на прибыль предприятий среднего бизнеса, которая составляет 28,6%, в то время как в странах ОЭСР данный показатель равен 42,7%.
Однако, несмотря на значимые достижения по созданию привлекательной условий для ведения бизнеса, Казахстану как молодому и развивающемуся государству необходимо еще много сделать в отношении создания благоприятной бизнес-среды.
Так, по нескольким индикаторам улучшение позиции Казахстана не произошло, а по такому важному направлению, как «Международная торговля», имело место снижение рейтинга Казахстана (с 182 на 178 место). Оценка страны в разделе «Международная торговля» особенно важна для нашего исследования, так как этот индикатор является, возможно, лучшим отражением влияния процесса экономической интеграции на возможность субъектов предпринимательства малого и среднего бизнеса Казахстана успешно конкурировать за пределами Казахстана.
Авторами методологии оценки страны по критерию «Международная торговля» являются Djankov, Freund and Pham. Впервые она была изложена в работе Trading on Time и опубликована в журнале Review of Economics and Statistics в ноябре 2008 года (подробно с методологией можно ознакомиться на сайте Всемирного банка [2]).
Как показывает анализ экспертов Всемирного банка, Казахстан значительно отстает от большинства стран Европы и Центральной Азии, не говоря уже о более развитых странах (ОЭСР) по времени, необходимому субъекту предпринимательства на осуществление операции по экспорту или импорту, а также по стоимости экспортно-импортных операций [3]:
Это отставание частично может быть объяснено отсутствием у Казахстана выхода к морю, потому что для оценки эффективности экспортно-импортных операций в рейтинге «Международная торговля» для Всемирного банка очень важны (а) выход к морю и (б) наличие развитой портовой инфраструктуры. Однако только этим нельзя объяснить нахождение Казахстана в самом конце списка стран, ранжированных в номинации «Международная торговля». Отчасти это понимает и Правительство Казахстана, которое намеревается улучшить позицию Казахстану по этому индикатору в 2013 году за счет внедрения единого электронного окна при экспортно-импортных операциях в сфере внешней торговли и пилотного электронного декларирования товаров по всем таможенным процедурам [4]. Сегодня в Казахстане любому хозяйствующему субъекту требуется в два с лишним раза больше документов для оформления экспорта/ импорта товара, чем, например, в странах ОЭСР. С учетом того, что стоимость оформления одного контейнера для экспортных и импортных операций превышает аналогичные показатели стран ОЭСР более чем в четыре раза (см. таблицу выше), большинство предприятий МСБ Казахстана просто не могут позволить себе вести внешнеэкономическую деятельность, учитывая ограниченность в свободных средствах и человеческих ресурсах.
Сравнение этих показателей с соседями по Таможенному союзу — Российской Федерацией и Беларусью помогает оценить конкурентоспособность предприятий Казахстана в условиях продолжающейся региональной экономической интеграции. Если в количестве документов, необходимых для внешнеэкономической деятельности наблюдается, практически, полное равенство — требуется по 10 документов для оформления экспорта во всех трех странах и примерно одинаковое количество документов для импорта, то стоимость экспортно-импортной операции с одним контейнером в Казахстане значительно выше за счет большей удаленности от морских путей. Таким образом, единственная возможность для Казахстана конкурировать в вопросах создания условий отечественным предприятиям для ведения торговой деятельности — это работать над снижением бюрократических барьеров.
Устранение административных барьеров является обязательным условием стимулирования малого и среднего бизнеса, которое отмечают все исследователи. В целом, стимулирование развития малого бизнеса осуществляется по трем основным направлениям:
- государство, создавая общие условия для функционирования бизнеса, формирует ту среду (благоприятную, негативную или нейтральную), в которой предстоит развиваться малому бизнесу;
- на государственном уровне разрабатываются и реализуются специальные меры и комплексные программы поддержки МСБ, а также
- государство содействует становлению и развитию интеграционной подсистемы стимулирования малого предпринимательства [6].
Устранение административных барьеров является важнейшей частью государственной политики по эффективному регулированию малого и среднего бизнеса в любой стране. На основании нашего анализа оценки бизнес среды в Казахстане по методике Всемирного банка Doing business можно сделать следующий вывод: слабая инфраструктура для осуществления таможенных и внешнеторговых операций (время на экспорт/импорт), бюрократия экспортно-импортного регулирования (количество документов), стоимость ведения бизнеса при выходе на рынке других стран негативно влияют на конкурентоспособность Казахстанского МСБ в условиях экономической интеграции в рамках Таможенного союза (ТС). Только целенаправленные усилия государства по устранению административных барьеров при ведении внешнеэкономической деятельности предприятиями МСБ могут изменить ситуацию и помочь Казахстанскому МСБ занять свое место на новом рынке Таможенного союза.
Литература
- International Finance Corporation, World Bank. Оценка бизнес регулирования Doing business. Годовой отчет, профиль страны: Казахстан, 2013 г., страница 45 /russian.doingbusiness.org
- Simeon Djankov, Caroline Freund, Cong S. Pham. Trading on time. Журнал Review of Economics and Statistics, ноябрь 2008 г. doingbusiness.org
- International Finance Corporation, World Bank. Оценка бизнес регулирования Doing business. Годовой отчет, профиль страны: Казахстан, 2013 г., страница 52 /russian.doingbusiness.org/
- Выступление Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Ерболата Досаева на заседании Правительства РК, 22 января 2013 г. zakon.kz/top_news
- Динаев, Т. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности / Динаев Т. // Предпринимательство. — 2006. — № 6.
- Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М: ТЕИС, 2000. — С. 185, 186, 187 // Мировая экономика и Международные отношения. — 1992. — № 10.
Источник: articlekz.com
Россия вновь поднялась в рейтинге Doing Business – теперь на три позиции
В рейтинге Doing Business-2020, который ежегодно публикует группа Всемирного банка, Россия поднялась на 28-е место. В прошлом рейтинге результат России, напомним, был на три позиции ниже — 31-е место из 190, — а в позапрошлом — 35-е.
Возглавляет рейтинг, как и год назад, Новая Зеландия – у неё 86,8 «очков». Разрыв между Россией (78,2 «очка») и лидером составляет 8,6 пунктов.
В этом году Всемирный банк учёл три реформы, которые были проведены в России. Так, ускорено подключение предприятий к системе электроснабжения, в том числе за счёт создания специализированных отделов по подключению по принципу «единого окна». Также РФ усилила защиту миноритарных инвесторов, потребовав большей корпоративной прозрачности, и упростила налоговые условия за счёт сокращения сроков возврата налога на добавленную стоимость (НДС). Позитивное влияние на упрощение налогового учета оказало и дальнейшее совершенствование программного обеспечения для управления бизнесом производства отечественной компании «1C», считает Всемирный банк.
Совокупная оценка условий бизнеса состоит из 10 показателей: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности (доступность процедуры банкротства).
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин отметил, что РФ занимает самую высокую позицию среди стран БРИКС, опережая многие европейские государства. Чтобы закрепить успех, нужно сделать многое для создания предсказуемых условий ведения бизнеса. «Конкуренция здесь серьёзная: тот же Китай с 46-го места передвинулся на 31-е место, нас уже вплотную поджимает. Поэтому для того, чтобы даже сохранять свои позиции, нам придется очень активно двигаться вперёд», — сказал Орешкин.
Напомним, в 2012 году (когда Россия находилась на 120-м месте в рейтинге) президент России Владимир Путин поставил задачу повышения позиции РФ в рейтинге Doing Business до 50-й в 2015 году и 20-й в 2018 году. Эта задача, выполненная не до конца, сохраняется и сейчас — только уже в виде поручения президента (войти в первую двадцатку теперь уже к 2024 году).
«Россия сможет в течение ближайших лет войти в двадцатку при условии того, что будет выполнена «регуляторная гильотина», и если существенным образом изменится правоприменение [уголовного и административного законодательства] по отношению к бизнесу», — сказал сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, который оценил улучшение позиции страны как «совсем небольшое».
Источник: d-russia.ru
Практическое значение рейтинга Doing Business отсутствует
Вопрос прикладного значения рейтинга возник после того, как Игорь Шувалов заявил, что некоторые страны просят Россию поделиться опытом быстрого роста в рейтинге Doing Business. Максим Орешкин сказал, что страна сохраняет цель войти в топ-20 стран в рейтинге. Россия поднялась в свежем докладе Doing Business на 5 строчек и заняла 35 место.
Рейтинг Doing Business (ДБ) появился в 2003 году. В этом году вышел юбилейный 15 доклад Всемирного банка (ВБ). Суть рейтинга – объективно оценить правовое регулирование деятельности малых и средних предприятий (МСП) путем анализа нормативно-правовых актов (НПА) и опроса экспертов.
Важно, ВБ делает акцент на правоприменении (практике), а не на тексте НПА, так как разумно предполагает наличие расхождений. Чем выше рейтинг страны – тем проще вести МСП, и тем лучше зашита прав инвесторов. Рейтинг составляется на основе оценки ведения бизнеса в крупнейшем мегаполисе изучаемой страны.
В принципе, статью можно было бы закончить, так как в абзаце выше уже дан формальный ответ на наличие практического значения. Нет, его не имеет. Во второй части статьи мы дадим и прикладную оценки рейтинга.
Формальная оценка
Отсутствие практического значения проистекает из следующих фактов:
- оценивается узкая область деятельности МСП. Всемирный банк даёт лишь подсказку, как желательно изменять законодательство страны. Остальные бизнес-параметры, такие как инфляция, ставка кредита, развитие инфраструктуры, субсидии и другие, не оцениваются,
- оценивается правоприменение законодательства в крупнейшем мегаполисе страны. В России ситуация в Москве немного отличается от других регионов,
- не оценивается результат изменения законодательства, а выставляется оценка усилиям государства в области регулирования. Оценка ВБ объективна (см. ниже).
Особо стоит подчеркнуть полезность работы, которую провел ВБ в этой специфической области. Он привёл все оцениваемые параметры к количественным показателям. Тем самым была достигнута объективность. Например, регулирование создания предприятия оценивается по сроку, стоимости, количеству процедур и размеру минимального уставного капитала. Если НПА изменяют количественные параметры в сторону уменьшения, то регистрируется улучшение в отношении простоты открытия компании.
Пару заметок, почему повышение России в рейтинге так порадовало чиновников. Факт радости можно легко доказать:
Максим Орешкин, министр экономического развития: «Россия достигла рекордно высокого места в рейтинге Всемирного банка, эксперты которого отметили значительное ускорение реформ в нашей стране», — отмечено в официальном сообщении Минэкономразвития РФ),
Игорь Шувалов, первый зампредседателя правительства РФ: «По данным Всемирного банка, уже несколько стран обратились к нам с просьбой организовать контакты с соответствующими представителями в России для обсуждения вопросов улучшения инвестиционного климата. Причина — динамика, с которой мы поднимаемся по рейтингу, за пять лет на более 80 позиций, с 120 на 35 место», — сообщает ТАСС.
Во-первых, улучшение позиции России в любом международном рейтинге вызывает радость на уровне безусловного рефлекса. Даже изменение в насквозь коммерческом рейтинге Всемирного экономического форума вызывает восторг. Разбор этой экономической поделки под названием «Индекс конкурентоспособности» мы делали в сентябре, когда Россия поднялось в ней на пять мест.
Во-вторых, необходимость подняться в рейтинге ДБ отмечена в поручениях Президента РФ от 2012 года. То есть, чиновники улучшением позиции страны в этом конкретном сравнении откладывают потенциальный нагоняй.
Прикладная оценка
Вспомним гордое сравнение Игоря Шувалова – за пять лет позиция РФ улучшилась на 85 мест. Как оценили такое улучшение коммерсанты:
Сергей Агапцев, аудитор счетной палаты в мае 2017 отметил: «Таким образом, на основании данных Росстата и ФНС России за 2010-2016 гг. … количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9%. При этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости».
На занятость мы обращаем особое внимание, так как юбилейный доклад ВБ имеет подзаголовок «Reforming to create jobs», как на картинке к статье. Это переводится как «реформирование для создания рабочих мест». Также аудитор сделал и пару лирических отступлений в своем официальном докладе на Коллегии Счётной палаты:
«Результативность оказанной финансовой помощи (государством) вызывает сомнение. В отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП, при этом не исключается наличие коррупционной составляющей. Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики».
Как вишенка на торт: сколько бы не измеряли долю МСП в Валовом внутреннем продукте РФ у Минэкономразвития все время выходит одна и та-же цифра — 20%. Последний раз она отмечена в текущем году в докладе «о развитии МСП». При этом в 2014 году было сформулирована задача увеличить долю МСП до 40% в ВВП страны. Из доклада 2016 года такая цель куда-то исчезла. Фактически, выступление Агапцева можно считать экономической сатирой на тему этого доклада.